Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

Содержание:

Межевой план

После выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка, кадастровый инженер обеспечивает подготовку межевого плана, который передается заказчику кадастровых работ.

Общие положения о межевании земельного участка и составлении межевого плана установлены Федеральным законом Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости».

Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении определенных земельных участков устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Если в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в необходимых случаях сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Размер земельного участка характеризуется его площадью.

Площадью земельного участка, определенной с учетом требований, установленных в соответствии в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Ситуации, при которых возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Сформировать новый земельный участок могут с целью:

  • выделения земли под фермерские угодья;
  • образования новых наделов с последующей передачей их под строительство;
  • расширения или сужения конкретной территории.

Необходимость в формировании нового надела, к примеру, возникает, если есть нужда в искусственном создании земли на водном объекте, контролируемом федеральными органами власти. Для этого на выбранный объект подвозят грунт и землю. Сформированной земля считается после ввода ее в эксплуатацию. Иногда новый надел образуется посредством раздела старого.

Пример. Гражданин Роминов Д.Т. решил продать часть принадлежащей ему земли. Для этого ему потребуется провести измерение всего участка и только после этого разделить его на доли, превратив каждую из них в самостоятельный надел.

Формирование нового земельного участка – юридически обоснованная процедура, производимая с целью образования новой территориальной единицы. При этом производится слияние, раздел, выделение из старых границ нового земельного надела.

Для этого в муниципальные или государственные органы власти собственником земли направляется соответствующее заявление. Всеми дальнейшими работами занимаются кадастровые службы.

Как происходит формирование земельных участков, каковы требования к ним рассказано в данном видео:

Watch this video on YouTube

13 Авг 2019      Виктория М.    
    1024      

Согласование местоположения границ земельных участков

В случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

При согласовании определяется местоположение границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего заинтересованному лицу земельного участка.

Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением некоторых предусмотренных законом случаев.

Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном земельном кадастре».

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Земельный участок под многоэтажным домом – что с ним делать


обязанность по передаче земельного участка

Именно поэтому необходимо отметить, что земельный участок должен переходить по праву общей долевой собственности во владение всех жильцов дома. Это правило прописано в ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ». В этом законе также указано, что земельный участок переходит в собственность бесплатно. Но, для этого необходимо зарегистрировать этот участок, то есть, чтобы на него было заведено кадастровое дело.

Статья четвёртая этого закона говорит о том, что формирование земельного участка под жилым многоквартирным домом должно осуществляться . Но самовольно они сделать это не имеют права. То есть, жильцы обязаны подать соответствующее заявление. Оно может подаваться, как одним лицом, которое было выбрано на голосовании собственником либо всеми жильцами сразу.

Необходимо отметить, что уполномоченным лицом, которое имеет право подавать заявление в орган местного самоуправления, является и товарищество собственников квартир в многоэтажном доме.

Право на приобретение физическими и юридическими лицами земельного участка под многоквартирными домами закреплено также и в Земельном кодексе РФ. Статья седьмая Кодекса гласит, что кадастровый паспорт на землю под многоэтажным домом выдаётся после заявления со стороны органа местного самоуправления в соответствующий орган. Но до этого, жильцы дома коллективно, либо делегируя полномочия одному гражданину, должны подать соответствующее заявление в орган самоуправления.

После чего сотрудники администрации могут подать заявку на внесение земельного участка, на котором находится жилой многоквартирный дом, в кадастровый учёт. После регистрации выдаётся кадастровый паспорт, в котором отражаются все необходимые сведения по данному объекту. Стоит отметить, что расходы в этом случае несёт лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка. Порядок обращения с заявлением регулируется ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В связи с этим можно сделать вывод, что органы местного самоуправления вправе указать уполномоченному лицу на этот факт. То есть, чтобы получить земельный участок, на котором стоит жилой дом, в собственность, его необходимо зарегистрировать. А это делается за счёт будущих собственников земельного участка.

То есть, за счёт бюджетных средств такие процедуры не проводятся. Соответственно о бесплатном «куске сыра» нужно забыть навсегда.

Кадастровые работы

Кадастровые работы проводятся для определения и уточнения расположения земель и их границ, а также для создания документации на эти участки. Все работы, проводимые кадастровой службой при образовании новых ЗУ, разделяются на две группы:

  • инженерно-технические мероприятия на местности;
  • юридическое оформление.

На основании геодезических работ на ЗУ составляются:

  • межевой план;
  • технический план;
  • акт обследования.

Первый этап обычно занимает всего несколько часов.

Обработка данных и оформление документации может продолжаться от нескольких недель до одного месяца. В это время подготавливается пакет документов для предоставления в органы кадастрового гос. учета. Итогом всех проведенных на территории работ является возможность формирования ЗУ, его оформление и проведение с ним сделок.

Пример расчета платы

Согласно «Временным методическим рекомендациям по оценке соразмерной платы за сервитут» (утв. Росземкадастром 17.03.2004), которой активно пользуются суды РФ, плата должна быть соразмерна убыткам, которые понес собственник недвижимости, в связи с ограничением его прав (п. 2.1).

Для расчета указанной величины не обойтись без специальных познаний в оценке, поэтому в соглашении устанавливается единовременная или ежемесячная плата, которая устраивает обе стороны. При невозможности договориться, стороны обращаются в суд или к оценщику. В свою очередь, суды также полагаются в своих решениях на мнение экспертов.


Так, в решении Арбитражного суда Самарской области А55-33436/2018 размер соразмерной платы был установлен судом на основании заключения эксперта: соразмерная плата в месяц за пользование частью земельного участка в размере 3 376 руб., а также определен размер убытков, которые составили согласно заключению 202 128 руб., в том числе: 143 048 руб. затраты на биологическую рекультивацию, 59 080 руб. недополученные расходы.

Решением Арбитражного суда Москвы А40-151826/2017 на основании экспертизы сделан вывод, что величина соразмерной платы составит: 259 842 (Двести пятьдесят девять тысяч восемьсот сорок два) рубля в год.

Методику определения и порядок внесения платы за сервитут на земельный участок мы более подробно рассматриваем в отдельном материале.

Итак, формально установить сервитут на часть земельного участка и зарегистрировать возможно только в случае его нахождения в государственной и муниципальной собственности (только для таких участок законом предусмотрена возможность занести в кадастр недвижимости сведения о части земельного участка).

Однако фактически это сделать можно и на основании соглашения, и на основании судебного акта, потому что эти документы предусматривают определение сферы действия и содержания обременения, от которых зависит и размер платы за сервитут.

Раздел земельного участка

В процессе раздела существующий участок земли прекращает свое существование и вместо него возникает два или более новых земельных участка. То, как именно земельный участок будет разделен, зависит от волеизъявления сторон, юридического статуса участка и его технических характеристик и свойств.

В случае раздела вновь образованные участки приобретают целевое назначение и разрешенные виды пользования ранее существовавшего участка. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законодательством.

Участок, прекративший существование при разделе, теряет свой юридический статус – его уникальный кадастровый номер подлежит удалению из сведений государственного кадастра недвижимости (с 01 января 2021 года – из ЕГРН). Вновь образованным земельным участкам присваиваются новые уникальные кадастровые номера с внесением соответствующих сведений в ГКН.

В ряде случае земельный участок может быть неделимым, так как его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения. Информация о невозможности раздела может включаться в градостроительный план земельного участка.

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЗ НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Вопрос: Каков механизм формирования земельного участка из неразграниченной собственности для целей индивидуального жилищного строительства?

Ответ:

Механизм формирования земельного участка

Согласно действующему градостроительному законодательству и новому Классификатору видов разрешенного использования земельных участков малоэтажная жилая застройка является видом разрешенного использования, который предусмотрен для индивидуального жилищного строительства, а именно, размещения жилого дома (не более 3 этажей) с одной квартирой, который предназначен для постоянного проживания.

Стоит отметить, что устанавливаемый вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать проектируемой функциональной зоне генерального плана муниципального района, в границах которого расположен испрашиваемый участок.

В целях осуществления формирования земельного участка необходимо последовательное прохождение следующих этапов:

Этап 1.

Заключение договора подряда с кадастровым инженером на выполнение кадастровых работ.

В соответствие с действующим земельном законодательством, кадастровый инженер осуществляет кадастровые работы на основании заключенного договора подряда.

Этап 2.

В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок уже может являться предметом земельно-правовых отношений (например, в отношении участка имеется утвержденная схема расположения земельного участка или он зарезервирован для государственных целей), необходимо уведомить администрацию муниципального района о намерении сформировать земельный участок для дальнейшего предоставления в аренду либо в собственность.

Такое уведомление осуществляется посредством подачи заявления в свободной форме на имя главы администрации муниципального района, в котором должна содержаться просьба о рассмотрении варианта образования земельного участка для дальнейшего предоставления в собственность либо в аренду.

К указанному заявлению следует приложить ситуационный план земельного участка с обозначением расположения земельного участка и прилегающих территорий с указанием вида их разрешенного использования и описанием недвижимого имущества, расположенного или планируемого к возведению на таких прилегающих территориях (в случае наличия такой информации), а также учредительные документы юридического лица.

Ситуационный план подготавливает кадастровый инженер, с которым заключен договор подряда.

В результате данного обращения, орган местного самоуправления принимает решение относительно возможности формирования и дальнейшего предоставления участка под индивидуальное жилищное строительство.

Этап 3.

В отношении части территории, на которой расположен испрашиваемый участок, проект межевания границ земельного участка не утвержден, следовательно, необходимо подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Подготовку данной схемы осуществляет кадастровый инженер.

Схема расположения земельного участка согласуется с администрацией муниципального района, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения –   2 года.

Этап 4.

Подготовка межевого плана земельного участка. Согласование границ земельного участка.

На основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый инженер готовит межевой план образуемого земельного участка.

Границы земельного участка согласуются со смежными землепользователями.

Этап 5.

Кадастровый учет земельного участка.:

Постановка на кадастровый учет осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления.

Внесенные в ГКН сведения об образованном участке носят временный характер. Так, в течение 5 лет с момента постановки участка на кадастровый учет необходимо осуществить государственную регистрацию прав на него, иначе сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.

Более подробно о снижении кадастровой стоимости.

Результатом прохождения перечисленных этапов будет являться постановка земельного участка на кадастровый учет и возможность дальнейшего обращения Заказчика в администрацию муниципального района за предоставлением испрашиваемого участка в собственность либо в аренду.

Перераспределение участков земли

И наконец, разберем вопрос перераспределения участков земли. Данный способ формирования новых площадей является заключительным и менее распространенным на практике, чем иные указанные выше методы. Итак, в случае перераспределения нескольких участков земли смежного характера актуально образование ряда другие участков смежного типа

Важно отметить, что существование первых пространств в любом случае прекращается. Перераспределение тех площадок, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, между их владельцами (неважно, физические это лица или юридические) недопустимо

Исключение составляют следующие случаи:

  • Перераспределение участков земли в пределах застроенной территории. Как правило, в отношении данного пространства принято решение касательно его развития в соответствии с Градостроительным кодексом, действующим на территории Российской Федерации.
  • Формирование новых участков земли для размещения на них объектов, предназначенных для капитального строительства.

Необходимо дополнить, что порядок появления прав на сформированные земельные участки устанавливается гражданским законодательством (а именно главой пятой Земельного кодекса, законодательным актом «О введение в действие земельного кодекса» и законодательным актом «О дачной амнистии»). В зависимости от целевого характера предоставления земельных участков и разновидностей субъектов, которым они предоставлены, установлен соответствующий порядок. Так, выделяют следующие цели:

  • Строительство объектов жилого или нежилого типа (дома, офисные здания, помещения производственного назначения).
  • Цели, не относящиеся к строительству объектов жилого или нежилого типа.
  • Переоформление земельных прав, появившихся до введения Земельного кодекса в действие.

Среди причин возникновения прав на участки земли относительно юридических (организаций) и физических лиц важно выделить наличие актов государственных структур или структур местного самоуправления касательно предоставления участков земли, которые находятся в муниципальной или государственной собственности; договоров, связанных со сделками по земельным участкам; соответствующих судебных решений; документов, определенных законодательным актом «О дачной амнистии». Помимо этого возникновение названных прав может быть актуальным в порядке наследования на законодательной основе или по завещанию

Стоит знать, что перечисленная документация относится к правоустанавливающей.

Право на участок земли появляется, как правило, из целого ряда оснований. Так, после получения правоустанавливающих бумаг необходимо пройти кадастровый государственный учет и реализовать регистрацию соответствующего права. Необходимо знать, что право на владение участком земли возникает сразу же после его государственной регистрации. Свидетельство о данной регистрации – правоустанавливающая бумага.

На каких основаниях это можно сделать?


Однако возможность установить сервитут на часть ЗУ все же есть, о чем говорит сама сущность рассматриваемого права. Сервитут служит конкретной цели: например, если цель пройти или проехать – разумеется, нужна только дорога, о чем и указывается в соглашении об обременении. В соглашении можно прописать и сферу действия сервитута, ограничить использование земли во времени, в пространстве, и фактически получится пользование частью ЗУ. Если мирно договориться не получилось, ограничить собственника в пользовании землей в части фактически, возможно и в суде, потому что, удовлетворяя иск о сервитуте, суд обязан определить условия, на которых он устанавливается, в том числе, содержание обременения и его сферу действия (как и на каких основания можно обратиться в суд для принудительного установления сервитута узнаете тут).

Внимание! Более того, встречается судебная практика (чаще всего у арбитражных судов), где суд выносит решение с формулировкой как «установить сервитут на часть земельного участка» (напр., А55-33436/2018)

Оформление неполного обременения земли


Обременение земли – это, так или иначе, ограничение прав его собственника, создание для него неудобств. А для лица, для которого установлен сервитут – это дополнительный источник расходов (за пользование чужой землей может взиматься плата ч. 5 ст. 274 ГК РФ).Законодатель выделяет частный и публичный сервитут. В основании разграничения лежит интерес, в чью пользу он устанавливается. Первый – в пользу конкретного лица для обеспечения его нужд. Тогда как установление публичного сервитута направлено на обеспечение нужд государственных или муниципальных, нужд населения и строго в целях, указанных в ч. 4 ст. 23 ЗК РФ. Узнать больше о разнице между частным и публичным сервитутом можно тут.

Поэтому распространение права ограниченного пользования только на часть участка – в интересах обоих собственников.

Формулировки нормативных положений гражданского и земельного законодательства, регулирующих данное вещное право (ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ), говорят об обременении всего участка: в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель (ч. 5 ст. 23 ЗК РФ), предоставления права ограниченного пользования соседним участком (ч. 1 ст. 274 ГК РФ).

Важно! То же самое подтверждается и практикой Верховного Суда РФ: сервитут и как ограниченное вещное право, и как обременение недвижимого имущества подлежит регистрации в отношении всего объекта недвижимого имущества (П. 11 Обзора)

Однако в земельном законе можем найти нормы, которые говорят о возможности установления сервитута на часть земли: п. 2 ч. 1 ст. 39.25 ЗК РФ, ч. 4 ст. 39.25, ч. 5 и ч. 6 ст. 39.26 ЗК РФ, но эта возможность распространяется на случаи, когда речь идет об участке, собственником которого является государство, субъект РФ, муниципалитет.

В таком случае в ЕГРН должны быть сведения о части земельного участка (п. 11 ч. 4 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» – далее ФЗ о регистрации).

Какими способами могут быть образованы новые земельные участки

Они могут образовываться путем преобразования земельного участка (раздел, выдел, объединение, перераспределение) и из публичных земель. Это следует из п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, п. 46 Порядка ведения ЕГРН.

Какими способами могут быть преобразованы земельные участки

Преобразование – это раздел, выдел, объединение, перераспределение земельного участка. Это означает, что новые земельные участки образуются из уже существующего участка (участков). 

Эти же способы указаны в Земельном кодексе РФ как способы образования земельных участков (п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ):

1)   раздел земельного участка. В этом случае из одного земельного участка образуются несколько. При этом по общему правилу исходный участок прекращает существовать. Однако в некоторых случаях он сохраняется в измененных границах. Например, при разделе публичного земельного участка;

2)   объединение смежных участков. В результате образуется один участок, а исходные прекращают свое существование. К смежным участкам относятся участки, которые имеют общие части границ. Это следует из ч. 2 ст. 43 Закона о госрегистрации недвижимости;

3)   перераспределение участков. В этом случае из нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных участков. Исходные участки прекращают свое существование;

4)   выдел участка. Этот способ образования участка предусмотрен для выдела земельной доли (долей) из участка, который находится в долевой собственности. В результате образуется один или несколько участков. При этом исходный участок сохраняется в измененном виде.

Что нужно учесть при образовании земельного участка

Вам нужно учитывать, в частности, следующее:

  • целевое назначение и разрешенное использование нового участка будет таким же, как у исходного земельного участка или участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В частности, к ним относятся случаи изъятия земель, указанные в ч. 14 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ;
  • новый (измененный) участок должен соответствовать установленным требованиям. Например, к предельным (максимальному и минимальному) размерам участка;
  • для образования участка потребуется согласие арендаторов, залогодержателей, землепользователей и землевладельцев исходного участка, если они имеются. Однако оно не нужно в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ (например, если участок образуется по решению суда);
  • право на новый земельный участок зависит от того, на каком праве вам принадлежал исходный земельный участок. Так, если исходный земельный участок:
  • принадлежит на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, безвозмездного пользования), то новый участок будет принадлежать вам на том же праве;
  • арендуемый или предоставлен в безвозмездное пользование, то вы можете заключить договор в отношении нового (измененного) участка на прежних условиях (если соглашением не предусмотрено иное) без проведения торгов.

Как можно образовать земельный участок из публичных земель (земельных участков)

По общему правилу, если нужно образовать участок из публичных земель (земельных участков), сделать это можно только в соответствии с проектом межевания территории. Если он не утвержден, нужно подготовить и утвердить схему расположения земельного участка. Образование лесных участков проводится в соответствии с проектной документацией лесных участков. Если лесной участок образуется для размещения линейных объектов, необходим только утвержденный проект межевания территории – проектная документация не нужна.

Эти же документы потребуются при проведении кадастровых работ (для подготовки межевого плана), а также для кадастрового учета и госрегистрации прав на новый земельный участок.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

5 июля 2021

Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795) слова «а также зданиями» заменить словом «зданиями», дополнить словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».

Статья 2

Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287; 2018, N 1, ст. 31; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «недвижимого имущества» дополнить словами «(за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности)».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2013, N 52, ст. 7011) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 6 после слов «земельный участок,» дополнить словами «жилой дом,»;

2) статью 11 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.».

Статья 4

Часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) после слов «населенного пункта,» дополнить словами «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности,».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

№ 299-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector