Надуть не выйдет: эксперты оценили эффективность алкозамков

Выгода для всех

Использование алкозамков – гарантия безопасности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Вероятность попадания за руль пьяного шофёра значительно сокращается. Алкоблокираторы популярны у владельцев транспортных компаний, которые ставят за приоритет комфорт и ответственность в работе с клиентами. Вероятность смертельного исхода, ущерба для пешеходов и автомобиля снижается на 60-70%.

Недостаток алкотестеров – цена. Надёжные модели стоят дорого, а недорогие аналоги могут сбоить. Среди нареканий – превышение или уменьшение содержания в крови алкоголя. А отдельные модели и вовсе могут сделать пьяным абсолютно трезвого гражданина, приняв за спирт пары кефира, особенно домашнего.

Это вообще законно?

Очевидно, установка алкозамков в авто пьяных водителей ограничивает их свободы и права, ведь в течение времени, когда он будет проверять автолюбителя, ему можно садиться за руль. И возможность обуславливать некими проверками этот процесс – вопрос сомнительный.

Для чего нам это всё знать? Для понимания, что для ограничения с помощью алкозамка свободы передвижения по России должен быть введён соответствующий новый федеральный закон.

А что говорят разного рода СМИ и интернет-издания? А то, что в рамках инициативы будет разработано два документа:

  1. ГОСТ по требованиям к таким алкозамкам для нетрезвых водителей и их установке на автомобили,
  2. изменения в ПДД, где будет прописано законодательно сама возможность такой установки – то есть такая мера будет подкреплена Правилами.

Но ПДД формально – это не закон. Это подзаконный акт, Постановление Правительства (под номером ). Таким образом, если обязанность «продуваться» в алкозамок будет прописана именно в Правилах дорожного движения, то налицо неимение юридической силы такой обязанности. Всё просто – ПДД не являются федеральным законом. И в этом случае они будут противоречить Конституции. Последняя, разумеется, имеет высшую юридическую силу в таком случае.

Как будет работать алкозамок для нетрезвого водителя?

В предложении есть конкретика по этому поводу. В настоящее время есть две меры ответственности для водителей, которые были ранее уже наказаны за состояние опьянения:

Последний пункт подразумевает уголовную ответственность в том случае, если водитель, подвергнутый наказанию за алкогольное или наркотическое опьянение, будет снова пойман в нетрезвом виде при езде на транспортном средстве. У подвергнутости наказания есть также свой срок – один год с момента исполнения этого наказания, то есть с даты окончания срока лишения прав или полной оплаты штрафа 30 000 рублей (смотря, что наступит позднее).

Так вот, законодатели решили заняться именно этим вторым пунктом – то есть не дать водителю совершить правонарушение (или преступление при наличии состава 264.1 УК) повторно. Для этого после вынесения постановления о лишении за опьянение в машину нарушителя якобы установят специальный прибор – алкозамок. Он не даст автолюбителю сдвинуться с места, пока тот не пройдёт экспресс-тест в виде быстрого освидетельствования на пары алкоголя.

В данный момент сообщается, что алкозамок будет работать вкупе с системой Эра-ГЛОНАСС, которая отслеживает позицию автомобиля по GPS.

Таким образом, алгоритм процедуры будет простой:

  1. вы, будучи подвергнутым наказанию, садитесь за руль своего автомобиля,
  2. он заводится (или не заводится – пока не понятно, на каком этапе будет ограничиваеться движение),
  3. и вы обязаны дунуть в алкозамок,
  4. прибор показывает, что у вы трезвы, и тогда машина разблокируется для дальнейшей поездки,
  5. либо же результат теста алкозамка находит пары алкоголя в выдохе, и тогда автомобиль остаётся заблокированным, и вы не сможете отправиться на нём в путь.

Кроме того, остаётся непонятным, есть ли предельная концентрация паров алкоголя для возможности управления. Так, для заключения о состоянии опьянения при освидетельствовании на дороге такая концентрация составляет 0,16 мг/литр. Будет ли также в алкозамке или вы должны быть трезвы «по нулям», остаётся неясным.

А что в России?

В России последние восемь лет обсуждается возможное введение автозамков в эксплуатацию. Впрочем, пока за пределы идей инициативы не выходят.

В 2010 году их тестировали на школьных автобусах в Татарстане и Иваново, но дальше эксперимента дело не пошло.

В 2013 году «Справедливая Россия» предлагала обязать водителей, уличенных в пьяном вождении, ставить за свой счет алкозамки, но законопроект отклонили.

Минпромторг в очередной раз предложил ввести их в эксплуатацию в 2020 году.

Замглавы Центра организации дорожного движения Москвы Александр Евсин предложил поставить алкозамки в каждую каршеринговую машину. Это одна из мер, призванных снизить аварийность среди арендных авто.

Как работает алкозамок?

Задача алкозамка — предотвратить движение автомобиля под управлением водителя с алкоголем в крови. Для выполнения этой задачи прибор устанавливается на борту автотранспортного средства и включается в цепь зажигания.

Аппаратная часть системы состоит из алкометра, блока управления и соединительных кабелей. Общение с водителем алкозамок ведет при посредстве алкометра – с помощью сообщений на дисплее и звуковых сигналов.

После того, как водитель, повернув ключ в замке зажигания, включил бортовую сеть, активируется алкозамок. Алкометр включается и после процедуры самопроверки предлагает водителю пройти тест на алкоголь, чтобы завести двигатель.

Водитель делает выдох в мундштук, алкометр измеряет содержание алкоголя, блок управления анализирует результат. И если алкоголь не обнаружен, надпись на дисплее алкометра сообщает о том, что тест пройден, и водитель может завести двигатель. Если же алкоголь обнаружен, блок управления препятствует его включению.

В России программирование функций системы, считывание, обработку и анализ записанных данных обеспечивает программное обеспечение «Алковизор», которое устанавливается в контрольно-сервисных центрах.

В 2019 году Мосгордума рассматривала вариант оснастить алкозамками такси и каршеринг. Вот, как описывал механику работы приборов председатель столичного парламента Алексей Шапошников: «Водителю предлагается подуть в специальный мундштук, и если устройство выявляет превышение алкоголя 0,2 промилле, запуск авто автоматически блокируется».

Новые ограничения для водителей

В обозримом будущем все новые автомобили в России могут получить обязательную опцию в виде специального алкозамка. Соответствующую концепцию разработает Минпромторг России, пишет «Коммерсант».

Ведомство собирается проработать эту идею до конца 2020 г., пока без более точных сроков. Эта тема поднималась в рамках совещания, прошедшего в Министерстве. Помощь ведомству окажет Государственный научный центр России Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт “НАМИ“» (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»).

Специалисты «НАМИ» проведут проверку алкозамков на безопасность их использования в автомобилях. К примеру, они не должны срабатывать во время движения транспортного средства. В рамках концепции будут стандартизованы требования и методы тестирования алкозамков. Со временем им будет присвоен статус «средств измерений», как дорожным камерам и алкотестерам, а это означает, что водителям придется регулярно проводить их поверку.

Российские алкозамки стоят от 25 до 120 тыс. руб. Цены на автомобили могут взлететь вверх

Алкозамок – это специальный прибор, блокирующий систему автомобиля при обнаружении воздухе, выдыхаемом водителем, паров алкоголя. Такие устройства широко применяются в Европе с конца XX века, а с 2022 г. все автомобили, собранные в странах Евросоюза (ЕС) будут оснащаться ими на обязательной основе.

Автопроизводителям добавят баллов

Этим летом Министерство промышленности и торговли России объявило о планах до конца года разработать концепцию внедрения алкозамков в массовое потребление.

В частности, в ведомстве пообещали дополнительные баллы в рамках действующей системы по оценке локализации производства за установку алкозамков российского производства для автопроизводителей. В перспективе для таких приборов разработают специальные стандарты и обяжут к регулярным проверкам.

Надуть не выйдет

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Почти все автопроизводители — от АвтоВАЗа до Volvo — отказались от комментариев.

«На принудительную установку алкозамков в стоке смотрим негативно. Остается много вопросов — как это будет регламентироваться и кто это будет делать. Учитывая установку ЭРА ГЛОНАСС, это приведет к удорожанию автомобилей. Если это будет делаться на заводе, то разработка, массовое производство и установка повлекут за собой большие затраты, которые в конечном итоге будут перекладываться на конечного покупателя. И смогут ли алкозамки сказаться на уменьшении числа пьяных ДТП — вопрос открытый», — отметили в пресс-службе российского офиса Mitsubishi.

Идею Минпромторга не оценили

Установку алкозамков на новые автомобили для продажи в России не поддержал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Он сообщил «Коммерсанту», что о массовом применении таких приборов говорить пока что рано, ссылаясь на то, что Россия пока не готова к этому. По его словам, в стране отсутствуют соответствующая инфраструктура обслуживания, а также нет ни стандартов, ни какой-либо нормативной базы, имеющей отношение к алкозамкам. Лысаков отметил, что, в теории, алкозамками можно оснащать машины тех автомобилистов, которые уже были уличены в вождении в нетрезвом виде.

«Если алкозамки будут ставить за счет автопроизводителей, это приведет к росту цен на машины. Почему водитель, который вообще не пьет, должен платить сверху за алкозамок?», – добавил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству.

Схожей с мнением Лысакова придерживается и директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Татарстана Рифкат Минниханов, в прошлом – глава ГИБДД Республики. «Автопроизводители и их дилеры, скорее всего, не поддержат идею. Учитывая значительную долю вторичного рынка и менталитет владельцев престижных авто, идея вряд ли окажется жизнеспособной. Да и тезис о том, что нет замков, к которым наши соотечественники не подберут «ключи», опровергнуть еще ни разу не удалось», – сказал он.

В поддержку идеи Минпромторга, пишет РИА «Новости», выступил представитель рабочей группы НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев. «Эффект может оказаться положительным. Сама идея не нова. Многие автопроизводители уже активно внедряют такие технологии, в частности алкозамки планировала ставить Volvo», – отметил он.

В то же время Федосеев считает, что в России обязательно появятся специалисты, которые будут деактивировать алкозамки на новых автомобилях. «По третьему закону Ньютона любое действие рождает противодействие. Появление такой системы неизбежно приведет к созданию рынка по их снятию», – полагает он.

Попался пьяным — на замок

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин в рамках конференции «Алкозамки как инструмент борьбы с вождением в нетрезвом состоянии: мировой опыт и российские реалии», состоявшейся во вторник, 10 ноября, предложил сделать алкозамки обязательными для тех, кто уже попадался на пьяном вождении. Он отметил, что оплачивать установку алкозамка должен сам проштрафившийся автомобилист.

«Что касается простых водителей, то, с нашей точки зрения, алкозамки могут обсуждаться в контексте обязательности для тех, кто когда-то попадался на пьяном вождении и продолжает по истечение определенного периода водить. Для этой категории граждан алкозамки должны стать обязательной ношей», — заявил Янин.

Надуть не выйдет

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По его словам, установка алкозамков для такси и каршеринга может быть добровольной мерой. Впрочем, затем Янин пояснил «Известиям», что, если оценить проблему пьяного вождения как серьезную, установка алкозамков на такси и каршеринг может статья обязательной для отдельных регионов.

«Я бы начал с эксперимента в больших городах», — заявил «Известиям» Янин.

Что касается поголовной установки устройств, то россиянам она пока не грозит. Навязывание алкозамков всем водителям противоречит закону о запрете навязанных услуг, считает член комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы Российской Федерации Вячеслав Лысаков

«Есть люди, вообще не употребляющие алкоголь, и заставлять их выкладывать деньги за алкозамок неправильно», — отметил он. По словам Лысакова, алкозамки нужно устанавливать в обязательном порядке на машины, перевозящие опасные грузы и детей. Причем прибор должен проходить проверку, в ходе которой можно выявить несанкционированную попытку завести мотор в состоянии алкогольного опьянения.

Качество оставляет желать лучшего

В настоящее время готовый к массовому выпуску прибор имеется в распоряжении лишь у компании «Мета», и стоимость одного его экземпляра составляет 79 тыс. руб. Между тем, его актуальная модификация непригодна для установки на автомобили.

На его корректную работу прибора может повлиять значительное число различных внешних факторов. Так, он может среагировать на пары стеклоомывающей жидкости, бальзам для полости рта, а также на духи и даже на лосьоны для бритья.

Композитный ИИ: что это такое и зачем он нужен?
Искусственный интеллект

Более того, чтобы алкозамок производства «Меты» функционировал исправно, водителям не стоит ни курить, ни принимать пищу перед тем, как сесть за руль. Пить холодную или горячую воду тоже не рекомендуется. К тому же, если алкозамок «Меты» выявит превышение уровня алкоголя, то следующую попытку можно будет совершить только через полчаса, что может испортить все планы водителя на день.

Что будет проверять алкозамок?

Есть два вида освидетельствования, в том числе ряд законных и незаконных экспресс-анализов в этих целях:

  • первый выявляет пары этилового спирта на основе паров выдыхаемого воздуха водителя (обычный алкотестер) – именно этим и будет, как предполагается, заниматься алкозамок в автомобиле наказанного за нетрезвое вождение водителя,
  • второй проводит анализ на выявление наркотических веществ, которые запрещено употреблять за рулём.

Алкозамок в принципе не сможет выявлять наркотики. Дело в том, что они определяются не в выдохе и даже не в слюне. Согласно Правил медицинского освидетельствования, вещества находят в рамках химико-токсикологичесокго исследования в лицензированных лабораториях медучреждений. И на пробу берётся, как правило, моча (или кровь, если проверяемый находится в бессознательном состоянии).

Есть ещё экспресс-тесты в виде палочек, которые окунаются в мочу водителя и показывают наличие запрещённых веществ без идентификации конкретных наркотических средств. Но алкозамок не сможет физически взять мочу и, тем более, кровь внутри салона машины. Да и название его говорит само за себя – проверяться будет только содержание алкоголя.

Неужели алкозамок нельзя обмануть?

Нельзя.

Самый логичный обманный ход — попросить трезвого друга дунуть в прибор, чтобы он не определил алкоголь. Проблема в том, что алкозамок требует замер уровня алкоголя не один раз за поездку.

Он может попросить сделать повторный замер в любое время в процессе вождения. Если повторный тест не выполняется или обнаруживается присутствие алкоголя, система блокировки не препятствует движению автомобиля, но включает звуковую и световую сигнализацию, используя бортовое светооборудование и гудок.

Если водитель принимает решение запустить двигатель в обход системы блокировки, он может сделать это, но память блока управления сохраняет все случаи несанкционированного запуска двигателя.

Принято считать, что алкозамок остановит пьяного водителя и не позволит завести автомобиль. Но оказалось, что прибор можно обмануть.

Установленный в машине алкозамок призван уберечь пьяного человека от попытки сесть за руль. Этот гибрид алкотестера и иммобилайзера не позволяет завести мотор, если водитель не прошел проверку. В Бельгии и скандинавских странах алкозамки используют больше 10 лет. Там это альтернатива лишению прав и серьезный удар по карману нарушителя.

Игорь Маржаретто, автоэксперт: «Это дорогая штука. Действенная, но дорогая. Я вам могу сказать, что в Швеции в пересчете на доллары сама установка стоит порядка тысячи долларов».

К этой сумме надо добавить цену самого прибора и ежемесячную плату за обслуживание. В России алкозамками машины оборудуют только крупные организации.

Андрей Забродин, генеральный директор компании  перевозчика опасных грузов: «Прибор стоит порядка 1000 евро. На фоне 100 с лишним тысяч стоимости машины это не такая значимая сумма. Случаев выявления пьяных не было. С точки зрения имиджа, наверное, окупается».

С 2022 года каждый новый автомобиль в Европе будет с разъемом для подключения алкозамка. Как будут внедрять замок в России, пока решают в Минпромторге. Устройство стоит 80 тысяч.

Первое, что пробуют желающие обмануть прибор,  внешний источник воздуха, например, шарик или насос. Чтобы одурачить прибор придется, надуть шарик, например, насосом. Но не поможет. Дело в том, что современный алкозамок умеет определять не только пары алкоголя. Обмануть его, накачав обычным воздухом, а не выдохом, не получится.

Фархад Мамедов, представитель компании  производителя алкозамков: «Множество датчиков, которые используются здесь, они с точностью определяют, человек это или нет. Там есть понятие и объема, и температуры, и влажности».

Чтобы обмануть алкозамок, можно попросить дунуть в него похожего. Эксперимент программы «Главная дорога» показал, что отказался помочь пьяному автомобилисту лишь каждый десятый. Люди отзывчивые. Но даже человеческие чувства и заблуждения против бездушных технологий бессильны.

Андрей Забродин: «У нас установлены камеры. Две из них находятся в кабине».

С алкозамком попытались разобраться специалисты по автомобильной электрике. Задача  найти простой способ завести машину в обход устройства. У профессионалов работа заняла не больше 20 минут.

Эдгар Шомахов, специалист по автомобильной электрике: «Мы в автомобиль установили маленькую кнопочку, при переключении которой можно будет машину завести. Стоит это от 500 до 1000 рублей, в зависимости от наглости установщика».

Уехать на такой машине можно. А вот избежать наказания не удастся.

Дмитрий Баринов, интергрирует в автомобиль «умные системы»: «Любое вмешательство записывается в энергонезависимую память устройства. Даже если отключить его на долгое время, все равно эти события останутся».

Алкозамок можно оснастить системой связи. Например, в Швеции все приборы постоянно отправляют данные в диспетчерскую.

Дмитрий Баринов: «Телематический блок подключен к Интернету по сети GSM».

Попытки внедрять замки в России уже были. Например, ими хотели оснастить школьные автобусы. Но постепенно от идеи отказались, потому что очень дорого. Большинство трезвых водителей скептически настроены к новой опции за дополнительные деньги.

Игорь Маржаретто: «Меня как водителя оскорбляет то, что меня заведомо считают алкашом».

Алкозамок пригодится там, где высока ответственность  например, водителям автобусов и перевозчикам опасных грузов.

Новости СМИ2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector