Кто защищает права ребенка

Когда писать жалобу в опеку для защиты прав детей?

Например, если ребенок занимается силовыми видами спорта и часто получает травмы, об этом необходимо сообщить в школу, поскольку учителя могут подать заявление в опеку на мать ребенка о проведении проверки по причине нанесения побоев в семье. Следует различать ситуации, когда происходит силовое воздействие в семье и в спортивной секции.

Жалоба в опеку на побои в семье. Если побои действительно получены дома, то заявление на супруга о злоупотреблении правом воспитания уже должен подавать второй супруг в рамках защиты прав несовершеннолетних детей. Мать не должна спокойно смотреть на то, как в воспитательных целях отец бьет сына или дочь.

Проверка проживания ребенка проводится представителями инстанции после вынесения соответствующего постановления и не должна препятствовать обычной жизни и распорядку ребенка. При визите следует спокойно показать представителям квартиру, где проживает семья.

Жалоба в органы опеки на бывшую жену после развода. Бракоразводные процессы приводят к проблемам. При разводе родителей, случается, что тот, кто занимается воспитанием, в целях мести может препятствовать общению чада со вторым родителем.

Переговоры могут не принести плодов, и может потребоваться заявление в опеку о препятствии общения с ребенком. Заполнение допускается в произвольной форме с грамотным и правдивым описанием семейной ситуации. Мы также советуем заявление об определении порядка общения с ребенком или определение места жительства ребенка в суд, если органы опеки оказались бессильны.

Инициативы

Постинтернат

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – одна из самых уязвимых категорий несовершеннолетних, поэтому они всегда остаются в центре особой заботы Института уполномоченных по правам ребенка

Пристальное внимание уделяется не только качеству их проживания в организациях для детей-сирот, также остро стоят вопросы последующего жизнеустройства и социализации выпускников детских домов.В настоящее время практически не проработана тема постинтернатного сопровождения детей-сирот

В мае 2019 года Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова направила в Государственную Думу законодательные инициативы по совершенствованию мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, детский омбудсмен предлагает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнести к категории граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, и одновременно наделить их правом получения услуг, которые бы способствовали социализации, улучшению условий жизнедеятельности, расширению возможностей самостоятельного обеспечения жизненных потребностей.

Также в письме детского омбудсмена говорится о необходимости расширения дополнительных гарантий прав детей-сирот на образование. Ранее действовавший закон РФ «Об образовании» устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при условии успешного прохождения вступительных испытаний принимаются в учреждения среднего профессионального обучения вне конкурса, но в 2012 году указанная норма утратила силу. Учитывая, что ранее действующая государственная гарантия по-прежнему актуальна и востребована, а возможность получить конкурентоспособную профессию является основным фактором успешного трудоустройства и социализации детей-сирот, Уполномоченный по правам ребенка предлагает внести соответствующие изменения, которые обеспечивали бы детей-сирот дополнительной гарантией преимущественного приема на обучение по программам среднего профессионального образования.

Важной остается проблема реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот на получение профессионального образования. Обучаясь по адаптированным образовательным программам, дети на выходе получают лишь свидетельство об обучении, которое не позволяет им в дальнейшем получить среднее профессиональное образование

Уполномоченный по правам ребенка предлагает внести соответствующие законодательные изменения, которые бы позволяли детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья, имеющими свидетельство об обучении, получать дальнейшее образование по программам профессиональной подготовки.

Также есть вопросы по предоставлению льгот детям-сиротам при приеме в кадетские и суворовские военные училища. Действующее законодательство предусматривает право преимущественного приема в указанные образовательные учреждения, но на практике дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются преимуществом при приеме в училища только при условии равного количества баллов с другими кандидатами, что значительно снижает доступность кадетского образования для сирот. Следует учитывать, что родители, как правило, осуществляют дополнительную подготовку детей к вступительным испытаниям, а дети-сироты далеко не всегда имеют такую возможность. В письме Уполномоченный предлагает предоставить дополнительные преимущества детям-сиротам при подготовке к военной или иной государственной службе.

Как показывает практика, крайне неудовлетворительно сегодня выполняются права выпускников сиротских учреждений на труд и социальную защиту от безработицы. По данным Роструда, количество детей-сирот, обратившихся в службы занятости за содействием в поисках подходящей работы, в 2018 году составило 31 446 человек, из них трудоустроено 8 345 человек, что составляет лишь 26,5%.

Учитывая это, детский омбудсмен предлагает внести законодательные изменения в части осуществления разработки и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и организации временного трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Какие условия проживания считаются ненадлежащими для воспитания детей?

Каждый малыш заслуживает достойных условий проживания. Родители обязаны позаботиться о том, чтобы их чадо ни в чем не нуждалось. Когда отец и мать не справляются со своими обязанностями, посторонние люди, заметившие это, могут обратиться в соответствующие органы посредством составления заявления. В данном документе можно изложить все подозрения по поводу отсутствия должного ухода за ребенком, которому еще не исполнилось восемнадцать лет. Его можно написать, если родители не воспитывают собственное чадо.

Эти причины могут стать основанием для вмешательства в семью уполномоченных органов для принятия соответствующих правомерных действий. В особо серьезных случаях заявление постороннего человека может стать причиной изъятия детей из семьи

Нужно обратить внимание, что особо опасны случаи физического, психического и сексуального насилия

Они попадают под статью 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Если в ходе расследования выяснится, что дети действительно стали жертвами какой-либо формы насилия, то горе-родителей или опекунов ждет штраф, последующее лишение родительских прав, а также уголовная ответственность по соответствующей статье. Наказание за издевательство будет очень серьезным.

Причиной наказания также может стать невыполнение основных родительских обязанностей. Например, если родители не обеспечили чаду должные условия проживания.

Еще основанием для лишения матери и отца родительских прав может стать неучастие в жизни ребенка или злоупотребление собственными правами. Ни для кого не секрет, что на территории нашей страны есть много семей, дети в которых проживают в социально неблагоприятных и порой опасных условиях.

Зачастую у них даже нет собственной комнаты. Такой «угол» необходим, так как ребенку нужно отдыхать, играть, выполнять домашние задания, чтобы никто в этот момент не беспокоил его. Некоторые горе-родители совершенно не следят за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался, жил в комфортных условиях.

Нужно обратить внимание, что обследование жилищных условий неблагополучных семей способно оказать должное воздействие на родителей с целью улучшения жизни малышей. В особо тяжелых случаях происходит изъятие детей из таких неблагоприятных условий

Жилищно-бытовые условия, которые являются неприемлемыми для воспитания и проживания ребенка:

квартира или дом находится в очень плохом состоянии. Речь идет о том, что пол, потолок, стены нуждаются в ремонте. Недостаточное отопление, отсутствие регулярного проветривания помещений также может стать причиной визита соответствующих органов в гости к семье;
несовершеннолетний малыш не имеет собственной комнаты. Бывают случаи, когда родители не могут обеспечить ребенку минимальные условия проживания. Речь идет о месте для сна, приготовления уроков, игр, а также отдыха;
родители не в состоянии обеспечить наличие продуктов питания, которые необходимы для ежедневного правильного рациона;
мать и отец не покупают своему чаду игрушки. Ему достаточно даже самых простых мягких игрушек, конструкторов;
отсутствие обязательных школьных принадлежностей;
родители не обеспечивают чадо средствами личной гигиены. К ним можно причислить мыло, шампунь, дезодорант, зубную щетку и пасту;
отсутствие чистоты в санузле;
мама и папа не покупают ребенку сезонную одежду. Речь идет о зимней, весенней, осенней и летней одежде;
при наличии домашних животных не соблюдается чистота в квартире, доме. Игнорируются условия содержания котов и собак

Клетки, аквариумы, террариумы, находящиеся на территории жилищной площади, где проживает ребенок, должны быть чистыми
Это важно для обеспечения безопасности для несовершеннолетнего малыша;
отсутствует свободный вход и выход из дома, квартиры;
при посещении жилплощади соответствующие органы обращают внимание на состояние и внешний вид матери и отца, а также всех проживающих родственников. Если некоторые из них находятся в состоянии алкогольного опьянения, то малыша из такой семьи могут немедленно забрать;
если родители не обеспечили должный уровень безопасности в жилище, то они также могут быть лишены прав
Например, если не запрещен доступ несовершеннолетнему к опасным предметам в быту, лекарственным препаратам, электрическим приборам, газу и так далее.

Варианты решений по жалобам

У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.

Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:

  • рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
  • перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
  • уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.

Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.

Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ

Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:

  • данные УППР, которому она направляется;
  • сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
  • «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
  • дату написания и подпись заявителя.

В «теле» обращения нужно подробно расписать:

  • права отпрыска, которые были нарушены;
  • кем они были нарушены;
  • предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
  • со стороны каких уполномоченных органов;
  • какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
  • правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.

жалобы можно здесь:

Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ

Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:

  • данные УППР, которому она направляется;
  • сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
  • «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
  • дату написания и подпись заявителя.

В «теле» обращения нужно подробно расписать:

  • права отпрыска, которые были нарушены;
  • кем они были нарушены;
  • предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
  • со стороны каких уполномоченных органов;
  • какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
  • правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.

Скачать образец жалобы можно здесь:

Скачать образец заявления уполномоченному по правам ребенка

Что проверяют?

Обследование условий жизни несовершеннолетних детей и их членов семьи регламентировано Приказом Минобрнауки № 334 от 14.09.2009 года. В ходе проверки специалисты ООП должны проверить:

  1. Состояние здоровья ребенка. Малыш не должен выглядеть болезненным или истощенным. Проверяется наличие или отсутствие следов побоев на теле ребенка.
  2. Его внешний вид. На ребенке должна быть чистая, соответствующая возрасту, размеру и сезону одежда. Лицо и волосы также должны быть чистыми. Но это не значит, что если малыш только что пришел с прогулки, где упал в лужу и испачкался, то родители тут же получат замечание от проверяющих, либо этот факт будет указан в акте проверки.
  3. Социальная адаптация. Проверяется наличие навыков общения малыша с другими членами семьи, посторонними лицами, его адекватность поведения.
  4. Воспитание и образование. Сотрудники ООП уточняют – посещает ли ребенок детский сад или школу, имеются ли пропуски занятий по неуважительной причине.
  5. Уровень безопасности. Проверяется, в свободном ли доступе находятся потенциально опасные для малолетних детей предметы, такие как колющие и режущие бытовые приборы, медикаменты, бытовая химия и пр. ).
  6. Состав семьи. Проверяется, где находится законный представитель ребенка, проживает ли он с ним постоянно, если отсутствует, то по какой причине, кто еще проживает совместно с несовершеннолетним.
  7. Жилищные условия. Общая и жилая площадь квартиры или дома, имеется ли детская комната, если нет, то есть ли отдельное спальное место для малыша, стол для занятий.
  8. Санитарное состояние. Проверяется уровень чистоты в жилом помещении, имеются ли какие-то захламления, регулярно ли проводится уборка и мытье посуды.
  9. Финансовое состояние. Сотрудники могут спросить об уровне доходов взрослых членов семьи, хватает ли средств на удовлетворение минимально необходимых потребностей ребенка.
  10. Обстоятельства, которые могут свидетельствовать нарушении прав ребенка и о возможности потенциального причинения вреда жизни или здоровью детей.

К потенциально опасным признакам нарушения прав малыша и возможности причинения ему вреда жизни и здоровью сотрудники ООП, скорей всего, отнесут:

  • запах сырости и гниения, свидетельствующий о том, что жилое помещение находится в неудовлетворительном санитарном состоянии;
  • удручающий внешний вид ребенка и других домочадцев;
  • грязь в жилом помещении;
  • наличие насекомых: мух, тараканов, клопов;
  • отсутствие постельного белья;
  • отсутствие одежды и обуви для ребенка по размеру и сезону;
  • отсутствие продуктов питания;
  • отсутствие детского питания, если в семье имеется грудной ребенок;
  • отсутствие спального места для малыша, места для занятий, а также книг, игрушек, канцелярских принадлежностей;
  • свободный доступ малолетних детей к опасным предметам или местам;
  • аварийное состояние печи, газовой или электроплиты, электропроводки;
  • неадекватное поведение детей;
  • наличие большого количества бутылок из-под алкоголя;
  • присутствие большого количества домашних животных, которые имеют больной или неухоженный вид.

На что, в первую очередь, обращают внимание проверяющие при осмотре жилищных условий

Как известно, первое впечатление самое сильное, поэтому, если вы знаете, что к вам придут с проверкой, то все члены семьи должны быть одеты опрятно, в чистую и аккуратную домашнюю одежду. Пусть она будет недорогой, но одежда не должна быть рваной, засаленной, либо «с чужого плеча».

Конечно, вы не должны грубить проверяющим, огрызаться, скандалить, либо применять физическую силу по отношению к ним или членам семьи.

Помните, что сотрудники органов опеки и попечительства смотрят не на дорогой ремонт или наличие в жилом помещении огромного количества предметов роскоши, а на чистоту и опрятность квартиры или дома. Если даже в вашем жилом помещении все предметы интерьера сделаны своими руками, но они чистые, без следов погромов, грязных потеков или жирных пятен, то оно произведет на проверяющих более позитивное впечатление, чем грязная, запущенная квартира с дорогой бытовой техникой и коллекционной мебелью.

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Органы опеки и попечительства

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц. Основные функции Органов опеки и попечительства сводятся к следующим положениям:

  • Выявление и учет лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки.
  • Подбор граждан и семей, которые готовы принять на себя обязанности опекунов и попечителей для детей, оставшихся без опеки родителей и проживающих в неблагополучной семье или детском учреждении.
  • Осуществление надзора за исполнением опекунами и попечителями обязанностей, возложенных на них по закону. В частности, в это положение входит проверка условий жизни и содержания несовершеннолетних.
  • При выявлении явных нарушений, отстранение опекунов от их обязанностей в отношении опекаемого.
  • Соблюдение имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, вплоть до выдачи разрешений на проведение имущественных сделок.
  • Представление прав и интересов опекаемых в суде и других государственных органах.
  • Оказание всесторонней помощи опекунам в исполнении их законных обязанностей перед опекаемыми детьми и недееспособными гражданами.

Прокуратура

В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей. Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления. Кроме того, на сотрудников прокуратуры возлагается ответственность в отношении защиты детей от информации и пропаганды, которая может оказать негативное влияние на их нравственное и психическое развитие.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления. Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций. Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

Комитет по правам ребенка

Конвенция о правах ребенка предусматривает создание механизма контроля за выполнением государствами-участниками положений Конвенции. В соответствии со статьей 43(1) Конвенции учреждается Комитет по правам ребенка «в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией».

Комитет состоит из 10 экспертов (сейчас рассматривается предложение об увеличении количества членов Комитета до 18 человек; однако для принятия этого предложения необходимо его одобрение Генеральной Ассамблеей (Генеральная Ассамблея одобрила его 21 декабря 1995 г. (A/RES/50/155)) и ратификация 2/3 государств — участников Конвенции (на 10 ноября 2000 г. данную поправку ратифицировало 93 государства (CRC/SP/30))

Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению. Каждый эксперт должен обладать высокими нравственными качествами и быть компетентным в области, охватываемой данной Конвенцией. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками

Каждое государство может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур (ст. 43(2, 3, 6))

Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур (ст. 43(2, 3, 6)).

Комитет один раз в два года через Экономический и Социальный совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклады о своей деятельности (ст. 44(5)).

Согласно статье 43(8) Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры. На своей 1-й сессии (30 сентября—18 октября 1991 г.) Комитет выработал и принял Предварительные правила процедуры, касающиеся порядка его деятельности11. В них, в частности, было предусмотрено создание Предсессионной рабочей группы (п. 63 Правил процедуры Комитета по правам ребенка). Предсессионная рабочая группа проводит свои заседания в течение одной недели сразу по окончании каждой регулярной сессии Комитета. Ее главная задача — подготовка предварительного обзора докладов государств на следующую сессию Комитета, рассмотрение вопросов о технической помощи и международном сотрудничестве.

В Конвенции запланировано, что Комитет будет проводить одну ежегодную сессию (ст. 43(10)). Однако, в связи с быстрой ратификацией Конвенции государствами, Комитет в своих Правилах процедуры одобрил проведение двух ежегодных сессий (п. 2 Правил процедуры), а затем во время своей 5-й сессии (10—28 января 1994 г.) принял решение об увеличении своих ежегодных сессий до трех12. Кроме очередных сессий Комитет может собираться на специальные сессии (п. 3 Правил процедуры).

Имплементационный механизм Комитета по правам ребенка состоит из рассмотрения докладов государств — участников Конвенции и вынесения заключительных рекомендаций по этим докладам. Данная процедура дополняется координированием международного сотрудничества через оказание технического содействия и помощи государствам.

Роль неправительственных организаций

Комитет поощряет неправительственные организации как ключевых действующих лиц в содействии и контроле за соблюдением прав детей; они активно приглашаются к представлению «альтернативных» докладов, которые обеспечивают Комитет более полным и часто более критическим анализом состояния с правами детей в данной стране. Поощрение неправительственных организаций к представлению таких докладов содействовало формированию национальных коалиций, предоставляющих информацию по поручению национального органа НПО в целом.

Процесс взаимодействия с НПО организован посредством предсессионной рабочей группы, которая проводит закрытые заседания. Стенограммы таких заседаний не публикуются, представители государств-участников на них не допускаются, однако, приглашаются неправительственные организации и в особенности национальные коалиции НПО, представившие письменные доклады.

Каждый доклад государства-участника становится основанием для проведения трехчасового закрытого заседания рабочей группы. Приглашенные НПО могут делать комментарии по обсуждаемому докладу государства-участника и по поводу степени вовлечения неправительственных организаций в его подготовку.

Права детей в РФ

Ребенком человек юридически считается до момента достижения им совершеннолетия, поэтому все законы, регламентирующие права детей, распространяются также и на подростков. Согласно Конституции, несовершеннолетние обладают следующими незыблемыми правами:

  • на жизнь;
  • на семью;
  • на свободу слова и мысли;
  • на обучение;
  • на получение гражданства;
  • на помощь в медицинских учреждениях;
  • на государственную помощь и т.д.

Вышеперечисленные права были закреплены еще в Семейном кодексе, созданном в 1995 году, и в настоящее время являются основой правовых документов, касающихся несовершеннолетних. В различных кодексах, как правило, указаны только права детей, поскольку их обязанности в таком возрасте еще нельзя регламентировать, они зависят только от морально-этических норм общества, уровня воспитанности и других индивидуальных факторов.

Ответственность за ущемление детских интересов

При отсутствии должного материального обеспечения, например алиментных обязательствах, могут применяться различные меры.

Внимание! Вся ответственность возлагается только по решению суда, который рассматривает дело и выносит соответствующее постановление.

Наиболее частым случаем являются долги по алиментам. Судебные приставы могут применять такие меры воздействия, как запрет на выезд за границу и опись имущества, а также арест счетов.

При злостном уклонении наступает административная и уголовная ответственность. В последнем случае могут быть применены реальные сроки с лишением свободы и содержанием под стражей.

Все остальные преступления и соответствующие наказания регламентированы УК РФ.

Законодательство РФ имеет полноценный набор различных нормативных актов, которые регулируют деятельность исполнительных органов по защите интересов несовершеннолетних граждан. С помощью правовой базы граждане, не достигшие 18 лет, становятся одной из наиболее защищенных категорий населения. За любые преступления и нарушения в отношении их имеются установленные меры ответственности, включая уголовное наказание.

https://youtube.com/watch?v=d2am35tPkVc%3F

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях. Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями

В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector