Статья 65. порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах

Знать, что делать в обоих случаях крайне важно

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словами для новичков.

Когда нужно составить извещение

Вся информацию, которая касается закупки у единственного поставщика, представлена в статье 93 закона 44-ФЗ. В первой части приведен перечень оснований, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком. Случаев таких довольно много, однако извещение понадобится составлять не всякий раз. О необходимости извещать или уведомлять ФАС о контракте сказано в части 2 статьи 93.

Итак, извещение необходимо, если госконтракт заключается в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18 и 19 части 1 статьи 93 закона. Перечислим некоторые основания, приведенные в указанных в пунктах:

  • закупка услуги по водоснабжению, теплоснабжению и подобных;
  • закупка у предприятий уголовно-исправительной системы;
  • закупка работ или услуг, осуществить которые может только госорган или подотчетное ему учреждение;
  • закупка произведений определенных авторов;
  • закупка печатных либо электронных изданий;
  • закупка услуг по авторскому контролю при создании проектной документации или капитальном ремонте, а также многое другое.

Если закон требует извещать о контракте с единственным поставщиком, заказчик должен разместить такое извещение в ЕИС за 5 дней до подписания контракта.

На каком этапе предоставляется информация о добросовестности?

Все зависит от того, какой способ определения поставщика заказчик использует при проведении закупки

Таблица 2:

Условие

При проведении электронного аукциона

(ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ)

При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме

(ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ)

При проведении всех видов конкурса, в том числе закрытого 

(ч.4 ст.37 Закона 44-ФЗ)

Этап предоставления информации

При направлении заказчику подписанного проекта контракта

При направлении заказчику подписанного проекта контракта

В составе заявки на участие в закупке.

Кто проверяет информацию

Комиссия по осуществлению закупок

Комиссия по осуществлению закупок

Комиссия по осуществлению закупок

Если информация отсутствует

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. 

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. 

Заявку по этой причине отклонять нельзя.

Контракт с участником закупки заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

Если информация недостоверна

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта.

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта.

Заявка участника должна быть отклонена.

Как оформляется решение 

Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Следует помнить, что Закон 44-ФЗ устанавливает еще один случай, когда участник закупки может подтвердить свою добросовестность – это случай, прописанный в ч.8.1 ст.96 Закона 44-ФЗ (правило введено только с 1 апреля 2020 г.). Так, если проводится закупка среди субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций (п.1 ч.1 ст.30 Закона 44-ФЗ), участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления и обеспечения исполнения контракта (в том числе с учетом антидемпинговых мер), и обеспечения гарантийных обязательств. Но только в случае, если он предоставит информацию из реестра контрактов, свидетельствующую о его «добросовестности»

При этом, обратите внимание, что слово «добросовестность» в этой норме закона уже не используется (поэтому указываем его в кавычках). Однако требования к информации практически те же, что мы ранее разобрали в статье, но с тремя важными отличиями:

1) Правопреемство в предыдущих контрактах уже не учитывается (для сравнения см. п.2 Таблицы 1). Например, при слиянии юридических лиц, контракты которые были исполнены такими юридическими лицами до слияния, не могут учитываться в качестве подтверждения «добросовестности».

2) Установлены совершенно иные требования к цене предыдущих контрактов. Так, сумма цен трех предыдущих контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (в закупке «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ – не менее максимального значения цены контракта) (для сравнения см. п.8 Таблицы 1). При проведении совместных конкурсов или аукционов участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления информации об исполненных трех контрактов, сумма цен которых должна составлять не менее суммы НМЦК каждого заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (письма Минфина России от 13.08.2020 N 24-03-08/71272, от 03.09.2020 N 24-03-08/77364).

3) Информация о трех контрактах предоставляется участником закупки исключительно до заключения контракта в случаях, установленных Законом 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.

Если закупка проводится заказчиком на общих основаниях без специальных преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным организациям, то данная норма уже не действует, даже если победителем в закупке является субъект малого предпринимательства.

Подобрать ОКПД2

Ст 42 ФЗ 44 «Извещение об осуществлении закупки»

Главным нормативно-правовым документом, который регламентирует отношения, нацеленные на обеспечение общегосударственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товара, работ и оказанных услуг является Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в области закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Для того чтобы потенциальные производители могли узнать о проводимой сделке, все заказчики должны публиковать соответствующие извещения в единую информационную систему.

Алгоритм закупки через электронную площадку у единственного поставщика

Закупка через электронную площадку у единственного поставщика должна начинаться с подачи извещения. Его форма утверждена тем же Законом № 44-ФЗ. В частности, в нем должен быть представлен следующий перечень информации:

  • сведения о заказчике (полный перечень сведений прописан в п. п. 1-3, 5, 8-12 ст.42 Закона № 44-ФЗ.);
  • категория товаров, которую заказчик будет приобретать, полное его наименование, отдельные характеристики. Выбрать такой товар можно из утвержденного специального каталога товаров;
  • стартовую стоимость товара (в извещении указывается цена за единицу продукции с учетом дополнительных платежей и сборов, например, налоги, акциз, доставка и т.п.);
  • необходимый объем поставки;
  • ссылку и наименование электронной площадки;
  • желаемые сроки поставки и доставки товара;
  • требования к участникам сделки, в частности, единые обязательные критерии, которым должен соответствовать субъект.

Это базовый перечень информации, но заказчик имеет право включить в извещение дополнительные сведения на свое усмотрение. Главное – к такому извещению обязательно приложить обоснование цены и шаблон контракта, который компания планирует заключить с поставщиком.

После того, как данные документы будут готовы, то они подписываются и выкладываются в ЕИС. И с этого момента невозможно изменить сформированное ранее извещение. Это строго регламентировано п. п. 3 и 4 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Далее нужно получить заявки, которые соответствуют установленным в извещении критериям. Максимальное количество заявок, которые поступают заказчику, – не более 5 штук. Он может их отклонить или принять. Формирует их оператор площадки. Но особенность в том, что по каждой заявке должно быть принято обоснованное решение с пояснениями.

Кстати, такие заявки подбираются оператором интернет-площадки очень быстро – от одного часа до нескольких часов. В зависимости от загруженности. Но и у покупателя есть ограниченное время на рассмотрение заявки – не более одного рабочего дня, следующего за днем получения такого списка заявок.

По факту изучения всех заявок заказчик обязан сформировать протокол подведения итогов. Данный документ формируется через электронную площадку. Требования к его составлению указаны в п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Протокол подписывается усиленной квалифицированной ЭЦП и направляется оператору площадки, который его в дальнейшем и размещает на интернет-ресурсе.

Далее законодательство предоставляет возможность заключить контракт с тем заказчиком, который предоставил наименьшую стоимость товара (первый порядковый номер в протоколе). Если по каким-то причинам с данным поставщиком сделка не может быть оформлена, то контракт подписывается со «вторым» поставщиком и т.д.

После заключения контракта поставщик выполняет свои обязательства перед заказчиком. Сделка считается выполненной.

Классификатор ОКПД 2 с проверкой на постановления

С 2021 года для заказчиков установлен минимальный объем закупок российских товаров

Документы: постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 и . Дата вступления в силу — 01.01.2021.

Нововведения касаются заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. В том и в другом случае Правительством РФ установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров.

Рассмотрим изменения для каждого из специалистов подробнее.

  1. Для заказчиков по 44-ФЗ.

Для осуществления заказчиком в соответствии с 44-ФЗ минимальной доли закупок учитываются товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014).

Приложением к Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 предусмотрен перечень товаров, для каждой позиции которого определена минимальная доля российских товаров на 2021, 2022 и 2023 годы.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 предусмотрены особенности определения НМЦК для цели достижения минимальной доли закупок.

По итогам года заказчикам будет необходимо составить отчет об объеме закупок в соответствии с минимальной долей российских товаров, который формируется автоматически в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Так, отчет за 2021 год заказчики будут обязаны подготовить до 01.02.2022.

При этом до 1 апреля года, следующего за отчетным (до 01.04.2022), заказчик включает в отчет обоснование невозможности достижения им минимальной доли закупок (если по итогам отчетного года объем закупок российских товаров составляет менее размера минимальной доли закупок) и подписывает отчет усиленной квалифицированной электронной подписью. Размещение отчета осуществляется автоматически в течение одного часа с момента его подписания.

Оценивать исполнение заказчиком обязанности по достижению минимальной обязательной доли закупок российских товаров предстоит Минпромторгу России до 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014).

Обращаем ваше внимание на то, что Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 применяется в закупках, при осуществлении которых устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014). Механизм ограничения допуска иностранных товаров работает по правилу «третий лишний», которое заключается в отказе иностранным товарам при наличии двух российских товаров с разными производителями

Механизм ограничения допуска иностранных товаров работает по правилу «третий лишний», которое заключается в отказе иностранным товарам при наличии двух российских товаров с разными производителями.

Таким образом, ограничения допуска, в силу самого механизма их действия, не могут быть применены при закупках у единственного поставщика и, следовательно, на них не распространяются.

Суммируя изложенное, положения Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 распространяют свое действие только при осуществлении конкурентных закупок.

2. Для заказчиков по 223-ФЗ.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 товар российского происхождения должен быть включен:

— в реестр российской промышленной продукции;

— в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Приложением к Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 предусмотрен перечень российских товаров, в который всего вошел 251 товар (товары легкой и автомобильной промышленности, радиоэлектронная продукция, медицинское оборудование и др.).

Для каждой позиции перечня определена минимальная доля в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Например, меньше всего заказчики будут осуществлять закупку частей и комплектующих коммуникационного оборудования (0% на 2021 год, 1% на 2022 год и 1% с 2023 года). В основном минимальная доля закупок высока и варьируется в пределах 50–90%.

Документация

Извещение об аукционе

Извещение о проведении аукциона публикуется в ЕИС и в любых средствах массовой информации в такие сроки:

  • если цена контракта меньше 3 млн рублей — не менее чем за 7 дней до окончания срока приема заявок;
  • если цена контракта более 3 млн рублей — не менее чем за 15 дней.

В извещение включается информация, обязательная для всех закупок:

  1. Реквизиты заказчика — название, адрес, контактные данные, ФИО ответственного за закупку лица.
  2. Условия контракта — описание закупки в соответствии со статьей 33, сведения о количестве закупаемых товаров или объеме работ, услуг, а также месте их выполнения.
  3. Срок исполнения контракта.
  4. НМЦК и источник финансирования.
  5. Идентификационный код.
  6. Ограничение или преференции для отдельных групп участников. Например, проведение информация о том, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства.
  7. Способ определения поставщика.
  8. Информация о подаче заявок.
  9. Сведения о размере и порядке предоставления обеспечения заявки.
  10. Сведения об обеспечении контракта — размер, порядок представления, информация о банковском или казначейском сопровождении.

Помимо этого, в извещение включается информация о конкретной процедуре: адрес ЭТП, даты окончания приема заявок и проведения аукциона, размер обеспечения заявки, требования к участнику — общие и дополнительные, условия и запреты для реализации национального режима (если установлены).

Аукционная документация

В документах об аукционе в целом повторяется вся информация, которая содержится в извещении. Кроме этого, аукционная документация содержит такие сведения:

  1. Полное описание объекта закупки, условия госконтракта, а также обоснование цены.
  2. Требования к содержанию заявки, включая инструкцию по заполнению.
  3. Порядок расчетов, включая вопросы применение курса иностранной валюты.
  4. Сведения о контрактной службе заказчика, контрактном управляющем либо лице, которое ответственно за этот аукцион.
  5. Информация об изменении условий контракта.
  6. Срок подписания контракта.
  7. Условия, при которых победитель будет признан уклонившимся от.
  8. Период, в которой участники могут послать запрос на разъяснение положений документации.
  9. Информация об одностороннем расторжении контракта.
  10. Проект контракта.

Запрос на разъяснение

Если у поставщика возникают вопросы по поводу отдельных положений документации, он может запросить разъяснения. Эта возможность работает для любого аккредитованного участника. Каждый из них может подать 3 запроса в рамках одной процедуры. Для этого установлены такие сроки:

  1. Запрос направляется не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.
  2. ЭТП передает его заказчику в течение 1 часа.
  3. Заказчик размещает свои разъяснения в течение 2 дней. При этом информация об участнике, подавшем запрос, не публикуется.

Изменения в документации

В результате разъяснения закупочная документация может быть изменена. Кроме того, заказчик может сделать это и по своему усмотрению. Правила таковы:

  1. Изменить документацию можно не позже, чем за 2 дня до конца приема заявок.
  2. Изменение публикуется в течение 1 дня после принятия такого решения.
  3. Срок принятия заявок продлевается таким образом, чтобы до его окончания оставалось 7 или 15 дней в зависимости от цены контракта.
  4. Разъяснение должны уточнять или вносить дополнения в документацию, но не менять ее суть.
  5. Запрещено менять объект закупки, увеличивать обеспечение контракта.

Заявка на участие в электронном аукционе

Заявка на участие в ЭА состоит из 2-х частей (ч. 2 ст. 66 44-ФЗ). Первую часть принято называть «Форма 2», на ее оформление влияет предмет контракта, а также тот факт, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные персональные критерии.

К структуре первой части заявки установлены требования в соответствии с положениями ч. 3, 3.1, 4 ст. 66 44-ФЗ.

Содержание первой части заявки (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ):

1) согласие участника на исполнение обязательств на утвержденных условиях и не подлежащих изменению после проведения электронного аукциона. Данное согласие дается на ЭТП путем выставления «галочки» в соответствующем окне, поэтому отдельно готовить документ с согласием не нужно;

2) при закупке товара, а также товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг):

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные характеристики товара, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация вносится в заявку, если в аукционной документации отсутствует указание на ТЗн или ТЗн отличается от указанного заказчиком.

Важно самым внимательным образом оформлять первую часть заявки. Она является своеобразным инструментом, которым пользуются недобросовестные заказчики, чтобы продвинуть на исполнение контракта «своего» исполнителя

Отнеситесь серьезно к этому моменту, не допускайте ошибок и не давайте таким заказчикам оснований для отклонения вашей заявки.

В ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки должна содержать только согласие на выполнение контракта, если в закупочную документацию включена проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.  Такое согласие дается с помощью функционала электронной площадки.

Содержание второй части заявки:

1) ФИО, адрес, контакты, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН) участника, учредителей, членов исполнительного органа;

2) соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, указанным в п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларация подается на ЭТП, однако лучше подготовить отдельный файл с декларацией и включить его во вторую часть заявки;

3) копии документов о соответствии ТРУ требованиям законодательства РФ (если эти требования прописаны в аукционной документации).

Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо копия);

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ согласно ст. 28 и 29 44-ФЗ (если участник заявляет о получении таких преимуществ), или копии данных документов (Примечание: преимущества для учреждений и организаций уголовно-исполнительной сферы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные нормами закона, принятыми согласно ст. 14 44-ФЗ, в случае закупки ТРУ, на которые действуют данные нормативы, или копии таких документов.  (Примечание: если участник не подает эти документы, то заявка считается заявкой, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными поставщиками);

7) декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничения согласно ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: декларация подается на ЭТП. Однако, лучше подготовить отдельный файл с ней и подать его вместе со второй частью заявки).

Когда оператор ЭТП может вернуть заявку:

1) заявка нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ (документы не подписаны электронной подписью);

2) один кандидат направил более одной заявки на участие, не отозвав предыдущие заявки;

3) заявка от участника поступила после истечения срока подачи заявок;

4) заявка нарушает нормы ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (до конца регистрации участника в ЕИС остается менее 3-х месяцев);

5) участник, ответственные или уполномоченные лица числятся в РНП;

6) в реестре участников закупок отсутствуют электронные документы (или их копии), утвержденные Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. согласно ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствие таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ.

Скачать

Сроки определяются формой проведения закупки, а именно в следующих ситуациях:

  • при публикации запроса котировок учредитель закупки, первоначальная стоимость которой не превосходит 250 тысяч рублей, должен разместить извещение не позднее 4 рабочих дней до финального срока предоставления заявлений. Если первоначальная стоимость превышает указанную сумму, извещение должно быть предоставлено в ЕИС в течение 7 дней;
  • при осуществлении электронного аукциона при стартовой цене менее 3 миллионов рублей, извещение размещается не менее чем за неделю до даты окончания предоставления заявок. Если НМЦК более 3 миллионов рублей, то в данном случае извещение отправляется в ЕИС минимум за 15 дней;
  • в соответствии с законом 44, если проводится открытый конкурс, уведомление публикуется не позднее 20 дней до даты окончания предоставления заявок;
  • принципы организации запроса предложений должны быть рассмотрены в течение 5 дней;
  • при закупке у единственного производителя, соответствующий документ предоставляется за 5 дней до дня подписания соглашения.

Согласно Федеральному закону номер 44, за нарушение сроков размещения извещения о закупках, потребителю грозит административное взыскание. Санкции в установленном размере накладываются как на государственного служащего, ответственного за размещение сведений в сети интернет, так и на юридическое лицо.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector