Вспомогательный вид использования земельного участка
Содержание:
- ВРИ земель населенных пунктов в 2021 году
- Классификация земельных участков
- Обзор документа
- Как изменить вид разрешенного использования земельного участка в территориальной зоне Ж?
- Изменение вида разрешенного использования земельного участка
- Общие правила изменения категории земель
- Понятие условно разрешенного вида использования земельного участка
- Классификатор использования земель
ВРИ земель населенных пунктов в 2021 году
ВРИ или виды разрешенного использования – это специальный документ, который устанавливает конкретному земельному участку порядок его функционального использования в пределах допустимого. ВРИ земель населенных пунктов устанавливается публично, также распространяет свое действие на все постройки, капитальные объекты и здания, находящиеся на территории земли.
Документ, утверждающий вид разрешенного использования, считается самой главной характеристикой земельной территории, поскольку только на его основании определяется перечень разрешенных объектов капитального возведения. Владельцы каждого участка при возведении построек руководствуются именно ВРИ.
Утвержденный регламент градостроения может разрешать возведение на земле трех типов объектов капитальная постройки:
- основные;
- вспомогательные;
- условно разрешенное.
Основные ВРИ предполагают, что на участке будет возведен объект, имеющий предпочтительное назначение в пределах данной территориальной зоны. Его возведение соответствует прямым целям этой земли.
Вспомогательные объекты могут возводиться на данной территории только при условии наличия на земле основных объектов капитального постройки.
Для систематизации категорий земельного назначения Федеральной службой ГРКК принят Классификатор ВРИ земельных участков, который обновляется ежегодно (далее – Классификатор). Он регламентирует и описывает ВРИ земельных территорий, а также присваивает каждому разрешенному виду индивидуальный код.
Виды разрешенного использования земель населенных пунктов в 2021 году регламентируются документом, принятым Приложением к приказу ФС ГРКК № П/0412 от 10 нояб. 2020 года.
Зона отдыха
Данный тип ВРИ по Классификатору имеет код 5.0 «Отдых (рекреация)» – обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности, а также создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них.
Содержание данного ВРИ включает в себя:
- 5.1 «Спорт»;
- 5.3 «Охота и рыбалка»;
- 5.4 «Причалы для маломерных судов»;
- 5.5 «Поля для гольфа или конных прогулок».
Общественно-деловая зона
Под кодом 13.0 в Классификаторе значится пункт «Земельные участки общего назначения», который включает в себя земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования и предназначенные для общего использования правообладателями, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования.
Также может классифицироваться такими кодами:
- 13.1 «Ведение огородничества»;
- 13.2 «Ведение садоводства».
Места общего пользования
ВРИ данного типа идет в Классификаторе под кодом 12 «Земельные участки (территории) общего пользования»:
- 12.0.1 «Улично-дорожная сеть»;
- 12.0.2 «Благоустройство территории»;
- 12.1 «Ритуальная деятельность»;
- 12.2 «Специальная деятельность»;
- 12.3 «Запас (хозяйственная деятельность отсутствует)».
Предпринимательство
Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности согласно Классификатору имеет код 4.0. Включает в себя:
- 4.1 «Деловое управление»;
- 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)»;
- 4.3 «Рынки»;
- 4.4 «Магазины»;
- 4.5 «Банковская и страховая деятельность»;
- 4.6 «Общественное питание»;
- 4.7 «Гостиничное обслуживание»;
- 4.8 «Развлечение»;
- 4.9 «Служебные гаражи»;
- 4.10 «Выставочно-ярмарочная деятельность».
Жилые постройки
Согласно Классификатору данный тип ВРИ предполагает размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них и идет под кодом 2.0.
Классификация земельных участков
С 2015 года в земельном законодательстве России произошли изменения, был введен классификатор ВРИ. Он определяет и описывает на каких землях возможна та или иная деятельность, какие объекты могут на ней находиться. В Классификатор входит 12-ть общих ВРИ земельных участков и 81 уточненный вид.
Обобщенные виды ВРИ:
- сельскохозяйственные земли;
- под жилую застройку;
- объекты капстроительства общественного пользования;
- предпринимательство;
- отдых;
- производство;
- транспорт;
- оборона;
- изучение и охрана природы;
- лесное хозяйство;
- водное хозяйство;
- общепользовательские земли.
Рассмотрим их особенности более предметно.
1. Сельхозземли
Включают в себя 18 уточненных видов. Сюда относят участки, находящиеся за пределами населенных пунктов, для выращивания сельскохозяйственных культур, разведения скота, рыбы и птицы. Есть возможность возводить постройки для нужд сельского хозяйства (фермы, зернохранилища и др.), строить дороги для обслуживания сельхозугодий, засаживать лесопосадками для защиты насаждений и почвы.
Эти земли занимают более 1/4 территории России, основная часть территорий занята пашнями. Они наиболее ценные для государства, так как обеспечивают страну продуктами питания и четвертая часть населения работает на этих землях.
2. Жилая застройка
Сюда относятся участки, на которых расположены все жилые здания и постройки для проживания в них людей, малоэтажные и высотные здания, дачные и садовые дома, личные приусадебные участки, размещение гаражей, помещения для сельхоз животных, среднеэтажные застройки. В этот вид входят пункты с 2.1. по 2.7.
3. Объекты капстроительства общественного использования
Это земельные участки под всеми зданиями и сооружениями, обеспечивающие бытовые, духовные и социальные удобства человека. Сюда же включены территории, где расположены различные коммунальные службы, школы, храмы, гостиницы, организации и объекты ведущие исследования и научную деятельность, органы управления, ветеринарные клиники и питомники несельскохозяйственных животных. Входит 10 пунктов уточнений.
4. Предпринимательство
На этих землях размещаются торговые комплексы, магазины, банки, рынки, гаражи и стоянки для работников и посетителей. А также всевозможные развлекательные комплексы, казино, аттракционы с целью извлечения выгоды из жилого помещения. Всего 9 пунктов.
5. Отдых
Это места для занятий спортом, прогулок, охоты. На этих землях располагаются следующие объекты: спортзалы, бассейны, теннисные корты, туристические базы, расположение причалов для небольших судов и мест для рыбалки. Оборудование полей для игры в гольф и для конных прогулок. Всего 5 пунктов.
6. Производство
В эти пункты входят территории, на которых расположены: недропользование, легкая и тяжелая промышленность, строительство, производство продуктов, связь и энергетика, сооружения которые служат для хранения, перераспределения грузов, базы, склады, полностью обеспечивается космическая деятельность. Всего 5 пунктов.
7. Транспорт
Земли для обустройства различных путей сообщения: железнодорожные, магистрали, шоссе, метро. А также водного и воздушного транспорта: порты, пристани и причалы, аэропорты. Нефте- и газопроводы и объекты для их эксплуатации. Входит пять пунктов уточнений.
8. Оборона и безопасность
Расположение объектов для подготовки и размещения Вооруженных Сил РФ, объекты для производства оборудования и техники для армии. А также для войск, отвечающих за внутренний правопорядок и спасательных служб, помещений для казарм, тюрем, колоний. Четыре уточненных пункта.
9. Изучение и охрана природы
Особые территории, где важна сохранность природы, изучение животных и растений, создание охраняемых заповедных территорий, курортные зоны, памятники древности, представляющие ценность, как объекты культурного наследия. Уход и правильное использование природных запасов в заказниках и природоохраняемых зонах. Пять пунктов.
10. Лесной фонд
Территории, где растет лес, проводятся выращивание, вырубка, переработка, а также восстановление и охрана лесов. Задел лесных запасов и их переработка (живица, грибы, ягоды). Размещение временных построек для их хранения и переработки. 4 пункта уточнений.
11. Водный фонд
Все водные объекты включая реки, озера, моря, ледники, ручьи, болота и другие. Охрана, общее и специальное использование всех водных ресурсов, строительство различных гидротехнических сооружений, необходимых для эксплуатации.
12. Общепользовательские территории
Кладбища и места для хранения радиоактивных отходов, земли которые в запасе (не используются). Тротуары и дороги в городах, набережные и скверы в парках. Три пункта.
Обзор документа
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. До его издания органы самостоятельно определяли наименование вида.
Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа.
Если виды устанавливаются или изменяются в правилах после 24 декабря 2014 г., то нужно руководствоваться классификатором.
До 1 января 2020 г. органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны уточнить правила землепользования и застройки в части приведения установленных видов разрешенного использования в соответствие с классификатором. Публичные слушания по проекту изменений не нужны.
Правообладатель объекта может направить в уполномоченный орган заявление об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору. Необходимое решение должно быть принято в течение 1 месяца. Оно является основанием для внесения изменений в сведения госкадастра недвижимости о разрешенном использовании участка.
Отмечено, что виды разрешенного использования применяются не только в связи с предоставлением участков, но и действуют в отношении земель, находящихся в частной собственности.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка в территориальной зоне Ж?
Изменение вида разрешенного использования внутри территориальной зоны Ж возможно на один из основных ВРИ, условно разрешенный ВРИ, либо с присвоением дополнительного ВРИ.
- Если выбор стоит между основными видами, обозначенными в правилах землепользования и застройки, достаточно указать в заявлении текущий и желаемый ВРИ. Перевод осуществляется в заявительном порядке. Помешать переводу могут наличия обременений, ограничения по плотности застройки, вхождение земельного участка в различные охранные зоны.
- Присвоение дополнительного ВРИ, указанного в действующих ПЗЗ, производится в согласовательном порядке, с соблюдением преобладания пятна застройки основного ВРИ над объектом, планируемым к размещению с дополнительным ВРИ (дом + капитальный гараж). Необходимо провести предварительное согласование в комитете по архитектуре.
- Присвоение условно-разрешенного вида использования производится в согласовательном порядке, с проведением общественных слушаний, с одобрения собственников соседних участков. Будет проводится тщательный анализ на соблюдение градостроительных регламентов, ЗОУИТ, охранные зоны, потребуется согласование с собственниками линейных объектов.
В качестве основания для изменения ВРИ на условно-разрешенный вид использования, может послужить экономическая обоснованность. К примеру, собственник желает построить на участке торговый центр. Чтобы наделу присвоили соответствующий вид использования, надо сослаться на активный рост новых жилых домов в районе и, как следствие, нехватку торговых точек для населения.
Помимо обоснования и ходатайства в уполномоченные органы, для изменения вида разрешенного использования в территориальной зоне Ж потребуется:
- удостоверение личности заявителя;
- либо документы на организацию;
- подтверждение прав на участок;
- выписка из ЕГРН или договор аренды;
- ГПЗУ с информацией о наделе.
Перед составлением заявки нужно узнать текущий вид использования и проверить землю на наличие ограничений или запретов.
В столице ходатайство и документы подаются Департамент городского имущества Москвы. В области обращение подается в Комитет архитектуры и градостроительства местного муниципалитета. По результатам рассмотрения выносят ответ, и если изменение вида использования одобрили, новые данные заносятся в ЕГРН. Доверив сбор документов и подачу обращения в уполномоченные органы нашим юристам, вы получаете гарантию положительного решения.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки, а также вида прав на земельные участки.
Если правила землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, утверждены, действует следующий порядок.
Один основной вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен на другой вид разрешенного использования по заявлению собственника земельного участка.
Для этого собственник обращается в орган местного самоуправления, получает выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка, после чего направляет в орган кадастрового учета заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Принятие публичными органами каких-либо решений, постановлений и прочих распорядительных актов для изменения одного основного вида разрешенного использования на другой не требуется.
Правом на изменение одного основного вида разрешенного использования земельного участка на другой наделен собственник земельного участка.
Арендатор земельного участка связан видом разрешенного использования, установленного для участка публичным собственником, а также целью использования участка, указанной в договоре аренды, в связи с чем не может самостоятельно выбирать виды использования участка из основных и условно разрешенных видов использования земельных участков.
Для изменения основного вида разрешенного использования на условно разрешенный необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования.
Для этого заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган местного самоуправления или субъекта Федерации с соответствующим заявлением и документами, обосновывающими необходимость изменения вида использования.
Публичный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида использования участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования либо отказе в его выдаче.
В ряде случаев изменение вида разрешенного использования может быть осуществлено в принудительном порядке.
Например, до принятия правил землепользования и застройки земельному участку и расположенным на них капитальным объектам был установлен вид разрешенного использования.
После принятия правил землепользования и застройки ранее установленные для участка и капитальных объектов виды использования не вошли в перечень видов, определенных для данной территориальной зоны правилами землепользования и застройки.
Однако, если такая опасность имеется, эксплуатация капитальных объектов может быть запрещена.
https://www.youtube.com/watch?v=Fm81psfSxMM
Новое строительство либо реконструкция на земельном участке допустимы только при условии приведения вида использования участка и капитальных объектов в соответствие с правилами землепользования и застройки.
В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний, организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.
Данная процедура не является прозрачной и ее реализация, во многом, зависит от усмотрения соответствующего уполномоченного публичного органа.
Ряд особенностей изменения вида разрешенного использования земельного участка установлены для Москвы и для Московской области.
Правовой центр «Два М» оказывает следующие услуги, связанные с изменением вида разрешенного использования земельного участка:
- правовая экспертиза наличия оснований и правовых последствий изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- полное сопровождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- оспаривание действий (бездействий) публичных органов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Общие правила изменения категории земель
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон № 172-ФЗ). При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.
Понятие условно разрешенного вида использования земельного участка
Для обозначения перечня условно разрешенных ВИР следует руководствоваться Правилами землепользования и застройки. Определение таких видов происходит в градостроительном регламенте.
Если объект недвижимости является основным видом разрешенного строительства, то для его застройки не потребуется оформление дополнительных документов и разрешений. Совсем другое дело обстоит с условно разрешенными видами, для предоставления которых потребуются дополнительные согласования с соответствующими органами.
Чтобы осуществить получение условно разрешенного вида использования земельного участка, следует предпринять такие шаги:
- Владелец земельного участка, который заинтересован в разрешении на условно разрешенный вид использования, должен направить соответствующее заявление в орган местного управления.
- Местная администрация должна провести общественные слушания и по его итогам подготовить заключение.
- Заключение становится основанием для написания рекомендаций на предоставление условно разрешенного вида использования или же для отказа, в котором объясняются причины подобного решения.
- В том случае, когда решение будет положительным, все изменения вносятся в кадастр недвижимости, и выдается кадастровый номер.
К примерам условно разрешенных ВИР относят бассейны, спортзалы, больницы, офисы и пр.
Назначение
Любая недвижимость должна иметь за собой закрепленный список условно разрешенных ВИР. Нужно это для того чтобы понимать в каких видах деятельности ее можно использовать. Такой тип использования надела может запрещать или разрешать некоторые виды эксплуатации или возведения определенных типов зданий. Кроме того, на застройщика влияют и градостроительные регламенты, которые приняло местное самоуправление.
Если территория расположена неподалеку от населенного пункта, то ее принято называть функциональной зоной. Генеральный план поселения определяет для таких участков определенный список сооружений, которые можно там возводить.
К самым распространенным ограничениям относят:
- в границах поселений можно возводить только функциональные здания;
- в одной конкретной зоне должны быть возведены разные по своим функциональным назначениям сооружения;
- в обозначенной зоне должны быть сформированы возможности для ее развития.
Создание функциональных зон преследует цель формирования под населенным пунктом территорий, которые бы обеспечивали потребности и интересы жителей поселения.
Как получить
Если владелец земли считает, что основной ВРИ не позволяет ему использовать свою собственность эффективно, может обратиться за получением условно разрешенного вида использования.
Процедура получения ВРИ такого типа регламентируется Градостроительным кодексом и заключается в следующем:
- Владелец земли должен написать заявление на смену ВРИ на условно разрешенный тип. Документ нужно направить в специальную комиссию при местной администрации. Сотрудники учреждения должны рассмотреть заявление и провести публичные слушанья. Во время проведения подобного мероприятия все заинтересованные лица могут высказать свое мнение насчет данного вопроса и внести другие предложения. По результатам слушаний составляется заключение.
- На основании заключения орган местного самоуправления может разрешить смену ВРИ или отказать в прошении. Рекомендации должен подписать голова администрации. Отказ обязательно должен быть аргументированным.
- Глава администрации принимает решение, на основании которого заявителю разрешается сменить ВИР на условно разрешенный или же ему поступает отказ.
- Органы местной власти имеют право на смену ВРИ, но они не обязаны предоставлять такое право каждому заявителю. Если все же было принято положительное решение по вопросу, то решение направляется в органы государственной регистрации для внесения изменений в реестры.
После завершения этой процедуры собственник земли получает право использовать ее в нужном ему направлении, но только в том, на которое он получил разрешение.
Самым важным моментом для успешного завершения дела является грамотное составление заключения, включаемого в заявление
Обязательно следует указывать на то, насколько важно для местных жителей возведение именно такого объекта. Возможное развитие инфраструктуры станет огромным плюсом на будущих общественных слушаниях.
Процедура смены ВРИ на условно разрешенный довольно длительная и зависит от многих факторов. Чаще всего срок оформления всех разрешений и документов составляет около 6 месяцев после подачи заявления.
Классификатор использования земель
Для каждого землевладельца должно быть определено, с какими целями он может использовать надел. Таким образом узнать назначение участка необходимо еще до момента приобретения его в собственность или аренду.
Назначение территории носит лишь общий характер. Землепользователь ограничивается более тесными рамками в соответствии с законом.
Для создания регламента использования наделов разработан специальный классификатор. Он необходим для того, чтобы точно определить вид разрешенного применения.
Классификатор представляет собой стандарт использования земельного надела. Например, при выделении территории под строительство дома нужно помнить о более узком назначении. На месте коттеджного поселка получится возвести только объект такого типа.
В случае необходимости построения на дачном участке дома потребуется дополнительное разрешение. В соответствии с этим в классификаторе происходит отражение земель с возможным видом их использования.
Классы снабжены специальными кодами и шифрами. В декабре 2014 года был введен новый классификатор, который делит земли в соответствии с наименованием, описанием и кодом для оценки качества.
Описание содержит числовые характеристики земельных участков. Также отмечается, что территории могут быть использования для расположения на них строений. Объекты должны создаваться для хранения и переработки сельхозпродукции.
До момента, пока в силу не вступил новый классификатор, применяли старый образец. Он основывался на Правилах застройки и землепользования, которые были разработаны на региональных уровнях. Поэтому в качестве источника деления применялось зонирование территории.
Согласно прежнему документу, в рамках городского поселения были выделены четыре зоны постройки:
- жилого района;
- торгового центра;
- культурно-развлекательных комплексов;
- особо охраняемые государством.
Сейчас же данная классификация более подробно отмечается в новом документе.