Выясняем какой прожиточный минимум для пенсионера установлен в рф

Понятие прожиточного минимума

«Прожиточный минимум» — термин, который закреплен на уровне федерального законодательства РФ. А именно — в ФЗ № 134 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме». Рассматриваемый термин определяется в законе как стоимостная оценка так называемой потребительской корзины, а также различных платежей и сборов. То есть представляет собой их выражение в рублях.

Но что такое «потребительская корзина», «платежи» и «сборы»? Определение первого термина раскрывается в ФЗ № 134 весьма подробно. Так, под потребительской корзиной законодатель понимает:

  • набор продуктов в том количестве и составе, которые необходимы человеку для сохранения здоровья;
  • непродовольственные товары и сервисы, стоимость которых исчисляется в корреляции с первым пунктом.

Структура потребительской корзины, а значит, и продуктового набора, должна определяться как минимум раз в 5 лет. В ее разработке обязаны принимать участие специальные комиссии — имеющие полномочия как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Состав потребительской корзины формируется отдельными ФЗ, в регионах — актами, которые издаются законодательными органами власти. При этом подходы к определению рассматриваемого компонента прожиточного минимума способны сильно разниться в зависимости от региона. Это может быть связано с:

  • особенностями природных и климатических условий в субъекте РФ;
  • национальными традициями в части потребления продуктов питания, приобретения непродовольственных товаров, пользования сервисами.

Так, например, в Москве текущий уровень прожиточного минимума составляет 13 896 рублей, в Санкт-Петербурге — 8 697,2 руб., в Севастополе — 4 628,2 руб., в Адыгее — 7 425 руб. Прожиточный минимум, установленный на федеральном уровне в 2015 году, — 9 662 руб. Таким образом, фактическая величина рассматриваемого экономического показателя может существенно различаться при сопоставлении данных между разными регионами либо между тем или иным субъектом и федеральным центром.

ФЗ № 134 включает положения, характеризующие предназначение прожиточного минимума. Данный показатель, исходя из позиции законодателя, нужен для того, чтобы оценивать уровень жизни граждан РФ, а также для разработки и последующей реализации социальной политики государства. Кроме того, в законе сказано, что прожиточный минимум может задействоваться как показатель при определении величины минимального размера оплаты труда, льгот, стипендий и иных социальных гарантий. Важен он также и при составлении сметы бюджетных расходов.

Прожиточный минимум имеет значение и для органов власти субъектов РФ. Так, он используется для:

  • исследования уровня жизни россиян, проживающих в том или ином регионе;
  • реализации социальной политики властей субъектов РФ;
  • предоставления помощи нуждающимся гражданам.

Не считая законодательных трактовок понятия «прожиточный минимум», интерпретация соответствующего понятия встречается также и в экспертной среде. К примеру, есть точка зрения, по которой под рассматриваемым термином следует понимать не только потребительскую корзину, но и услуги ЖКХ, связи, пользование транспортными сервисами. Но, как отмечают некоторые юристы, текущие положения законодательства, хотя и прямо не свидетельствуют о включении соответствующих расходов в прожиточный минимум, косвенно указывают на необходимость их рассмотрения в общем спектре издержек. К источникам права, которые включают данные положения, относится указанный выше ФЗ № 134, а также постановление Правительства № 56 от 29.01.2013 года, которое дополняет соответствующий федеральный закон.

Можно отметить, что в ранее действовавших правовых актах (например, в Постановлении Минтруда № 36 от 28.04.2000 года, дополненного Постановлением Госкомстата № 34) структура прожиточного минимума была представлена вполне детально. Данный источник права действовал до марта 2013 года, поэтому многие юристы считают его положения хотя и не официальными, но вполне актуальными. В частности, услуги ЖКХ предполагали, исходя из положений Постановления Минтруда № 34, обязательное включение в прожиточный минимум.

Так или иначе, в текущих законодательных актах, принятых на федеральном уровне, исследуемый термин раскрывается менее детально, чем в источниках права, действовавших ранее. Однако структура продуктового набора как части потребительской корзины в ФЗ № 134 и Постановлении № 56 рассмотрена довольно подробно. Таким образом, данные сведения будут ключевыми для нас при изучении состава прожиточного минимума.

Прожиточный минимум и его функциональные особенности

Говоря словосочетание «прожиточный минимум», эксперты подразумевают определенную величину дохода граждан страны, от которой зависит материальный уровень их жизни. В законодательных документах это понятие растолковывается как стоимостное суммарное оценивание потребительских нужд, обязательных коммунальных платежей и сборов отдельных категорий населения (например, отдельно для трудоспособных граждан, пенсионеров или детей).

Экономисты в своих подсчетах разделяют прожиточный минимум на два вида:

  • жизненный – основывается на жизненно важных потребностях человеческого организма (питание, одежда, здоровье);
  • социальный – представляет собой затраты на духовные и социальные потребности (материальные блага для поддержания приемлемого уровня благосостояния).

В совокупности эти два вида и служат для характеристики минимальных потребностей среднестатистического россиянина, которые нужны для поддержания жизнедеятельных функций и их восстановления.

Рассчитывая прожиточный минимум, ведущие экономисты нашего государства могут анализировать:

  1. Уровень жизни российских граждан, в зависимости от территориального региона, в котором они проживают.
  2. Реализацию политических и экономических программ, действующих в нашей стране и направленных на повышение благосостояние ее населения.
  3. Процентное соотношение россиян, нуждающихся в материальной помощи от государства.

Поэтому прожиточный минимум (максимальный, средний, минимальный) определяется и на федеральном уровне, и на региональном. Если говорить о средней величине этого экономического показателя, то для всей страны его будет устанавливать правительство, а для конкретно взятого региона – местные органы самоуправления. И те, и другие ориентируются на законодательную базу России.

Что влияет на установление размера

Согласно законодательству, на формирование ПМ для разных социальных групп граждан влияют несколько основных факторов. Каждый из них находит свое специфическое отражение при определении показателя на новый период.

Ключевыми факторами формирования минимально необходимой корзины продуктов питания для обеспечения нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья различных категорий граждан являются:

  1. Удовлетворение нужд различных социальных категорий относительно пищевых продуктов, на основании энергетической ценности и состава товаров для питания.
  2. Сформированная структура и фактическое потребление продуктов питания в семьях, находящихся за чертой бедности.
  3. Выбор продовольственных товаров, обеспечивающих здоровое питание при минимальных финансовых затратах.
  4. Нормы физических потребностей, предусмотренных для детей, инвалидов, пенсионеров и трудоспособных граждан.
  5. Учет химсостава и пищевой ценности минимальной корзины продуктов, который включает в себя такой фактор, как потери при приготовлении.

Формирование минимального набора продуктов питания

Минимальная корзина продуктов для каждой категории формируется в индивидуальном порядке:

  1. Для трудоспособных. Создается на основании физиологических данных женщин и мужчин, которые не заняты тяжелыми видами трудовой деятельности, то есть нуждаются в небольшом количестве продуктов для поддержания здоровья.
  2. Для пенсионеров. Определяется на основании фактора снижения потребности в энергетической ценности, возникающей в «преклонном» возрасте.
  3. Для детей. Формируется с учетом потребности полноценного питания, необходимого для нормального физиологического развития.
  4. Для прочих социально-демографических категорий. Определяется энергетическая ценность минимального набора питания на основании общепринятых данных Всемирной организации здравоохранения.

Формирование минимального набора товаров, относящихся к непродовольственной категории

Ключевыми факторами составления минимальной корзины товаров, не относящихся к продовольственной группе являются:

  1. Удовлетворение нужд разных социально-демографических категорий в непродовольственных товарах, с расчетом окружающей среды, возрастных особенностей, региона проживания и организации быта.
  2. Минимально необходимый набор непродовольственной продукции, предусмотренной для семей с низким уровнем дохода.
  3. Минимальный набор непродовольственный товаров, периодичность их обновления, а также текущая розничная стоимость на рынке.
  4. Минимально необходимые товары формируются исходя из потребностей персонального или общесемейного применения с учетом износа и срока годности.

Под категорию непродовольственных товаров также попадает обувь, одежда и канцелярские принадлежности.

Что такое прожиточный минимум?

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” от 24.10.1997 (ред. от 01.04.2019), прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Другими словами, понятие «потребительская корзина» трактуется данным законом, как – необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги.

Прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации и обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров социальных выплат и пособий.

В соответствии с ст.6 Федеральный закон N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” от 24.10.1997, семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. № 23 «О прожиточном минимуме в городе Москве» величина прожиточного минимума применяется для предоставления государственных социальных выплат, предусмотренных федеральным законодательством или нормативными актами города Москвы, таких как:

  • дополнительное пособие на рождение ребенка молодым семьям в целях стимулирования рождаемости;
  • единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • ежемесячная компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни одиноким матерям;
  • единовременная материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Также, величина прожиточного минимума учитывается при определении права на социальную стипендию малообеспеченным студентам, постановке на учет для улучшения жилищных условий, предоставлении бесплатной юридической помощи, расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Потребительская корзина устанавливается, в соответствии со ст.3 данного закона, не реже одного раза в 5 лет, но прожиточный минимум пересматривается ежеквартально на основании статистических данных о потребительских нуждах населения.

В зависимости от социальной категории граждан, выделяют несколько величин прожиточного минимума:

  • для трудоспособного населения (то есть исходя из потребления товаров первой необходимости работающими гражданами);
  • для пенсионеров (в том числе для неработающих инвалидов);
  • для детей;
  • в расчете на душу населения (усредненный показатель между трудоспособным населением и не работающими пенсионерами).

В статье 7 Федеральный закон N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” указано, что сведения о величине прожиточного размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации в сети “Интернет”.

В настоящее время в городе Москве действует величина прожиточного минимума, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 17 июня № 807-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2021 г.», она равна следующим цифрам:

  • в расчете на душу населения — 17 129 рублей;
  • для трудоспособного населения — 19 544 рублей;
  • для пенсионеров — 12 126 рублей;
  • для детей — 14 812 рублей.

В то время как, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 372н “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2020 года” от 25 июня 2021 г, величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2021 года, значительно ниже. Так:

-прожиточный минимум на душу населения в России в целом, составляет 10843 рубля;

– для трудоспособного населения – 11731 рубль;

– для пенсионеров – 8944 рубля;

на детей – 10721 рубль.

Как сравнять пенсию и прожиточный минимум?

Рассмотрим пример. По расчетам Пенсионного фонда ваша пенсия составила сумму, меньшую, чем прожиточный минимум. Это значит, что количество рублей, которое вы будете получать, увеличится на ежемесячную социальную доплату. В результате ваши доходы в сумме не будут ниже прожиточного минимума. Как это будет выглядеть в цифрах?

Допустим, сотрудники пенсионного фонда в своих расчетах пропустили несколько лет вашего трудового стажа, и размер пенсии оказался меньше прожиточного минимума (иногда разница может быть значительной) – составил семь тысяч рублей. В таких случаях можно обратиться за консультацией к юристу и уточнить свои возможности и права.

Если пенсия ниже ПМ, человек может рассчитывать на социальную доплату

Это значит, что, основываясь на законе, вы совершенно точно можете рассчитывать на социальную добавку к пенсии в размере 1726 рублей. В итоге сумма пенсии в семь тысяч и социальной доплаты в 1726 рублей составит 8726 рублей, что соответствует размеру минимального прожиточного минимума. Берем два года – предыдущий 2019 и нынешний 2021. Если в 2021 году прожиточный минимум пенсионера снизится до 8550 рублей, вам установят социальную доплату до 8726 рублей. Социальная значимость пенсионных выплат велика и является барометром экономического благополучия государства и общества.

Если рассмотреть положение данного вопроса по стране, мы увидим следующее. Кроме Москвы, в шестнадцати регионах показатель в прошлом году составил от 9013 рублей до 19 000 рублей. В соответствии с вышесказанным, и социальная выплата к пенсиям жителей данного региона будет большего размера.

Социальная доплата может варьироваться в зависимости от региона

Наряду с федеральным прожиточным минимумом, существует и прожиточный минимум, который рассчитывают в регионах.

Опыт последних лет показывает, что предстоящие повышения размера прожиточного минимума пенсионера могут оказаться незначительными. Расчеты Министерства труда проводятся на основе экономической реальности. Размеры региональных доплат производятся в условиях общих тенденций, характерных для всей страны. Если показатели федерального ПМ остались в рамках 8583 рублей, региональные показатели сохранят примерно тот же уровень. И, значит, ощутимого повышения прожиточного минимума для пенсионеров в сравнении 2021 и 2019 года ожидать не стоит.

Потребительская корзина

Власти утверждают прожиточный раз в три месяца, ориентируются на цены прошедшего квартала. Но делают это с небольшим опозданием. Сейчас, например, в России официальный прожиточный минимум установлен по ценам за второй квартал 2021 года. В целом по стране он равен 10 444 Р , для трудоспособного населения — 11 280 Р , для пенсионеров — 8583 Р , для детей — 10 390 Р .

Еще почитать —> Особенности Приема На Работу Водителей Автомобиля В 2021 Году

Набор продуктов из потребительской корзины на год, кг

В США помимо прожиточного минимума рассчитывают так называемый продуктовый план — Food Plan. Это аналог нашей потребительской корзины, который составляет американский Минсельхоз. Его делают в четырех вариантах, рассчитанных на разный уровень расходов на продукты: экономный, низкий, средний и свободный. Экономный план используют для расчета стоимости продуктовых талонов для нуждающихся.

Заработок, получаемый в каждой семье, различен. Для того, чтобы определить нуждаются ли граждане в дополнительной поддержке со стороны государства или могут ли они претендовать на снижение определенных категорий обязательных расходов, требуется определить среднедушевой доход за определенный период времени.

Расчет прожиточного минимума на семью играет важную роль для социальной политики государства (определение круга малообеспеченных семей), для самих граждан (иногда это требуется для представления заявок на государственные субсидии и получение кредитов в банках).Исходя из вышесказанного, гарантированный минимум на 2021 год для расчета помощи по малообеспеченности следующий: Значит гарантированный минимум для нашей семьи на период с 01.05.2021

Калькулятор прожиточного минимума на семью 2021

  1. оригинал и копия паспорта лица, которое оформляет пособие; заявление; оригинал и копия свидетельства о рождении малыша; банковские реквизиты, куда будут перечисляться ежемесячно средства (карточку надо оформить заранее); копия решения суда об усыновлении (при необходимости).
  1. С его помощью оценивается уровень жизни граждан страны и, как следствие, благосостояние нации.
  2. На его основе формируются ориентиры реализации государственных социальных программ и всей социальной политики страны в целом.
  3. Он выступает минимальным значением для пенсий, пособий, стипендий, рассчитываемых на федеральном уровне.
  4. С его учетом формируется расходная часть федерального бюджета на будущий год.

Прожиточный минимум для пенсионера

Процентный состав прожиточного минимума пенсионера сохраняется в тех же пропорциях, что и для работающих граждан. Однако он несколько ниже суммарно.

Продуктовая корзина для неработающих граждан, получающих государственное пенсионное обеспечение, существенно ниже в таких показателях, как хлеб и макаронные изделия, картофель, овощи и фрукты, молоко и молочные продукты. В некоторых случаях разница измеряется двумя десятками килограммов в год. Это в определенной степени понижает общий уровень жизни в этой категории граждан.

Прожиточный минимум служит опорным пунктом, который помогает увеличивать размер ежемесячного пособия за счет региональных доплат.

Так, базовая выплата пенсии по старости составляет в 2018 году 4 982,9 рубля. Если гражданин не набирает страховых баллов и у него небольшая накопительная часть, то претендовать он может только на базовый формат. А это меньше прожиточного минимума даже по той же Белгородской области. Там сумма предполагается в размере 6 951 рублей. Что делать пенсионеру в таком случае? Обращаться в органы социальной защиты или в МФЦ для осуществления подсчета всех доходов и подачи заявки на специальную региональную надбавку, чтобы поднять свой доход до прожиточного минимума или приблизиться к нему.

Минимальный прожиточный минимум во всех областях, республиках и краях России на 2021 год

В таблице представлены данные минимального прожиточного минимума, актуальные на 2021 год во всех республиках, областях, краях, автономных округах и крупных городах РФ. Для получения дополнительной информации выберите свой регион.

  1. Алтайский край
  2. Амурская область
  3. Архангельская область
  4. Астраханская область
  5. Белгородская область
  6. Брянская область
  7. Владимирская область
  8. Волгоградская область
  9. Вологодская область
  10. Воронежская область
  11. Горно-Алтайск и Республика Алтай
  12. Еврейская автономная область
  13. Забайкальский край
  14. Ивановская область
  15. Иркутская область
  16. Кабардино-Балкарская Республика
  17. Калининградская область
  18. Калужская область
  19. Камчатский край
  20. Карачаево-Черкесская Республика
  21. Кемеровская область
  22. Кировская область
  23. Костромская область
  24. Краснодарский край
  25. Красноярский край
  26. Курганская область
  27. Курская область
  28. Ленинградская область
  29. Липецкая область
  30. Магаданская область
  31. Москва
  32. Московская область
  33. Мурманская область
  34. Ненецкий автономный округ
  35. Нижегородская область
  36. Новгородская область
  37. Новосибирская область
  38. Омская область
  39. Оренбургская область
  40. Орловская область
  41. Пензенская область
  42. Пермский край
  43. Приморский край
  44. Псковская область
  45. Республика Адыгея
  46. Республика Башкортостан
  47. Республика Бурятия
  48. Республика Дагестан
  49. Республика Ингушетия
  50. Республика Калмыкия
  51. Республика Карелия
  52. Республика Коми
  53. Республика Крым
  54. Республика Марий Эл
  55. Республика Мордовия
  56. Республике Саха (Якутия)
  57. Республика Северная Осетия — Алания
  58. Республика Татарстан
  59. Республика Тыва
  60. Республика Удмуртия
  61. Республика Хакасия
  62. Республика Чечня
  63. Республика Чувашия
  64. Ростовская область
  65. Рязанская область
  66. Самарская область
  67. Санкт-Петербург
  68. Саратовская область
  69. Сахалинская область
  70. Свердловская область
  71. Севастополь
  72. Смоленская область
  73. Ставропольский край
  74. Тамбовская область
  75. Тверская область
  76. Томская область
  77. Тульская область
  78. Тюменская область
  79. Ульяновская область
  80. Хабаровский край
  81. Ханты-Мансийский Автономный округ
  82. Челябинская область
  83. Чукотский автономный округ
  84. Ямало-Ненецкий автономный округ
  85. Ярославская область

Мы оплачиваем коммунальные услуги, покупаем продукты питания, одежду и иногда лекарственные средства. И это только основа. А ведь людям еще необходима бытовая и цифровая техника, отдых. Вопрос о том, сколько требуется денег для нормальной жизни, можно назвать одним из самых главных в обществе.  Поэтому был введен прожиточный минимум.

Как рассчитывается прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации

Величина ПМ отличается не только по группам граждан – работники организаций государственного и негосударственного (частного) типа, к которым относятся и студенты, пенсионеры и дети, но и по регионам.

Описываемый показатель делится на две части: продовольственную и непродовольственную.

Для расчета первой части, продовольственной, используется так называемая потребительская корзина — это минимальный набор продуктов для поддержания полноценной жизни. Федеральным законом установлен перечень продуктов и объем потребления в год для каждой группы людей. (картофель — 100.4 кг, овощи — 114 кг, фрукты — 60 кг, рыба-18,5 кг, яйца — 210 шт. и так далее).

Что касается второй части, непродовольственной (коммунальные платежи, расходы на транспорт, одежду и культурный отдых) , то она приравнивается к 50% продуктовой корзины.

То, что прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации разный, как раз и объясняется неодинаковыми ценами на продукты питания.

Пример расчета ПМ для семьи из 3 человек

Самостоятельный расчет вашего ПМ поможет вам понять, попадаете ли вы в группу малоимущих граждан для получения пособий и дополнительной помощи.

  1. определите социальный состав вашей семьи (трудоспособные, дети , пенсионеры)
  2. выберете из таблицы выше регион проживания
  3. сложите полученные цифры

Рассчитаем величину прожиточного минимума для семьи из Астрахани в 2021 году.

  • Отец 50 лет — работающий
  • мать — 36 лет — работающая
  • сын 15 лет — ребенок

11 400 + 11 400 + 11862 = 34 662 рублей.

Если Ваш доход ниже этой суммы, то вы попадаете в разряд малоимущих и можете претендовать на льготы и пособия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector