Права коренных народов

Статья 12. Общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов

1. Лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Информация о статьях, главах, законах, и кодексах предоставлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.

2. Особенности организации и деятельности общин малочисленных народов и иных объединений малочисленных народов регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе:

1) утратил силу с 1 января 2005 г.;

2) принимать участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) осуществлять контроль за предоставлением, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов;

4) утратил силу с 1 января 2005 г.;

5) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация о статьях, главах, законах, и кодексах предоставлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.

6) устанавливать общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

7) создавать на общественных началах при главах муниципальных образований в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов.

Численность населения России в 2021 году

Численность населения России на 1 января 2021 года составила 146 млн 171 тыс. 15 человек. Это на 577 628 человек меньше, чем год назад. 1 января 2020 в России насчитывалось 146 млн 748 тыс. 643 человек.

Подобное уменьшение населения фиксировали в 2005 — 2006. Тогда за год численность жителей страны сократилась с 143,8 млн человек до 143,2 млн.

С 2010 года начался прирост населения. Об этом говорят данные Росстата. Количество жителей страны увеличивалось каждый год и преодолело отметку в 146 миллионов в 2015 году. Сейчас же началась новая волна демографического кризиса. Прогноз Минэкономразвития говорит о том, что численность населения России в текущем году сократится на 0,55 миллионов человек. Согласно сведениям, к 2024 году в России будут жить 144,7 миллионов человек.

 При расчетах учитывалось несколько факторов:

  • сколько родилось;
  • сколько умерло;
  • сколько мигрировало.

Также делается поправка на условия пандемии. Демографический кризис в России — актуальная проблема. Например, естественный прирост в стране был положительным только в 2013 — 2015 гг. За это время прибавилось около 30 тысяч человек.

Естественный прирост населения — это превышение рождаемости над смертностью.

Причина такой ситуации — общее качество жизни населения России. Не в бумагах и законопроектах состоит комфорт и стабильность. Граждане должны быть уверены в стране и своем будущем, знать, что завтра ничего не «обвалится» и не «поднимется».

Экономическая нестабильность — главная причина низкого уровня естественного прироста. Фото: migranturus.com

Коренные малочисленные народы Сибири перечень

На территориях Сибири, имеющих суровый климат расположились крупные области, всего – 14 регионов, а в процентном соотношении Сибирский федеральный округ занимает 30%. Всего здесь проживают порядка 20 миллионов человек, которые состоят из:

  • Пришлых народов, которые начали заселять эти земли в 16 веке, к ним относятся русские, татары, украинцы, белорусы и др.
  • Коренные народы, из них самые многочисленные, это якуты, буряты, хакасы, тувинцы. Хотя они и считаются коренными, но их соотношение к пришлым составляет 1 к 5. Настоящих жителей, имеющих в Сибири свои исторические корни, осталось очень мало.

Коренное население зарегистрировано в следующих этнических группах:

энцы, эвенки, шорцы, чулымцы, челканцы, ханты, тувинцы (тоджинцы), тубалары, тофалары, телеуты, алтайцы, теленгиты, сойоты, сибирские татары, селькупы, ненцы, нганасаны, манты, манси, кумандинцы, кеты, алтайцы.

Какие народы относятся к коренным

Коренные народы (indigenous peoples) – это термин международного права. Как правило, под ним понимаются народы, столкнувшиеся с колонизацией или завоеванием и потому оказавшиеся меньшинством (или «недоминирующей» частью населения) внутри государства, сформированного пришлой доминирующей группой James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law. Second Edition. – Oxford University Press, 2004. – p. 3Daes E. I. A. An overview of the history of indigenous peoples: self-determination and the United Nations //Cambridge Review of International Affairs. – 2008. – Т. 21. – №. 1. – P. 8.Martinez М.A. Human Rights of Indigenous People: Study on Treaties, Agreements and Other Constructive Arrangements between States and Indigenous Populations. UN, 1999 (E/CN.4/Sub.2/1999/20, para. 78). Также, в качестве отличительного фактора иногда выделяется архаичность образов жизни и способов хозяйствования, которые приводят к тому, что в экономическом плане коренные народы не могут выдержать конкуренции с доминирующими народами, использующими современные способы производства.

В академической литературе можно встретить похожие термины – «аборигенные» или «автохтонные» народы, т.е. первыми заселившие какую-либо территорию, первыми возникшие на определенной территории (от латинского ab origine ‘от начала’; от др.-греч. αὐτός «сам» + χθών «земля», т.е. ‘туземный, коренной’)Соколовский С. В. Политика признания коренных народов в международном праве и в законодательстве Российской … Continue reading

Однако международное право акцентирует внимание не на том, какая группа оказалась раньше других на той или иной территории в абстрактной исторической перспективе (ведь вся история человечества – это бесконечные миграции), а на современности: как государство строит отношения с группами, жившими на данной территории до его образования и оказавшимися в ситуации неравенства и исключенности

Народы языки и религии России

Так как, Россия многонациональна, здесь присутствуют разные религиозные конфессии и хотя, РФ светское государство, верования народов играют значительную роль в их жизни. Характерной чертой малых этносов является сохранение религии предков, чего не скажешь о славянских народах, которые исповедуют разные виды богословия: христианство, ислам, буддизм, католицизм и др.

Самым распространенным языком является русский, который считается государственным, на нем разговаривают даже те народы, которые имеют свой родной язык. Но, есть регионы со статусом национального титульного языка, т.е., государственного, к ним относятся, например, Калмыкия, Чечня, Башкортостан. если же говорить о языковых группах, в России представлены: индоевропейская, финно-угорская, языки Северного Кавказа и монгольские.

P.S. Как видите, наша страна многонациональна, здесь проживают многие представители разных народов со своей культурой, традициями и обычаями, корни которых уходят в глубину веков.

Льготы для малочисленных народов Севера в России — законы

Обязанность государства и отдельных корпораций обеспечивать защиту малых народов России закреплена в положениях ФЗ №82 от 30.04.1999. Данный законодательный акт однозначно закрепляет принципы защиты коренных малочисленных народов Российской Федерации от ущерба, наносимого традиционной среде их обитания и предусматривает широкие льготы, направленные на представителей таковых народностей. При этом данные льготы распространяются на широкий перечень сфер жизни и могут предполагать, как прямые денежные выплаты, так и определенные стимулирующие или защищающие меры, например, связанные с прохождением воинской службы и несением других повинностей.

Полный перечень этносов, подлежащих подобной защите рассматривается Постановлением Правительства РФ №255 от 24.03.2000. На текущий момент в данном перечне находится 47 различных народностей, проживающих на территории всей России в различных регионах. При этом количество представителей таковых народов составляет от 0 до приблизительно 45 тыс. человек.

Обратите внимание

В вышеозначенном перечне народностей присутствуют алюторцы, которых по состоянию на 2010 год в ходе переписи населения не было выявлено, то есть – эта народность может считаться вымершей, однако все еще присутствует в вышеозначенном перечне. При этом число носителей алюторского языка составляет по разным оценкам от 0 до 40 человек, однако с целью его защиты и сохранения интереса к нему, он преподается в нескольких школах в местах проживания коряков, а материалы на нем периодически публикуются в местной газете «Абориген Камчатки».

Также отдельные особенности защиты коренного населения раскрываются и в положениях Гражданского кодекса РФ. В частности, статья 123.16 ГК РФ предусматривает возможность законного формирования отдельных общин малочисленных народов в качестве некоммерческих организаций. Деятельность таковых общин может заключаться в преодолении последствий изменений их окружающей среды, защите самобытности, сохранении и развитии устоявшегося традиционного образа жизни и культуры.

Важный факт

Законодательство регулирует все возможные преференции для малых народов, не обозначая их словом «льготы», а закрепляя в качестве основных их неотъемлемых прав.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностных лиц.

Информация о статьях, главах, законах, и кодексах предоставлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.

3. Положения настоящего Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Языковые группы

Этническая многочисленность людей ведет к слиянию и консолидации нескольких народностей, близких по традициям и языковой культуре в более крупную группу. Ассимиляция заключается в том, что представители одной расы проживают в превалирующей среде другого народа и наследуют культуру и язык. При этом изменяется национальное сознание. Иногда сближение этнических групп происходит без слияния ценностей, например, в результате интеграции населения.

Языковые группы на территории РФ делятся на следующие семьи:

  1. Индоевропейская.
  2. Алтайская.
  3. Уральская.
  4. Северокавказская.

Нация, которая предоставляет название территориальному национальному формированию, носит наименование титульной. Другие народы проживают в субъектах РФ и составляют этнические диаспоры в больших центрах и мегаполисах. Образования помогают мигрирующим членам обосноваться в доминирующей среде и получить адаптацию.

Сведения о семьях

Индоевропейская семья включает славянскую группу. Сюда входят украинцы, русские, поляки, белорусы и другие народы. Русскими областями считаются площади Северо-Запада, Европейского Севера и центра РФ, но народ проживает и одновременно преобладает во многих областях, особенно на юге Сибири и Урале. Россия является самой крупной славянской страной в мире. Одновременно индоевропейская семья в РФ представлена германской, иранской, осетинской группой.

Представителями алтайской семьи являются народности тюркской группы, в которой есть чуваши, казахи, татары, тувинцы и другие. Татары относятся ко второй по распространению и численности национальности. Основная часть представителей тюркской группы проживают за Уралом и в Поволжье, остальные сообщества рассредоточиваются в южных регионах Сибири, Дальнего Востока. Алтайская семья содержит монгольскую и тунгусо-маньчжурскую группу.

Крупной группой уральской семьи является финно-угорское сообщество. В него входят удмурты, коми-пермяки, мордовцы, финны. Вторая самодийская группа содержит представителей ненцев, нганасанов. Сюда входит и юкагирская группа. Народности уральской семьи проживают за Уралом и на территории Поволжья, определенные скопления отмечаются в северных регионах Европейской части России.

Северокавказская семья включает дагестанскую и абхазско-адыгейскую группу. В первое сообщество входят даргинцы, чеченцы, лезгины, ингуши. Вторая включает адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Одновременно на территории РФ встречаются народы из чукотско-камчатской группы — коряки, чукчи и представители семей, которые относятся к другой семейной принадлежности (арабы, китайцы, вьетнамцы).

Наречия в государстве

Русский язык является всеобщим средством межнациональных контактов, хотя все наречия народов признаются равноправными. Многонациональная РФ строится по территориальному признаку, но предполагает государственную целостность. В стране предусматривается единство государственной власти, но допускается разграничение полномочий между федерацией и местными самоуправленческими формированиями на местах.

РФ включает 85 региональных субъектов, 31 из которых представлены автономными областями, округами и республиками. Национальные образования охватывают 53% площади РФ, на их территории живет 26 млн людей. Русские люди составляют почти половину населения в региональных субъектах

Наречия народностей имеют различное происхождение, поэтому при проведении переписи обращается внимание на владение государственным языком.

По информации 99,4% людей в государстве могут общаться на русском диалекте. Самый высокий уровень знаний языка присутствует у русского населения, Затем следуют чеченцы, кабардинцы. По статистическим сведениям, хуже всего владеют государственным диалектом белорусы, буряты, украинцы. При опросе 93,7% людей в стране называют родным этническое наречие, а русский признают родным 5,8% населения (русские не входят в опросную группу).

Статья 14. Судебная защита прав малочисленных народов

Лица, относящиеся к малочисленным народам, а также объединения малочисленных народов имеют право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, осуществляемую в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Информация о статьях, главах, законах, и кодексах предоставлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.

При рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. В целях эффективной судебной защиты прав малочисленных народов допускается участие в указанной судебной защите уполномоченных представителей малочисленных народов

В целях эффективной судебной защиты прав малочисленных народов допускается участие в указанной судебной защите уполномоченных представителей малочисленных народов.

Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры

Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) сохранять и развивать родные языки;

2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;

4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;

Информация о статьях, главах, законах, и кодексах предоставлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.

6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

Кто является коренным народом России

У России самая большая территория, если сравнивать ее с другими странами мира. Соответственно, можно предположить, что народностей в ней проживает очень много и страна является многонациональной. Но, следует отметить, что самый многочисленный народ, населяющий нашу страну, это русские (порядка 80-ти процентов). После распада Советского Союза, этнический состав несколько изменился, но, не смотря на это, многочисленные диаспоры продолжают проживать на территории России. В 2010 году проводилась перепись населения, в соответствии с которой, после русских, второй по численности народ РФ, это татары, а третий – украинцы. Было выявлено всего народов – 190, а этнических групп – 36. Славянская группа народов наиболее многочисленная.

В советских паспортах указывалась национальность гражданина СССР, чего не скажешь о современных российских паспортах. Чтобы определить к какой национальности относится житель России, существуют следующие признаки: 

  • тесная связь с землями и с их природными ресурсами, где проживали его предки;
  • знание родного языка, который, зачастую, отличается от официального государственного;
  • в повседневной жизни сохраняются традиции и обычаи нации;
  • идентификация себя со своим народом.

Каждый народ, если он знает свои корни, причисляют себя к тому или иному этносу, чтит традиции предков, соблюдает культурные обычаи, пользуются на равных условиях всеми правами, согласно законодательству страны.

Что дальше

Участники «Абориген-Форума», ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», другие национальные общественные организации и омбудсмены по правам КМНС отправили в Госдуму анализ предлагаемого закона. Они предложили упростить порядок определения национальности — сохранить принцип свободного самоопределения.

Официальной информации, когда планируется второе чтение законопроекта, пока нет. Если поправки примут без изменений, они начнут вступать в силу через три месяца, первая статья, в которой описан порядок работы разных ведомств, начнет действовать только через два года. Это тоже вызвало недоумение у активистов: непонятно, по каким «спискам» и «порядкам» коренные народы будут взаимодействовать с властями и компаниями, которые имеют лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых. 

— Мы не испытываем иллюзий, так как этот проект одобрила «Единая Россия». Но если коренные останутся в стороне, то мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться. Сам по себе реестр не плох. Он мог бы позволить собрать серьезный массив информации о коренных малочисленных народах, которые находятся под охраной государства. Однако процесс настолько бюрократизирован, что доказать национальность представляется крайне трудным. Представителей КМНС и так мало, а если большинство не сможет доказать свою принадлежность, то формально нас просто не будет. Этот закон разделит народы на «правильные и неправильные», — прокомментировал член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов от региона Восточной Европы, Центральной Азии, Российской Федерации и Закавказья Родион Суляндзига.

Общественники полагают, что закон мог бы работать, если бы подтверждать национальность помогали муниципальные власти, общины и организации КМНС. Например, в отдаленных поселках больше полной и достоверной информации о семьях можно получить от местных жителей и в районной администрации, нежели в региональных ведомствах.

Декларация ООН о правах коренных народов, которая декларирует право коренных народов на достойную жизнь, сохранение и развитие собственной культуры и собственных институтов и самоопределение, принята 13 сентября 2007 года. Россия не подписала документ и голосовала против его принятия.

Политика государства

У антропологов принято критиковать государственную политику по отношению к малочисленным народам Севера.

Политика по отношению к народам Севера в разные годы менялась. До революции они были особым сословием – инородцами, которые обладали самоуправлением в определенных пределах. После 1920-х гг. культура, экономика и общество северян, как и остальной страны, претерпели серьезные трансформации. Была принята идея развития народов Севера и вывода их из состояния «отсталости». Экономика Севера стала дотационной.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. этнографы сформулировали обоснование прямой взаимозависимости традиционной культурной самобытности, традиционного хозяйства и традиционной среды обитания. К романтическому тезису о почве и крови были добавлены хозяйство и язык. Парадоксальная идея того, что условием сохранения и развития этнической культуры – языка и обычаев – является ведение традиционного хозяйства в традиционной среде обитания. Эта фактически концепция герметичной традиционности стала идеологией для движения КМНС. Она была логичным обоснованием альянса этнических интеллигенции и нарождающегося бизнеса. В 1990-х гг. романтизм получил финансовую базу – сначала гранты благотворительных иностранных фондов, а затем и добывающих компаний. Индустрия этнологической экспертизы была закреплена в том же законе.

Исследования антропологов сегодня показывают, что хозяйствование может существовать и развиваться без сохранения языка. В то время как и языки могут выходить из живого семейного общения при ведении хозяйства. К примеру, удэгейский, саамский, многие диалекты эвенкийского и многие другие языки КМНС уже не звучат в тайге и тундре. Однако, это не мешает людям заниматься оленеводством, охотой, рыболовством.

Кроме культурных деятелей и бизнесменов, среди КМНС сформировался самостоятельных слой лидеров и политических активистов,

Среди активистов КМНС существует точка зрения, что льготы должны быть не выборочными, а распространяться на всех представителей КМНС, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. В качестве аргументов предлагаются, например, доводы, что в организме необходимость рыбы в рационе заложена на генетическом уровне. Вариантом решения этой проблемы предлагается расширение районов традиционного проживания и традиционного хозяйства на всю территорию региона.

Сельская местность в районах Крайнего Севера – весьма не простое место для жизни. В сельском хозяйстве там работают люди различного этнического происхождения. Они используют те же технологии, преодолевают те же трудности, сталкиваются с теми же вызовами. Эта деятельность должна получать государственную поддержку также независимо от этнической принадлежности. Государственная гарантия защиты прав народов России прежде всего в гарантии отсутствия какой-либо дискриминации по этническому и религиозному признаку.

Как показывает анализ, Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» выделяется своим подходом из всей российской правовой системы. Этот закон рассматривает народы как субъекты права. Невозможность вести дает основание для формирования сословия – группы людей, наделяемые правами благодаря своему этническому происхождению. Исполнители законов на местах будут долго сталкиваться с попытками юридически закрыть принципиально открытую социальную систему.

Принципиальным выходом из этой ситуации может быть преодоление романтизма традиционности и разделение политики поддержки экономической деятельности и поддержки этнокультурной деятельности. В социально-экономической части необходимо льготы и субсидии КМНС распространить на все сельское население Крайнего Севера.

В этнокультурной части государство может оказать следующие виды поддержки:

  1. Научная поддержка, в лице научно-исследовательских организаций и вузов, в разработке ими программ и подготовке специалистов.
  2. Правовая поддержка в виде разработки и принятия норм сохранения и развития этнокультурного наследия.
  3. Организационная поддержка в виде разработке и реализации этнокультурных программ учреждений культуры и образовательных учреждений.
  4. Финансовая поддержка НКО, развивающих этнокультурные инициативы в виде грантовой поддержки перспективных проектов.

Очевидно, что это предполагает коренное изменение Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector