Вопрос

Пояснения

Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц. По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности. Между тем, по смыслу конституционных положений, неприкосновенность парламентария не означает, что привлечь депутата к административной ответственности или вменить ему наказание по УК нельзя совсем. Для наложения соответствующих санкций должен быть доказан факт совершения нарушения не при исполнении своих обязанностей. Расширительное толкование неприкосновенности привело бы к искажению публично-правовой природы иммунитета и трансформацию его в индивидуальную привилегию. Соответственно, это означало бы, с одной стороны, исключение из Конституции принципа равенства всех субъектов перед законом, а с другой – ущемление прав потерпевших вследствие злоупотребления властными полномочиями. В этой связи, хотя и с оговорками, допускается проведение судопроизводства на этапе предварительного следствия или дознания либо производства по административному нарушению до вынесения решения о передаче собранных по делу материалов в суд на основании положений УК, УПК, КоАП без получения согласия нижней палаты.

История Госдумы

Старинное слово «дума» использовали на Руси еще в Средневековье. Например, при царях существовала совещательная Боярская дума.

В ходе Революции 1905-07 годов царь Николай II согласился создать в Российской империи парламент. Государственная дума Российской империи существовала с 1906 по 1917 год, ее упразднили после Февральской революции.

При советской власти думы не существовало. На момент распада СССР в 1991 году роль парламента в России выполнял Верховный Совет РСФСР. После конфликта между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1993 года была принята новая Конституция и одновременно избраны депутаты Государственной думы.

Госдума работает в Москве в здании по адресу: Охотный Ряд, дом 1. Ранее оно принадлежало Совету труда и обороны СССР, Совету министров СССР, Госплану СССР.

Мандат депутата

Статус депутата Российской Федерации предусматривает наличие определенного документа, который подтверждает наличие у него конкретного комплекса прав, обязанностей и гарантий. Кроме этого, в нем определяется принадлежность к какой-либо фракции.

Понятие депутатского мандата четко представлено в содержании Закона «О статусе депутата». В нем говорится, что мандат представляет собой документ официального характера, который предоставляется для удостоверения наличия определенного комплекса обязанностей и прав. Несмотря на официальное пояснение, этот термин имеет еще два варианта толкования.

В первом из них мандат представляется не в виде удостоверения, а как некая совокупность определенных законом обязанностей и прав, а также некоторых привилегий и всех остальных элементов, которые являются составляющими статуса депутата.

Что касается второго толкования, то оно представляет мандат как некую форму особенных взаимоотношений, которые возникают между избирателями и самим депутатом. В их основе лежит определенная природа, свойственная традиционной деятельности депутата.

Современная политическая система предусматривает наличие двух видов мандатов. Первый из них именуется свободным. Таковым могут обладать исключительно члены Госдумы. Статус такого мандата предполагает, что его владелец является представителем всего российского народа. Однако в своей деятельности такое лицо не может быть зависимым от наказов населения страны, а также оно не может быть снято с должности по воле народа, даже в том случае, если не оправдывает ожиданий.

Что касается второго типа мандата, то его наличие предполагает статус местного депутата. Его обладателями могут стать исключительно представители тех органов, которые представляют собой образования в муниципалитетах. Обладатель такого правового статуса полностью отвечает перед своими избирателями за каждый этап своей работы.

Обязательные условия

Отзыв депутата осуществляется по определенному порядку. В первую очередь должна поступить соответствующая инициатива от населения. На ее основании организуется референдум. Обязательным условием является формирование инициативной группы. Она направляет в орган, уполномоченный уставом МО, региональным или федеральным законом, подписи граждан, поддерживающих процедуру. За отзыв депутата должно проголосовать не меньше половины избирателей, которые зарегистрированы в МО. Другими словами, применяются правила мажоритарной системы. Для голосования за отзыв устанавливается фактически порог явки. Добиться на практике соблюдения всех условий будет весьма проблематично. Как отмечают юристы, такие требования фактически исключают отзыв депутата, понесшего административную ответственность.

Санкции за публичные высказывания

За позицию, мнение, выраженные при голосовании, прочие действия, умаляющие честь и достоинство граждан и юрлиц, законодательством предусмотрена административная ответственность. Депутатов это правило не касается до тех пор, пока они не будут лишены неприкосновенности. Аналогичное предписание действует и в случае, когда парламентарии допустили клевету в публичном выступлении либо другие нарушения, санкции за которые устанавливает УК. Только после лишения должностного лица неприкосновенности может наступить уголовная ответственность. Депутата нельзя допрашивать до того момента, как не будет получено согласие высшего представительного органа. При этом парламентарий вправе выразить отказ от дачи показаний по делу о фактах, которые ему стали известны в связи с исполнением своих полномочий. Следует особо подчеркнуть, что указанные правила действуют только при наличии неприкосновенности.

Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Прекращаются полномочия члена Совета Федерации по должности со дня прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении). Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта РФ нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»:

  1.  письменного заявления о сложении своих полномочий;
  2. избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, поступления на государственную или муниципальную службу;
  3. участия в деятельности по управлению коммерческой организацией, осуществления предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  4. вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  5. открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми;
  6. непредставления или несвоевременного представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  7. утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
  8. вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
  9. вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании их недееспособными;
  10. признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  11. смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

  • роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями (трехкратное отклонение кандидатуры Председателя Правительства) и 117 (повторное недоверие Правительству) Конституции Российской Федерации;
  • выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
  • несоблюдения требования части второй, шестой или седьмой статьи 7.1  Федерального закона (принадлежность к определенным партии и фракции).

Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы

  1. по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона, или
  2. по инициативе комитета, членом которого он является,

Порядок вменения наказания за преступление

Как указывает 447-я статья УПК, ответственность депутата представительной структуры территориальной власти наступает в особом порядке. Решение о начале производства принимается начальником СК России по соответствующему региону. По ст. 40 ФЗ №131, не предусмотрена ответственность депутата за высказанную позицию, мнение, выраженное при голосовании, а также за иные действия, соответствующие его статусу. Это правило действует и после окончания срока его полномочий. Однако оно не распространяется на случаи, когда лицо допустило публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, за которые устанавливается наказание по федеральному законодательству. Если по окончании уголовного судопроизводства в отношении депутата будет принят обвинительный приговор, то, согласно пункту 5 10-й части 40-й статьи ФЗ №131, процедура отзыва мандата не может применяться. Объясняется это тем, что полномочия лица прекращаются в таком случае досрочно. При этом не имеет значения, когда именно было совершено преступление – непосредственно при выполнении своих обязанностей или в случае, когда субъект действовал как физлицо. Последствия и в той, и в другой ситуации будут одинаковыми.

Санкции по КоАП

В качестве правонарушения, согласно Кодексу, выступает виновное, противоправное бездействие/действие юрлица или гражданина, за которое предусматривается административная ответственность. Между тем член представительного территориального органа власти не может единолично являться юридическим лицом. Им считается непосредственно та структура, в которой он состоит в статусе депутата. Соответственно, санкции по КоАП могут ему вменяться только как физлицу, выступающему в статусе народного избранника. Вместе с этим в Кодексе предусматривается ответственность специального субъекта – должностного лица. Санкции могут вменяться, если оно ненадлежащим образом выполняло или не исполняло вообще свои служебные обязанности. Под должностным лицом следует в данном случае понимать гражданина, временно либо по специальному полномочию осуществляющего функции представителя органа власти. Другими словами, этот субъект наделяется распорядительными правомочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебном подчинении. К этой же категории следует относить граждан, реализующих функции организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера в госорганах, структурах территориальной власти, муниципальных и госорганизациях. Учитывая все эти признаки, можно сделать справедливый вывод о том, что депутат, являющийся исключительно народным избранником, должностным лицом являться не может. Соответственно, ему не могут вменяться санкции, предусмотренные для служащих. Административная ответственность народного избранника предусматривается в КоАП только двумя статьями – 5.50 и 5.17. В последнем случае санкции могут вменяться за непредставление в установленный срок отчета, информации об источниках и размере финансовых средств, отчисленных в избирательный фонд, о расходах на предвыборную кампанию, неполное предоставление этих данных. Наказание предусматривается и за сообщение недостоверных сведений. По ст. 5.50 наступает ответственность за невозврат в установленный законодательством срок пожертвований или их части, перечисленных в избирательный фонд, если были нарушены нормы о выборах, неотчисление в соответствующий бюджет средств, внесенных лицами анонимно.

Общее понятие

Статус депутата — это определенный комплекс правовых особенностей, включающих в себя не только привилегии, но и некоторые ограничения. В Российской Федерации понятие «депутат» и основные особенности его статуса закрепляют основные нормативные акты. К числу таковых относятся, прежде всего, Конституция РФ, ФЗ «О статусе депутата», «О выборе депутатов в Госдуму ФС РФ», а также акты в официальном Регламенте Госдумы.

В структуру рассматриваемого статуса входят не только упомянутые выше элементы, но еще и некоторые цели, а также задачи, которые должно исполнять лицо, имеющее депутатский мандат

Отдельное внимание уделяется функциям депутата, а также ответственности, которую он обязан понести за их неисполнение

Социальное и материальное обеспечение

Как уже указывалось выше, к числу основных гарантий, составляющих статус депутата Федерального Собрания и иных представительных органов, относится обеспечение социального и материального характера. Все особенности его предоставления, а также допустимые объемы регламентированы ФЗ № 3 от 08.05.1994 г. В его положениях говорится о том, что все лица, являющиеся депутатами, подлежат обязательному страхованию на тот случай, если настанет момент его смерти или будут нанесены телесные повреждения.

Подобный вид гарантии предоставляется за счет средств федерального бюджета. Что касается размера страхования, то он должен быть равен размеру его годовой заработной платы. В том случае, если депутату наносится физическое повреждение, то он должен получить обязательную материальную компенсацию в размере, представляющем разницу между суммой его заработной платы за месяц и размером установленной пенсии, в расчет которой не должны быть включены выплаты по государственному страхованию.

Отдельное внимание также следует уделить особенностям медицинского и бытового обеспечения депутата. В него включается возможность бесплатного санаторно-курортного лечения, а также безвозмездное пребывание в медицинских учреждениях — все расходы, связанные с оздоровлением и лечением депутата возлагаются на федеральный бюджет

В том случае, если депутат имеет более пяти лет трудового стажа по рассматриваемому виду деятельности, то ему предоставляется пенсионная надбавка, которая учитывается как в случае назначения пенсионного обеспечения по старости, так и по инвалидности. После назначения материальной выплаты ее сумма может регулярно пересчитываться, но только в том случае, если лицо продолжает ведение своей трудовой деятельности после выхода на пенсию. Установление доплаты и произведение перерасчета могут быть осуществлены только в случае подачи письменного заявления.

Статус депутата Думы и Совета Федераций предполагает выдачу служебного помещения для осуществления своей деятельности. Кабинет предоставляется в здании той палаты Федерального Собрания, к которой он относится. К предоставленному помещению выдвигаются некоторые требования. В частности, они заключаются в наличии в нем организационной техники, мебели и средств связи.

Более того, указанные обладатели мандатов имеют право на предоставление им жилого помещения в столице, пребывающее в надлежащем состоянии. В требованиях указано, что в нем должно быть все то, что необходимо для комфортабельного проживания. До того момента, пока жилье не будет предоставлено, депутат имеет право разместиться в гостиничном номере, оплата за проживание в котором будет производиться за счет федерального бюджета. После того как лицом будут сложены его депутатские полномочия, оно обязано освободить занимаемое ранее жилое помещение.

Статус депутата Совета Федераций и Госдумы предполагает необходимость предоставления группе лиц, обладающим им, возможностей на первоочередное использование средств связи, а также почтовых услуг. Во всех видах транспортных средств депутат имеет право на бесплатный проезд, для чего ему выдается специальное удостоверение. Если посадка на транспорт осуществляется по талонам с указанием номера места, то в таком случае представитель власти должен бесплатно и вне очереди приобрести для себя билет, предъявив свое удостоверение.

В любом населенном пункте России депутаты Госдумы и Совета Федераций имеют право на внеочередное поселение в гостиницах города. Оплата проживания осуществляется за счет федерального бюджета. Что касается основных требований к номерам, то он обязательно должен быть отдельным, а также оснащен стационарным телефоном. Сопровождающие депутата лица также имеют право на внеочередное размещение в том же номере.

Описание ФЗ «О статусе депутата Государственной Думы и Совета Федерации»

Настоящий ФЗ-3 перечисляет обязанности, права и ответственность участника Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Если они осуществляют выданные им полномочия, члены власти должны придерживаться условиям предоставления социальных и правовых гарантий. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят 8 мая 1994 года. 7 июня 2017 года при последней редакции были внесены изменения. Содержит 4 главы и 45 статей.

Краткое содержание Федерального закона №3:

  • Глава 1 — описывает общие положения о статусе уполномоченного лица;
  • Глава 2 — перечисляет гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации;
  • Глава 3 — предусматривает ответственность в случае нарушения действующего Федерального закона;
  • Глава 4 — Описывает заключительные положения статуса.

Скачать ФЗ «О статусе члена Совета»

Член Совета Федерации — представитель, отправленный от субъекта РФ. Уполномочен осуществлять законодательные и другие полномочия действующего статуса. Они прописываются в Конституции РФ и в настоящем Федеральном законе.

Депутат Государственной Думы — представитель народа, который был избран в соответствии с федеральным законом «О выборах в Государственную Думу». Если человек наделен гражданством иностранного государства, видом на жительство или другим документом, по действующему статусу он не может стать участником Думы.

Сроки давности

Они предусмотрены ст. 4.5 КоАП. Постановление по рассмотренному административному делу не может приниматься по истечении 3 мес. с момента совершения проступка. Как указывается в п. 1.1 части ст. 24.5, производство не может быть возбуждено, а начатое должно быть завершено, если давностные сроки, установленные статьей 4.5, истекли. Вместе с тем лицо, которому была вменена санкция, считается подвергнутым наказанию в течение года с момента его назначения. Таким образом, в отношении депутата может быть инициирована процедура отзыва на протяжении чуть больше года с даты совершения проступка.

Гарантии деятельности

Рассматривая все тонкости и особенности правового статуса депутатов, следует определить то, что в его структуру входит и комплекс гарантий, которые устанавливаются для лица на весь период осуществления им своей деятельности. Благодаря этим гарантиям депутаты имеют возможность исполнять все свои законные действия без возможности создания каких-либо препятствий со стороны. В современной практике можно выделить две основные гарантии такого типа: депутатский индемнитет и иммунитет.

Что касается депутатского иммунитета, то данное понятие предусматривает определенную совокупность привилегий и преимуществ правового характера, которые позволяют обладателю мандата действовать без каких-либо препятствий, но в рамках своих законных прав.

Индемнитет — это некий комплекс гарантий правового характера, который сочетает в себе социальные гарантии. Именно этот комплекс направлен на обеспечение независимости рассматриваемой группы лиц. Индемнитет является частью своеобразного вознаграждения за труд, он способствует тому, что депутат утверждается как личность.

К основным гарантиям деятельности депутатов относится также социальное и материальное обеспечение.

Заключение

Как следует из вышесказанного, привлечь депутата весьма проблематично, а в большинстве случаев невозможно. Специалисты, анализирующие законодательство, приходят к выводу о несовершенстве мер пресечения нарушений, допущенных этими лицами. По мнению ряда авторов, именно пробелы в нормах обуславливают распространение коррупции и прочих противоправных действий. В связи с этим предлагается пересмотреть комплекс мер ответственности для представителей законодательной власти, упростить процедуру привлечения их к ответственности. Особенно это касается народных избранников, работающих в муниципалитетах. Существующий сегодня порядок, как считают некоторые эксперты, не позволяет в полной мере реализовать самостоятельность населения в сфере управления делами МО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector