«плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании
Содержание:
- В каких вузах России есть специальности по информационным технологиям.
- Перспективы развития технологий дистанционного обучения
- Этапы внедрения информационных технологий в образовании
- Геймификация
- Цифровизация
- Что такое ИКТ
- ИКТ в современном образовании: применение, результаты
- ИКТ в образовании
- Примеры использования информационных технологий в образовании
- Перспективы
- Онлайн-обучение как современная технология в образовании
В каких вузах России есть специальности по информационным технологиям.
В России абитуриентов по направлению «Информатика и вычислительная техника» принимает более 340 высших учебных заведений. Нужна ли «вышка» ИТ специалисту? Копий сломано множество – судите сами. Работа на госпредприятии, переезд за границу, работа инженером, поступление на программу MBA, изучение Machine Learning – все направления потребуют «корочку» вуза. Но! На сервисе SuperJob.ru 62% вакансий не требуют диплома высшего образование. К тому же сами IT-шники имеют другое профильное образование. Итак. Если вы решили выбрать вуз, то приводим рейтинг лучших со специальностями информационные системы и технологии.
Название учебного заведения | Описание обучения | Стоимость, RUB в год | |
Московский физико-технический институт | Вуз с собственной образовательной методой: фундаментальное обучение + участие в разработке проектов | 270 000 | |
Московский государственный технический университет им. Баумана | Прорыв в технологиях достигается благодаря изучению дисциплин на стыке наук. Выпускники разрабатывают базу для сверхбыстрых вычислений, программируют искусственный интеллект, прогнозируют и рассчитывают риски и мн.другое. | 207 119 | |
Московский государственный университет им. Ломоносова | Студенты изучают модели безопасности ядра ОС, разрабатывают анонимные коммуникации, учатся обнаруживать уязвимости в сетях и т.д. | 383 550 | |
Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики | Факультеты были созданы также на стыке технологических, образовательных, инженерных ресурсов. Учащиеся пробуют свои силы в создании критических систем и собственных продуктов. | от 220 000 | |
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ | Набор проводится на 3 факультета: Институт физико-технических систем, Факультет бизнес-информатики и управления комплексными системами, Институт интеллектуальных кибернетических систем. Студенты разрабатывают оборудования киберфизического класса, ПО для защиты ИС и многое другое. | 243 400 | |
Новосибирский государственный университет | Вуз тесно сотрудничает с Сибирским отделением РАН. Студенты с первого курса могут участвовать в разработках проектов. Выпускники работают на стыке дисциплин: информатики и физики, геофизики, экономики, геологии. | от 160 000 | |
НИУ Высшая школа экономики | «Вышка» предлагает поступить по направлениям: компьютерные науки и технические и инженерные науки. | от 390 000 | |
Национальный исследовательский институт «Московский энергетический институт» | МЭИ обучает студентов на 5 специальностях информационных технологий. Есть возможность участвовать в опытно-конструкторских и прикладных разработках. | от 198 000 | |
Казанский федеральный университет | В КФУ можно поступить на программную инженерию и компьютерные дисциплины. | 127 680 |
Как проходит дистанционное обучение по специальности информационные технологии?
VUZ 24 является официальным представителем 5 российских и белорусских вузов, в которых есть специальность информатика, компьютерные и информационные технологии:
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
- Московская международная академия.
- Тульский государственный университет.
- Белорусский национальный технический университет.
- Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.
Для зачисления в электронный университет абитуриенты сдают экзамены удаленно. Россияне в родной вуз поступают по сертификатам ЕГЭ, в белорусский – сдают три внутренних испытания (онлайн-тест, письменной задание или собеседование). Аналогичный алгоритм для белорусов.
Онлайн-обучение ИТ-профессии
Каждый студент при зачислении получает личный кабинет с логином и паролем. В профиле прописаны личные данные учащегося, курс, факультет и специальность. Список изучаемых предметов, даты онлайн-занятий, консультации, дедлайн письменных работ и все важные события студент видит в своем расписании. В библиотеке доступны необходимые материалы для изучения дисциплин в разных форматах – электронная версия учебников, вебинары в записи, видео-лекция, кейсы, аудиозаписи. Есть отдельный блок с профилями преподавателей, к которым по видеосвязи можно обратиться с вопросом по учебному материалу. Все письменные работы сдаются по почте или отправляются наставнику через личный кабинет.
Студенты на дистанционном обучении по IT специальностям проходят ежегодную производственную практику, пишут курсовые работы, защищают диплом. Защита дипломного проекта в некоторых вузах – очная. Выпускникам вручают дипломы государственного образца.С нами доступно обучение на бакалавриате и в магистратуре — всего 29 ИТ профилей.
Перспективы развития технологий дистанционного обучения
За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.
К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.
Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.
Также сохраняется тренд на использование e-learning – системы обучения, построенной на разнообразном и доступном для понимания мультимедиа-материале и работе с тренажерами и автоматическими тестами для закрепления материала. Из этой статьи (статья про илернинг) вы можете узнать больше о e-learning.
Системы геймификации обучения – введение в них элементов игры – это новый тренд, который уже доказал свою эффективность как в обучении детей, так и взрослых, как в любительских курсах, так и в сложном корпоративном обучении. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о выгоде от игрофикации своего курса и способах это сделать. (статья про геймфификацию)
В программном обеспечении за последние годы тоже возникли серьезные изменения. Все больше онлайн-педагогов и владельцев компаний переводят свое обучение в Интернет. В связи с этим платформы для его размещения и системы дистанционного обучения – СДО – развиваются семимильными шагами. На данный момент современные СДО очень просты в управлении, поддерживают множество форматов учебных материалов и уроков, автоматизируют рутинные процессы и оптимизируют обучение для преподавателя и студента.
Этапы внедрения информационных технологий в образовании
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучении – это не дань моде, а необходимость сегодняшнего дня.
Точкой отсчета появления ИКТ в массовой школе считается 1985 год.
Во многих школах начали работать курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся в области ИКТ. Для проведения соответствующих занятий школы оборудовались кабинетами вычислительной техники.
Разнообразие и несовершенство компьютерной техники и программного обеспечения не позволяло на том этапе создавать универсальные и качественные информационные продукты педагогического назначения.
Впоследствии, с появлением новых аппаратных и программных средств, в некоторых школах начался синтез информационных технологий с педагогическими инновациями. Его результаты накапливались, обобщались и распространялись.
Благодаря развитию цифровых технологий, появились новые средства обучения, такие как, например, цифровые естественно-научные лаборатории, интерактивные доски и т. д. Началось овладение нового поколения интернет-сервисов (Web 2.0).
Появляются примеры учебно-методических материалов нового поколения – инновационные учебно-методические комплексы на основе ИКТ.
Также сетевыми станут и ИКТ обучения. В новых условиях организации учебного процесса они станут средством формирования таких универсальных учебно-познавательных умений, как:
- поиск информации в информационной среде образовательного учреждения, отечественных и мировых хранилищах образовательных ресурсов;
- фиксации информации об окружающей среде и образовательном процессе – в том числе, с помощью аудио- и видеотехники, цифрового измерения, с целью дальнейшего использования записанного;
- структурирования знаний в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и т.д;
- создания гипермедия-сообщений;
- подготовки выступлений с аудиовизуальной поддержкой;
- расположением их в сети;
- построение моделей объектов и процессов из базовых элементов виртуальных конструкторов.
Геймификация
Как игры помогают развиваться
Сегодняшнее образование должно подстраиваться под растущее поколение. Нужно учитывать особенности нынешних детей и внедрять новые технологии в современной школе.
Советские принципы обучения устаревают — в 2020 году кажется странным переписывать огромное и нудное упражнение от руки или продираться сквозь неактуальный учебник, выпущенный в прошлом веке.
Чтобы сделать учёбу живее и интерактивнее, применяется геймификация: в образовательный процесс внедряются элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр).
Геймификация меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», где дистанционно учатся ребята со всего мира, геймификация уже успешно применяется на практике. За выполнение домашних заданий дети получают очки опыта — XP (experience points). Прямо как в любимых компьютерных играх! Каждое задание имеет уровень сложности: от вводного до олимпиадного. Чем труднее и чем меньше подсказок истратил при решении, тем больше XP получишь. Очки опыта суммируются и позволяют ученикам переходить от лёгкого уровня к более сложному и интересному.
<<Форма с консультацией>>
Цифровизация
Инфраструктура школ непрерывно обновляется, внедряются современные образовательные технологии. Например, ещё несколько лет назад ученики привычно решали уравнения на меловой доске, а сегодня во многих школах есть интерактивные доски. Педагоги могут выводить на экран любые видео, изображения, слайды презентаций. На многих интерактивных досках можно писать при помощи пальца — во-первых, больше не нужно пачкаться мелом, а во-вторых, детей это забавляет независимо от возраста.
Помимо интерактивных досок, школы оснащаются цифровыми системами пропусков. Они также были внедрены в рамках использования современных технологий. Родители могут отслеживать, во сколько ребёнок вошёл в здание школы и когда вышел. Сейчас школьнику достаточно приложить пропуск к турникету, а через десятилетие это может быть биометрия — отпечатки пальцев, как Touch ID на устройствах Apple, и сканирование сетчатки глаза.
Бумажные дневники уже почти канули в небытие — повсеместно используются электронные. В будущем на смену обычным принтерам придут 3D-гаджеты, ученики смогут распечатать любую нужную 3D-модель для самых разных задач. В Миннеаполисе, США, одна из школ уже обзавелась принтером Dimension BST, с помощью которого ученики создают дизайнерские прототипы. С каждым годом всё активнее развивается применение современных технологий в школе.
Вероятно, перестанет использоваться обычная бумага — учёные уже разрабатывают OLED-дисплеи. Это гибкие, лёгкие и тонкие «листы», которые можно так же, как и бумагу, сворачивать или хранить стопкой. Это решение практичнее, экологичнее и долговечнее обычной бумаги, такие дисплеи не рвутся и являются интерактивными — как гибкий планшет.
Фото — hi-news.ru
Что такое ИКТ
Информационно коммуникативные технологии — это совокупность способов, механизмов и средств, используемых для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации.
С изобретением письменности человечество научилось хранить, извлекать и передавать информацию из поколения в поколение. Следующим толчком для становления современных ИКТ послужило возникновение книгопечатания в середине XVI века. После появления печатной книги, развитие информационных технологий прошло следующие эволюционные этапы:
- Появление «механической технологии» и изобретение электричества в конце XIX века. На этом этапе появляется телефонная связь, человечество знакомится с радио, диктофоном, пишущими машинками.
- Возникновение первых электронно-вычислительных машинок (ЭВМ), обеспечивших развитие научно-технического прогресса.
- Изобретение первого персонального компьютера, заменившего механические и электрические средства обработки информации.
- Первое употребление определения «информационные технологии» в его современном смысле в 1958 году в статье, опубликованной в Harvard Business Review. Конец XX века становится новой эпохой активного развития и распространения ИКТ.
Современный этап развития ИКТ характеризуется особенно сильным влиянием технологий на все процессы, протекающие в современном обществе. Обеспечивая мгновенное распространение информации, они образуют глобальное информационное пространство. ИКТ активно проникает в сферы человеческой деятельности, оптимизируя функционирование науки, образования, культуры, политики, бытовой отрасли, а также сферы экономической и национальной безопасности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
ИКТ в современном образовании: применение, результаты
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC. В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий — электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.
Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний — книги .Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.
Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.
Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов . Учитель и ученик сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.
Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:
- в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
- значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
- активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
- воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
- обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
- для повторения и закрепления пройденного материала;
- для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
- для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
- для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
- для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.
ИКТ в образовании
Одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Сегодняшняя система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Среди большого количества инструментов, можно выделить три группы:
- Изучение и использование информации из интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.
- Интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видео-роликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.
- Дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн конференции, электронная почта и т. д.
Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:
Примеры использования информационных технологий в образовании
Информационные технологии в образовании могут быть в нескольких видах. Каждый необходим для полноценного обучения, а также для того, чтобы этот процесс был комфортным и приятным для всех сторон.
В первую очередь информационные технологии очень сильно помогли преподавателям. Это прекрасный способ получить всю необходимую информацию, а также грамотно составить актуальные и современные уроки.
Системы преподавания постоянно меняются, и происходит огромное количество открытий, однако с помощью интернета легко всегда быть в курсе и делать свои уроки максимально полезными именно для современных людей. Также невозможно не отметить и форму самого преподавания.
Информационные технологии в образовании позволяют найти не только тексты, но и видео, слайды, а также многое другое по данной теме. Теперь обучение проходит интересно и с удовольствием, ведь оно не только в виде рассказов, но и с помощью компьютеров и телевизоров, а также проекторов подается информация в самом удобном формате для детей. Многие даже с удовольствием начали ходить в школу и другие учебные заведения, хотя раньше это было большой сложностью.
Невозможно не обратить внимания и на вторую сторону, на учеников. Это могут быть совсем малыши, дети или даже взрослые, от этого не зависит польза от новейших открытий.
В первую очередь технологии позволили получать информацию в любом количестве, а не ограничиваться словами учителя и учебником. Стала незаменимой возможность пользоваться сетью. Также ученики получили возможность проявлять свои творческие способности благодаря разнообразным презентациям и прочему.
Отдельно стоит поговорить о том, что новые информационные технологии в образовании позволили появиться совершенно новым проектам:
- Самообучение. Сейчас практически любую область можно освоить самостоятельно благодаря огромному количеству открытой информации. Причем для этого не нужно ходить в архивы и библиотеки, достаточно просто иметь персональный компьютер с выходом в интернет.
Дистанционное обучение
Высшее образование, безусловно, очень важно, однако есть люди, которые живут слишком далеко от институтов, или же у них нет достаточно времени. Дистанционно выполнять задания, проекты и сдавать сессии – это отличная возможность заменить классическую форму образования.
Связь с учителем
Это касается репетиторов, которые теперь могут преподавать по скайпу, а также возможности изучить с ними языки или же получить новую профессию, которая не слишком сложная.
Перспективы
Академическая перспектива
В академическом контексте Ассоциация вычислительной техники определяет ИТ как «программы бакалавриата, которые готовят студентов к удовлетворению потребностей бизнеса, правительства, здравоохранения, школ и других организаций в компьютерных технологиях … ИТ-специалисты берут на себя ответственность за выбор. аппаратные и программные продукты, подходящие для организации, интеграция этих продуктов с потребностями и инфраструктурой организации, а также установка, настройка и обслуживание этих приложений для пользователей компьютеров организации ».
Степени бакалавра в области информационных технологий (BS, AS) аналогичны другим степеням в области компьютерных наук. Фактически, они часто проходят курсы базового уровня. Программы по информатике (CS), как правило, больше ориентированы на теорию и дизайн, тогда как программы информационных технологий структурированы так, чтобы дать выпускникам опыт в практическом применении технологических решений для поддержки современного бизнеса и потребностей пользователей.
Коммерческая перспектива и перспектива занятости
Компании, работающие в сфере информационных технологий, часто называют группой как «технологический сектор» или «технологическая индустрия». Эти названия иногда могут вводить в заблуждение, и их не следует путать с «технологическими компаниями»; которые, как правило, представляют собой крупные коммерческие корпорации, продающие потребительские технологии и программное обеспечение. Также стоит отметить, что с точки зрения бизнеса отделы информационных технологий большую часть времени являются «центром затрат». Центр затрат — это отдел или персонал, которые несут расходы или «издержки» внутри компании, а не генерируют прибыль или потоки доходов. Современные предприятия в своей повседневной деятельности в значительной степени полагаются на технологии, поэтому расходы, делегированные на покрытие технологий, которые облегчают ведение бизнеса более эффективным образом, обычно рассматриваются как «просто затраты на ведение бизнеса». ИТ-отделам выделяются средства высшим руководством, и они должны пытаться достичь желаемых результатов, не выходя за рамки этого бюджета. Правительство и частный сектор могут иметь разные механизмы финансирования, но принципы более или менее одинаковы. Это часто упускаемая из виду причина быстрого интереса к автоматизации и искусственному интеллекту, но постоянное давление, чтобы делать больше с меньшими затратами, открывает двери для автоматизации, чтобы взять под контроль хотя бы некоторые незначительные операции в крупных компаниях.
Многие компании теперь имеют ИТ-отделы для управления компьютерами, сетями и другими техническими областями своего бизнеса. Компании также стремились интегрировать ИТ с бизнес-результатами и принятием решений через BizOps или отдел бизнес-операций.
В контексте бизнеса Американская ассоциация информационных технологий определила информационные технологии как «изучение, проектирование, разработку, применение, внедрение, поддержку или управление компьютерными информационными системами». В обязанности тех, кто работает на местах, входит администрирование сети, разработка и установка программного обеспечения, а также планирование и управление жизненным циклом технологии организации, в рамках которого поддерживается, обновляется и заменяется оборудование и программное обеспечение.
Информационные услуги
Информационные услуги — это термин, который в некоторой степени применяется к различным ИТ-услугам, предлагаемым коммерческими компаниями, а также брокерами данных .
Этические перспективы
Сфера информационной этики была основана математиком Норбертом Винером в 1940-х годах. Некоторые из этических проблем, связанных с использованием информационных технологий, включают:
- Нарушение авторских прав теми, кто загружает файлы, хранящиеся без разрешения правообладателей.
- Работодатели отслеживают электронную почту своих сотрудников и другое использование Интернета
- Незапрашиваемые электронные письма
- Хакеры, обращающиеся к онлайн-базам данных
- Веб-сайты, устанавливающие файлы cookie или шпионское ПО для отслеживания действий пользователя в Интернете, которые могут использоваться брокерами данных.
Онлайн-обучение как современная технология в образовании
Раньше ребята из регионов стремились уехать учиться в крупные города. Теперь качественное образование потеряло привязку к месту и обучение не по прописке реально — можно заниматься с педагогом любого ранга и национальности, даже если он живёт в другом часовом поясе и говорит на иностранном языке.
Онлайн-образование развивается с невероятной скоростью. Скоро будут применяться не только дистанционные уроки с живыми людьми, но и учёба под руководством искусственного интеллекта. Например, Microsoft уже выпустил обучающее приложение для изучения китайского языка. В нём ученик отвечает на короткие печатные и аудиосообщения преподавателя-бота в чате. Искусственный интеллект анализирует ответы и подбирает нужную нагрузку.
Современные технологии онлайн-обучения делают образование доступным каждому, у кого есть доступ в интернет, и возможно, в будущем традиционные очные занятия полностью изживут себя.