Закон о жилищно-коммунальных услугах

Комментарий к Статье 20 ЖК РФ

1 — 2. Статья 20 Кодекса устанавливает обязательность государственного контроля в области жилищных отношений со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти в отношении всех жилых помещений, входящих в жилищный фонд, независимо от видов жилищного фонда.

Значительная часть контрольных полномочий относится к компетенции государственной жилищной инспекции, которая действует в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2566; 1995. N 10. Ст. 894; 1997. N 42. Ст. 4788; 2006. N 7. Ст. 786.

Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.

Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции РФ права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Органы государственной жилищной инспекции имеют право:

проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации;

давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;

давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;

вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к административной ответственности;

участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.

Кроме того, в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ органы государственной жилищной инспекции вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.21 — 7.23 КоАП РФ.

В письме Министерства регионального развития РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14 <1> разъяснено, что под установленным ст. 20 Кодекса государственным контролем за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме следует понимать контроль за исполнением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 <2>. Указанный контроль осуществляется в условиях изменения федеральным жилищным законодательством роли и места собственников помещений и привлекаемых ими управляющих и подрядных организаций, что исключает возможность использования старых подходов к оценке их обязательств и привлечению виновных лиц к административной ответственности. Складывающаяся правоприменительная и судебная практика в ряде случаев не учитывает изменения жилищного законодательства.
———————————
<1> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2009. N 1.

<2> СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680.

Государственный контроль за соблюдением указанных Правил содержания следует отличать от государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений установленным требованиям (ч. ч. 2 — 4 ст. 17 Кодекса, Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 546.

ЖК РФ. Статья 156. Размер платы за жилое помещение¶

9.1.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы,
потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают
возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании
общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 9.1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ;
9.2.

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения
в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании
и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии
коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего
вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества
в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового)
прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной
информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов
и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе
платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных
ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном
доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения
этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи
принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения
об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание
жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых
при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

(часть 9.2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ)

9.3
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и
организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на
оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего
имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления
соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании
общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
(часть 9.3 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ)

Разновидности бесплатных услуг

ЖКХ и управляющая компания оказывают бесплатные услуги по ремонту и обслуживанию общедомового имущества. В этот список попадает газовое и отопительное оборудование, установленное внутри квартир. То есть собственники не вправе предъявлять претензии в случаях, когда ЖКХ и УК отказываются заменять или ремонтировать следующее:

  • кухонные плиты;
  • электросчетчики;
  • приборы учета газа и воды;
  • сантехнические приборы;
  • электрокабели, розетки, лампы и выключатели.

Приведенный выше список различается в зависимости от формы собственности на квартиру. Если недвижимость муниципальная, то проживающие в последней по договору соцнайма вправе рассчитывать на предоставление следующих услуг без оплаты:

  • ремонт газовых и отопительных приборов;
  • замена раковин, кухонных моек;
  • замена газовых колонок и плит;
  • устранение течи;
  • восстановление электроснабжения в квартире.

В связи с тем, что перечень указанных работ определяется в зависимости от типа собственности, рекомендуется эти нюансы отразить в договоре с организацией, назначенной управлять домом.

Отопление

УК обязана бесплатно заменять и ремонтировать:

  • трубы горячего и холодного водоснабжения до места отвода в квартиру;
  • соединительные муфты, штуцера и фитинги до места начального присоединения к отводам;
  • общедомовой счетчик (если соответствующая услуга прописана в договоре с УК);
  • трубы до точки входа в центральный трубопровод.

Если требуется ремонт центрального трубопровода, то эти работы выполняет ЖКХ.

Счетчики

Приборы учета бесплатно заменяются по истечении срока, в течение которого разрешена эксплуатация устройства. При этом за новый счетчик (газовый, отопительный, электрический и другой) деньги вносит собственник. В случае поломки прибора, вызванной действиями владельца квартиры, данная услуга предоставляется на платной основе.

Газоснабжение

Ремонтно-восстановительные работы газоснабжающей системы проводятся до места, где установлен запорный кран (обычно около плиты). Однако это правило действует в отношении приватизированных квартир. Проживающим в муниципальной недвижимости услуги по ремонту и обслуживанию газового оборудования (колонки, плиты и другое) предоставляются бесплатно.

Проживающим в муниципальной квартире государство за собственный счет меняет каждые 20 лет газовую плиту и 15 лет — колонку.

Федеральные законы по ЖКХ

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Определяет основы тарифного регулирования предприятий ЖКХ, оказывающих коммунальные услуги и занимающихся тепло, водо и электроснабжением, а также вывозом бытовых отходов.Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Регулирует порядок расчета доходов и определения среднедушевого дохода гражданина, дающего право на получение субсидий по оплате услуг ЖКХ.Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Определяет основные положения и определения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан. Может быть весьма полезен для жалоб на услуги, оказанные с нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду (например при водоснабжении ненадлежащего качества).

Федеральный закон 23 ноября 2009 г № 261-ФЗ  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный закон регулирует основные положения о порядке учета потребленных коммунальных ресурсов и установки счетчиков потребления электроэнергии, тепла, газа и воды.

И наконец Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
Тут уже без комментариев

Иные нормативные акты по ЖКХ

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». В постановлении определен минимальный объем информации, которую коммунальные организации должны предоставлять потребителям услуг ЖКХ;

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвердившее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми определяется порядок и основные принципы отношений между жильцами как потребителями коммунальных услуг и организациями ЖКХ.  Рекомендуем также посмотреть ответы на вопросы по применению правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размещенные на сайте Минрегиона РФ;

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

«Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004» утвержденные Госстроем России;

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. Регистрационный № 5176).

Организации и кооперативы

Правила оплаты коммунальных услуг несколько отличается и для тех, чьи дома подчиняются кооперативам или товариществам собственников жилья. Члены такого товарищества обязаны оплачивать расходы на ремонт и содержание общедомового имущества, как гласит закон. И это помимо коммунальных услуг, оплату которых, в таких случаях, также подразумевает жилищный кодекс.

Те, кто не являются членами всевозможных кооперативов, товариществ и прочих организаций, должны заключить договор о начислении и оплате с данными организациями. При этом, также оплачивается определенная сумма на ремонт и содержание дома.

Расчеты за ресурсы, в таких случаях, проводят товарищества и организации, с которыми заключался договор. В случае с управляющей компанией, ЖК также предоставляет ей возможность производить расчеты.

Данные расчеты производятся по договорам:

  • снабжения горячей и холодной водой;
  • отведения воды;
  • снабжения электричеством;
  • газом;
  • теплоснабжением.

Под договорами поставки газа, ЖК подразумевает не только природный газ на дом, но и поставку газа в баллонах, если есть такая необходимость.

Отопление подразумевает не только централизованную систему. При наличии печей, заключаются договора на поставку твердого топлива и это тоже входит в обязанности компаний, организаций и товариществ, как гласит статья 155 ЖК РФ.

По сути, закон (ЖК РФ) говорит о том, что при наличии таких товариществ, организаций, либо при управлении жильем с помощью управляющей компании, оплата должна производится через них.

Но случаи бывают разные – некоторые не доверяют своим ТСЖ, иные хотят убедиться, что оплата происходит строго до копейки. В любом случае, оплачивать можно напрямую тем организациям, которые предоставляют ресурсы.

Независимо от того, заключен у вас договор с ТСЖ или УК, вы вправе оплатить непосредственно в компанию, снабжающую вас ресурсами, и Жилищный Кодекс определяет это, как выполнение обязательств перед данными организациями.

Но, для предоставления такого права, необходимо собрать собственников жилья и решить этот вопрос вместе. Если один собственник будет платить напрямую, а другие – через УК или ТСЖ, то первого, вероятно, заставят последовать примеру большинства и выполнять общие правила.

Если же такую идею поддерживают все собственники помещения, следует организовать собрание, оформить решение собрания в письменном виде и собрать подписи участников собрания. К слову, подписей должно быть больше половины всех собственников в доме, даже если иные не явились на собрание.

Законодательное регулирование

Содержание платежных документов и правила начисления платежей регулируются:

  • Постановлением Правительства № 354;
  • Приказом Минстроя № 43;
  • Решением ВС РФ о Постановлении № 354;
  • Жилищным кодексом;
  • местными нормативными актами.

Постановление № 354 описывает правила расчета платы за услуги ЖКХ с приведением конкретных формул, по которым рассчитывается сумма платежа за каждый пункт квитанции.

Жилищный кодекс вменяет управляющим организациям, региональным операторам по вывозу мусора, а также ресурсоснабжающим компаниям в обязанность формировать платежные документы и отправлять их по месту проживания плательщиков. Местные нормативные акты определяют в соответствии с федеральными стандартами тарифы и нормативы, по которым рассчитываются суммы платежей в квитанциях.

Содержание квитанции

Приказ Минстроя № 43 был подписан в январе 2020 года взамен утратившего силу Приказа Минрегиона № 454. Данный документ содержит типовую рекомендованную форму квитанции за услуги ЖКХ.

Согласно данному приказу, текст квитанции должен состоять из следующих разделов:

  • сведения о собственнике помещения;
  • данные о сборщике платежей (УК или ресурсоснабжающей фирме);
  • сведения о приборах учета;
  • расчет платежа;
  • справочные сведения;
  • сведения о произведенных перерасчетах.

Сведения о собственнике включают его ФИО, номер лицевого счета, а также адрес и площадь квартиры и количество прописанных в ней лиц. К данным об УК относятся ее полное наименование, юридический адрес, контактные данные и банковские реквизиты.

Информация о счетчиках включает в себя наименование измеряемого ресурса (вода, электричество и т. д.) и разницу показаний приборов за текущий и прошедший периоды.

Раздел «Справочная информация» содержит значения нормативов потребления в регионе, величины действующих тарифов, способ расчета оплаты (по тарифу или нормативу), а также показания приборов на настоящий момент. Эти данные позволяют плательщику проверить правильность начислений, приведенных в разделе «Расчет платежа», самостоятельно.

Сведения о перерасчетах включают сумму, прибавляемую или отнимаемую от основного платежа при неверных начислениях в прошлом месяце, отъезде собственника из жилого помещения и других обстоятельствах.

В отдельных случаях квитанция содержит также размер платежа с учетом рассрочки, если между управляющей компанией и плательщиком подписано соответствующее соглашение.

Постановление ВС РФ

Верховный Суд РФ в мае 2020 года рассмотрел иск о признании недействительным абз. 2 пункта 40 Постановления № 354. Данный пункт устанавливает запрет на разделение оплаты за отопление на 2 составляющих:

  • плата за отопление квартиры;
  • доля платы за отопление общих помещений (подъездов, подвалов и т. д.).

Аргументом истцов являлся факт, что жильцам приходится оплачивать за отопление общих помещений в равных долях вне зависимости от отдаленности их квартир от таких помещений, а основное требование сводилось к предоставлению возможности оплачивать отопление личных квартир отдельно и пользоваться данной услугой по желанию.

Верховный суд отказал в признании абз. 2 п. 40 Постановления № 354 недействительным в Решении № АКПИ15-198.

Свое решение Верховный Суд аргументирует тем, что запрет на разделение счетов за отопление связан с необходимостью сохранения теплового баланса всего дома, а отключение отопления в отдельных квартирах приведет к охлаждению соседних помещений и нарушению нормального функционирования теплопроводных коммуникаций.

Процесс получения преференции по закону

В настоящее время гражданин не может получить послабление в автоматическом порядке. Прежде чем писать заявление потребуется собрать документацию, подтверждающую наличие прав на использование преференции.

Для получения скидки нужно обратиться в компанию, предоставляющую услуги в сфере ЖКХ. Использование субсидии предполагает обращение в органы муниципалитета. Подать заявку также удастся при посещении отделения многофункционального центра.

Последовательность действий вне зависимости от формы послаблений будет следующая:

  1. определить наличие права на использование преференции или субсидии в соответствии с законодательством федерального или регионального уровня;
  2. собрать полный пакет документации;
  3. обратиться в орган муниципалитета или управляющую компанию;
  4. написать заявление на предоставление льготы;
  5. ждать принятия решения.

Если ответ положительный, со следующего месяца гражданин сможет использовать послабление. Когда преференция выражается в денежной форме, потребуется указать в заявлении реквизиты счета, куда будут переведены деньги.

Обратите внимание! В ситуации принятия отрицательного решения уполномоченным органом лицу, должен прийти мотивированный отказ. Если гражданин считает, что решение незаконно, он вправе его обжаловать

Документация для получения льгот по закону

Для получения послабления от государственных органов или управляющей компании гражданину следует собрать определенный пакет документации.

Основной перечень актов:

  • документ, посредством которого удостоверяется личность гражданина;
  • бумаги на недвижимое помещение. В зависимости от формы владения квартирой, это свидетельство о праве собственности или арендное соглашение;
  • чеки, подтверждающие оплату услуг;
  • выписка, сделанная из домовой книги;
  • заявление.

Кроме того, потребуется предоставить акт, подтверждающий право на использование льгот. Его форма меняется в зависимости от того, к какой категории относится гражданин. К примеру, если это инвалид, то потребуется пройти комиссию врачей, которая выдает заключение о наличии нетрудоспособности с указанием на категорию.

Инвалиды и ветераны ВОв должны иметь специальное удостоверение. Многодетные семейства предоставляют документы, указывающие на появление детей на свет. Для малоимущих подтверждением будет справка, отражающая величину дохода граждан.

Другие изменения, которые вступят в силу в июле 2021 года

Изменения в Правила предоставления коммунальных услуг № 354.Речь идет о изменении размера платы за некачественные услуги при прямых договорах, а также о расчете размера платы за отопление в случае, когда в местах общего пользования нет батарей или других теплопотребляющих устройств.Подробнее о поправках можно почитать в отдельном материале.

в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»:- уточняется понятие транспортирования отходов;- конкретизируются нормы о федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами, федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов, федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;- появляется норма об инвестиционной программе федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;- устанавливаются требования транспортированию отходов.

в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» и другие связанные законы. Поправки касаются защиты прав граждан в случаях признания застройщика банкротом, в том числе уточняются положения о публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (Федеральный закон от 01.07.2021 № 273-ФЗ).

в Федеральный закон «О теплоснабжении». Устраняется правовая неопределенность относительно определения муниципалитетом единой теплоснабжающей организации в отношении бесхозяйных источников тепловой энергии.

Заключение

ЖКУ – существенная статья затрат для семейного бюджета. Но потребитель обязан своевременно оплачивать счета, чтобы обеспечить возможность коммунальным службам поставлять ресурсы и поддерживать в надлежащем состоянии общедомовое имущество.

Расчет оплаты за оказанные услуги ЖКХ производится согласно показаниям индивидуальных приборов учета или расчетным нормативам, зависящим от площади помещения или количества проживающих.

Обязательность погашения счетов за жилищно-коммунальные услуги не подвергается сомнению, поскольку речь идет о поставке ресурсов и содержании общедомовой собственности, которой пользуются все проживающие в доме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector