Система отправления правосудия в оон управление по вопросам отправления правосудия

Содержание и форма жалобы

Жалоба должна содержать следующие данные:

1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;

2. указание на государство, против которого подается жалоба;

3. содержание обвинений;

4. статьи Пакта, которые, по мнению заявителя, были нарушены;

5. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на родном языке и написана от руки. В связи с тем, что официальными языками Комитета являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру.

Брифинги

Мы в соцсетях:

   adalkz2019            https://www.instagram.com/adalkz2019/

  @qadyrqasyet1       

@qadyrqasyet         

PA Dignity                https://t.me/PAdignity

YouTube            https://www.youtube.com/channel/UCEZO40uT00KqQaqiIrHK0rw

Лекторий «ВОРС» Публичные лекции

НАЧИНАЕМ лекторий «ВОРС» из 15 серий, и первая публичная лекция стартует уже в следующий четверг — 22 октября в 10:00 ч. на площадке zoom.

ВОРС – значит:

  • наше дело– Воодушевлять,
  • лектора – Обучать,
  • ваше — Реализовать,
  • государства — Соблюдать.

ПРОВЕДЕННЫЕ ЛЕКЦИИ
Начало в 10 ч. до 12:30 ч.
Анонс 1 лекции: https://kkassiyet.wordpress.com/2020/10/16/lectionpodoprigora221020

Дата Тема и сслыка на лекцию Лектор Ссылки
1 22.10.2020 Свобода мысли, совести и религии Р.А. Подопригорад.ю.н., профессор
2 04.11.2020 Свобода мирных собраний Е.А. Жовтис, к.т.н.
3 12.11.2020 Право на недискриминацию Е.А. Жовтис, к.т.н.
4 19.11.2020 Право на жизнь Е.А. Жовтис, к.т.н.
5 26.11.2020 Права заключенных С.Р. Ковлягина, адвокатМ.Т.
6 30.11.2020 Право на защиту от пыток: принцип невысылки в страну, где лицу грозят пытки Габдуалиев, к.ю.н
7 10.12.2020 Права женщин: защита от дискриминации в сфере труда и др. М.Х. Хасенов, PhD
8 18.12.2020 Права мигрантов Д.А.Дживага
9 24.12.2020 Свобода от пыток и право на личную свободу: запрет произвольного содержания в психиатрической больнице, запрет принудительного задержания и госпитализации в психиатрическое учреждение Е.А. Жовтис, к.т.н.
10 24.03.2021 Права лиц с инвалидностью В. Алаев
11 28.04.2021 Право на эффективные средства правовой защиты А.Н. Ибраева

Члены

МПГПП устанавливает основные правила членства в Комитете по правам человека. Статья 28 МПГПП гласит, что Комитет состоит из 18 членов от государств-участников МПГПП, «которые должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека», с учетом «полезности участия. некоторых лиц, имеющих юридический опыт «. Также согласно статье 28 члены выступают в личном качестве, а не как представители своих стран. Как указано в статьях 29 и 30 МПГПП, они избираются на собрании государств-участников МПГПП, проводимом в штаб-квартире ООН. Согласно статье 32 они избираются на четырехлетний срок, половина из них избирается каждые два года.

Текущее членство выглядит следующим образом:

Имя Состояние Срок Год первого вступления
1. Г-жа Таня Мария Абдо Рочолл   Парагвай 2021–2024 гг. 2017 г.
2. Г-жа Вафа Ашраф Мохаррам Бассим   Египет 2021–2024 гг. 2021 г.
3. Г-н Яд Бен Ачур   Тунис 2019-2022 2012 г.
4. Г-н Кристофер Ариф Булкан   Гайана 2019-2022 2019 г.
5. Г-н Махджуб Эль-Хайба   Марокко 2021–2024 гг. 2021 г.
6. Г-н Шуичи Фуруя   Япония 2019–2022 гг. 2019 г.
7. Г-н Карлос Гомес Мартинес   Испания 2021–2024 гг. 2021 г.
8. Мисс Марсия. VJ Kran   Канада 2021–2024 гг. 2017 г.
9. Г-н Дункан Мухумуза Лаки   Уганда 2019–2022 гг. 2015 г.
10. Г-жа Фотини Пазарцис   Греция 2019–2022 гг. 2015 г.
11. Г-н Эрнан Кесада Кабрера   Чили 2019–2022 гг. 2019 г.
12. Г-жа Василка Санчин   Словения 2019–2022 гг. 2019 г.
13. Г-н Хосе Мануэль Сантос Паис   Португалия 2021–2024 гг. 2017 г.
14. Г-н Чангрок Со   Южная Корея 2021–2024 гг. 2021 г.
15. Г-жа Кобауях Чамджа Кпатча   Идти 2021–2024 гг. 2021 г.
16. Г-жа Элен Тигруджа   Франция 2019–2022 гг. 2019 г.
17. Г-н Имеру Тамерат Йигезу   Эфиопия 2021–2024 гг. 2021 г.
18. Г-н Генциан Зибери   Албания 2019–2022 гг. 2019 г.

Недавние выборы

17 сентября 2020 г. (перенесено с 15 июня 2020 г.) государства-участники МПГПП встретились и избрали девять членов Комитета взамен тех, срок полномочий которых истекает в конце 2020 года. На девять должностей было подано четырнадцать кандидатов. , не считая двух, которые были сняты незадолго до выборов, но считая одного, чье выдвижение было поздно (и кто был избран). Избранными были г-н Карлос Гомес Мартинес (Испания), г-н Чангрок Со (Республика Корея), г-н Имеру Тамерат Йигезу (Эфиопия), г-н Махджуб Эль-Хайба (Марокко), г-н Хосе Мануэль Сантос Паис * (Португалия) , Г-жа Таня Мария Абдо Рочолл * (Парагвай), г-жа Вафаа Ашраф Мохаррам Бассим (Египет), г-жа Кобауях Чамджа Кпатча (Того) и г-жа Марсия В.Дж. Кран * (Канада). Звездочки обозначают переизбранных действующих членов. Г-н Дэвид Х. Морре (США) выиграл дополнительные оспариваемые «довыборы», проведенные в тот же день, чтобы избрать члена Илзе Брандс Кехрис (Латвия) на завершающий срок до 31 декабря 2020 года. ушла в отставку с 31 декабря 2019 года после назначения помощником Генерального секретаря ООН по правам человека.

28 августа 2018 г. г-н Андреас Б. Циммерманн (Германия) выиграл неоспоримые дополнительные выборы, завершившие срок полномочий, заканчивающийся 31 декабря 2020 г., г-жи Ани Зайберт-Фор (Германия), которая ушла в отставку с 1 марта 2018 г. .

14 июня 2018 года государства-участники МПГПП встретились и избрали девять членов Комитета взамен тех, чьи сроки истекали в конце 2018 года. На девять должностей было шестнадцать кандидатов, не считая двух, которые вскоре были отозваны. перед выборами и тот, чье выдвижение было поздно. Избранными были г-н Яд Бен Ачур * (Тунис), г-н Кристофер Булкан (Гайана), г-жа Фотини Пазарцис * (Греция), г-жа Элен Тигруджа (Франция), г-н Эрнан Кесада Кабрера (Чили), г-н Гентиан. Зибери (Албания), г-жа Василка Санчин (Словения), г-н Шуичи Фуруя (Япония) и г-н Дункан Мухумуза Лаки * (Уганда). Звездочки обозначают переизбранных действующих членов. Пьер-Ришар Проспер из Соединенных Штатов не был избран в результате, как сообщается, «первого в истории поражения американского кандидата в Комитет ООН по правам человека».

Как узнать любые данные после подачи жалобы?

В систему заложена функция поиска жалобы по ее номеру. Он присваивается ей судом и указывается на первом листе формуляра. Если человеку известен номер, то любые сведения относительно хода дела становятся доступными. Действия этого правила не распространяются на жалобы, поданными анонимами.

К сожалению, в настоящее время данный русский Интернет-сервис отсутствует, но в скором времени должен появиться. Поисковая система функционирует на четырех языках:

  • Английский;
  • Французский;
  • Итальянский;
  • Португальский.

Для наших граждан наиболее доступным из предложенных вариантов является все же англоязычная версия. Для того, чтобы отыскать любые сведения о вашей жалобе, надо на странице поиска в нужное поле ввести ее номер. Для активации поисковой работы порядок такой:  нажимается кнопка «Submit», далее, может быть три варианта развития событий:

  1. Если ваша жалоба успешно прошла процедуру регистрации, то на экране появится вся имеющаяся информация о ее текущем состоянии. В левой колонке появившейся на экране формы будут все необходимые реквизиты жалобы, а в правой – информация о стадии производства, на которой она находится;
  2. Если вашей жалобы нет в наличии базе, то система поиска выдаст вам следующий ответ: «No information can be given for this application»(«Никакая информация не может быть предоставлена по данном запросу»);
  3. При введении неверного номера на экране появится следующий отклик на ваш запрос: «The format of the application number is incorrect please reenter using the format NUMBER / YEAR e.g…» («Формат номера заявки указан неверно, пожалуйста, введите его повторно, используя формат…»)

Человек, который не знает номер своей жалобы или потерял его, к сожалению, не сможет воспользоваться этим сервисом.

https://youtube.com/watch?v=Tbpwuhu2IK0

Программы

Устроиться в ООН реально, даже если нет опыта. Здесь широкие перспективы для волонтеров.

Для молодых специалистов

Для попадания в программу необходимо пройти вступительный экзамен. Заявку могут подать граждане государств-членов ООН:

  • младше 33 лет;
  • получившие степень бакалавра в университете;
  • знающие английский или французский язык.

После прохождения общего теста для назначения на должность необходимо будет пройти еще один по выбранному направлению. Они соответствуют представленным в категории «Специалисты».

Заявка подается по той же схеме, что и на любую другую вакансию. В описании опыта необходимо указать, что вы молодой специалист.

Стажировка

Для тех, кто еще не окончил университет, или прошло не более года после завершения учебы, предусмотрена возможность попрактиковаться в одной из главных штаб-квартир ООН.

Продолжительность − 2-6 месяцев. Работа оплачивается, но все расходы по проживанию и переезду ложатся на плечи студента. Но это прекрасная возможность показать себя и получить опыт.

От автора! Моя знакомая, проходившая стажировку в ООН в Женеве в качестве переводчика-синхрониста, получала 400 евро за 1 день работы сессии. Это говорит о том, что уровень оплаты очень высок.

Вакансии для стажировки расположены на основной странице международного портала по поиску работы в категории «Internship». Заявка отправляется по стандартной схеме.

Программа младших сотрудников-специалистов

Эта возможность также распространяется на молодых людей – выпускников ВУЗов, имеющих опыт работы 2 года. Их труд оплачивает государство, гражданами которой они являются. Изначально заключается контракт на 1 год. По результатам может быть предложена постоянная должность (без экзамена), но никто не мешает подать заявку на тест, если приглашения не последовало.

Узнайте доступные вакансии на сайте программы, перейдя по вкладке «Jobs».

Кто может подать жалобу?

Любое лицо может подать жалобу в Комитет против государства, которое удовлетворяет этим двум условиям (будучи участником договора и приняв компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные жалобы), утверждая, что его права по соответствующему договору были нарушены. Не обязательно, чтобы жалобу готовил юрист, хотя юридическая консультация может улучшить качество представленных материалов. Однако имейте в виду, что правовая помощь не предоставляется в соответствии с процедурами. Можно также подать иск от имени другого лица при условии получения его письменного согласия (без требования в отношении его конкретной формы). В некоторых случаях можно возбудить дело без такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В этих случаях заявитель должен четко объяснить, почему такое согласие не может быть предоставлено.

Скачать образцы жалоб

Фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие органы

Отдельно управляемые фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие вспомогательные органы являются автономными вспомогательными органами Организации Объединенных Наций.

Фонды и программы

На протяжении всей своей истории Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила ряд программ и фондов для решения конкретных гуманитарных проблем и проблем развития. Они финансируются за счет добровольных, а не обязательных взносов. Эти органы обычно подотчетны Генеральной Ассамблее через исполнительный совет. Только одна программа ООН когда-либо закрывалась за всю историю организации, Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA), которое прекратило свое существование в 1959 году и впоследствии было заменено УВКБ.

Каждый из фондов и программ возглавляет исполнительный директор на уровне заместителя генерального секретаря и управляется исполнительным советом. Один из бывших фондов, Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) , в январе 2011 года был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию « ООН-женщины» .

Программы и фонды ООН
Аббревиатуры Агентство Штаб-квартира Глава Учредил Комментарий
ПРООН Программа Развития ООН Нью-Йорк , США Ахим Штайнер 1965 г.
ЮНИСЕФ Детский фонд ООН Нью-Йорк , США Генриетта Х. Фор 1946 г.
ФКРООН Фонд капитального развития ООН Нью-Йорк , США Марк Бихлер 1966 г. Аффилирован с ПРООН
ВПП Мировая продовольственная программа Рим , Италия Дэвид Бизли 1963 г.
ЮНЕП Программа ООН по окружающей среде Найроби , Кения Ингер Андерсен 1972 г.
ЮНФПА Фонд народонаселения ООН Нью-Йорк , США Бабатунде Осотимехин 1969 г.
ООН-ХАБИТАТ Программа ООН по населенным пунктам Найроби , Кения Маймунах Мохд Шариф 1978 г.
UNV Добровольцы ООН Бонн , Германия Ричард Диктус 1978 г. Под управлением ПРООН

Научно-исследовательские и учебные институты

Генеральная Ассамблея учредила различные институты для проведения независимых исследований и обучения. Один из бывших институтов, Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин (МУНИУЖ), был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию « ООН-женщины» в январе 2011 года.

  • Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР)
  • Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР)
  • Межрегиональный научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ)
  • Научно-исследовательский институт социального развития при Организации Объединенных Наций (ЮНРИСД)
  • Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (UNSSC)
  • Университет Организации Объединенных Наций (УООН)

Секретариаты конвенций

  • Конвенция о правах инвалидов
  • КБОООН — Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием
  • РКИК ООН — Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата
  • ЮНКЛОС — Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву учредила органы:

    • ISA — Международный орган по морскому дну
    • ITLOS — Международный трибунал по морскому праву

Другие организации и органы

  • Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС)
  • Центр международной торговли (ИТЦ)
  • Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС)
  • Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)
УВКБ ООН Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев Женева , Швейцария Филиппо Гранди 1951 г.
ЮНИФЕМ Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин Нью-Йорк , США Инес Альберди 1976 г. В 2011 году объединилась с «ООН-женщины».
ООН-ЖЕНЩИНЫ Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин Нью-Йорк , США Фумзиле Мламбо-Нгкука 2010 г. Создан в результате слияния Отдела по улучшению положения женщин (DAW), Международного научно-исследовательского и учебного института по улучшению положения женщин (INSTRAW), Управления Специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин (OSAGI) и Соединенных Штатов Америки. Фонд развития наций в интересах женщин (ЮНИФЕМ)
БАПОР Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ Газа , Палестина и Амман , Иордания Пьер Крахенбюль 1949 г.

Поводы для жалоб

Каждый из органов ООН имеет свою компетенцию, в рамках которой в него могут быть поданы жалобы. Так, существует Комитет по правам инвалидам, по защите от пыток и т. д. КПЧ также имеет строго ограниченный круг рассматриваемых вопросов. Направлять туда жалобы стоит, если заявитель считает, что государство нарушило его гражданские и политические права. Это может быть нарушение права на следующее:

  • жизнь, свободу или личную неприкосновенность;
  • свободу передвижения;
  • выбор местожительства;
  • справедливый суд;
  • свободу мысли и совести;
  • свободу вероисповедания и выражения собственного мнения;
  • свободу собраний и ассоциаций;
  • участие в ведении государственных дел;
  • голосование и избрание на выборах;
  • равенство перед законом;
  • равноправие мужчин и женщин.

Жалоба подается от лица гражданина ко всему государству в целом, а не к конкретному физическому или юридическому лицу.

Особые обстоятельства срочности или деликатности

Некоторые комитеты могут на любом этапе до рассмотрения дела направить государству-участнику просьбу о принятии “временных мер”, с тем чтобы предотвратить нанесение какого-либо непоправимого ущерба автору жалобы или предполагаемой жертве нарушения в конкретном случае. Как правило, такие просьбы направляются с целью предотвращения действий, которые впоследствии не могут быть отменены, например, приведения в исполнение смертного приговора или депортации лица, которому угрожает применение пыток. Решение о принятии просьбы о принятии обеспечительных мер не подразумевает решения вопросов о приемлемости или по существу сообщения, однако оно должно иметь разумную вероятность успеха по существу, с тем чтобы можно было сделать вывод о том, что предполагаемой жертве будет нанесен непоправимый ущерб. Если заявитель желает, чтобы комитет рассмотрел просьбу о принятии временных мер, он/она должен прямо заявить об этом и подробно объяснить причины, по которым такие меры необходимы.

Рассмотрение Комитетом просьбы о принятии временных мер занимает несколько рабочих дней. Любая такая просьба должна поступить в секретариат как можно раньше, прежде чем совершится действие, которое нужно предотвратить.

Комитет может отозвать просьбу о принятии временных мер на основе информации, полученной от государства-участника и автора/авторов жалобы, согласно которой такие меры более не требуются.

Договорные органы

Существует 9
основных международных договоров в области прав человека, наиболее поздний из которых — по насильственному исчезновению — вступил в силу 23 декабря 2010 г. С момента принятия Всеобщей Декларации прав человека в 1948 году все государства-члены ООН ратифицировали как минимум один договор в области прав человека, а 80 процентов государств – четыре и более.

В настоящее время существует 10 договорных органов, представляющих собой комитеты независимых экспертов. Девять из них наблюдают за выполнением государствами-участниками договоров ООН в области прав человека, в то время как десятый — Подкомитет по предупреждению пыток, учрежденный в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток, — проверяет места заключения в государствах-участниках Факультативного протокола.

Органы учреждены в соответствии с положениями договора, наблюдение за выполнением которого они ведут. УВКПЧ содействует договорным органам в согласовании их методов работы с установленными требованиями.

Существуют другие
структуры и учреждения ООН, занимающиеся поощрением​ и защитой прав человека.

Рассмотрение жалобы

Комитеты рассматривают каждое дело на закрытом заседании. Практика заключается в рассмотрении жалоб только на основе письменной информации, представленной заявителем и государством-участником. Соответственно, не существует практики получения устных представлений сторон или аудио-или аудиовизуальных доказательств (таких, как аудио-и видеофайлы). Комитеты также не выходят за рамки информации, представленной сторонами, и не стремятся к независимой проверке фактов.

В качестве общего правила и в целях ускорения процедуры комитеты рассматривают приемлемость жалобы совместно с существом дела. В этом случае применяется общая процедура, изложенная выше, то есть после получения и регистрации сообщения оно препровождается соответствующему государству-участнику, с тем чтобы оно имело возможность представить свои замечания в установленные сроки. Затем заявителю предоставляется возможность прокомментировать замечания государства-участника, после чего дело обычно готово для рассмотрения по существу Комитетом. Однако, бывают ситуации, когда Комитет принимает решение сначала рассмотреть приемлемость. В этом случае государству-участнику предлагается представить материалы по существу, если комитет признает жалобу приемлемой. В любом случае заявитель будет иметь возможность прокомментировать представления государства-участника по существу.

Как только Комитет принимает решение по данному делу, оно препровождается заявителю и государству-участнику одновременно. Один или несколько членов Комитета могут приложить к решению отдельное мнение, если они придут к выводу, отличному от заключения большинства, или, возможно, придут к такому же выводу, но по другим причинам. Текст любого окончательного решения по существу дела или решения о неприемлемости будет размещен на веб-сайте УВКПЧ в рамках решения Комитета.

Комитет ООН по правам человека

Комитет по правам человека является органом контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта.

Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырёхлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью- Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.

Комитет по правам человека представляет собой механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают от государств и отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нём государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и даёт возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.

Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения… государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».

Однако по итогам рассмотрения Комитетом таких сообщений он принимает «соображения», сообщаемые за тем соответствующему государству участнику и лицу. То есть решения Комитета по правам человека не имеют силы судебных решений, обязательных для исполнения государствами участниками. Максимум, на что может рассчитывать жертва нарушения прав человека — это политическое воздействие на то или иное государство. Наконец, в том случае, если Европейский суд принимает решение в пользу жертвы нарушения прав человека, государство ответчик по делу обязано выплатить солидную денежную компенсацию такой жертве. К Комитету по правам человека данное положение не применимо. Из трёх названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый чёткий и непосредственный механизм защиты прав человека, причём этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Обращаться в Комитет с жалобами могут лица которые утверждают, что какое-либо из прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности.

жалоба в еспч: суть и критерии

Прежде чем рассматривать порядок обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо отметить, что ЕСПЧ принимает индивидуальные жалобы от заявителей и рассматривает дела с рядом определенных особенностей, в частности, рассматривает жалобы на нарушение требований Конвенции и своим решением лишь устанавливается, было ли допущено такое нарушение. Европейский Суд не является высшей инстанцией судебной системы государства-участника Конвенции, в связи с чем не может отменять решение, вынесенное государственным органом или судом Российской Федерации как участника Конвенции, или направлять его на новое рассмотрение. В то же время Суд может присудить выплату материальной компенсации и возмещение всех расходов и издержек со стороны государства в пользу заявителя.

Таким образом, предметом жалобы в ЕСПЧ могут быть только те права и свободы, которые гарантированы Европейской Конвенцией по правам человека и Протоколами к ней. По сравнению с Конституцией РФ перечень таких прав и свобод весьма ограничен. Кроме того, жалоба может быть подана только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Европейской Конвенции конкретной страной (5 мая 1998 г. для РФ).

Индивидуальные жалобы Европейским Судом по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции принимаются от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Жалобы против частных лиц Европейским Судом к рассмотрению не принимаются.

Индивидуальная жалоба подается только по поводу действий (бездействия), решений органов государственной власти и должностных лиц

Заявителю не обязательно являться гражданином государства-участника Конвенции, важно, чтобы именно таким государством были нарушены гарантируемые Конвенцией права заявителя. Также по отношению к физическим лицам не требуется достижения определенного возраста или дееспособности для обращения c жалобой в ЕСПЧ

Что касается юридических лиц, они должны быть независимы от государства. В том же случае, если юридическое лицо в то или иной мере зависит от государства, в целях принятия на рассмотрение жалобы Европейским Судом необходимо учитывать, насколько это существенно.

Кроме того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским судом по правам человека, заявитель должен обладать статусом жертвы. При подаче заявления группой лиц каждый заявитель должен обладать статусом жертвы.

В практике Европейского суда встречаются три типа жертвы. Как правило, заявителем является непосредственная жертва, т.е. лицо, группа частных лиц, собственно чьи права и были нарушены со стороны государства-участника Конвенции. В определенных случаях Европейским Судом рассматриваются также дела, по которым жертва может быть косвенной и потенциальной. Косвенной жертвой является заявитель, чье право нарушено вследствие нарушения прав другого. Как правило, это родственники пострадавших, когда сами пострадавшие не могут подать жалобу лично или когда во время разбирательства умирает заявитель.

Потенциальной жертвой является лицо, у которого есть реальные основания полагать, что со стороны государства были допущены нарушения его прав, предоставляемых Европейской Конвенцией. При этом заявителем должны быть приведены косвенные доказательства, указывающие на допущение такого нарушения со стороны государственных органов, должностных лиц. Кроме того, в определенных случаях с жалобой в Суд может обратиться лицо, у которого есть все основания полагать, что его права в будущем будут нарушены, и это повлечет за собой непоправимый для заявителя ущерб.

Еще одним условием принятия жалобы Европейским Судом к рассмотрению является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (п.1 ст. 35 Конвенции). В своих решениях ЕСПЧ уточнил, что такие средства защиты должны быть эффективны, доступны и целесообразны. Для Российской Федерации шестимесячный срок начинает течь с момента вступления в силу решения по делу суда апелляционной инстанции. Срок подачи жалобы восстановлению не подлежит. Повторная подача жалобы возможна лишь в том случае, если при первоначальной подаче жалобы не были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В тех же случаях, когда дело не доходит до суда, шестимесячный срок начинает течь, когда исчерпаны все эффективные средства защиты.

Критика

Главным критиком СПЧ являются американцы. Они высказывают недовольство относительно позиции Совета по ситуации на Ближнем Востоке.

Чаще всего СПЧ критикуют за неспособность получить реальные результаты. Совет выпускает резолюции, но не имеет реальных рычагов добиться их выполнения. Более того, в органе заседают страны, которые считаются главными нарушителями прав человека в мире: Куба, Пакистан, Саудовская Аравия, Китай. Недавно в этот список попала и Россия.

В 2011 году перед очередными выборами международные правозащитные организации заявили, что только 10 стран из предложенных кандидатов не имеют очевидных проблем с правами человека. По мнению ряда экспертов, сегодня тон в организации задают государства, которые сами больше всего нарушают права своих граждан.

Автор статьи:
Akiva Content

Комитет ООН по правам человека

Комитет по правам человека является органом контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта.

Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырёхлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью- Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.

Комитет по правам человека представляет собой механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают от государств и отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нём государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и даёт возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.

Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения… государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».

Однако по итогам рассмотрения Комитетом таких сообщений он принимает «соображения», сообщаемые за тем соответствующему государству участнику и лицу. То есть решения Комитета по правам человека не имеют силы судебных решений, обязательных для исполнения государствами участниками. Максимум, на что может рассчитывать жертва нарушения прав человека — это политическое воздействие на то или иное государство. Наконец, в том случае, если Европейский суд принимает решение в пользу жертвы нарушения прав человека, государство ответчик по делу обязано выплатить солидную денежную компенсацию такой жертве. К Комитету по правам человека данное положение не применимо. Из трёх названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый чёткий и непосредственный механизм защиты прав человека, причём этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Обращаться в Комитет с жалобами могут лица которые утверждают, что какое-либо из прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector