Федеральный закон «о следственном комитете российской федерации» от 28.12.2010 n 403-фз (ред. от 01.07.2021)

Организация и деятельность Следственного комитета

Следственный комитет Российской Федерации будет действовать, опираясь на правовые основы и принципы ФЗ.  В полномочиях СК будет расследование или контроль за:

  • преступлениями особой тяжести;
  • злодеяниями, связанными с несовершеннолетними гражданами РФ;
  • исками по преступлениям в уголовной сфере;
  • доносами граждан о совершении правонарушений;
  • законностью и обоснованностью мероприятий, организованных следственными структурами.

ФЗ от 2010 года гарантирует СК полную независимость от следственных структур. Физические лица, участники общественных организаций и другие государственные инстанции  не вправе оказывать влияние или давление на постановления и организационные мероприятия Следственного комитета Российской Федерации. Структура будет действовать в РФ, независимо от разрешения федеральных структур и региональных органов власти.

Важно отметить, что представители Следственного комитета РФ обладают широким спектром полномочий, а именно они могут:

  • без согласия федеральных органов входит на территорию или в здание предприятий, организаций, частных владений, и осуществлять проверку документации;
  • входить в жилые дома и квартиры без уведомления владельца, есть у представителя СК есть основания полагать, что в нем скрывается преступник или подозреваемый в преступлении;
  • требовать от граждан, юридических лиц и ИП предоставить документы, сведения и все данные, которые помогут в расследовании специалистов;
  • вызывать лица для проведения допросов и других мероприятий, таких как участие в следственном эксперименте.

Отказавшись от  реализации постановлений Следственного комитета, следует понимать, что гражданам грозит ответственность, согласно ФЗ Российской Федерации.

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации

1. Следственный комитет Российской Федерации (далее также — Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации, перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

4. Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

3.1) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и предоставления статистических отчетов и отчетности о деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, процессуальном контроле.

5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

8. Следственный комитет выпускает специальные издания.

Организация и деятельность Следственного комитета

Следственный комитет Российской Федерации будет действовать, опираясь на правовые основы и принципы ФЗ.  В полномочиях СК будет расследование или контроль за:

  • преступлениями особой тяжести;
  • злодеяниями, связанными с несовершеннолетними гражданами РФ;
  • исками по преступлениям в уголовной сфере;
  • доносами граждан о совершении правонарушений;
  • законностью и обоснованностью мероприятий, организованных следственными структурами.

ФЗ от 2010 года гарантирует СК полную независимость от следственных структур. Физические лица, участники общественных организаций и другие государственные инстанции  не вправе оказывать влияние или давление на постановления и организационные мероприятия Следственного комитета Российской Федерации. Структура будет действовать в РФ, независимо от разрешения федеральных структур и региональных органов власти.

Важно отметить, что представители Следственного комитета РФ обладают широким спектром полномочий, а именно они могут:

  • без согласия федеральных органов входит на территорию или в здание предприятий, организаций, частных владений, и осуществлять проверку документации;
  • входить в жилые дома и квартиры без уведомления владельца, есть у представителя СК есть основания полагать, что в нем скрывается преступник или подозреваемый в преступлении;
  • требовать от граждан, юридических лиц и ИП предоставить документы, сведения и все данные, которые помогут в расследовании специалистов;
  • вызывать лица для проведения допросов и других мероприятий, таких как участие в следственном эксперименте.

Отказавшись от  реализации постановлений Следственного комитета, следует понимать, что гражданам грозит ответственность, согласно ФЗ Российской Федерации.

Служба в Следственном комитете РФ и требования к сотрудникам

Важно сказать, что представители СК тесно сотрудничают с различными следственными органами и структурами. При необходимости представитель Следственного комитета РФ может присутствовать на совещаниях, принимать участие в составлении плана операций по задержанию злоумышленников и т.д

Следственный комитет имеет четкую структуру и систему работы. ФЗ устанавливает, что во главе организации стоит центральный аппарат, который управляет региональными следственными управлениями и более мелкими отделениями в городах и других субъектах Российской Федерации.

Чтобы поступить на службу в Следственный комитет РФ, соискатели должны соответствовать ряду требований, а именно:

  • быть подданными Российской Федерации;
  • получить высшее образование по юридическому направлению;
  • иметь высокие моральные взгляды и профессиональные данные;
  • располагать хорошими физическими навыками.

На руководящие посты назначаются только юристы старше 30 лет и имеющие стаж работы в правоохранительных структурах не менее 5 лет. Сотрудники комитета являются госслужащими, поэтому на них распространяются стандартные требования и ограничения, представленные в ФЗ «О противодействии коррупции» и других законопроектах.

Длительность проверки зависит от принимаемой должности и может быть сокращена по соглашению сторон. Устраиваясь на работу в СК, специалисты будут давать присягу, согласно которой они обязуются хранить государственную тайну, уважать Конституцию,  беречь правопорядок, защищать интересы граждан и государства.

С целью проверки и определения уровня профессионализма и соответствия замещаемой должности, работники Следственного комитета должны проходить специальную аттестацию. Ее сроки, порядок проведения и программу устанавливает Председатель СК РФ.

Описание закона 403

Федеральный Закон «О Следственном комитете Российской Федерации» был принят членами Государственной Думы 22 декабря 2010 года. Совет Федерации утвердил настоящий законопроект 24 декабря того же года. И в законную силу ФЗ № 403 вступил 28.12.2010.

В ст 1 ФЗ о Следственном комитете указывается, что президент России осуществляет руководство над проводимой работой комитета по расследованиям. Также глава страны вправе устанавливать количество человек, работающих в комитете.

Состоит закон из 5 глав и 46 статей:

  • Глава 1 — характеризует общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование, описывает правила и полномочия, которыми обладает данный орган;
  • Глава 2 — в этой главе описывается процесс организации деятельности комитета;
  • Глава 3 — эта часть ФЗ № 403 обуславливает положения сотрудников комитета расследований. Описывает требования, по которым принимают людей на службу, также указывается перечень характеристик, не позволяющих работать в подобной сфере;
  • Глава 4 — содержит в себе тонкости организации работы в государственном комитете и порядок обеспечения военных сотрудников;
  • Глава 5 — последняя глава настоящего закона регламентирует иные вопросы Следственного комитета.

По закону, в качестве задач Следственного комитета выступают:

  • следования законам, проведение расследований преступления осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным актом РФ;
  • обеспечение соблюдения закона при приеме и проверке информации о преступлении;
  • защита прав граждан;
  • ведение постоянного процессуального контроля за работой органа по расследованиям;
  • выявление обстоятельств совершения преступления, разработка мер, направленных на устранение этих обстоятельств;
  • осуществление международного сотрудничества для ведения дел в уголовном судопроизводстве;
  • разработка и внедрение методов по реализации политики РФ в области исполнения законодательных норм об уголовном судопроизводстве;
  • создание порядка оформления и предоставления отчетов о проведенной следственной работе.

В Федеральный Закон «О следственном комитете Российской Федерации» периодически вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость пересмотра закона заключается в соответствии его положений с нынешним временем, также нововведения способствуют выполнению задач законопроекта. Дата внесения последних изменений приходится на 28 декабря 2016 года.

Скачать

Правовую основу закона 403 о Следственном комитете составляют:

  • конституция России;
  • положение о Следственном комитете;
  • иные нормативные правовые акты.

Настоящий закон был создан для того, чтобы сотрудники Следственного комитета следовали принципам. Перечень принципов, которых придерживается государственный следственный орган:

  • этот орган представляет собой единую государственную централизованную систему следственных учреждений. Действует организация на условиях подчинения нижестоящих руководящих чинов вышестоящим и Председателю Следственного комитета;
  • Работники следственной организации осуществляют полномочия независимо от федеральных органов власти, от местных органов и других органов в соответствии с законами России;
  • все действия направлены на защиту прав и свободы человека, поэтому все производимые мероприятия не должны нарушать права граждан;
  • сотрудники следственного учреждения обязаны извещать государственные власти и население об итоге расследования;
  • по закону, данный орган является юридическим лицом, соответственно он должен иметь печать с изображением Государственного герба России и указать на печати полное свое наименование;
  • работники данного учреждения не вправе быть членами политических партий, общественных объединений, которые направлены на преследование политических целей;
  • сотрудники не имеют права вести деятельность в данном органе и совмещать с другой работой на возмездной основе. Исключение составляют виды деятельности — педагогическая, научная и творческая. Но по закону, все деятельности, составляющие исключение, не могут быть финансированы за счет иностранных государств, международных предприятий и иностранных граждан.

Служба в Следственном комитете РФ

В соответствии со статьей 15 ФЗ №403 от 28.12.2010 службой в Следственном комитете (СК) РФ является государственная служба, которую осуществляют сотрудники СК, согласно ФЗ №403.

Статья 15 в 2019 году претерпела изменения, благодаря нововведениям, привнесенным ФЗ №506 от 27.12.2018. Согласно им, назначение и снятие с должностей, которые включены в перечень в Указе Президента РФ №38 от 14.01.2011 и для которых подразумевается присвоение высших званий, теперь производится через представление Председателя СК РФ Президентом РФ. К таким должностям относятся: первый заместитель Председателя Следственного комитета, старший помощник председателя Следственного комитета, заместитель руководителя Главного управления криминалистики Следственного комитета и т. д.

Назначать и освобождать от исполнения обязательств исполняющих обязанности на эти должности (кроме непосредственно Председателя и его заместителей, в том числе первого заместителя) может Председатель СК РФ самостоятельно, но с незамедлительным информированием Президента РФ.

Исполняющий обязанности может назначаться на срок не более полугода. Кроме того, один и тот же сотрудник не может занимать одну и ту же должность, как исполняющий обязанности, более двух раз.

Военные структуры при Следственном комитете

Военные органы при Следственном комитете РФ будут реализовывать свои полномочия в военных формированиях и структурах. Офицеры, находящиеся на службе в СК, согласно действующему ФЗ, будут признаны военнослужащими Российской Федерации и получат все государственные привилегии, социальные льготы и материальную защиту, положенные этой категории граждан. Также к ним применяется дисциплинарное взыскание и различные поощрения, соответствующие ФЗ и Уставу Вооруженных сил. Работники военных структур Следственного комитета на территории Российской Федерации могут рассчитывать на правовые и социальные гарантии, пенсионное финансирование, страхование и т.д.

Материальное содержание сотрудников состоит из нескольких частей, а именно:

  • ежемесячного оклада, согласно занимаемой должности;
  • заработной платы по воинскому статусу;
  • надбавок за особенности и условия службы;
  • доплаты за выслугу лет;
  • выплаты за сложность и трудности при выполнении трудовых обязательств.

Стоит отметить, что военнослужащие и члены их семей могут рассчитывать на различные социальные льготы – при оплате коммунальной сферы, проезде в общественном транспорте и т.д. Они в льготном порядке могут получить жилье или оформить ипотечное кредитование на выгодных условиях по сниженным процентным ставкам. После выхода на пенсию к государственной дотации могут быть прибавлены средства за выслугу лет и рабочий стаж.

Материальное финансирование и техническая база военных структур Следственного комитета формируется за счет средств бюджета Министерства обороны.

Права в Семейном кодексе

Понятие семьи в кодексе не даётся, но обычно эта элементарная единица общества состоит из супругов, родителей и детей. Причём родители и дети могут представлять несколько поколений. Другим отличительным признаком семьи является проживание в одном жилище и совместное ведение хозяйства. Поскольку основой любой семьи является проживание родителей и детей в одном помещении, то Семейный кодекс РФ определяет права, прежде всего, детей и родителей.

Права и обязанности родителей начинаются с рождения детей или их усыновления. Заканчиваются они после достижения детьми совершеннолетия лет или вступления несовершеннолетних детей в брак. При этом декларируется равенство прав обоих родителей (ст. 61 СК РФ).

До тех пор, пока органы попечения не определят иное, отец и мать или лица, из заменяющие (бабушки, дедушки, братья, сёстры, дяди и тёти) являются законными представителями своих детей, защищая их интересы во взаимодействии с людьми и организациями (ст. 64).

Родители, не достигшие совершеннолетия, могут воспитывать своих детей самостоятельно. Если молодые супруги не достигли ещё возраста шестнадцати лет, то воспитание детей происходит под надзором опекуна.

Защита ребёнка осуществляется и с помощью назначения алиментных обязательств (раздел 5). Однако Семейный кодекс предусматривает назначение алиментных выплат не только для содержания несовершеннолетних детей, но и для оказания материальной помощи:

  • супругам;
  • братьям и сёстрам;
  • внукам;
  • дедушкам и бабушкам;
  • пасынкам и падчерицам;
  • отчимам и мачехам.

При этом алименты на одного человека могут платить сразу несколько людей.

Таким образом, Семейный кодекс представляет собой свод нормативов федерального значения, которые направлены на поддержание института семьи, а так же на защиту прав всех членов этого сообщества, особенно детей, больных и не дееспособных. Осуществляются эти функции с помощью преимущественно регламентации процедур создания и распада семьи, а так же защиты интересов детей и родителей.

Семья — закон и законодательство

В основе каждого юридического документа лежат отношения, которые складываются вокруг какого-либо объекта. Семейный кодекс России регулирует семейные отношения. Конечно, законы не сделают брак счастливым, но они могут упорядочить взаимоотношения людей относительно совместного имущества, процедуры заключения и расторжения брака, отстаивания прав детей.

Статья 1 СК РФ констатирует, что семья формируется на основе брака, каковым признаётся только союз, заключённый в государственных органах регистрации актов гражданского состояния. Это означает, что за пределами регулирования остаются семьи, которые являются таковыми по факту совместного проживания, а не по факту юридического оформления взаимоотношений. Это следует отнести к недостаткам данного документа.

Законодатели пришли к выводу о том, что институт семьи необходимо регулировать в следующих сферах (ст. 2):

  • процедуры регистрации и расторжения брака, а так же признания его недействительным;
  • отношений по поводу совместного имущества;
  • назначения алиментов;
  • усыновления;
  • определения круга прав и обязанностей членов семьи;
  • заботы о детях, оставшихся без присмотра родителей.

Вся совокупность документов, призванных регулировать состояние семьи на различных иерархических уровнях, выполняет функции семейного законодательства. Соответствующий кодекс в этой совокупности является приоритетным. Все остальные законы, постановления, приказы, инструкции любого уровня не должны противоречить главному семейному закону федерального уровня (ст. 3).

В законодательстве, регулирующем институт семьи, применяется принцип аналогии. Это означает, что при отсутствии нормативов, управляющих данными отношениями, можно применять нормы гражданского или семейного права, с помощью которых обычно регулируются аналогичные ситуации (ст. 5).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector