Что такое санкции
Содержание:
- Как россиянам относиться к санкциям
- Как правительство РФ планирует противодействовать санкциям?
- Устойчивость стратегии
- ПРИЧИНЫ САНКЦИИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ПРОТИВ РФ
- Общая оценка социально-экономических последствий антироссийских санкций
- Смена тактики?
- Высылка российских дипломатов 26-29 марта 2018
- О проблемах и стратегиях импортозамещения на примере IT-компаний
- Политические санкции против РФ
- Будут ли введены новые санкции в 2020 году?
- Поставки Палладия
- Причины введения ограничений
- Из истории экономических санкций
- ***
Как россиянам относиться к санкциям
Осознание риска – первый шаг к его предотвращению. К сожалению, официальные заявления правительства и ЦБ этому не способствуют. Они часто основаны на оптимистичных сценариях, за которыми кроются искаженные факты
В таких условиях важно сформулировать собственное видение происходящего
- Санкции – надолго, для их отмены в обозримом будущем нет никаких предпосылок. Риторика глобального противостояния не должна вводить инвестора в заблуждение. Экономика РФ примерно в 20 раз меньше экономик стран, которые ввели санкции (см. карту). Не приходится рассчитывать и на то, что «западные партнеры» отступят под давлением наших контрсанкций. Их влияние на Европу сейчас уже незначительно, а торговля США с Россией относится к разряду статистических погрешностей.
3. Если нефть начнет расти, это не гарантирует роста котировок акций нефтедобывающих компаний. Полученные нефтяниками сверхдоходы изымаются в виде акцизов и направляются государством на пополнение его валютных резервов. Рост цен на нефть, на который привык надеяться Минфин, не означает автоматического подъема фондового рынка, особенно для компаний с рублевой выручкой. В последнее время произошла раскорреляция между нефтью и рублем, и в 2018 году они двинулись в разных направлениях. Одна из основных причин – международные санкции и спровоцированный ими отток инвестиций из рублевых активов.
4. Пресловутый «разворот на Восток» остается скорее предметом разговоров, чем реальностью. Деньги на восточных рынках значительно дороже, чем на Западе, да и давать их никто не спешит. Для сравнения: торговый оборот Китая с США в 7 раз больше, чем с Россией.
5
Принимать во внимание нужно не слова, а графики. Так, несмотря на все заявления о стабильности рубля, его курс снизился почти в 2 раза со времени введения первых санкций
И это при том, что нефть сейчас стоит дороже, чем в 2014-м. К тому же, само правительство скупает валюту невиданными ранее темпами.
Изложенные факты несут в себе изрядную долю негатива. Однако они не должны давать инвестору повода для пессимизма и, тем более, для паники. Главный посыл о том, что иллюзии и неоправданные ожидания – такой же враг инвестора, как и его эмоции. В случае с санкциями у инвестора не должно быть никаких политических пристрастий. Трезвый анализ и взвешенные торговые решения – вот то, что защищает наши инвестиции лучше всего.
Вместе с тем качественные и эффективно работающие российские эмитенты по-прежнему привлекательны как для иностранцев, так и для наших инвесторов. На глобальном рынке, особенно в условиях повышения ставки ФРС, есть дефицит интересных идей. Это значит, что для опытного инвестора санкции могут открыть новые возможности для заработка на волатильности. Для тех, кто пока не имеет достаточно опыта, я бы советовал начинать с долговых рублевых инструментов и ETF, которые не так привязаны к геополитическим рискам. Например, несмотря на неблагоприятный внешний фон, массового выхода из ОФЗ не наблюдается. По мере стабилизации рынка прежние объемы спроса на них вернутся. ОФЗ по-прежнему выгоднее банковских депозитов.
Длинные позиции по рублю, в отличие от спекулятивных, остаются у иностранных фондов в силе. Тот, у кого хватит нервов переждать негатив, наверняка окупит свое терпение. Отечественный рынок продолжает оставаться не только рискованным, но и более доходным. Относительно перспектив российских ценных бумаг отмечу, что вывод иностранных денег, хотя и не сулит ничего хорошего, все же не приведет к катастрофе на фондовом рынке. Как и в других отраслях, в финансовой сфере будет расти «импортозамещение» инвестиций, в том числе за счет средств частных инвесторов. Поэтому я ожидаю, что будут сохранены старые и введены новые льготы по типу ИИС.
Всем профита!
16.11.2018
Как правительство РФ планирует противодействовать санкциям?
Политика российского правительства основана на четком разделении санкций США и санкций ЕС. В отношении США планируются максимально жесткие ответные меры (это отразилось даже в названии принятого в 2018 г. федерального закона: «О мерах воздействия на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»). В отношении ЕС ставка делается на использование всех возможностей для сотрудничества при минимуме агрессивной риторики (Россия склонна рассматривать Европу, как заложницу США).
Проблема, однако, заключается в том, что воздействовать на Штаты очень сложно: торговый оборот тут в десятки раз меньше, чем с ЕС. Мировая финансовая система контролируется США и основана на долларе, от которого зависит, в том числе, и Россия. Применить прямые контрсанкции в таких условиях едва ли возможно.
С Европой дело обстоит противоположным образом. Вполне эффективные контрсанкции против европейцев введены еще 6 августа 2014 г., когда был запрещен ввоз в Россию широкого ассортимента пищевой и сельскохозяйственной продукции, в том числе большинства видов мяса и мясных продуктов, молочных изделий, овощей и корнеплодов и т.п. Хотя впоследствии список корректировался (некоторые продукты из него исключены еще в 2015 г.), в целом эмбарго действует и причиняет европейским сельхозпроизводителям многомиллиардные убытки, вероятно, сопоставимые с потерями от санкций самой России.
Единственным действительно значимым ответом России на санкции Штатов мог быть вывод государственных резервов РФ из банков и казначейских бумаг США. Правительство РФ действительно прибегло к таким мерам зимой 2017-2018 гг. На сегодняшний день (в отличие от ситуации десятилетней давности) главными резервными валютами России стали евро (примерно треть от общего объема ЗВР) и золото, с которым доллар делит второе-третье место.
Изолированный рунет разрабатывается на случай введения интернет-санкций
Другие важные меры российского правительства – защита от еще не введенных, но возможных в будущем санкций. Наиболее значимые шаги в этом направлении:
- Разработка Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), пригодной для замены межбанковской системы обмена информацией SWIFT. Слухи об отключении SWIFT появились еще в 2014 г., но ни к чему конкретному до сих пор не привели.
- Принятие программы импортозамещения в сфере производства сельхозпродукции. В 2019-2020 гг. на поддержку сельхозпроизводителей, попавших в программу, планируется тратить по 241 млрд. руб. в год.
- Локализация в России производств СПГ-оборудования и других высокотехнологичных компонентов нефтегазовой промышленности, поставки которых из-за рубежа невозможны из-за секторальных санкций.
- Принятие законопроекта о суверенном интернете 1 мая 2019 г. Хотя трудно сказать, связано ли в действительности его принятие с внешними угрозами, или с сугубо внутриполитическими полицейскими соображениями. В целом, закон предполагает создание на территории России независимой инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойное функционирование Сети в случае отключения страны от зарубежных корневых серверов.
Безусловно, меры властей РФ по преодолению санкций этим не ограничиваются и включают в себя много частных, закулисных переговоров и договоренностей с отдельными западными политиками и компаниями. Примером комбинаций такого рода стала поставка газовых турбин Siemens на крымские электростанции (июль 2017 г.) – сделка, безусловно, запрещенная санкционным режимом, но тем не менее состоявшаяся с использованием цепочки подставных компаний.
На сегодняшний день можно быть уверенным только в одном: санкции не исчезнут в одночасье, а будут реальностью мировой политики и экономики еще не один год. Российская Федерация показала высокую способность адаптироваться к существованию в новых условиях, но развитие страны ограничительные меры серьезно тормозят. Новый виток санкций в 2020 году и обострение ситуации в экономике, а затем и политике страны, исключать нельзя до сих пор.
Устойчивость стратегии
Ситуация вокруг Алексея Навального обострила отношения России с другим западным партнером. 25 января стало известно, что замглавы МИД РФ Сергей Рябков поговорил с послом США в России Джоном Салливаном и выразил ему протест в связи с заявлениями американской стороны о несанкционированных акциях, которые прошли в России 23 января.
Статус-кто:
Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Недовольство Москвы вызвало то, что диппредставительство США опубликовало на своем сайте информацию о том, по каким маршрутам должны были пройти шествия, и призвало американских граждан этих мест избегать. Затем пресс-секретарь посольства Ребекка Росс сообщила в своем , что США следят за данными о задержаниях в российских городах и «поддерживают право людей на мирные акции протеста, свободу волеизъявления». «Шаги, предпринимаемые российскими властями, подавляют эти права», — написала дипломат. После завершения митингов диппредставительство выступило с официальным заявлением, в котором осудило действия правоохранительных органов.
«Соединенные Штаты будут стоять плечом к плечу с нашими союзниками и партнерами в защите прав человека — будь то в России или там, где они подвергаются угрозе», — говорится в сообщении.
В ответ на эти заявления МИД РФ напомнил Вашингтону ситуацию со штурмом Капитолия, когда 6 января недовольные исходом выборов в США сторонники Дональда Трампа ворвались в здание американского конгресса, и обвинил его в лицемерии.
Статус-кто:
Протест сторонников Дональда Трампа в Вашингтоне 6 января 2021 года
Фото: REUTERS/Stephanie Keith
— Вся планета видела, как ваше правительство превратило мирный протест в «немирный», когда полиция начала стрелять в демонстрантов, — говорится в сообщении министерства в . — Займитесь собственными проблемами и перестаньте вмешиваться во внутренние дела других государств.
По оценке Константина Косачева, заявления американской стороны — это попытка вмешательства во внутренние дела и «косвенное покровительство протестным настроениям в России». И если внутри Евросоюза есть разные точки зрения по тому, как выстраивать отношения с РФ, то в США никакой внутренней борьбы на этот счет нет, поэтому питать иллюзии на изменение американского подхода не стоит, подытожил сенатор.
ПРИЧИНЫ САНКЦИИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ПРОТИВ РФ
Как уже ранее рассказывалось, Соединенные Штаты вводят санкции против всех стран, которые хотя бы в какой-то мере поддерживают Иран, на который Соединённые Штаты накладывают экономический и торговые санкции уже на протяжении не одного десятка лет. В этот раз в санкционный список Соединённых Штатов попали компании Российской Федерации, занимающиеся транспортировкой нефти. Как рассказывают специалисты из Америки, российские компании, которые кстати принадлежат одному из влиятельных иранских миллиардеров, занимались незаконной поставкой иранской нефти на территорию Сирии.
Напомним, что ранее Соединенные Штаты также вводили против России санкции, касательно “Дела скрипаля”. Санкции американским государством были введены против Российской Федерации вследствие того, что Российская сторона не предоставила американским спецслужбам соответствующую информацию о том, что на территории РФ не находится ни одного завода, который бы совершал производства опасных химических веществ.
Напомним, что власти Соединенных Штатов утверждают, что бывший сотрудник спецслужбы Российской Федерации Сергей Скрипаль был отравлен новейшим российским химическим оружием. Из-за этого американская сторона потребовала от Российской Федерации детализированный отчет касательно того, что на территории России нет заводов, которые могли бы производить подобные вещества. Также американцы потребовали от России подтверждение того, что в будущем на территории РФ не будут распространяться, а также изготавливаться химические вещества, которые могут применяться как химическое оружие.
Из-за того, что российская сторона не предоставила никаких уточнений, а также данных касательно этой информации, Соединенные Штаты ввели новые экономические и торговые санкции против РФ.
Если говорить об этих станциях, то они касаются поставок вооружения, а также возможного кредитования и финансирования со стороны Америки для российских закупок любого вида вооружения.
Общая оценка социально-экономических последствий антироссийских санкций
Впервые санкции к России США и другие страны Запада применили в 2014 г. Санкции первой волны были скорее символическими, актом недоброжелательного отношения к России, и не оказали реального влияния на экономику.
Последующие ограничения стали значительно серьезнее. Под их действием оказались конкретные персоны, банки и предприятия. Кроме того, были наложены ограничения на поставки на российский рынок технологий, вооружения и других товаров американскими, европейскими, канадскими, австралийскими и японскими компаниями.
Санкции ограничили доступ попавших под них отечественных банков к дешевым кредитам, сократили финансирование российских компаний иностранными банками, прервали поступление инвестиций большинства стран ЕС в отечественное производство.
Санкции ведут к увеличению издержек банков, что вынуждает их понижать процентные ставки по депозитам и повышать ставки по кредитам.
Они породили всплеск финансовой нестабильности в стране. Уже сразу после введения в 2014 г. санкций произошло резкое снижение федеральных фондовых индексов ММВБ и РТС и падение курса рубля.
Под влиянием санкций в 2014 г. увеличился отток иностранных капиталов, сохраняющийся по настоящее время.
Государство поддерживает оказавшиеся под санкциями предприятия. Чтобы получить необходимые для этого средства оно повышает налоги и сокращает расходы на выплату пенсий.
Санкции стран Запада в 2014-2018 гг. охватили пятую часть ВВП России. Американские санкции затронули более четырехсот российских банков и компаний. Большинство из них являются дочерними отделениями крупных структур. Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) подсчитали, что ограничения охватили 54% активов банковского сектора, 95% выручки нефтегазовых компаний и практически все предприятия ВПК. Кроме США против тех же компаний ввели санкции страны ЕС, Канада и Австралия
Введенные Россией в ответ на санкции контрмеры стали причиной повышения цен на потребительском рынке и снижения доходов населения. В 2018 г., по расчетам специалистов АКРА, запрет на ввоз ряда продовольственных товаров из присоединившихся к санкциям стран снизил реальные доходы населения в РФ на 2-3 п.п.
Уход из России зарубежных компаний, вызванный санкциями, сопровождается прекращением перечисления этими компаниями миллиардов рублей налогов и пошлин в бюджет России. В бюджете, в результате, образуется недостаток средств, восполнять который приходится из своих доходов россиянам.
Санкции, которые были введены США в апреле прошлого года, впервые были не секториальными, а блокирующими. Под их влиянием возник существенный отток зарубежных инвестиций из финансов не только затронутых, но и не затронутых санкциями компаний. В совокупности с повышением базовой ставки ФРС США это понизило курс российского рубля в условиях достаточно высоких цен на нефть.
Главный экономист банка Citi по России и СНГ И. Чакаров определил, что антироссийские санкции ослабили степень влияния нефтяных цен на экономику РФ приблизительно в три раза. Из этого следует, что даже новый этап дорогой нефти достаточно слабо отразится на росте российского ВВП.
Вместе с тем в исследовании АКРА делается вывод о слабом влиянии санкций на финансовое состояние наших банков и компаний. В среднесрочном периоде, по мнению исследователей, санкции нельзя считать сдерживающим фактором для роста российской экономики.
Некоторые эксперты полагают, что воздействие санкций на темпы роста, как на уровне отдельных компаний, так и на уровне всей экономики страны может проявиться с большей силой в долгосрочном периоде.
Основным негативным последствием западных ограничений для экономического роста в РФ в долгосрочной перспективе исследователи АКРА считают закрытие совместных технологических проектов, уменьшение объема экспорта алюминия, сокращение добычи углеводородов.
Как это ни парадоксально, но санкции Запада принесли российской экономике определенную пользу.
Смена тактики?
Тот факт, что министры иностранных дел Евросоюза не обсуждали введение санкций в отношении РФ из-за ареста Алексея Навального, может говорить о смене Брюсселем тактики в отношении России. Так исход Совета ЕС оценил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
— Есть два подхода к прохождению конфликтных ситуаций: либо «мы не согласны, но диалог продолжаем», либо «мы не согласны и переводим диалог на язык санкций». До сих пор в ЕС превалировал второй подход, и понятно, что накоплен определенный опыт, который указывает на то, что такой язык в отношениях с Россией не проходит, — сказал «Известиям» сенатор. — Санкции могут быть сколь угодно обширными, но это никак не меняет нашу позицию по тем или иным вопросам — в данном случае по сохранению российского суверенитета и соблюдению российского законодательства. Евросоюз не меняет своих принципиальных оценок происходящего, и это их право. При этом, возможно, в Брюсселе начинают понимать бесперспективность такой стратегии и меняют тактику. Если это так, то такое развитие можно только приветствовать.
Статус-кто:
Встреча министров иностранных дел Евросоюза в Брюсселе
Фото: Global Look Press/photothek.net/Felix Zahn
Свою первую очную в этом году встречу главы МИД Евросоюза провели 25 января. В череде повесточных вопросов (отношения ЕС с США при Джо Байдене, сотрудничество с Великобританией, взаимодействие с Турцией, ситуация с миграцией в Боснии и Герцеговине, кризис в Венесуэле) министры обсудили ситуацию вокруг дважды осужденного российского блогера, которого арестовали 18 января по его возвращении из Германии в РФ.
До этого, 21 января, Европарламент принял резолюцию, в которой требовал освободить Алексея Навального и заблокировать строительство газопровода «Северный поток – 2», а также призвал Совет ЕС на встрече 25 января ужесточить санкции в отношении России. Этот документ ЕП — рекомендательный, а потому юридически парламент не может принудить исполнить его положения совет. При этом, учитывая, что в октябре 2020 года Евросоюз одобрил меры в отношении некоторых российских высокопоставленных лиц из-за якобы отравления россиянина, можно было предположить, что арест послужит причиной для новых рестрикций.
Однако на этот раз обошлось без санкций: как рассказал «Известиям» накануне встречи источник в европейских дипломатических кругах, перед этим конкретным советом предложений ввести новые ограничения не выдвинула ни одна страна. Главная задача встречи заключалась в том, чтобы договориться, как Евросоюз будет действовать дальше. Эту информацию по итогу встречи подтвердил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
Статус-кто:
Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель на пресс-конференции по итогам заседания Совета ЕС по иностранным делам в Брюсселе
Фото: TASS/EPA/Pool/John Thys
— Сегодня не было никаких предложений и, соответственно, никаких решений не принято, — сказал он, подчеркнув при этом, что Совет ЕС «готов реагировать и принять соответствующие меры, если того потребуют обстоятельства».
Вместе с тем он информировал министров о том, что в ближайшее время все-таки совершит визит в Россию «по давнему приглашению министра иностранных дел Сергея Лаврова». Ранее отказаться от этой поездки дипломата призывали страны Балтии. Во время визита 4–6 февраля он намерен обсудить с российским руководством то, как Брюссель и Москва будут выстраивать свои отношения дальше. За этим последуют дискуссии на саммите Евросоюза в марте, на котором европейские лидеры планируют определить свою стратегию в отношении Москвы.
— Евросоюз уже выражал свою обеспокоенность относительно ситуации с Алексеем Навальным, и призывы ввести санкции исходили от некоторых стран. Но к этому мало что есть добавить, — пояснил «Известиям» программный директор Российского совета по международным делам и клуба «Валдай» Иван Тимофеев. — Толку от новых рестрикций не будет, и, может, именно с этим связана некоторая вялость. Я не исключаю, что ЕС введет какие-то точечные ограничения, но к фундаментальным изменениям в двусторонних отношениях это не приведет.
Высылка российских дипломатов 26-29 марта 2018
Какие страны выслали дипломатов, а какие отказались это делать смотрите в таблице.
В таблице в столбце отказавшихся стран перечислены только страны, которые ранее вводили санкции против России, но отказались высылать дипломатов. Таких стран 11
Надо отметить, что высылать отказались не только некоторые члены ЕС, но и Новая Зеландия, которая входит в Британское содружество.
Выслали |
Кол-во дипло-матов |
Отказались высылать не смотря на давление |
Албания | 2 | Австрия |
Австралия | 2 | Болгария |
Бельгия | 1 | Греция |
Великобритания | 23 | Исландия |
Венгрия | 1 | Кипр |
Германия | 4 | Мальта |
Грузия | 1 | Новая Зеландия |
Дания | 2 | Португалия |
Ирландия | 1 | Словения |
Испания | 2 | Словакия |
Италия | 2 | Япония |
Канада | 4 | |
Латвия | 1 | |
Литва | 3 | |
Люксембург | 1 | |
Македония | 1 | |
Молдова | 3 | |
Нидерланды | 2 | |
Норвегия | 1 | |
Польша | 4 | |
Румыния | 1 | |
США | 60 | |
Украина | 13 | |
Франция | 4 | |
Финляндия | 1 | |
Хорватия | 1 | |
Черногория | 1 | |
Чехия | 3 | |
Швеция | 1 | |
Эстония | 1 | |
Всего 30 стран |
О проблемах и стратегиях импортозамещения на примере IT-компаний
Генеральный директор Attack Killer, вице-президент ГК «ИНФОВОТЧ» Рустэм Хайретдинов отметил, что с одной стороны, IT-компаниям проще адаптироваться к условиям санкционного режима и импортозамещению, поскольку их развитие от стартапов до крупных «игроков» на соответствующем рынке происходит часто в форсированном русле, по сравнению с компаниями из других сегментов экономики. Для успешного продвижения IT-продуктов требуются не столько собственные средства, сколько клиенты и заказчики (государственные и частные) и расширение так называемых use-cases, то есть сценариев, вариантов использования информационного продукта потребителями (чем шире функционал продукта, тем выше на него спрос). На корпоративных рынках роль заказчиков особенно важна: они могут не только приобрести товар, но и дать совет по совершенствованию продукции и даже инвестировать в ее развитие, если сами будут заинтересованы в проработке предлагаемой технологии. «Лучше иметь одного хорошего заказчика, чем трех хороших инвесторов», – заметил эксперт.
С другой стороны, IT-компании изначально ориентируются на интернациональную торговлю, так как, например, для успешного введения в оборот новой операционной системы или иных сложных продуктов необходим рынок сбыта, по словам эксперта, не менее 500 млн человек, которого не найти в пределах России. Многие компании в этой области рассчитывают именно на американский рынок, поскольку на нем около 40% занято IT-отраслью, однако в условиях санкционной политики попасть на него становится очень сложно, а чаще и невозможно. На европейские рынки попасть тоже трудно. Так, эксперт пояснил, что часто даже при отсутствии законодательных барьеров российские производители информационных технологий не могут заключить контракт с европейским клиентом, поскольку конкуренты «приносят» ему список акционеров компании с российскими резидентами и пугают потенциальным хакерством. Поэтому для сбыта информационных продуктов, разрабатываемых российскими компаниями, приходится искать альтернативные варианты. Рустэм Хайретдинов отметил, что в качестве таковых сейчас выступают преимущественно рынки Ирана, стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Малайзия и Таиланд).
Санкции продлятся долго, считает эксперт, поэтому нужно адаптироваться: не только рассчитывать на альтернативные рынки сбыта, но и ставить IT-компаниям задачу разрабатывать отечественные качественные продукты «завтрашнего дня» вместо того, чтобы повторять технологии популярных предшественников и конкурентов. Потребности пользователей в сфере информационных технологий очень быстро растут и меняются, поэтому компании в этой области должны работать «на перспективу». При такой модели поведения можно будет успешно реализовать процессы импортозамещения и даже предложить продукты на экспорт в мировых масштабах. В качестве примера эксперт привел ситуацию во Вьетнаме, где компании стали заниматься разработкой специальных браузеров для смартфонов, поскольку большинство населения перестало пользоваться Интернетом на настольных персональных компьютерах.
Политические санкции против РФ
Санкция – это не только экономическое, но и политическое ограничение. Страны Евросоюза и США в качестве «наказания» за противоправные, по их мнению, действия РФ в отношении Украины запретили группе российских чиновников и олигархов въезд на свою территорию, а также заморозили их счета в иностранных банках.
Барак Обама, кстати, так и не приехал поддержать американских спортсменов на зимнюю Олимпиаду в Сочи в прошлом году. Все это – выражение неприязни к российской политике, неуважение к мировым традициям.
Привели ли к чему-либо такие действия в отношении России? Политические санкции особых результатов не дали. Безусловно, гражданам нашей страны стало намного сложнее получить визу в Штаты и в европейское государства, это теперь стоит дороже, но в целом санкции не повлияли на внешнюю политику Российской Федерации в отношении Украины.
Будут ли введены новые санкции в 2020 году?
Санкции подобны «черному лебедю» Нассима Талеба. Не случайно этот образ, созданный всемирно известным экономистом, обрел такую популярность в последние годы. Суть «черных лебедей» в политике и экономике заключается в том, что предсказать их появление заранее практически невозможно; но при этом, появившись, они оказывают серьезное воздействие на всю картину мира.
«Дело Скрипалей» относится именно к событиям такого рода. Предугадывать их – занятие неблагодарное. Если оставаться в рамках известного и более чем допустимого по опыту последних 5 лет, то в 2019-2020 гг. с большой долей вероятности пополнятся персональные санкционные списки (российских деятелей, которым запрещен въезд в США и ЕС). Несколько менее вероятно введение в действие законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля». Этот проект, разработанный еще в 2018 году, предусматривает:
- дополнительные санкции против российских банков;
- санкции против участников российских проектов в сфере СПГ за рубежом (они затронут не только российских, но и зарубежных, в том числе европейских, участников и инвесторов);
- аналогичные меры против российских нефтяных проектов – внутри РФ и за рубежом;
- санкции против российской судостроительной отрасли (этот пункт попал в законопроект после инцидента в Керченском проливе 25 ноября 2018 г.).
Правительство США намерено защищаться от агрессии со стороны Кремля
Санкции, действующие на сегодняшний день, введены в общей сложности 62 странами мира.
- Персональные санкции действуют в отношении примерно 200 человек (151 в списках ЕС, 68 в списках США, 42 в списках Канады).
- Списки юридических лиц включают 38 крупных российских компаний.
- Секторальные санкции ограничивают взаимодействие инвесторов, кредиторов и партнеров с российским ВПК, энергетическим, добывающим, телекоммуникационным, транспортным и инфраструктурным секторами промышленности.
Поставки Палладия
Палладий российского производства
Палладий (редкоземельный металл платиновой группы) почти не встречается в чистом виде в природе. Он извлекается при добыче других металлов. Но без его участия невозможно, например, производить современные автомобили.
В целом Палладий необходим для создания катализаторов, конденсаторов, кардиостимуляторов, зубных протезов, контактов сложной электроники в военной и аэрокосмической отрасли и т.п. Этот металл присутствует в Айфонах и специальных электронных приборах с повышенной степенью взрывобезопасности, а также в большинстве автомобилей западного автопрома. Почти в каждой Мицубиси или Рено есть наши металлы в конденсаторах и прочих комплектующих.
Россия (в разные годы) добывает от 40% до 45% палладия в мире и большую его часть экспортирует. Если РФ введет санкции против Запада и запретит поставлять этот металл, то военная, аэрокосмическая, автомобильная и медицинская промышленности Европы и США столкнутся с серьезными проблемами.
Как минимум, упадет производство и сильно повысится стоимость автомобилей и прочих товаров и оборудования.
(продолжение под таблицами)
Примечание №1: указана добыча без вторичного производства, которое составляет 70-75 тонн в год
Примечание №2: дефицит палладия в мире составляет ежегодно 25-35 тонн.
По мнению экспертов, Запад не в состоянии самостоятельно производить достаточное количество палладия, а это означает коллапс целых отраслей экономики на многие годы.
Кстати, палладий настолько ценен, что его приобретают в слитках в качестве инвестиций. А специалисты по инвестициям подсчитывают его количество не в тоннах или в килограммах, а в тройских унциях, как золото или платину.
А теперь представьте, что Россия перестанет поставлять палладий в ЕС и США и начнет давать его исключительно российским, китайским и индийским автомобильным компаниям. Думаю, автопром Запада сильно «подвинется» на рынке из-за серьезного удорожания своих авто и удешевления индийских и китайских автомобилей.
Причины введения ограничений
Причины введения ограничений разнятся в зависимости от субъекта:
- для США это защита собственных торговых интересов, национальной и международной безопасности, ответ на нарушение прав человека;
- Совет Безопасности ООН следит за соблюдением мира во всем мире, в случае угрозы вводит санкции;
- страны ЕС защищают национальную и международную безопасность, противодействуют терроризму, распространению оружия массового поражения, нарушению прав человека, незаконной аннексии территорий и защищают целостность независимого государства;
- Россия в соответствии с Федеральным законом № 281-ФЗ применяет специальные экономические меры в случае возникновения угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, нарушения прав и свобод ее граждан.
Санкции – один из инструментов внешней политики государств. Когда дипломатические усилия не привели к нужному результату, а военные действия рассматриваются только как крайний и нежелательный вариант, страны и международные организации прибегают к санкциям.
Это позволяет им в некоторых случаях достичь цели быстрее и дешевле, чем другие меры воздействия. Но не утихают споры по вопросам эффективности ограничительных мер. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем рассматривать последствия введения санкций.
Торгово-промышленная палата Дюссельдорфа (Германия) опубликовала пресс-релиз с результатами исследования, проведенного по ее заказу Институтом экономических исследований Ifo (Мюнхен). Согласно данным исследования, Германия ежегодно теряет 5,45 млрд евро, а Европейский союз – 21 млрд евро в связи с антироссийскими санкциями. Опрос компаний, проведенный в ходе исследования, показал, что такие отрасли, как химическая промышленность, машиностроение, автомобилестроение, обрабатывающая промышленность пострадали больше всего от введенных санкций.
Из истории экономических санкций
Экономические санкции, вводимые против отдельных стран, существуют уже очень давно. Первые упоминания о таких ограничениях относятся к 423 году до нашей эры, когда Афины запретили посещать свои порты и рынки представителям обрасти Мегара, и это привело к началу Пелопонесских войн.
Широко санкции начали использоваться в XX веке. Самый известный пример санкций – американское эмбарго в отношении Кубы. После того, как в 1960 году руководство этой страны конфисковало собственность американских граждан и организаций, в США был запрещен импорт кубинского сахара. Позднее был установлен почти абсолютный запрет на любое перемещение товаров, а также был запрещен въезд американских граждан на Кубу. Санкции затем все больше и больше ужесточались, и лишь в 2016 году США восстановили дипломатические отношения с Кубой.
Также известны санкции США в отношении Ирана, которые были введены после свержения шахского режима в результате Исламской революции. Основной запрет касался закупки иранской нефти, заморозки иранских вкладов в американских банках. Запрет на торговлю был отменен в 1980 году, остальные санкции затем корректировались. В 1987-1990 годах снова действовало ограничение импорта нефти из Ирана.
В истории СССР тоже были случаи введения санкций. Предпосылками этого были ограничения, которые ввели США на доступ к высокотехнологичной продукции для социалистических стран. В 1951 году во время Корейской войны США расторгают торговое соглашение с СССР, в результате чего таможенные тарифы на советские товары увеличиваются в 4 раза.
Но наиболее серьезными были последствия внесения в 1974 году в американское торговое законодательство поправки Джексона-Вэника. Поправка отменяла режим наибольшего благоприятствования в торговле для стран, которые нарушали права человека и ограничивали право на эмиграцию. Под действие этой поправки попал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., по которому выезжающие за рубеж на постоянное место жительства граждане с высшим образованием должны компенсировать государству расходы на обучение. Свободная эмиграция из СССР была разрешена в 1989 году, тогда поправка в отношении нашей страны перестала действовать.
Кроме поправки Джексона-Вэника США вводили и другие ограничительные меры. В 1980 году в качестве ответа на ввод советских войск в Афганистан США разрывают контракт на поставку 17 миллионов тонн зерна в СССР, запрещают продажу высокотехнологичных товаров, ограничивают культурные, экономические и спортивные (Олимпийские игры) мероприятия. Зерновое эмбарго было отменено в 1981 году, однако периодически вводились другие ограничения.
Как видно, история санкций в XX веке во многом перекликается с противостоянием между Востоком и Западом. Во второй половине 80-х годов с началом Перестройки большая часть ограничений была отменена.
***
Как позволяют утверждать оценки экспертов, на данный момент перспектив отмены в ближайшем будущем санкционного режима в России не предвидится. В том числе по этой причине актуальными остаются вопросы импортозамещения, поиска альтернативных рынков сбыта при экспорте и улучшения инвестиционного климата в стране. Разрешению указанных проблем может поспособствовать принятие среди прочих следующих мер:
- обеспечение условий для локализации производства;
- работа с партнерами из дружественных стран;
- реформирование систем подготовки и поддержки деятельности высококвалифицированных кадров;
- вычленение приоритетных направлений технологического развития;
- формирование условий для взаимодействия между хозяйствующими субъектами разного масштаба и сотрудничества бизнеса и государства.
Санкционная политика коснулась прежде всего финансовой и нефтегазовой отраслей экономики. Однако прямого влияния на рентабельность нефинансовых компаний это не оказало. Эксперты солидарны в том, что в наибольшей степени негативный эффект санкционного режима проявился именно в сферах деятельности банковских и иных финансовых организаций. Однако для некоторых предпринимателей санкции и контрсанкции оказались триггером расширения поля деятельности. Такой положительный эффект ощутили на себе прежде всего сельскохозяйственные предприятия.