Прогулы в школе и наказание за них

О пользе общения

Поощряйте его контакты с одноклассниками вне школьных стен: это могут быть совместные прогулки, походы в кино и на каток, посещения концертов. Скажите ему, что он может приводить своих друзей домой и самому гостить у них — это очень полезно для дальнейшей социализации. Узнайте, нет ли в школе кружков, организаций, спортивных секций, которые могут быть интересными подростку. На занятиях риторикой, программированием или баскетболом он сможет не только получить интересные и полезные знания, но и завести новых друзей.

Помните: по какой бы причине ваш ребенок не прогуливал уроки, в ваших силах помочь ему, поддержать и направить его. Доброжелательность, терпение и ласка станут вашим оружием в борьбе со строптивым подростком.

Автор статьи: психолог, социальный педагог Наталья Калитвенцева

 Полезные статьи:  Воспитание подростка
 Как отучить подростка врать
 Как повлиять на подростка?
 Зависимость подроска от компьютера
 Кризис подросткового возраста

За что могут выгнать из школы: мифы и реальность

Иногда учителя в порыве эмоций говорят ученику, что за двойки его отчислят из школы. Могут ли выгнать из школы за неуспеваемость и могут ли выгнать из школы за прогулы?

Могут ли исключить из школы за неуспеваемость До достижения ребенком 15 лет не могут. По закону, администрация школы в этом случае может:

  • дать ему возможность пересдать двойки;
  • оставить на второй год;
  • предложить перейти на семейное обучение частично или полностью.

После того как ученику исполнилось 15 лет, руководство школы имеет право отчислить его за неуспеваемость и невыполнение учебного плана, если это прописано в уставе школы.

Могут ли отчислить из школы за прогулы Могут, если в уставе школы прописано, что прогулы — это грубое нарушение школьного распорядка. При этом прогулы должны быть неоднократными и зафиксированными. Применимо только к ученикам, достигшим 15 лет.
Могут ли отчислить из школы за пропуски Аналогично ситуации с прогулами.
Могут ли исключить из школы за употребление алкоголя или наркотических веществ Да. Если подобные нарушения прописаны в уставе школы и если есть неоднократное подтверждение этих действий.
За применение психического или физического насилия По достижению ребенком 15 лет за неоднократные подобные нарушения его отчислят из школы. В возрасте до 15 лет родителей ребенка могут привлечь к ответственности за нанесение другим детям морального или физического вреда, но это не может стать поводом для исключения из школы. Школа обязана дать образование, а правонарушениями в этом случае занимается отдел по делам несовершеннолетних.

Из чего состоит онлайн-занятие?

Технически наше онлайн-занятие (вебинар) состоит из презентации, которая выполняет роль доски для преподавателя, и объяснения преподавателя, которое происходит посредством видеотрансляции. Преподавателю достаточно иметь web-камеру, микрофон (можно встроенный) и презентацию, по которой он будет вести урок. Для проведения своих онлайн-уроков мы используем платформу webinar.ru. Можно использовать и другую платформу для проведения вебинаров — вы легко сможете найти их аналоги, просто воспользовавшись поисковиком.

Вот так выглядит пример одного из наших уроков.

Как вы видите, слева располагается виртуальная «доска», на которой выписывается решение заданий, а справа — преподаватель, который объясняет, как нужно решать задачу. Сервисы для проведения вебинаров также удобны тем, что ученики могут задавать вопросы в чате.

Скрытые сигналы

Если задушевные беседы не дали никакого результата, понаблюдайте за поведением ребенка. Психологи называют несколько факторов, которые могут стать причинами прогулов:

1. Боязнь неудачи

Это особенно актуально для детей с так называемым «комплексом отличника». Их с раннего детства настраивают на конкуренцию и внушают, что они должны быть самыми лучшими и всегда добиваться высоких результатов. К сожалению, в таких случаях родители нередко перегибают палку: ребенок, ощущая постоянное давление извне, начинает нервничать, что неизбежно ведет к срывам и прогулам.

2. Коллективная травля

Очень распространенная в российских школах причина прогулов: детям даже самым маленьким, свойственно объединяться по «стайному» принципу, выбирая «жертву» для насмешек и издевок. Причиной может послужить что угодно: полнота, слишком высокий или маленький рост, необычная манера одеваться, бедность… Решить такую проблему самостоятельно довольно сложно; возможно, потребуется работа с детским психологом и даже смена школы.

3. Угрозы получения физического вреда

Этот пункт можно назвать одной из разновидностей предыдущего: часто подростки уклоняются от посещения школы, потому что другие ученики бьют их, вымогают деньги или применяют другие методы насилия. Эта ситуация характерна главным образом для школ, расположенных в «неблагополучных районах». Ни в коем случае не оставляйте ее без внимания: обязательно поставьте в известность учителей, установите контакт с родителями вымогателей. Не стесняйтесь и не бойтесь: если вы не вмешаетесь, последствия могут быть самыми неприятными.

Как помочь?

Что делать, если ребенок начинает пропускать занятия? Скорее всего, у вашего чада психологический кризис. Наибольшая часть кризисных периодов в жизни приходится на возраст до 18 лет. Одним из самых трудных и подверженным кризисам периодов психологи считают подростковый возраст. В это время родителям необходимо быть особо внимательными к своим детям.

С одной стороны, ребенок достаточно повзрослел. С другой стороны, он все еще беспомощен по большому счету перед окружающим миром. Родители должны всегда быть готовы к его раздражительности, обидчивости, порой даже неуправляемости. Надо помочь ребенку достойно пережить подростковый возраст, проявляя деликатность, такт и спокойствие.

Если ребенок прогуливает школу, имеет смысл даже сменить профессию на какое-то время, чтобы чаще бывать с ребенком, быть в курсе его дел, занятий, познакомиться с его новыми друзьями. Родители первыми могут заметить или определить смену настроения, обидчивость, подверженность депрессиям.

Часто в данном возрасте появляются первые романтические отношения, чувства, не всегда даже взаимные. Заинтересованность и деликатность родителей поможет избежать многих негативных последствий. Надо приветствовать общение такого типа на собственной территории, тем самым доказывая свое неравнодушие и поддержку. Если ребенок не доверяет вам, то помочь может психолог. В силу возраста дети могут не только не понять сути родительских требований, но даже замкнуться, обидеться, озлобиться. Хороший психолог поможет деликатно наставить на путь истинный, ведь психика подростка очень ранима.

Не надо считать, что раз ребенок сыт, одет и у него есть все необходимое, то этого достаточно. В подростковом возрасте ребенок мечется, ищет себя, оступается, пробует снова

Родительское внимание и терпение могут умело направить его по пути поисков. Дружеские советы, общение на равных и отсутствие всяческой авторитарности должны присутствовать каждодневно

Регулярно беседовать с дочкой или сыном о том, как провели они день или вечер, что их взволновало, с кем общались, чем остались недовольны. Делиться и своими удачами, промахами и мыслями. Это сближает. Приветствовать приглашение друзей домой, что дает возможность и родителям общаться с ними, ненавязчиво наблюдать за непростыми подростковыми отношениями и вовремя оказать помощь при необходимости.

Именно подростки часто прогуливают школу, много времени проводят на улице, у них появляются новые друзья и компании, они могут попасть под чье-то влияние, не всегда положительное

Иногда причиной может стать не совсем достаточное родительское внимание. Бывает, что банально недостаточно времени для общения и бесед с ними

Необходимо задуматься об этом.

Подросток всегда должен чувствовать, что мама, папа или психолог с радостью выслушают его, помогут, подскажут, поддержат. У него должно быть ощущение надежного тыла в их лице.

Выясните, по какой причине ребенок предпочел прогулять урок

Причин, по которым ребенок предпочел не пойти на урок или в школу в целом, может быть очень много. Ваша задача — выяснить, почему тинейджер поступил подобным образом. Когда вы будете знать причину, то сможете легче справиться с ситуацией. И добиться того, чтобы подросток добросовестно посещал учебное заведение.

Например, тинейджер может прогулять уроки потому, что:

  1. Морально устал. Если помимо школы и выполнения д/з он ходит в спортивную секцию, а также на занятия по английскому и математике, то прогул может быть вполне оправдан. Тем, что тинейджер устал от учебы морально. А, поскольку вы не даете ему отдохнуть, он решил устроить себе мини-выходной самостоятельно. Путем прогула.
  2. Урок неинтересный и, к тому же, стоит в расписании последним. В этом случае вероятность того, что тинейджер его прогуляет, значительно увеличивается. 
  3. Предметы, которые преподают в школе, слишком простые для тинейджера. Бывает и такое, что определенный предмет очень просто дается подростку. Например, если он идеально разбирается в математике, а в школе ему дают слишком простые задачи. В этом случае тинейджеру становится неинтересно сидеть на уроках. И он без угрызений совести уходит с них.
  4. Наличие конфликта с учителем. Если ребенка обижает преподаватель, то единственный способ борьбы с проблемой (по его мнению) — это бегство. И избегание преподавателя. Именно поэтому тинейджер может не ходить в школу. Или регулярно прогуливать один и тот же урок.
  5. Проблемы с одноклассниками. Если тинейджер прогуливает не конкретный урок, а школу в целом, то это спровоцировано огромными проблемами. Скорее всего, тинейджер делает это из-за наличия конфликтов в классе. Из-за того, что его там обижают. И он чувствует дискомфорт, когда находится в одном помещении с одноклассниками.
  6. Наличие контрольной работы по определенному предмету. Это самая популярная причина, по которой дети иногда прогуливают школу. Предположим, на третьем уроке будет контрольная по математике. Но тинейджер к ней совсем не готов. И, чтобы не получить двойку, он уходит домой. Бывают, конечно, и более мягкие случаи ухода от проблемы. Когда тинейджер начинает симулировать и делать вид, что ему плохо. Чтобы его опять же отпустили домой.
  7. Тинейджер попал в плохую компанию. Вместо школы он предпочитает бродить по улицам, распивать алкогольные напитки и так далее.

Таблица. Где взять деньги?

Ситуация / задача Варианты поведения / Способы решения задачи Последствия
  1. Воровство (грабёж, разбой, вымогательство). 1. Лишение свободы на несколько лет.
2. Быстро получаешь деньги.
3. Не выгодно (50 рублей в месяц).
2. Заработать на временной работе. 1. Законно.
2. Нестабильно.
3. Заработать неквалифицированным трудом. 1. Законно.
2. Тяжело.
3. Невыгодно, ниже средней зарплаты (15 000 рублей).
4. Заработать квалифицированным трудом. 1. Законно.
2. Выгодно, средняя зарплата в Красноярске — 30 000 рублей.
3. Условия труда у квалифицированных рабочих обычно лучше.
4. Нужно учиться несколько лет.
5. Попросить у родителей. 1. Законно.
2. Много и часто не смогут дать.

Способов решения задачи и последствий может быть больше или меньше

Важно, что у каждого варианта есть плюсы и минусы. У преступных способов получения денег тоже есть плюсы: быстрота получения, чувство азарта

А у зарабатывания квалифицированным трудом есть большой минус: нужно несколько лет потратить на получение сначала общего, а затем профессионального образования.Школьные принадлежности.

Психологу необходимо самому объяснить ребёнку финансовые последствия вариантов. Нужно назвать среднюю зарплату в регионе по данным официальной статистики: это точка отсчёта, с которой сравнивается эффективность разных способов получения денег. Для Красноярска это цифра около 30 000 рублей.

Ребят не нужно убеждать в том, что за воровство они будут пойманы, — они это знают: их всегда или почти всегда ловит полиция. Из Уголовного кодекса детям озвучивается наказание: за повторную кражу можно получить реальный срок пять лет лишения свободы. В году 12 месяцев, в пяти годах 60 месяцев. Например, ребёнок украл аккумулятор из автомобиля, продал за 1 000 рублей, и через 1-2 дня полиция его уже задержала за это. Если его посадят за это на пять лет, то его финансовая эффективность составить 1 000 р. / 60 мес. = 17 рублей в месяц. Это в 1764 раза меньше средней зарплаты.

Бывает, конечно, что дети совершают более крупные кражи в десятки и сотни тысяч рублей. В этом случае денежная выгода всё равно остаётся очень маленькой: при краже 100 000 рублей она составит 1 667 рублей в месяц (100 000 р. / 60 мес.).

Причём в случае крупных краж наказания избежать точно не удастся. Один из моих подопечных украл 300 000 рублей. По заявлению потерпевшего было возбуждено уголовное дело. Родители несовершеннолетнего смогли договориться с потерпевшим, но было уже поздно. Кража в особо крупном размере относится к делам публичного обвинения. Это значит, что с заявлением в суд обязан обратиться государственный обвинитель. Поэтому по окончании следствия следователь Главного следственного управления передал материалы в прокуратуру, прокурор в суд, а судья, в свою очередь, был обязан назначить одно из наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом.

После заполнения таблицы ребёнку предлагается выбрать один или несколько способов получения денег, которыми он будет пользоваться впредь. Естественно, дети выбирают зарабатывание денег квалифицированным трудом, а также возможность попросить денег у родителей и заработать на временной работе или разовых услугах. После заполнения таблицы им становится очевидно, что это гораздо более выгодно для них, чем воровать и прогуливать школу.

Когда ребёнок выбрал способы получения денег, можно в ролевой игре закрепить новый способ поведения. Для игры берётся типичный сюжет из ближайшего прошлого. Например, ребёнок по пути в школу встретил своего приятеля, который предложил прогулять школу и в это время ограбить какую-нибудь бабушку, а полученные деньги потратить на алкоголь, наркотики и развлечения. Ребёнок играет самого себя, психолог – приятеля, который пытается сбить его с правильного пути. Чтобы это упражнение было максимально эффективным психолог не только предлагает, но и манипулирует, угрожает, требует, давит разными способами. А ребёнок демонстрирует свою способность противостоять такому давлению.

Почему ребенок не хочет учиться?

Как правило, угасание интереса к учебе происходит по следующим причинам:

  • проблемы в школе, связанные с общением с другими детьми или учителями,
  • гиперопека родителей, стремящихся выспросить все о каждой минуте, проведенной вне дома, готовых сделать все уроки за школьника,
  • ребенку интересней хобби, спортивная секция,
  • равнодушие родителей, совершенно не интересующихся жизнью в школе и не помогающих с домашним заданием.

Желание и осознанность родителей поможет разобраться с этими внешними факторами.

В случае несправедливого отношения со стороны учителя необходимо поговорить с ним или обратиться к школьной администрации.

Конфликты с одноклассниками или другими детьми в школе необходимо решать совместными усилиями педагогического состава, родителей и администрации школы.

Родителям, чересчур опекающим ребенка, необходимо перестроить свое поведение и дать сыну или дочери больше свободы.  А безразличным – больше внимания уделять ребенку, активно участвовать в его жизни.

Если учеба заброшена из-за увлечений, то необходимо научить ребенка грамотно распределять время.

Причины «отбивающие» желание учиться могут быть и внутренними. Это:

  • страхи,
  • психологическая травма,
  • заниженная самооценка и комплексы,
  • ошибки мышления и негативные установки.

Для выявления таких причин поможет доверительный разговор с ребенком и при необходимости обращение к специалисту.

Как правильно писать: онлайн-урок или онлайнурок?

Правильно: онлайн-урок и урок онлайн.

Пока в словарях фиксируют два этих написания: дефисное написание сложных слов и неизменяемое наречие в форме определения в пост позиции или наречия, отнесенного к глаголу.

Неверно: онлайн урок.

онлайн-курсы, онлайн-торговля, онлайн-голосование, онлайн-сервис;

слушать онлайн, режим онлайн

Написание будет зависеть от того, где находится приложение «онлайн».

Руководствуемся сборником РАН под ред. В. Лопатина «Правила русской орфографии и пунктуации»:

Следовательно, пишем так:

Других вариантов нет.

Тоже самое относится и к слову оффлайн, которое у нас будет как бы антонимом слова онлайн.

Пишем либо оффлайн-урок, либо оффлайн урок.

Онлайн уроки это те, которые доступны исключительно через интернет.

Оффлайн уроки это те, которые требуют уже живого общения.

Хотя в наш язык эти словосочетания пришли недавно, но они отлично прижились и используются повсеместно.

Проверить не получится, это словарное слово (то есть слово, написание которого следует запомнить, поскольку оно не проверяется).

Правильный ответ: «ламинат».

Слова притворить и претворить пишутся по-разному, так как различаются смыслом, который можно выяснить только в контексте.

Если глагол «притворить» употреблен с существительным в форме винительного падежа без предлога, то он обозначает неполноту действия, которое выполняется не до конца, например:

притворить что? форточку, дверь, калитку, заслонку в печи, дверцу шкафа, створку окна и пр.

Тогда напишем в слове смысловую приставку при-:

Пожалуйста, притвори калитку в огород, чтобы не забрели туда куры.

Если глагол управляет существительным с предлогом или без него, но он имеет абстрактное значение «воплотить, осуществить», то слово пишется с начальным пре- в корне, например:

претворить в жизнь, претворить замысел, претворить идею.

Данный глагол имеет следующий морфемный состав:

Как видим, в его морфемном составе не выделяется приставка пре-.

Чтобы претворить вашу идею в производство, обратимся к нашим технологам.

Поднимаем температуры

Как отмазаться от школы на 1 день у родителей в связи с головной болью, знают все. А вот как подтвердить это фактами?

Заложенный нос изобразить легко, просто шмыгайте чаще носом. Аккуратно, а то может пойти кровь. Еще можно почистить лук, и сопли польются ручьем. А вот головную боль надо подкрепить температурой, которую родители увидят на градуснике.

На это есть также несколько вариантов:

Используем батарею. Этот вариант хорош, когда в квартире включат отопление. Надо взять градусник и подержать возле батареи. Ни в коем случае не кладите сверху, так как он может лопнуть. Внимательно следите за ртутью. Как только термометр покажет 38 градусов, сразу же убирайте его. После этого показатель температуры может еще немного, буквально на пару делений, подняться и остановиться. Показатель 38,2-38,3 — это то, что вам надо;

Для этого варианта нужна предварительная подготовка и компьютер. Заблаговременно включите компьютер или ноутбук и уточните место сильного нагрева. Градусник подносим к тем частям, которые сильно нагреваются, и ждем 38 градусов. Если компьютер стоит в другой комнате, надо заранее придумать повод подойти к нему при измерении температуры. В принципе, этот способ подойдет для любого прибора, источающего тепло;

Воспользуемся помощью домашнего любимца. Температура любого животного, кошки или собаки, минимум 38 градусов. Берем градусник и кладем любимцу под лапу, активно его поглаживая, для того чтобы он не повредил прибор. Дожидаемся нужной температуры и предъявляем родителям.

Ошибки по неопытности

Большинство родителей не задумываются над тем, правильно ли они поступают, когда реагируют на поведение ребенка тем или иным способом. Нередки случаи и серьезных ошибок.

Давайте рассмотрим, как нельзя поступать.

Не стоит категорично запрещать ребенку пропускать уроки, лучше сказать, что при серьезной необходимости пропуск будет допустимым.
Не нужно противостоять редким прогулам занятий, если это никак не сказывается на уровне успеваемости школьника.
Отсутствие желания выявить причину подобного поведения и отказ от решения проблемы

Очень важно выявлять предпосылки, общаться с ребенком на равных, фактически дружить с ним. Это поможет своевременно отреагировать и исправить сложившееся

Можно доступно объяснить малышу о его поступках, привести доводы.
Нельзя бить ребенка, наказывать его лишением еды или воды.

Кто изобрёл этот подход

Пионерами перевёрнутого обучения считают педагогов Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса из американского штата Колорадо. В начале 2000-х годов Бергман и Сэмс преподавали химию старшеклассникам небольшой сельской школы. Некоторые ученики частенько пропускали занятия из-за спортивных соревнований, популярных в провинциальной Америке. Чтобы они не отставали от остальных, Бергман и Сэмс решили делать видеозаписи своих лекций.

Так школьники могли осваивать новый материал дома, и эта самостоятельность пришлась им по душе. Тогда Бергман и Сэмс решили записывать на видео все свои лекции. Ученики просматривали их перед занятиями, а в классе обсуждали, насколько правильно поняли тему, проводили эксперименты, в рамках которых проверяли свои знания, и получали обратную связь от преподавателей.

Бергман и Сэмс отмечают, что были вовсе не первыми, кому в голову пришла идея поменять местами домашнюю и классную работу. В 2000 году увидела свет научная публикация «Перевернуть класс» преподавателя маркетинга из Университета Майами Гленна Платта и его коллег. В ней, похоже, впервые была озвучена идея отказаться от уроков в традиционном формате в пользу видеозаписей. Но лишь после успеха Бергмана и Сэмса этот метод стал быстро набирать популярность: только с 2012-го по 2014-й год число учителей — участников сообщества Flipped Learning Network, посвящённого перевёрнутому обучению, выросло с 2 500 до 20 тысяч человек.

Пропустить школу без справки по семейным обстоятельствам: сколько дней можно отсутствовать?

Родителям рекомендуется, уточнить перечень важных занятий в данный период и при возможности самостоятельно позаниматься с ребенком, изучить текущий материал, чтобы избежать пробелов в образовательном регламенте школьника.

  • На территории Московской области, действуют дополнительные требования для учеников — пропустить школу без справки разрешено не более трех дней.
  • В случае, если школьник на протяжении этих трех дней, покидал пределы страны – справка от врача предоставляется в обязательном порядке. То же касается и периода карантина с учетом постановлений Роспотребнадзора.
  • В такой ситуации, медицинская справка необходима, если в школе объявлен карантин и было присутствие инфекционного заболевания среди учеников школьного заведения.

Какие могут быть последствия прогулов в школе

Статья 63 Семейного кодекса России гласит: родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Если ребёнок систематически пропускает занятия, школа вправе обратиться в органы опеки, а те, в свою очередь, — привлечь родителей к административной ответственности.

Из письма Министерства просвещения России от 20 августа 2020 года N 07-4977: несовершеннолетний ребёнок, который пропустил более 20% занятий по неуважительным причинам в течение месяца или систематически пропускает более 20% занятий за отчётный период, который устанавливается приказом Росстата, считается прогульщиком. Письмо даёт возможность примерно оценить, сколько занятий может быть пропущено ребёнком: прямого нормативного действия акт не имеет.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предполагается вынесение предупреждения либо штрафа в размере от 100 до 500 рублей за первичное нарушение, штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей или административного ареста на срок до пяти суток за повторное нарушение на основании ст. 5.35 КоАП РФ.

ШКОЛА

В Беларуси нет нормативных документов, в которых указано, как долго ребенок может не ходить в школу. «Это прописано в правилах внутреннего распорядка школ», – поясняют в Министерстве образования.

Новость по теме

Минобр рассказал, могут ли дети не ходить в школу из-за коронавируса

Уточняется, что родители имеют право оставить ребенка дома, даже если он ничем не болеет. Для этого им нужно написать заявление классному руководителю. В нем необходимо указать, на какой срок они забирают ребенка, где и с кем он будет все это время. При этом обычно, перед тем как ребенок снова пойдет в школу, нужно получить справку от врача о том, что он здоров. Однако в условиях пандемии коронавируса, когда Минздрав не рекомендует без надобности посещать учреждения здравоохранения, здоровому человеку не нужно идти в поликлинику и брать справку о том, что он здоров.

Что касается аттестации школьников, в министерстве просят не торопить события. «Все дети рано или поздно выйдут на занятия, когда эпидемиологическая ситуация станет полегче. И все получат свои оценки и будут аттестованы, не волнуйтесь. Ситуация у нас под контролем», – обратилась к родителям пресс-секретарь Министерства образования Людмила ВЫСОЦКАЯ.


«Все равно не пошел бы в школу». Что думают родители о продлении каникул
Подробнее

Пропустить школу без справки: что считается незаконным прогулом?

  • Как и в вышеупомянутом постановлении, закон РФ не дает четких определений этому вопросу. Но, отталкиваясь от приказа №579 Московского Департамента образования от 27.07.2007 г. «О системе введения в государственных образовательных учреждениях порядка Московского Департамента образования учета учащихся, постоянно пропускающих или не посещающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях», следует считать прогульщиком ученика – умышленно и без разрешения, избегающего школьное обучение.
  • Представленное постановление содержит директивы,  в которых сказано, что необходимо контролировать всякое посещение занятий, для каждого учащегося. И в случае пропуска школы без справки своевременно реагировать. Ученики, систематически прогуливающие занятия, нуждаются в пристальном внимании со стороны педагогического состава школы.

Обязанности

Кроме проверки успеваемости школьника, классный руководитель обязан поспособствовать восстановлению посещаемости школьного заведения: ликвидировать негативные обстоятельства для ученика и предотвратить прогулы учебных занятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector