Как проверить госконтракт перед подачей заявки и после победы

Содержание:

Внеплановые проверки

Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.

Видеозапись внеплановой проверки ФАС:

Права контрольных органов

В целях реализации функций контроля уполномоченные органы имеют право:

  • собирать данные о проверяемых объектах;
  • затребовать у проверяемого лица все финансовые и отчетные документы;
  • опрашивать сотрудников заказчика и исполнителя;
  • проводить плановые и внеплановые проверки;
  • составлять протокол об административных правонарушениях в области закупок;
  • выносить предписания;
  • инициировать разбирательство в арбитражном суде;
  • приостанавливать закупочную процедуру до выяснения обстоятельств.

Сбор данных осуществляется как из открытых источников (баз данных юридических лиц, Росреестра), так и путем направления официального запроса, на который объект проверки обязан дать ответ. Плановые проверки проводятся ФАС не чаще, чем раз в три года, но внеплановые проверки могут быть проведены в любой момент по заявлению или жалобе заинтересованных лиц. Перед внеплановой проверкой проверяемый объект должен быть уведомлен не позднее, чем за сутки до визита сотрудников уполномоченного органа.

Предписание – это документ, содержащий обязательные для исполнения указания контрольного органа, а также рекомендации по их исполнению. Предписание имеет срок исполнения, по истечении которого проверяемое лицо должно направить в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания.

Для проверки контрольный орган может запросить:

  • бухгалтерские документы;
  • документацию о закупках;
  • протоколы рассмотрения заявок;
  • копии заключенных контрактов;
  • регистрационные документы юрлица.

Если обнаруженные нарушения влекут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность, контрольный орган может выписать протокол об административном правонарушении, а также инициировать судебное разбирательство в целях принуждения объекта проверки к возмещению ущерба и иным видам взыскания.

Что может стать причиной для внеплановой проверки

  • истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства;
  • поступление в ФАС материалов, указывающих на нарушения антимонопольного законодательства;
  • поступление сообщений о фактах нарушения антимонопольного законодательства от физических и юридических лиц;
  • поручения  Президента РФ, Правительства РФ;
  • требование прокурора.

Некоторые внеплановые проверки подлежат согласованию ФАС с органами  прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Так, подлежит согласованию проверка, основанием для проведения которой стало нарушение требований к маркировке товара. Если согласования с прокуратурой не было, результаты проверки можно обжаловать.

По общему правилу о предстоящей проверке юридическое лицо или индивидуального предпринимателя ФАС должна уведомить не позднее чем за 24 часа до её начала. Но из этого правила есть исключения. Например, не требуется уведомление о проведении внеплановой проверки, если основанием для ее проведения является возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан. Также о предстоящей проверке не уведомляют проверяемых лиц в случае, если проводится проверка на предмет выявления ограничивающих конкуренцию соглашений.

Контроль Казначейством

Федеральное казначейство и его подразделения в субъектах проверяют закупки для федеральных нужд.

Контроль по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 99 закона № 44-ФЗ, проводятся путем согласования закупочных документов заказчиков в ЕИС через систему «Электронный бюджет». Сотрудники Казначейства сопоставляют внесенную заказчиками информацию и доведенный объем финансового обеспечения для проведения тендеров, а также правильность указанных идентификационных кодов.

Казначейство дополнительно осуществляет внеплановые и плановые проверки в сфере закупок по ч. 8 ст. 99 закона № 44-ФЗ.

В рамках этого блока рассматриваются:

  • обоснованность тендеров;
  • применение документов нормирования;
  • правильность формирования НМЦК;
  • исполнение и отчетность по контрактам.

Стоимость услуг

Консультация юриста антимонопольной практики
от 5 000 руб.
 
Получить предложение

Подготовка ответа на запрос ФАС по группе лиц
от 15 000 руб.
 
Получить предложение

Обращение/жалоба в ФАС на действия конкурента
от 32 000 руб.
 
Получить предложение

Споры о ненадлежащей рекламе в антимонопольной службе
от 40 000 руб.
 
Получить предложение

Ведение дел об антиконкурентных соглашениях и действиях в антимонопольной службе
от 58 000 руб.
 
Получить предложение

Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию

Напишите электронное письмо на адрес etalon@etalon-cons.ru с описанием Вашей ситуации

Письмо Федерального казначейства от 17 марта 2014 г. N 42-7.4-05/9.1-164 «О включении юристов в контрактную службу»

4 июня 2014

Федеральное казначейство в связи с необходимостью создания контрактной службы в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и поступившими в адрес Федерального казначейства от территориальных органов Федерального казначейства многочисленными вопросами о целесообразности включения сотрудников юридического отдела территориальных органов Федерального казначейства (далее — юристы) в состав контрактной службы, создаваемой без образования специального структурного подразделения, а также необходимости внесения изменений в должностные регламенты юристов в части возложения на них дополнительных обязанностей по исполнению функций члена контрактной службы, сообщает следующее.

1. По вопросу «о целесообразности включения сотрудников юридического отдела в состав контрактной службы, создаваемой без образования специального структурного подразделения».

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупок) которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Так, Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 631 (далее — Положение), установлено, что контрактная служба создается в целях обеспечения планирования и осуществления государственным заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Вместе с тем юридический отдел территориального органа Федерального казначейства создан в целях организации правового обеспечения деятельности территориальных органов Федерального казначейства, руководствуясь Типовым положением о юридическом отделе территориального органа Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22 января 2013 г. N 5 (далее — Типовое положение о Юридическом отделе), в соответствии с которым осуществляет исключительно правовую экспертизу документов, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Федеральным законом N 44-ФЗ и Положением не установлена обязанность заказчика включать в состав контрактной службы сотрудника юридического отдела.

Таким образом, юристы осуществляют правовое сопровождение деятельности контрактной службы посредством правовой экспертизы документов, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в рамках полномочий, установленных Типовым положением о Юридическом отделе, а также Порядком проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17.12.2013 N 297.

2. По вопросу «о необходимости внесения изменений в должностной регламент специалистов юридического отдела в части возложения на них дополнительных обязанностей по исполнению функций члена контрактной службы».

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что на основании пункта 4.2. Типового положения о Юридическом отделе возложение на юридический отдел и его сотрудников функций и задач, не относящихся к правовой работе, не допускается, соответственно, вносить изменения в должностной регламент сотрудников юридического отдела в части возложения на них дополнительных обязанностей по исполнению функций контрактной службы, считаем неправомерным

Обращаем внимание, что по иным вопросам, связанным с созданием и работой контрактной службы, а также осуществлением ее функций и полномочий, разъяснения будут доведены дополнительно

 
 
Р.Е. Артюхин

Чем руководствуются?

При проведении проверок ФАС руководствуется положениями Закона о контрактной системе. Кроме того, на основании Приказа ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении функций по контролю в сфере размещения заказов ФАС нужно временно руководствоваться ранее изданными правовыми актами данной службы. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 № 30 (далее – Порядок проведения проверок). Кроме того, при проведении проверок ФАС ориентируется на Методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами, доведенные Письмом ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325 (далее – Методические рекомендации).

Отметим, что в 2016 году ФАС подготовлен проект приказа «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению плановых и внеплановых проверок соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – проект регламента). Однако в настоящий момент указанный проект еще не подписан.

Процедура проверки

Проверки ФАС бывают плановыми и внеплановыми. Первые проводятся на основании ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры.

Если вы решили, что вас включили в план проверок незаконно, то вы вправе написать заявление об исключении из плана проверок.

Однако большая часть проверок ФАС являются внеплановыми. Чаще всего они проводятся по обращениям граждан или организаций. По общему правилу срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней. Сроки проведения проверок ФАС зачастую продляются. Чаще всего это связано с проведением экспертиз в отношении «проблемной» рекламы.

Контрольные мероприятия начинаются с документарной проверки: инспекция, созданная из сотрудников ФАС, анализирует документы, имеющиеся в их распоряжении, и запрашивает дополнительные документы и пояснения у фирмы (предпринимателя). Их нужно предоставить в течение десяти рабочих дней. Если в полученных материалах инспекция ФАС увидит признаки нарушения законодательства, начнется выездная проверка. В ее ходе проверяющие осмотрят территории и помещения фирмы и образцы рекламы, назначат необходимые экспертизы.

Дробление закупок

Хотя законодательство не содержит понятия «дробление закупок», такой механизм существует, и прокуратура обращает на него свое пристальное внимание. Механизм следующий

Вместо одной крупной закупки заказчик проводит несколько мелких, уходя тем самым от высококонкурентных процедур к менее конкурентным или вовсе к закупке у единственного поставщика. И несмотря на то что формального запрета на это в законе нет, суды могут признать заказчика виновным в нарушении конкуренции

Механизм следующий. Вместо одной крупной закупки заказчик проводит несколько мелких, уходя тем самым от высококонкурентных процедур к менее конкурентным или вовсе к закупке у единственного поставщика. И несмотря на то что формального запрета на это в законе нет, суды могут признать заказчика виновным в нарушении конкуренции.

Например, заказчику необходимо было приобрести 3 компьютера, общая сумма которых составила порядка 120 тыс. рублей. Он не стал проводить одну конкурентную процедуру, а разбил закупку на два контракта суммой менее 100 тыс. рублей каждый и заключил их с единственным поставщиком. Суд посчитал, что действия заказчик нарушают порядок привлечения поставщиков в сферу госзакупок. При этом судьи исходили из следующих обстоятельств:

  • оба контракта имели одну и ту же хозяйственную цель, были заключены в один день и под следующими друг за другом номерами;
  • сторонами контрактов выступили одни и те же лица, а предметами — одни и те же товары.

То есть фактически это одна сделка, искусственно разделенная заказчиком над две. И цель такого дробления — избежать проведения конкурентной процедуры.

Общие положения

1.1. Настоящее положение о контрактном управляющем (далее — Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон) и устанавливает правила организации деятельности контрактного управляющего при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных/муниципальных нужд.

1.2. Контрактный управляющий назначается в целях обеспечения планирования и осуществления [наименование государственного/муниципального заказчика] (далее — Заказчик) закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных/муниципальных нужд (далее — закупка).

1.3. В случае если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком закупок (далее — план-график) превышает 100 млн рублей, Заказчиком создается контрактная служба. Если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком закупок не превышает 100 млн рублей, то Заказчиком назначается контрактный управляющий.

1.4. Контрактный управляющий в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.5. Основными принципами назначения и функционирования контрактного управляющего при планировании и осуществлении закупок являются:

1.5.1. привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями и навыками в сфере закупок;

1.5.2. свободный доступ к информации о совершаемых контрактным управляющим действиях, направленных на обеспечение государственных/муниципальных нужд, в том числе способах осуществления закупок и их результатах;

1.5.3. заключение контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных/муниципальных нужд;

1.5.4. достижение Заказчиком заданных результатов обеспечения государственных/муниципальных нужд.

1.6. Контрактный управляющий назначается Заказчиком как ответственное лицо за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта.

1.7. Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Новый порядок контроля казначейства

С 14 августа вступило в силу постановление правительства №1193 от 06.08.2020, которое утвердило новый порядок проведения контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99. В проекте постановления указано, что проверяет казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:

  • планы-графики;
  • извещения о закупках;
  • протоколы определения поставщиков;
  • условия проектов контрактов.

Эти документы проверяются по двум показателям:

  • непревышение объема финансового обеспечения для проведения закупок;
  • соответствие ИКЗ.

В новых правилах контроль казначейства разделяется на:

  • ручной (глазной), выполняемый органами контроля (ч. 5 ст. 99);
  • автоматический, который осуществляет казначейство посредством ЕИС (ч. 5.1 ст. 99).

Судебный порядок

Для обжалования решения ФАС можно обратиться в арбитражный суд. Судебный орган уполномочен отменять принятые ранее акты и признавать неправомерность действий/бездействия ответственных лиц. К таким нарушениям относятся: несоблюдение сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении полученного претензионного письма.

При оспаривании решения или предписания ФАС стороны должны придерживаться такой схемы:

  1. Определиться с компетентным органом.
  2. Подготовить исковое заявление и оплатить пошлину.
  3. Подать иск по почте или через секретариат с дополнительными документами.
  4. Суд принимает решение о факте правонарушения антимонопольного органа либо отказывает в удовлетворении обращения.

Сроки обращения

Оценивать правомерность действий/бездействия ФАС уполномочен суд.

Подведомственность и подсудность подобных дел указана в ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем сообщается, что дела о нарушении этапов закупки разбираются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение вызывает споры.

Сроки обращения: 3 месяца после принятия решения ФАС или выдачи соответствующего предписания по погашению долга (ст.52 135-ФЗ).

Лицо либо организация, выявившие правонарушения могут обратиться с заявлением в арбитражный суд в трехмесячный срок, как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством (ст.198 АПК).

Акты ФАС, вынесенные коллегиальной комиссией антимонопольного ведомства, можно оспаривать в суде в более сжатые сроки – 30 дней с даты их вынесения.

Если заявитель опоздал с подачей жалобы, то суд все равно может ее принять, если посчитает причины несоблюдения срока подачи уважительными.

Как только суд примет заявление, исполнение предписания ФАС «притормаживается» до момента выхода судебного постановления.

Как грамотно подготовить иск?

Алгоритм по составлению иска приведен в ст.199 АПК:

  1. Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
  2. Наименование подразделения ФАС и данные оспариваемого документа (решение, предписание, акт).
  3. Описание правонарушения антимонопольной службы со ссылкой на законодательство.
  4. Ясная суть претензии: отменить решение ФАС (акт, предписание), наказать виновных лиц.

Образец судебной жалобы:

Если участник закупки посчитал, что сведения о нем незаконно внесены в реестр недобросовестных поставщиков, то он вправе оспаривать решение ФАС в судебном порядке.

Образец жалобы на включение сведений об участнике закупок в РНП:

Какие документы нужно собрать?

Суд обязательно примет исковое заявление, если истец подготовил всю необходимую документацию:

  1. Квитанция о погашении пошлины. Цена пошлины — 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса.
  2. Исковое заявление.
  3. Уставная документация истца или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП.
  4. Документальное подтверждение получения иска ответчиком.

К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.

Рассмотрение дела и вердикт

На рассмотрение дела отводится определенный день. Заявитель должен быть на процессе «во всеоружии»: ознакомлен с судебной практикой по аналогичным разбирательствам, иметь свою мотивированную позицию. Это поможет быть более убедительным и поможет суду принять сторону истца.

Важный момент! Вынесенное судебное решение можно оспорить в апелляционной инстанции в течение 30-ти дней.

Как упростить проверку

Изучать сведения о своих контрагентах приходится любому бизнес-субъекту. Помочь в этом могут специальные сервисы, например, Контур.Фокус. В нем собрана и удобно представлена информация о компании из всех открытых источников — официальных баз данных, госреестров, интернет-ресурсов. Проверять через подобные сервисы рекомендуется и заказчиков.

Необходимый минимум проверки включает получение информации:

О дате регистрации. Подозрительно, если коммерческий заказчик образовался совсем недавно и сразу объявил крупный тендер.

О кодах ОКВЭД

Важно, чтобы тематика тендера соответствовала видам деятельности заказчика.

О финансовых показателях. Важно оценить такие параметры, как выручка и чистая прибыль.

О контрагентах

Не секрет, что много о компании может сказать «качество» ее партнеров.

О судах. Если заказчик периодически не платит по обязательствам, вряд ли его можно считать надежным контрагентом.

Проверяйте заказчиков до того, как подаете заявки на тендер. Это позволит снизить риски заключить невыгодную сделку.

Перед подачей заявки

Невнимательность при изучении проекта контракта может обернуться участием в невыгодной сделке, отказаться от которой будет крайне проблематично. Ведь подавая заявку, поставщик соглашается со всеми условиями госконтракта. Придется либо поступаться прибылью или вовсе терпеть убытки, либо жертвовать обеспечением заявки, равно как и участием в закупках в ближайшие пару лет из-за попадания в РНП.

Поэтому гораздо правильнее и безопаснее досконально изучить контракт заранее

Далее расскажем, на каких пунктах нужно заострить внимание

Сроки

Стоит помнить, что сроки исполнения контракта или отдельного этапа неизменны. За их нарушение заказчик начислит исполнителю пени. Поэтому сразу нужно реально оценить свои возможности и подавать заявку только в том случае, если в закупке прописаны сроки, в которые исполнитель точно уложится.

Объект закупки и требования к нему

Особо внимательно нужно изучить товары, работы или услуги, которые закупаются. Стоит оценить весь перечень закупаемых объектов, необходимый объем, наличие каких-то специальных требований. Нужно внимательно изучить, что включено в цену объекта закупки. Как правило, в нее входят все обязательные платежи, тара, услуги по транспортировке, страхованию, а также погрузочно-разгрузочные работы.

Иногда заказчику требуются какие-то особые условия, например, нестандартная (подарочная) упаковка товара. Необходимо оценить ее стоимость и заложить в расходы, чтобы определить минимально приемлемый для себя порог цены контракта.

Особые права и обязанности

Как правило, в разделе «Права и обязанности сторон» прописаны положения, стандартные как для государственных контрактов, так и для частных соглашений. Но иногда закачки прописывают там какие-то особые условия.

Условия оплаты

Начинающие поставщики не всегда в курсе того, что исполненные государственные контракты оплачиваются не сразу. Закон 44-ФЗ устанавливает такие строки:

  • не более 15 дней, если процедура проводится для СМП и СОНО;
  • не более 30 дней в остальных случаях.

Срок отсчитывается с даты, когда подписаны документы о приемке контракта или отдельного его этапа.

Кто осуществляет контроль в закупках

Согласно положениям ст. 99, функции контроля выполняются:

  • федеральной и местной исполнительной властью;
  • казначейством;
  • Пенсионным фондом;
  • антимонопольным органом (ФАС).

Исполнительная власть организует контроль за исполнением законодательства при осуществлении закупок, Пенсионный фонд контролирует закупки, в которых участвуют средства, привлекаемые из фондов соцстрахования, а антимонопольная служба проверяет заказчиков и поставщиков на соблюдение антимонопольного законодательства и принципов свободной конкуренции среди потенциальных исполнителей госзакупок.

Постановление Правительства №315 определяет, что функции контроля, возложенные ранее на казначейство, теперь выполняет ФАС, а казначейство только контролирует соответствие планируемого и фактически предоставленного заказчику финансирования, а также наличие информации из итогового протокола в проекте контракта. Постановление №1367 регулирует порядок контроля, осуществляемого казначейством в соответствии с частью 5 ст. 99 44-ФЗ.

Контроль казначейства в реестре контрактов

Реестр контрактов контролируется казначейством на основании постановления правительства №1084 от 28.11.2013. У заказчика есть 5 рабочих дней на публикацию заключенного контракта, его изменения, исполнения, расторжения или наступления гарантийного случая.

Если контролер посчитает, что информация соответствует предъявляемым требованиям, он формирует реестровую запись, которая незамедлительно размещается в ЕИС.

При отрицательном результате проверки подписанный контракт не проходит контроль казначейства, информация и документы заказчика не включаются в реестр контрактов. Контрольный орган направляет в электронном виде заказчику протокол с перечнем несоответствий. Заказчик в течение 1 рабочего дня с момента получения протокола дорабатывает необходимую информацию и повторно направляет документы на проверку.

В п. 3 ч. 5.1 ст. 99 44-ФЗ указано, что должно контролировать казначейство в реестре контрактов, вот список:

  • наличие всех документов по контракту, включая его изменение (расторжение и исполнение — для федеральных заказчиков);
  • соответствие ИКЗ и непревышение финансирования закупки в контракте;
  • соответствие информации о товаре, его количестве и единицах измерения, стране происхождения, коде КТРУ;
  • наименование объекта закупки, дата и номер контракта, срок исполнения, источник финансирования;
  • соответствие наименования заказчика и поставщика, его ИНН;
  • международное непатентованное наименование, номер и наименование держателя регистрационного удостоверения, наименование производителя, лекарственная форма, дозировка и количество лекарственных форм во вторичной упаковке — для лекарственных препаратов;
  • непротиворечивость всех документов друг другу.

П. 13 правил регламентирует, в течение какого срока казначейство проверяет контракт по 44-ФЗ со дня получения информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов. Этот срок составляет три рабочих дня для всех категорий госзаказчиков.

Перед направлением любого документа в ЕИС внимательно проверьте, все ли вы указали согласно требованиям закона

Простая предосторожность убережет вас от нарушения сроков публикации документов из-за повторяющихся ошибок, которые блокируют размещение документов в ЕИС

Перемены в 2018 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено. Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года. Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

  • Лимиты обязательств на закупку.
  • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
  • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
  • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
  • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
  • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
  • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

  • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
  • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
  • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС

Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Соответствие требованиям, установленным законодательством, к поставщикам товаров, работ или услуг (п. 1 ч. 1)

Здесь речь идет о наличии у поставщика определенных документов, которые необходимы для выполнения тех или иных видов работ (услуг), являющихся предметом сделки, например:

  1. Лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
  2. Выписка из электронного реестра членов СРО.
  3. Лицензия на фармацевтическую (медицинскую) деятельность.

Членство организации в СРО и действительность свидетельства о допуске к определенному виду работ проверяют несколькими путями:

  • официальным запросом в партнерство;
  • запросом оригинала документа у компании;
  • с помощью онлайн-сервисов (НОСТРОЙ, НОПРИЗ);
  • поиска сведений о компании в электронном реестре партнерства, которое выдало свидетельство.

Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:

Шаг 1. Зайти на главную страницу сайта.

Шаг 2. Перейти на вкладку «Реестр членов СРО».

Шаг 3. Вбить в строку поиска данные организации и нажать кнопку «Поиск».

Шаг 4. Выбрать в результатах поиска нужную компанию и открыть информацию об организации, нажав на ее название.

Также заказчик вправе потребовать от поставщика наличие лицензии, которая действует в течение исполнения контракта.

Задачи и полномочия контрольных органов

Задачей контрольных органов является осуществление контроля в отношении:

  • заказчиков;
  • контрактных служб;
  • закупочных комиссий;
  • операторов онлайн-площадок;
  • исполнителей контракта;
  • посреднических фирм, организующих проведение отборочных процедур.

Заказчики проверяются на соблюдение закупочного законодательства и на соответствие фактического использования заказанных товаров, работ или услуг целям закупки, указанным в документации.

Контрактная служба и закупочная комиссия проверяются на соблюдение регламентов и Постановлений Правительства, регулирующих деятельность данного заказчика, а также на обоснованность начальной цены.

Операторы площадки проверяются на предмет соблюдения технических регламентов и сроков рассылки уведомлений участникам закупочной процедуры. Кроме того, оценивается работоспособность и закупочных площадок (ЭТП), ответственность за которую несут операторы.

Исполнителей проверяют также на соблюдение закупочного законодательства, на предмет аффилированности с ключевыми сотрудниками заказчика (особенно при закупке у единственного поставщика) и на наличие разрешений и лицензий, позволяющих поставлять требуемые товары или выполнять определенные услуги и работы по условиям контракта.

Специальных требований к посредническим фирмам, организующим конкурсы и аукционы, нет, но такие фирмы проверяют на соблюдение закупочного законодательства и соблюдение требований информационной безопасности, то есть неразглашения конфиденциальных сведений об участниках закупочного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector