Этика и деонтология в работе медицинской сестры. медбиоэтика
Содержание:
- Доктор и пациент
- Чем отличаются медицинская психология, этика и деонтология
- Этика и деонтология в медицине в отношении врачей и пациентов
- Зачем необходима врачебная этика
- Этикет врача
- Моральные и профессиональные качества медсестры
- Особенности медицинской этики и деонтологии во взаимоотношениях медработников
- литература
- Школы и история развития врачебной этики
- Направления медицинской деонтологии
- Клятва Гиппократа
- Вопрос о больных в терминальном состоянии
- Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса
- Заключение
Доктор и пациент
Медицинская этика гласит, что врачу следует быть высокообразованным специалистом, а деонтология помогает видеть в больном человека и уважать его права. Ведь он дает свою, особую присягу, «Клятву Гиппократа». Профессия доктор объединяет в себе гуманизм, гражданский долг, профессиональные знания и высокую нравственность.
При взаимодействии с подопечными важен внешний вид врачей, а также их манеры. Яркие прически или украшения, кричащий гардероб могут доставить неудобство людям, проходящим лечение или коллегам. Доктор должен оставаться спокойным даже если больной или его родственники ведут себя неадекватно – таковы требования этики.
Если врач чувствует антипатию к пациенту, ему не следует высказывать ее ни в словах, ни в жестах. Это ни в коем случае не должно отразиться на лечении, все личные неприязни остаются за пределами больницы.
Сострадание к больному человеку, основывается на научных знаниях, а не на простом общечеловеческом гуманизме. Современный врач обязательно информирует больного о тяжести его заболевания.
Традиционные правила взаимодействия доктора и пациента могут измениться со временем под влиянием новых этических принципов, но их суть, то самое «не навреди», сохраняется всегда.
Чем отличаются медицинская психология, этика и деонтология
Схожими с деонтологией понятиями считаются медицинская психология и медицинская этика. Однако, необходимо понимать, что несмотря на наличие множества сходных черт и особенностей — это все же различные определения, регламентирующие разные сферы медицинской и врачебной деятельности. Именно поэтому часто эти направления науки даже разделяются в качестве учебных дисциплин в медицинских университетах. Стоит рассмотреть особенности и нюансы, отличающие медицинскую психологию, деонтологию и этику:
- Деонтология, как уже было описано ранее — это в первую очередь наука о практическом применении принципов медицинской и врачебной этики непосредственно при ведении своей профессиональной деятельности медицинскими работниками. Она сосредотачивается на создании детализированных и точных инструкций, при помощи которых и исполняются задачи, установленные в рамках медицинской и врачебной этики.
- Медицинская этика — это общий свод моральных и нравственных ориентиров, принятых и установленных для врачей в определенном обществе. При этом следует также отличать глобальную медицинскую этику, рассматривающую здравоохранение в мире в целом, и врачебную этику — которая сосредотачивается на рассмотрении аспектов в первую очередь этичного поведения отдельных медицинских работников при ведении взаимоотношений.
- Медицинская психология является разделом науки, который изучает различные аспекты психологических взаимоотношений медработников друг с другом, с пациентами и иными представителями общества, а также в целом рассматривает специфическую проблематику, с которой приходится сталкиваться медицинским работникам. Множество принципов медицинской психологии находят практическое отражение в деонтологии.
Как можно понять из вышеприведенного описания — все эти понятия являются взаимосвязанными друг с другом. Медицинская этика не могла бы быть реализована без деонтологии, точно так же, как деонтология не имела бы прямых моральных и нравственных ориентиров за отсутствием определенной этики. А без применения достижений и исследований в рамках медицинской психологии, практическое применение деонтологии также было бы осложнено или даже вовсе невозможно.
Этика и деонтология в медицине в отношении врачей и пациентов
как уже было упомянуто ранее, многие аспекты практического применения деонтологии во врачебной практике при взаимодействии с пациентами рассматриваются с точки зрения медицинской психологии. Первичная задача каждого врача — установить доверительный контакт с пациентом. Для этого врачу необходимо соблюдать ряд рекомендаций:
- Вежливость. Врач всегда должен быть вежлив со своим пациентом, независимо от его состояния или иных факторов поведения.
- Понятный язык. Врачу не следует употреблять в своей лексике жаргонизмы и в целом объясняться непонятными для пациента терминами и словами. Допускается применение непрофессиональной терминологии для лучшего донесения информации до пациента.
- Информирование. Врач должен наиболее полно проконсультировать больного о его заболевании, методах диагностики, принципах лечения и возможных последствиях, при этом не пугая больного и объясняя все непонятные вопросы.
- Получение согласия. На любые действия с больным врач должен получить согласие, причем оно должно быть информированным — если пациент находится в сознании и не в критическом состоянии, он должен иметь право отказаться от лечения или определенных процедур, получить объяснения последствий такового отказа и знать о своем праве отказа.
- Сохранение врачебной тайны. Врач должен хранить врачебную тайну и не разглашать сведения, полученные от пациента. Исключение составляют лишь данные, которые врач по закону должен сообщить правоохранительным органам или третьим лицам во избежание причинения кому-либо вреда.
- Профессионализм. Врач должен профессионально оценивать каждого пациента и свои собственные возможности, и перспективы по лечению, не боясь направить больного к иному специалисту или воспользоваться помощью и поддержкой своих коллег для рассмотрения сложной ситуации.
- Уважение к больному. Особо важным в сфере деонтологии считается уважение к безнадежно больным лицам, и в этом контексте врач не обязан сообщать точный диагноз и последствия, которые ждут больного в скором времени. Но окончательное моральное решение в этой сложной ситуации остается за врачом.
В рамках коммуникации с пациентом врач должен полностью соблюдать базовые принципы врачебной этики — не причинять ему вреда, не разглашать врачебную тайну, стремиться творить добро, быть справедливым и непредвзятым.
Зачем необходима врачебная этика
Сама по себе профессиональная этика врачей призвана решать как практические задачи, так и моральные и нравственные вопросы, с которыми могут столкнуться медицинские работники и простые люди, обращающиеся за медицинской помощью. Поэтому основные задачи и цели профессиональной врачебной этики стоит рассмотреть как можно более внимательно. Несмотря на то, что конкретные цели могут отличаться в зависимости от страны, территории, культуры, религии и профессиональной специализации врача, в общем случае врачебная этика призвана решать следующие задачи:
- Установление ограничений и особой ответственности врачей. Врачебная этика стремится установить максимально допустимые границы дозволенных действий для врачей, чтобы предотвратить возможные негативные последствия их деятельности для общества и пациентов. При этом она также рассматривает особый статус врача и соответствующую ему дополнительную ответственность, которая налагается на каждого медицинского работника.
- Определение личностных качеств, необходимых для медицинского работника. Любой медицинский работник обязан с точки зрения врачебной этики, обладать как рядом профессиональных навыков, так и определенными личностными качествами, которые следует развивать, культивировать и поощрять в рамках ведения профессиональной деятельности.
- Установление понятий врачебного долга. Само понятие врачебного долга является одним из базовых в рамках врачебной этики и регулирует принципы оказания медицинской помощи и обеспечения свободного доступа к ней у нуждающихся людей.
- Разрешение наиболее распространенных моральных конфликтов. Деятельность врача так или иначе часто может быть связана с различными неоднозначными моральными и этическими конфликтами. Например — необходимость причинения вреда пациенту для спасения его жизни или здоровья. Есть и более сложные вопросы и дилеммы, которые приходится разрешать врачам в экстренных ситуациях, и они также рассматриваются в рамках врачебной этики.
- Обеспечение развития врачебного сообщества и медицинской науки. В рамках профессиональной этики врачей рассматриваются в том числе и вопросы, связанные напрямую с развитием медицинской науки и с взаимодействием медицинских работников друг с другом, что обеспечивает эффективное развитие медицины в целом и структурирует врачебное сообщество в частности.
- Фиксация гарантий равенства, свободы и справедливости. Врачебная этика призвана обеспечить равенство между всеми пациентами, непредвзятость врача при назначении лечения и необходимости совершения выбора, и свободу человека при необходимости проведения каких-либо медицинских манипуляций.
- Поиск оптимальных методов сохранения психического и физического здоровья врачей и пациентов. Значительная часть аспектов врачебной этики посвящена необходимости сохранения психики врачей, как группы риска — медицинским работникам часто приходится находиться в травмирующих ситуациях и методы борьбы с возможными травмами рассматриваются в том числе и с этической и моральной точки зрения. Кроме этого, рассматривает профессиональная этика врача и вопросы его взаимодействия с пациентами в целях обеспечения блага последним.
- Создание позитивного образа врача и медработника в общественном сознании. Еще одной из задач врачебной этики является создание доброго образа врача в общественном сознании, поддержание высокого статуса медицинского работника в обществе, обеспечение уважения и почета профессиям, связанным с медициной.
В каждом специализированном направлении медицины врачебная этика может также решать и дополнительные задачи. Кроме этого, в различных традиционных сообществах с отдельными особенностями культуры и религии, врачебная этика также тщательно исследует механизмы взаимодействия врачей с пациентами таким образом, чтобы они не противоречили нормам и принципам нравственности и общественной морали в таковом обществе.
Этикет врача
Медицинская деонтология, или этикет врача, является учением о морально-нравственной стороне медицинского работника. Она включает в себя:
- внешний вид;
- отношения к пациентам;
- профессиональное поведение в обществе;
- взаимоотношения с коллегами.
Опрятность внешнего вида, соблюдение норм этикета и умение пользоваться полученными знаниями создает впечатление о докторе, как о квалифицированном специалисте.
Внешний вид
Внешность медицинского работника состоит из простой атрибутики: аккуратный белоснежный халат, приемлемая обувь, уверенность в движении и общении, здоровье, грамотно поставленная речь, собранность в экстренных ситуациях, вежливость.
Врач и пациент
Отношение медицинского работника к больному тесно связано со здоровьем пациента. Он не должен подвергать больного риску, обязательно учитывать его мнение при выборе лечащего врача. Корректно предоставлять информацию о здоровье больного и принципах лечения. Отказать в помощи пациенту врач имеет право в случае, если он сам не уверен в своей компетентности и профессионализме. При этом он должен предоставить специалиста, который сможет оказать полную квалифицированную помощь.
Поведение в обществе
Среди важнейших требований, предъявляемых обществом к врачу выделяются добросовестное отношение, отсутствие корысти и предрассудков, бесплатная и безотказная помощь незащищенному слою населения и коллективу. Медик должен быть гуманным, брать всю ответственность за принятие им решений перед всем обществом, в том числе и перед собой.
Медицинский работник — образец здорового образа жизни для больных, квалифицированный специалист перед коллективом. Всё противоречащее этим принципам бросит тень на его профессиональность.
Взаимоотношения с коллегами
Следуя «Клятве Гиппократа» врач должен с уважением относиться к преподавателям и коллективу. Врачебный этикет не подразумевает ставить под вопрос о компетентности другого врача, а все медицинские дискуссии должны сводиться к поиску коллегиальных и компромиссных решений. Несомненно, врач имеет право делиться опытом со студентами, практикующими молодыми врачами.
Моральные и профессиональные качества медсестры
Роль
медсестры в лечении пациента, особенно в больнице, трудно переоценить. Выдача
рецептов, уход за тяжелобольными людьми, проведение множества манипуляций,
некоторые из которых достаточно сложные — все это является прямой обязанностью
медперсонала. Медсестра также занимается осмотром пациента, подготовкой его к
различным хирургическим операциям, работой в операционной в качестве
анестезиолога или медсестры-операционистки и наблюдением за пациентом в
отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие
требования не только к знаниям и практическим навыкам медсестры, но и к ее
моральному облику, умению вести себя в коллективе при общении с пациентами и их
родственниками.
В
любое время и при любых обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается
за помощью к медицинскому работнику из-за порой очень серьезной катастрофы,
которая может привести к потере здоровья, инвалидности, а порой и к опасным для
жизни ситуациям. Только с полным сочувствием и пониманием ситуации пациента
может быть установлен реальный контакт между пациентом и медицинским
персоналом, который так необходим для успешного лечения. Пациент нуждается в
чуткости, моральной поддержке и тепле не меньше, а то и больше, чем в
лекарствах. Не случайно в недавнем прошлом сестер милосердия называли
«Сестрами милосердия»: Это отражало не только профессиональную, но и
моральную сторону их работы. Равнодушным, неуравновешенным людям, не способным
сочувствовать страдающему человеку, нельзя разрешать работать в медицинских
учреждениях. В общении с пациентом, в манипуляциях, которые часто бывают
неприятными и болезненными, медсестра должна отвлекать пациента от тяжелых
мыслей, вдохновлять его на то, чтобы быть энергичным и верить в выздоровление.
Пациенты
часто спрашивают у медсестер диагноз и прогноз. Ни при каких обстоятельствах
пациенты не должны быть информированы о наличии неизлечимого заболевания,
особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда необходимо
выражать твердую веру в благоприятный исход. Вся информация, предоставляемая
медсестрой пациенту, должна быть согласована с врачом.
Отношения «медсестра — врач»:
- Грубость и неуважение в общении неприемлемы;
- Проводить медицинские приемы своевременно, четко и профессионально;
- Немедленно проинформируйте врача о любых внезапных изменениях в состоянии пациента;
- Если у вас есть сомнения по поводу тактичного исполнения предписаний врача, в отсутствие пациента следует обсудить все нюансы с врачом.
Отношения между медсестрами и медперсоналом:
- Грубое и неуважительное обращение с коллегами недопустимо;
- Комментарии должны быть сделаны с чуткостью и в отсутствие пациента;
- Опытные медсестры должны делиться своим опытом с молодыми людьми;
- В сложных ситуациях они должны помогать друг другу.
Отношения «медсестра — младшая медсестра»:
- Уважение друг к другу;
- Контролируйте медперсонал тактично и незаметно;
- Грубость, знакомство, высокомерие неприемлемы;
- Недопустимо делать комментарии в присутствии больных людей и посетителей.
Особенности медицинской этики и деонтологии во взаимоотношениях медработников
Крайне интересной является деонтология в том числе и в контексте взаимоотношения между различными категориями медицинских работников. Особые принципы деонтологии во взаимоотношениях между медработниками призваны сохранить вежливые, профессиональные и доверительные отношения в коллективе, обеспечивая при этом четкую иерархию больничной структуры и сохранение врачебного авторитета в глазах пациентов.
Поэтому любые конфликтные ситуации и споры между врачами как специалистами из числа высшего медицинского персонала не должны происходить на глазах у пациентов. Спорные ситуации должны рассматриваться коллегиально и со взаимным уважением друг к другу. Врач не должен обвинять другого врача в совершении врачебной ошибки, однако обязан указать на неточность в действиях и решениях коллеги, если таковые были замечены. При этом критика должна быть направлена не на личность другого врача, а на конкретные решения, принятые им и быть конструктивной, а не деструктивной.
Во взаимоотношениях со средним медицинским персоналом — медсестрами и фельдшерами врач должен осознавать свой статус и авторитет, независимо от возраста и стажа работы, однако не должен допускать фамильярности или какой-либо дискриминации других медработников. Контакты врача с младшим медицинским персоналом также должны происходить в уважительной обстановке, и врач не может требовать от таких работников выполнения каких-либо обязанностей за пределами их должностных инструкций.
В общении с административным персоналом врачу необходимо понимать, что он также состоит из медицинских работников, обладающих в том числе и управленческими правами и обязанностями. При этом врач обязан своевременно сообщать о любых конфликтных ситуациях и наличии потребности в определенных ресурсах, если они необходимы для осуществления профессиональной деятельности.
литература
Введение
- Том Л. Бошамп, Джеймс Ф. Чилдресс: принципы биомедицинской этики. 6-е издание. Oxford University Press, 2008, ISBN 0-19-533570-8 .
- Юрген Бармейер: Практическая медицинская этика: современная медицина в области противоречия между научным мышлением и гуманитарным мандатом — руководство для студентов и врачей. 2-е, сильно переработанное издание. ЛИТ-Верлаг, Мюнстер и др. 2003 г., ISBN 3-8258-4984-8 .
- Аксель В. Бауэр : Медицинская этика в начале 21 века. Теоретические концепции, клинические проблемы, лечебное действие. Дж. А. Барт, Гейдельберг, Лейпциг 1998, ISBN 3-335-00538-4 .
- Аксель В. Бауэр: Нормативное разграничение. Темы и дилеммы медицины и биоэтики в Германии. Springer VS, Висбаден 2017, ISBN 978-3-658-14033-5 .
- Ян П. Бекманн : Этические проблемы современной медицины. Verlag Karl Alber, Фрайбург / Мюнхен 2010, ISBN 978-3-495-48394-7 .
- Майкл Коорс / Татьяна Грюцманн / Тим Петерс (ред.): Межкультурность и этика. Работа со странностями в медицине и уходе. (= Издание Ethik . Том 13). Издание Ruprecht, Göttingen 2014, ISBN 978-3-8469-0162-5 .
- Бернхард Иррганг : Очерк медицинской этики. UTB Verlag, Мюнхен 1995, ISBN 978-3-8385-1821-3 .
- AR Jonsen, M. Siegler, WJ Winslade: Clinical Ethics 2006. Deutscher Ärzte-Verlag, Cologne 2007, ISBN 978-3-7691-0524-7 (Практическое пособие для принятия этических решений в медицине).
- Хартмут Кресс: Медицинская этика. Кольхаммер, Штутгарт, ISBN 3-17-017176-3 .
- Георг Маркманн: Что такое медицинская этика, основанная на принципах? В: Ärzteblatt Baden-Württemberg. Vol. 56, No. 12, 2000, pp. 499-502.
- Гельмут Пеховяк (ред.): Этические проблемы современной медицины. Майнц 1985.
- Беттина Шене-Зайферт : Медицинская этика. В: Юлиан Нида-Рюмелин (ред.): Прикладная этика. Этика области и их теоретические основы. Руководство (= карманное издание Крёнера . Том 437). Kröner, Штутгарт 1996, ISBN 3-520-43701-5 .
- Томас Шрамм: Биоэтика. Представления. Campus Verlag, Франкфурт, ISBN 3-593-37138-3 .
- Клаудиа Виземанн , Никола Биллер-Андорно: Медицинская этика . Тиме, Штутгарт 2004 г., ISBN 3-13-138241-4 .
- Городской Визинг (ред.): Этика в медицине. Учебная книга. Reclam, Ditzingen, 5-е расширенное, обновленное и полностью пересмотренное издание, Reclam, Ditzingen 2020, ISBN 978-3-15-019337-2 ; 4-е расширенное и полностью переработанное издание, Reclam, Ditzingen 2012; 2-е издание 2004 г .; 1-е издание под названием « Этика в медицине». Читатель . Филипп Реклам младший, Штутгарт, 2000 г.
Этика медсестер
- Иоахим Хайль, Бастиан Циммерманн: Медицинская этика как этика ухода. К клиническому прагматизму. Де Грюйтер, Берлин, 2015 г., ISBN 978-3-11-044999-0 .
- Марион Гросклаус-Зайдель: Этика в повседневном уходе: как медсестры могут отражать и оправдывать свои действия. Кольхаммер, Штутгарт 2002, ISBN 3-17-016075-3 .
- Ульрих Х. Дж. Кёртнер : Базовый курс по сестринской этике. 3. Издание. Вена 2017, ISBN 978-3-7089-1486-2 .
- Дитер Сперл: Этика сестринского дела: Ответственное мышление и действия в сестринской практике. Кольхаммер, 2002, ISBN 3-17-017314-6 .
Прочие общие работы
- Дитрих фон Энгельгардт , Кристиан Хик: этика, медицина. В: Werner E. Gerabek , Bernhard D. Haage, Gundolf Keil , Wolfgang Wegner (ред.): Enzyklopädie Medizingeschichte. Де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 2005, ISBN 3-11-015714-4 , стр. 371-374.
- Райнер Ансельм / Юлия Интхорн / Лукас Келин / Ульрих Х. Дж. Кёртнер (ред.): Автономия и власть. Междисциплинарные взгляды на медицинские этические решения , издание Ethik Volume 12, Edition Ruprecht, Göttingen 2014, ISBN 978-3-8469-0127-4 .
эвтаназия
- Йозеф Гиршович: Кому принадлежит смерть? О праве на жизнь и эвтаназию. Kein & Aber, Цюрих, 2014 г., ISBN 978-3-0369-5648-0 .
- Курт Байерц, Андреас Фруэр: Этические противоречия в конце человеческой жизни . Palm & Enke , Эрланген 2002, ISBN 3-7896-0584-0 .
- Г. Потт: Этика в конце жизни. Интуитивная этика, забота о хорошей смерти, автономия пациента, эвтаназия. Шаттауэр, Штутгарт 2007.
Распределение ресурсов
Александр Диц: Просто реформа здоровья? Распределение ресурсов в медицине с этической точки зрения, Campus-Verlag , Франкфурт-на-Майне 2011, ISBN 978-3-593-39511-1 .
другие темы
Г. Маркманн, Дж. Меран: Этические аспекты онкологических исследований, 2006 г. Deutscher Ärzte-Verlag, Кельн, 2007 г., ISBN 978-3-7691-0527-8 .
Хайнц-Петер Шмидебах : Медицинская профессия и этика 1919-1945. В: Герхард Б.Наадер , Ульрих Шульц: Медицина и национал-социализм. Табу прошлого, нерушимая традиция? Берлин-Запад 1980, стр
64-74.
Кристиан Вупен : Важность качества жизни с этической точки зрения. Z Evid Fortbild Qual Gesundh.wesen (ZEFQ) 108 (2014), 140–145; DOI : .
Школы и история развития врачебной этики
Родоначальником первых принципов врачебной этики, многие из которых являются актуальными и сегодня, принято считать Гиппократа — именно он сформулировал и впервые записал базовые принципы врачебной этики, которые называются Клятвой Гиппократа. На деле же эти этические принципы применялись врачами задолго до рождения самого Гиппократа и передавались в его семействе из уст в уста. Кроме этого, сейчас существуют свидетельства указания на подобные нормы и правила и в древнеегипетском сообщества за несколько тысячелетий до времени жизни всемирно известного врача.
Значительная часть принципов, зафиксированных письменно Гиппократом, являются актуальными для врачей и по сегодняшний день. В то же время ряд его наставлений ещё в Средние Века уже считались неактуальными, и тем более не являются актуальными сейчас.
Например, крайне спорными с точки зрения современной биомедицинской этики можно назвать положения о непричинении вреда в контексте эвтаназии, а также о запрете на проведение абортов.
Не поддается сомнению и ограничение в Клятве Гиппократа на удаление почечных камней при мочекаменной болезни — во время Гиппократа эти операции проводили отдельные специалисты, в остальном не занимающиеся медицинскими манипуляциями. Крайне интересным является также тот факт, что ещё Гиппократ впервые зафиксировал недопустимость интимной близости врача и его пациентов либо близких пациентов.
Следующим этапом развития врачебной этики стало учение Парацельса, которое уделяло особое внимание принципам несения добра врачом. Парацельс настаивал на том, что врач должен быть личностью и лечить не только тело пациента, но и его душу, оказывая помощь
Именно Парацельс зафиксировал важность добрых намерений и максимальной ответственности врача при осуществлении своей профессиональной деятельности. Однако ряд концепций Парацельса впоследствии был основательно раскритикован — например, сейчас исследования отмечают нежелательность установления прочного двухстороннего эмоционального контакта врача и пациента в большинстве ситуаций
Хотя в отдельных случаях он все же может являться допустимым и даже рекомендуемым.
Третья историческая модель врачебной этики — это медицинская деонтология, сформированная в 19-м веке. Она предполагала установление максимально четких, однозначных и строгих нормативов нравственности и морали для врачей, фактически стремясь сделать каждого врача безупречным профессионалом и формализировать каждый аспект медицинской деятельности до мельчайших деталей. Преимуществом деонтологии можно назвать структурированность применения всех врачебных методик и ее практическую применимость в осуществлении врачебной деятельности. В то же время, имеет деонтология и ряд упущений — особенно в рамках моральных и нравственных ориентиров современного общества, в которых все большее значение уделяется субъективным правам человека, а не только жестким и беспристрастным объективным критериям.
Наконец, наиболее современной моделью в рамках врачебной этики считается биоэтика, которая принимает во внимание не только моральные и нравственные ориентиры врача, но ставит его на одну ступень с пациентом, требуя учитывать его права и возможности. Биоэтика рассматривает множество наиболее актуальных и не имеющих однозначного решения вопросов и предполагает необходимость наибольшего информирования пациента и его участия в процессе лечения, равно как и обязательность заботы врача о пациенте не с позиции патернализма
Направления медицинской деонтологии
Медицинская деонтология — это крайне комплексная дисциплина, охватывающая огромный спектр взаимоотношений в рамках ведения врачебной и медицинской деятельности. Соответственно деонтология может разделяться по нескольким направлениям, с учетом всей их специфики и особенностей. В первую очередь, характерно разделении деонтологии по специальностям. Так, хирурги изучают совершенно иные принципы в сравнении с педиатрами — ведь им приходится прибегать к оперативному лечению, что накладывает свои особенности на порядок взаимодействия с больными и их родственниками. В то же время педиатр тоже имеет свою особую специфику работы — ведь она сопряжена с общением с детьми и их родителями.
Однако, также деонтология разделяется и по характеру изучаемых взаимоотношений. При этом особые деонтологические принципы характерны для различных комбинаций взаимоотношения разных категорий лиц. В частности, в сфере деонтологии рассматриваются следующие категории медработников и иных лиц, связанных с системой здравоохранения:
- Врачебный или старший медицинский персонал. Врачи — это основа медицины и здравоохранения. Они являются специалистами с высшим образованием, которые отвечают за назначение лечения и принятие ответственных решений по его течению.
- Средний медицинский персонал или медсестры. Деонтология медицинских сестер изучает принципы взаимодействия с врачами, пациентами, младшим медицинским персоналом и иными категориями лиц, устанавливая особые принципы и подходы для взаимодействия.
- Младший медицинский персонал. Даже в отношении сотрудников младшего медицинского персонала устанавливаются особые деонтологические принципы, касающиеся их взаимоотношения в рамках своей профессиональной деятельности с другими категориями лиц.
- Пациенты. Контакты медицинских работников с пациентами должны проходить строго согласно установленным в рамках деонтологии правилам, принципам и инструкциям. При этом деонтология не регламентирует поведение пациентов и порядок их действий по взаимодействию с врачами так как является в первую очередь дисциплиной, используемой самими специалистами в своей деятельности.
- Административный и обслуживающий персонал. Деонтология в том числе специализируется и на взаимодействии медработников с административным персоналом учреждения — ведь эти специалисты тоже являются медиками согласно требованиям законодательства. Отдельно рассматриваются вопросы и обращения с обслуживающим персоналом, который не относится к медработникам.
- Государственные органы. Некоторые аспекты деонтологии посвящены необходимости взаимодействия персонала учреждений здравоохранения с различными государственными службами и органами в определенных ситуациях, а также влиянию подобных действий на вопросы этики и морали.
Клятва Гиппократа
Осознанное применение медицинской этики будущий медицинский работник начинает применять во время получения диплома. На торжественном мероприятии по окончанию медицинского учреждения студент переступает порог в профессиональную жизнь после прочтения клятвы Гиппократа.
Суть клятвы заключается в соблюдении 9 этических норм:
обязательство перед коллективом;
непричинение вреда здоровью человека;
безотказное оказание помощи пациенту;
забота о пациенте;
уважать жизнь и не применять эвтаназию;
неуважительное отношение к абортам;
отрицательное отношение к вступлению в интимные связи с пациентами;
личное и профессиональное совершенствование;
немаловажно: врачебная тайна.
С 2011 года в России вступил закон, гласящий, что после в момент получения диплома и квалификации обязан дать «Клятву врача».
Вопрос о больных в терминальном состоянии
Врач обязан давать полную и достоверную информацию о состоянии тяжелобольного пациента его родственникам. При этом он должен хранить врачебную тайну, не мешать личному пространству пациента и его близких людей. Врачебный этикет предполагает применение тактичности, участливости, терпеливости и безупречной вежливости.
Если больной находится в крайне тяжелом состоянии, когда ему уже не помогают лечебные мероприятия, доктор должен поддерживать его состояние и максимально улучшать качество жизни. Это означает, что об эвтаназии и речи не должно быть. Тем более, в нашей стране это карается законом.
Врачебная этика — это жёсткая регламентация взаимоотношений между врачом, обществом, коллегами, пациентом. Дав «Клятву Гиппократа», человек с медицинским образованием должен доказывать свою компетентность на протяжении всей жизни.
Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса
Отношения «медсестра — пациент»
Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:
- В общении с больным медработник должен быть приветливым и выдержанным. Не допускается панибратство и фамильярность, нежелательна и излишняя официальность
- Медицинская сестра обращается к пациенту по имени и отчеству, на «Вы»
- Перед процедурой, особенно если она болезненная и технически сложная, пациенту необходимо разъяснить ее суть, успокоить пациента, снять его излишнее напряжение
- В присутствии пациента нельзя обсуждать других больных, их диагнозы, планы лечения, также не стоит обсуждать своих коллег
- Запрещается в присутствии пациента подвергать сомнению его диагноз и правильность лечения
Отношения «медсестра — родственники пациента»
Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:
- Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
- Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
- Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
- На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно
Отношения «медсестра — врач»
Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:
- Недопустимо проявление неуважения и грубости
- Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
- Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)
Отношения «медсестра — медсестра»
В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:
- следует проявлять уважение и вежливость
- замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
- более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
- в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу
Отношения «медсестра — младший медперсонал»
- Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
- Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
- Работа по принципу взаимоуважения
- Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей
Заключение
Этической
основой профессиональной деятельности медсестры является гуманность и
милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медсестры
являются: всесторонний и всесторонний уход за больными и облегчение их
страданий; восстановление здоровья и реабилитация; пропаганда здорового образа
жизни и профилактика заболеваний. Этический кодекс устанавливает четкие
этические ориентиры профессиональной деятельности медсестер и призван
способствовать консолидации, престижу и авторитету медсестринского дела в
обществе и развитию медсестринского дела в России.