Новое в закупках по 223-фз: что можно не размещать в еис

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Основная информация

Утвердить и вовремя опубликовать Положение о закупке в интересах самого заказчика. Ведь если этого не сделать, право осуществлять закупки по закону 223-ФЗ будет утрачено. В этом случае ему до конца года придется руководствоваться более строгим законом 44-ФЗ.

Положение утверждается органом, который осуществляет руководство заказчиком, а именно:

  1. Учредителем бюджетного учреждения;
  2. Высшим органом управления госкорпорации или госкомпании;
  3. Руководителем ГУП или МУП;
  4. Наблюдательным советом автономного учреждения;
  5. Общим собранием участников ООО;
  6. Советом директоров либо Наблюдательным советом акционерного общества.

В течение 15 дней после утверждения Положение о закупке размещается в ЕИС. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения размещают Положение до наступления года, в котором собираются применять закон 223-ФЗ. Отметим, что переутверждать Положение ежегодно не требуется.

Что с конца 2017 года не публикуется в ЕИС

В конце прошлого года в упомянутый выше порядок были внесены изменения — постановлением Правительства от 27.11.2017 № 1429 приостановлено действие пунктов «е» и «к» правил ведения реестра. В связи с этим заказчики по 223-ФЗ с 7 декабря 2017 года могут не направлять в реестр информацию об исполнителях договоров и субподрядчиках. Такой порядок установлен до начала июля 2018 года.

Эти меры стали необходимы из-за международных санкций, введенных в отношении отдельных российских компаний и частных лиц. В частности, он не могут брать международные займы, получать визы в некоторое страны, пользоваться средствами на своих счетах в иностранных банках. Аналогичные санкции грозят и тем лицам, которые будут сотрудничать с фигурантами санкционного списка.

Риски рамочного соглашения

Несмотря на то, что данная договорная конструкция выглядит стабильной и надежной, она сопряжена с рядом рисков разного характера. В 98% случаев партнеры совершают одни и те же ошибки:

  • отсутствие конкретизирующего соглашения;
  • недочеты при оформлении (сюда же включают двусмысленные формулировки);
  • неправильное наименование уточняющего документа;
  • 100% уверенность в реализации договоренностей.

Каждая ошибка нуждается в разъяснениях.

Игнорирование составления допсоглашения

С первым пунктом вышеприведенного списка хозяйствующие субъекты сталкиваются чаще остальных. Тщательно обговоренные нюансы после заключения рамочного договора так и не облачаются в письменную форму. Ведь в психологии хозяйствующих субъектов консенсус по факту уже достигнут.

Поэтому одна из сторон (или оба партнера) забывает о том, что базовый контракт не несет окончательного характера. Последующие нарушения сроков поставок, оплаты или ассортимента продукции не повлекут за собой ответственность, указанную в основе.

Ошибки оформления

Недочеты при оформлении влекут за собой серьезные потери для обеих сторон. На практике это может выглядеть следующим образом:

  • продавец не указал условия приемки товара;
  • покупатель сознательно или по незнанию принимает товар неправильно, что приводит к его порче;
  • покупатель предъявляет финансовые требования к продающей стороне;
  • продавец вынужден их удовлетворить.

Это лишь один из возможных вариантов исхода событий.

Неправильное наименование уточняющего документа

В качестве корректирующего дополнения выступают:

  • спецификация;
  • заявка;
  • письмо-запрос;
  • оферта;
  • договор поставки.

В рамочном контракте название прописывается в точности. Тем более, что каждый вид имеет свои особенности реализации, которые также указываются в базе. Заключение иного типа корректирующего документа юридически не будет иметь никакого отношения к текущему рамочному соглашению.

Обязательства по исполнению договоренностей

Это самое серьезное упущение компаний. До 99% из них пребывают в уверенности, что отказ от исполнения условий рамочного договора влечет за собой судебную ответственность. На самом деле это не так.

Сам факт подписания рамочного контракта не является обязательным к исполнению без таких уточнений как:

  • четкое обязательство к его реализации;
  • постановка конкретных сроков.

Но даже в таком случае суд может встать на сторону отказывающейся стороны. Чтобы избежать подобных недоразумений, целесообразно дополнять рамочный предварительным договором.

Система рамочных контрактов отвечает современным потребностям бизнеса, но находится на стадии развития. И хотя правовая природа этих конструкция еще несовершенна, они способствуют оптимизации предпринимательской деятельности.

В одностороннем внесудебном порядке

Регулируется ГК РФ и самим договором, в котором детально прописываются основания для его расторжения в одностороннем порядке.

Кто может расторгнуть, в каких случаях

Расторгнуть договор по 223-ФЗ в одностороннем порядке может любая из сторон, если другой участник допустил при его исполнении существенные нарушения. На практике к такой форме обычно прибегает заказчик.

К существенным нарушениям со стороны поставщика относится:

  • срыв поставок;
  • неоднократное нарушение оговоренных в договоре сроков;
  • поставка некачественного товара.

Со стороны заказчика:

  • неоднократная и / или продолжительная задержка оплаты за поставленный товар;
  • необоснованный отказ в приемке товара / работы / услуги.

Процедура

Чтобы расторгнуть договор в одностороннем порядке, необходимо направить контрагенту письменное уведомление об этом. Оно должно содержать следующие сведения:

  • информацию о расторгаемом договоре (название, номер, дата);
  • сведения и реквизиты сторон-участников закупки;
  • намерение расторгнуть сделку в одностороннем внесудебном порядке;
  • мотивированное обоснование причин;
  • нормы законодательства и пункты договора, на которые опирается инициатор расторжения;
  • требование об уплате неустойки (если предъявляется);
  • указание даты, с которой договор будет считаться разорванным.

Уведомление направляется контрагенту заказным письмом с уведомлением либо отправляется с курьером под расписку о вручении по адресу, указанному в договоре.

Договор считается расторгнутым с момента получения уведомления второй стороной, если иное не указано в самом уведомлении.

Если расторжение произошло по инициативе заказчика, он в течение 10 дней направляет информацию об этом в ЕИС, сведения об исполнителе не включаются в Реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение договора в одностороннем порядке – это всегда конфликт, который нередко заканчивается судом

Требуется ли помощь юриста

Однозначно да. Своевременное обращению к юристу поможет минимизировать негативные последствия от расторжения договора в одностороннем порядке, а возможно, и перевести процедуру в формат соглашения сторон.

Помимо того, заказчик может потребовать возмещения убытков, наложить штрафные санкции. Такие вопросы тоже лучше решать в присутствии юриста.

Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливается денежный залог, перечисляемый на счет заказчика.

Вам будет интересно:

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
  2. ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
  3. ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
  4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 44 ФЗ
  5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ
  6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
  7. ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ
  8. ВОЗВРАТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ ПРИ НЕПОДПИСАНИИ КОНТРАКТА
  9. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА 44-ФЗ
  10. Банковская гарантия в целях обеспечения заявки или на исполнение контракта по Закону № 44-ФЗ

Закон, регламентирующий рамочный договор

Основные положения о рамочном договоре прописаны в ст. 429.1 ГК РФ.

Как применяется в закупках по 44-ФЗ?

Согласно ч. 2 ст. 34 44-ФЗ цена контракта является твердой и неизменной величиной, и указывается на весь срок исполнения обязательств.

В ч. 18 ст. 34, пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ говорится, что количество и объем ТРУ (товаров, работ, услуг) являются существенными неизменными условиями.

Изменение этих условий допустимо в пределах 10 %, а также в пределах разницы между ценой исполнителя и НМЦК (начальной максимальной цены контракта) в случае, указанном в ч. 18 ст. 34 44-ФЗ.

В п. 2 ст. 42 44-ФЗ упоминается о специальном правиле, которое можно применять в некоторых контрактах, когда невозможно установить объем работ либо услуг. Это следующие категории:

  • работы по техническому обслуживанию и ремонту техники и оборудования;
  • услуг: связи, юридические, медицинские, образовательные, общественного питания, переводчика, грузоперевозок, гостиничных, по проведению оценки.

В таких договорах допускается указание в извещении цены запчастей, цены за единицу услуги или работы и условия об оплате за фактически выполненные обязательства. А также возможно включение в закупочную документацию графика выполнения работ.

Если срок договора закончился, а обязательства выполнены не в полной мере, стороны вправе расторгнуть контракт или засчитать фактически выполненные работы.

Заключается ли в рамках 223-ФЗ?

Вопрос неоднозначный, многие специалисты спорят на эту тему.

Одни придерживаются точки зрения, что заключать такое соглашение в рамках конкурентных процедур по 223-ФЗ невозможно. Они объясняют это тем, что в извещении по корпоративной процедуре обязательно нужно указывать предмет, цену, объемы поставки согласно ч. 9, 10 ст.4 223-ФЗ.

Если данные сведения не внести в документацию, то это будет нарушением законодательства и приведет к штрафам со стороны контролирующих ведомств.

Другие специалисты говорят, что законодательством не установлен запрет и рамочный договор по 223-ФЗ можно заключать при соблюдении определенных условий в отношении долгосрочного сотрудничества с исполнителями.

Если требуется осуществить ряд самостоятельных закупок товаров, работ и услуг, каждая из которых не будет выходить за пределы обозначенного лимита, заказчик может заключить “рамочник” с конкретным поставщиком.

Впоследствии каждая конкретная закупка подлежит конкретизации в рамках отдельных закупок, в процессе которых стороны могут изменять существенные условия сделки:

  • цены товаров, работ и услуг;
  • количество закупаемых единиц;
  • условия поставки или выполнения работ, а также иные положения.

Существенные условия

Именно такие условия делают договор юридически значимым. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к таковым относятся условия, перечисленные в законах и иных нормативных актах для договоров данного типа. Кроме того, существенными являются те условия, достигнуть соглашения по которым считает нужным одна из сторон договора. Это означает, что любое условие, названное в договоре существенным, будет являться таковым.

Что касается мнения контролирующих органов в сфере закупок, то они склонны считать существенными любые условия, которые стороны включили в договор. Логика тут простая: если бы стороны не посчитали нужным прийти к соглашению относительно этого условия, то они бы включать его в текст не стали. А значит, это условие существенное.

Какие разделы включает в себя данное положение? (на конкретном примере)

Наименование: «Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Ростов-на-Дону «Детский сад № 42»».

Согласовано: Заведующей МАДОУ № 42 Ленецкой Л.А.

Утверждено: Решением заседания совета МАДОУ № 42.

Протокол № 1/19 от 14.03.2019 г.

Основные положения и термины:

  1. Общие положения.
  2. Требования к участникам.
  3. Комиссия по осуществлению закупок.
  4. Планирование закупок.
  5. Порядок проведения конкурентной закупки.
  6. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.
  7. Информационное обеспечение.
  8. Описание предмета.
  9. Условия допуска к участию и отстранения от участия.
  10. Обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств.
  11. Способы осуществления закупки.
  12. Порядок проведения у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
  13. Порядок обжалования.
  14. Заключение и исполнение договора.
  15. Реестр договоров.
  16. Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
  17. Особенности проведения процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Административная практика по ПП №2013

Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к  выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021

Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля   закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха   (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021

Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении  участников закупки, лишении  их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается.  Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).

В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.

Нюансы порядка заключения договора

Порядок заключения договора и его исполнения должен быть отражен в Положении о закупке. Заказчик не может осуществлять действия, которые не предусмотрены этим документом.

Целесообразно расписать порядок заключения договора как можно более подробно, включая действия каждой из сторон. Иначе у поставщика, выигравшего закупку, может появиться возможность безнаказанно уклониться от подписания договора. Специалисты рекомендуют прописывать в Положении права и обязанности сторон, возникающие в процессе заключения договора

Важно предусмотреть состав комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, а также правила и сроки направления. Эти параметры заказчик устанавливает сам

В плане способа доставки документов наиболее надежными традиционно считаются личное вручение или отправка почтой с уведомлением. Закачку важно удостовериться, что направленные им документы приняты уполномоченным лицом поставщика — только так он может подтвердить, что в полном объеме исполнил свои обязанности.

Требования к структуре и содержанию

Документ заказчика нужно составлять в полном соответствии с законом о закупках отдельными видами юридических лиц 223 ФЗ от 18.07.2011 и о защите конкуренции 135 ФЗ от 26.07.2006. Учитываются и нормативы Федеральной антимонопольной службы — «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц». Ключевая задача заказчика — разработать такие правила, которые будет полностью регулировать его деятельность в области заказа. Норматив должен соответствовать главным принципам по отношению к участникам торгов:

  • равноправие;
  • справедливость;
  • отсутствие дискриминации;
  • необоснованное ограничение конкуренции.

В состав положения целесообразно включить разделы:

  • терминология;
  • цели и принципы осуществления закупок;
  • порядок утверждения документа;
  • регламент внесения изменений;
  • плановая деятельность;
  • внесение изменений в план закупок;
  • способы определения исполнителей;
  • подготовка к торгам;
  • разработка и утверждение документов заказа;
  • порядок описания объекта;
  • критерии оценки;
  • требования к поставщикам;
  • правила проведения торгов;
  • осуществление контроля заказа;
  • возможность обжалования результатов;
  • условия договора;
  • обязательства и ответственность сторон;
  • ведение отчетов по 223 ФЗ;
  • порядок хранения документации.

Сколько стоит банковская гарантия

Если исполнитель обеспечивает исполнение договора банковской гарантией, он обращается в банк. Гарантию выдают только банки, включенные в перечень Минфина.

Единой стоимости для банковской гарантии не установлено. Цена зависит от срока действия, степени риска для выплаты обязательств и качества обеспечения регрессивных требований от банка к клиенту.

ВАЖНО!

Стоимость банковской гарантии определяется как комиссия в фиксированных процентах. Обычно банки взимают от 1% до 5% от суммы обеспечения.

Мы разработали калькулятор банковской гарантии, который рассчитывает примерную стоимость комиссии.

Подробнее: «Калькулятор банковской гарантии»

Банки выдают гарантийный документ в течение одного рабочего дня. Если потребуется дополнительная проверка клиента, срок увеличивается.

Выводы

Положение о закупке – это документ, который регулирует деятельность заказчика.

Несомненно, он является важным, т.к. в работе заказчик обязан им руководствоваться. С помощью данного регламента заказчик полностью удовлетворяет свои потребности в товарах, работах, услугах. Также происходит правильное с экономической точки зрения расходование денежных средств, обеспечивается добросовестная конкуренция. Заказчик может прописать требования, условия, сроки, необходимые ему. И чем точнее он это сделает, тем качественней товар, работу или услугу получит.

Вышеуказанный документ имеет ряд преимуществ, которые мы разобрали: это выбор удобного способа проведения процедуры, установка собственных требований, быстрое внесение изменений в план закупок и т.д.

Является ли положение о закупке правовым актом? Конечно. Это мы увидим, если обратимся к ст. 2 223-ФЗ «Правовая основа закупки товаров, работ услуг».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector