Свобода совести, мысли и религии (статья 9 конвенции)

Содержание:

Свобода совести и вероисповедания

Гарантируются Конституцией РФ (статья 28). Но при этом не допускается:

  • экстремистских демонстраций — агитацию, пропагандирующую расовую непримиримость (статья 29);
  • формирования объединений с целью нарушения целостности страны (статья 13);
  • любых ограничений прав граждан из-за их национальности, расы, или религиозной принадлежности (статья 19).

Совесть

Этот термин обозначает внутреннее качество человека, что проявляется как нравственность, самоконтроль, уважение приличий и соблюдение определенных правил жизни.

Для верующих — это проявление убеждений. Для атеистов — разделение этичных признаков добра и зла.

Свобода

Это определенное состояние человека, в котором именно он сам является причиной собственных поступков. То есть его деяния не обусловливаются воздействием посторонних факторов: природных, социальных, межличностных и прочих.

Важно: понятие «свобода» не нужно путать с вседозволенностью, когда человек не желает принимать во внимание вредительство своих поступков для общества и окружающих лиц

Значение понятия в Конституции РФ

Основной закон использует понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» как равнозначные. Смысл термина охватывает право человека и гражданина исповедовать любую веру, лично или вместе с другими людьми, придерживаться атеистических взглядов, распространять или менять свои духовные убеждения.

Северная Америка

Каждая страна Северной Америки включает в свою конституцию положения о свободе религии или свободы совести. Некоторые страны также официально объявили вне закона дискриминацию по религиозному признаку, и, согласно отчетам Государственного департамента США, во многих странах региона нет нерешенных проблем, касающихся нарушений свободы вероисповедания из-за вмешательства правительства или общественного давления. В семи странах действуют законы о богохульстве, которые были частью их правовых кодексов с британской колониальной эпохи, но в настоящее время не соблюдаются. Растафарианцы сталкиваются с дискриминацией и препятствиями в религиозной практике во многих странах региона, часто отчасти из-за того, что в странах запрещен каннабис, который используется в религиозных ритуалах растафари. Римский католицизм является государственной религией в нескольких странах Северной Америки, и еще пара предоставляет льготы католической церкви, несмотря на то, что официально не провозгласила ее государственной религией.

Свобода совести и вероисповедания

Гарантируются Конституцией РФ (статья 28). Но при этом не допускается:

  • экстремистских демонстраций — агитацию, пропагандирующую расовую непримиримость (статья 29);
  • формирования объединений с целью нарушения целостности страны (статья 13);
  • любых ограничений прав граждан из-за их национальности, расы, или религиозной принадлежности (статья 19).

Совесть

Этот термин обозначает внутреннее качество человека, что проявляется как нравственность, самоконтроль, уважение приличий и соблюдение определенных правил жизни.

Для верующих — это проявление убеждений. Для атеистов — разделение этичных признаков добра и зла.

Свобода

Это определенное состояние человека, в котором именно он сам является причиной собственных поступков. То есть его деяния не обусловливаются воздействием посторонних факторов: природных, социальных, межличностных и прочих.

Важно: понятие «свобода» не нужно путать с вседозволенностью, когда человек не желает принимать во внимание вредительство своих поступков для общества и окружающих лиц

Значение понятия в Конституции РФ

Основной закон использует понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» как равнозначные. Смысл термина охватывает право человека и гражданина исповедовать любую веру, лично или вместе с другими людьми, придерживаться атеистических взглядов, распространять или менять свои духовные убеждения.

Особенности злодеяния

Один из самых распространённых вопросов: речь пойдёт о преступлении или о правонарушении? Ответ найдётся и в УК, и в КоАПе. В первом случае нужно вчитаться в 148-ю статью, во втором нужна статья 5.26. Многие юристы отмечают, что в обоих упомянутых кодексах статьи о нарушении свободы совести и вероисповедания выглядят недоработанными, не учитывают массу нюансов и требуют усовершенствования.

Так, 148-я статья рассматривает лишь преступления, в которых злоумышленники явно посягают не на свободу совести или вероисповедания вообще, а исключительно на чувства верующих людей или функционирование религиозных организаций. Никакие прочие убеждения людей (как объекты преступления) статьёй не оговариваются.

И всё же 148-я статья УК довольно обширна и заслуживает детального рассмотрения. Рассмотрим далее статью 5.26 КоАП. Про понятие преступления нарушения принципа свободы совести и свободы вероисповедания, религии, читайте ниже.

Понятие и состав преступления

В статье 5.26 две части, которые посвящены двум отдельным правонарушениям. В отличие от 148-й статьи УК, речь идёт о посягательствах на мировоззрение в целом.

Первая часть указывает на ситуации, в которых человеку:

  • мешают принять какие-либо убеждения (не только религиозные);
  • препятствуют в отказе от убеждений;
  • не позволяют присоединиться к религиозному объединению;
  • ещё каким-либо образом не дают реализовать рассматриваемые права.

Формулировки второго правонарушения более конкретны. Здесь речь идёт о тех случаях, когда злоумышленники оскверняют, портят либо уничтожают знаки, символы, атрибуты, которые имеют отношения к мировоззрениям людей, в том числе религиозным. Причём все действия – умышленные и прилюдные.

Оба правонарушения имеют формальный состав. Это означает, что важны сами действия, а не их последствия.

Уголовно-правовая характеристика

И правонарушение, и преступление складываются примерно из одних и тех же составляющих.

  • В обоих случаях субъект должен быть старше шестнадцати лет и вменяемым. Это может быть гражданин либо некто на должности (злоупотребление положением при этом не упоминается).
  • Объективную сторону составляют действия, а субъективную – прямой умысел. Какие-либо специфические мотивы или квалифицирующие признаки КоАПом не оговариваются.

Про российское законодательство о свободе совести и вероисповедания поговорим ниже.

Правовые нормы

Кроме Конституции, 28-я статья которой рассмотрена выше, существует особый закон (ФЗ) о свободе совести и религиозных объединениях. Он принят в 1997 году (26 сентября) за номером 125-ФЗ и регулярно редактируется. Рассматриваемым свободам посвящена третья статья.

Суть закона

Речь идет о ФЗ № 125. Это не единственный закон, регулирующий правоотношения религиозных сообществ и социума. Часть нормативов по этому вопросу содержатся в Конституции РФ и Гражданском кодексе России. Читать так же: Наказание за оставление места ДТП

В первой главе документа перечисляются общие положения. Во второй — раскрываются основные понятия. Далее:

  • глава 3 — обозначает полномочия и деятельность организаций религиозного характера;
  • глава 3.1 — о миссионерской деятельности на территории России;
  • глава 4 — утверждает процесс контроля по соблюдению законности.

Отрицательные и положительные стороны закона

После принятия закона у верующих появилась возможность защищать свои права в судебном порядке. На практике решения выносились как в пользу религиозных объединений, так и в пользу органов госконтроля.

Однако представители духовенства негативно оценили закон. Основаниями (по их мнению) стало:

  • частичное несоответствие Конституции, размытые формулировки, дающие возможность двоякой трактовке;
  • недостаточно четкое обозначение реализации норм документа;
  • ограничения деятельности верующих;
  • ужесточение контроля за деятельностью проповедников;
  • другие причины.

Важно: один из наиболее провокационных моментов — трактовка закона для военнослужащих. За отказ принимать участие в военных действиях предусмотрена уголовная ответственность, но ведь большинству верующих воевать запрещают именно религиозные убеждения

Текст

В этом нормативном акте утверждаются основные правила, касающиеся деятельности религиозных сообществ. А также подробно описываются права верующих граждан:

  • установлено, что толкование закона должно ориентироваться потребности верующих (статья 2, пункт 3);
  • верующим разрешается не информировать окружающих о своих убеждениях;
  • отсутствие запрета на участие в богослужениях;
  • допустимость проведения религиозных собраний;
  • право на сохранение тайны исповеди (священник не может быть привлечен к ответственности за сокрытие информации, полученной им во время исповеди), и прочие правила.

Примечание: деятельность религиозных сообществ, связанная с причинением вреда здоровью людей, или мотивирующая своих прихожан к неисполнению гражданского долга, совершению других противоправных действий, в России запрещена.

Свобода вероисповедания в России

Император Николай II 17 апреля 1905 года издал именной высочайший указ, данный Сенату — Указ об укреплении начал веротерпимости, где впервые в российской истории законодательно утверждались не только права на свободу вероисповедания лиц неправославного исповедания, но и устанавливалось, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию. Кроме того, было легализовано старообрядчество и отменены существовавшие ранее запреты и ограничения для других христианских конфессий.

Религия с 20 января 1918 года считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР.

На практике, вопреки принципу веротерпимости, большевистский режим проводил политику уничтожения традиционных религий и, вопреки принципу секуляризма, политику постановки неуничтоженных религиозных объединений под полный государственный контроль.

По Конституции РФ (Часть 2 Статьи 14):

Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 году в преамбуле зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры».

Обеспечение защиты прав на свободу вероисповедания

Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты — дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия.

МВД подсчитало количество дел об оскорблении чувств верующих

За три года МВД предварительно расследовало 39 уголовных дел по признакам статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповедания», которую также называют «за оскорбление чувств верующих». Согласно данным, которые в пресс-службе ведомства предоставили News.ru, в 2021 году было предварительно расследовано восемь таких дел, в 2017-м — 23, в 2018-м — восемь.

Изменения в статью 148 УК РФ внесли в 2013 году после «дела Pussy Riot». Состав преступления был расширен, «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих» было введено наказание до трёх лет лишения свободы. При этом статистика говорит о том, что на практике случаи её применения единичны.

По мнению судебного юриста Александра Желватых, это происходит из-за того, что статья 148 УК РФ представляет собой частный случай другого состава — хулиганства (ст. 213 УК РФ). При этом до сих пор действует ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», которая также частично дублирует её.

Отличают новую редакцию 148-й статьи и размытые формулировки, считает ведущий партнёр центра правовых Иван Кучин. По его словам, понятия «религиозные чувства» и «верующие» недостаточно определены, поскольку их смысл не сформулирован ни в одном нормативном правовом акте, а их бытовое понимание может значительно разниться.

Храм Христа СпасителяСергей Булкин/News.ru

При этом юрист напоминает, что за время правоприменительной практики по данной статье был уже вынесен ряд приговоров.

Юрист напомнил, что за оскорбление чувств верующих может быть привлечён к ответственности любой вменяемый гражданин старше 16 лет, публично позволивший себе некорректное высказывание в отношении религии. Для того чтобы не понести уголовное наказание по 148-й статье, необходимо помнить, что Интернет — это публичное пространство, пускай и виртуальное, и оценивать вероятные последствия своих репостов, применяя критическое мышление, подчеркивает эксперт

Он также отметил, что правовая норма, подобная 148-й статье Уголовного кодекса РФ, есть и в законодательстве других странах.

Со своей стороны юрист по арбитражным спорам Илья Кожевников рассказал, что в Великобритании существует «Закон о расовой и религиозной ненависти», дополнивший «Закон об общественном порядке». Закон запрещает под угрозой наказания использование угрожающих слов или поведения или публикацию письменного материала, который является угрожающим, при наличии умысла разжечь религиозную ненависть.

Эксперт также подчеркнул, что отсутствие чёткого определения «религиозные чувства», «верующие» в статье 148 УК РФ, а также отсутствие разграничений того, что конкретно является оскорблением, а что нет, приводит к неоднозначному толкованию норм и его правоприменению.

Добавить наши новости в избранные источники

Добавить

Религиозные объединения и их типы

В Приказе Минюста России № 19-01-159-94 установлено, что религиозное общество — это местное объединение десяти и более совершеннолетних лиц, которые придерживаются одного и того же вероисповедания. Они могут отличаться друг от друга способами организации и управления. Типы этих объединений подразделяются в зависимости от религии: церкви, конфессии и прочие. Другие сообщества:

  • монастырь (лавра, скит) — община монахов, живущих сообществом, и придерживающихся определенных правил, установленных церковью;
  • братство (сестричество) — сообщество, создаваемое (чаще всего) с миссионерской целью;
  • миссия — объединение, целью которого является распространение какого-либо учения, благотворительность и прочие виды деятельности.

Также к объединениям относятся и духовные образовательные учреждения (семинарии, медресе, академии и прочие). Их задача заключается в подготовке священнослужителей.


Виды религиозных объединений

Расшифровка понятий

Знаки состава преступления, затрагивающего чувства верующих:

  • Публичное нанесение оскорбления. Личная переписка, дневники и высказывания в кругу близких и друзей не попадают под действие закона о богохульстве.
  • Оскорбление нацелено на то, чтобы задеть чувства всех верующих, а не конкретного лица.
  • Характер высказывания должен носить оскорбительный характер.

В законе нет точной расшифровки понятия «оскорбление». Однако в соответствии с действующими нормами права в него входят следующие действия:

  • Задевается честь и/или достоинство верующих людей с точки зрения морали, включающей в себя уважение по отношению к людям.
  • Неподобающая форма высказывания, опять же не соответствующая морали, которая в данное время принята в обществе.
  • Наличие умысла. Это означает, что обвиняемый высказал (продемонстрировал) своё отношение к верующим умышлено, а не под влиянием момента, к примеру, в состоянии аффекта.

Наличие умысла обязательно. Т. е. при рассмотрении всех таких дел обвинителю придётся доказывать, что обвиняемый заведомо имел намерение оскорбить (задеть) чувства верующих.

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской

До принятия в 1997 году ФЗ № 125 на территории России действовал Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Что изменилось с вступлением в силу нового варианта документа:

  • изменилась процедура создания организаций;
  • сузился круг лиц, которые могут стать учредителями и участниками сообществ;
  • право создания местной религиозной организации теперь предоставляется только россиянам, иностранные граждане могут быть только участниками.

Важно: в некоторых российских регионах действуют собственные законы о соблюдении права на свободу вероисповедания. Однако все они подчиняются федеральному законодательству

Кто такие верующие с точки зрения закона?

Обратите внимание, что наказание предусмотрено только за оскорбление религиозных организаций. В соответствии с действующим законодательством они делятся на две разновидности:

  • Группа людей, объединённых религиозным суждением и исповедующих веру, одинаковую для всех участников, которая имеет общее имущество (здания, сооружения, предметы культа, священные символы, утварь для обрядов и т. п.), являющееся собственностью прихожан этой группы.
  • Организация, зарегистрированная как религиозная, в соответствии с действующими законами, которая существует больше пятнадцати лет, и в состав которой входят не менее десяти человек.

В случае, если задеваются чувства людей, не попадающих под эти понятия, то дело может быть рассмотрено в соответствии с 213, 214 и 282 статьями УК России, Гражданским Кодексом и КоАП России.

Оскорбление чувств верующих — это нарушение права на свободу совести

Много шума поднял вопрос о картинках в интернете, которые насмешливо преподносят другие религиозные традиции.

Чаще всего закон трактуют не правильно, а так, как удобно.

В действительности нарушением правомерно признать те действия, которые попадают под следующее описание:

ФЗ 125, статья 6, пункт 3 на сайте «Консультант-Плюс»

Как видно, необходимо соблюдение важного условия: нарушить права верующих можно только вблизи объектов религиозного почитания (храм, священное место, реликвия). Однако Статья 148 УК РФ расширяет этот перечень, вводя понятие «публичных действий»:

Однако Статья 148 УК РФ расширяет этот перечень, вводя понятие «публичных действий»:

УК РФ Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий на сайте «Консультант-Плюс»

Явное неуважение — это такое, которое нельзя интерпретировать двояко (скажем, человек мог не преследовать цель оскорбить, а просто пошутить на религиозную тему). В противном случае оно неявное и не попадает под пункт оскорбления.

Также справедливо заметить, что публичное место — это трибуна, официально зарегистрированное СМИ и т.д. В эту категорию никак не попадают:

  • Материал с частной страницы в социальной сети;
  • Устное или письменное личное мнение;
  • Шутки и анекдоты на религиозную тему;
  • Религиозная полемика;
  • Проповедь внутри своей религиозной традиции;
  • Исповедование взглядов, альтернативных чьим-то религиозным догмам.

Ересь не преследуется государством. Например, Бог-Отец у секты катаров считается злым, и закон даёт право высказывать любые мнения (фреска во Владимирском соборе в Киеве)

Скажем, катары — это еретическая секта. Они убеждены, что Бог из Ветхого Завета — это злое и жестокое существо по имени Ялдаваоф. Православная церковь не имеет права запрещать их тексты, хотя христианам такие взгляды неприятны.

Но это различие религиозных догм, убеждений. А право на свободу совести позволяет катарам негативно высказываться о Ялдаваофе и придерживаться собственного толкования Ветхого Завета.

То же самое и сатанисты, противопоставляющие себя христианской традиции. Это их право. И если бы государство принялось защищать права православной Церкви, борясь с теми, кто критикует её догмы, это было бы нарушением прав сатанистов.

А что же тогда нарушение прав? Это, например:

  • Прийти в чужой храм и разрисовать граффити иконы;
  • Сорвать чужой религиозный обряд;
  • Препятствовать крестному ходу христиан или харинаме индуистов;
  • Объявить через СМИ (допустим, по телевизору), что, скажем, зороастрийцы заблудшие язычники.

Но в то же время нарушением не будет:

  • полемика с православным священником на сайте РПЦ;
  • озвучивание взглядов, альтернативных догматическим (например, у Христа была жена, Иуда не был предателем, Иисус не был Мессией и т.д.).

Шествие сатанистов в США. Такие религиозные организации имеют право существовать, если их деятельность не нарушает закон

Важно только одно — чтобы деятельность человека не мешала другим исповедовать свою веру, не пересекала грань их частной жизни (в том то и ответственность СМИ, что они пересекают эту грань). Если некто перегородил вход в храм — это реальное препятствие, а если он на своей частной странице кроет матом священников — это уже его личное дело, никто не обязывает туда заходить

Увы, у нас всё перевёрнуто с ног на голову, а потому законы часто истолковывают в пользу более влиятельной стороны, минуя логику, что нарушает 3 пункт 3 статьи 125 Федерального закона.

Положительная тенденция

Одной из положительных тенденций в развитии в нашей стране религиозной ситуации является защита прав верующих, а также продолжение совершенствования законов. В частности, в доперестроечное время существовало множество нарушений, однако суды и прокуратура не рассматривали дела, связанные с религией. Начиная с 90-х годов 20 века и до сегодняшних дней было рассмотрено уже немало таких дел. Кроме того, возникла возможность через Конституционный суд РФ вносить поправки в закон 1997 года. Суд возвращался к нему уже несколько раз и выносил соответствующие решения.

Таким образом, законодательство находится сегодня в стадии совершенствования. Поступают просьбы правозащитных организаций и отдельных верующих о доработке статей или об их отмене. Правда, существует тенденция, которая идет от некоторых представителей религиозно-общественных организаций и госорганов пересмотреть принцип Конституции о недопустимости в стране официально признанной церкви или религии. Речь идет, конечно же, о православии. Его некоторые представители духовенства определяют «господствующим» в государстве. Они указывают на духовный менталитет, на большое количество верующих, на строительство часовен и храмов в государственных, а не только в независимых учреждениях. Конечно, существуют проблемы, и решение их — важнейшая задача, стоящая перед обществом и государством.

Судебная практика в 2020 году

Ст. 148 УК РФ начала активно применяться с 2014 года. Примеров ее применения довольно много. Остановимся на более интересных из них.

Вот несколько иллюстраций прямого действия новой уголовной статьи:

  • Публикация в Интернете картинки, касающейся мусульманской религии, жителю Ижевска стоила 200 часов обязательных работ;
  • Установка чучела с оскорбительной надписью на поклонном кресте жителям Кировской области стоила 230 часов обязательных работ;
  • Удар памятника Будде и опорожнение на него мочевого пузыря стоили дагестанскому гражданину 2 лет условного осуждения;
  • Ловля покемонов в храме стоила осужденному Руслану Соколовскому 3,5 лет условного лишения свободы;
  • Публикация статьи оренбургским преподавателем медицинского университета под названием «Злой Христос» стоила ему 35 тысяч рублей в качестве штрафа.

Вообще же, введение этой статьи послужило ответом на действия скандально известной группы Pussy Riot, которая устроила беспредел в храме Христа Спасителя. Участницы группы, к слову, были наказаны за хулиганство по мотивам религиозной ненависти и получили срок в тюрьме по 2 года каждая. Хоть их и посадили в тюрьму, позже они были амнистированы.

Недавно также случился инцидент на религиозной почве. В 2020 году девочка в городе Магнитогорске Челябинской области выложила в Интернет фотографию, на которой запечатлела, как она прикуривала сигареты с алтаря, наполненного горящими свечами, в православном храме города. По результатам рассмотрения дела был назначен штраф, оплачивать который придется ее родителям. Позже подросток призналась, что таким образом пыталась «хайпануть», не думая оскорблять чувства православных верующих.

В целях охраны общественной безопасности и порядка, защиты гарантированной Конституцией РФ прав надругательство над религиозными убеждениями и организациями в стране с 2013 года признается уголовным преступлением.

Судебная практика по статье 148 УК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 48-АПУ17-4СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция На основании ст. 69 ч. 5 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору от 7 апреля 2008 года окончательно назначено 25 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима; СИНГАЕВСКИЙ Е В суди­ мый 20 апреля 1998 года по ст. 148 ч. 5 УК РФ к 5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 5 лет; 31 января 2000 года по ст. 222 ч. 1 УК РФ на основании ст. 70 УК РФ к 6 годам лишения свободы, освобожден 7 де­ кабря 2004 года по отбытию наказания…
  • Решение Верховного суда: Определение N 4-АПУ16-51СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Романов В Н , судимый: 1) 19 июня 1995 г. Засвияжским районным судом Ульяновской области по ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст. 148 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года; 2) 16 мая 1996 г. Засвияжским районным судом Ульяновской области по ч. 2 ст. 145 УК РФ с применением ст. 41 УК РФ к 5 годам лишения свободы…
  • Решение Верховного суда: Определение N 50-Д12-50, Судебная коллегия по уголовным делам, надзор штрафом 100 000 рублей, освобожденный постановлением суда от 01.04.1996 г. условно- досрочно на 1 год 10 месяцев 26 дней; 2) 18.02.1997 г. по пп. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 158, ч. 3 ст. 30, пп. «б», «в» ч. 2 ст. 158, пп. «б», «в», «г» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 148, 40, 41 УК РФ к 6 годам лишения свободы, освобожденный постановлением суда от 11.04.2002 г. условно-досрочно на 6 месяцев 10 дней, осужден за совершение шести преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228-1 УК РФ к 4 годам лишения свободы за каждое.

Понятие свободы совести

Свобода в плане совести – полномочие каждого жителя мира. Позволяет самоопределяться, формировать взгляды и убеждения личного характера. Иными словами, человек сможет относить себя к выбранной религии или мировоззрению.

В 1948 году ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Соответствующий документ – основа и образец для последующих законодательных актов. Отвечает за урегулирование прав населения.

18 статья подобного документа указывает на то, что у каждого есть право на так называемую свободу в плане совести. Понятие трактуется как право иметь, корректировать и проповедовать религиозные убеждения лично или посредством единомышленников.

Это – свободомыслие, неотъемлемое и данное жителям Земли от природы посредством возможностей мыслить и творить, проживать в социальном государстве. Без подобной особенности не имеет смысла говорить о демократии. Попытки поработить людей в том, что дано им от природы – провальная затея, насилие над личностью, которое противоречит принципам образования социального общества.

Азия

В большинстве стран Азии свобода вероисповедания официально устанавливается законом, но степень ее соблюдения варьируется. В одних странах действуют законы о борьбе с дискриминацией, а в других — о противодействии богохульству . Законная религиозная дискриминация присутствует во многих странах Азии. Некоторые страны также значительно ограничили деятельность исламских групп, которые они определили как фундаменталистские . Некоторые страны запрещают прозелитизацию как в целом, так и для отдельных религиозных групп. В Таджикистане и Туркменистане существуют значительные ограничения на отправление религиозных обрядов в целом, а в других странах, таких как Китай, это широко не поощряется. В нескольких странах Азии установлена ​​государственная религия, наиболее распространенной является ислам (обычно суннитский ислам ), за которым следует буддизм . Ливан и Иран , а также Демократическая федерация Северной Сирии установили конфессионалистские политические системы, которые гарантируют определенный уровень представительства в правительстве для определенных религиозных групп в стране. В некоторых странах с мусульманским большинством существуют исламские религиозные суды с разной степенью юрисдикции. Правительства некоторых мусульманских стран играют активную роль в надзоре и руководстве формами мусульманской религиозной практики в своей стране.

Социальные уровни религиозной терпимости сильно различаются в разных странах Азии . Негативно затронутые группы включают мусульман, христиан, евреев , буддистов , атеистов и индуистов .

Религиозное насилие присутствует в нескольких странах при разной степени поддержки или вмешательства со стороны местных властей. Группы, в том числе мусульмане, христиане, буддисты и атеисты, сталкиваются с насилием на религиозной почве.

Океания

Все страны Океании официально гарантируют право на свободу религии в конституции или билле о правах, хотя более половины квалифицируют эту свободу как подчиненную другим интересам, таким как общественная безопасность или «нравственность». Кроме того, в некоторых странах есть общинные местные структуры руководства, которые иногда враждебно настроены по отношению к иностранным религиям, несмотря на официальные юридические требования о терпимости. Только две страны в Океании, Самоа и Тувалу, имеют государственные религии (христианство для Самоа и определенная христианская церковь для Тувалу), и еще несколько стран конкретно упоминают христианство как основной или основополагающий принцип в своих конституциях. Согласно отчетам правительства США, около четверти стран Океании не имели серьезных нарушений свободы вероисповедания; примерно такое же количество зарегистрированных случаев насилия против религиозных меньшинств в 21 веке, против индуистов (Фиджи), евреев (Австралия) и мусульман (Новая Зеландия и Папуа-Новая Гвинея, с другими странами, имеющими значительное количество антимусульманских политических рассуждений).

Сопутствующее право свободы вероисповедания

В законах о свободе совести говорится в совокупности с правом выбора религии. Для светского государства подобные особенности играют важную роль.

Предоставляемый выбор вероисповедания – некая свобода взглядов, прав человека как исповедовать и практиковать религии (одну из них), так и отказаться от подобных убеждений. Более того, по действующим в мире законам можно вести пропаганду отказа от веры. Главное – не вести себя агрессивно.

Соответствующее понятие включает в себя такие составляющие:

  • исповедание;
  • совершение всевозможных религиозных обрядов, ритуалов;
  • соблюдение обычаев;
  • право на смену религии в любое время;
  • пропаганда выбранных взглядов на жизнь;
  • занятия благотворительностью;
  • получение религиозного образования.

Важно помнить, что жители стран равны друг перед другом, независимо от того, как они относятся к вере (в целом или к конкретному направлению). Подобный принцип – один из главных для построения светского общества и государства.. Светским называют общество, в котором церковь обособлена от власти, законы и политические вопросы определяются правительствами посредством гражданских норм

Мировоззрения религиозного характера тут не играют никакой роли.

Светским называют общество, в котором церковь обособлена от власти, законы и политические вопросы определяются правительствами посредством гражданских норм. Мировоззрения религиозного характера тут не играют никакой роли.

В Конституции РФ (статья 14) говорится о том, что Россия – светское государство, в котором не могут продвигаться конкретные вероисповедания. Все подобные организации равны перед законодательством.

В 7 статье Конституции говорится об обеспечении свободного развития и жизни населения. Это невозможно, если ведется политика навязывания веры или осуществляется ее запрет.

Африке

В большинстве стран Африки законодательно установлено, что свобода религии — это право, предоставленное всем людям. Степень, в которой это обеспечивается на практике, сильно различается от страны к стране. В некоторых странах действуют антидискриминационные законы, запрещающие религиозную дискриминацию. Некоторые страны, особенно в Западной Африке и на юге Африки , обладают высокой степенью религиозной терпимости, как с точки зрения правительства, так и со стороны общества. Однако в других странах наблюдается значительный уровень религиозной дискриминации, практикуемой либо правительственными аппаратами, либо широкой общественностью. Группы, сталкивающиеся со значительным уровнем правовой дискриминации в Африке, включают мусульман (в большинстве христианских стран), христиан (в большинстве мусульманских стран), последователей веры бахаи , мусульман-ахмадийцев (в мусульманских странах) и растафарианцев. Кроме того, в некоторых странах существует значительная враждебность общества к атеистам . В некоторых странах колдовство запрещено. В некоторых странах ислам признан государственной религией, а в некоторых странах со значительным мусульманским населением также осуществляется значительный государственный надзор за исламской практикой в ​​стране, вплоть до создания религиозных исламских судов, которые чаще всего используются в семейном праве . Эти суды обычно присутствуют в дополнение к светским судам и обычно играют второстепенную роль, хотя это не всегда так.

Некоторые страны требуют, чтобы религиозные организации регистрировались в правительстве, а некоторые запрещают создание религиозных политических партий. Некоторые страны предоставляют финансирование религиозным учреждениям и / или паломничествам.

Насилие на религиозной почве присутствует в некоторых странах, особенно в странах с высоким уровнем политической нестабильности или активными мятежами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector