Преимущества инвалидам по 44 фз

Новые преимущества для малого бизнеса на Крайнем Севере

В 2020 на сайте проектов нормативных актов Минвостокразвития опубликовали законопроект, по которому преимущества при участии в закупках в контрактной системе имеют малые предприниматели. СМП вправе на льготных условиях участвовать в госзакупках на поставку товара или оказание услуг в северных территориях. Эти изменения затрагивают бизнесменов, которые зарегистрированы и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Преференции для таких предпринимателей будут работать через 10 дней после опубликования изменений и до 2024 года, в перспективе до 2035 года в рамках нацпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока, которая утверждена распоряжением правительства от 24.09.2020.

Предлагается установить права на получение преференций при определении подрядчика на основании цены контракта. В законопроекте указано, каким участникам предоставляются преимущества при осуществлении закупок в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, — субъектам малого бизнеса на Крайнем Севере. Это значит, что если предприниматель, который работает на северных территориях, предложит на торгах наименьшую цену и победит, к цене, которую он предложил, прибавится до 15%. Но общая цена контракта не превысит НМЦК. Правила предоставления таких преимуществ дополнительно утвердит правительство.

Разработали этот механизм, чтобы поддержать малый бизнес на северных территориях из-за требований Трудового кодекса к работодателям по установлению северных надбавок, т. е. по обеспечению соцгарантий и компенсаций при трудоустройстве в районах Крайнего Севера, выплаты по которым полностью облагаются страховыми взносами.

Эксперты посчитали, что расходы предпринимателей на соцгарантии вкупе с экстремальными природно-климатическими условиями и неразвитостью инфраструктуры увеличивают стоимость создания и ведения бизнеса на Крайнем Севере в 1,5-2 раза, по сравнению с другими субъектами Федерации. В результате товары, работы или услуги малого бизнеса там становятся неконкурентоспособными, следовательно, сильно ограничивается доступ к госзакупкам.

Цель законопроекта — подравнять условия конкуренции и повысить темпы социально-экономического роста северных территорий.

Скачать законопроект о преимуществах в госзакупках для малых компаний, работающих на территории Крайнего Севера

Преференции по 44-ФЗ что это такое

  1. Для учреждений УИС: при победе в торгах учреждения УИС по его требованию цена контракта может быть увеличена на 15% (но при этом не должна превысить начальную цену — НМЦК). К примеру, НМЦК в закупке составляет 1 млн. руб. Если победил в торгах УИС, с предложением в 900 тыс. руб., контракт заключается на сумму 1 млн. руб., а не 1,035 млн. руб., как можно предположить.
  2. Организациям инвалидов преимущества предоставляются по вышеописанному способу (увеличение цены контракта при его заключении не более, чем на 15%);
  3. Для размещения заказа у СМП и СОНКО объявляются специальные закупки, к участию в которых не допускаются лица, не являющиеся указанными в ст. 30 ФЗ-44 субъектами. Сумма закупки не должна быть более 20 млн. руб.

В целях наибольшего благоприятствования деятельности организаций и предприятий определенного типа, государство иногда предоставляет им ряд специальных преимуществ или льгот — преференций. Такие преимущества могут предусматриваться не только в сфере производства или налогообложения, но и при проведении закупок для госнужд.

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, ПРИ ЗАКУПКЕ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМ ИНВАЛИДОВ

(в ред. Постановления Правительства РФ )

Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) (КПЕС 2008) Наименование товаров и услуг
10.13.14.164 Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) в тесте охлажденные
10.32.1 Соки из фруктов и овощей
10.39.18.110 Овощи (кроме картофеля), приготовленные или консервированные с уксусом или уксусной кислотой
10.71.11 Изделия хлебобулочные недлительного хранения
10.72.11 Хлебцы хрустящие, сухарики, гренки и аналогичные обжаренные продукты
10.72.19 Изделия хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения
11.07.11 Воды минеральные и газированные, неподслащенные и неароматизированные
13.92.11 Одеяла и дорожные пледы (кроме электрических одеял)
13.92.12 Белье постельное
13.92.13 Белье столовое
13.92.14.110 Белье туалетное
13.92.15 Занавеси (включая драпировочные) и шторы для интерьеров; занавеси и подзоры для кроватей
13.92.16.110 Изделия мебельно-декоративные, не включенные в другие группировки
13.92.21 Мешки и пакеты, используемые для упаковки товаров
13.94.12.110 Сети (кроме рыболовных) и сетки плетеные из бечевок, каната или веревок
13.95.10.112 Материалы нетканые из химических нитей
13.99.19.120 Изделия из ваты из хлопка
14.12.11 Комплекты, костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры мужские производственные и профессиональные
14.12.21 Комплекты и костюмы, куртки (жакеты) и блейзеры женские производственные и профессиональные
14.19.13 Перчатки, рукавицы (варежки) и митенки трикотажные или вязаные
14.19.23.140 Перчатки из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных
14.19.32.120 Одежда из нетканых материалов
14.31.10 Колготы, рейтузы, чулки, носки и прочие чулочно-носочные изделия трикотажные или вязаные
14.39.10 Джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные или вязаные
15.12.12 Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия из натуральной кожи, сочетаний кожи, листов пластмассы, текстильных материалов, вулканизированных волокон или картона; наборы дорожные, используемые для личной гигиены, шитья или для чистки одежды или обуви
16.24.1 Тара деревянная
17.21.1 Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная
17.22 Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности
17.29.11 Ярлыки и этикетки из бумаги или картона
22.22.1 Изделия пластмассовые упаковочные
22.29.26 Фурнитура для мебели, транспортных средств и аналогичные пластмассовые изделия; статуэтки и прочие декоративные изделия пластмассовые
22.29.29 Изделия пластмассовые прочие
23.6 Изделия из бетона, цемента и гипса
25.29 Резервуары, цистерны и аналогичные емкости из металлов прочие
25.93.14 Гвозди, кнопки, кнопки чертежные, скобы и аналогичные изделия
25.94.1 Изделия крепежные и винты крепежные
25.99.2 Изделия металлические прочие
27.12.2 Устройства коммутации или защиты электрических цепей на напряжение не более 1 кВ
27.12.3 Комплекты электрической аппаратуры коммутации или защиты
27.40.2 Светильники и осветительные устройства
27.40.4 Части ламп и осветительного оборудования
28.29.13 Фильтры масляные, бензиновые и всасывающие воздушные для двигателей внутреннего сгорания
29.32.20 Ремни безопасности, подушки безопасности, их части и принадлежности кузовов
31.01.1 Мебель для офисов и предприятий торговли
32.40 Игры и игрушки
32.50.50 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие
32.91.11 Метлы и щетки для домашней уборки
32.91.12 Зубные щетки, щетки для волос и прочие туалетные щетки для ухода за внешностью; художественные кисти, кисточки для письма, косметические кисточки
32.91.19.110 Щетки технические
55.10 Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья
58.11.15.000 Атласы и прочие книги с картами печатные
58.11.16.000 Карты и гидрографические или аналогичные схемы печатные, не в виде книги
58.11.19 Книги, брошюры, листовки печатные прочие и подобные печатные материалы
58.19.19.110 Издания печатные для слепых
74.30.12 Услуги по устному переводу
86.90.19.140 Услуги санаторно-курортных организаций
93.11.10 Услуги спортивных объектов

Письмо Минфина от 16 мая 2017 г. N 24-03-07/29544

Минфин России, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части возможности предоставления преимуществ региональным организациям инвалидов при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сообщает следующее.

Статьей 29 Закона о контрактной системе предусмотрено, что организациям инвалидов предоставляются преимущества при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе указанные преимущества распространяются на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов.

Согласно абзацу 1 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. При этом вторым абзацем статьи 33 Закона N 181-ФЗ установлено определение понятия общественной организации инвалидов.

Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон N 82-ФЗ) установлено, что общественные объединения могут создаваться в том числе в форме общественной организации. В соответствии со статьей 8 Закона N 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

При этом согласно статье 14 Закона N 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в том числе общественной организации), Минфин России сообщает, что преференции, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные.

А.М.ЛАВРОВ

16.05.2017

Обратим внимание, что региональные и другие не являющиеся общероссийскими ОИ также могут получить преимущества по ст. 29. Подробнее об этом читайте в следующем материале

Подробнее об этом читайте в следующем материале.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов – не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие – 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% – 3-50 млн. руб.;
  • 1% – 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Общие понятия

В постановлении подробно описываются все нюансы, а также порядок подписания контрактов между  субъектами этих правоотношений. Также здесь регламентируются правила организации торгов и закупок

Но особое внимание выделено организациям, в которых учредителями являются инвалиды

Для всех участников, в том числе и людей с инвалидностью, действуют одинаковые методы проведения конкурсов:

  • с ограниченным участием, когда число участников строго регламентируется;
  • открытые, которые направлены абсолютно на всех желающих;
  • двухэтапный, когда торги осуществляются в несколько этапов;
  • аукционы, они могут проводиться в различным закрытых или открытых формах;
  • закрытые или с ограниченным участием, когда не каждый участник может участвовать в данном мероприятии;
  • запрос котировок или предложений.

Суть любой закупки заключается в наличии спроса на определенную услугу или товар. А те компании, которые могут предложить удовлетворение данной потребности, проводят между собой конкурс. Победителем становится тот, кто предложит самые выгодные условия. В это же время конкурентная борьба помогает значительно снизить стоимость.

Денежные надбавки

В Петербурге можно рассчитывать на надбавку деньгами к пенсии по старости. Она выплачивается каждый месяц в размере 600 рублей. Такую денежную помощь могут получить пенсионеры, которые проживают в городе по временной прописке или даже вообще не имеют регистрации.

Также пожилые люди в Санкт-Петербурге имеют право получать льготы по уплате налогов на земельный участок, размер которого не более 25 соток. Но все участки должны быть расположены только в этом городе Пенсионерам в Петербурге и области доступен также и транспортный налог, но только на легковые автомобили, мощность которых не достигает 100 л. с. Мощность мотоциклов и мотороллеров должна быть не более 40 л. Если пенсионер является ветераном или инвалидом боевых действий или подвергся воздействию радиации при аварии, то он может получать льготу по налогу на автомобили, которые имеют мощность до 150 л. с.

Транспортный налог для людей пенсионного возраста указан в законе №51-ОЗ. Все пенсионеры, которые владеют автомобилями и мотоциклами, могут получить скидку по налогу на эти транспортные средства, которая составляет 20%. Для оформления льготы нужно иметь на руках документ, который подтверждает, что пенсионер действительно имеет право на ее получение. Также потребуется ксерокопия ПТС.

Льготы, которые указаны выше, можно получить только на единственный объект. Это может быть один участок земли или одно транспортное средство. При наличии во владении пенсионера нескольких автомобилей или участков придется выбирать, на какой из них будет формироваться льготный налог. При этом оформить льготу можно в автоматическом режиме, что позволит получить скидку на самый дорогой объект.

При покупке билета гражданином пенсионного возраста также можно получить право на льготный проезд. В результате этого можно ездить со скидкой на любом виде транспорта, хотя такси данное правило не касается. Количество поездок не имеет значения. При этом проезд на пригородных направлениях выделяется в отдельную льготу.

У всех пенсионеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеется право получить льготный проездной билет на проезд в общественном транспорте. Количество поездок на метро, в трамваях, на автобусах и троллейбусах по городу и области неограниченно. Билет имеет вид бесконтактной смарт-карты. Ее можно купить в пунктах, где продаются проездные билеты. Стоимость карты составляет 624 рубля. При поездках в пригородном транспорте, например, на электричках пенсионеры также могут оплачивать только 10% от цены билета.

Но по услугам ЖКХ и капремонту никаких особенных льгот жители города и Ленобласти не получают. Они регулируются только федеральным законом. Для получения льгот в сфере медобслуживания пенсионеру нужно иметь полис обязательного страхования. Это требование устанавливается в федеральном законодательстве. В соответствии с ним многие жители региона могут получать амбулаторное, стационарное лечение бесплатно, а также покупать лекарства по сниженным ценам.

Таким образом, медицинская помощь пенсионерам оказывается только по полису ОМС. Пенсионеры региона имеют право получать бесплатное амбулаторное лечение и лечение в стационаре, а также рассчитывать на некоторые льготные лекарства. Они предусматриваются для отдельных категорий граждан страны. Но все-таки имеется одна дополнительная льгота для жителей города Петербурга и Ленинградской области, которой является бесплатное протезирование зубов. Она не включает расходы по покупке дорогих протезов, выполненных из металлокерамики, драгоценных металлов и других подобных материалов.

Преференции по 44-ФЗ что это такое

  • При участии в торгах учреждений УИС— требование в произвольной форме о предоставлении преимущества (постановление № 649);
  • От организации инвалидов необходимо заявление (декларация) о ее соответствии ч. 2 ст. 29 ФЗ-44 (составляется произвольно, нет утвержденного образца);
  • От СМП/СОНКО — декларация о принадлежности к соответствующей категории (статьи 51, 66, 73, 83 ФЗ-44).
  • Учреждения УИС. Их перечень и виды установлены постановлением Правительства РФ № 89 в 2000 году.
  • Организациями инвалидов являются объединения, в которых не менее 80% участников являются инвалидами или их представителями (ФЗ-181 «О соцзащите инвалидов в РФ»);
  • СМП — это организации, подпадающие под критерии статьи 4 ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (24.07.2007);
  • СОНКО создаются изначально для осуществления деятельности, поименованной в ФЗ «О некоммерческих организациях». Преимуществами в госзакупках пользуются только СОНКО, учрежденные не госорганами или муниципалитетами.

В чем заключаются преимущества

Если организация, в которую входят лица с ограниченными физическими возможностями, участвует в тендерах на государственные заказы, то ей предусмотрены преференции. Они прописаны в правилах Постановления 341, предоставляющие некоторые преимущества относительно стоимости контрактов. Признание победителем организации инвалидов или ПП увеличивает предложенную ими цену на 15 процентов.

Условия преференции действенны, когда производится госзакупка товаров, попадающих под перечень утвержденный законодательно. Это мебельная продукция, картонные и бумажные изделия, фурнитурные элементы и крепеж, большая группа продуктов питания. Сюда же включены услуги в санитарно-курортных и отельных комплексах и т.д. В перечне содержатся больше пятидесяти позиций, относящихся к услугам, продукции и произведенным работам разных экономических сфер.

Разрабатывалось и утверждалось Постановление по прошествии года после выхода закона, регламентирующего госзакупки для отдельных участников конкурса (предприятий инвалидов). Его неоднократные изменения обусловило то, что список значительно расширялся.

Какие преимущества дает Закон № 44-ФЗ организациям инвалидов

  1. проводимая закупка не должна быть закупкой у единственного поставщика. Причём среди претендентов могут быть как организации инвалидов, так и другие участники. В момент выбора предложений для заказчика не имеет значения, имеет ли поставщик отношение к инвалидам. Т.е. преференция по кругу участников в данном случае отсутствует;
  2. закупаемые товары, работы или услуги должны быть из перечня, утвержденного постановлением Правительства от 15.04.2014 № 341. Если есть необходимость провести одновременно закупку товаров, как включённых в указанный перечень, так и не включённых, то заказчику в Письмах Минэкономразвития России от 19.08.2014 №Д28и-1616, от 28.03.2019 №Д28и-747 рекомендуется их разделить по разным лотам. Если вы этого не сделали, то преференции поставщику не смогут быть оказаны, и ваши действия могут быть рассмотрены как необоснованное ограничение числа участников закупки 44-ФЗ;
  3. выбранный поставщик должен соответствовать параметрам, указанным в п.2 ст.29 44-ФЗ (описаны выше). При подаче документов поставщик обязательно должен заявить о своей принадлежности, но в свободной форме, без предоставления каких-либо иных дополнительных доказательств.

На что распространяется

Воспользоваться льготными условиями компании инвалидов могут не в отношении всех предоставляемых услуг или производимых ими товаров, а только в строго определенных. В основной перечень этих закупок входят такие товары:

  • различные виды соков;
  • консервированные овощи (исключение составляет картофель);
  • минеральные воды;
  • хлебцы и прочие аналогичные изделия;
  • одеяла и иное постельное белье;
  • хлопковые, чулочные и трикотажные изделия;
  • деревянные и пластмассовые изделия;
  • веревочные сети.

Более подробно с этим перечнем можно ознакомиться в самом Постановлении, либо в представленном видео.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от N 181-ФЗ ст 17 (ред

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Меры поддержки инвалидов в налоговом законодательстве

Дело в том, что схожие с закупочными меры поддержки предоставляются инвалидам и в других отраслях законодательства. В частности можно обратиться к положениям 381 (льготы по налогу на имущество организаций) и 395 (льготы по земельному налогу) статьи НК РФ, которыми организациям инвалидов, а также компаниям, созданным объединениями инвалидов, соответствующих определенным законом условиям, предоставляются налоговые льготы.

Также как и 44-м законе в 381 и 395 статьях сказано, что льготы предоставляются только общероссийским объединениям инвалидов (созданными ими компаниям). Однако по поводу применения этих положений сформирована единообразная судебная практика, по которой право на льготу имеют не только общероссийские объединения инвалидов, но и любые другие их объединения, в том числе региональные.

Такая позиция была доведена до арбитражных судов Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 (пункт 4 Обзора практики). Такую позицию судьи заняли в рассмотренных делах по вопросу предоставления налоговых льгот (в частности, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2002, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2006 № А21-10924/2005, ФАС Уральского округа от 03.10.2005 № Ф09-4376/05-С7, ФАС Поволжского округа от 16.04.13 № А65-17023/2012 ).

В основе такого подхода лежит позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в постановлении от 23.12.1999 N 18-П, в котором суд, проверяя конституционность положений закона о тарифах страховых взносов, сделал вывод, что они противоречат Конституции России, международным соглашениям, и содержат дискриминационные положения. Положениями закона от тарифах страховых взносов от уплаты страховых взносов освобождались общероссийские организации инвалидов. Конституционный суд решил, что таким образом нарушается принцип равенства инвалидов, потому что меры их поддержки не должны зависеть от того, входят ли они в состав общероссийского объединения.

Аналогичный подход арбитражные суды распространили на налоговые льготы.

Схема предоставления преференций

Схемы реализации рассмотренных преференций многочисленны.

  1. Если речь идет об учреждениях УИС, стоимость может быть повышена на 15% при поступлении соответствующего требования от победителя торговых сделок.
  2. Организации инвалидов получают свои преимущества в соответствии с аналогичным режимом. Они могут рассчитывать на повышение стоимости государственного контракта, максимальная сумма увеличения равна 15%.
  3. Представители малого бизнеса, а также некоммерческие организации вправе принимать участие в отдельных закупках, которые недоступны субъектам крупного бизнеса. Лимит составляет 20 млн. рублей. Также эти категории лиц имеют некоторые привилегии в плане оплаты: оплата государственных контрактов происходит на протяжении 15 дней, в то время как в общем случае на это отводится 30 дней.
  4. Если говорить о национальном режиме, участник государственных закупок, желающий воспользоваться льготами, предоставляет сертификат или декларацию. Приобретение иностранных товаров в этом случае может быть запрещено.

Закупки у инвалидов

Закон действует для следующих организаций:

  1. Союзы, объединяющие учреждения людей с ограниченными возможностями здоровья. Нетрудоспособных должно быть не менее 80 %.
  2. Уставный капитал предприятий должен состоять из финансовых вложений компании с сотрудниками с физическими нарушениями здоровья.

Поставщиками становятся преимущественно перечисленные организации в случае их участия в конкурсе. По итогам процедуры отбора предприятие озвучивает свою цену. Постановление устанавливает объем льготы до 15 %.

Закупка осуществляется исключительно у предприятий с нетрудоспособными участниками, легально действующих в РФ и зарегистрированных в реестре. Если товар или услуга не перечислены в соответствующем списке, то льгота не действует.

Таким образом, госзакупка у нетрудоспособных лиц производится по правилам:

  • Осуществляется в условиях конкуренции. То есть поставщиком выступает не одна организация.
  • Приобретаемые товары указаны в перечне.
  • Не рекомендуется покупать единовременно часть товаров из списка вместе с невключенными в список изделиями, продукцией. Во избежание обвинений лучше произвести разные процедуры закупки.

Только ФЗ определяет правила закупки с участием нетрудоспособных лиц.

Как применять ПП №2014 при проведении закупок

  1. Особенности формирования технического задания. 

При описании объекта закупки, осуществляемой для выполнения минимальной доли закупок российских товаров, необходимо указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики российских товаров, в том числе включенные в КТРУ. 

  1. Особенности расчета и обоснования НМЦК 

При определении идентичных и однородных товаров заказчик вправе учитывать только товары из ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а  также включенные в КТРУ характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

Применяя метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик направляет запрос информации о цене субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). 

Министерство промышленности и торговли РФ в письме от 2 марта 2021 г. N15387/12 разъяснило, что «…в случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами». 

Из вышеуказанных разъяснений Минпромторга следует, что, если заказчик по запросам,  ценовой информации, направленным производителям, включенным в ГИСП, не получил достаточной информации, для расчета НМЦК по ПП №2014 он имеет право: 

  1. запросить ценовую информацию у иных производителей, не включенных в ГИСП, и использовать ее для расчета НМЦК; 
  2. пользоваться ценовой информацией из реестра контрактов ЕИС по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки. 

На сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/nmck/) Минпромторг РФ предлагает заказчикам в случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3-х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:

– зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях предоставления обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;

– направить в Минпромторг России информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП (Metod@minprom.gov.ru).

Полагаем, что заказчик в этом случае также имеет право разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС (п.3.7.2.Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013г. №567) и пользоваться при расчете НМЦК предоставленной ценовой информацией от любого лица, ответившего на запрос.    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector