Топ 21 вопросов новичков по госзакупкам + блиц ответы эксперта

Как проходят малые электронные закупки

Хотя на данный момент нет достаточного практического опыта, Минфин разъяснил принципиальную основу закупок в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

Объявление закупки

Заказчик формирует в системе ЕИС извещение, проект контракта, НМЦ и требование об обеспечении контракта, если это необходимо. Документация в автоматическом порядке дублируется на торговой площадке, на которой будет происходить закупка.

В едином извещении можно указывать определённое количество товара, срок и место поставки. Товары и характеристики выбираются исключительно из КТРУ.

Заказчик не имеет права:

  1. Требовать обеспечения заявки;
  2. Определять условия допуска из приказа № 126н, так как он применяется исключительно при конкурентных закупках;
  3. Вносить изменения в извещения и отменять закупки;
  4. Проводить совместные малые закупки.

Подача предварительных предложений

Поставщики заранее публикуют на ЭТП единственное предварительное предложение с перечнем всех товаров, доступных для поставки. Есть возможность прописывать несколько мест поставки, различное количество товаров, а также цену и сроки в зависимости от поставки. Однако, запрещается устанавливать отличающиеся цены в отношении одного и того же места поставки.

Предложение подписывается с помощью электронной подписи, возможно продление его срока действия, а также оно может подлежать изменениям или может быть отозвано до момента, пока оператор не отправил заявку заказчику. Предложение требует постоянного продления, так как действует не более одного месяца.

За участие в малой закупке площадки имеют право брать денежную плату. В этом плане Минфин опирается на ч.4 ст.24.1, однако, согласно постановлению правительства № 564 плата может взиматься исключительно за победу.

Выбор заявок

На данный момент заявки отбираются в рамках одной ЭТП, на которой извещение было размещено заказчиком. С 1 октября 2021 года возможен отбор заявок среди предварительных предложений, которые размещены на всех ЭТП.

В течение часа после оформления извещения оператор ЭТП должен:

  1. Проверить предложения на отсутствие участника в РНП;
  2. Проверить, соответствует ли товар требованиям заказчика;
  3. Сортирует предложения относительно цены за единицу товара;
  4. Выделить первые 5 предложений с наименьшей ценой;
  5. Направить заказчику предложения и документацию участника из ЕИС.

Более того, товар не должен быть заблокирован в результате ранее направленных заявок, то есть, выбираются заявки с достаточным числом товара. При этом блокировке подвергается часть товара только в том случае, если участник в предварительном предложении указывает максимальное число, возможное к поставке.

Рассмотрение заявок

Рассмотрением всех заявок занимается единое уполномоченное лицо со стороны заказчика, создание комиссии необязательно. Заказчику необходимо утвердить ответственное лицо, в последующем отбирающее заявки и заключающее контракт на ЭТП.

В период одного рабочего дня после поступления заявок от оператора заказчик:

  1. Изучает полученные заявки;
  2. Даёт заявкам допуск или отказ;
  3. Сортирует заявки, основываясь на национальном режиме;
  4. Составляет протокол подведения итогов на торговой площадке и направляет его оператору.

Заказчик проводит отбор победителя по наименьшей стоимости и согласно прочим параметрам — как в запросе котировок.

Подписание контракта

Контракт заключается не ранее, чем через два рабочих дня после оформления протокола с результатами закупки. В случае, если оформлена одна заявка или только одна из всех согласуется со всеми требованиями, то заказчик обязуется заключить контракт с поставщиком, её подавшим.

После оформления контракта оператор торговой площадки спустя максимум один час с момента заключения договора в автоматическом порядке уменьшает количество товара, которое обозначено в предварительном положении победителя, на величину, равную объёму закупаемого по текущему контракту.

Чем регулируются закупки у единственного поставщика?

Сфера госзаказа регулируется 44-ФЗ, не являются исключением и закупки у единственного поставщика. В статье 93 44-ФЗ описано более пятидесяти случаев, когда могут проводиться такие мероприятия и какими учреждениями и организациями, а также указаны финансовые пределы «от» и «до», в рамках которых они могут осуществляться. Подробно об этом можете прочитать в этой статье.

В 2021 году порядок закупок у единственного исполнителя был обновлен. Законодатели дали право заказчикам приобретать товары через электронные магазины, если стоимость – до 3-х млн. руб., а характеристики товара должны значиться в Едином каталоге ТРУ. Для других процедур, которые осуществляются не через электронные магазины, сумма контракта должна быть до 600 тыс. руб.

Установлен и финансовый порог на годовой объем таких закупок – не более 10% или 2-х млн. руб. от СГОЗ и не более 50 млн. руб. (п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ).

Для учреждений культуры различного уровня, которые призваны сохранять и популяризировать культурное достояние, а также для музеев, зоопарков, театров, цирков, домов культуры и т.д. также указано денежное значение для закупок у единственного поставщика – до 600 тыс. руб. При этом совокупная сумма контрактов за год у ЕП не должна быть более 50% или 5 млн. руб. от СГОЗ и более 30 млн. руб. (п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ).

Закон не обязывает заказчиков проводить прямые закупки, а только дает им такое право. Проводить или не проводить – решает сам заказчик.

Сам себе режиссер

Исходя из этого, можно сделать вывод, что продать бюджетнику в качестве единственного поставщика возможно, но для этого нужно иметь «белоснежную» репутацию и возможность ждать оплаты около месяца, а то и больше, например, у РЖД так вообще отсрочка платежа может достигать 180 дней. Какой ИП на это согласится? В свою очередь, другой закон дает более реальные возможности проявить себя.

У многих организаций, которые проводят закупки через официальные площадки, заведено устанавливать лимит, не превышая который можно обойтись без рассмотрения сторонних коммерческих предложений. Большинство компаний предпочитают установить его на уровне 100 тысяч рублей. Формально, на площадке создается заказ, где указана потребность заказчика в приобретении продукции только у одной компании. Понятное дело, что желающих получить «быстрые» деньги появится достаточно много и, по сути, каждый из них также будет слать КП представителю заказчика. 

Эти коммерческие предложения он имеет право не публиковать, а рассматривать в спокойной для себя обстановке. После того, как решение будет принято, наиболее удачливый поставщик будет извещен о намерении купить у него товар. Здесь не требуется оформление каких-либо бумаг, кроме как уставных документов (и то не всегда) и банковских реквизитов.

При этом при всем есть довольно много ситуаций, когда заказчики не ограничиваются одной сотней рублей, а в исключительных случаях увеличивают лимит до 500 тысяч или даже одного миллиона. Насколько это законно – не решаемся судить. Во всяком случае, такой подход к делу может вызвать у проверяющих органов подозрения. 

Согласитесь, что выглядит это немного странно. Складывается впечатление, что заказчик договорился со своим хорошо знакомым поставщиком и организовал для него такую возможность. Что ж, на наш взгляд, есть и куда более безопасные методы работы.

Единственный поставщик «по факту», а формально – тендер

Нельзя с уверенностью утверждать, что только поставщики заинтересованы в «быстрых» продажах. Довольно часто случается так, что сами компании, искреннее желая как можно скорее обеспечить себя необходимой продукцией, идут навстречу продавцам и предлагают им довольно занимательную сделку. Те, кто давно работает с тендерами, хорошо знают эту фишку с «несколькими коммерческими предложениями». Как это выглядит на практике?

Предположим, существует некая организация под названием ЗАО «Тагилнефтепром». Их отдел снабжения остро нуждается в нескольких сотнях ремкомплектов для реконструкции резервного газопровода. Ранее они делали несколько закупок у двух организаций: ООО «Снабстроймаш» и ООО «Уралтехподдержка». 

В последних продукция оказалась более высокого качества и по оптимальной цене. Более того, с ними у «Тагилнефтепрома» сложились доверительные партнерские отношения. Реконструируем диалог между представителями двух компаний:

«Скажите, а почем у Вас сейчас ремкомплекты для реконструкции газопровода»?

–  Сейчас посмотрю… Так… Вам на резервный нужно, ведь правильно?

«Все верно».

–  Ну, с учетом того, что в прошлом году вы делали у нас хорошую закупку, можем предложить по стоимости 56000 рублей за штуку. Вам сколько нужно и к какому сроку?

«Нужно 230 комплектов. Желательно сделать поставку через 4 месяца»

–  У нас где-то половина из этого объема лежит на складе. За несколько месяцев недостающие довезем. Будете брать?

«Да, мы хотим сделать закупку у вас. Ваши конкуренты называют, куда большую цену. Дело в том, что у нас будет открытый тендер, но мы бы хотели работать с Вами. Будьте так добры, вышлите, пожалуйста, ваше коммерческое предложение и еще несколько КП от других компаний с чуть большей стоимостью. Где-то через месяц вы выиграете этот тендер».

–  Да, конечно, организуем. Ожидайте в течение недели.

Это достаточно популярный способ обхода требований 223-ФЗ, когда сам заказчик становится инициатором не совсем честной «схемы» – такое можно встретить сплошь и рядом. Отчасти ее существование и широкое распространение можно объяснить тем, что у двух компаний сложились очень «теплые» отношения. 

Также это может быть связано с тем, что заказчик просто не хочет «запариваться» с проведением тендерных процедур, изучением предложений и соответствием заявленной продукции с ТЗ. Поставщикам это только на руку, т.к. получается, что официально разыгрываемый тендер, но на деле оказывается закупкой у того же самого единственного поставщика – не больше и не меньше.

27% от общего числа закупок в России осуществляется у единственного поставщика. Можно сделать вывод, что предельные суммы тендеров варьируются в среднем до 100 тысяч рублей, не считая аукционов, доля которых составляет 56%.

НМЦК что это такое в госзакупках?

НМЦК это еще одна аббревиатура, которая регулярно встречается в сфере госзакупок и расшифровывается она, как начальная (максимальная) цена контракта. То есть это то предельное количество денег, которые заказчик готов потратить на приобретение нужного ему товара, работы или услуги. При этом в самой закупочной документации заказчики указывают не только эту цену, но и обоснование данной цены.

Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом МЭР № 567 от 02.10.2013 г.

Для определения начальной (максимальной) цены контракта заказчики пользуются 5-ю методами:1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);2) нормативный метод;3) тарифный метод;4) проектно-сметный метод;5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка является приоритетным.

Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Более подробно про НМЦК и ее обоснование можно почитать здесь.

Шаг 1. Определяем, требуется ли размещать извещение

Федеральным законом не установлено, что размещение извещения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ является обязательным для заказчиков: он указывает на то, что такие уведомления должны быть, если речь идет об открытых конкурентных процедурах — конкурсах, аукционах, запросах предложений и котировках. Публиковать уведомление по закрытым и неконкурентным процедурам — выбор конкретного заказчика.

ВАЖНО!

Если внутренним положением компании установлена обязанность публиковать уведомления, игнорировать ее нельзя, этонарушение.

Федеральным законом № 223-ФЗ установлены случаи, когда, проводя конкурентную процедуру, заказчик вправе не обнародовать ее:

  • если закупка совсем маленькая: до 100 000 рублей — для небольших организаций и до 500 000 рублей — для больших. Большой признается организация, чья годовая выручка превышает 5 млрд рублей;
  • при закупке финансовых услуг, в том числе вкладов, кредитов, выдачи банковских гарантий;
  • по договорам, предполагающим распоряжение государственным или муниципальным имуществом;
  • по закрытым процедурам;
  • если в отношении конкретной процедуры имеется Распоряжение Правительства РФ о неразмещении в ЕИС.

Закупка у единственного поставщика унитарными предприятиями.

Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Поэтому «вольница» для заказчиков здесь сохраняется. В полной степени воспользоваться ей не могут только государственные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения, а также ГУП и МУП, но только в том случае, когда их учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления), пользуясь появившимся у него не так давно правом (ч. 2.1 – 2.7 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), устанавливает типовое положение о закупке, обязательное для применения этими заказчиками, и в нем сам четко обозначает, что, как и в каких случаях эти заказчики будут закупать у единственного поставщика.

Например, в Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого обязательно для всех городских муниципальных бюджетных и автономных учреждений, всех МУП при утверждении ими своих положений о закупке. В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, любые закупки у ЕП разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок). Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше – 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе № 44-ФЗ – 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона).

Среди случаев закупки у единственного поставщика также можно встретить случаи, которые полностью скопированы из Закона № 44-ФЗ, – закупки услуг естественных монополий, преподавательских услуг у физических лиц и т. д. Но есть и интересные «послабления», в отличие от Закона № 44-ФЗ. Например, у ЕП допустимо закупать:

  • услуги связи (телефонной, мобильной и интернет-связи);

  • услуги интернет-хостинга;

  • услуги по обучению и повышению квалификации;

  • информационно-справочные и консультационные услуги;

  • услуги по диагностике, текущему обслуживанию и ремонту новых автотранспортных средств в автосалоне или сервисном центре официального дилера завода-изготовителя, с целью сохранения гарантийного срока на транспортные средства.

Если же вышеуказанные ограничения отсутствуют (иными словами, если заказчик не обязан применять «спущенное свыше» типовое положение о закупке), то заказчик самостоятельно устанавливает случаи закупки у единственного поставщика в своем положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 27.02.2019 № 17/15158/19).

Коротко о госзакупках за самые полезные 60 секунд вашей жизни

1. Чтобы продавать товары и услуги государству, нужно найти подходящий тендер на портале Госзакупок. Он содержит всю необходимую информацию: от описания товаров до названия электронной площадки.

2. При подготовке к тендеру следуйте критериям, которые изложены в документации. Их можно изучить в карточках тендеров на портале Госзакупок.

3. Закупки проводятсяна специальных онлайн-площадках. Чтобы стать участником тендера, нужно зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок и дождаться, когда вам выдадут аккредитацию.

4. Чтобы получать деньги по госзакупкам, понадобится специальный банковский счёт. Его можно оформить в одном из 26 российских банков.

5. Закупки проходят на два этапа. На каждом из них нужно подготовить заявку и документы — перечень и правила указывают в условиях. После этого проверки заказчик выбирает победителя по торгам, конкурсу или запросу котировок — это зависит от вида госзакупки.

6. Победители торгов получают право заключить контракт с заказчиком. Для этого нужно предоставить финансовое обеспечение: перевести оборотные средства или оформить банковскую гарантию.

Как зарегистрироваться на госзакупках в качестве поставщика?

Вопрос “как зарегистрироваться на госзакупках?” звучит не совсем корректно, так как речь идет о прохождении регистрации в ЕИС. Данная регистрация необходима для того, чтобы стать участником закупок и иметь возможность участвовать в электронных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, проводимых на 8-ми федеральных электронных площадках. Со списком федеральных площадок можно ознакомиться здесь.

Итак, как же зарегистрироваться на официальном сайте ЕИС в качестве участника закупок?

1. Вам необходимо приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись для участия в закупках на федеральных площадках и установить на свой компьютер. Стоимость такой подписи колеблется в пределах 5-6 тыс. рублей. Можно купить дешевле, но без ключевого носителя;

3. Добавить (привязать) к учетной записи физлица на сайте Госуслуги организацию или ИП;

Процедура регистрации совершенно не страшная, но если не справитесь, то можете обратиться за помощью ко мне.

Оптовые поставки

Как стать оптовым поставщиком? Если удается получить первое место в соревновании, то, скорее всего, бизнесмен является оптовым поставщиком – благодаря этому его цены ниже, а товары разнообразнее. В этом случае он начнет поставлять заказанную продукцию, подписывает договор, на основе которого обязан предоставить все виды товара в нужном порядке. Лишь с завершением обозначенных действий и исполнением подписанных юридических соглашений коммерсант может претендовать получить обозначенный объем средств.

Лучше всего, если вы сумеете поставить вопрос: «Как стать поставщиком пятерочки, например, или другой крупной сети, иными словами, оптового заказчика?» В этом отношении продукция будет еще ниже по стоимости и шире по ассортименту за счет особенностей бизнеса заказчика.

Срок заключения

В зависимости от того, каким способом определялся единственный исполнитель, а также от необходимости согласовывать контракт, на его заключение отводится разное количество времени.

В случае с конкурсом у заказчика на заключение контракта есть 20 дней. Если требуется согласование контролирующего органа, то этот срок начинает свой отчет со дня получения такого согласования. В остальных случаях он считается с даты размещения в ЕИС информации о признании процедуры закупки несостоявшейся.

Если поставщик был определен в ходе электронного аукциона, то контракт должен был заключен в стандартный срок. А именно не ранее 10 и не позже 27 дней после того, как в системе был размещен протокол с результатами аукциона.

Если исполнитель контракта был определен посредством запроса котировок, то заключить его следует с 7 по 20 день с даты, когда была размещена документация с итогами этого запроса.

Порядок проведения закупки

Чтобы понять, как происходит сделка, нужно дать определение. Единственный поставщик по 44-ФЗ – единственный, кто подал заявку на участие в конкурсе, или единственный, чья заявка признана соответствующей закону и конкурсной документации. Это неконкурентный способ проведения госзаказа. Формальная процедура выбора не проводится.

Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ являются правом, а не обязанностью заказчика. Провести такую сделку можно просто и без особых трат. В этом её привлекательность! Но провести такую операцию можно при соблюдении определённых условий.

Контракт с единственным поставщиком осуществляется в следующем порядке:

  • определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона;
  • подготовка конкурсной документации. Также необходимо подготовить обоснование выбора неконкурентного способа проведения закупок;
  • размещение всей необходимой информации во всемирной паутине на электронной площадке, на которой будет происходить выбор подрядчика;
  • если максимальная цена контакта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик размещает извещение. Сделать это необходимо не позднее чем в недельный срок перед тем, как будет закончен приём заявок на участие в закупках. Срок может быть более 5 рабочих дней, но не менее. Если сумма закупки не превышает ¼ млн. рублей, то допускается публикация извещения не менее чем за 4 календарных дня;
  • все заявки, которые поданы в течение установленного периода, должны быть зарегистрированы;
  • до тех пор, пока к информации не будет открыт доступ для всех участников, в обязанности заказчика входит сохранение её конфиденциальности. Открытый доступ ко всей информации появится в то время, которое обозначено в извещении. Все заявители должны присутствовать при этом. Обеспечить добросовестное уведомление всех заявителей должен заказчик. Кроме того, он обязан обеспечить аудиозапись того, как происходит открытие информации, которая содержится в заявках;
  • контрольная проверка всех поданных заявок на соответствие. Если будет выявлен тот факт, что какая-либо из них не соответствует, она буде отклонена. Все условия соответствия прописываются в извещении;
  • все действия, которые проводит госзаказчик, должны отражаться в сети на электронной площадке. На основании этих публикаций будет сформирован итоговый отчёт проведённого конкурса. Это необходимо для того, чтобы ФАС убедились в законности выбора единственного поставщика;
  • подписание контракта, его регистрация в единой информационной системе;
  • исполнение сделки. Итог также будет отражён в системе. Если по госзаказу не будут начислены штрафы или применены иные санкции, на него можно будет опираться в будущем (например, при формировании цен на предстоящие сделки), как на добросовестно исполненную сделку. Рейтинг подрядчика, который его исполнил, значительно поднимется среди конкурентов.

Рекомендации по закупке у единственного поставщика:

Преимущества

Заключая контракт с единственным поставщиком, госзаказчик должен помнить, что существуют положительные и отрицательные моменты  такой сделки. Сильные стороны:

  • если госзаказчик уже работал с этим поставщиком, выполнение предыдущих заказов прошло успешно, то увеличивается вероятность повторного заключения с ним госконтракта;
  • риск нарушений закупки из-за технических сбоев сведён к минимуму;
  • сама процедура проходит быстро, все её этапы сведены к минимуму во временном периоде. Если сравнивать с другими конкурентными способами выбора подрядчика, то экономия времени налицо;
  • экономия ресурсов – трудовых, экономических, материальных.

Не стоит забывать о недостатках.

Недостатки

Слабая сторона закупок у единственного исполнителя:

  • из-за снижения конкуренции риски получения некачественного результата велики. Нет возможности снизить цену, нет выбора подходящей цены, добиться улучшений условий выполнения контракта;
  • велик риск дополнительных проверок от контролирующих органов. В частности, от ФАС. Велика вероятность того, что госзаказчика заподозрят в нецелевом расходовании средств из бюджета. Это чревато штрафами и внесением в реестр;
  • если есть необходимость разделения одной большой закупки на несколько маленьких, то объём бумажного документооборота увеличивается в несколько раз. В Единую систему нужно ввести обязательную информацию в полном объёме.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector