Право собственности и другие права на участки леса

Перевод земель из лесного фонда в другую категорию

Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

  1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
  2. Корректировка границ населенного пункта.
  3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
  4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
  5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

В заявлении указываются следующие данные:

  • кадастровый номер участка;
  • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
  • желаемая категория;
  • обоснование причины перевода.

К оформленному ходатайству прикладываются документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
  • расчетные данные о потерях лесного хозяйства.

Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.

Когда принимается решение по заявлению, уполномоченный орган направляет акт. В этом документе указываются данные о земельном участке, а также вынесенный вердикт. В случае, если смена категории разрешена, заявитель может подавать документы в муниципалитет об оформлении интересующего его участка в собственность.

Лесная амнистия

Чтобы разрешить огромное количество накопившихся вопросов, которые не регулируются законодательством, разработан и одобрен проект «Лесной амнистии». По нему планируется все участки, имеющиеся на территории лесных поселков, оформить в частную собственность. Несомненно, что этим целостность лесов ставится под угрозу, так как открывает дорогу для застройки и разрастания городов в зону лесного фонда. Таких объектов на территории России больше миллиона.

Возможно, что при легализации недвижимости на землях лесхоза будет учитываться правомерность действий, по которым они оказались в распоряжении землевладельца. В связи с этим планируется отдавать приоритет при принятии решений имеющейся регистрации по Росреестру и тем, кто получил лесной участок до первого января 2007 года, проживает на территории временных поселков, созданных для освоения леса и переросших в полноценные.

По закону на территории лесных угодий нельзя вести капитальное строительство, но именно в заповедных зонах расположено огромное количество детских лагерей и санаториев. Нередко земля застраивалась гостиницами и коттеджами не по целевому назначению.

Конечно, просматривается заинтересованность тех, кто пользуется территориями в десятки гектаров, для них «Лесная амнистия» может стать еще одним способом обогащения. Чтобы этого не произошло, предусматривается ввести пункт об отсутствии финансовой выгоды.

Права на участки

Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.

Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.

При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:

  • аренды;
  • бесплатного пользования;
  • концессии;
  • пользования непродолжительного характера.

Россияне могут свободно пользоваться данными землями для удовлетворения своих потребностей: сбора грибов и ягод, занятий охотой и рыболовством.

Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.

Что такое лесная амнистия

Земля, правовой статус которой определен положениями ЛК РФ, может быть оформлена (согласно закону № 280 от 29.07.2017) в собственность по лесной амнистии. В таком случае будут разрешены противоречия о принадлежности участка, существующие между лесным реестром и ЕГРН.

Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2020, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.

Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие его права на участок;
  • выписку из ЕГРН;
  • другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.

Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.

Как перевести землю лесного фонда в другую категорию

Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:

  • изменение назначения участка в устроительной документации;
  • увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
  • по решению экологической экспертной группы;
  • невозможность использования территории по основному назначению;
  • прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.

Порядок оформления:

  1. Получить сведения из ЕГРН.
  2. Составить заявление.
  3. Собрать документы.
  4. Получить решение.

Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:

  • правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
  • отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.

Список документов:

  • паспорт (для физических лиц);
  • заявление;
  • выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
  • решение экологической экспертной группы (если требуется);
  • выписка о характеристиках территории из Росреестра;
  • расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.

Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:

  • наименование учреждения, в которое подается обращение;
  • персональные данные заявителя;
  • выписка из кадастрового реестра;
  • текущая категория надела;
  • в какой ВРИ переоформляется;
  • подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.

Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.

Каким образом землю лесфонда оформить в собственность

Главное условие – выбранный участок не остается в государственной собственности, что означает буквально следующее: землям предстоит стать не лесными, для чего потребуется смена категории. Перевод станет реальностью, если:

  • меняется их роль, этот факт нашел отражение в лесоустроительных документах, бумагах по планированию территории или строительных, прочих работ;
  • у поселений меняются или закрепляются границы.

Свое заключение на сей счет должна сделать экологическая госэкспертиза.

Перевод земель «неразграниченной» госсобственности проводит исключительно Правительство России.

Никакие другие обстоятельства основаниями для смены категории лесфонда быть не могут.

Если перевод осуществлен незаконно, прокуратура вправе оспорить его.

Право аренды земель лесного фонда. Правила оформления.

Право аренды земель лесного фонда возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

 По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Например, ведение сельского хозяйства, заготовка древесины, строительство линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.

В большинстве случаев оформить право аренды на земли лесного фонда можно без труда. Для оформления лесной участок должен находится в государственной или муниципальной собственности и стоять на государственном кадастровом учете.

Субъектами договора аренды могут быть все дееспособные и совершеннолетние физические лица, индивидуальные предприниматели, а также зарегистрированные в официальном порядке юридические лица, о которых нет сведений в реестре недобросовестных арендаторов и покупателей лесных насаждений.К арендаторам, которые продлевают договора, выдвигаются также требования отсутствия задержки арендной платы за три оплачиваемых периода подряд и нарушений других условий соглашения.

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.Например, можно заключить договор аренды на срок до 12 месяцев для проведения изыскания на территории лесного надела. Для заготовки древесины предусмотрены сроки от 10 до 49 лет. Для строительства водохранилищ от 1 года до 49 лет. Аренда от 20 до 49 лет предусмотрена и если готовится реализация инвестиционного проекта.

Порядок заключения договора аренды земель лесного фонда (с аукционом)

  1. Организатор аукциона делает извещение, а также подготавливает всю необходимую документацию.
  2. За 60 дней до даты проведения конкурса на сайте министерства появляется вся необходимая информация.
  3. Итоги аукциона записываются в протоколе, в котором расписываются организаторы и победитель в день проведения.
  4. В течение трех рабочих дней победитель получает заверенный результат протокола, а в течение 5 – возвращаются задатки всем остальным участникам аукциона.
  5. Если в нем приняла участие только одна сторона, то орган местного самоуправления не имеет права отказать ему в аренде. В таком случае договор заключается в течение 20 дней после даты проведения. Он вступает в силу через 10 дней после подписания.

Договор аренды лесного участка заключается составлением договора, подписанного и арендатором, и арендодателем. Такой документ подлежит обязательной регистрации – именно после нее он является заключенным. В договоре должны быть прописаны: границы участка, вид и объем лесопользования, срок и стоимость аренды, права и обязанности арендатора.

Лесные участки могут быть предоставлены в аренду и без проведения аукциона на следующих основаниях:

  1. Инвестиционные проекты по освоению лесов;
  2. Использование участков для строительства водохранилищ и других гидротехнических объектов;
  3. Изучение недр и разработка месторождений;
  4. Заготовка лесов для нужд РФ;
  5. Исполнения изыскательных работ;
  6. Ведение охотничьего хозяйства.

Резюме

Права на земли лесного фонда установлены лесным, земельным, гражданским законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. В этой статье подробно были рассмотрены такие права на лесной фонд как собственность, аренда, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование и сервитут.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Поймите, что далеко не всегда получается перевести земли лесного фонда в другие категории земель. Для положительного результата требуется получить особый документ от Правительства РФ, в котором указывается возможность осуществления перевода из лесного фонда в другую категорию конкретного участка лесного массива.

Инициировать процесс смены категории земли могут следующие лица:

  • Юридические;
  • Физические;
  • Администрация поселения, которая на основании генерального плана застройки претендует на расширении территории поселения.

Первоначально подаются следующие бумаги в Правительство РФ:

  • Обращение к Правительству России о переводе земель лесного фонда в другую категорию в отношении конкретного участка лесного массива;
  • Копию удостоверения личности для физического лица, выписку из ЕГРЮ для юридического лица;
  • Справка о владельцах права распоряжаться данным участком из ЕГРП;
  • Кадастровый план участка лесного фонда, составленного в соответствии с данными лесоустройства на территории, список сооружений и возведенных конструкций на участке;
  • Акта выбора участка лесного фонда;
  • Документ, содержащий письменное решение специального федерального органа по лесоустройству в отношении вышеназванного акта;
  • Расчет потерь лесного хозяйства в случае перевода земли из лесного фонда в иной;
  • Детальный проект возводимого сооружения, которое должно быть размещено на территории, переводимой из лесного фонда в другую категорию землепользования. Данный проект должен быть согласован уполномоченными представителями органов по градостроению и архитектуре;
  • Документ, полученный от исполнительной власти, о том, что по итогам геодезических работ и разведки ископаемых ресурсов, полезных и ценных пород не найдено в пределах данного участка;
  • Если есть данные о наличии ресурсов на участке, то необходимо получить разрешение на их промышленную разведку и разработку;
  • Разрешительный документ из органов государственной экспертизы по экологии и состоянию окружающей среды на перевод земли из лесного фонда. В документе должно быть обоснован факт отсутствия последствий для окружающей среды после вырубки лесного массива;
  • Составленный Правительством РФ проект постановления о переводе земель лесного фонда в иную категорию;
  • Дополнительная документация, которая требуется в данном случае в отношении конкретной категории земли, в которую осуществляется перевод земель лесного фонда.

Поймите, что такой процесс сложно осуществить без помощи специалиста, не каждый юрист возьмется за такую работу. Можно несколько лет заниматься процессом перевода земель лесного назначения в другие виды землепользования, но результат может быть отрицательным.

Причиной этого чаще всего становится постоянно усиливающийся контроль над землями лесного фонда со стороны государства.

Кроме этого, имейте в виду, что придется оплатить нанесенный ущерб лесному хозяйству, если получится перевести земли лесного фонда в иную категорию.

Делая вывод, отметим, что изменения в градостроительном, лесном и земельном кодексе привели к тому, что полномочия местного самоуправления в отношении территории поселения сильно сократились.

Это, в свою очередь, привело к сокращению коррупционных неправомерных сделок в отношении территории лесного фонда. Такая работа государственных органов власти приводит к сохранению и защите леса и природных ресурсов.

Понятие и общая характеристика

К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.

Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.

Основные источники законодательства, которые определяют правовой режим земель, это статья 101 ЗК РФ, «Лесной кодекс РФ» (ЛК РФ), принятый 04.12.06 под № 200-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 23.09.10 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».

Эти земли находятся на государственном балансе, в федеральной собственности. Могут передаваться муниципалитетам на основании постоянного (бессрочного) пользования. Подлежат кадастровому учёту и не являются объектами земельной недвижимости. Управление территорией лесных угодий осуществляется государством. Все юридические действия должны быть санкционированы Правительственными распоряжениями и ориентироваться на базовые нормы статьи 1 ЗК РФ.

Важно! Допускается передача в аренду сроком от 10 до 49 лет, при условии использования по целевому назначению. Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:

Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:

  • лесных дорог;
  • лесных складов;
  • объектов для переработки заготовленной древесины.

Эти объекты после завершения соответствующих работ, подлежат сносу, а лесные земли, где они ранее возводились, — рекультивации. Лесные дороги являются исключением, и могут продолжать функционировать.

Это интересно: Пожарный рукав: определение, виды и устройство

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  • Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  • Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  • Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  • По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Понятие права собственности

Право собственности – наиболее полное вещное право на лесные участки вместе с растущими на данных участках лесами. Право собственности рассматривается в объективном и субъективном понимании.

Определение 1

В субъективном понимании право собственности определяется как закрепленная за собственником законно обеспеченная возможность владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом по личному усмотрению и в собственном интересе посредством совершения по отношению к этому имуществу любых действий, не нарушающих закон и иные правовые акты и не нарушающие права и охраняемые законодательством интересы остальных лиц, а также возможность устранения вмешательства всех 3-х лиц в его хозяйственное господство.

Определение 2

Право собственности в объективном понимании – это правовой институт, то есть совокупность правовых норм, которые регулируют особую область имущественных отношений, связанных с землей и другими природными ресурсами.

Согласно действующему Лесному Кодексу Российской Федерации право собственности на леса напрямую не закреплено в законодательной системе. В ней право собственности на леса закреплено через определение собственности на земельные участки, где растут леса.

Определение 3

Лес – это сложная вещь, которая включает несколько частей: земельный участок, лесную растительность и другие части.

Леса находятся на территории земель лесного фонда и землях других категорий (часть 1 статьи 6 Лесного Кодекса России). Лесные участки, входящие в составе земель лесного фонда, являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 Лесного Кодекса России). Многие леса произрастают на землях лесного фонда, потому являются федеральной собственностью. В лесном кодексе России не предусмотрена возможность приватизации лесов, растущих на землях лесного фонда. Также в федеральную собственность входят леса, растущие на землях обороны и безопасности, в заповедниках, национальных парках и пр.

В Лесном Кодексе России в 2006-м г. обозначена собственность на леса субъектов России в качестве разновидности госсобственности. Субъекты России называются участниками лесных отношений согласно статье 4 Лесного Кодекса России.

Пример 1

Собственность субъектов РФ на леса, к примеру, напрямую закрепляется частью 1 статьи 82 Лесного Кодекса России, которая называет полномочия органов госвласти субъектов России – владение, пользование и распоряжение лесными участками, которые находятся в собственности субъектов России.

Собственность субъектов России на земельные участки закреплена статьей 18 Земельного Кодекса России. Собственностью субъектов России являются земельные участки, признанные таковыми федеральным законодательством, право собственности субъектов России на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные субъектами России по основаниям из гражданского законодательства.

Особенности лесных участков

Формально лесной участок — это участок земли, но здесь важна специфика лесного участка. Земельный участок становится лесным участком по причине наличия определенной совокупности древесной и кустарниковой растительности, которая на нем растет. Лесные участки обладают особенными свойствами только благодаря специальным особенностям древесной и кустарниковой растительности. Именно наличие леса позволяет выделять лесные участки в составе земли лесного фонда.

Замечание 2

Можно сказать, что категория «лесной участок» напрямую связана с природными свойствами леса

По этой причине важно признание существования особенностей у лесных участков в сравнении с земельными участками

Часть 2 статья 7 ЗК РФ обозначает земельный участок в качестве объекта земельных отношений. Он состоит из части поверхности земли (включая слой почвы), границы которой в установленном порядке описаны и удостоверены. Другое определение понятия «земельный участок» содержала статья 1 утратившего силу ФЗ № 28 «О государственном земельном кадастре». Она включала в его состав поверхность земли (поверхностный слой почвы), границы которой прошли описание и удостоверение в установленном порядке с помощью уполномоченного государственного органа. Также в его состав включалось все то, что находится под и над поверхностью земли, если другое не предусматривали федеральные законы о недрах, законы об использовании воздушного пространства и прочие ФЗ.

Замечание 3

По этому определению в состав земельных участков входили и растущие на нем леса, так как они произрастают над их поверхностью.

Для того чтобы земельные участки могли выступать в качестве полноценных объектов отношений в области права, законодательством был установлен ряд существенных требований. Так, участки земли должны быть индивидуально определены (индивидуализированы), в результате чего каждый из них получает соответствующие характеристики, позволяющие однозначно выделять определенный участок из числа других, проводя его качественную и экономическую оценку.

Замечание 4

Индивидуализация используется и для того, чтобы отграничить конкретный земельный участок от других. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Для информации по земельным участкам характерны следующие данные:

  • кадастровый номер;
  • адрес или местоположение;
  • занимаемая площадь;
  • категория земли и разрешение на использование земельных участков;
  • описание границ участка, его отдельных частей;
  • зарегистрированные в устанавливаемом порядке вещные права и ограничения (обременение);
  • экономическая составляющая, включая сумму платы за землю;
  • качественная составляющая, включая плодородие и состояние земель для отдельных категорий;
  • наличие объектов недвижимости, которые прочно связаны с участком земли.

Индивидуализация земельных участков происходит за счет его характеристик, представленных местоположением, площадью и границами.

Статья 12 ФЗ 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок идентифицируется в Едином государственном реестре прав в соответствии со своим кадастровым номером. Он присваивается по Фз 221 «О государственном кадастре недвижимости», органами кадастрового учета. Фактический адрес участка — это его местоположение.

Организации и граждане как субъекты прав водопользования

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, право долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водным объектом общего пользования и иным водным объектом, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервиту- ты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

  • осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;
  • получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
  • осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации. Водопользователи обязаны:
  • рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
  • не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружаю — щей природной среде;
  • не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
  • содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
  • информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях;
  • своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
  • выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
  • вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняю — щих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водам — также в орган управления использованием и охраной недр;
  • своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами. В настоящее время действует ФЗ от 6 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами».

Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или. устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников производится по законодательству о недрах.

Объектом платы признается пользование водными объектами в целях:

  • осуществления забора воды из водных источников; удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; использования акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организации рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Не взимается плата за пользование водными объектами в целях:
  • забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварии;
  • забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, центрального водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Льгота действует до 1 января 2003 г.

Закон предусматривает еще десять случаев, когда не взимается плата за пользование водными объектами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector