3 формы собственности на земельные участки

Муниципальное владение территорией

Землями муниципальной собственности:

  1. Детские сады.
  2. Школы.
  3. Больницы.
  4. Мэрия.
  5. Улицы.
  6. Парки.
  7. Дороги и так далее.

Также к землям муниципальной власти, кроме вышеперечисленных объектов, относятся территории, которые обеспечивают работоспособность и возможность обслуживания граждан коммунальными службами. Муниципальным территориям свойственно прохождение специализированной регистрации.

Для улучшений условий жизнедеятельности либо по другим причинам территории, принадлежащие государственной власти, могут перейти в использование к муниципальной власти.

Также участки муниципальной собственности могут расширяться за счёт выкупа территорий у граждан РФ, подписании гражданином дарственной на территорию или отказа от участка.

Основной задачей муниципальных земель является удовлетворение нужд гражданина, улучшение условий жизнедеятельности и повышение комфортности существования

Поскольку муниципальная собственность преследует более узкоспециализированные задачи в сравнении с государственной, большое внимание в распределении земельных участков уделяется именно госсобственности

Распределением земель, относящихся к муниципальной собственности, занимается местный орган государственной власти. Целью процесса перераспределения территория является улучшение жилищных условий граждан, поиск более выгодных применений относительно земли как для отдельных граждан, так и для города/страны в целом.

Распределение земли в городских пунктах осуществляется по средствам аренды территории и предоставления права арендовать помещения либо участок. В малонаселённых пунктах земельные участки могут распределяться между субъектами Российской Федерации для осуществления специализированных целей. К таким целям относятся: воздвижение гаражных построек, индивидуального жилого помещения, а также озеленения территории. Озеленение производится силами местных садоводов и волонтёров.

Сделка купли-продажи

Переход права собственности на земельный участок по договору купли-продажи является самым распространённым вариантом отчуждения недвижимости. Эта сделка, согласно ст. 551 ГК, подлежит госрегистрации, порядок которой регламентирован ФЗ №221. Именно с момента регистрации у приобретателя участка возникнет право собственности

Важно отметить, что самому договору купли-продажи регистрация не требуется, он считается заключённым после подписания его всеми участниками. Основные моменты, касающиеся купли-продажи земельных участков, описаны в ст

37 ЗК, а также в Гражданском кодексе:

  • объектом сделки купли-продажи могут быть только те наделы, которые прошли кадастровый учёт. Они имеют свой уникальный номер, позволяющий идентифицировать объект недвижимости в Росреестре, а в договоре купли-продажи обязательно должна присутствовать информация о местоположении, площади, разрешённом использовании и другие характеристики участка. Не подлежат регистрации и не могут стать объектом сделки те наделы, которые изъяты из оборота (они перечислены в п. 4 ст. 27 ЗК);
  • некоторые условия договора заранее считаются недействительными. Это возможность продавца выкупить участок по собственному желанию, различные ограничения в пользовании участком, например, сдачу в аренду (п. 2 ст 37 ЗК);
  • продавец не должен сообщать покупателю заведомо ложную информацию об обременениях на надел, ограничениях в связи с разрешенным использованием и подобные сведения, не соответствующие действительности.
  • участникам сделки запрещается по своему усмотрению изменять целевое назначение участка и условия его использования.

Что касается договора, то он непременно должен быть письменным (ст. 550 ГК). В нём необходимо указать данные участников, подробную информацию об объекте сделки, а также следующие сведения: срок передачи участка, цена, условия оплаты и передачи имущества.

Переход права собственности на участок с имеющимися на нём объектами недвижимости

Часто сделки по продаже земельных участков осложняются тем, что на них находятся различные строения. По закону земля и эти постройки считаются самостоятельными объектами права, между которыми существует законодательно утверждённая связь. При этом участок и недвижимость на нём могут принадлежать как одному лицу, так и ряду лиц.

К примеру, собственник надела вправе разрешить другим лицам осуществлять на нём строительство, не теряя собственности на застраиваемую территорию, но не являясь владельцем возведённых сооружений. Застройщик, в свою очередь, может пользоваться частью земли, предоставленной под постройки (п. 1 ст. 271 ГК), но отсутствие права собственности на участок не ограничивает его в аналогичном праве на здание.

Как происходит переход права собственности на земельный участок под зданием в таких ситуациях? Ответ на этот непростой вопрос указан в ст. 35 ЗК, утверждающей так называемый принцип единства судьбы надела и возведённых на нём строений.

  1. Приобретая здание, расположенное на чужом участке, покупатель получает и собственность на ту территорию, которая занята постройкой, в тех же объёмах и на тех же условиях, что имелись у прежнего владельца (например, сохранение условий аренды). При этом согласие владельца участка на сделку не требуется, если иное не зафиксировано в договоре о пользовании землёй.
  2. Собственник построек имеет преимущественное право покупки или аренды земельного надела.
  3. Если землёй и зданием владеет одно лицо, то переход права собственности на постройки возможен только с переходом права собственности на занятый ими участок. Исключения указаны в п. 4 ст. 35 ЗК. Это сервитут, изъятие земель из оборота и невозможность выдела части здания в натуре вместе с частью земли.
  4. Отчуждение земельного участка без построек не позволяется, если они принадлежат одному человеку.

Частная

Согласно Конституции РФ, а именно статье 35 каждый человек обладает правами частной собственности (ЧС) – это выражено в таких способностях как: владение, пользование и распоряжение. Но таковыми правами человек может пользоваться не только один, но и совместно с группой лиц. То есть, государство наделило правом ЧС физ. и юр. лиц.

Данная мысль более чётко прослеживается в ст. 36 КРФ, в которой говорится о том, что объединения граждан и каждый по отдельности имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться землёй. Однако законодательство не только наделяет людей правами, но и ограничивает их.

Свобода прав заканчивается там, где начинается свобода другого гражданина, то есть владельцы земли не должны нарушать чьи-либо права и законные интересы. Также законодательство регламентирует, что никто не имеет права вредить окружающей среде.

На этом раздел себя не исчерпывает, и частная собственность также подразделяется на общую и индивидуальную.

Общая

Согласно ст. 244 ГК РФ под этим подразумевают принадлежность имущества двум или более лицам. Общее имущество также подразделяется на:

  1. Долевое имущество;
  2. Совместное – объект не делится на доли.

С долевым имуществом практически каждый знаком, это может быть квартира, дом, земля, практически любой недвижимый объект. Но что относится к совместному имуществу? Совместная собственность обладает главной и характерной чертой – неделимостью. Если какой-либо объект не подлежит разделению без каких-либо последствий, нарушающих его натуру (нарушение которой обесценивает объект), либо не может быть изменён, то его относят к общему совместному имуществу.

Согласно ст. 15 ЗК РФ земельными наделами, в том числе и общедолевыми, могут владеть и физ., и юр. лица. Также статья регламентирует равные права на доступ к покупке и иному способу приобретения ЗУ.

Индивидуальная

К особенностям частного права относят также возможность передачи государством одному или группе лиц недвижимости, в данном случае земли, на правах пользования.

Право пользования, в свою очередь, подразделяется на:

  1. Бессрочное или постоянное использование ЗУ;
  2. Пожизненное наследственное владение;
  3. Сервитут;
  4. Аренда;
  5. Безвозмездное пользование на срочной основе.

Касательно 2 пункта, земля в пожизненное наследственное владение может передаваться только физическому лицу, которое, в свою очередь, может бесплатно приобрести данный ЗУ. Также хочется указать, что земля безвозмездно и срочно, как указано в 5 пункте, может предоставляться только лицам, которые указаны в п. 2 ст. 24 ЗК РФ, к ним относятся гос. служащие либо государственные организации, органы.

ЧС приобретается в результате:

  • административных актов, постановлений суда или иной документации органов власти;
  • приватизации;
  • приобретательная давность, которая в соответствии со ст. 234 ГК РФ, возникает у физического или юридического лица по стечению 15 или 5 лет для иного имущества. Наступает такое право только при условии, что лицо владело объектом непрерывно.

Частная собственность может быть прекращена на добровольной и принудительной основе.

Добровольная Принудительная
Отчуждение ЗУ Взыскание долгов (278 ГК РФ)
Ликвидация организации, предприятия Нецелевое использование ЗУ либо использование с нарушениями (284, 285 ГК РФ)
Смерть владельца Конфискация надела (50 ЗК РФ)
Отказ от права владения (53 ЗК РФ) Изъятие участка органами гос. власти у владельца – реквизиция (51 ЗК РФ)

Право владения

Абсолютно каждый человек, являющийся законопослушным гражданином, имеет право приобретать, использовать и продавать землю государства. Также разрешается использовать все виды природных ресурсов, находящиеся на площади участка (над или под землёй).

Однако лишь в том случае, если процесс и методы использования природных ресурсов не противоречат принятым законам государства как уголовного, административного характера, так и земельного кодекса, некоторые территории могут находиться в общей собственности. В таком случае владельцами являются два или более граждан.

Существует две формы оформления имущества в отношении нескольких владельцев. Территории можно оформить частично и цельно. Частичное разделение имущества между собственниками – в таком случае каждому гражданину полагается определённая часть от имущества (земельного участка).

Существуют обязательные случаи оформления общей собственности. К примеру, в том случае, когда разделение имущества между несколькими лицами просто невозможно. Однако в случае и земельным участком раздельное владение возможно лишь в случае, если в договоре описаны критерии и тонкости разделения территории. Если в акте владения об этом ни слова, значит, владение является единоличным.

Если обратить внимание на крестьянские (фермерские) земельные участки, можно заметить тенденцию перехода от частного владения имуществом к общему. Переход возможен лишь в случае, если все частники согласны с изменением собственности

Другими словами, крестьяне (рабочие) могут позволить перевести свои земельные участки в один общий земельный объект с одним руководителем. Происходят подобные случаи, как правило, из-за крупного переселения рабочих и/или по взаимовыгодному согласию.

Территория, находящаяся в распоряжении правительства, может передаваться частникам.

Существующие типы права пользования:

  1. Бессрочное.
  2. Пожизненное (после смерти одного из собственников, передаётся далее по наследству).
  3. Сервитут (с ограниченными возможностями использования).
  4. Аренда.
  5. Право неограниченного пользования.

На данный момент правительство в целом позволяет приобретать, владеть, использовать и продавать земельные участки юридическим и физическим лицам.

Зачем государству собственность?

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:. Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Особенности государственной собственности

В ст. 125 ГК РФ зафиксировано, что вся земля, не входящая в категории частных и муниципальных владений, считается государственной. При этом владение возможно на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Права государства распространяются:

  • на земли, выделенные под научно-исследовательские работы;
  • на заповедные и парковые зоны;
  • на участки, которые обеспечивают безопасность страны;
  • на участки, выделенные для эксплуатации космических систем для ядерной энергетики;
  • на иные земли, зафиксированные в Конституции РФ.

Такие земли государство вправе передать муниципалитетам или частным лицам на основании договора аренды для строительства или возделывания растительных культур. В правомочия государства входит возможность скупать частные земли, выставленные на продажу.

Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав

25.05.2016 15:32

Динской отдел

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.  

Объектами гражданских прав могут выступать только земельные участки и части земельных участков.
Земельные участки могут выступать как объекты вещных, так и обязательственных прав (аренда, право безвозмездного  срочного пользования)
Правовой режим земельных участков определяется:
1. оборотоспособностью участка;
2. категорией земли (целевым назначением);
3. разрешенным использованием участка;
4. территориальной зоной и градостроительным регламентом (для земель поселений).
Если иное не установлено , право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, , иными законами и не нарушает прав других лиц.
Земельный участок обладает свойством оборотоспособности. Статья 129 ГК РФ указывает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены Земельным кодексом РФ.
Согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения будет урегулирован в специальном в Федеральном Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от  24.07.2002 г.). Этот Закон  не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиям
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Земельных участков в государственной или муниципальной собственности из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

Муниципальная собственность на землю

К данной собственности относят всё, что занято органами местного самоуправления (МСУ) или то, что необходимо для осуществления обслуживания граждан в пределах муниципалитета. К примеру, детские сады, поликлиника/гор. больница, парки, дороги, администрация и так далее. Управление наделом осуществляется ни физическим лицом, ни государственной властью, а местными органами самоуправления, согласно ст. 130 КРФ, что является характерной чертой муниципальной собственности.

Ещё одной особенностью, является назначение этих земель, которое вытекает из вышеупомянутого понятия. Данный вид ЗУ используется только для одного рода целей – службы гражданам, которая заключается в обеспечении гражданам достойных условий для проживания, отдыха и мест трудоустройства. Однако помимо удовлетворения коммунальных потребностей граждан, органы МСУ могут предоставлять физ. и юр. лицам землю в пользование или владение с правом выкупа.

Обратите внимание: надел не обязательно должен находиться в черте муниципального образования, он может быть и за городом. Главное, чтобы ЗУ был в пределах территориальных границ муниципалитета.. У муниципалитета могут возникнуть права на землю только в следующих случаях:

У муниципалитета могут возникнуть права на землю только в следующих случаях:

  • передача субъектом РФ или органами государственной власти обособленного территориального участка муниципалитету;
  • в результате изменения границ;
  • при совершении сделки, которая несёт гражданско-правовой характер;
  • безвозмездная передача федеральной собственности органам МСУ.

Частная собственность на землю

Право частной собственности на землю и земельные участки можно рассматривать в 2 смыслах – объективном и субъективном.

  • Право частной собственности на землю в объективном смысле – совокупность правовых норм, определяющих границы действий физических и юридических лиц по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками.
  • Право частной собственности на землю в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им установленных законом правомочий (владения, пользования, распоряжения) в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Субъекты права частной собственности

  • Граждане;
  • Юридические лица;
  • Иностранные граждане и лица без гражданства;
  • Иностранные юридические лица.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков, которые в соответствии с федеральным законодательством могут находиться в частной собственности. Не могут находиться в частной собственности, например – земли изъятые из оборота, в частности государственные заповедники, национальные парки) и земли; земли ограниченные в обороте, в частности земли лесного фонда, занятые объектами космической инфраструктуры. Для земель ограниченных в обороте могут устанавливаться исключения в соответствии с федеральным законодательством. Что касается прав иностранных граждан, апатридов и иностранных юридических лиц, то их права собственности на землю имеют ограниченный характер. В частности они не могут иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях.

 Права и обязанности собственника земельного участка

Права собственника:

  • Использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды и обводненные карьеры;
  • Возводить жилые, производственные и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и соблюдением законодательства;
  • Совершать иные действия, не противоречащие законы (отчуждать, передавать право владения, пользования, распоряжения имуществом, отдавать в залог и распоряжаться иным образом).

Обязанности собственника:

  • Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и способами, не наносящими вред окружающей среде;
  • Своевременно производить платежи за землю;
  • Соблюдать требования градостроительных, экологических и иных правил и нормативов;
  • Выполнять иные требования, предусмотренные законодательством.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector