Противодействие коррупции в сфере закупок

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге
Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом
Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

Меры пресечения

Без усиления мер государственного принудительного реагирования невозможно добиться искоренения коррупции. В Государственную Думу был внесен законопроект, предлагающий усилить наказание за нарушение в сфере госзакупок до 15 лет лишения свободы с дополнительными возможностями сотрудников правоохранительных органов контролировать крупные приобретения чиновников, если они произведены после возбуждения уголовного дела, и даже конфисковывать их. Пока проект не принят. При этом в рамках Национального плана противодействия коррупции перед органами власти поставлены задачи:

  • разработать законопроекты, направленные на противодействие коррупции на региональном уровне, так как существенная часть нарушений происходит именно на уровне региональных элит, не всегда полностью контролируемых федеральным центром;
  • создать проект положения о комиссиях по противодействию коррупции в регионах и в дальнейшем ввести эти комиссии.

Кроме того, меры пресечения должны работать на кадрово-организационном уровне. Были приняты решения о:

  • разработке перечня должностей и организаций, в работе которых возникают повышенные коррупционные риски;
  • введении для замещения должностей из этого списка особых процедур проверки и назначения;
  • разработке механизма беспрепятственного перемещения сотрудников, замещающих должности с повышенным уровнем коррупции, на другие места или увольнении их по основанию утраты доверия;
  • разработке с учетом ограничения ряда личных и имущественных прав для сотрудников из этого списка механизма предоставления им дополнительных социальных гарантий;
  • ужесточении всех видов контроля над повседневной жизнью сотрудников из этого списка, вплоть до применения негласных методов;
  • разработке жестко регламентированных методик принятия решений в каждом спорном случае в сфере госзакупок, имеющем признаки коррупциогенности.

При том, что ряд этих шагов может частично нарушать конституционные и трудовые права граждан, сама разработка и внедрение такого механизма уже говорят о серьезности проблемы. Также в Концепции предлагается помимо действующих вариантов антимонопольного и общественного контроля над закупками ввести специальный способ, позволяющий государственным и муниципальным органам финансового контроля выносить предписания о запрещении проведения любых закупок, вызывающих подозрения, вплоть до устранения нарушений. С точки зрения выявления правонарушений или возможности их возникновения предполагается не ждать, а обязать аудиторов, осуществляющих проверки государственных компаний, сообщать правоохранителям о любых возможных рисках.

Недостатки закона «О противодействии коррупции» не дают возможности в полном объеме выявлять и оперативно устранять все коррупционные проявления в сфере госзакупок. Отсутствие раскрытия понятия «личная заинтересованность», исключающая уголовно-правовую квалификацию всех видов коррупции, в которых личная заинтересованность выражается в нефинансовой форме, не в форме прямого подкупа, делает невозможным привлечение лиц, мотивированных не деньгами, а личностными или карьерными благами, к ответственности. Закон дает возможность преследовать бухгалтера регионального МУПа за завышение сметы, но не дает права пресечь действие групп, работающих на высшем уровне и использующих, в том числе, и международные каналы для финансирования подкупа. Не предусмотрен механизм, который мог бы еще на стадии формирования закупочных комиссий устранить попадание в них лиц с возможным конфликтом интересов или коррупционными замыслами. Практически невозможно привлечь к ответственности конкретных исполнителей, публикующих неверную информацию, составляющих конкурсную документацию, обосновывающих завышение расценок.

Коррупция в госзакупках: распространенные схемы

К числу самых распространенных коррупционных схем можно отнести:

  • направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников госзакупок;
  • установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации заказа или выполнения работ, при которых исполнение заказа возможно только заранее подготовленным поставщиком — участником мошеннической схемы;
  • установление заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;
  • установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа (например, с большой отсрочкой и т. д.);
  • некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки и т. д.);
  • толкование критериев оценки поставщиков в пользу заинтересованных лиц и т. д. 

Данный перечень схем, разумеется, не является исчерпывающим. Суть каждой из них состоит в том, что участвующий в сговоре недобросовестный поставщик всегда извещен, каковы параметры госзакупки на самом деле.

Смена законодательной базы, а именно признание утратившим силу закона «О размещении заказов на поставки товаров» от 21.07.2005 № 94-ФЗ и принятие вместо него новых — «О контрактной системе» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и «О закупках товаров» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, прежде всего, направлена на минимизацию возможности использования коррупционных схем в сфере госзакупок. 

Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?

То, что законодательством не установлен полный список антикоррупционных требований к организациям, приводит к необходимости издавать новые и все более детальные «методички» по разработке и внедрению антикоррупционных политик в компаниях.

18 сентября Минтруд издал три новых документа: «Меры по предупреждению коррупции в организациях», «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» и памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».

Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования

И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.

Новые документы содержат важные рекомендации:

Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами

Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации

Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов
Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений
Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

За какие ошибки компании привлекают к ответственности?

1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.

Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

После этого директор предприятия направил прокурору, подавшему иск, письмо. В нем он сообщил, что число работников в организации не превышает 15 человек, и у них нет полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Поэтому меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, и должностное лицо, ответственное за профилактику, не назначалось. Директор также попытался оспорить вынесенное решение в суде апелляционной инстанции. Однако суд пришел к выводу, что обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников. Апелляционная жалоба директора была оставлена без удовлетворения4.

2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.

Пример. В ходе прокурорской проверки установили, что на работу в организацию была принята Ч., которую ранее уволили с должности специалиста отдела работы с налогоплательщиками инспекции ФНС России № 15 по г. Москве. Причем в нарушение требований законодательства о государственной и гражданской службе в РФ в инспекцию не было направлено сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим Ч. Прокурор пришел к выводу об отсутствии контроля со стороны руководства и подчиненных сотрудников организации за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. В связи с этим было вынесено представление об устранении нарушения и о привлечении работников, допустивших его, к дисциплинарной ответственности. Организация попыталась через суд добиться отмены представления, однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении ее требований отказали5.

3. Мало кто задумывается о том, что все чаще при принятии решения о привлечении компании к ответственности за коррупционное правонарушение по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») суды учитывают деятельность организации по принятию мер антикоррупционного характера.

Зачем и кому нужен антикоррупционный план

Антикоррупционная политика для учреждений обязательна, а антикоррупционный план — непременная часть этой политики (кроме него утверждается положение о противодействии коррупции, включаются соответствующие оговорки в трудовые договоры и др.).

Сфера закупок очень подвержена коррупционным правонарушениям, таким как дача и получение взяток, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и т. д. В связи с этим противодействие коррупции обозначено в числе основных принципов закупочного законодательства (п. 1 ст. 1 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

С 2020 года учреждения обязаны добавлять специальные разделы в антикоррупционные планы для закупочных подразделений.

При составлении такого плана необходимо руководствоваться

  1. Методическими рекомендациями по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления… работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее –— Методические рекомендации),
  2. Рекомендациями по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации (утверждены Минтрудом РФ).

Мероприятия по противодействию коррупции можно условно разделить на профилактические и аналитические.

Для составления четкого плана необходимо выполнить ряд действий. Расскажем о них подробнее ниже.

Как составить еще один важный в госзакупках документ — техническое задание — читайте в нашей статье «Как составить техзадание для госконтракта».

Больше информации о закупках вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Библиографический список

1. Бараненкова И.В. О необходимости систематизации норм, регулирующих противодействие коррупции в военных организациях / И.В. Бараненкова // Военное право. 2014. N 3. С. 73 — 85.

2. Зайков Д.Е. Проблемы совершенствования правового регулирования противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации / Д.Е. Зайков // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. 2017. N 11. С. 2 — 5.

3. Константинов А. Коррумпированная Россия / А. Константинов. М., 2006. 640 с.

4. Корякин В.М. Криминологическая характеристика отката как формы проявления коррупции в сфере публичных закупок / В.М. Корякин // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. С. 130 — 138.

5. Корякин В.М. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны и военной безопасности: Монография / В.М. Корякин. М.: Юрлитинформ, 2014. 456 с.

6. Куракин А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений / А.В. Куракин // Государство и право. 2003. N 8. С. 43 — 49.

7. Скородед Е.П. Откат как разновидность коррупционного преступления / Е.П. Скородед // Актуальные проблемы права, управления и экономики. 2015. N 11. С. 200 — 202.

URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/analytics/public-control.html.

URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.

Применительно к военной организации государства под откатом в сфере закупок товаров, работ и услуг мы предлагаем понимать особую форму коррупционной сделки, направленной на хищение бюджетных средств, при которой одна сторона — юридическое лицо, являющееся исполнителем по государственному контракту, — возвращает («откатывает») представителю другой стороны — военной организации — заказчика часть полученных от нее на исполнение государственного контракта средств федерального бюджета в качестве вознаграждения за оказание содействия в получении государственного заказа (Корякин В.М. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны и военной безопасности. М., 2014. С. 126).

URL: http://tass.ru/obschestvo/5134470.

URL: https://pasmi.ru/archive/204676/.

См., напр.: Бараненкова И.В. О необходимости систематизации норм, регулирующих противодействие коррупции в военных организациях // Военное право. 2014. N 3. С. 73 — 85; Зайков Д.Е. Проблемы совершенствования правового регулирования противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 11. С. 2 — 5; Корякин В.М. Криминологическая характеристика отката как формы проявления коррупции в сфере публичных закупок // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Третьей Всерос. науч.-практ. конф. (9 июня 2015 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М., 2015. С. 130 — 138; Скородед Е.П. Откат как разновидность коррупционного преступления // Актуальные проблемы права, управления и экономики. 2015. N 11. С. 200 — 202.

При этом в комментируемом Законе сделана оговорка, что привлечение к уголовной ответственности по ст. 200.5 УК РФ возможно при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 — 4 ст. 204 (коммерческий подкуп) и ст. 291 (дача взятки) УК РФ.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы (ч. 3 ст. 53.1 УК РФ).

Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ).

Цит. по: Куракин А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. 2003. N 8. С. 45.

Цит. по: Константинов А. Коррумпированная Россия. М., 2006. С. 621.

Связанные статьи:

  • Конституционно-правовое обеспечение государственной антикоррупционной стратегии в Российской Федерации (100%)
  • Правосознание как антикоррупционная категория (100%)
  • Вынужденная коррупция (100%)
  • Современное состояние правового регулирования служебной тайны (50%)
  • Надзор за исполнением законодательства об обороте алкогольной продукции (50%)
  • Право студентов магистратуры на отсрочку от призыва на военную службу (RANDOM — 50%)

Коррупционная составляющая

Коррупция в сфере закупок – бич, в той или иной мере преследующий их участников во всех странах мира

Возможность получить многомиллионный контракт для субъекта хозяйствования является сверхважной целью

Учитывая объемы теневой экономики, очевидна финансовая возможность бизнесменов рассчитываться за оказанную чиновниками «помощь» не учтенными на балансе средствами.

Спрос порождает предложение. По оценкам специалистов, уровень «откатов» в карманы чиновников достигает 15-20% суммы госконтракта.

Внедрение электронной системы закупок породило множество махинаций:

  • направленных на ограничение конкуренции;
  • обеспечивающих возможность отдать госзаказ конкретному субъекту предпринимательства.

Наиболее распространенными среди них были:

  • оформление тендеров задним числом на уже предоставленные услуги или выполненные работы;
  • нарушение сроков публикации информации о заказе;
  • неполнота обнародованных сведений, их недостаточность для подготовки заявки;
  • ошибки в написании объекта закупки, выборе его групповой категории.

Распространенным способом мошенничества была замена кириллических символов на визуально схожие латинские. Это приводило к усложнению поиска заказа в электронной системе.

Неправомерное содействие избранным субъектам хозяйствования обрело более сложную и скрытую форму.

Наибольшее распространение получили:

  • необоснованно завышенные требования к исполнителю, выписанные под конкретного субъекта хозяйствования;
  • установление сжатых сроков на подготовку и подачу заявки.

В последнем случае к тендеру оказывается готов только один субъект – осведомленный о конкурсе заранее.

Обзор документа

Законом о контрактной системе предусмотрен ряд мер, направленных на снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок.

Например, закреплены положения об общественном обсуждении закупок; установлен запрет на членство в комиссиях по закупкам лиц, заинтересованных в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); предусмотрена возможность в судебном порядке признать недействительным контракт, заключенный заказчиками, должностные лица которых состоят в браке либо являются близкими родственниками с выгодоприобретателями либо руководителями организаций поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Шаг 1. Назначение ответственных сотрудников

Согласно рекомендациям Митруда ответственным за выполнение антикоррупционных мероприятий должен быть не работник закупочного подразделения, а сотрудник, имеющий специальную подготовку в области антикоррупционного законодательства и в то же время знакомый с процедурой закупок.

Соответственно, перед работодателем остро встает вопрос выбора и подготовки такого сотрудника. Необязательно брать нового работника, который полностью соответствует требованиям. Как вариант, можно подготовить сотрудника самостоятельно, направив его на профессиональную переподготовку или курсы.

Выбрав сотрудника, руководитель должен назначить его в качестве ответственного лица, издав приказ.

Шаг 4. Подготовка документальной основы

Для реализации антикоррупционных мероприятий потребуются типовые формы документов:

  1. Подписка о неразглашении конфиденциальных сведений.
  2. Перечень документов, которые необходимо сдавать ответственному лицу (справки о доходах и расходах, об имуществе и т. д.).
  3. Уведомления о коррупционных рисках (намерении оказать услугу, получении подарка, участии в некоммерческой организации).
  4. Декларация о возможной личной заинтересованности (приложение 3 к Методическим рекомендациям).

Сроки хранения антикоррупционных документов установлены в разделе 8.1 приказа Росархива от 20.12.2019 № 236.

Ответственность за злоупотребление в сфере госзакупок

Если речь идет именно о нарушениях в сфере госзакупок, квалифицируемых как коррупционные действия, то применяются нормы УК РФ:

Ст. 200.4 – злоупотребления в сфере госзакупок.
Ст. 200.5 – подкуп контрактного управляющего, члена закупочной комиссии.
Ст. 285 — злоупотребление должностными полномочиями

При этом важно установить, действительно ли обвиняемый/ подсудимый является субъектом квалифицируемого преступления (п. 2 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 №19 (далее – ППВС №19). 
Ст

285.1 — нецелевое расходование бюджетных средств.
Ст. 285.2 — нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.
Ст. 286 — превышение должностных полномочий (приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 29.05.2013 по делу № 1-4/2013).
Ст. 289 — незаконное участие в предпринимательской деятельности.
Ст. 290 — получение взятки (приговор Липецкого облсуда от 04.09.2012 по делу № 2-16/12). Необходимо учесть, что получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением отношений не может квалифицироваться по данной статье (п. 4 постановления пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24).  При этом правоприменитель уточняет, что использование своего должностного положения получателем взятки в интересах взяткодателя может выражаться в давлении со стороны первого на иных должностных лиц, в т.ч. путем уговоров просьб, принуждения и др.
Ст. 291 — дача взятки.
Ст. 291.1 — посредничество во взяточничестве.
Ст. 292 — служебный подлог. При совершении служебного подлога виновный использует не должностные полномочия, а свое служебное положение и вносит в документы ложную информацию, искажающую содержание такого документа.
Ст. 304 — провокация взятки или коммерческого подкупа. 

Этот перечень не является исчерпывающим. Например, могут быть признаны коррупционными противоправные действия в экономической сфере, если они сопряжены с умышленным использованием лицом своего должностного положения с целью извлечения личной выгоды при планировании и/или проведении госзакупок (например, определение Леноблсуда от 07.03.2013 № 33-1006/2012). 

***

Итак, коррупционные действия — отдельная группа правонарушений в сфере госзакупок, отличительной чертой которых является нацеленность должностного лица на получение личной выгоды за противоправные умышленные действия/бездействие с использованием своего служебного положения в интересах лица, обещающего соответствующее вознаграждение. Нормативная правовая база, на которой основывается антикоррупционная политика государства в сфере госзакупок, не ограничивается только федеральными законами, наряду с ними названной цели служат и многочисленные подзаконные акты.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Меры выявления

Основным органом, в сфере полномочий которого лежит контроль над выявлением коррупции в системе государственных закупок, становится Федеральная антимонопольная служба. Именно по ее представлениям возбуждаются многочисленные уголовные дела.

Основной задачей противодействия коррупции становится выявление нарушений в информационном сопровождении и нахождение случаев конфликта интересов и прямой связи между чиновником и сотрудником предпринимателя. Но примеры такой прямой связи ограничены. Это:

  • наличие брака между руководителем закупочной комиссии или ее членом с руководителем поставщиков;
  • близкие родственные связи между этими же лицами;
  • наличие прямой личной заинтересованности в заключении контракта.

Но эти факты могут стать только одной из возможных причин для признания контракта недействительным. Если не установлен прямой подкуп, то уголовное дело возбуждено не будет.

Шаг 3. Анализ коррупционных рисков

Прежде чем составить план антикоррупционных мероприятий, нужно проанализировать, какие ситуации потенциально создают риски конфликта интересов и коррупционных правонарушений именно в вашей организации (так называемые коррупционные риски).

Такими опасными ситуациями могут быть, например:

  • получение подарков от поставщиков;
  • закупки у родственников;
  • оказание услуг поставщикам;
  • наличие личных взаимоотношений с участниками закупок (например, трудовых отношений в прошлом, наличие имущественных обязательств, судебных споров и т. д.).

Перечень подобных ситуаций, а также должностей сотрудников, которые могут в них оказаться, представляет собой так называемую карту рисков.

Важно! Карту коррупционных рисков следует оформить в виде письменного документа и утвердить приказом руководителя. При составлении карты рисков следует учитывать специфику деятельности вашей организации, масштаб деятельности и т. д

Карта рисков касается не только госзакупок, но и других сфер деятельности (оказания госуслуг, кадровой работы и др.), однако госзакупки обязательно в ней отражаются.

Шаг 5. Просвещение сотрудников

Важнейшее место в антикоррупционном плане должно занимать просвещение работников, их обучение антикоррупционной политике. Оно состоит из двух обязательных этапов: собственно обучения и проверки знаний.

Минтруд рекомендует не реже 1 раза в год проводить обучение и консультирование сотрудников, участвующих в закупках, разъясняя понятия «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «коррупционное правонарушение» и т. д. (п. 3.3 Методических рекомендаций), уведомляя об ответственности за такие нарушения. Целесообразно также проверять знания работников по этим вопросам, проводя, например, тестирования (п. 3.6 Методических рекомендаций).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector