Как проводится предквалификационный отбор

Отличия аукциона от открытого конкурса

Отличия аукциона от конкурса существенные:

  1. В аукционе побеждает участник, предложивший наименьшую стоимость контракта. В конкурсе также учитывается квалификация и опыт поставщика.
  2. Форма проведения конкурса может быть электронной и бумажной (на сегодняшний день не используется). Аукцион — только электронный.
  3. Суть аукциона — торг, то есть снижение первоначальной цены. Поэтому ее изменение — часть процесса. В бумажном конкурсе участники не могут изменить первоначальное предложение, указанное в их заявках, в электронном — есть процедура подачи измененного ценового предложения.
  4. Сроки некоторых этапов. Например, в конкурсе можно внести изменения в документацию за 5 дней до окончания срока подачи заявок, в аукционе за два дня.

Аукцион может выиграть любой поставщик независимо от квалификации, ведь основной фактор для признания победителем — цена

Закрытый конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием очень близок по определению к конкурсу с предварительным отбором. Потенциальные участники сначала проходят предварительную квалификацию, после чего могут пройти на второй этап закрытого конкурса с ограниченным участием и предлагать свои условия связанные с предметом закупки и по исполнению контракта.
 
Описывая условия предварительной квалификации, заказчиками могут быть установлены не только общие требования к претендентам на участие установленные законом. Заказчик вправе и довольно часто пользуются данным правом, установить особенные требования к претендентам на участие в закрытых торгах (закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или закрытых аукционов), которые не должны противоречить статье 31 части 2. 

во-первых, участники должны обладать определённой финансовой устойчивостью для исполнения условий конкурса;

во-вторых, материально-техническими ресурсами для исполнения условий конкурса, такими как владение оборудованием, наличие в собственности или в аренде производственных помещений;

в-третьих, наличие у участников положительной деловой репутации, либо опыт аналогичных поставок или выполнение услуг, работ; 

в-четвертых, наличие определенного уровня квалификации у специалистов участников для выполнения всех условий конкурса.
 
При этом эти дополнительные требования не могут быть критериями оценок заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Прежде чем выбрать данный вид закрытых торгов заказчику необходимо изучить критерии к ее возможному проведению в статье 56 части 2 44-ФЗ. После этого, ознакомившись с установленными случаями и убедившись, что закупка соответствует, заказчики могут проводить конкурс с ограниченным участием. К проведению закрытого конкурсу с ограниченным участием они тоже применяются. Ограничение участия происходит когда предмет закупки содержит сохранение объектов исторического и культурного наследия, в том числе реставрацию объектов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, работы связанные с безопасностью музейных редких ценностей и их безопасностью. Либо перечень случаев согласно Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99: 
а) предмет закупки содержит проведение работ с объектами атомной энергии (проектирование, вывод из эксплуатации);
б) предмет з относится к услугам по хранению и транспортировке ядерных отходов и радиоактивных веществ, в том числе переработка и захоронение;
в) закупка конструкций или оборудования, которое будет применяться на обетах атомной отрасли;
г) закупаются ремонтные работы военного ядерного оружия и техники;
д) закупка содержит капитальное строительство или капитальный ремонт, если НМЦ превышает сто пятьдесят миллионов рублей, в случае с закупкой на муниципальном уровне она НМЦ должна превышать пятьдесят миллионов рублей;
е) закупаются услуги для образовательных и медицинских учреждений, учреждений связанных с оздоровительным отдыхом детей и организаций социального обслуживания, которые позволяют обеспечить их общественное питание, НМЦ в этом случае должна превышать пятьсот тысяч рублей;
ж) закупаются услуги аудита государственных инвестиционных проектов и их финансирования, а также финансирование таких объектов за счет выделенных бюджетных средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
з) предметом закупки является оказание услуг по организации оздоровительного отдыха детей.
 
Сведения о процедуре, которая будет проводиться в форме закрытого, конкурса с ограниченным участием размещаются в единой информационной системе за тридцать дней до даты, когда члены комиссии распечатают конверты.
 
Далее, как и в закрытом конкурсе, потенциальные участники подают запросы на ознакомление с документами по закрытому конкурсу с ограниченным участием. В запросе они прилагают документы содержащие подтверждение соответствию требованиям, предусмотренным законом, после чего могут оформлять заявки на участие в закрытом конкурсе.
 
Заказчик, рассмотрев все заявки в закрытом конкурсе с ограниченным участием, оформляет и подписывает протокол предквалификационного отбора. Данный протокол оформляется в двух экземплярах и в течение одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в процедуре. 

Вторые части заявок

Итак, заказчик по-прежнему не видит цен, предложенных поставщиками. Теперь ему нужно оценить вторые части их заявок. Сроки рассмотрения таковы:

  1. При НМЦК до 1 млн рублей — 1 рабочий день.
  2. При НМЦК более 1 млн рублей — 3 рабочих дня.
  3. При закупке из сферы науки, искусства или культуры — 5 рабочих дней вне зависимости от цены контракта.

Вторая часть заявки должна содержать информацию об участнике. К ней прилагаются документы из части 11 статьи 24.1 закона 44-ФЗ. Это учредительные документы организации, личные документы директора или предпринимателя, решение о согласии на крупную сделку, документы о постановке на налоговый учет и так далее. Напомним, что в части 1 статьи 31 закона с недавних пор появился пункт 11, требующий проверить отсутствие у поставщика законодательных ограничений на участие в закупке.

Для отклонения второй части заявок закон дает больше оснований. Все они — на следующей схеме.

Из-за чего можно отклонить вторую часть заявки на электронный конкурс

1. Отсутствуют документы или информация по пунктам 1–3 и 7 части 6 статьи 54.4 либо документы не соответствуют требованиям 2. Недостоверная информация (документы) по части 11 статьи 24.1, частям 4 и 6 статьи 54.4 4. Участник не соответствует единым или дополнительным требованиям
4. Отклонение из-за положений национального режима 5. Участник не предоставил сертификат СТ-1 или другой документ, который подтвердит соответствие запрету для импорта

Когда вторые части заявок рассмотрены, заказчик составляет протокол. Он должен быть подписан всеми членами комиссии, после чего направлен оператору для размещения на ЭТП и в ЕИС. В ответ в течение 1 часа оператор должен направить заказчику протокол, составленный по результатам переторжки. В нем будут содержаться окончательный ценовые предложения поставщиков.

Определение совместных торгов

При проведении совместных закупок заказчики должны опираться:

  • на статью 25 44-ФЗ;
  • на Постановление Правительства от 2013 года №1088 (на основании ч. 5 ст. 25 44-ФЗ полномочия по определению порядка проведения торгов принадлежат Правительству).

Заказчиков стимулируют закупать товары, работы и услуги посредством совместных торгов две основные причины: возможность обеспечить бюджетную экономию и минимизировать затраты. Такие закупки заказчики проводят при наличии потребностей в одинаковых товарах, работах и услугах. Например, несколько медицинских учреждений объединяются для закупок медикаментов, несколько дошкольных образовательных учреждений – для закупок продуктов питания. Именно в сфере здравоохранения совместные закупки проводятся чаще всего.

В основном такие закупки имеют форму аукциона, к совместному конкурсу сторону прибегают крайне редко. Связано это с тем, что в конкурсе заказчики могут предъявлять к поставщикам индивидуальные требования, которые сложно объединить в рамках нескольких закупок. Объединение для совместных торгов является правом, а не обязанностью заказчика.

Условия организации совместных конкурсов и аукционов

Совместные торги могут проводиться в форме конкурентных закупок, а именно: конкурса или аукциона. Особенности проведения данных закупок прописаны в ч. 1 ст. 25 44-ФЗ.

Конкурсы и аукционы в рамках совместных торгов по 44-ФЗ имеют определенные особенности:

  1. В задачи каждой организации-заказчика по 44-ФЗ входит расчет НМЦК, количества и объемов товаров, работ и услуг, подготовка технических характеристик (техзадания) и конкурсной документации, обоснование объекта закупки. Заказчику следует сделать это до момента подписания многостороннего соглашения.
  2. Расходы на проведение закупки распределяются между заказчиком пропорционально их доле НМЦК в совокупной начальной цене.
  3. Каждый участник подписывает контракт самостоятельно по факту определения победителя конкурентной закупки.

Цену лота при закупках среди СМП желательно установить в пределах 20 млн р., хотя этот вопрос законодательно не урегулирован.

Преимущества и недостатки

Основная цель проведения совместных торгов и одновременно их ключевое преимущество – возможность достижения экономии. При закупках существенного объема товара можно получить наиболее выгодное предложение от поставщиков, которые готовы делать хорошие скидки при приобретении товаров в оптовом объеме. Экономию можно достигнуть и на организации закупочного мероприятия, так как затраты делятся с другими заказчиками.

К преимуществам относится и возможность снижения трудозатрат заказчиков на организацию и проведение закупки.

Для поставщиков совместные торги выступают предметом повышенной заинтересованности. Небольшие поставки для поставщиков могут быть нерентабельны из-за высоких затрат на участие в процедуре либо из-за логистических издержек (если поставщик и заказчик находятся в разных городах), а крупные объемы заказа обычно выгодны и интересны поставщикам.

Недостатками при проведении совместных закупок являются определенные организационные сложности. При отсутствии уполномоченного органа для организации закупки такие полномочия придется брать на себя одному из заказчиков. Далеко не все заказчики готовы к дополнительной ответственности и трудозатратам.

Органы, согласовывающие закрытые способы закупок

Закрытые торги перед их началом направляют на прохождение согласования с федеральным органом исполнительной власти. Данный орган осуществляет свои полномочия в рамках постановления правительства РФ. Согласно данному постановлению этим органом является Федеральная антимонопольная служба России. Руководствуясь этим же положением, а именно пунктом первым, органом регулирующим контрактную систему указано Министерство экономического развития Российской Федерации. Минэкономразвития РФ же согласовывает порядок использования закрытых способов определения поставщиков.
 
После того как поступило заявление о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков, их подрядчиков или исполнителей, с момента поступления и до окончания его рассмотрения должно пройти не более десяти рабочих дней. После того как будет принято решение, оно действует с момента его принятия девяносто календарных дней до даты отправки обращения к участию потенциальным участникам, которые будут заинтересованы в данных закрытых торгах.

Первые части заявок

После публикации извещения дается 15 рабочих дней на сбор заявок. Далее их первые части оператор передает заказчику, и тот должен их оценить. Срок рассмотрения заявок зависит от начальной цены контракта. Более подробно действия заказчика на этом этапе показаны на схеме.

Заказчик известил о закупке  

Участник направил заявку в 2-х частях и ценовое предложение (15 рабочих дней)

 

Оператор передал первые части заказчику(не позже 1-го рабочего дня)

Оператор сообщил поставщикам о допуске, определил минимальную цену и назначил переторжку  

Заказчик сформировал протокол рассмотрения первых частей и направил на ЭТП  

Заказчик рассмотрел первые части заявок:

  • НМЦК < 1 млн — 1 раб. день
  • НМЦК > 1 млн — 5 раб. дней
  • Наука, культура
    искусство — 10 раб. дней

Как закачку оценить первые части заявок

В первых частях должно быть согласие поставщика на исполнение контракта — поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. Если поставляется товар, в первой части должны быть прописаны его характеристики. А также указана страна происхождения, если закупка попадает под национальный режим. Допустимо прикрепить изображение, модель, макет и так далее.

Основания для отклонения первых частей — на следующей схеме.

Из-за чего можно отклонить первую часть заявки на электронный конкурс

1. Непредставление участником необходимой информации либо предоставление недостоверных сведений 2. Характеристики товара или страна его происхождения не соответствуют требованиям 3. Участник указал информацию о себе или свое ценовое предложение

По другим причинам отклонять заявку нельзя!

После рассмотрения первых частей заказчик составляет протокол. Его должен подписать каждый член комиссии. Далее протокол направляется на ЭТП

Важно уложиться в срок, отведенный для рассмотрения первых частей

Получив протокол, оператор действует самостоятельно. Он сообщает каждому участнику итоги рассмотрения первых частей, то есть допущены ли они до участия в конкурсе или нет. Также он доводит до их сведения минимальную цену, не раскрывая автора этой заявки. Это делается с целью побудить участников снизить стоимость контракта.

Переторжка

Переторжка — возможность для участников снизить цену своих предложений. В электронном конкурсе это обязательный этап. Его цель — дать возможность заказчику приобрести объект закупки по самой выгодной цене.

В процессе переторжки заказчик не участвует. О дне ее проведения поставщикам сообщит оператор. Назначается процедура на следующий рабочий день после окончания срока оценки первых частей заявок. Основные моменты, которые нужно знать о переторжке:

  1. Этап длится 3 часа.
  2. Время назначается в соответствии с часовым поясом заказчика.
  3. Допускается однократное снижение цены одним участником.
  4. Улучшение ценового предложения не является обязательным.
  5. Если участник не улучшил свою цену, будет рассматриваться цена из первоначального предложения.

Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ: обзор процедуры и особенности проведения

Двухэтапный конкурс — конкурс, который проходит в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационного отбора (или обсуждений). Победителем двухэтапного конкурса (сокращенно ДК) признается участник, который прошел два этапа и предложил лучшие условия исполнения контракта.

В отличие от открытого конкурса по 44-ФЗ участники подают свои заявки два раза. На первом этапе участники закупки подают свои предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта (ч.4 ст.57 44-ФЗ). А на втором этапе — подают окончательные заявки с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки (ч.12 ст.57 44-ФЗ).

Случаи проведения двухэтапного конкурса

Двухэтапный конкурс проводится в следующих случаях:

  1. для заключения:
  • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • энергосервисного контракта;
  • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  1. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками.

Т.е. когда Заказчик испытывает трудности при грамотном составлении технического задания, формулировке предмета закупки, выборе критериев оценки, он прибегает к помощи участников закупки. Все согласования и уточнения ТЗ происходят на первом этапе ДК.

Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы

1. При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

2. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:

1) информацию о сторонах соглашения;

1.1) идентификационный код закупки;

2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;

3) начальные (максимальные) цены контрактов, начальные цены единиц товара, работы, услуги каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;

4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;

6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;

7) порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;

8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;

9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;

10) срок действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

3. Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

4. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.

5. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Процесс участия в открытом конкурсе: общие сведения по электронной форме

До подачи заявки поставщик должен изучить конкурсную документацию.

Если он находит противоречия или неточности, не позже 5 дней до подачи окончания срока подачи заявок отправляет запрос на разъяснение заказчику. Тот ответит в течение двух дней. Ответ разместит в ЕИС. Если заказчик признает ошибку, то вносит изменения и продляет срок подачи заявки на 10 рабочих дней. Если нет, у поставщика есть два варианта: писать жалобу в ФАС или отказываться от участия.

Участник может подать заявку только после аккредитации в ЕИС.

Заявка состоит из двух частей и ценового предложения в свободной форме — всего три документа.

  1. Первая часть заявки: обезличенное предложение участника с эскизами и описанием предлагаемого товара (работ, услуги), согласие на исполнение контракта.
  2. Вторая часть заявки: документы и официальная информация о поставщике.

Все документы нужно одновременно загрузить на площадку.

Участнику разрешается подать только одну заявку. В течение часа оператор электронной площадки присваивает ей номер и высылает подтверждение на электронную почту. Если заявка нарушает правила, описанные в ст. 54.4 44-ФЗ, оператор присылает отказ с обоснованием.

Заявку нужно обеспечить банковской гарантией или перевести деньги на специальный счет поставщика. После перевода туда денег они блокируются банком; требование о блокировке направляет оператор электронной площадки.

После окончания приема заявок следуют этапы:

  1. Заказчик составляет протокол по итогам рассмотрения первых частей заявок и направляет его оператору ЭТП. В свою очередь оператор оповещает участников закупки о допуске к следующим этапам процедуры, а также сообщает им минимальную цену контракта, предложенную одним из участников.
  2. Объявляется переторжка, в ходе которой участники, получившие допуск, могут улучшить свое ценовое предложение или оставить его без изменений.
  3. Заказчик рассматривает вторые части заявок, вновь формирует протокол и направляет оператору. Тот в ответ отправляет протокол переторжки.
  4. Заказчик формирует итоговый протокол. Заявки располагает по уменьшению количества присвоенных баллов согласно критериям оценки заявок. Если в нескольких заявках количество баллов совпадает, заказчик ранжирует такие заявки по срокам их подачи. Чем раньше подана, тем выше место.

Оператор уведомляет участников конкурса о ходе проведения всех этапов.

Осуществление закупок по 44-ФЗ

В соответствии с законодательством, приобретение нужных для работы государственных органов материалов, техники, помещений, различного рода услуг может осуществляться конкурентным способом, когда выбор поставщика происходит из нескольких претендентов, либо у единственного представителя. Осуществление закупок по 44 ФЗ позволяет свести к минимуму злоупотребления и коррупционные проявления в этом процессе.

Способы закупки

Федеральный закон определяет, что основанными на конкуренции являются следующие способы приобретения продукции и услуг:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Закупка у единственного участника осуществляется лишь в том случае, когда нужный товар или услуга монополизированы в силу объективных причин, например, защищены авторским правом.

Виды конкурсов

В ФЗ № 44 предусмотрены следующие разновидности конкурсов:

  • Открытый. Его характерной особенностью является то, что информация о закупке сообщается неограниченному кругу потенциальных поставщиков либо исполнителей, причем ко всем участникам применяются одинаковые критерии отбора. Данные о конкурсе размещаются в единой системе за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.
  • С ограниченным участием. Этот конкурс проводится среди неограниченного числа участников, к которым применяются единые и одинаковые критерии, однако перед непосредственным участием в конкурсе участники должны пройти квалификационный отбор.
  • Двухэтапный. На первом этапе вся информация о конкурсе размещается в свободном доступе, чтобы желающие могли принять в нем участие, однако затем к победителям выдвигают дополнительные требования. И участник, который предоставил наилучшие условия на втором этапе, объявляется победителем.
  • Закрытый аукцион – информация о нем не размещается в открытом доступе в интернете либо в средствах массовой информации. На конкурсах такого типа предметом являются объекты, представляющие собой государственную тайну. Выигрывает закрытый аукцион участник, предложивший самую низкую цену за свою продукцию.
  • Закрытый с ограниченным участием. Этот тип конкурса предусматривает ознакомление с его условиями лишь круга лиц, которые занимаются выпуском конкретной продукции. Выигрывает право на осуществление поставок либо проведение работ тот участник, который вначале прошел квалификационный отбор, а затем предложил лучшие условия.
  • Закрытый двухэтапный предусматривает отбор участников в два этапа. Сначала информация о предмете закупки отправляется ограниченному кругу лиц, которые могут выполнить условия контракта, затем по результатам второго тура определяется победитель, представивший лучшее предложение. Аукцион

Аукцион по закупке осуществляется в электронной форме, то есть вся информация об объекте конкурса размещается на доступном для всех сайте. Сами торги проводятся на электронной площадке заранее выбранного оператора, который полностью отвечает за технический аспект их проведения.

Однако покупать на аукционе можно только отдельные категории товаров или работ, услуг. Их перечень утвержден Правительством РФ, и он достаточно объемный. К аукциону предъявляются такие критерии:

  • точное, четкое и подробное описание объекта закупки;
  • выбор победителя должен быть основан только на количественной и денежной оценке.

Запрос котировок

Этот способ определения исполнителя госзаказа осуществляется путем размещения информации об объекте закупки в единой базе данных, причем победителем в конкурсе является тот участник, что предложит самую низкую цену за свою продукцию. Однако стоит учесть, что запрос котировок можно проводить лишь в том случае, если стоимость контракта не превышает 500 тысяч рублей.

Кроме этого, есть еще одно ограничение для заказчика по данному виду торгов – годовой объем закупок, осуществляемый подобным способом, не может превышать 10% от всего годового объема закупок заказчика и при этом не может быть больше, чем 100 млн рублей в год.

Запрос предложений

Победителем такого конкурса становится участник, предложивший заказчику товар или услугу, которая оптимально соответствует параметрам запроса. Проводить выбор поставщика методом запроса предложений можно только в следующих случаях:

  • для обеспечения спортивных команд инвентарем, экипировкой, оборудованием;
  • для лечения россиян за границей;
  • для обеспечения лекарственными препаратами;
  • для закупок предметов народного промысла;
  • при заключении контрактов для защиты интересов граждан или государства в иностранных судебных органах.

В каких процедурах нужно обязательное подтверждение

Согласно Постановлению Правительства № 99, подтверждение квалификации до момента подачи заявки требуется в закупках лишь некоторых видов товаров, работ и услуг. Ниже представлен список наиболее популярных:

  • работы по защите объектов культурного наследия народов РФ;

  • закупка с НМЦ более 10 млн руб. в сфере строительных работ по реконструкции, ремонту и сносу капитальных строений;

  • закупка с НМЦ более 10 млн руб. в сфере содержания и ремонта автодорог;

  • закупка питания на сумму выше 500 тыс. руб. для социальных учреждений (больницы, школы и т. д.);

  • организация детского оздоровительного отдыха.

Вот как изменились требования:

До 1 июля 2019 После 1 июля 2019

Если к тендеру применялись условия из Постановления Правительства РФ № 99, то участники торгов к заявке прилагали документы, свидетельствующие о его квалификации

Поставщики для участия в подобных закупах должны подтверждать квалификацию до момента подачи заявки (ч. 1 ст. 66 закона 44-ФЗ). Заказчик автоматически получает от торговой площадки документы в электронном виде.

Подготовка извещения и закупочной документации

В ст. 54.1 – 54.7 44-ФЗ дается определение открытого конкурса в электронной форме (сокращенно — ОКЭФ) и инструкция по его проведению. Информацию о проводимом мероприятии получает неограниченный круг лиц, а требования для всех участников являются едиными.

ОКЭФ отличается от электронного аукциона:

  1. Критериями оценки. При проведении аукционов единственным критерием является цена. А в конкурсных процедурах большее значение уделяется нестоимостным показателям (наличие богатого опыта по аналогичным работам, квалификация сотрудников, наличие необходимой техники и оборудования).
  2. Наличием переторжки. Оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок и необходимую документацию после окончания срока подачи окончательных ценовых предложений, после составления протокола (ч.7 ст.54.6, ч.1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Здесь следует сделать отступление и рассказать о переторжке простыми словами для тех, кто не понимает, о чем идет речь:

Переторжка – это возможность для участника уменьшить свое ценовое предложение. Как только открытый конкурс стал проводиться в электронном виде, переторжка стала обязательным его этапом. С ее появлением у заказчиков появилась возможность закупать товары, работы или услуги по самой выгодной стоимости.

К проведению переторжки заказчик не имеет никакого отношения. О дате ее проведения поставщики узнают от оператора ЭТП. Процедура проводится на следующий рабочий день после истечения времени оценки первых частей заявок.

Пять фактов, которые нужно знать о переторжке:

  1. Проводится в течение 3-х часов;
  2. Время назначается по часовому поясу заказчика;
  3. Один участник может снизить цену только 1 раз;
  4. Не обязательно улучшать свое предложение о цене;
  5. Если кандидат не улучшил свою цену, то в зачет принимается цена из предыдущего предложения.

По окончанию переторжки оператор в течение 1 часа формирует протокол и отсылает заказчику вторые части заявок.

Вернемся к нашей статье… Итак, критерии оценки, наличие этапа переторжки и остальную важную информацию (согласно ст.54.3 44-ФЗ) готовит и утверждает ответственное лицо заказчика в документации по ОКЭФ.

Если в компании заказчика нет собственного отдела по закупкам, то для подготовки конкурсной документации может быть привлечена специализированная организация (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Сторонние специалисты готовят все материалы для проведения закупки, но сами участвовать в ней не имеют право (ч.1 и 5 ст.40 44-ФЗ).

Итак, мы сказали, что для проведения конкурса готовится закупочная документация. Но наряду с ней заказчик разрабатывает еще два документа: извещение о проведении ОКЭФ и проект контракта (ч.1 и 2 ст.54.1, ч.3 ст.54.3 44-ФЗ).  Без этих 3-х составляющих проведение конкурса невозможно. Заказчик публикует все эти документы в ЕИС за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

Извещение составляется в соответствии с нормами ст.54.2 44-ФЗ и на усмотрение заказчика размещается на любых информационных ресурсах, где с ним может ознакомиться любой желающий.

Заказчик может внести изменения в извещение за 5 дней до истечения времени подачи заявок. Нельзя менять объект открытого конкурса в ЭФ и повышать сумму обеспечения заявок.

Заключение контракта

Однако вернемся к ситуации, когда электронный конкурс состоялся — его итоговый протокол размещен в ЕИС. Пришла пора заключать контракт.

Заказчик должен разместить на ЭТП и в информационной системе проект контракта без своей подписи. Это нужно сделать в течение 5 дней после публикации итогового протокола. Предварительно в проект контракта выносятся данные исполнителя, цена, параметры объекта закупки, условия сделки из заявки победителя.

У победителя есть 5 дней на то, чтобы отреагировать. Он должен либо внести обеспечение и подписать контракт, либо подать протокол разногласий

Обратите внимание, что с недавних пор протокол подавать можно только один раз

В протоколе разногласий исполнитель излагает свои замечания. Заказчик должен рассмотреть их в течение 3 рабочих дней. А если нужно, то в этот же срок внести исправления в контракт. Если замечания не могут быть учтены, следует разместить старый проект контракта, а также документ, содержащий указание на причину этого.

Наглядно заключение контракта показано следующей схеме.

Заказчик публикует итоговый протокол

5 дней

Заказчик публикует проект контракта без подписи

5 дней 5 дней
Победитель подписывает контракт Победитель направляет протокол разногласий
3 рабочих дня 3 рабочих дня
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС Заказчик рассматривает протокол и размещает новый или старый контракт
3 рабочих дня
Победитель ставит подпись на контракте
3 рабочих дня
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС

Заключение контракта

Контракт по результатам ОКЭФ заключается с победителем на электронной площадке.

Со дня публикации итогового протокола заказчику дается 5 дней на размещение в ЕИС проекта контракта. А исполнитель в течение 5 дней после размещения проекта контракта должен его подписать. Но если у победителя есть какие-либо замечания по проекту, то он направляет заказчику протокол разногласий (его можно подать только 1 раз!). Заказчик должен отреагировать на него в течение 3 рабочих дней (считается со дня подачи).

Существует 2 варианта развития событий:

  • заказчик соглашается с замечаниями и дорабатывает контракт, после чего снова размещает его в ЕИС. А исполнитель подписывает его в течение 3 рабочих дней;
  • заказчик не соглашается с замечаниями и направляет исполнителю документ с причинами отказа. Исполнитель в течение 3 рабочих подписывает контракт.

Что касается сроков заключения, то контракт должен быть подписан в период между 10-ым и 20-ым днем с даты размещения протокола подведения итогов. Контракт будет заключен, как только все стороны его подписали.

Бывают случаи, когда победитель признается уклонившимся от исполнения контракта.

На это есть две причины:

  1. Выигравший контракт участник не перечислил денежное обеспечение контракта и не предоставил банковскую гарантию.
  2. Не подписал контракт.

Статус «уклониста» присваивается участнику документально, и заказчик обязан направить информацию о нем в ФАС в течение 3-х рабочих дней с даты присвоения данного статуса. А право заключить контракт переходит к участнику под номером 2 (из итогового протокола). Кандидат № 2 вправе отказаться от исполнения контракта, за это ему ничего не грозит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector