Новое в закупках по 223-фз: что можно не размещать в еис
Содержание:
- Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
- Основная информация
- Что с конца 2017 года не публикуется в ЕИС
- Риски рамочного соглашения
- В одностороннем внесудебном порядке
- Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ
- Закон, регламентирующий рамочный договор
- Существенные условия
- Какие разделы включает в себя данное положение? (на конкретном примере)
- Административная практика по ПП №2013
- Нюансы порядка заключения договора
- Требования к структуре и содержанию
- Сколько стоит банковская гарантия
- Выводы
Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:
Критерий сравнения | Федеральный закон №44 | Федеральный закон 223-фз |
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. | Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. | Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица. |
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. | Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. | Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения. |
Условия выполнения соглашений. | 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. | По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком. |
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. | Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. | Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке. |
Антидемпинговые санкции. | Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. | Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика. |
Возможность обжалований действий заказчика. | Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. | Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте. |
Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:
- Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
- Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
- Право на использование обширного перечня торговых площадок.
Основная информация
Утвердить и вовремя опубликовать Положение о закупке в интересах самого заказчика. Ведь если этого не сделать, право осуществлять закупки по закону 223-ФЗ будет утрачено. В этом случае ему до конца года придется руководствоваться более строгим законом 44-ФЗ.
Положение утверждается органом, который осуществляет руководство заказчиком, а именно:
- Учредителем бюджетного учреждения;
- Высшим органом управления госкорпорации или госкомпании;
- Руководителем ГУП или МУП;
- Наблюдательным советом автономного учреждения;
- Общим собранием участников ООО;
- Советом директоров либо Наблюдательным советом акционерного общества.
В течение 15 дней после утверждения Положение о закупке размещается в ЕИС. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения размещают Положение до наступления года, в котором собираются применять закон 223-ФЗ. Отметим, что переутверждать Положение ежегодно не требуется.
Что с конца 2017 года не публикуется в ЕИС
В конце прошлого года в упомянутый выше порядок были внесены изменения — постановлением Правительства от 27.11.2017 № 1429 приостановлено действие пунктов «е» и «к» правил ведения реестра. В связи с этим заказчики по 223-ФЗ с 7 декабря 2017 года могут не направлять в реестр информацию об исполнителях договоров и субподрядчиках. Такой порядок установлен до начала июля 2018 года.
Эти меры стали необходимы из-за международных санкций, введенных в отношении отдельных российских компаний и частных лиц. В частности, он не могут брать международные займы, получать визы в некоторое страны, пользоваться средствами на своих счетах в иностранных банках. Аналогичные санкции грозят и тем лицам, которые будут сотрудничать с фигурантами санкционного списка.
Риски рамочного соглашения
Несмотря на то, что данная договорная конструкция выглядит стабильной и надежной, она сопряжена с рядом рисков разного характера. В 98% случаев партнеры совершают одни и те же ошибки:
- отсутствие конкретизирующего соглашения;
- недочеты при оформлении (сюда же включают двусмысленные формулировки);
- неправильное наименование уточняющего документа;
- 100% уверенность в реализации договоренностей.
Каждая ошибка нуждается в разъяснениях.
Игнорирование составления допсоглашения
С первым пунктом вышеприведенного списка хозяйствующие субъекты сталкиваются чаще остальных. Тщательно обговоренные нюансы после заключения рамочного договора так и не облачаются в письменную форму. Ведь в психологии хозяйствующих субъектов консенсус по факту уже достигнут.
Поэтому одна из сторон (или оба партнера) забывает о том, что базовый контракт не несет окончательного характера. Последующие нарушения сроков поставок, оплаты или ассортимента продукции не повлекут за собой ответственность, указанную в основе.
Ошибки оформления
Недочеты при оформлении влекут за собой серьезные потери для обеих сторон. На практике это может выглядеть следующим образом:
- продавец не указал условия приемки товара;
- покупатель сознательно или по незнанию принимает товар неправильно, что приводит к его порче;
- покупатель предъявляет финансовые требования к продающей стороне;
- продавец вынужден их удовлетворить.
Это лишь один из возможных вариантов исхода событий.
Неправильное наименование уточняющего документа
В качестве корректирующего дополнения выступают:
- спецификация;
- заявка;
- письмо-запрос;
- оферта;
- договор поставки.
В рамочном контракте название прописывается в точности. Тем более, что каждый вид имеет свои особенности реализации, которые также указываются в базе. Заключение иного типа корректирующего документа юридически не будет иметь никакого отношения к текущему рамочному соглашению.
Обязательства по исполнению договоренностей
Это самое серьезное упущение компаний. До 99% из них пребывают в уверенности, что отказ от исполнения условий рамочного договора влечет за собой судебную ответственность. На самом деле это не так.
Сам факт подписания рамочного контракта не является обязательным к исполнению без таких уточнений как:
- четкое обязательство к его реализации;
- постановка конкретных сроков.
Но даже в таком случае суд может встать на сторону отказывающейся стороны. Чтобы избежать подобных недоразумений, целесообразно дополнять рамочный предварительным договором.
Система рамочных контрактов отвечает современным потребностям бизнеса, но находится на стадии развития. И хотя правовая природа этих конструкция еще несовершенна, они способствуют оптимизации предпринимательской деятельности.
В одностороннем внесудебном порядке
Регулируется ГК РФ и самим договором, в котором детально прописываются основания для его расторжения в одностороннем порядке.
Кто может расторгнуть, в каких случаях
Расторгнуть договор по 223-ФЗ в одностороннем порядке может любая из сторон, если другой участник допустил при его исполнении существенные нарушения. На практике к такой форме обычно прибегает заказчик.
К существенным нарушениям со стороны поставщика относится:
- срыв поставок;
- неоднократное нарушение оговоренных в договоре сроков;
- поставка некачественного товара.
Со стороны заказчика:
- неоднократная и / или продолжительная задержка оплаты за поставленный товар;
- необоснованный отказ в приемке товара / работы / услуги.
Процедура
Чтобы расторгнуть договор в одностороннем порядке, необходимо направить контрагенту письменное уведомление об этом. Оно должно содержать следующие сведения:
- информацию о расторгаемом договоре (название, номер, дата);
- сведения и реквизиты сторон-участников закупки;
- намерение расторгнуть сделку в одностороннем внесудебном порядке;
- мотивированное обоснование причин;
- нормы законодательства и пункты договора, на которые опирается инициатор расторжения;
- требование об уплате неустойки (если предъявляется);
- указание даты, с которой договор будет считаться разорванным.
Уведомление направляется контрагенту заказным письмом с уведомлением либо отправляется с курьером под расписку о вручении по адресу, указанному в договоре.
Договор считается расторгнутым с момента получения уведомления второй стороной, если иное не указано в самом уведомлении.
Если расторжение произошло по инициативе заказчика, он в течение 10 дней направляет информацию об этом в ЕИС, сведения об исполнителе не включаются в Реестр недобросовестных поставщиков.
Расторжение договора в одностороннем порядке – это всегда конфликт, который нередко заканчивается судом
Требуется ли помощь юриста
Однозначно да. Своевременное обращению к юристу поможет минимизировать негативные последствия от расторжения договора в одностороннем порядке, а возможно, и перевести процедуру в формат соглашения сторон.
Помимо того, заказчик может потребовать возмещения убытков, наложить штрафные санкции. Такие вопросы тоже лучше решать в присутствии юриста.
Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ
Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливается денежный залог, перечисляемый на счет заказчика.
Вам будет интересно:
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
- ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
- ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 44 ФЗ
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
- ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ
- ВОЗВРАТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ ПРИ НЕПОДПИСАНИИ КОНТРАКТА
- УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА 44-ФЗ
- Банковская гарантия в целях обеспечения заявки или на исполнение контракта по Закону № 44-ФЗ
Закон, регламентирующий рамочный договор
Основные положения о рамочном договоре прописаны в ст. 429.1 ГК РФ.
Как применяется в закупках по 44-ФЗ?
Согласно ч. 2 ст. 34 44-ФЗ цена контракта является твердой и неизменной величиной, и указывается на весь срок исполнения обязательств.
В ч. 18 ст. 34, пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ говорится, что количество и объем ТРУ (товаров, работ, услуг) являются существенными неизменными условиями.
Изменение этих условий допустимо в пределах 10 %, а также в пределах разницы между ценой исполнителя и НМЦК (начальной максимальной цены контракта) в случае, указанном в ч. 18 ст. 34 44-ФЗ.
В п. 2 ст. 42 44-ФЗ упоминается о специальном правиле, которое можно применять в некоторых контрактах, когда невозможно установить объем работ либо услуг. Это следующие категории:
- работы по техническому обслуживанию и ремонту техники и оборудования;
- услуг: связи, юридические, медицинские, образовательные, общественного питания, переводчика, грузоперевозок, гостиничных, по проведению оценки.
В таких договорах допускается указание в извещении цены запчастей, цены за единицу услуги или работы и условия об оплате за фактически выполненные обязательства. А также возможно включение в закупочную документацию графика выполнения работ.
Если срок договора закончился, а обязательства выполнены не в полной мере, стороны вправе расторгнуть контракт или засчитать фактически выполненные работы.
Заключается ли в рамках 223-ФЗ?
Вопрос неоднозначный, многие специалисты спорят на эту тему.
Одни придерживаются точки зрения, что заключать такое соглашение в рамках конкурентных процедур по 223-ФЗ невозможно. Они объясняют это тем, что в извещении по корпоративной процедуре обязательно нужно указывать предмет, цену, объемы поставки согласно ч. 9, 10 ст.4 223-ФЗ.
Если данные сведения не внести в документацию, то это будет нарушением законодательства и приведет к штрафам со стороны контролирующих ведомств.
Другие специалисты говорят, что законодательством не установлен запрет и рамочный договор по 223-ФЗ можно заключать при соблюдении определенных условий в отношении долгосрочного сотрудничества с исполнителями.
Если требуется осуществить ряд самостоятельных закупок товаров, работ и услуг, каждая из которых не будет выходить за пределы обозначенного лимита, заказчик может заключить “рамочник” с конкретным поставщиком.
Впоследствии каждая конкретная закупка подлежит конкретизации в рамках отдельных закупок, в процессе которых стороны могут изменять существенные условия сделки:
- цены товаров, работ и услуг;
- количество закупаемых единиц;
- условия поставки или выполнения работ, а также иные положения.
Существенные условия
Именно такие условия делают договор юридически значимым. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к таковым относятся условия, перечисленные в законах и иных нормативных актах для договоров данного типа. Кроме того, существенными являются те условия, достигнуть соглашения по которым считает нужным одна из сторон договора. Это означает, что любое условие, названное в договоре существенным, будет являться таковым.
Что касается мнения контролирующих органов в сфере закупок, то они склонны считать существенными любые условия, которые стороны включили в договор. Логика тут простая: если бы стороны не посчитали нужным прийти к соглашению относительно этого условия, то они бы включать его в текст не стали. А значит, это условие существенное.
Какие разделы включает в себя данное положение? (на конкретном примере)
Наименование: «Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Ростов-на-Дону «Детский сад № 42»».
Согласовано: Заведующей МАДОУ № 42 Ленецкой Л.А.
Утверждено: Решением заседания совета МАДОУ № 42.
Протокол № 1/19 от 14.03.2019 г.
Основные положения и термины:
- Общие положения.
- Требования к участникам.
- Комиссия по осуществлению закупок.
- Планирование закупок.
- Порядок проведения конкурентной закупки.
- Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.
- Информационное обеспечение.
- Описание предмета.
- Условия допуска к участию и отстранения от участия.
- Обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств.
- Способы осуществления закупки.
- Порядок проведения у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
- Порядок обжалования.
- Заключение и исполнение договора.
- Реестр договоров.
- Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
- Особенности проведения процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Административная практика по ПП №2013
Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021
Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021
Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении участников закупки, лишении их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается. Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).
В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.
Нюансы порядка заключения договора
Порядок заключения договора и его исполнения должен быть отражен в Положении о закупке. Заказчик не может осуществлять действия, которые не предусмотрены этим документом.
Целесообразно расписать порядок заключения договора как можно более подробно, включая действия каждой из сторон. Иначе у поставщика, выигравшего закупку, может появиться возможность безнаказанно уклониться от подписания договора. Специалисты рекомендуют прописывать в Положении права и обязанности сторон, возникающие в процессе заключения договора
Важно предусмотреть состав комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, а также правила и сроки направления. Эти параметры заказчик устанавливает сам
В плане способа доставки документов наиболее надежными традиционно считаются личное вручение или отправка почтой с уведомлением. Закачку важно удостовериться, что направленные им документы приняты уполномоченным лицом поставщика — только так он может подтвердить, что в полном объеме исполнил свои обязанности.
Требования к структуре и содержанию
Документ заказчика нужно составлять в полном соответствии с законом о закупках отдельными видами юридических лиц 223 ФЗ от 18.07.2011 и о защите конкуренции 135 ФЗ от 26.07.2006. Учитываются и нормативы Федеральной антимонопольной службы — «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц». Ключевая задача заказчика — разработать такие правила, которые будет полностью регулировать его деятельность в области заказа. Норматив должен соответствовать главным принципам по отношению к участникам торгов:
- равноправие;
- справедливость;
- отсутствие дискриминации;
- необоснованное ограничение конкуренции.
В состав положения целесообразно включить разделы:
- терминология;
- цели и принципы осуществления закупок;
- порядок утверждения документа;
- регламент внесения изменений;
- плановая деятельность;
- внесение изменений в план закупок;
- способы определения исполнителей;
- подготовка к торгам;
- разработка и утверждение документов заказа;
- порядок описания объекта;
- критерии оценки;
- требования к поставщикам;
- правила проведения торгов;
- осуществление контроля заказа;
- возможность обжалования результатов;
- условия договора;
- обязательства и ответственность сторон;
- ведение отчетов по 223 ФЗ;
- порядок хранения документации.
Сколько стоит банковская гарантия
Если исполнитель обеспечивает исполнение договора банковской гарантией, он обращается в банк. Гарантию выдают только банки, включенные в перечень Минфина.
Единой стоимости для банковской гарантии не установлено. Цена зависит от срока действия, степени риска для выплаты обязательств и качества обеспечения регрессивных требований от банка к клиенту.
ВАЖНО!
Стоимость банковской гарантии определяется как комиссия в фиксированных процентах. Обычно банки взимают от 1% до 5% от суммы обеспечения.
Мы разработали калькулятор банковской гарантии, который рассчитывает примерную стоимость комиссии.
Подробнее: «Калькулятор банковской гарантии»
Банки выдают гарантийный документ в течение одного рабочего дня. Если потребуется дополнительная проверка клиента, срок увеличивается.
Выводы
Положение о закупке – это документ, который регулирует деятельность заказчика.
Несомненно, он является важным, т.к. в работе заказчик обязан им руководствоваться. С помощью данного регламента заказчик полностью удовлетворяет свои потребности в товарах, работах, услугах. Также происходит правильное с экономической точки зрения расходование денежных средств, обеспечивается добросовестная конкуренция. Заказчик может прописать требования, условия, сроки, необходимые ему. И чем точнее он это сделает, тем качественней товар, работу или услугу получит.
Вышеуказанный документ имеет ряд преимуществ, которые мы разобрали: это выбор удобного способа проведения процедуры, установка собственных требований, быстрое внесение изменений в план закупок и т.д.
Является ли положение о закупке правовым актом? Конечно. Это мы увидим, если обратимся к ст. 2 223-ФЗ «Правовая основа закупки товаров, работ услуг».