Проверка системы оповещения
Содержание:
Проверка систем оповещения населения
В преддверии паводкового периода в рамках реализации плана ежегодных мероприятий по минимизации рисков в период весеннего половодья, 16 марта текущего года на всей территории области будет проводиться комплексная техническая проверка готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (РАСЦО).
План проверки предусматривает:
— 10:15 – 10:20 – подачу сигнала «Внимание всем!» с запуском электрических сирен, выносных акустических систем и блоков акустического оповещения;
— 10:20 – 10:25 – передачу сигнала «Техническая проверка» на выносные акустические системы и блоки акустического оповещения;
— 10:30 – 10:45 — проверка местных систем оповещения с включением электрических сирен муниципального и объектового уровней.
Напоминаем, что оповещение жителей о чрезвычайной ситуации и обнаружение опасных факторов для жизни людей, а так же информирование о правильном поведении в той или иной ситуации является одной из важных задач гражданской обороны.
Опасность для жизни людей и сохранности ценного оборудования, может возникнуть по разным причинам, из которых выделяются:
- Катастрофы природного характера (наводнения, землетрясение, ураган и т. д.)
- Техногенные аварии (выброс отравляющих химических реактивов на предприятии, авария на атомной станции, обрушение крупных строений и т. д.)
- Начало боевых действий.
Для информирования людей используются сигналы гражданской обороны, призванные предотвратить нежелательные последствия ЧС, благодаря вовремя выполненному оповещению.
Сигналы оповещения гражданской обороны передаются при помощи средств массового информирования (телевидении, радио, смс-оповещение, передвижные громкоговорящие устройства), системы РАСЦО, а в сельской местности, кроме того, применяется подомовой обход.
«Внимание всем». Данный сигнал является основным
Перед его подачей начинают действовать различного рода сигнализаторы (сирены, гудки автотранспорта, также могут использоваться церковные колокола и т.п). После того как будут услышаны тревожные звуки, необходимо включить любое средство оповещения и прослушать экстренную информацию, в которой будет рассказано о причинах ЧС и дальнейших действиях. После прослушивания сообщения по сигналу ГО «Внимание всем», следует оповестить соседей о сложившейся опасной обстановке и следовать рекомендациям уполномоченных экстренных служб. Если нет технической возможности прослушать сообщение комитета Гражданской обороны следует отключить газ и электроэнергию, закрыть окна и двери квартиры, взять документы, минимальный набор медикаментов и проследовать к близкорасположенному штабу ГО, посту полиции или к администрации поселен
Порядок проведения тестирования систем оповещения
Тестирование проводится в соответствии с требованиями и нормами СП 3.13130.2009. Порядок проведения проверок системы оповещения включает в себя три основные этапа:
- Каждый узел и элемент системы должен находиться в полностью функционирующем состоянии и готовности. Узлы, для которых выявлены нарушения или некорректное срабатывание, подлежат замене или переустановке.
- На каждом этаже здания или в отдельно расположенных корпусах запускается по два сигнализатора задымления.
- Проводится тестирование адресов срабатывания системы, периодичность подачи сигналов, время срабатывания защитных противодымных систем. Проверяется соответствие звукового уровня сигнализации установленным нормативам.
Во время работы оценивается состояние шлейфов и оборудования ПС, бесперебойная работа оповещателей, приемно-контрольных и других устройств. Проверяется наличие и расположение путей эвакуации, обеспечение свободного доступа и проходимость. Обязательным является проверка наличия и ведения документации:
- исполнительные документы на монтаж, подключение и настройку ПС, техпаспортов на оборудования;
- сертификаты, аннотации, эксплуатационные руководства;
- акты принятия оборудования и системы в эксплуатацию;
- наличие, порядок ведения журналов о проведении плановых, регулярных ревизий;
- акты обследования АПС, заключения.
После проверки документации и подтверждения наличия всех требуемых актов начинается этап визуального осмотра. Специалистами выполняются следующие работы:
- соответствие плана системы и установленного оборудования, отдельных устройств;
- проводится сверка промышленных номеров установленных устройств с данными, указанными в техпаспортах;
- сверка марки шлейфов с информации в сертификатах;
- проверка целостности пломб на отдельных узлах, приборах;
- визуальный осмотр приемно-контрольных устройств, поиск механических повреждений, дефектов, неисправности таких элементов, как заземление, шлейфы, оповещатели и прочие;
- точность расположения элементов системы в соответствии с разработанной и утвержденной схемой, нормами ПБ.
Стоимость тестирования системы рассчитывается индивидуально, что зависит от сложности схемы, количества проверяемых точек. При подаче заявки на выполнение работ специалистами учитываются такие основные ценообразующие факторы, как:
- функциональное назначение, объемы системы, тип объекта, где будут проводится проверки;
- эксплуатационно-технические свойства установленного оборудования;
- особенности инженерных систем, специфические факторы, в том числе, форма и площадь строения, используемые для строительства материалы, этажность, наличие отдельно стоящих корпусов или частей здания с общими переходами.
Изменения в правилах противопожарного режима 2021 года
Правила противопожарного режима устанавливают обязательные требования по следующим направлениям:
- по документам в сфере пожарной безопасности, которые нужно разработать и применять при эксплуатации объекта;
- по разовым или постоянным мероприятиям, которые нужно обеспечить для противопожарной защиты;
- по особенностям эксплуатации, проверок, обслуживания и ремонта технических средств, установок и систем защиты.
- Правила обязаны применять руководители предприятий всех форм собственности, от муниципальных учреждений до коммерческих структур.
С 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима. Это связано с проведением в России «регуляторной гильотины», т.е. отменой или корректировкой нормативных актов, содержащих избыточные требования для бизнеса, граждан. В новых правилах были отменены некоторые требования, которые несущественно влияли на противопожарную защиту объектов.
Новый регламент нужно разработать на все операции и процессы по обслуживанию, проверкам, эксплуатации и ремонту систем противопожарной защиты.
Одновременно в Постановлении № появилось несколько новых требований, которые наверняка осложнят работу любого руководителя:
- на руководителя организации возлагается обязанность разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты;
- с января 2021 года обязательно ведутся журналы эксплуатации систем защиты (в них фиксируется каждая плановая и внеочередная проверка систем);
- инструкции по пожарной безопасности объектов необходимо дополнить новыми разделами (например, по обеспечению доступа спасателей на объект, по алгоритму использования систем входа и выхода из здания, и т.д.);
- скорректированы нормы обеспечения объекта огнетушителями;
- введены дополнительные запреты и ограничения на использование подвалов и цокольных этажей для ведения деятельности.
Есть и еще ряд новелл, которые распространяются на отдельные виды объектов или систем защиты.
Основные понятия для разработки регламента на системы противопожарной защиты | Описание |
Исправное состояние системы противопожарной защиты | Состояние системы противопожарной защиты, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. |
Мониторинг системы противопожарной защиты | Непрерывно осуществляемый автоматизированный сбор данных, наблюдение за техническими параметрами системы противопожарной защиты, выполнением системой противопожарной защиты или ее отдельными элементами своих функциональных задач в целях фиксации и последующей аналитической обработки получаемой информации для подготовки необходимых решений по предупреждению и ликвидации негативных последствий, связанных с повреждением или неисправностью системы противопожарной защиты |
Ремонт системы противопожарной защиты | Комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса системы противопожарной защиты и/или ее составных частей. |
Техническое обслуживание; ТО системы противопожарной защиты | Комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию исправного состояния (исправности, работоспособности) системы противопожарной защиты при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. |
Цели проверок
В соответствии с установленными правилами в ходе тестирования проводится обязательный визуальный осмотр оборудования и элементов системы, шлейфов, датчиков и прочего. В ходе такого осмотра выявляются:
- состояние элементов системы в дежурном состоянии;
- проводится поочередный запуск пожарных дымовых извещателей с целью проверки срабатывания АПС, времени поступления сигнала на пульт;
- проверка звукового сигнала оповещения людей о пожаре, соответствие звуковых характеристик сигнализации установленным нормативам.
При этом основными целями проводимого тестирования выступают:
- проверка функциональности ПО, работоспособности при определенных условиях;
- соответствие нормам трансляции сигналов о пожароопасной ситуации на пульт, обеспечение наименьшего временного периода для поступления сигнала;
- своевременное включение систем оповещения для вывода людей с территории объекта;
- отключение оборудования вентиляционной системы, обеспечение условий остановки распространения дыма;
- запуск противодымной защиты, устройств, отвечающих за автоматическое пожаротушение.
В результате выполненных работ оценивается состояние всех компонентов, работоспособность и сохранение функционирования при повышении температуры, внешнем воздействии.
- все датчики, используемые для обнаружения возгорания (дымовые, комбинированные, световые, тепловые и другие);
- контрольные панели и пульты управления, при помощи которых происходит регулировка автоматики;
- световые и звуковые оповещатели, отвечающие за сообщение об опасной ситуации, путях быстрой, безопасной эвакуации;
- устройства, используемые для вентиляции, тушения, дымоудаления, открытия всех запасных входов, остановки лифтов.
Обязательно проверяется ведение технической документации, наличие актов обследования и предыдущих проверок, ремонта, замены или модернизации оборудования.
Порядок проведения технического обслуживание пожарной сигнализации
После монтажа системы сигнализации на 1-2 года будет действовать гарантия. Она может предусматривать бесплатный комплекс основных операций и проверок, необходимый для поддержания работоспособности системы. Гарантия сохраняется, если эксплуатация системы осуществляется строго по регламенту, проектной и технической документации. Если гарантийное обслуживание выявит недостатки и дефекты производственного характера, их заменят бесплатно.
На каком объекте вам нужно выполнить техническое обслуживание пожарной сигнализации?
Производственный объект 63.64%
Торговый центр 18.18%
Административное здание 18.18%
Склад 0%
Проголосовало: 11
Документы для технического обслуживания
Чтобы провести гарантийное, профилактическое, плановое или внеочередное техническое обслуживание системы сигнализации, потребуются следующие документы:
- регламент на проведение работ;
- проектная документация на систему пожарной сигнализации;
- техническая и эксплуатационная документация производителя, поставщика (например, паспорта оборудования, правила эксплуатации);
- материалы организации по контролю за работой системы, фиксации срабатываний датчиков;
- журналы, материалы по ранее проводившимся проверкам, испытаниям;
- материалы проверок МЧС;
- сертификаты и декларации на оборудование.
Сроки и порядок проведения работ предусматриваются в договоре на техническое обслуживание. Можно заключить договор на разовую проверку или на комплексное (регулярное) техобслуживание. Наша компания работает по всем вариантам, устраивающим клиентов.
В ходе технического обслуживания пожарной сигнализации сразу заполняются проверочные листы.
Периодичность
Сроки проведения планового технического обслуживания сигнализации определяются регламентом организации, документами производителя или подрядчика. Также нужно учитывать обязательные сроки для плановых испытаний системы сигнализации. Они проводятся каждые 3 или 6 месяцев, в зависимости от характеристик системы и объекта защиты. Также можно провести внеплановые испытания и техобслуживание, если возникает такая необходимость.
Перечень проверок, работ и действий
В перечень проверок при техническом обслуживании пожарной сигнализации обычно входит:
- общий осмотр оборудования, датчиков и шлейфов системы на предмет видимых повреждений, износа;
- комплекс операций и действий по проверке работоспособности всех элементов и средств системы сигнализации;
- проверки программного обеспечения, которое используется при эксплуатации системы, контроля за ее работой. управления;
- анализ параметров и настроек всех элементов системы;
- профилактические работы на узлах, системных блоках, датчиках, шлейфах (по мере необходимости);
- измерения параметров электроснабжения на оборудовании, блоках питания;
- обследование, ремонт и частичная замена соединений, разъемов, проводов, датчиков;
- подготовка ведомостей и актов с перечнем недостатков, которые нужно устранить в ходе ремонта.
В процессе обслуживания может проводиться работа с персоналом, задействованным в эксплуатации системы. Также заказчику даются рекомендации по устранению недочетов, о фактическом состоянии и ресурсе оборудования, о необходимости обновления и модернизации системы.
Оформление документов после технического обслуживания
После завершения работ по техническому обслуживанию составляют акты между заказчиком и исполнителем. Также руководитель организации обязательно вносит запись в журнал регистрации работ по ремонту и обслуживанию. Надлежащее ведение этих журналов обязательно проверит инспектор МЧС.
Перечень других документов зависит от условий договора, результатов технического обслуживания. Например, эксперты могут сделать вывод о невозможности эксплуатации системы ввиду износа или морального устаревания оборудования, несоответствия требованиям безопасности. Для ремонта или замены элементов системы могут оформляться дефектные ведомости.