О выполнении резидентами оэз условий для применения пониженных налоговых ставок
Содержание:
- Как стать резидентом
- ФЗ об особых экономических зонах
- Правовой статус резидента особой экономической зоны в Российской Федерации *
- Меню категорий
- Требования к резидентам
- Предприятие промышленности — резидент особой экономической зоны
- Понятие свободной экономической зоны
- Требования к резидентам ОЭЗ
- Обзор документа
- Размещение с комфортом
Как стать резидентом
Итак, иностранным инвесторам в особой экономической зоне только рады. Чтобы получить заветный статус, иностранной компании нужно будет пройти следующие шаги на пути становления представителем:
-
Сначала соискатель на получение статуса резидента ОЭЗ направляет заявку с папкой документов и бизнес-планом в выбранную им экономическую зону;
-
Наблюдательный Совет представительства рассматривает полученный проект;
-
Будущий инвестор защищает свой инвестиционный проект в Наблюдательном Совете;
-
Копии всех документов с решением Наблюдательного Совета подаются в Экспертный Совет при Министерстве экономического развития РФ.
-
После одобрения кандидата, Министерство экономического развития в течение 3 дней выдаст желаемое свидетельство резидента особой экономической зоны.
Дополнительно компаниям, подавшим документы на статус резидента ОЭЗ, следует обозначить в заявке необходимую информацию, а именно:
-
наименование дела и отрасли, которой предполагает заниматься претендент на владениях представительства (если вы занимаетесь оптовой или розничной продажей, добычей полезных ископаемых и производством подакцизных товаров (автомобили и мотоциклы можно), вы не сможете стать резидентом особой экономической зоны);
-
размеры площади территории, нужные для функционирования дела;
-
информацию об объемах инвестиций, а также указать объем инвестиций за год (у каждой особой экономической зоны свой временной промежуток) со дня заключения соглашения;
-
на какую мощность рассчитаны устройства заявителя, какие виды ресурсов и в каком объеме, будет потреблять компания заявителя;
-
указать какое государственное либо муниципальное имущество понадобится для запуска дела.
К поданной заявке нужно будет еще приложить копии свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и копию учредительных документов. К тому же не забыть приложить, собственно, сам бизнес-план.
ФЗ об особых экономических зонах
Территории опережающего социально-экономического развития созданы не так давно. Главным регулирующим законодательным актом в области создания и управления территориями служит Федеральный закон об ОЭЗ. Идею такого экономического проекта выразил 12 декабря 2013 года президент России.
В результате уже спустя 1 года, 29 декабря 2014 года появился закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» в России. Этот новый статус территории позволяет осуществлять коммерческую деятельность с многочисленными льготами.
Такой подход к равномерному развитию страны пользуется широкой популярностью в мире. В разных странах делают такие же проекты, слегка модернизируя их под конкретные условия. Учитывая огромные размеры России, территории нужны для развития все отраслей хозяйства. В мировой практике создание таких зон, обладающих экономическими привилегиями, получило название «китайский путь».
Согласно действующему законодательству, резиденты территории получают доступ к следующим видам льгот:
- Снижение налога на прибыль до 5% на первые 5 лет. В дальнейшем компания также платит гораздо меньшие налоги, в сравнении с остальной страной.
- Возможно освобождение от таких налогов, как платеж на землю, налог на имущество.
- Социальные взносы снижаются до 7,6%.
- На практике реализуется формат свободной таможенной территории.
- Льготные условия развития инфраструктуры и подключения к существующей системе коммуникаций.
- Возможность упрощенного привлечения и приема на работу иностранных граждан и открытия новых рабочих мест для квалифицированного персонала.
- На территории применяются особые санитарно-технические правила, которые разработаны на основании ведущих международных правил.
- Индивидуально разработанный регламент пользования землей.
- Особые правила госконтроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности.
- Широкий спектр специальных государственных услуг.
Для открытия и развития ТОЭР создана специальная законодательная база, которая регламентирует множество экономических процессов, которые могут происходит на территории опережающего развития.
В процессе работ были изменены и дополнены несколько Кодексов, в том числе Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный. Были скорректированы федеральные законы в субъектах федерации. Внесены изменения в экологическое законодательство и прочие законодательные акты.
Тщательно проработанная нормативно-правовая база позволяет однозначно и оперативно решать любые возникающие спросы и систематизировать работу субъектов в пределах ТОЭР.
Правовой статус резидента особой экономической зоны в Российской Федерации *
Данный термин является оценочной категорией, законодательством же не установлено критериев существенности. В связи с этим на практике возможны споры и разногласия по поводу того, что считать существенным, а что нет.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что механизм формирования правового статуса резидентов ОЭЗ включает два этапа. Первый этап связан с фактом государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (общий правовой статус), второй — с процессом расширения и обогащения статуса посредством осуществления процедуры заключения соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ и включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр резидентов ОЭЗ (специальный правовой статус). Фактически речь идет о двойном порядке регистрации резидентов ОЭЗ в отличие от иных субъектов предпринимательского права.
Правовой статус резидентов особых экономических зон — правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, установленное в соответствии с законодательством об особых экономических зонах, в условиях особого режима экономической деятельности на территории особой экономической зоны, связанное со специальным административным механизмом приобретения, реализующимся через специальную правоспособность, ограничения, запреты и гарантии, систему льготного налогообложения и таможенных преференций.
Меню категорий
- Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
- Поддержка социального бизнеса с 2021 года
- Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
- Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
- Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
- Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
- NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
- Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
- Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
- Кто относится к малому бизнесу?
- Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
- Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
- Что такое моногород?
- Полный перечень моногородов РФ январь 2020
- Единый перечень мер поддержки моногородов
- Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
- Реестр резидентов ТОСЭР моногородов Татарстана
- Сравнение налоговых льгот и условий ТОСЭР моногородов
- Где инвестору разместить производство? Как влияют преференции ОЭЗ, ТОСЭР, промпарка на экономику преокта?
- Что лучше бизнесу — статус резидента ОЭЗ или ТОСЭР
- Льготы резидентам ТОСЭР моногородов
- Субсидии из федерального бюджета на инфраструктуру ТОСЭР
- Конкуренция и партнерство в развитии ТОСЭР, ОЭЗ, индустриальных парков Татарстана
- Правила создания ТОСЭР в моногородах
- Вопросы бухгалтерского, налогового учета у резидента ТОСЭР (ТОР), ОЭЗ
- ПОЛНЫЙ СПИСОК ТОСЭР
- Требования к резидентам ТОР моногородов до мая 2017
- ТОСЭР Набережные Челны
- ТОСЭР Тольятти
- ТОСЭР Череповец Вологодская область
- ТОСЭР Белебей
- ТОСЭР Кумертау Башкирия
- ТОСЭР Дорогобуж Смоленская область
- ТОСЭР Кировск Мурманская область
- ТОСЭР Анжеро-Судженск Кемеровская область Кузбасс
- ТОСЭР Юрга Кемеровская область Кузбасс
- ТОСЭР Димитровград Ульяновская область
- ТОСЭР Гуково Ростовская область
- ТОСЭР Краснокаменск Забайкальского края
- ТОСЭР Краснотурьинск Свердловская область
- ТОСЭР Усолье-Сибирское Иркутская область
- Анализ «одобряемости» проектов в ТОСЭР
- ТОСЭР Бакал Челябинской области
- ТОСЭР Верхний Уфалей Челябинской области
- ТОСЭР Михайловка Волгоградская область Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
- ТОСЭР Надвоицы Республики Карелия
- ТОСЭР Новотроицк Оренбургской области
- ТОСЭР Чусовой Пермского края
- О защите прав резидентов ТОСЭР
- Порядок рассмотрения заявок резидентов ТОСЭР
- Улучшение процедуры входа резидента в ТОСЭР
- Как влияет создание промышленной территории на уровень жизни населения?
- Реестр (полный) резидентов ТОСЭР моногородов
- Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
- Сборники лучших муниципальных практик
- Земельные участки в аренду без проведения торгов
- Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
- Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
- Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
- Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
- Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
- Помощь микро-бизнесу от государства
- Поддержка экспорта и международной деятельности компании
- СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
- СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
- Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
- Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
- ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
- Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
- Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
- Финансовая поддержка субъектов МСП
- Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
- Отмененные программы, дейстовавшие ранее
- Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
- Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
- Программы поддержки отечественной промышленности
- Программы Фонда развития промышленности
- Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
- Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
- Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
- Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
- Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
- Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
- Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
- Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
- Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
- Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ
Требования к резидентам
Существуют определенные требования к резидентам ОЭЗ, а это значит, что не всем компаниям предоставится возможность воспользоваться особым положением резидента с прилагающимися льготами и преференциями
Чтобы войти в состав представителей особой экономической зоны, нужно принять во внимание следующие положения:
-
Кандидат должен заниматься деятельностью, подходящей к сфере выбранной ОЭЗ.
-
У заявителя не должно быть филиалов за пределами особой экономической зоны.
-
Установленный минимум инвестиций. (Например, компания портовой ОЭЗ должна внести деньги в капитальное строительство не меньше 120-400 млн. рублей (исходя из категории проекта), из этой суммы 40 млн руб. перечисляются после заключения соглашения в течение 3 лет)
-
Необходимо зарегистрироваться в муниципальном образовании, входящем в состав представительства.
В настоящее время планируется упростить процедуру приема новых представителей, а это значит, что в будущем не придётся долго ждать, чтобы запустить деятельность своей компании на территории ОЭЗ.
Предприятие промышленности — резидент особой экономической зоны
Федеральных законов от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти сообщает сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение трех дней со дня регистрации.
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
7. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти представляет в таможенный и налоговый органы в сроки, указанные в части 6 настоящей статьи, копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
8. Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным , и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
9. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в течение пяти рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу решения суда о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
10. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти сообщает сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение трех рабочих дней с даты внесения в реестр резидентов особой экономической зоны соответствующей записи.
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Понятие свободной экономической зоны
Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.
Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.
СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей
Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.
Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.
Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.
Цели создания СЭЗ
Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.
Цели создания свободных экономических зон:
- привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
- обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
- развитие регионов, городов и связей между ними;
- развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
- наращивание экспортных мощностей;
- увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
- импортозамещение;
- апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.
Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.
Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:
- минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
- снятие административных барьеров;
- выход на новые рынки;
- возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
- возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.
Льготы в особых экономических зонах
СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:
- более выгодная налоговая ставка;
- освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
- снижение или снятие таможенных платежей;
- упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
- готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
- упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).
Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.
ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции
Требования к резидентам ОЭЗ
Однако не каждое предприятие может получить статус резидента особой экономической зоны и воспользоваться предоставляемыми ей выгодами. Законодательство устанавливает ряд требований, которым нужно соответствовать, чтобы стать резидентом, в числе которых:
Осуществление предпринимательской деятельности в одной из приоритетных сфер
Рис. 3. Виды предпринимательской деятельности в разрешенных ОЭЗ
Примечание:
-
Кроме производства подакцизной продукции (за исключением автомобилей и мотоциклов), а также добычи полезных ископаемых, оптовой и розничной торговли. Банки, страховщики, консалтинговые фирмы и другие поставщики услуг для бизнеса могут осуществлять деятельность в СЭЗ, но не могут быть ее резидентами и пользоваться льготами.
-
Из трех существовавших ПОЭЗ в России осталась лишь одна ОЭЗ в Ульяновское области, практика показала, что первоначально разрешенные виды деятельности не являются инвестиционно-привлекательными для инвесторов, поэтому ПОЭЗ Ульяновская расширила возможные виды деятельности, включив в их число производство и торговлю.
Исходя из доступности сырья и потребностей региона, большинство ОЭЗ ППТ определяют приоритетные сферы предпринимательской деятельности, которые будут формировать основной состав резидентов. Например, при создании ОЭЗ ППТ «Алабуга» учитывалась перспектива формирования автомобильного кластера, поэтому многие резиденты осуществляют деятельность, связанную с автомобилестроением.
На производство машин и оборудования, различных автокомпонентов ориентирована ОЭЗ ППТ «Липецк», что обуславливается близостью крупнейшего металлургического комбината и делает актуальным выпуск металлоемкой продукции.
Но большинство ОЭЗ ППТ не предъявляют особых требований к профилю деятельности резидентов, поэтому в их числе множество предприятий различных сфер промышленности.
Для ОЭЗ ТВТ характерна расположенность вблизи крупных научных центров, так как высокотехнологичное производство, на которое ориентирована данная категория ОЭЗ, требует привлечения квалифицированных кадров.
Требования к организационно-правовой форме
Кроме того, резиденты ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за ее пределами.
Рис. 4. Процесс получения статуса резидента осуществляется по следующим этапам:
Примечание: Для ОЭЗ ТВТ применяется упрощенная процедура получения статуса резидента, если объем инвестиций не превышает 30 млн. руб., то рассмотрение проекта экспертным советом не проводится.
Средний срок, необходимый для получения статуса резидента ОЭЗ, составляет 3 месяца с момента подачи заявки. Однако правительство рассматривает вопрос упрощения процедуры и планирует отменить рассмотрение заявки наблюдательным и экспертным советами, что сократит срок ожидания для резидентов.
Минимальный объем инвестиций
-
осуществление проектно-изыскательских работ;
-
новое строительство;
-
техническое перевооружение, модернизацию основных фондов;
-
реконструкцию зданий;
-
приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря.
Прочие затраты, связанные с приобретением легковых автомобилей, жилищным строительством и прочими непроизводственными основными фондами в состав капитальных вложений входить не могут
Таким образом, если бизнес удовлетворяет требованиям, которые устанавливаются для получения статуса резидента, встает вопрос выбора ОЭЗ для осуществления деятельности.
Обзор документа
Резидент промышленно-производственной ОЭЗ вправе воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет региона, от деятельности, предусмотренной соглашением, заключенным с органами управления ОЭЗ, и осуществляемой на территории данной ОЭЗ.
Таким образом, доходы, полученные резидентом ОЭЗ вне рамок соглашения, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Убытки, полученные налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (до получения статуса резидента ОЭЗ), по мнению Минфина России, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, сформированной только по деятельности, осуществляемой вне рамок соглашения.
Резиденты некоторых ОЭЗ, применяющие пониженные налоговые ставки, уплачивают налог на прибыль в федеральный бюджет по общей ставке в размере 2%.
Ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и за ее пределами, не меняет правила формирования налоговой базы резидентом ОЭЗ.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Размещение с комфортом
На территории ОЭЗ можно арендовать готовое помещение или построить собственный завод с нуля. В «Алабушево», например, доступны площади как по типу brownfield (с уже имеющимися постройками), так и greenfield (свободные от строений земельные участки). А в Печатниках есть только brownfield-площади.
Независимо от того, какую площадку выберет новый резидент, его обеспечат всеми необходимыми коммуникациями для запуска производства.
Учитывается на площадках ОЭЗ и специфика работы компаний. Например, для развития производств микроэлектроники и фармацевтики инвесторы могут арендовать специальные помещения. В воздухе так называемых чистых комнат поддерживается заданный размер и количество частиц пыли, микроорганизмов, аэрозольных элементов и химических паров на кубический метр. В таких помещениях можно контролировать влажность, давление и температуру.