Памятка

6.1. Метод сопоставимых рыночных цен

Имея коммерческие предложения не менее трех организаций или данные о рыночных ценах трех разных источников, обоснование НМЦ можно рассчитать по методу сопоставимых рыночных цен. Эти предложения должны содержать информацию о таком же предмете закупки или его аналоге. При определении аналога лучше всего следовать методическим рекомендациям п. п. 3.6.1, 3.6.2, либо основываясь статьей 22 Федерального закона о закупках в частях 13, 14.

Данный метод более распространен, так как является более применимым, можно сказать основным. Если этот метод сопоставимых цен не представляется возможным применить, то конкурсные управляющие заказчика могут обращаться к остальным методам, указанными в частях 7-11 той же статьи.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N Д28и-3771 «О разъяснении рекомендаций по формированию НМЦК»

22 марта 2016

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении рекомендаций по формированию начальной (максимальной) цены контракта и сообщает.

Статья 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) предусматривает возможность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК) несколькими методами, причем метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным.

В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Методические рекомендации).

Определение НМЦК заказчик должен осуществлять с учетом необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, из принципа ответственности за их достижение, а также соблюдения принципа обеспечения конкуренции.

Методическими рекомендациями установлено, что для обоснования НМЦК методом анализа рынка заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 3.21. Методических рекомендаций НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле:

где:

— НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

n — количество значений, используемых в расчете;

i — номер источника ценовой информации;

— цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 указанных рекомендаций.

В случае использования в расчете цены товара, работы, услуги, полученной в ответ на запросы ценовой информации, предусмотренные пунктами 3.7.1 и 3.7.2 настоящих Рекомендаций, корректировка условий не производится, за исключением случаев, когда используется ценовая информация, полученная менее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК. В указанных случаях корректировка осуществляется с применением коэффициента

, рассчитываемого в порядке, предусмотренном пунктом 3.18 Методических рекомендаций.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, НМЦК определяется заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на предполагаемую закупку. При этом, в случае если среднее значение цены, рассчитанное в результате рассмотрения предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях определения НМЦК, превышает указанные лимиты, заказчик снижает НМЦК до уровня выделенных лимитов.

Вместе с тем отмечаем, что Методические рекомендации не носят нормативного характера.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов

Когда можно уменьшить цену контракта?

В ходе проведения закупки по 44-ФЗ цена контракта может поменяться. Соотношение итоговой цены контракта  и начальной является исчисляемой величиной, которая называется коэффициентом снижения цены контракта по 44-ФЗ. Это соотношение сумм выражается в процентном показателе.

Снижение цены происходит в нескольких случаях:

  1. Исполнитель снижает цену, не изменяя объем и качество поставок. В этом случае составляется дополнительное соглашение, в тексте которого отмечается новая стоимость договорных обязательств. Однако, если сумма контракта стала ниже порога, влияющего на штрафы, в допсоглашение вносится пересчитанная величина взысканий (ч.2, 5, 8 ст.34 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № Д28и-3400 от 12.12.2016 г.).
  2. В ходе закупки заказчику потребовалось сократить объем закупаемой продукции. В этом случае позволяется снизить цену контракта не более чем на 10% (пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4691 от 19.04.2017 г.). А расчет коэффициента понижения зависит от стоимости одной единицы товара или услуги. В дополнительном соглашении организатор торгов указывает новые стоимость, объемы поставки и новые штрафы (при необходимости).
  3. Контракт заключен согласно Постановлению Правительства РФ № 1086. В этом случае право изменять ценовые условия договорных обязательств основано на указании Правительства РФ, государственных органов субъекта РФ или местных ведомств (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). При этом изменять можно не только стоимость контракта, но и объемы и сроки поставляемой продукции. Все необходимые моменты также вносятся в дополнительное соглашение.
  4. Урезан бюджет у казенного учреждения. Возможно два варианта развития событий:
  • Исполнитель соглашается со снижением суммы, и стороны подписывают допсоглашение.
  • Исполнитель не принимает возникшие условия. В этом случае Заказчик прописывает в допсоглашении пропорционально сниженные объемы продукции к уменьшенной цене договора.
  1. Снижение тарифных показателей (п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ). В тексте дополнительного соглашения указывается новый расчет – остаток объема поставки умножается на новый тариф.

Кроме перечисленных ситуаций есть еще одна, когда возможно снижение ценовых показателей: заключение контракта на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма обязательств может уменьшиться при сокращении перечня медицинских услуг (п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ). Чтобы правильно рассчитать коэффициент снижения цены в этом случае, достаточно из НМЦК вычесть сумму отмененных услуг. Организатор закупки также составляет допсоглашение и подписывает его у исполнителя.

Что такое калькулятор 44-фз

Онлайн калькулятор по 44-фз – это специальный инструмент, позволяющий с высокой точностью рассчитывать такие параметры:

  • Стоимость банковской гарантии.
  • Количество денежных средств для обеспечения по 44-фз.
  • Сроки для проведения электронного аукциона.
  • Размер начальной цены договора.
  • Размер пени за просроченный контракт.

Все эти параметры рассчитываются при помощи различных онлайн сервисов, на базе вносимой пользователем информации.

Калькулятор для расчета стоимости банковских гарантий по 44-фз

Данный сервис поможет пользователям рассчитать примерную стоимость банковских гарантий. Для точного вычисления параметров калькулятор требует внесение такой информации:

  • Желаемая сумма гарантий.
  • Срок предоставления гарантированных средств.
  • Отсутствие или наличие авансового платежа.
  • Необходимость предоставления обеспечения на торговую заявку.
  • Наличие страхования.

Например, при необходимой сумме гарантированных средств в размере 1 000 000 рублей и сроках гарантии 1 год стоимость банковской гарантии составит ориентировочно 45 000 рублей.

Расчет размеров обеспечения по 44-фз

Калькулятор расчета размеров обеспечения по фз 44 можно найти на сайте:

Внешний вид сервиса представляет собой следующее:

Здесь клиентам необходимо внести информацию о способе выбора поставщика, планируемом бюджете и размере аванса.

Кроме этого, в данном калькуляторе следует упомянуть участие в торгах предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций связанных с инвалидами, индивидуальных предпринимателей и обозначить наличие или отсутствие социально ориентированных предприятий некоммерческого типа.

Для примера рассчитаем сумму обеспечения для сделки аукционного типа с бюджетом в 1 000 000 рублей и без аванса. Полученные выкладки можно увидеть на рисунке ниже:

Просчет сроков аукциона по 44-фз

Калькулятор сроков по 44-фз дает возможность с легкостью определить сроки проведения закупочных мероприятий. Для качественного расчета сроков форму на сайте необходимо внести следующие параметры:

  • Дату публикация документации и извещений.
  • Начальную стоимость договора.
  • Вариант расчета. Здесь можно выбрать следующие случаи торгов: участвует две и более стороны, один участник, всем участникам отказано, нет заявок и отклонены все участники по результатам просмотра вторых частей.
  • Возможную дату изменения договора.
  • Возможную дату расторжения договора и основание.

Также при вводе параметров в калькулятор можно установить птички в следующие поля:

  • Учет сроков возможного изменения документов.
  • Учет сроков на получение протокола разногласий.
  • Учет сроков приостановления подписания договора.
  • Учет сроков изменения параметров договора.

После ввода всех пунктов можно получить примерные сроки прохождения аукциона. Например, при выборе даты публикации документации 04.07, начальной цены контракта 1 000 000 и случае, когда было допущено два и более участника, таблица рассчитанных сроков, которую выдаст калькулятор аукциона по 44-фз, будет выглядеть следующим образом:

Калькулятор НМЦК по 44-фз

Данный онлайн электронный калькулятор 44-фз использует в алгоритме подсчета методические рекомендации для определения начальной и максимальной цены контракта. Для правильного расчета всех параметров, онлайн сервис предлагает внести следующие данные:

  • Источник информации. Узнать цены можно у поставщиков, в ЕИС, из рекламы, из котировок и т.д. В калькуляторе имеется 11 вариантов источников и возможность указать своего информатора.
  • Способ выбора поставщика.
  • Повышающий коэффициент.
  • Необходимый объем закупки.

Например, при указании параметров стоимости цены за единицу у поставщиков и исполненных контрактов 25 000, стоимости из запроса цен в ЕИС 26 000 и месяце получения данных контракта 07.2018 при объеме закупок в пять единиц онлайн калькулятор по 44-фз выдаст следующие данные:

Калькулятор расчета пени по 44-фз

До 9 сентября 2017 года существовал специальный сервис для вычисления размера пени за просроченный контракт. Калькулятор, работающий по старым формулам можно найти на сайте:

Расчёт по старым правилам.

Чтобы рассчитать пени по новым правилам можно воспользоваться этой формой.

6.2. Нормативный метод расчета начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ

Нормативный метод НМЦК основывается на данных, которые изданы в нормативных актах. Данные документы отражают порядок, устанавливающий предельно допустимые цены при закупке. Тем самым нормативные акты регулируют расход бюджетных средств, в них устанавливаются ценовые величины на конкретный товар либо на конкретную услугу. Цена устанавливается в разрезе областей, городов, районов.

Нормативный метод НМЦК можно совмещать с предыдущим методом. При этом рассчитанная таким методом цена закупки не может быть больше той ценовой величины, которую вывели нормативным методом. Откуда заказчики берут сведения, позволяющие производить расчет нормативным методом? С этой информацией можно ознакомиться в ЕИС, в разделе «Планирование закупок», далее правила нормирования в сфере закупок. В расширенном поиске можно указать свой регион и найти в уже размещенных правилах нормирования данные документы.

Проектно-сметный метод обоснования НМЦК

Исходя из положений части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе, данный метод может применяться в случаях:

а) закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Причём для использования проектно-сметного метода необходимо, чтобы такие работы подразумевали составление проектно-сметной документации, в ином случае обоснование необходимо проводить методом анализа рынка8;

б) закупки реставрационных работ, то есть работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Также данный метод может применяться при определении НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

В Письме Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3795 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отмечается, что согласно п. 6.1 Методических рекомендаций основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в случае если заказчик воспользовался правом определения НМЦК проектно-сметным методом основанием для такой НМЦК при осуществлении работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений также должна являться проектная документация9.

Важно обратить внимание на то, что, как разъясняется Минфином России, укрупненный сводный сметный расчет предпроектной документации не является основанием для определения НМЦК. Так как при отсутствии проектной документации невозможно определить объем работ, подлежащих выполнению при строительстве, в том числе, определить стоимость таких работ, в связи с чем невозможно установить НМЦК. При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10

При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10.

Приведем пример нарушения определения НМЦК проектно-сметным методом.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6.1 раздела VI Приказа № 567).

УФАС при рассмотрении жалобы установил несоответствие раздела аукционной документации «Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта» и сметной документации по разработке вариантов интерьеров и дизайн-проекта по объекту «Республиканский театр кукол в г. Йошкар-Ола» сделало вывод об отсутствии обоснования НМЦК на сумму расхождений и о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе11.

Составление проектно-сметной документации, проектной документации на реставрацию, а также сметного расчёта на текущий ремонт осуществляется специалистами-сметчиками в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Необходимо отметить, что проектно-сметная документация подлежит в случаях, определённых ст. 49 ГрК РФ, экспертизе, а в случае, если финансирование работ производится из федерального бюджета – и проверке достоверности определения сметной стоимости в соответствии с Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.

ВОЗМОЖНЫЕ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Коммерческие и (или) финансовые условия закупки ТРУ признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением корректировок таких условий.

Цены, используемые в расчетах НМЦК, рекомендуется приводить в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦК, с помощью коэффициентов или индексов для пересчета цен ТРУ с учетом различий в характеристиках, коммерческих и (или) финансовых условий. Перечень и значимость указанных коэффициентов, используемых при расчетах, рекомендуется определять, в том числе на основании результатов анализа исполненных ранее в интересах заказчика контрактов, и указывать в обосновании НМЦК.

1. Коэффициент на способ закупки (используется для ценовой информации из реестра контрактов):

Способ закупки (из реестра контрактов)

Коэффициент

при проведении закупки путем проведения КОНКУРСА

Не более 10%

при проведении закупки путем проведения АУКЦИОНА

Не более 13%

при проведении закупки путем проведения ЗАПРОСА КОТИРОВОК

Не более 17%

при проведении закупки путем проведения ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ 

Не более 17%

при проведении закупки у ЕП

Цена не корректируется

Пример: Период подготовки обоснования – февраль 2020 г. Для расчета берем контракт из Реестра контрактов, заключенный в феврале 2019 г. по итогам электронного аукциона. Например, цена за ед. товара = 1 000 руб. 

Цена для расчета = цена из реестра + 13% = 1000 + 13% = 1130 руб.

2. Коэффициент на текущий уровень цен 

Цены прошлых периодов, используемые в расчетах (более 6 месяцев от периода определения НМЦК), могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой:

где:

tф – срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;

t – месяц проведения расчетов НМЦК;

ИПЦt – индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики (www.gks.ru, раздел «Официальная статистика» – «Цены» – «Индексы потребительских цен»).

Пример: Период подготовки обоснования – февраль 2020 г. Для расчета берем контракт из Реестра контрактов, заключенный в феврале 2019 г. Цена за ед. товара = 1 000 руб. 

Для расчета нам нужны ИПЦ март/февраль, апрель\март, … декабрь/ноябрь, январь2020/декабрь2019.

3. Иные коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. 

срок исполнения контракта

изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции)

количество товара, объем работ, услуг

размер обеспечения исполнения контракта

наличие и размер аванса по контракту

срок формирования ценовой информации 

место поставки

изменение в налогообложении

срок и объем гарантии качества

масштабность выполнения работ, оказания услуг

изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (ТРУ) в общем объеме закупки;

дополнительная номенклатура (комплектация) – появление новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций (ТРУ) в общем объеме закупки

изменение таможенных пошлин

 П.3.10 Методических рекомендаций

 Товары, работы, услуги

 П.3.11 Методических рекомендаций

 П.3.12 Методических рекомендаций

 П.3.15 Методических рекомендаций

 П.3.17 Методических рекомендаций

П.3.16 Методических рекомендаций

Как рассчитать НМЦК по 44-ФЗ?

Во-первых, проанализировать предложения на рынке, исходя из тех характеристик, которым должен соответствовать товар, работа или услуга. Сформировать объект закупки, описать его. В том числе условия поставки и перечень требований к объекту закупки.Выбрать соответствующий метод, описанный выше и рассчитать начальную максимальную цену контракта. Рассчитать НМЦК можно несколькими способами. Первый, более сложный, по формулам. Сделать это можно в программе excel. Например, Начальную максимальную цену контракта тарифным методом можно рассчитать по следующей формуле:〖НМЦК〗^тариф= vц_тарифV – объем закупаемого товара, работы или услуги.Цтариф – цена одной единицы товара, работы или услуги, которая установлена в рамках государственного регулирования цен или муниципальным правовым актом.Остальные формулы расчета НМЦК можно найти в методических рекомендациях по применению НМЦК в приказе Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567. Можно воспользоваться более простым и удобным методом расчета – калькулятор НМЦК. Одним из наиболее распространенных считается калькулятор НМЦК, размещенный в программе для госзаказчиков “Эконом-Эксперт.Online”.Достаточно ввести нужные данные, и калькулятор выдаст результат по тем же формулам, однако это займет намного меньше времени. Такой калькулятор высчитывает коэффициент вариации цены, в том числе среднее квадратичное отклонение, а по итогам расчета формирует отчет с обоснованием начальной максимальной цены контракта.Более совершенные калькуляторы НМЦК, сроков конкурентных процедур, а также другие полезные заказчику функции можно найти в платной программе для ведения закупок “Эконом-Эксперт”.

Пример автоматического расчета НМЦК: программа подберет цены из реестра контрактов в ЕИС, либо укажите для расчета цены из коммерческих предложений. Программа предупредит, если превышен коэффициент вариации.

Коэффициент вариации в Excel и Open Office

Коэффициент вариации можно достаточно легко рассчитать в Excel. Несмотря на то, что в нём нет стандартной функции для расчёта CV, но зато есть функции позволяющие рассчитать стандартное отклонение (СТАНДОТКЛОН) и среднее значение (СРЗНАЧ). Сначала используйте функцию стандартного отклонения, затем вычислите среднее значение, а после этого разделите ячейку, содержащую стандартное отклонение, на ячейку содержащую среднее значение.

В Open
Office данный показатель
рассчитывается аналогично. Функция
стандартного отклонения здесь — STDEV,
а функция среднего значения
— AVERAGE.

Давайте
рассмотрим пример расчёта коэффициента
вариации в Open Office.
Предположим, что у нас
есть три потенциальных объекта для
инвестиций — объект А, объект Б и объект
В. Прибыль по каждому из этих проектов
за последние 6 лет занесена в таблицу
представленную ниже:

Давайте
рассчитаем значение CV
для каждого из этих
объектов. Начнём с расчёта стандартных
отклонений. Для этого применим к ряду
значений прибыли отдельно по каждому
объекту функцию STDEV:

Аналогичным
образом рассчитаем среднее значение
для каждого ряда данных:

Наконец
рассчитаем CV. Для
этого разделим полученные значения
отклонений на средние значения. В
результате получим следующую таблицу:

Кликните по картинке для увеличения

Очевидно, что из всех представленных объектов инвестиций предпочтительным будет объект Б имеющий наименьшее значение коэффициента CV.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector