Федеральный закон «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 n 44-фз ст 26 (ред. от 11.06.2021)

Содержание:

Кому полезны такие закупки

Тендеры без конкретной НМЦК проводят крупные организации, которые объединяют потребности в единую покупку, чтобы ежемесячно не покупать сходные товары или услуги. Подобные закупки с неопределенным объемом ТРУ оптимизируют расходы. Наибольшую эффективность консолидация расходов принесёт:

  1. Промышленным предприятиям по направлениям:
  • сырьё;
  • запасные части;
  • расходные материалы;
  • транспортные услуги.
  1. Организациям в сфере транспортировки пассажиров и багажа по направлениям:
  • запчасти;
  • топливо.

3. Медучреждениям по направлениям:

  • лекарства;
  • расходные материалы.

Главный минус таких заказов: отсутствие возможности планировать точную сумму расходной части бюджета. Злоупотреблять такими закупками без особой необходимости не рекомендуется.

ВАЖНО!

Регулирование и информационное обеспечение контрактной системы

В рамках регулирования контрактной системы в сфере закупок департамент выполняет две основные функции:

1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ярославской области (разрабатывает проекты нормативных правовых актов, предложения по планированию и организации процесса закупок, методические рекомендации, типовые документы, относящиеся к сфере закупок, регламенты работы комиссий по осуществлению закупок);

2) осуществляет методологическое сопровождение деятельности заказчиков и органов местного самоуправления (оказывает консультативную помощь, разрабатывает рекомендации и предложения по планированию и организации процесса закупок для обеспечения муниципальных нужд Ярославской области, разрабатывает для заказчиков справочные и аналитические материалы, относящиеся к сфере закупок).

Одним из ключевых элементов контрактной системы Ярославской области является созданная в 2013 году государственная информационная система «Госзакупки ЯО» (zakupki.yarregion.ru).

Как известно, автоматизация и информатизация закупочного пространства активно осуществляется в нашей стране на протяжении последнего десятилетия. Повсеместно отмечается, что основным преимуществом автоматизации закупочного процесса является увеличение скорости принятия решений заказчиком и снижение стоимости управления закупками. На наш взгляд, существенное увеличение скорости принятия решений заказчиком возможно только посредством использования каталога закупаемых товаров (работ, услуг). При этом единого каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сегодняшний момент не существует, в то время как собственные каталоги используются лишь незначительным количеством субъектов.

Именно поэтому важно обозначить основные цели внедрения автоматизированной системы в Ярославской области:

  • интеграция закупочного и бюджетного процессов для исключения случаев планирования и осуществления закупок без наличия лимитов бюджетных обязательств;
  • возможность полного учета и последующего анализа закупок;
  • автоматизация процесса обмена информацией между участниками контрактной системы.

Подчеркнем, что информационная система дает возможность распространения единых принципов и правил закупки не только на региональный, но и на муниципальный уровень (уже сейчас система готова к «подключению» 1,5 тысячи муниципальных заказчиков). Таким образом, ГИС «Госзакупки ЯО» является ключевым источником информации для принятия управленческих решений в сфере закупок.

Успех интеграции закупочного и бюджетного процессов во многом объясняется тем, что уполномоченный орган находится в «финансовом блоке» областного правительства, плотно взаимодействуя с департаментом финансов области. Такое взаимодействие позволяет обеспечивать интеграцию двух автоматизированных систем — ГИС «Госзакупки ЯО» и АС «Бюджет», что также является существенным вкладом в формирование регионального электронного бюджета.

Обзор документа

В целях централизации закупок могут создаваться уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственный, муниципальный орган, казенное учреждение, или несколько таких органов, учреждений.

Порядок взаимодействия заказчиков с данными органами, учреждениями определяется решениями о создании последних или о наделении их полномочиями.

Если вопрос об определении электронной площадки, на которой проводится закупка, в указанном порядке не урегулирован, то необходимо руководствоваться следующим.

В извещении о проведении электронного аукциона указывается адрес электронной площадки. Извещение публикуется в ЕИС в сфере закупок.

К деятельности уполномоченных органов, учреждений применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика.

Уполномоченный орган, учреждение при формировании извещения определяет оператора электронной площадки.

Если заказчик самостоятельно проводит закупку, в т. ч. формирует извещение, то он вправе самостоятельно выбрать электронную площадку.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Письмо Министерства экономического развития РФ от 19 октября 2016 г. N Д28и-2867 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»

6 декабря 2016

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает следующее.

В случае применения статьи 26 Закона N 44-ФЗ, если на уполномоченные органы, уполномоченные учреждения возлагаются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракт заключается заказчиком.

При этом если уполномоченному органу, учреждению не были переданы полномочия на заключение контракта, то такой орган, учреждение не вправе выступать в качестве бенефициара по банковской гарантии. В случае если уполномоченный орган, учреждение самостоятельно заключает контракт, осуществляет приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг и осуществляет их оплату, то такой орган, учреждение могут быть бенефициарами по банковской гарантии.

В случае если на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение возлагаются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то такой орган, учреждение выступает бенефициаром по банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения заявки.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов

Понимание централизованных закупок

Использование центрального отдела закупок является частью стратегии организации, направленной на повышение эффективности. Хотя объединение может позволить организации заказывать товары в больших количествах и снизить затраты, это также может замедлить процесс закупок и помешать сотрудникам своевременно получать необходимые материалы. Централизованное планирование может привести к еще большей бюрократической волоките, которая может препятствовать инновациям, не позволяя новым отделам получать необходимые им материалы.

Централизованные закупки могут лучше работать для более крупных организаций, которые менее разнесены географически. Небольшим компаниям может не иметь смысла участвовать в стратегии централизованных закупок, учитывая затраты, связанные с усовершенствованными технологиями и дополнительным персоналом.

Разновидности контроля

Коррупция – это серьезная проблема всего российского общества в целом. Государственные закупки не стали исключение. Количество недобросовестных поставщиков и заказчиков постоянно увеличивается, для получения личной выгоды они вступают в преступный сговор и совершают серьезные мошеннические проступки.

Поэтому одной из основных задач контролирующих органов в сфере госзакупок является именно выявление подобных коррупционных факторов и принятие соответствующих мероприятий по предупреждению.

Рассмотрим первый этап – контрольные мероприятия на уровне ведомства. В данном случае надзор осуществляется со стороны государственных органов и корпораций за деятельностью подведомственных частных заказчиков.

Второй этап – общественные контрольные мероприятия, которые проводятся соответствующими объединениями, физическими лицами, юридическими лицами. Все полномочия осуществляются от своего имени:

  1. Запрос информации о проведении торгов.
  2. Подача в суд.
  3. Подача жалобы в правоохранительные органы и ФАС РФ в случае выявления нарушений.
  1. Региональные и муниципальные. Контрольные мероприятия регулируются региональными и локальными нормативно-правовыми актами.
  2. Федеральные:
  • Главный уполномоченный орган – ФАС РФ. Деятельность относительно проведения контрольных мероприятий регулируется пунктом 1 части 1 статьи 99. Контролируется деятельность в рамках формирования гособоронзаказа.
  • Росатом и Роскосмос.

Согласно нормам законодательства, главная задача ФАС РФ – контроль надлежащего исполнения законодательных норм в сфере государственных и муниципальных закупов относительно конкуренции на рынке, образования естественной монополии, рекламных кампаний.

ФАС РФ по регламенту Правительства РФ – соответствующее Постановление №1489 от 25 декабря 2014 года – согласовывает проведение закрытых закупочных процедур, проводит контрольные мероприятия относительно иностранных инвестиций, разрабатывает локальные нормативно-правовые акты.

Централизованные закупки для подведомственных учреждений.

Главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета при закупках товаров, работ, услуг руководствуются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Данный закон содержит статью (26), регулирующую порядок проведения централизованных закупок.

Из положений ст. 26 Закона о контрактной системе следует, что в целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ:

  • может быть создан государственный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков;
  • может быть создано несколько государственных органов, казенных учреждений;
  • полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков могут быть возложены на государственный орган, казенное учреждение или несколько государственных органов, казенных учреждений из числа существующих.

Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов и учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

Контракты, заключаемые с выбранными по итогам централизованных закупок поставщиками и подрядчиками, подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

В случае если главный распорядитель бюджетных средств организует закупку товаров, работ, услуг для своих подведомственных учреждений, она проводится не в рамках положений ст. 26 Закона о контрактной системе, а в общем порядке, установленном данным законом. Контрактом, заключаемым по итогам определения конкурентными способами поставщика, может быть предусмотрена:

  • поставка объектов нефинансовых активов на склад заказчика (позднее заказчик самостоятельно осуществляет доставку приобретенных объектов своим подведомственным учреждениям);
  • поставка предмета контракта (нефинансовых активов, периодических изданий) по адресам, указанным в контракте (адресам подведомственных заказчику учреждений).

Обзор документа

Если на уполномоченные органы (учреждения) возлагаются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то контракт заключается заказчиком.

Если уполномоченному органу (учреждению) не были переданы полномочия на заключение контракта, то он не вправе выступать в качестве бенефициара по банковской гарантии. Если уполномоченный орган (учреждение) самостоятельно заключает контракт, осуществляет приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг и осуществляет их оплату, то такой орган (учреждение) могут быть бенефициарами по банковской гарантии.

Если уполномоченный орган (учреждение) уполномочен определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то он выступает бенефициаром по банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения заявки.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что такое централизованные закупки?

Централизованные закупки – это отдел внутри компании или организации, который отвечает за выполнение всех необходимых закупок. Централизованные закупки работают с другими отделами и агентствами над консолидацией заказов на продукты, чтобы использовать эффект масштаба для получения более низких цен.

Кроме того, организации используют центральный отдел закупок, чтобы упростить бюджет закупок или сохранить расходы организации в централизованном месте, где их можно легко проверять на расхождения и проверять.

Ключевые выводы

  • Централизованные закупки – это бизнес-единица, которая выполняет все закупки для организации, часто лучше подходящей для крупных корпораций с различными местоположениями.
  • Некоторые преимущества централизованных закупок включают сокращение избыточной работы, снижение затрат, связанных с обучением и поддержкой дополнительного персонала, а также лучший контроль.
  • Некоторые недостатки централизованной закупки включают повышенную сложность, задержку доставки и отказ от местных скидок.

Негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на то, что институт централизации государственных и муниципальных закупок введен Федеральным законом 44-ФЗ в целях реализации им же закреплённых принципов эффективности и единства закупок, при непосредственной реализации централизованных закупок по 44-фз на практике возникают некоторые сложности, которые сказываются на результате закупок.

Во первых при централизации закупок по 44-ФЗ возникает снижение конкуренции между участниками закупок, поскольку в таком случае возрастает объем товаром, работ и услуг, финансовые риски и логистическая нагрузка на потенциального победителя закупки. Происходит это потому что нужды многих заказчиков неизбежно объединяются и укрупняются уполномоченным органом в одну закупку. Следствием этого является снижение качества товаров, работ и услуг. Крупные закупки не интересует представителей малого бизнеса, и в итоге победителем по таким закупкам являются только достаточно крупные игроки этого рынка. Снижение количества участников закупки так же снижает и процент экономии бюджетных средств по таким закупкам, относительно того, если бы заказчики самостоятельно по отдельности закупали эти объекты закупки.

Дополнительным негативным фактором является неизбежное возникновение коррупционных факторов, которые так же снижают эффективность таких закупок. Распространены по таким видам закупок и случаи картельных сговоров между участниками закупок. Немаловажным является и вопрос логистики информации между заказчиком и уполномоченным органом в сфере закупок, который может привнести дополнительные проблемы в и так сложную сферу закупок. На практике централизация государственных закупок приводит к неизбежному увеличению сроков осуществления закупок, что вкупе с низким качеством планирования среди заказчиков часто может приводить к срыву государственных или муниципальных закупок.

Помимо всего выше обозначенного, вследствие того, что не все полномочия заказчика передаются уполномоченному органу в сфере закупок, заказчик все равно должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Ну и поскольку закупки уполномоченный орган осуществляет для многих заказчиков, то срыв даже одной закупки влечёт негативные риски для одного или даже нескольких субъектов. Учитывая это, нередки случаи когда, уполномоченные органы в сфере закупок «договариваются» с контролирующими органами на предмет сокрытия допущенных нарушений Федерального закона №44-ФЗ. 

Когда закупки осуществляются непосредственно заказчиком, он абсолютно самостоятельно определяет способы своих закупок. При централизации государственных и муниципальных закупок такая свобода выбора у уполномоченного органа отсутствует. А это означает, что снижается возможность заказчиков максимально оперативно удовлетворять свои нужды. Стоит отметить, что на практике осознавая вышеуказанные риски, нередки случаи, когда в порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями предусматривается право заказчиков осуществлять некоторые виды закупок своими силами. Как правило, это определяется по сумме закупок.

Как появилась централизация

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления.
  2. Местные администрации.
  3. Бюджетные и казенные учреждения (как государственные, так и муниципальные).

Такая система преследует две цели. Во-первых, появляется возможность снизить цены на приобретаемые товары или услуги за счет большего объема. Так, централизация муниципальных закупок позволяет выгодно приобрести продукты питания сразу на все детские сады района. Если бы каждый садик проводил такой тендер, цена единицы продукции была бы выше.

Во-вторых, такой подход более или менее разгружает заказчиков в части организации процедур. Те же детские сады освобождаются от сложных административных процедур. Кстати, часто по этой причине тендерами занимается один уполномоченный орган.

Обзор документа

Сообщается, что централизацию закупок необходимо рассматривать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Так, в частности, при централизации на федеральном уровне предусматривается возможность межведомственной и внутриведомственной централизации. Также в указанных целях могут быть созданы федеральный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.

При осуществлении внутриведомственной централизации необходимо учитывать структуру федерального органа исполнительной власти и его подведомственных учреждений. В данном случае рекомендуется разделить все закупаемые товары, работы, услуги на 3 группы. В первую группу включаются товары, работы, услуги, закупки которых будут производиться центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти. Во вторую — товары, работы, услуги, при закупке которых поставщика, подрядчика и исполнителя определяет центральный аппарат органа власти, а контракты заключают подведомственные учреждения. В третью группу — товары, работы, услуги, которые будут закупаться подведомственным учреждением самостоятельно.

При рассмотрении централизации закупок на уровне субъекта Федерации необходимо учитывать тот факт, что субъекты различаются по размеру, численности населения, степени урбанизации, в связи с чем выработать единую модель централизации не возможно. Необходимо предусмотреть создание гибкого механизма централизации, который учитывал бы особенности отдельного региона.

Также следует учитывать, что при принятии решений о централизации необходимо оценивать издержки, связанные с централизацией закупок, в т. ч. издержки на подготовку персонала, обучение, создание контрактных служб.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как различить централизованные закупки

Первый вид подразумевает, что центр занимается административной работой с тендерами, а обязанности по их обоснованию, расчету НМЦК, формированию существенных условий контракта и его подписанию остаются у заказчика.

Пример таких отношений есть в Клинском МР Московской области (постановление администрации № 2822 от 21.12.2015). Здесь в роли уполномоченного органа выступает МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ), который согласовывает с покупателями планы и планы-графики и выбирает способ определения поставщика. Также ЦПТ формирует и публикует в ЕИС извещения о процедурах, организует заседания комиссии, обеспечивает конфиденциальность заявок, хранит тендерные документы. Вся остальная работа ложится на плечи заказчика: от составления закупочных планов и проведения торгов до исполнения контракта. В этом случае при централизации контрактная служба заказчика работает во всю силу без особой разгрузки. Дополнительно заказчику необходимо согласовывать некоторые действия с уполномоченным органом. В качестве плюса здесь можно отметить обязанность центра консультировать покупателя при проведении торгов. Если такую помощь оказывают компетентные специалисты и в срок, то централизация действительно полезна для заказчика.

Однако обязанности допускается распределить и по-другому (расширенный вариант). В этом случае центр может взять на себя практически весь процесс: от планирования до исполнения контракта, приемки продукции, обеспечения оплаты.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 ноября 2016 г. N Д28и-3015 О создании уполномоченных на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков государственных органах, муниципальных органах, казенных учреждениях

27 декабря 2016

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами могут создаваться уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, или несколько таких органов, казенных учреждений.

Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, которые установлены решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона N 44-ФЗ порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ.

В случае если вопрос об определении электронной площадки, на которой осуществляется закупка, в указанном порядке не урегулирован, полагаем целесообразным руководствоваться следующим. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Размещение в единой информационной системе извещения осуществляется заказчиком (часть 1 статьи 63 Закона N 44-ФЗ). К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с данной статьей, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика (часть 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ). С учетом изложенного, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение при формировании извещения о закупке определяет оператора электронной площадки для ее осуществления. В случае если заказчик самостоятельно осуществляет закупку, в том числе формирует извещение, то выбор электронной площадки вправе осуществить заказчик.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов

Как провести централизованные закупки

Сначала для централизации закупок в отношении уполномоченного органа принимают решение о создании нового или о наделении существующего соответствующими полномочиями. В этом же документе указывают и ряд обязанностей, выполнение которых вменяется центру

Здесь стоит обратить внимание на следующие положения:

  1. Кто и как выбирает поставщика. Например, в Калининградской области, где центр — это агентство по централизации закупок, заказчики вправе сами выбрать исполнителей вне зависимости от типа процедуры, если НМЦК не превышает 500 000 руб.
  2. Как формируют закупочные комиссии. Уполномоченный орган вправе привлекать представителей заказчика в такие комиссии либо не привлекать.
  3. Для кого будет работать центр. Государственное агентство по централизации закупок Саратова окутало город полностью и помогает проводить тендеры почти для всех заказчиков (областные исполнительные органы власти, бюджетные и казенные учреждения). А вот в г. Кушве уполномоченный орган оказывает услуги только для 4 конкретных покупателей.

Периодичность проведения проверок

Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. При этом плановый контроль, в соответствии с п. 13 ст. 99 ФЗ № 44, может проводиться не чаще 1 раза в полгода. В том случае, если в ходе проверки оценивается деятельность специализированных организаций или комиссий по осуществлению закупки, она может проводиться не чаще 1 раза за период, в течение которого определяется исполнитель условий контракта.

Основаниями для проведения проверки, не предусмотренной планом, могут стать:

  • получение жалобы на действия (бездействие) организатора закупки — ее может подать потенциальный участник закупки или представитель объединения, осуществляющего самостоятельно общественный контроль;
  • получение информации о том, что информация о закупке нарушает требования действующего законодательства;
  • окончание срока, отведенного заказчику на устранение ранее выявленных нарушений.

***

Итак, осуществление контроля в сфере закупок позволяет обеспечить проведение торгов и аукционов с соблюдением требований действующего законодательства. Реализацией всех необходимых мероприятий занимаются представители уполномоченных органов исполнительной власти федерального и муниципального уровня. Проверки могут проводиться как в соответствии с заранее подготовленным графиком с соблюдением установленной законом периодичности, так и внепланово (при наличии объективных причин для выполнения контролирующих мероприятий).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Централизованные закупки (сущность, порядок организации и проведения), функции контрактной службы заказчика

Централизованные закупки — это способ организации торгов, при котором деятельность, направленную на выбор исполнителей условий контракта, осуществляет уполномоченный государственный орган, а не сам заказчик.

Порядок функционирования института централизованных закупок установлен положениями ст. 26 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44. На государственном или муниципальном уровне создается уполномоченный орган, который осуществляет работу по определению исполнителя условий контракта. В некоторых случаях указанные полномочия передаются уже существующим госорганам.

Несмотря на то что, в соответствии с ФЗ № 44, уполномоченный орган наделен правом самостоятельного определения подрядчика, он не может:

  • определять условия контракта;
  • устанавливать начальную цену для ведения торгов;
  • выполнять обоснование проведенной закупки.
  • подписывать контракты.

Указанный функционал закрепляется за контрактной службой заказчика даже в том случае, если закупка является централизованной.

Закупки в рамках Закона № 223‑ФЗ

Анализируя контрактную систему Ярославской области, нельзя не упомянуть закупки, осуществляемые в рамках Федерального закона № 223‑ФЗ. В 2015 году в Ярославской области силами рабочей группы, созданной на базе департамента, впервые был проведен мониторинг правоприменения заказчиками региона положений данного закона. Мониторинг выявил острую необходимость управления системой корпоративных закупок региона: он показал, что 75,6% всех областных заказчиков имели ненадлежащее положение о закупках, практически отсутствует конкуренция при проведении закупок и, как следствие, практически нет экономии. По его результатам правительством области было принято решение наделить уполномоченный орган новой функцией — содействия заказчикам в реализации положений Закона № 223‑ФЗ при осуществлении закупок. Реализация указанной функции осуществляется в двух направлениях:

  • методическое обеспечение заказчиков;
  • мониторинг, анализ и разработка предложений по применению заказчиками положений Закона № 223‑ФЗ.

Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).

Отклонение может быть обжаловано, но на аукцион отстранённый участник скорее всего не успеет, возможно итоги аукциона будут отменены ФАС или торги будут продолжены с включением незаконно отстранённых.

Товар холодильник, начало
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в предложении
1. Товарный знак Samsung * товарный знак Aristonстрана происхождения — РФ

1. Прямое упоминание товарного знака (производителя, бренда, фирмы) разрешено*** заказчикам для закупок услуг/работ с использованием этого товара. «Покраска стен краской TIKKURILLA или эквивалент»

Но подобное указание никоим образом не снимает обязанностей описывать этот товар в показателях, то есть указывать, чем же именно хороша эта краска (в цифрах)и каким минимально допустимым её свойствам должны соответствовать её эквиваленты (аналоги, конкуренты). Упоминание товарного знака запрещено для прямой поставки товаров, «закупка краски водоэмульсионной», «закупка холодильника».

***Кроме приведённых ниже исключений заказчику очень хорошо бы завести привычку никогда не указывать брендов в ТЗ, а сосредоточиться на разборе их технических характеристик. 

Исключения (там где можно и нужно указывать «фирму»): — запасные части или расходные материалы, совместимость которых обусловлена документацией уже используемых заказчиком изделий (картриджи для орг.техники и зап.части для авто являются уникальными в этом смысле видами закупок, т.к. в них законно требовать один единственный бренд-оригинал); 

— если не имеется другого способа обеспечить точное описание характеристик (ага, та самая виолончель Amati за 2 млрд. долларов)) Кроме шуточек, звучание уникальных инструментов действительно нельзя измерить в цифре, поэтому можно писать «Страдивари».

Товар холодильник
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в согласии
1. Товарный знак Samsung ничего не пишет товарный знак Aristonстрана происхождения — РФ
2. объём 200л не менее 200л 245 литров
3. количество камер 2 2 2
4. класс энергопотребления  А не ниже А А
5. кол-во рабочих циклов  более 20 000 более 20 000 более 20 000
6. температурный режим  от -10 до +5 не хуже чем от -10 до +5  от -15 до +8

2. В большинстве случаев участник должен конкретизировать все формулировки типа «минимум, максимум , менее, более, свыше, от, до»итп в соответствии с показателями товара планируемого к поставке/использованию.

3. Если заказчику не нужен холодильник с более чем двумя камерами, то и не нужно расширять этот показатель.

4. Если детально разобраться в показателе, то мы узнаем что существуют классы «А+», «А super-eco» итп

5. Конкретизировать неизмеряемые показатели невозможно: никто не может точно сказать сколько циклов отработает холодильник, поэтому в спецификации холодильника указаны формулировки «более-менее «, показатель используется в диапазонах и их можно и нужно указывать в требованиях заказчика и предложении поставщика.

Примеры приведены ради примера, в реальности все бытовые холодильники годятся среднестатистическому заказчику, никаких показателей кроме объёма и количества камер описывать не потребуется.

Упаковка (фасовка) товара — это тоже качественная характеристика, она также может быть затребована. Пример «молоко». Может быть фасовано в пакеты, а может доставляться в бидонах. С точки зрения участника молоко в пакетах во-первых: дороже, а во-вторых: не у всех производителей есть фасовочные линии, а значит это что? 

Специализированная организация: функции и особенности контракта с СО.

 
Сразу необходимо упомянуть, что нанимая специализированную организацию 44-ФЗ, Заказчик, тем не менее, все равно обязан иметь контрактного управляющего.
Специализированная организация осуществляет следующие:
а) разработка и создание конкурсной документации;
 б) размещение извещение в ЕИС;
в) отправлять приглашения.
 
Но для специализированной организации 44-ФЗ существуют некоторые ограничения. Например, она не может составлять и публиковать отчеты и план-график. Федеральным законом определено право Заказчика передавать только часть функций, исключительно для проведения процедуры определения поставщика, которая начинается с публикации извещения и завершается подписанием контракта. А вести и формировать план-графика, а так же отчеты необходимо только самому Заказчику (Приказ Минэкономразвития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н). Хотя и не запрещено специализированной организации оказывать методическую помощь в составлении и публикации плана-графика и отчетов.
 
Также специализированной организации 44-ФЗ можно проводить закупочные процедуры исключительно в форме аукциона или конкурса и действуя от имени Заказчика, не может быть претендентом на участие в закупке, которую организовывает, так же как и брать права и обязанности по исполнению таких закупок. Эти прерогатива, как и подписание контракта с Победителем, остается за Заказчиком.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector