Правовое регулирование платы за землю

Земельный налог

24.04.2018 16:28

Апшеронский отдел

Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов.

Земельный налог не только является основным источником доходов местных бюджетов, но и выполняет еще не менее важную стимулирующую функцию: способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки.

Земельный налог уплачивают граждане и организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не платят земельный налог те, кто владеет земельным участком на праве безвозмездного пользования или переданным по договору аренды.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для возврата излишне уплаченного земельного налога налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление, составленное в письменной форме. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты суммы налога.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления, а сам возврат налога производится в месячный срок со дня получения заявления (п. п. 6 — 8 ст. 78 НК РФ).

По вопросам предоставления дополнительных льгот по уплате земельного налога необходимо обращаться в представительные органы муниципального образования по месту нахождения земельного участка.

Поскольку размер земельного налога напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка, важно, чтобы она была установлена верно. Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка завышена и превышает рыночную оценку участка, ее можно пересмотреть

Расчет и ставки налога на землю

Рассчитать земельный налог можно по формуле:
Земельный налог = КСТ * Д * СТ * КВ
КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;
Д – размер доли в праве на земельный участок;
СТ – налоговая ставка;
КВ – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным
участком в течение неполного года).

Кадастровую стоимость земельного участка рассчитывает Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Таким образом, налоговая ставка отличается в разных населенных пунктах (муниципальных образованиях). К примеру, ставка земельного налога в Москве 0,025% на так называемую «дачную землю», в то время как московской области преобладает ставка 0,3%.
Кроме отличия ставки по муниципальной принадлежности участка, ставка меняется в зависимости от категории земли.
Существует верхняя граница налоговой ставки, закрепленная на федеральном уровне.
0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
    сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для
    сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
    комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не
    относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
    комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства,
    огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,
    предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного
    Кодекса Российской Федерации);

1,5% в отношении прочих земельных участков.
Подробную информацию об установленных налоговых ставках и льготах можно узнать в любой
налоговой инспекции.

Расчет земельного налога при продаже/покупке участка

В ситуации, когда владение земельным участок было в течение неполного года, к примеру, при
продаже или покупке участка, для расчета налога, применяется коэффициент владения.
Коэффициент владения земельный участком это отношение числа полных месяцев, в течение которых
этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании,
пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом
(отчетном) периоде – 12 месяцев.
При покупке земельного участка, месяц считается полным, если право собственности возникло
до 15-го (включительно) числа месяца покупки. В случае продажи, месяц считается полным,
если право собственности было прекращено после 15-го числа соответствующего месяца. В иных
случаях месяц считается неполным и не учитывается при определении коэффициента владения.

Земельный налог для юридических лиц: правила и особенности его расчета

Деятельность юридических лиц всегда тесно связана с налогообложением — они вынуждены уплачивать большое количество различных взносов и налогов, расчетами которых в большинстве случаев занимаются самостоятельно

При этом со стороны налоговых органов юрлица обычно подвергаются более тщательным проверкам, нежели физические, что делает правильность уплаты всех платежей еще более важной

Поэтому стоит рассмотреть особенности расчета одного из имущественных налогов, которые должны уплачивать компании, владеющие участками, а именно земельного.

Ставка для юридических лиц

Сразу стоит отметить, что на федеральном уровне четкая ставка земельного налога для какой-либо из категорий плательщиков не закреплена.

Максимальная величина ставки зависит от того, с какой целью используется земля, и составляет:

  1. 0,3% — данный показатель является сниженным по сравнению с общими ситуациями и может быть установлен в отношении земель такого типа:
    • ограниченных в обороте на основании требований законодательства РФ;
    • используемых для животноводства, садоводства или огородничества;
    • предоставленных для обеспечения обороны и безопасности РФ, а также для таможенных нужд;
    • сельскохозяйственного назначения, а также расположенных в зоне сельскохозяйственного использования (в пределах населенных пунктов);
    • занятых жилищным фондом.
  2. 1,5% — эта ставка используется при налогообложении участков всех остальных категорий, которые не попали в первую группу.

Как уже отмечалось, данные показатели являются максимальными пределами, выше которых налог установлен быть не может. Конкретную же ставку вправе определять местные органы власти, которые при этом могут дифференцировать ее в зависимости от таких характеристик участка:

  • местонахождение (в пределах города, поселка);
  • категория земли;
  • вид разрешенного использования;
  • площадь;
  • категория плательщика и т. п.

Кто исчисляет земельный налог?

Для физических лиц (как граждан, так и предпринимателей) все расчеты осуществляются сотрудниками налоговой инспекции, а им остается только лишь оплатить готовую квитанцию.

Обязанность по уплате земельного налога возлагается на юр лицо при условии, что он владеет участком на таких правах:

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2020 г. N БС-4-21/3081@ “О налоговой ставке при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения”

2 марта 2020

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке определения налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и рекомендует учитывать позицию Минфина России, изложенную в письме от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 (далее — Письмо).

Письмо содержит следующие разъяснения.

На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель в размере, не превышающем 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

В отношении применения налоговой ставки при исчислении земельного налога по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, переданным в аренду организации, использующей данные земельные участки для сельскохозяйственного производства, обращаем внимание на позицию судебных органов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.04.2013 по делу N А41-27239/12), согласно которой при надлежащем землепользовании арендатора (для целей сельскохозяйственного производства) организация-налогоплательщик (арендодатель) имеет право на применение пониженной налоговой ставки в отношении земельного участка — предмета аренды. По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса

По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.

Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 класса С.Л. Бондарчук

Комментарий

Земельный налог — это местный налог, которым облагаются земельные участки. Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами местных органов власти и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ).

Устанавливая налог, местные органы власти определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций местные органы власти устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога местные органы власти могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Налогоплательщики

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог
(п. 1 ст. 389 НК РФ):

Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков
(ст. 390 НК РФ).

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
(ст. 393 НК РФ).

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
регулируется статьей 396 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу регулируется статьей 397 НК РФ.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата земельного налога

Порядок и сроки уплаты земельного налога определяются органами местного самоуправления. Оплата земельного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельного участка. Уплатить земельный налог можно не только в отделениях банков, но и с помощью электронных сервисов банков-партнеров, заключивших соглашение с ФНС России.

Начиная с 2011 г. срок уплаты налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговым периодом по земельному налогу является календарный год).

Срок уплаты налога для физических лиц ─ индивидуальных предпринимателей, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Не позднее этого срока предприниматели представляют налоговые декларации в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. Величина налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется, как разница между размером налога, исчисленным по истечении налогового периода и суммой уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. (Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для индивидуальных предпринимателей могут быть предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу).

Налоговая декларация по земельному налогу может иметь различную форму: как «бумажную» (с приложением съемного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата, или с использованием двумерного штрих-кода), так и электронную.

Для декларации, имеющей электронный вид, днем представления считается дата ее отправки.

Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в ИФНС лично или через своего представителя, а также направлена в виде почтового отправления с описью вложения.

Продажа участка
966 000 руб.
Гатчинский район
Площадь участка: 6.44 соток

Подробнее

Продажа участка
1 755 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 11.7 соток

Подробнее

Продажа участка
1 584 000 руб.
Гатчинский район
Площадь участка: 10.22 соток

Подробнее

КБК для земельного налога 2018

Немаловажным атрибутом при совершении и оформлении оплаты ЗН являются коды бюджетных классификаций, которые показаны в таблице.

Наименование платежа по земельному налогу

Код Бюджетной классификации

Для федерально-значимых городов Для городов РФ Для городских поселений Для городских земель в границах районов Для межселенных территорий

Платеж налога

1821060603103 1000 110

182106 06032 04

1000 110

1821 06 06033 13 1000 110

1821 06 0603212 1000 110

1821 06 0603305 1000 110

182106 0603103 2100 110

1821 06 06032 04 2100 110

1821 06 06033 13 2100 110

1821 06 06032 12 2100 10

1821 06 6033 05 2100 110

182106 06031 03 3000 110

1821 06 06032 04 3000 110 1821 06 06033 13 3000 110 1821 06 06032 12 3000 110 1821 06 06033 05 3000 110

Неправильно указав эти несколько цифр, отправитель рискует перечислить средства по неверному назначению.

Земельный налог в 2020 году для юридических лиц

Правовые акты, регулирующие порядок налогообложения

Налоговый платеж за землю юридическими лицами оплачивается по месту нахождения участка, то есть в местный бюджет. Соответственно, правила, по которым рассчитывается налог на землю в 2020 году для юридических лиц, устанавливаются не только НК РФ, но и законами, издаваемыми местными органами власти. В главе 31 НК РФ прописаны общие правила налогового администрирования:

Местные власти наделены правом устанавливать дифференцированную ставку платежа и сроки его перечисления.

В соответствии со статьями 30 и 32 НК РФ, взимаются налоги на строения на земельном участке 2020: они облагаются налогом на имущество. Введение иных сборов пока не планируется, что неоднократно разъяснял Минфин (письмо от 27.06.2018 № 03-05-06-01/44126).

Сроки оплаты

Законодательные акты муниципалитетов устанавливают сроки уплаты земельного налога в 2020 году для организаций. Они не должны быть ранее даты предоставления налоговой декларации. Пунктом 3 статьи 398 установлено, что декларация предоставляется организациями в ИФНС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Платеж может перечисляться организацией один раз в год либо местный закон вправе предусмотреть авансовые платежи по земельному налогу 2020 для юридических лиц. Чтобы узнать, в какие сроки уплачивается налоговый сбор в вашем регионе, необходимо обратиться к законодательству муниципального образования.

годового платежа
авансовых платежей
Санкт-Петербург
617-105 от 23.11.2012
10.02.2020
Последний день месяца, следующего за расчетным кварталом
Москва
74 от 24.11.2004
01.02.2020
Последний день месяца, следующего за расчетным кварталом
Севастополь
81-ЗС от 26.11.2014
01.02.2020
Последний день месяца, следующего за расчетным кварталом

Ставки 2020

Ставки, как и сроки перечисления, устанавливаются местными властями. Они вправе устанавливать дифференцированные ставки для разных видов деятельности или статуса организации. Но ставка земельного налога в 2020 году для юридических лиц не может превышать те, которые установлены в статье 394 НК РФ. Для организаций:

  • 0,3% — для участков сельхозназначения, жилищного фонда, земель ЖКХ, личных подсобных хозяйств, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5% — в отношении иных участков.

Также могут быть местным законодательствам установлены налоговые льготы.

0,01
Жилищный фонд, инфраструктура ЖКХ
Рыбное хозяйство, стоянки транспортаДля личного подсобного, дачного хозяйства0,05
Для объектов образования, соцобеспечения, физкультуры и спорта, учреждений здравоохранения
Гаражей: многоэтажных, подземных, гаражных кооперативовСады, скверы, парки, пляжиВетучреждения0,1
Объекты культуры и искусства, религиозные объекты
Сельскохозяйственного назначения0,5
Для оздоровительных целей
Для рекреационных целей, размещение аттракционов, аквапарковСтоянки индивидуального легкового автотранспорта1,5
Прочие

Как рассчитать земельный налог в 2020 году

Налоговый платеж за землю рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Налоговая база определяется в отношении каждого участка исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, за который производится расчет (статья 391 НК РФ). Изменение стоимости в течение года не влияет на расчет налогового платежа. Производя расчет земельного налога в 2020 году для юридических лиц, используйте формулу:

Чтобы определить размер авансового платежа, необходимо посчитать сумму к уплате за год и умножить ее на ¼.

Юридическое лицо определяет налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Для этого воспользуйтесь открытыми данными, размещенными на сервисе «Публичная кадастровая карта». Поиск участка удобнее всего производить по кадастровому номеру. По результатам поиска будут получены следующие сведения об участке:

  • адрес места нахождения;
  • площадь;
  • кадастровая стоимость;
  • назначение.

На официальном сайте Роскадастра размещен калькулятор земельного налога 2020, который рассчитает сумму, основываясь на кадастровом номере объекта недвижимости.

Отчетность

Предоставляется отчетность один раз в год. Срок — до 01.02.2020. Сдать ее необходимо в ИФНС по месту нахождения земельного участка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector