Банкротство муниципального унитарного предприятия и его особенности
Содержание:
- Признаки банкротства МУП
- Последствия и ответственность
- Условия ликвидации
- Банкротство должника
- Лица, не подлежащие банкротству
- Юридическая сторона
- Помощь при банкротстве АО: если не спасти, то уменьшить ущерб
- Можно ли обанкротить частное образовательное учреждение
- Банкротство муниципального унитарного предприятия
- Процесс признания ЗАО банкротом
- Можно ли обанкротить бюджетное учреждение
- Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса
- Вопросы
- По каким причинам может проводиться упразднение
- Порядок ликвидации ОАО при банкротстве
Признаки банкротства МУП
Как показывает практика, механизм л иквидации предприятия , организации используется в основном для того, чтобы освободить предприятие от кредиторской задолженности или переоформить право собственности на активы. Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены две основные формы прекращения деятельности юридических лиц: добровольная ликвидация или принудительная ликвидация посредством процедур, предусмотренных Федеральным законом от Более подробно получить информацию по юридическому сопровождению. Правовыми основаниями для добровольной ликвидации юридических лиц служат положения Гражданского кодекса РФ ст.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Права работников при банкротстве предприятия
Читайте журнал три месяца бесплатно 8 20 Активировать демодоступ. Потратьте минуту на регистрацию, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым шаблонам документов для юротдела. Все образцы на нашем сайте составлены инхаусами крупных компаний и сотрудниками топовых юридических фирм. На этой неделе специальный подарок: сборник образцов, которые нельзя скачать в интернете.
Преобразования, происходящие в нашей стране, не обошли стороной ни одну социальную сферу, в том числе политическую и экономическую. Конечной целью всех реформ является улучшение жизни российских граждан и создание условий, которые будут благоприятны для работы.
Процедура банкротства инициируется путем подачи иска в суд конкурсными кредиторами, работниками, самим должником, уполномоченными или государственными органами, к которым принадлежат также местное самоуправление. Именно они зачастую и выступают инициаторами в данном случае.
Последствия и ответственность
К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.
Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:
Бесплатная консультация с юристом
Заказать обратный звонок
Все ещё остались вопросы?
Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы
Условия ликвидации
Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше. Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета. Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.
Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.
Банкротство должника
При проведении анализа финансового состояния должника в ходе процедуры наблюдения временным управляющим предприятия установлено наличие признаков преднамеренного банкротства должника, связанных с действиями администрации по совершению сделок с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника, и возникновением обязательств должника, не обеспеченных имуществом, а также влекущих приобретение неликвидного имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Для привлечения учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия или иных лиц к такой субсидиарной ответственности необходимо установление совокупности следующих условий: наличие у указанных лиц права давать обязательные указания для должника либо возможности иным образом определять его действия; совершение ими действий, свидетельствующих об использовании такого права и (или) возможности; наличие причинно-следственной связи между использованием вышеуказанными лицами своих прав и (или) возможностей в отношении должника и наступившими последствиями в виде банкротства должника; недостаточность имущества должника для расчетов с кредиторами. Кроме того, должна быть установлена вина учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия или иных лиц в доведении должника до банкротства.
Таким образом, вина собственника с субъективной стороны может быть только умышленной, совершенные юридически значимые действия — экономически мотивированными, а их цель должна быть обязательно достигнутой.
Лица, не подлежащие банкротству
Важно
Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования. У них по новому законодательству:
- расширены права по распоряжению имуществом;
- упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
- появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
- возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
- меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.
Может ли обанкротиться бюджетное учреждение? Возможно ли, что бюджетные учреждения, получив привилегии от государства, разорятся, пойдут с молотка, будут отданы в частные руки? Сам закон N 83-ФЗ и другие нормативные акты РФ категорически исключают такие риски.
судебной практике
Юридическая сторона
Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.
В принятом решении должна указываться следующая информация:
- название учреждения с указанием его типа;
- название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
- название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
- название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.
Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.
Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.
Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.
Таким образом, ликвидация государственного учреждения имеет определенную специфику
Важно, чтобы все действия выполнялись в строгом соответствии с установленными законодательными нормами
Сдача документов в архив при ликвидации — необходимый эта процедуры юридического оформления прекращения деятельности предприятия.
Пошаговая инструкция разделения ООО на два ООО приведена тут.
Роль промежуточного ликвидационного баланса при ликвидации рассмотрена тут.
Помощь при банкротстве АО: если не спасти, то уменьшить ущерб
«Юридическое агентство Санкт-Петербурга» помогает акционерным обществам пройти через процедуру банкротства с наименьшими потерями. Мы готовы включиться в работу на любом этапе: в том числе и в ситуации, когда арбитражный управляющий уже назначен, а проверка активов начата. Поможем и в случае банкротства ООО.
Как мы работаем
1
Бесплатная консультация
2
Выработка позиции по делу
3
Заключение соглашения
4
Работа юристов
5
Результат для клиента
- сбор документов для подачи заявления в арбитражный суд;
- назначение надежного арбитражного управляющего;
- контроль соблюдения законодательства при оценке активов, ведении внешнего управления и конкурсного производства;
- сокращение сроков всего процесса;
- отсутствие претензий со стороны кредиторов с «просроченными» или сфабрикованными долгами;
- защиту собственников, управленцев и учредителей от ответственности.
15 лет работы на рынке юридических услуг
Юридическое Агентство Санкт-Петербурга основано в 2004 г. и ведет успешную деятельность уже 15 лет
30 опытных специалистов
Наша команда — компетентные юристы и адвокаты с узкой специализацией в отдельных областях права
10 лет минимальный опыт работы юристов
Все консультации проводят юристы с опытом удачного решения схожих ситуаций, что обеспечивает максимальную помощь клиенту.
91% выигранных дел
Результаты говорят сами за себя — с 2004 года выиграно 3756 дела, довольными остались 5073 клиента, им выплачено 874 474 045
72% обжалованных судебных решений
Мы беремся за дела любой сложности и на любой стадии процесса, однако чем раньше обратиться к специалисту тем более вероятен положительный исход дела
24 часа на связи
Мы готовы вести Ваше дело от начала и до конца, сопровождая и поддерживая Вас на протяжении всего процесса
Можно ли обанкротить частное образовательное учреждение
ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст.
834
Внимание
ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст. 368 ГК) и т.д. Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско-правовых отношениях.
различных сделок
Банкротство муниципального унитарного предприятия
Банкротство МУП – это специальная процедура, которая обладает собственными особенностями. Первоначально она осуществляется при присутствии такого явления, как несостоятельность предприятия. Основная особенность МУП первоначально заключается в том, что руководитель в данной ситуации не считается собственником. Он считается обычным учредителем. Поэтому принятое решение, связанное с банкротством, при любых обстоятельствах может быть просто оспорено. Даже в той ситуации, когда присутствует сложнейшее финансовое положение и иного выхода, кроме банкротства просто не существует, принятое решение также оспаривается.
Процесс признания ЗАО банкротом
Процедура признания Закрытого акционерного Общества банкротом включает в себя несколько последовательных этапов.
Составление заявления
Это важнейший документ, включающий подпись и печать руководителя. В нем должны содержаться следующие данные:
- название суда, которому адресуется бумага;
- сумма, требуемая кредиторами к уплате;
- размер долгов перед юридическими и физическими лицами;
- величина обязательных платежей;
- сведения об имеющемся имуществе должника;
- сумма для уплаты арбитражному управляющему;
- перечень прилагаемых документов.
После того как суд исключит попытку преднамеренного банкротства и фикции и примет соответствующее решение, ЗАО проходит этапы процедуры несостоятельности.
Наблюдение
Это первая и обязательная мера, которая принимается в рамках процедуры банкротства ЗАО. На данном этапе определяется уровень платежеспособности ликвидируемого субъекта. Обычно процедура представляет собой комплекс мер, принятых государственными органами в целях обеспечения неприкосновенности имущества фирмы и анализа существующего положения. Длительность этапа составляет 3-4 месяца.
По результатам проведения наблюдения и объективной оценки состояния ЗАО может быть введена одна из следующих процедур – финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство или мировое соглашение.
Финансовое оздоровление
Это мероприятие нацелено на спасение компании от ликвидации и восстановление ее экономики, возврат долгов. С этой целью проводятся меры по реструктуризации долга, осуществляется разработка графика погашения, который впоследствии утверждается в арбитражном суде. На этом шаге управляющее лицо ЗАО не имеет возможности принятия решений, которые могут привести к увеличению размера долга. Все действия арбитражного управляющего согласовываются с участниками собрания кредиторов. Продолжительность этой стадии банкротства может достигать 2-х лет.
Внешнее управление
Данная мера предполагает, что компания находится под управлением извне. В соответствии с требованием кредиторов судом может назначаться внешний финансовый управляющий, который вступает на свою должность не более чем на полтора года. На этой стадии должник не получает штрафов и пеней, то есть они не начисляются по его долгам.
Конкурсное производство
Процесс выполняется усилиями конкурсного управляющего, который был назначен судом. Цель состоит в удовлетворении требований кредиторов посредством реализации собственности на открытых торгах. В целом, данная стадия банкротства ЗАО выглядит следующим образом:
- конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию имущества должника;
- далее происходят поиски специалиста по оценке имущества в денежном эквиваленте;
- все состояние реализуется;
- полученные деньги идут на долги.
Этап длится до полугода.
Обанкротившееся закрытое акционерное общество – та компания, которая прекратила ведение деятельности и не имеет возможности передачи прав. На этом этапе происходит составление ликвидационного баланса, который утверждается всеми членами Общества. Ставится печать. Также требуется оплата государственной пошлины (4000 р.) и взятие справки из Пенсионного фонда о том, что задолженность отсутствует.
Мировое соглашение
Согласно законодательству, мировое соглашение при банкротстве ЗАО может быть заключено на любом из этапов разрешения дела. Соглашение представляет собой тот факт, что стороны договорились о возможности внесудебного урегулирования некоторых споров. В этой ситуации судом прекращается ведение дела, предприятие погашает задолженности и продолжает свою коммерческую работу. На практике мероприятие может быть осуществлено только при соблюдении определенных условий. Они касаются обязательного присутствия конкурсных кредиторов, факта погашения долга перед ними, согласие остальных кредиторов.
Можно ли обанкротить бюджетное учреждение
Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:
- автономная;
- бюджетная;
- казенная.
Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму.
Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.
Законом предусматривается усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений. Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя.
Особенности и отличия форм новых бюджетных учреждений Самая финансово независимая – автономная форма (АУ).
Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса
На основании положений ст. 2 161-ФЗ от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, специфика которых заключается в отсутствии права собственности за имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляет за унитарным предприятием его собственник.
Унитарные предприятия (МУП и ГУП) относятся по Гражданскому кодексу к определенному типу юрлиц, учредители которых не являются их участниками (по ст. 65.1 ГК). Унитарными организациями, помимо предприятий, считаются также казенные учреждения, фонды и АНО.
По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:
- МУП – муниципальные унитарные предприятия.
- ГУП – государственные унитарные предприятия.
При этом унитарные предприятия имеют ряд схожих черт с частными коммерческими компаниями:
- Руководство унитарного предприятия подотчетно учредителю.
- МУП и ГУП отвечают по всем своим долговым обязательствам принадлежащим им имуществом.
- Собственник имущества в лице государства или муниципалитета может нести субсидиарную ответственность с МУП и ГУП за неисполненные долговые обязательства.
Для решения проблемы долговых обязательств в унитарных предприятиях применяются две основные схемы:
- Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
- Банкротство – процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.
Через механизм банкротства унитарные предприятия сегодня решают две основные задачи: очищают МУП или ГУП от кредиторской задолженности и переоформляют права собственности на активы на иное лицо.
ГУП и МУП проходят процедуру банкротства по общим правилам 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года, по которым банкротятся все российские
предприниматели
, юридические и физические лица. Но определенный отпечаток на их банкротство накладывает правовой статус таких предприятий.
Процедура организации, реорганизации и ликвидации МУП опирается на нормы Гражданского кодекса (в частности, ст. 65.1, 113-114) и специального законодательства.
Деятельность ГУП и МУП регулируется положениями ФЗ-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 2002 года. Указанный закон содержит такие положения:
- Руководитель унитарного предприятия назначается на свою должность собственником имущества (государственными или муниципальными органами власти). Он не должен быть в числе учредителей другого юрлица, заниматься коммерческой практикой и предпринимательской деятельностью, являться единоличным исполнительным органом, участвовать в забастовке. Единственной разрешенной дополнительной практикой руководства унитарного предприятия является преподавательская, научная и прочая творческая деятельность.
- Законодательно накладываются определенные ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не вправе осуществлять целый ряд операций с имуществом без согласия собственника. В частности, передавать его в залог, продавать, вносить в качестве уставного капитала другого общества без согласия собственника.
- Некоторые сделки с МУП и ГУП, связанные с предоставлением займов, поручительством, получением гарантий, обременениями, договорами простого товарищества, подписываются только с согласия собственника имущества.
Все это направлено на недопущение незаконного вывода активов из компании.
Вопросы
Рассмотрим детально все встречающиеся в практике вопросы.
Что с имуществом
Согласно закону, МУП отвечает по своим обязательствам, включая долги, своим движимым имуществом. То есть удовлетворение требований кредиторов осуществляется из него до определенного момента. До тех пор, пока не будет принято решение об открытии конкурсного производства.
То есть муниципальное образование утрачивает право собственности на ту недвижимость, что была передана МУП.
Иногда всего имущества, имеющегося у МУП, не хватает для полного удовлетворения требований кредиторов. Муниципальное образование обязано добавить недостающие средства только в том случае, если именно оно выступало инициатором банкротства (). В ином случае местные власти не отвечают по обязательствам МУП.
Судебная практика
Автономные учреждения имеют самую большую степень финансовой свободы: они могут самостоятельно выбирать способ размещения заказа и держать счета в коммерческих банках. Бюджетные учреждения несколько ограничены в части выбора способа размещения заказов, и обязаны держать счета только в Федеральном казначействе. «В законе о бюджетных учреждениях есть норма, которая устанавливает жесткое требование к финансовой стабильности этого учреждения.
По каким причинам может проводиться упразднение
Закрытие казённого объекта может инициироваться по следующим причинам:
- Невозможность выполнить те задачи, которые поставлены на законодательном уровне;
- Неспособность погасить имеющуюся задолженность;
- Совершение уголовных преступлений;
- Дефолт;
- Нарушения налоговой отчётности, выявленные при проверке;
- Невозможность выплат налогов и образование задолженности по ним;
- Конфликтные ситуации между владельцами объектов;
- Судебные постановления.
В период экономической нестабильности, упразднения казённого объекта наиболее вероятны. Связано это с несколькими факторами. Происходит сокращение государственного бюджета, в результате чего многие организации казённого типа закрываются. Сами учреждения с большим трудом могут расплачиваться с кредиторами и налоговыми органами, что приводит к их банкротству.
Сложнее всего закрыть образовательное учреждение.
Порядок ликвидации ОАО при банкротстве
Потребовать признать акционерное общество банкротом может как сама фирма, так и кредиторы, и госструктуры. Сам по себе процесс сложен и имеет свою специфику.
— Обязательные условия
Для того, чтобы суд признал акционерное общество банкротом на начальном этапе требуется соблюдение нескольких условий:
- невыплаты по задолженности должны длиться как минимум 3 месяца;
- долг организации обязан составлять не менее 300тыс.рублей;
Если оба эти условия соблюдены, арбитражный суд начнет работу по делу о банкротстве. Дальнейшую процедуру имеет смысл проводить, если:
- организация не может выплачивать зарплату сотрудникам;
- не получает какие-либо бюджетные отчисления;
- имеет кредитные задолженности или невыполненные договорные обязательства.
Все эти условия должны быть соблюдены одновременно. Только такие факты свидетельствуют о том, что АО действительно не в состоянии выплачивать долги.
— Инициация банкротства внутри АО
Согласно законодательству инициировать банкротство акционерное общество может только при согласии владельцев как минимум 75% акций. При этом предварительно совет директоров должен постановить невозможность восстановления компании и выбрать ликвидационную комиссию, которая будет заниматься вопросом банкротства.
Далее представители АО обращаются в суд не позднее чем через месяц после решающего собрания. Суду должны быть предоставлены документы, на основании которых фирму можно признать банкротом (подтверждающие задолженности).
Далее суд сам устанавливает порядок проведения дальнейших операций. На любой из стадий АО и кредитные организации могут заключить мировое соглашение. Если же этого не произошло, компании стоит строго придерживаться того порядка, который назначил суд, чтобы не затягивать процесс.
Также инициатором процедуры банкротства могут стать кредиторы и госструктуры. В таком случае компетентное лицо самостоятельно подает заявление в суд о признании акционерного общества несостоятельным.
— Этапы банкротства
На первом этапе суд дает АО время на оздоровление и погашение всех задолженностей. При этом назначаются определенные обязательные процедуры для фирмы. Если АО все же не смогло восстановить свои позиции, компанию закрывают.
Для контроля за соблюдением всех требований суда, назначается управляющий, который получает право руководить действиями организации. При этом прежнее руководство отстраняется. Действия управляющего могут быть направлены исключительно на восстановление платежеспособности АО.
Длительность каждого этапа банкротства:
- сбор информации о деятельности предприятия — 7 месяцев;
- восстановление платежеспособности с помощью внешнего управления — до 2 лет;
- конкурсное управление от 6 месяцев.
В случае, если акционерное общество не удалось восстановить и избавить от долгов, оно обязуется выплатить затраты по самоликвидации.
— Итоговая стоимость процедуры банкротства
Конечно, трудно учесть все финансовые затраты, которые может понести АО в ходе рассмотрения банкротства. Каждое дело стоит рассматривать в отдельности, однако некоторые траты всё же можно предугадать заранее.
Для начала стоит оплатить ведение дела в арбитражном суде. Это фиксированная сумма, на данный момент она составляет 220 000 рублей на начальный период и ежемесячные выплаты в размере 30 000 антикризисному управляющему.
Также есть дополнительные расходы, с которыми можно столкнуться:
- выплаты юридической фирме по ведению банкротства;
- оплата бланков, необходимых для ведения дела;
- публикации в реестре ЕФРСБ и газете “Коммерсант”;
- оплата почтовых уведомлений участникам процесса.
Стоит также отметить, что, если в ходе суда была установлена вина в банкротстве руководящих лиц компании, они будут обязаны погасить задолженности за счет личных средств.