Абилитация
Содержание:
- Абилитация и реабилитация какая разница?
- Финансирование программы абилитации
- Что означает понятие «абилитация»?
- Абилитация инвалидов
- Абилитация и реабилитация – в чем разница?
- Педагогическая реабилитация
- Общие положения
- ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
- Временной фактор – это важно?
- Похожие термины:
- Абилитация и реабилитация: в чем разница
- Сфера применения
- Разница между реабилитацией и абилитацией инвалида
- Медицинские меры
- Финансирование нового проекта
- Всероссийское общество слепых
Абилитация и реабилитация какая разница?
Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.
При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.
В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.
Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.
Если начать применение абилита в десятилетнем возрасте, тогда полностью восстановить функции речевого аппарата не получиться.
Финансирование программы абилитации
После определения понятий «реабилитация и абилитация инвалидов», что это конкретно и в чем состоят различия, необходимо коснуться вопроса финансирования. Если ранее технические средства и многие восстановительные процессы, включая дорогостоящее лечение, оплачивались родителями и создаваемыми ими фондами, то теперь из госбюджета на подобные цели выделяется определенная сумма. Согласно Распоряжению от 31.12.2015 г. №2782-р, в 2016 году будут выделены целевые средства в размере 9,3 млрд. руб. из фонда соцстрахования.
Распределение финансирования контролируется Правительством РФ, что определено новой нормой (ч.8, ст.7 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации»). В соответствии с законом денежные средства могут быть перенаправлены на обеспечение инвалидов техническими средствами, услугами, требуемыми для восстановления здоровья и отдельных функций организма. Подписанное Распоряжение определяет, что средства из Фонда соцстрахования направлены на следующие цели:
- предоставление технических средств и услуг реабилитации и абилитации (7,7 млрд. руб.);
- предоставление субвенций в бюджеты субъектов РФ на подобные цели (в размере 1,6 млрд. руб.).
Принятая новая программа позволяет существенно улучшить механизм распределения помощи и определения ее объема, облегчить восстановление нормальной жизнедеятельности инвалидам, нуждающимся в помощи, успешной социализации, устройстве профессиональной и личной жизни.
Что означает понятие «абилитация»?
Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.
Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности. То есть это развитие еще несформированных функций и навыков, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.
Выбор понятия «абилитация» — это выбор более широкой перспективы, чем сосредоточение внимания на функциональном ограничении как на отклонении от нормы. Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.
Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений
«Вступление к абилитации и реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности». Учебно-методическое пособие. — М.: ГЕРБ, 2007 — 288 — с.
Кол-во просмотров: 517
Абилитация инвалидов
С 2020 года в РФ вступает в силу новая, более совершенная система установления факта инвалидности, позволяющая не только поставить диагноз, но и более полно определиться с тем, какая именно индивидуальная помощь нужна каждому конкретному пациенту. Таким образом, вводится в действие такая новая формулировка – абилитация инвалидов. Что это понятие в себя включает?
Ключевыми, самыми важными компонентами этого вида абилитации можно назвать протезирование, ортезирование, использование возможностей реконструктивной хирургии, различные варианты профессиональной ориентации, лечение в условиях санатория, применение лечебной физкультуры, различные спортивные мероприятия.
Абилитация и реабилитация – в чем разница?
Система мероприятий, реализуемая в ходе абилитации, направлена на лечение детей раннего возраста, которые еще не приспособлены к существованию в социуме. Ребенок по мере роста и развития становится полноценным членом общества.
Реабилитация тоже является системой педагогических и лечебных мероприятий. Однако спектр действий направлен на лечение таких состояний, которые могут привести к утрате работоспособности. Таким образом, пациент после курса терапии обретает возможность жить и трудиться в обычных условиях.
Об абилитации уместно говорить в том случае, если малыш стал инвалидом в раннем детстве или с рождения был таковым (родовые травмы мозга и черепа, внутриутробные поражения ЦНС), то есть у ребенка никогда не было полноценной двигательной активности, нарушены речевые и прочие функции. Такие дети не имеют опыта общественной жизни и не обладают навыками самообслуживания.
О реабилитации уместно говорить тогда, когда пациент имеет опыт общественной жизни, какой-либо полезной и благотворной деятельности. Курс направлен на лечение детей старшего возраста и взрослого населения.
Педагогическая реабилитация
Благодаря методам педагогической реабилитации удаётся обучить и всесторонне развить детей-инвалидов, скорректировать их способности к восприятию, запоминанию, передаче информации и тд. А у взрослых можно развить и поддержать творческие умения. В любом случае инвалидов стремятся мотивировать, заинтересовывать в ходе обучения
Как правило, процесс осуществляется в маленьких группах, где каждый получает внимание.
Важно! Чтобы достичь хороших результатов, в педагогическую реабилитацию вовлекают не только инвалидов, но также членов их семей, которым следует выполнять рекомендации специалистов на дому.
Общие положения
Карта разработана на основании многих Федеральных законов, нормативных актов и объединяет некоторые области. В России актуальна форма ИПРА от 31 июля 2015 г. Вначале документа отображены личные данные гражданина, состоящие из нескольких частей:
- в первой — сведения о человеке (анкетные данные), его образовании (общее и профессиональное);
- во второй — данные о профессиональной деятельности, специальности, квалификации и должности;
- третья часть информирует, какая у человека группа инвалидности, каковы противопоказания по труду.
Еще, в программу ИПР для инвалидов, добавлен пункт для дополнительной информации. Он предназначен для:
- опекунов;
- людей, не имеющих гражданства;
- людей, переехавших из РФ;
- граждан без жилья.
Рядом отображена информация о сроке, в течение которого она действует. Прописано заключение (оно является основой для формирования карты).
ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
- Раннее начало. Комплекс мероприятий должен быть начат как можно раньше. Это поможет добиться наилучших результатов и снизить вероятность осложнений.
- Непрерывность. Не должно быть перерывов в работе по восстановлению функций.
- Этапность. Человек должен пройти следующие этапы: стационарный, поликлинический, санаторно-курортный.
Стационарный этап включает этап болезни и берет начало в медицинских учреждениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь. Главной целью является своевременная диагностика и лечение. Задачи данного этапа: определение состояния организма, проведение лабораторных и инструментальных исследований, создание программы восстановления, начиная от начала болезни до перехода на поликлинический этап.
Целью поликлинического этапа является восстановления способностей к самообслуживанию и возвращению к трудовой деятельности.
Санаторно-курортный этап помогает постепенно увеличивать физическую нагрузку. Главным методом данного этапа является кинезотерапия. Обычно проводят групповые занятия лечебной физической культурой. Часто используются специальные тренажеры. Также эффективно себя зарекомендовало плавание, спортивные игры, туризм, пешеходные экскурсии.
- Преемственность. Все данные о пациенте должны быть переданы следующему звену (стационар передаёт информацию поликлинике, поликлиника санаторно-курортным учреждениям).
- Комплексный характер. Необходимо заботиться не только о восстановлении функций органов человека, но и его социальных и профессиональных сферах.
- Индивидуальный подход. Каждый человек должен рассматриваться как уникальный организм. Нельзя применять одну и ту же схему ко всем больным, с каждой личностью необходимо работать отдельно.
Индивидуальную программу реабилитации и абилитации создает бюро медико-социальной экспертизы для каждого человека, учитывая особенности его заболевания.
Временной фактор – это важно?
Да, это очень и очень важно. Надо сказать, что поздно начатая абилитация инвалидов (что это – было описано выше), скорее всего, даст минимальный эффект или будет трудно выполнимой
Исходя из этого, можно сделать вывод, что абилитация наиболее эффективна в отношении маленьких детей с ограниченными возможностями.
И вообще, суть этого процесса не только в том, чтобы лечить и модифицировать имеющиеся расстройства физического или умственного плана, но и в том, чтобы достичь поставленной цели (т. е. улучшить функционал) с применением альтернативных методов, если привычные пути заблокированы. Либо есть другой путь – адаптация окружающей среды до того уровня, чтобы отсутствующие функции были компенсированы.
Мероприятия по реабилитации начинают осуществлять едва ли не с первых дней заболевания или получения травмы. Все действия проводятся непрерывно и поэтапно. Что же касается абилитации, то здесь мероприятия могут стартовать с того момента, когда был проведен мониторинг состояния здоровья будущей матери и плода, либо с момента рождения малыша с отклонениями в развитии.
Похожие термины:
-
часть непрерывного и согласованного процесса реабилитации; подразумевается предоставление таких услуг, как помощь в приобретении профессии, профессиональное обучение и обеспечение лиц с физиче
-
комплекс медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление и коррекцию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статус
-
физкультурный вид реабилитации, направленный на восстановление или компенсацию нарушенных функций у людей при помощи физических упражнений и физкультурной деятельности. Содержание Д. р. составл
-
это многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда: на его прежнем или новом рабочем месте, а если эт
-
комплекс мер, направленных на восстановление профессиональной трудоспособности инвалидов в доступных для него условиях труда, на достижение инвалидом материальной независимости. Профессиональ
-
– система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление,коррекцию или компенсац
-
система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызв
-
мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, создание необходимых условий и заботы о нем.
-
это комплекс педагогических, психологических, социально-экономических мероприятий, а также мероприятий правового характера, направленных на восстановление социального статуса инвалида по зрен
-
система и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно бытовой деятельности.
-
комплекс мер, направленных на восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем.
-
военное учреждение, осуществляющее практическое решение задач оказания психологической помощи военнослужащим, реализацию индивидуальных реабилитационных программ, психологическое сопровожде
-
научно-практический центр, публикует актуальную информацию по проблемам образования детей-инвалидов, знакомит с коррекционной работой, проводимой специалистами центра, содержит ценные материал
-
гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.
-
разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объ
-
гарантированный государством перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам безвозмездно за счет федерального бюджета.
-
разработанный на основе решений Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, объемы, ср
-
это комплекс взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих подготовку слепых и слабовидящих детей в условиях специальных образовательных учреждений к независимой жизни в обществе зрячих, успешн
-
учреждение, предназначенное для решения определенных социальных задач по отношению к несовершеннолетним в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующие специального педагогического подход
-
комплексная дисциплина, базирующаяся на мед., психол. и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы пед. воздействия на больного или трудно-обучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подро
Абилитация и реабилитация: в чем разница
Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.
Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.
Сфера применения
К сожалению, иногда у ребенка при рождении обнаруживаются некие функциональные ограничения, а это значит, что он не сможет будущем самостоятельно развить те функции, которые нужны, чтобы жизнь протекала нормально или функциональность такого ребенка останется ниже, чем у его ровесников.
Но, несмотря на болезнь, он продолжает быть ребенком, нуждающимся в любви, опеке, ласке, внимании и заботе. Воспитывая его с учетом уникальности состояния, нужно стараться сначала видеть ребенка, а потом проблему.
Произошедшее от латинского «habilis», слово «абилитация» означает «быть способным». Следовательно, «абилитировать» значит «сделать состоятельным», в отличие от понятия реабилитации, которая направлена на то, чтобы восстановить утраченные в результате болезни функции.
Процесс абилитации наиболее актуален по отношению к детям, имеющим ограниченные состоянием здоровья возможности. Но он также применим и к другой категории людей, чье здоровье пострадало морально. (Осужденные люди, пережившие насилие).
Аблитация не просто лечит и модифицирует различные расстройства, она успешно обучает ребенка альтернативным путям достижения функциональной цели в случае блокировки привычных путей.
Очень важно знать, что абилитацию нужно начинать как можно раньше. Чем позже начнется процесс, тем меньше будет его эффективность и тем больше потребуется усилий от специалистов
Последние годы практики показали, что лечебные, педагогические, логопедические и другие мероприятия следует начинать с первого года жизни ребенка.
- Мероприятия по реабилитации начинают проводиться с первого дня болезни или полученной травмы, проводятся до достижения результата.
- Мероприятия, направленные на абилитациию, иногда могут начаться с наблюдения за состоянием будущей мамы и последующим выхаживанием ребенка уже с момента рождения.
Абилитация направлена на предоставление возможности ребенку вести тот образ жизни, который по максимуму приближен к обычному. Под «обычным» в этом случае подразумевается жизнь, которая была бы у ребенка без функциональных ограничений.
Основная задача как абилитации, так и реабилитации – преодоление состояния патологии у людей, чьи возможности значительно ограничены, их успешная адаптация и социализация в обществе, возможность устроиться в профессии и личной жизни.
Разница между реабилитацией и абилитацией инвалида
Инвалиды по причине состояния здоровья относятся к социально незащищённой категории, а это подразумевает, что государство должно оказывать им содействие с помощью финансового обеспечения, лечения и реализации специальных программ. В последнем случае речь идёт об абилитации и реабилитации.
Абилитация представляет собой лечебно-педагогические процедуры, способствующие не только устранению реакций патологического характера у детей, но и предупреждению нарушений в организме. В целом абилитация направлена на формирование отсутствовавших у инвалидов способностей к различным видам деятельности (бытовые, общественные, профессиональные и тд). Её главная цель — содействовать развитию или обретению не сформированных умений.
Что касается реабилитации, её программа — это сумма мероприятий по поддержке гражданина с ОВЗ. После прохождения курса инвалид может решать бытовые задачи, трудиться, исходя из текущих физических возможностей. Реабилитация подразумевает восстановление навыков, функций и реализуется поэтапно с периодичностью во времени независимо от тяжести недуга, начиная с первых дней инвалидизации.
Медицинские меры
Медицинская реабилитация инвалидов включает в себя получение медикаментозной терапии, физиолечения, обеспечение необходимой частоты плановых госпитализаций в стационары, назначение и выполнение различных операций, направление в профильные санатории. Этот вид помощи граждане получают в соответствии с программой государственных гарантий субъектов РФ, источником финансирования чаще является федеральный бюджет.
При невозможности обеспечения каким-либо видом медицинской реабилитации по ОМС следует обратиться в фонд социального страхования и узнать о возможной компенсации расходов. Получение лекарственных средств, санаторно-курортного лечения бесплатно возможно при сохранении за инвалидом право на так называемый набор социальных услуг или соцпакет. При необходимости больные, их родственники могут уточнить информацию о санаториях для проведения выездной реабилитации в сети Интернет.
Так на сайте Департамента труда и социальной защиты (ДСЗН) города Москвы есть актуальные для 2020 года сведения об услугах с указанием названий центров, их коечной мощности.
Хронический больной выписывает поддерживающую терапию в поликлинике (диспансере) по месту жительства. Лечащий врач отслеживает его состояние и направляет на плановое лечение в условиях дневного или круглосуточного стационара. Там больному назначают не только лекарственные препараты, но и могут порекомендовать и выполнить:
- массаж;
- физиотерапию;
- лечебную физкультуру;
- бальнеолечение.
В некоторых организациях во время стационарного лечения на основании ИПРА разрабатывают маршрутный лист инвалида и указывают в нем выполненные и рекомендуемые мероприятия. После выписки инвалид получает на руки эпикриз из отделения с указанием срока, объема терапии, наличия или отсутствия эффекта от применяемых методов. Врач по месту жительства изучает выписки и корректирует план реабилитации.
При необходимости пациенту выписывают комиссионное направление на получение высокотехнологичного лечения в условиях медицинских центров федерального значения. Так, лиц с заболеваниями нервной системы, соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата направляют в Новокуйбышевский оздоровительный центр.
Инвалиды по слуху могут рассчитывать на установку имплатнов улитки в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. Эта возможность особенно важна для детей с нейросенсорным типом тугоухости. Своевременная дорогостоящая операция помогает такому ребенку расти без отставания в психическом развитии и впоследствии стать полноценным гражданином социума.
Лица с хроническими тяжелыми болезнями почек и нарастающей недостаточностью проходят гемодиализ, позволяющий сохранить жизнь
Если больному оформлена группа инвалидности на 1 или 2 года, за 2 месяца до очередного переосвидетельствования медицинская организация, в которой он получает основную помощь, готовит отчет для ФСС. В нем указывают его паспортные данные, объем и условия (стационар, поликлиника) выполнения реабилитационных мероприятий. После оформления отчеты с печатями организации централизованно отправляют в фонд социального страхования.
Для лиц с бессрочной инвалидностью такие документы готовят и отсылают сразу после установления нетрудоспособности.
Реабилитационный центр для детей-инвалидов
При очередном переосвидетельствовании МСЭ получает информацию:
- об объеме лекарственной помощи в течение установленного периода;
- о количестве плановых и экстренных госпитализаций;
- о выполненных реконструктивных операциях;
- о полученном санаторно-курортном лечении.
Также врач, оформляющий документы в МСЭ, указывает подробную информацию об отказе больного от госпитализаций, приема терапии, нарушениях режима. Это помогает более полно оценить эффективность реабилитации инвалида и решить вопрос о назначении других методов лечения.
Финансирование нового проекта
Финансовое обеспечение такой программы, как абилитация, — это достаточно серьезный вопрос. Ранее все затраты по восстановлению утраченных функций или по приобретению ранее отсутствующих, как правило, ложились неподъемным бременем на плечи родителей либо создаваемых ими фондов помощи. А ведь лечение такого рода практически всегда дорогостоящее. Кроме того, самые разные технические средства и восстановительные процессы тоже требовали вложения немалых средств.
Теперь, согласно новому закону, на такие мероприятия из бюджета выделяется определенная сумма. Что касается 2020 года, то объем денежных средств для этих целей составляет 9,3 млрд рублей, и выделены они будут из фонда соцстрахования.
Официальный, подписанный руководством страны документ определяет, что эти финансовые потоки могут быть использованы по двум направлениям. Во-первых, это предоставление технических средств и услуг по абилитации и реабилитации (объем – 7,7 млрд рублей). Во-вторых, это предоставление денежной помощь местным бюджетам со стороны государственного (субвенции) на подобные мероприятия (объем – 1,6 млрд рублей).
Всероссийское общество слепых
Что конкретно там прописано? В законодательство Российской Федерации впервые вводится определение принципа недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и дается определение такой дискриминации с учетом норм Конвенции. Также впервые вводится понятие «абилитация». Под ней понимается система и процесс формирования отсутствовавших способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация наиболее актуальна в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Механизм ее осуществления будет определяться в рамках единого реабилитационно-абилитационного процесса.
— Для начала будет полезно немного углубиться в историю законодательства о социальной защите инвалидов. Отмечу следующее: в 1995 году был принят Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Именно он положил начало переходу от медицинской модели инвалидности, основывающейся на. неполноценности людей с ограниченными возможностями здоровья, к медико-социальной модели. В ее основе лежит концепция, согласно которой инвалидность — это не утрата трудоспособности, а ограничение жизнедеятельности. Как видите, подход совершенно иной! За инвалидом сохраняется не только возможность трудиться, но и способность осуществлять самообслуживание, передвигаться, ориентироваться, общаться, обучаться и так далее. Напомню: до 1995 года была врачебно-трудовая комиссия (раз это потеря трудоспособности), а стала — медико-социальная экспертиза.