Инструкция и правила проведения закрытого конкурса по 44-фз
Содержание:
Процедура проведения заказчиком открытого конкурса
Схема проведения открытого конкурса
ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
Мероприятия:
Организация проведения открытого конкурса
Создание конкурсной (единой) комиссии и определение порядка ее работы
Привлечение специализированной организации при проведении открытого конкурса
Документы:
Приказ о проведении открытого конкурса
Приказ о создании конкурсной (единой) комиссии
Положение о конкурсной (единой) комиссии
Контракт со специализированной организацией при проведении открытого конкурса
Срок:
Не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе
ЭТАП 2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
Мероприятие:
Разработка и утверждение конкурсной документации
Документы:
Общие положения конкурсной документации
Информационная карта открытого конкурса
Форма заявки на участие в открытом конкурсе
Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе
Техническое задание при проведении открытого конкурса
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении открытого конкурса
Проект контракта для включения его в конкурсную документацию
Срок:
Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе
ЭТАП 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ
Мероприятия:
Регистрация заказчика в ЕИС при проведении открытого конкурса
Оформление усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении открытого конкурса
Подготовка и размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса
Документ:
Извещение о проведении открытого конкурса
Срок:
Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе
ЭТАП 4. ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ
Мероприятие:
Получение и регистрация заявок на участие в открытом конкурсе
Документы:
Журнал регистрации заявок на участие в открытом конкурсе
Расписка в получении заявки на участие в открытом конкурсе
Срок:
До даты и времени, которые установлены в конкурсной документации для вскрытия конвертов
ЭТАП 5. ВСКРЫТИЕ КОНВЕРТОВ С ЗАЯВКАМИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ
Мероприятие:
Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе
Документ:
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе
Срок:
В день и время, указанные в конкурсной документации, – вскрытие конвертов;
не позднее следующего рабочего дня – размещение протокола в ЕИС (если предметом конкурса является проведение научно-исследовательских работ с возможностью заключения контрактов с несколькими участниками или проведение двух и более поисковых научно-исследовательских работ, – в течение трех рабочих дней)
ЭТАП 6. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
Мероприятия:
Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе
Возврат обеспечения заявки на стадии рассмотрения и оценки заявок при проведении открытого конкурса
Документ:
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе
Срок:
Не позднее 20 календарных дней с даты вскрытия конвертов – рассмотрение и оценка заявок (при проведении закупки товаров (работ, услуг) в сфере науки, культуры или искусства срок может быть продлен заказчиком не более чем на 10 рабочих дней);
– не позднее следующего рабочего дня после подписания – размещение протокола в ЕИС;
не позднее пяти рабочих дней после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок – возврат обеспечения заявок участникам, кроме победителя
ЭТАП 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
Мероприятия:
Составление и направление проекта контракта победителю открытого конкурса
Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем открытого конкурса
Подписание контракта с победителем открытого конкурса
Возврат обеспечения заявки на стадии подписания контракта с победителем открытого конкурса
Документ:
Проект контракта для направления его победителю открытого конкурса
Срок:
Не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок – направление указанного протокола и проекта контракта победителю конкурса или единственному участнику;
не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок, а также не позднее 10 календарных дней с даты получения подписанного контракта и обеспечения от победителя – подписание контракта;
не позднее пяти рабочих дней с даты подписания контракта – возврат обеспечения заявки победителю
Способы проведения закрытых торгов
Есть пять случаев проведения закрытого конкурса 44‑ФЗ:
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, если информация о таких нуждах является государственной тайной
- закупка товаров, работ и услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта
- контракты, связанные с охраной, транспортировкой и страхованием предметов торгов, представляющих собой художественное, историческое или иное культурное значение; к таким предметам относятся драгоценности (камни и металлы), музейные коллекции и экспонаты, архивные документы с копиями, обладающие исторической ценностью и передаваемые во временное владение и/или пользование. Целью такой передачи чаще всего является проведение выставок как внутри России, так и за рубежом
- контракты, касающиеся уборки помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов, которые регламентируются ч. 2 ст. 84 Закона 44-ФЗ
- закупки, проводимые структурами федеральной исполнительной власти и подчиняющихся им госучреждений и унитарных предприятий, разрабатывающих и реализующих политику государства в области обеспечения его безопасности и обороны; перечень структур, ответственных за такие закупки, содержится в постановлении правительства от 27 ноября 2017 № 1428
Осуществление закупок по 44-ФЗ
В соответствии с законодательством, приобретение нужных для работы государственных органов материалов, техники, помещений, различного рода услуг может осуществляться конкурентным способом, когда выбор поставщика происходит из нескольких претендентов, либо у единственного представителя. Осуществление закупок по 44 ФЗ позволяет свести к минимуму злоупотребления и коррупционные проявления в этом процессе.
Способы закупки
Федеральный закон определяет, что основанными на конкуренции являются следующие способы приобретения продукции и услуг:
- конкурс;
- аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Закупка у единственного участника осуществляется лишь в том случае, когда нужный товар или услуга монополизированы в силу объективных причин, например, защищены авторским правом.
Виды конкурсов
В ФЗ № 44 предусмотрены следующие разновидности конкурсов:
- Открытый. Его характерной особенностью является то, что информация о закупке сообщается неограниченному кругу потенциальных поставщиков либо исполнителей, причем ко всем участникам применяются одинаковые критерии отбора. Данные о конкурсе размещаются в единой системе за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.
- С ограниченным участием. Этот конкурс проводится среди неограниченного числа участников, к которым применяются единые и одинаковые критерии, однако перед непосредственным участием в конкурсе участники должны пройти квалификационный отбор.
- Двухэтапный. На первом этапе вся информация о конкурсе размещается в свободном доступе, чтобы желающие могли принять в нем участие, однако затем к победителям выдвигают дополнительные требования. И участник, который предоставил наилучшие условия на втором этапе, объявляется победителем.
- Закрытый аукцион – информация о нем не размещается в открытом доступе в интернете либо в средствах массовой информации. На конкурсах такого типа предметом являются объекты, представляющие собой государственную тайну. Выигрывает закрытый аукцион участник, предложивший самую низкую цену за свою продукцию.
- Закрытый с ограниченным участием. Этот тип конкурса предусматривает ознакомление с его условиями лишь круга лиц, которые занимаются выпуском конкретной продукции. Выигрывает право на осуществление поставок либо проведение работ тот участник, который вначале прошел квалификационный отбор, а затем предложил лучшие условия.
- Закрытый двухэтапный предусматривает отбор участников в два этапа. Сначала информация о предмете закупки отправляется ограниченному кругу лиц, которые могут выполнить условия контракта, затем по результатам второго тура определяется победитель, представивший лучшее предложение. Аукцион
Аукцион по закупке осуществляется в электронной форме, то есть вся информация об объекте конкурса размещается на доступном для всех сайте. Сами торги проводятся на электронной площадке заранее выбранного оператора, который полностью отвечает за технический аспект их проведения.
Однако покупать на аукционе можно только отдельные категории товаров или работ, услуг. Их перечень утвержден Правительством РФ, и он достаточно объемный. К аукциону предъявляются такие критерии:
- точное, четкое и подробное описание объекта закупки;
- выбор победителя должен быть основан только на количественной и денежной оценке.
Запрос котировок
Этот способ определения исполнителя госзаказа осуществляется путем размещения информации об объекте закупки в единой базе данных, причем победителем в конкурсе является тот участник, что предложит самую низкую цену за свою продукцию. Однако стоит учесть, что запрос котировок можно проводить лишь в том случае, если стоимость контракта не превышает 500 тысяч рублей.
Кроме этого, есть еще одно ограничение для заказчика по данному виду торгов – годовой объем закупок, осуществляемый подобным способом, не может превышать 10% от всего годового объема закупок заказчика и при этом не может быть больше, чем 100 млн рублей в год.
Запрос предложений
Победителем такого конкурса становится участник, предложивший заказчику товар или услугу, которая оптимально соответствует параметрам запроса. Проводить выбор поставщика методом запроса предложений можно только в следующих случаях:
- для обеспечения спортивных команд инвентарем, экипировкой, оборудованием;
- для лечения россиян за границей;
- для обеспечения лекарственными препаратами;
- для закупок предметов народного промысла;
- при заключении контрактов для защиты интересов граждан или государства в иностранных судебных органах.
Способы закупок по 44-ФЗ
Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика», то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:
Открытые |
Закрытые |
Открытый конкурс |
Закрытый конкурс |
Двухэтапный конкурс |
Закрытий двухэтапный конкурс |
Конкурс с ограниченным участием |
Закрытый конкурс с ограниченным участием |
Аукцион в электронной форме |
Закрытый аукцион |
Запрос котировок |
|
Запрос предложений |
При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика — это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.
Закрытые способы применяются в следующих случаях:
информация о госзакупках является государственной тайной;
заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.
На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.
Закрытый аукцион
Информация о закрытом аукционе распространяется исходя из тех же принципов, что и о закрытом конкурсе. Если секретные сведения содержатся только в документах и проекте контракта, то извещение о закупке публикуется в ЕИС не менее, чем за 30 дней до вскрытия конвертов. Заинтересованные поставщики направляют заказчику запрос на документацию. Ее нужно предоставить в течение 3 дней в письменной форме. Заказчик вправе взимать за это плату (это условие должно быть прописано в документации), но не более, чем стоит создание копий документов.
Если же секретные сведения содержатся в объекте закупки, то публиковать извещение в открытом доступе запрещено. Заказчик должен разослать приглашение к аукциону поставщикам, имеющим нужную квалификацию, не менее, чем за 10 дней до вскрытия конвертов. В приглашении, помимо данных о себе, заказчик должен описать что, в каком объеме и в какие сроки нужно поставить (или какие работы выполнить). А также указать, каким способом поставщик может ознакомиться с аукционной документацией.
Заказчик должен уведомить ФАС за 5 дней до проведения процедуры вскрытия конвертов о том, кому он направил аукционную документацию, а также передать копии всех отправленных им приглашений.
О том, какая информация должна содержаться в документации закрытого аукциона, подробно насписано в статье 87 закон 44-ФЗ.
Подача заявок
Заявка на закрытый аукцион должна содержать:
- информацию об участнике, включая учредительные и прочие документы;
- его предложение относительно объекта закупки;
- документы, которые подтверждают:
- его соответствие требованиям закрытого аукциона;
- внесение обеспечения заявки;
- право на получение преимуществ;
- происхождения товара (в рамках национального режима).
Подача заявки
Заявки за закрытый аукцион подаются в запечатанном конверте. От одного участника принимается только одна заявка. Если будет больше, то отклонят все. Подавать заявки можно вплоть до момента вскрытия конвертов. Пока этого не произошло, заявку можно отозвать. Обеспечение в этом случае вернется в течение 5 рабочих дней.
Заявки рассматриваются не более 10 дней. В итоге комиссия составляет список участников аукциона и оформляет протокол. Его копию необходимо направить не позже следующего дня в ФАС. Также необходимо уведомить всех участников, подавших заявку, о принятых решениях комиссии.
Всем, кого не допустили к проведению аукциона, в течение 5 рабочих дней после подписания протокола возвращают обеспечение.
Аукционные торги
Аукцион проходит в классическом виде. Все участники собираются, регистрируются и получают нумерованные карточки. Ведущий аукциона (аукционист, выбранный из состава комиссии) объявляет начало торгов, номер лота, объект закупки, начальную максимальную цену контракта, шаг аукциона, а также отсутствующих участников.
Затем аукционист объявляет цену, снижаясь на шаг аукцион, а участники, согласные заключить контракт по этой цене, поднимают карточки. Ведущий называет того, кто первым поднял карточку при объявлении цены.
В течение всей процедуры аукциона ведется протокол. Не позднее следующего дня один экземпляр нужно направить в ФАС. Еще один экземпляр должен быть направлен победителю вместе с проектом контракта. Это нужно сделать не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола. Заключение контракта происходит не ранее, чем через 10 дней с этой же даты.
Аукцион не состоялся, если:
- До него был допущен только один участник. В этом случае с ним заключается контракт как с единственным поставщиком, но это нужно предварительно согласовать с ФАС.
- До него не был допущен ни один участник. Тогда можно внести изменения в документацию и провести новую процедуру.
Рассмотрение первых частей заявок
Не более 7 дней с даты окончания приема заявок комиссия заказчика рассматривает их первые части. Причины отказа есть всего две:
- Участник неправильно оформил согласие на поставку товара, оказание услуги или выполнение работы либо же указал неверные параметры объекта закупки.
- Участник указал в заявке недостоверную или неполную информацию.
- Рассмотрев все заявки, комиссия составляет протокол, в котором перечисляют всех участников с присвоенным им порядковыми номерами и указывает в отношении каждого из них информацию о допуске либо недопуске к участию в аукционе. Если участник получил отказ, это решение должно быть обоснованным. Следует указать положение документации или закона, которые нарушил этот участник.
- Протокол направляется на ЭТП и размещается в ЕИС до окончания срока рассмотрения заявок. Оператор торгов в течение часа после получения протокола должен направить всем участникам уведомление о решение заказчика.
- Случается, что ни одна заявка в итоге рассмотрения их первых частей к аукциону не запускается. В этом случае считается, что аукцион не состоялся.
Различия аукциона и конкурсных торгов
Главное отличие аукциона от тендера заключается в цели проведения торгов. Организаторы аукционов желают реализовать имеющуюся продукцию как можно дороже. Если в качестве организатора выступает компания-заказчик, цель данного мероприятия — получить наиболее выгодную цену. Организация конкурсных торгов подразумевает желание получить наиболее выгодное предложение, связанное с выполнением условий конкурса
Важно обратить внимание на то, что имеются отличия, связанные с предметом торгов. Аукционы проводятся с целью реализации недвижимого или движимого имущества, а тендеры, в целях реализации продукции или услуг
Тендер имеет надежную защиту от денежных махинаций, которые можно ожидать от участников, так как характер проведения процесса строгий
Также имеются различия в самом процессе и результате данных видов мероприятий. Для участия в аукционе претенденты должны пройти процедуру регистрации и сделать свою ставку. После оплаты ставки, имущество передается победителю аукциона. Для того чтобы стать участником конкурса, претенденту необходимо собрать пакет необходимых документов, после чего передать свою заявку организаторам тендера. Далее специальной комиссией определяется самое выгодное из предложений.
Различия между аукционом и конкурсом:
- Форма мероприятия. Конкурсные торги подразумевают длительный отрезок времени, на протяжении которого будут рассматриваться и детально анализироваться предложения претендентов. Аукцион проводится в сжатые сроки, а победителем торгов объявляется та компания, что предложила самую высокую цену за продукцию организатора.
- Цель проведения торгов. Задачей аукциона является реализация товарно-материальных ценностей по высокой цене. Целью конкурсных торгов является приобретение товара или услуги на выгодных условиях.
- Предмет торга. Чаще всего объектом тендера является выполнение определенных услуг. Предметом торга аукционов, как правило, является недвижимость или движимое имущество.
- Результат. Победителем аукциона становится тот претендент, что предлагает наиболее высокую цену за выставленный лот. В конкурсных торгах побеждают те участники, чьи условия считаются более выгодными для организаторов мероприятия.
Виды редукциона
Редукцион – вид закупки, при которой победителем признается тот, кто предложит наименьшую цену. Названный вид торгов делится на две категории:
Открытый – когда информация о проведении сообщается заказчиком неограниченному количеству лиц;
Закрытый – поучаствовать могут не все поставщики, а только те, которые получили от заказчика приглашение на участие.
По способу проведения редукцион бывает:
В электронной форме – это значит, что все этапы данного вида закупки будут проводиться на электронной торговой площадке (ЭТП).
Порядок проведения открытого редукциона в электронной форме:
- Принять участие вправе лица, зарегистрированные на сайте ЕИС, аккредитованные на ЭТП, имеющие усиленную электронную подпись;
- Проводится на ЭТП в сроки, указанные в извещении. Извещение должно быть доступно всем участникам не менее чем за 5 дней до конца приема предложений. Указываются реквизиты заказчика, описание объекта закупки, начальная цена, сроки принятия заявок и проведения торгов;
- Заявки, поданные участниками, должны соответствовать требованиям закупочной документации. Обязательным требованием является согласие на условия будущего договора. В противном случае заказчик имеет право отклонить заявку;
- После подачи предложений заказчик рассматривает и оценивает заявки на соответствие. Торги признаются несостоявшимися, если была подана только одна заявка. Побеждает единственный участник, если его заявка соответствует требованиям закупочной документации;
- Проводится путем понижения цены контракта;
- Стоимость закупки понижается на «шаг», значения которого составляют от 0,5% до 5% от НМЦК);
- Предложение можно подать независимо от «шага», если соблюдены требования ч. 9 ст.68 44-ФЗ;
- Предложения о цене должны подаваться в строго установленные сроки согласно ч.11 ст.68 44-ФЗ;
- Оператором ЭТП будут отклонены предложения о цене, не соответствующие требованиям ст.68 44-ФЗ;
- Протокол проведения размещается на ЭТП в сроки, предусмотренные ч.18 ст.68, 44-ФЗ;
- В конце заказчиком формируется итоговый протокол для заключения договора с победителем. Указывается хронометраж торгов, наименование всех участников, победитель и его цена. Размещается на ЭТП.
- Если победивший участник отказывается от контракта, то заказчик вправе заключить его с лицом, занявшим второе место.
«Вживую» — участники собираются в заранее указанном месте. Им выдаются номера, с помощью которых они будут вносить окончательные ценовые предложения. Когда процедура начинается, участники предлагают цену, поднимая таблички. Побеждает последний человек, предложивший самую низкую цену.
По степени сложности редукцион бывает усложненный и базовый.
Схема усложненного редукциона:
Публикация – прием заявок – рассмотрение первых частей заявок – торги – рассмотрение вторых частей заявок – объявление результатов.
Схема базового редукциона:
Публикация – прием заявок – рассмотрение – торги – объявление результатов.
Как мы видим из схем при базовой разновидности перед проведением торгов рассмотрение первых и вторых частей заявок происходит одновременно.
Результат соревнования
При проведении конкурса государственная или муниципальная организация должна выбрать исполнителя в любом случае, если количество участников больше одного, и заявки соответствуют предъявленным требованиям. При этом коммерческая компания может и не выбрать победителя – этот вопрос решает только тендерная комиссия.
Результат конкурсного состязания должен объявляться официально и отражаться в СМИ, а его организатор должен заключить договор с победителем на ранее определенных условиях. При этом неудовлетворенные решением участники могут обжаловать результаты в судебном порядке и взыскать издержки, связанные с подготовкой. О результате тендера сообщается выбранному поставщику услуг любым способом, например, электронным письмом или звонком, а другие участники не могут иметь никаких претензий к тендерному комитету.
Что такое тендерные торги
Термин «тендер» следует трактовать как «предложение». Суть данного мероприятия довольно проста. Заказчик, выступающий в качестве организатора конкурса, подготавливает заказ на приобретение продукции или оказание услуг, формулирует условия соглашения и объявляет о необходимых документах от претендентов. Компании, желающие получить заказ должны в установленные сроки подать соответствующую заявку и подготовить свое предложение.
Довольно часто рассматриваемое понятие используется в отношении различных конкурсных мероприятий и аукционов. Также следует отметить, что довольно часто тендером именуется процедура запроса предложений или котировок. На территории РФ проводятся два типа торгов: закрытые и открытые. Сама процедура может осуществляться в несколько этапов и иметь конкурсную или аукционную основу
Важно обратить внимание на то, что подобные мероприятия, связанные с государственными заказами, проводятся только одним этапом
Согласно действующему Федеральному Закону, существуют методы закупок, что не относятся к торгам. Одним из таких методов является запрос ценовых котировок. Использовать подобный метод разрешается только в том случае, когда общая сумма заказа не превышает 500 000 рублей. Так в данном законе имеются особые условия, связанные закупкой продукции у единого поставщика.