Формулировка и размещение отчетности в еис при закупках по закону № 223-фз

Как применять ПП №2014 при проведении закупок

  1. Особенности формирования технического задания. 

При описании объекта закупки, осуществляемой для выполнения минимальной доли закупок российских товаров, необходимо указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики российских товаров, в том числе включенные в КТРУ. 

  1. Особенности расчета и обоснования НМЦК 

При определении идентичных и однородных товаров заказчик вправе учитывать только товары из ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а  также включенные в КТРУ характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

Применяя метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик направляет запрос информации о цене субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). 

Министерство промышленности и торговли РФ в письме от 2 марта 2021 г. N15387/12 разъяснило, что «…в случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами». 

Из вышеуказанных разъяснений Минпромторга следует, что, если заказчик по запросам,  ценовой информации, направленным производителям, включенным в ГИСП, не получил достаточной информации, для расчета НМЦК по ПП №2014 он имеет право: 

  1. запросить ценовую информацию у иных производителей, не включенных в ГИСП, и использовать ее для расчета НМЦК; 
  2. пользоваться ценовой информацией из реестра контрактов ЕИС по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки. 

На сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/nmck/) Минпромторг РФ предлагает заказчикам в случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3-х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:

– зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях предоставления обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;

– направить в Минпромторг России информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП (Metod@minprom.gov.ru).

Полагаем, что заказчик в этом случае также имеет право разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС (п.3.7.2.Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013г. №567) и пользоваться при расчете НМЦК предоставленной ценовой информацией от любого лица, ответившего на запрос.    

Как отчитаться по гражданскому законодательству

Отчет об использовании давальческого сырья (материалов) предоставляют заказчику после окончания выполнения работы (этапа работ) по договору или по мере израсходования каждой партии сырья (материалов).

Срок предоставления и утверждения отчетности согласовывают при заключении договора на переработку давальческих материалов (выполнение работ с их использованием).

Например, установите, что документы передаются заказчику одновременно с передачей ему результатов работ и считаются принятым при отсутствии возражений, заявленных в течение трех рабочих дней после передачи сведений.

* * *

В заключение отметим, что за нарушение установленных сроков размещения отчетности по закупкам в рамках Закона № 223-ФЗ в настоящий момент ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность только в отношении сроков, указанных в самом Законе № 223-ФЗ. Поэтому, как следует из ч. 19 ст. 4 данного закона, такая ответственность имеет место только в отношении сроков размещения ежемесячных отчетов (сроки размещения других отчетов установлены в соответствующих подзаконных нормативных правовых актах). И практика административных наказаний за указанные нарушения есть.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Часть 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Часть 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Перечень ТРУ в сфере изготовления банковских билетов, разменных монет, бланков документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ и за ее пределами, государственных ценных бумаг, акцизных и специальных марок, знаков почтовой оплаты, бланков документов строгого учета и отчетности, форма которых утверждается Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти, а также персонализации, хранения и обработки документов в интересах госорганов, сведения о закупках которых не составляют гостайну, но не подлежат размещению в ЕИС, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.09.2016 № 2027-р; Перечень ТРУ в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют гостайну, но не подлежат размещению на официальном сайте, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2015 № 2662-р; Перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют гостайны, но не подлежат размещению на официальном сайте, утв. Распоряжением Правительства РФ от 23.04.2013 № 671-р; Перечень ТРУ в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют гостайну, но не подлежат размещению в ЕИС, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2015 № 1247-р.

Перечень конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП, утв. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р (далее – Перечень № 475-р).

Письма Минэкономразвития РФ от 22.11.2016 № Д28и-3099, от 09.07.2015 № Д28и-2082, № Д28и-2074 (далее – письма № Д28и-2082, Д28и-2074).

Часть 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Письмо Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 № Д28и-1832 (далее – Письмо № Д28и-1832).

Положение об особенностях участия субъектов МСП в закупках ТРУ отдельными видами юрлиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение № 1352).

Статья 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Письмо Минэкономразвития РФ от 17.02.2016 № Д28и-336, письма № Д28и-2082, Д28и-2074.

Пункт 2 ч. 8 ст. 3, ч. 21 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, пп. «б» п. 34 Положения № 1352.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1442).

Постановление № 1442, Перечень № 475-р.

См., например, Постановление ФАС РФ от 31.03.2017 по делу № АК210-17.

К. Г. Чагин,

консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

журнал «Руководитель бюджетной организации» № 12, декабрь, 2017 год.

Административная ответственность за несоблюдение порядка отчетности

Ответственность за несоблюдение сроков или за неразмещенные отчеты в ЕИС по 44-ФЗ несет персонально контрактный управляющий или ответственное за закупочную деятельность в организации должностное лицо.

При нарушении сроков более чем на 2 рабочих дня штрафные санкции достигают 30 000 руб. — в отношении физических лиц, и 100 000 руб. — в отношении юридических лиц (ч. 1–1.3 ст. 7.30 КоАП РФ). Если сведения в ЕИС были опубликованы с задержкой в 1 день, ответственному лицу грозит штраф в 3000 руб., а организации — 10 000 рублей.

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Другие статьи автора

Отчет о закупке у СМП

Форма этого отчета утверждена постановлением Правительства № 238 от 17 марта 2015 года. Состоит он из трех частей:

  • сведения о заказчике;
  • расчет объема закупок у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций;
  • информация о контрактах, которые были заключены с такими субъектами.

В первой части прописывается наименование заказчика, его контактные данные, адрес, ИНН и коды по прочим классификаторам.

В третьей части указываются данные о заключенных контрактах. Раздел заполняется в разрезе контрактов:

  • непосредственно заключенных с СМП и СОНО;
  • к исполнению которых они привлекались, как субподрядчики;
  • которые были заключены в результате процедур, проведенных специально для таких субъектов.

Заходим в отчеты заказчика

В личном кабинете заказчика предусмотрен функционал по формированию отчетности. В меню командных действий личного кабинета пользователь может увидеть соответствующую группу — «Отчеты». В блоке можно составлять как отчетность заказчиков, так и отчетность организаций (функция доступна только тем организациям, для которых установлено право по составлению отчетности в ЕИС).

Для того чтобы начать работу с отчетностью, необходимо выбрать «Отчеты организации», после чего откроется страница для выбора необходимого регистра.

Готовое решение: как составить и разместить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО

Все заказчики обязаны отчитаться об объеме закупок у СМП и СОНКО. Они должны это делать до 1 апреля следующего года.

Оформить отчет лучше сразу в электронном виде через личный кабинет в ЕИС. Это сэкономит время, поскольку часть информации будет внесена автоматически.

В отчет нужно внести достоверные сведения. Так, если вы неправильно определите объем оплат по контрактам или неверно внесете их реестровые номера, то вас оштрафуют.

Датой составления отчета будет дата его размещения в ЕИС. Поэтому, даже если вы составите отчет, но разместите его с опозданием, вас могут оштрафовать на 15 тыс. руб. Если же вы вовсе не разместите отчет, штраф составит 50 тыс. руб.

Формируем отчет

Подробнее расскажем, как по шагам сформировать отчетности об объеме закупок у СМП и СОНКО в личном кабинете заказчика в ЕИС. Пользователь выбирает действие «Формирование информации об отчете заказчика», затем определяет тип отчетности в соответствующем поле и выбирает выписки об объемах закупок у СМП и СОНКО. Теперь необходимо сформировать сведения о заказах у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, заполнив вкладки с общей информацией, данными о заключенных контрактах и объемах закупок.

Во вкладке «Общая информация» заполняются все необходимые сведения, а также выбирается отчетный год и прикрепляется сам документ.

После внесения всех данных пользователь нажимает «Далее» и переходит на вкладку «Информация о заключенных контрактах».

Здесь нужно выбрать надлежащие контракты из реестра в каждом разделе. Для этого нажимаем значок поиска и в поисковой форме вводим реквизиты искомого документа. При этом в каждом разделе в поисковой форме устанавливаются статусы поставщика, которые недоступны для редактирования.

После того как пользователь нашел и выбрал надлежащие соглашения, они отобразятся в разделе в виде специальных гиперссылок. Каждый контракт обозначается своим реестровым номером. Для того чтобы просмотреть сведения о контракте в его карточке, нужно перейти по соответствующей гиперссылке. При необходимости контракты можно удалить из раздела, нажав на значок удаления.

Пользователь также может автоматически заполнить сведения раздела из реестра контрактов. Для этого нужно выбрать команду «Заполнить на основании данных из реестра контрактов» и подтвердить свои действия во всплывающем уведомлении.

При автоматическом заполнении в разделе указываются сведения о реестровых записях, номерах, датах заключения, ценах соглашений и о наименовании поставщиков. При этом в случае автозаполнения информация всегда будет актуальной, так как доступна функция обновления в соответствии с текущими данными из перечня. При изменении отчетного периода в документ подтянется обновленная информация.

После формирования сведений во второй вкладке пользователь нажимает «Далее» и переходит на вкладку «Информация об объеме закупок».

В данном разделе также доступна функция автозаполнения. Необходимо выбрать команду «Заполнить на основании выбранных номеров реестровых записей из реестра контрактов и сведений о размещенных закупках» и подтвердить действие в открывшемся уведомлении.

Все сведения будут автоматически заполняться и обновляться в соответствии с актуальными реестровыми данными.

После заполнения всех разделов необходимо сохранить проект отчета о закупках у СМП и СОНКО и проверить его на нарушения.

Публикуем отчет об объемах закупок у СМП и СОНКО

Для того чтобы опубликовать документ, необходимо выбрать действие «Разместить».

Далее откроется сообщение системы о подтверждении размещения. При согласовании пользователем будет доступна печатная форма отчетности. Необходимо подтвердить согласие заказчика на подписание сведений и прикрепленных регистров, после чего нажать «Подписать и разместить».

После того как документация о закупках у СМП и СОНКО будет опубликована, ее можно будет просмотреть в перечне отчетов организации-заказчика.

Как устранить ошибки при публикации, узнайте в статье «Как устранить ошибки при публикации в ЕИС отчета по СМП».

Особенности составления ежемесячного отчета.

При формировании данного отчета следует учитывать некоторые важные моменты.

Во-первых, если учреждение вообще не заключало в конкретном месяце договоров по результатам закупок или не заключало какие-то отдельные виды договоров (например, договоры с ЕП, договоры «с гостайной», договоры по результатам целевых закупок у субъектов МСП и т. д.), то отчет все равно размещать нужно – с нулевыми значениями в соответствующих позициях.

Во-вторых, согласно разъяснениям ФАС, данным в Письме от 22.04.2013 № АД/16179/13, в первую отчетную позицию должны входить сведения обо всех договорах, заключенных учреждением по результатам закупок в отчетном месяце, а остальные позиции относятся к этой позиции как частное к общему. Причем в данную позицию (и при необходимости в другие позиции тоже – например, если договор был заключен с ЕП) должны вноситься и сведения о договорах малого объема (не превышающих 100 тыс. или 500 тыс. руб. в зависимости от размера годовой выручки заказчика за предыдущий финансовый год).

В-третьих, в отчетные сведения должна входить информация о закупках, осуществленных за наличный расчет без заключения письменного договора – такие договоры считаются заключенными в устной форме. Информация о них указывается в первой «общей» отчетной позиции и, как правило, в позиции, которая относится к договорам, заключенным с ЕП.

В-четвертых, для заполнения четвертой отчетной позиции в части количества и общей стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП, учреждению в учетных целях необходимо выяснять, является ли поставщик (подрядчик, исполнитель) субъектом МСП. Для этого те заказчики, на которых распространяется требование об осуществлении целевых квотируемых закупок у субъектов МСП, должны предусматривать предоставление участниками таких закупок сведений о себе из единого реестра субъектов МСП (rmsp.nalog.ru) или декларирование их принадлежности к субъектам МСП (если сведений о вновь созданном или зарегистрированном участнике пока еще нет в реестре) – согласно п. 11 Положения № 1352. Кроме того, заказчики, в том числе те, на которых не распространяется данное требование (а это как раз подавляющее большинство БУ), в принципе могут самостоятельно в учетных целях пользоваться общедоступным единым реестром субъектов МСП – в силу ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ. Хотя на практике учреждения зачастую «не заморачиваются» и просто ставят нулевые значения в соответствующей позиции отчета, хотя фактически закупки у субъектов МСП и осуществляют. Отметим, что такой подход в принципе является вполне возможным, поскольку согласно позиции Минэкономразвития заказчик, не подпадающий под требование осуществлять целевые квотируемые закупки у субъектов МСП, обязан размещать в ЕИС сведения о договорах, заключенных с субъектами МСП, либо при отсутствии этой информации данные сведения должны обозначаться цифровым значением «0».

Образцы документов

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТАХ

по договору №___ от «___» ____________ 20__г.

О ______________________________________(предмет договора)

В соответствии с Договором №___ от «__» ____________ 20__г., заключенным между ___________________(Исполнитель) и __________________(Заказчик), и заданием №___, в период с «__» ____________ 20__г. по «__» ____________ 20__г. Исполнитель выполнил:

Вид работы

Категория работ

Стоимость 1 часа труда специалиста (руб.)

Затраченное время (часов)

Стоимость (руб.)

1.

2.

3.

Итого

Всего выполнено работ на сумму ______________ (________________________) руб., в том числе НДС 20% в размере ______________ (________________________) руб.

Приложения:

  1. Приложение 1.
  2. Приложение 2.
  3. Приложение 3.

…..

Сдал Исполнитель:

«___»___________20___г.

М.П.

Принял Заказчик:

«___»___________20___г.

М.П.

Алгоритм публикации в Единой информационной системе

Отчет об исполнении контракта размещается в Единой информационной системе в строгом соответствии со специальным алгоритмом, что позволит минимизировать риск допущения каких-либо ошибок в его содержании. Весь алгоритм состоит из следующих шагов:

  • в личном кабинете заказчика необходимо войти в раздел, посвященный именно отчетам организации-заказчика (наименование раздела содержит информацию о его содержании, то есть в нем содержится указание на возможность подготовить и изучить уже имеющиеся отчеты);
  • в появившемся списке отчетов следует выбрать форму, соответствующую отчету об исполнении всего контракта или его этапа;
  • обязательные поля, которые необходимо заполнить, содержат требования об указании данных об ИНН, КПП заказчика, а также о его наименовании (указывается в соответствии с записью, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц), а также об адресе (обязательность заполнения поля указана с помощью специального знака звездочки);
  • следующим шагом становится заполнение вкладки, посвященной самому контракту. Первым действием является указание номера контракта, по которому готовится отчет об исполнении;
  • после того как был указан номер контракта, сведения об исполнителе по нему подгрузятся в автоматическом режиме из реестра контрактов, если он был введен ранее в этот реестр. В том случае, если этого не произошло (например, по причине внутренних сбоев в работе Единой информационной системы), сведения об исполнителе придется заполнить в ручном режиме, указав его точное название, адрес регистрации и фактического месторасположения (если они не совпадают), идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на налоговый учет, а также код ОКПО;
  • следующим этапом становится оформление вкладки «Информация о контракте/договоре». В данном разделе отчета необходимо указать предмет контракта, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ или оказываемых услуг, а также дату заключения такого контракта и установленные по итогам процедуры цены на предмет контракта;
  • в том случае, если в ходе исполнения контракта были допущены какие-либо нарушения, необходимо зафиксировать сведения о них на вкладке, посвященной ненадлежащему исполнению контракта, где указывается, какой именно тип нарушения был допущен той или иной стороной контракта (просрочка исполнения обязательств, некачественное исполнение, полное неисполнение), обстоятельства, при которых было совершено такое нарушение либо при которых было установлено, что обязательства были нарушены, а также данные о том, какие штрафные санкции и в каком размере были применены к такому виновнику нарушения обязательств по контракту. В качестве приложения к данной вкладке прикрепляется претензионный документ, подтверждающий факт начисления той или иной штрафной санкции. В случае если виновная сторона в добровольном порядке оплатила выставленный претензионный счет, прикрепляется также платежный документ, подтверждающий факт такого перечисления средств в счет уплаты штрафа;
  • в том случае, если контракт был расторгнут по решению суда или по взаимному соглашению сторон до даты его завершения, указанной в тексте самого документа, заполняется следующий раздел, посвященный изменению и расторжению договора или контракта. Данный раздел также подлежит заполнению в случае внесения изменений в условия контракта. В нем указываются данные о причинах изменения или расторжения такого контракта или договора, а также реквизиты документа, подкрепившего данное решение сторон, например, реквизиты решения суда, вступившего в силу, по которому контракт или договор должен быть расторгнут;
  • следующим шагом становится подготовка и прикрепление сопровождающих документов, подтверждающих правильность заполнения сведений в теле отчета;
  • для того чтобы сохранить все изменения, необходимо нажать соответствующие кнопки;
  • завершает формирование отчета его проверка ответственным должностным лицом на наличие возможных ошибок и последующая подпись с помощью электронного цифрового сертификата. При этом происходит и размещение отчета (при условии наличия галочки в специальном окошке).

Проверка происходит в печатной форме, которая открывается при выборе соответствующего действия в командных строках формы отчетности.

Порядок подготовки и заполнения сведений

Отчетность формируется в электронной форме в Единой информационной системе — в личном кабинете заказчика по 223-ФЗ. Создавать отдельный файл и прикреплять его к документу не требуется. В отчетность вносятся обобщенные количественные и стоимостные показатели по контрактам, в том числе и по тем, цена которых не превышала 100 000 или 500 000 рублей. Кроме того, в отчет включаются чеки и прочие заказы, которые не являются частью отдельного договора. Сканировать и прикреплять подтвердительную документацию не нужно. Заказчик вносит в ежемесячную ведомость сведения о количестве и совокупной стоимости абсолютно всех госзакупок и контрактов, заключенных в текущем месяце по нормам 223-ФЗ.

Кто и в каких случаях формирует

Заказчик должен готовить отчетную форму в следующих случаях:

  1. Поставщик или исполнитель выполнил свои обязательства по госконтракту, а заказчик принял товары, работы и услуги, составил передаточный акт и произвел финальную оплату по госконтракту.
  2. Поставщиком был исполнен очередной этап поставки товаров, работ и услуг, а по условиям госконтракта предусмотрена поэтапная оплата в установленном размере.
  3. Госконтракт был расторгнут в одностороннем порядке или по соглашению сторон.
  4. Организация-поставщик (исполнитель) была ликвидирована. Этот частный случай подготовки отчетности приведен Минэкономразвития в письме №Д28и-2976 от 2015 года.

Формирование отчетности по этапам исполнения госконтракта по 44-ФЗ с июля 2021 года необходимо в следующих ситуациях:

  1. Предметом контракта выступает возведение, реконструкция или капитальный ремонт.
  2. По контракту предполагается выполнение работ по сохранению памятников и объектов культурного наследия.
  3. При цене контракта более 1 млрд р.
  4. Если закупка проводилась по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  5. Если по контракту предусмотрена ежемесячная оплата, даже если этапы выполнения работ в госконтракте не предусмотрены.

За подготовку отчетности отвечает контрактный управляющий или специалист контрактной службы (это зависит от объема государственных и муниципальных закупок). Это условие прописано в п. 4 Положения №1093 от 2013 года.

Административная практика по ПП №2014

ПП №2014 действует относительно недавно, поэтому подходы в решении административных дел и судебных споров только формируются. Рассматриваемые вопросы в первую очередь касаются составления документации и расчета НМЦК. Так как заказчики начнут размещать в ЕИС отчеты о достижении минимальной доли закупок только с 2022 года, очевидно, что и соответствующие дела будут рассматриваться с 2022 года.

В решении УФАС по Челябинской области от 20 февраля 2021 г. N 074/06/105-446/2021 рассмотрена жалоба участника на невыполнение заказчиком требований о применении национального режима при осуществлении закупки и неисполнение требований о минимальной доле закупок, что повлекло определение НМЦК без учета требований законодательства. Комиссия УФАС при рассмотрении дела установила, что ОКПД-2 объекта закупки не включается в ПП №617 и ПП №2014, соответственно ограничения допуска в закупке правомерно не установлены. Комиссия указала, что так как положения ПП №2014 о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, применяются заказчиками при подготовке отчета и обоснования с 1 января 2022 г., оценка действиям заказчика в части исполнения требований ПП №2014 может быть дана исключительно Минпромторгом РФ и только в 2022 году. В связи с чем довод жалобы заявителя признан несостоятельным.

Найти и проверить ОКПД2

В другом деле (решение УФАС по Забайкальскому краю от 13 апреля 2021 г. N 04-03-1943) участник пожаловался в УФАС на составление обоснование НМЦК заказчиком по коммерческим предложениям, в которых указана цена за товар, не соответствующий техническим требованиям проводимой закупки, в связи с чем, данный участник не смог участвовать в закупке. Закупалась продукция радиоэлектронной промышленности, имеющаяся в Едином реестре. На данную закупку распространялось также действие ПП №2014. Комиссия УФАС выяснила, что заказчиком, в соответствии с п. 3 ПП №2014 направлялись запросы коммерческого предложения трём производителям, включенным в ГИСП. Но в документации о закупке заказчик указал одну из характеристик товара, не соответствующую полученным коммерческим предложениям. Характеристику, указанную заказчиком, имеет продукция только одного российского производителя. В результате заказчик и уполномоченное учреждение признаны нарушившими п.1 ч.1 ст.64 Закона №44-ФЗ.

Отчет при осуществлении закупки у единственного поставщика.

В силу ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Данное требование не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 – 21, 24 – 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 – 48, 50 – 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Поскольку положения настоящего закона не содержат требований к форме такого отчета, он может быть составлен в произвольной форме. При этом указанный отчет должен содержать:

  • обоснование невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика. Заметим, что Законом о контрактной системе не установлены критерии невозможности или нецелесообразности использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом заказчик должен обосновать необходимость выбора именно неконкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

  • цену и иные существенные условия контракта. Отметим, что расчет и обоснование цены контракта должны содержаться непосредственно в тексте контракта либо быть оформлены как неотъемлемое приложение к нему, подписаны и скреплены печатями всех сторон контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе, не требуется. Напомним, что при обосновании цены контракта следует руководствоваться Методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Что же касается существенных условий контракта, Закон о контрактной системе как не раскрывает понятие данного термина, так и не содержит перечень этих условий. Вместе с тем, по нашему мнению, в данном случае можно использовать положения ст. 432 ГК РФ, в силу которой существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, будет определяться в каждом конкретном случае. При этом заказчик должен быть готов аргументировать отсутствие необходимости обосновывать те или иные условия контракта.

Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не содержит требования о размещении отчета, обосновывающего закупку у единственного поставщика, в ЕИС.

Заключили или изменили контракт? Отчитайтесь!

Первый отчет, связанный с контрактом, нужно подать сразу же после его заключения. В соответствии с частью 3 статьи 103 закона № 44-ФЗ, на это отводится 3 рабочих дня. В этот срок нужно отразить данные о контракте в ЕИС.

Заключенный контракт попадает в соответствующий реестр. Теперь любые изменения его статуса — внесение изменений, расторжение, исполнение или приемка по нему продукции — должны быть отражены в реестре. Относительно сроков внесения этой информации в законодательстве есть некоторые противоречия. Так, часть 3 статьи 103 закона № 44-ФЗ требует, чтобы все указанные сведения были направлены в течение трех дней. Вместе с тем часть 26 статьи 95 закона определяет, что сведения об изменении или расторжении контракта должны быть размещены на следующий рабочий день. И хотя в этой норме прямо не указано, что речь идет о реестре контрактов, специалисты рекомендуют вносить изменения по статусу контракта в течение одного дня.

Отчет по итогам закупка у единственного поставщика

Предназначение этого отчета — подтвердить, что проведение неконкурентной процедуры было выбрано обоснованно. Соответственно, в отчет включаются данные, которые докажут, что проводить закупку другим способом было нецелесообразно.

В отчет включаются такие сведения:

  • информация о заказчике;
  • цель закупки;
  • ссылка на конкретный пункт статьи 93 закона 44-ФЗ, в соответствии с которым проводится закупка;
  • объект закупки и его цена;
  • порядок формирования цены и ее обоснование;
  • обоснование нецелесообразности применения конкурентных методов закупки;
  • описание порядка расчетов между сторонами;
  • ссылки на нормативную базу.

В части 3 статьи 93 указано, при каких закупках у единственного поставщика составлять отчет не нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector