Условия исполнения контракта по 44-фз: этапы, сроки, изменения

Содержание:

Исполнение контракта: приемка результатов

Приёмку осуществляют в сроки, а также в порядке, оговоренном в контракте. В ходе проведения экспертизы экспертами, заказчик должен учесть выводы, которые представлены в заключении по итогам экспертизы. Если эксперты привлечены не были, то документ, подтверждающий приемку товаров, который оформлен и подписан заказчиком, является также документом, свидетельствующим о проведении экспертной оценки непосредственно заказчиком. Это может быть приемо-сдаточный акт или какой-либо другой документ, где перечислены все поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы), а также зафиксированы претензии сторон (если таковые имеются).

Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги). Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ. В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.

Помимо этого, обязанностью заказчика является формирование отчета, где должна содержаться вся информация об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств (по каждому из этапов).

Однако предусматриваются исключения в отношении контрактов, заключенных на «малые» закупки (пункт 4 Закона № 44), закупки для учреждений культуры в сумме не более 400000 рублей (пункт 5 Закона № 44 и пункты 23, 44 статьи 93). Составленный по итогам проведенной экспертизы отчет нужно разместить в информационной системе. К нему необходимо приложить документ, подтверждающий приемку результатов экспертизы либо обоснованный отказ. Если же экспертиза проводилась экспертами, то в ЕИС должно быть размещено также заключение по её итогам.

Ситуация: Правомерно ли проводить экспертизу силами заказчика, если контракт расторгнут в одностороннем порядке?

Проводить экспертизу в такой ситуации правомерно. Такой вывод вытекает из Решения по делу № А63-6507/2014 от 17 марта 2015 года, которое было принято Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Расторжение договора в одностороннем порядке инициировано заказчиком по причине ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств. Данные о нем включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). С этим решением поставщик не был согласен, поэтому обжаловал его в суде. По мнению поставщика, проведение экспертной оценки товара силами заказчика – это незаконная экспертиза, не являющаяся неопровержимым доказательством, поскольку проводилась она сотрудниками заказчика, которых можно считать заинтересованными лицами. Этот вывод суд признал ошибочным, поскольку экспертиза товара собственными силами была проведена заказчиком на основании норм Закона № 44 (статья 94). Помимо этого, к делу приобщено заключение экспертизы, которую проводил заказчик, и у поставщика нет никаких доказательств ее опровержения.

Таким образом, если нужно принять решение, касающееся того, проводить ли экспертизу самостоятельно, либо с привлечением экспертных организаций (экспертов), нужно руководствоваться положениями Закона № 44, учитывая при этом условия заключенного контракта.

Теги: 44-ФЗ, экспертиза, экспертиза по ФЗ-44, исполнение контракта,

30 ноября 2015

Количество просмотров: 7944

Рейтинг: 5/5 — 2 голосов

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Кто осуществляет приемку?

Всегда только заказчик

Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. (Часть 4 ст. 38 Закона 44-ФЗ)

Контрактный управляющий – должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. (Часть 2 ст. 38 Закона 44-ФЗ)

Единолично представитель заказчика

-Определить порядок проведения приемки

-Назначить ответственное лицо (см. требования ст. 312 ГК РФ)

-Единолично подписывает документ о приемке

ВАЖНО: Заказчик НЕ вправе передавать полномочия по приемке товара и подписанию актов приемки третьим лицам – организациям по договору (см. Письмо Минэкономразвития России от 06.02.2017 N ОГ-Д28-1229). Приемочная комиссия

Приемочная комиссия

-Минимум 5 человек

-Нет требований к персональному составу

-Утвердить приказом состав + порядок работы комиссии

-Документ о приемке подписывается ВСЕМИ членами комиссии и УТВЕРЖДАЕТСЯ заказчиком

Возможно ли продление срока

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения

Условия продления срока контрактов в 2020 году

Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:

  • письменное обоснование переноса сроков контракта;
  • решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
  • документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.

Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.

Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Исполнение контракта за пределами установленных сроков

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

Что такое исполнение контракта

Если перефразировать тест закона – это меры, направленные на выполнение цели поставленной перед исполнителем или поставщиком.

Контракты для государственных нужды связаны с обеспечением деятельности органов власти и выполнения их функций. Исполнитель по этой причине вынужден соблюдать дополнительные процедуры, направленные на защиту интересов заказчика. В законе отмечается, что стороны действуют одновременно и в соответствии с ФЗ-44, и с гражданским законодательством.


Иные участники гражданского оборота обязаны руководствоваться только нормами ГК, и более свободны в сравнении с участниками контрактов, оплачиваемых за счет бюджета в формулировании условий договора и их выполнении.

Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер,

реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе (Часть 1 ст. 94 Закона 44-ФЗ) :

приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, включая проведение экспертизы;

оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги

взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при:

а) изменении контракта;

б) расторжении контракта;

в) применении мер ответственности;

г) совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Существенные условия по 44-ФЗ

Существенные условия в контракте – это пункты, посвященные наиболее значимым моментам: продукции, ее стоимости, срокам, ответственности сторон и т.д. Они составляют суть того, о чем договорились заказчик с поставщиком, и должны присутствовать в каждом контракте – без них документ считается недействительным.

Виды существенных условий

Контракт по 44-ФЗ должен содержать положения из нескольких источников: извещения о закупке, тендерной документации, заявки и финального предложения победителя. К существенной информации относится:

  • Сведения об объекте поставки: его наименование, описание, количество, адрес доставки, необходимость сборки, пусконаладочных работ, гарантии.
  • Сроки исполнения всех этапов контракта.
  • Описание процедуры приемки.
  • Формула расчета начальной максимальной цены, источник поступления денег, порядок оплаты, размер обеспечения.
  • Ответственность за неисполнение обязательств.
  • Возможность одностороннего расторжения.

Гражданский кодекс предусматривает включение в число существенных тех условий, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон. То есть заказчик и исполнитель добавляют в перечень те пункты, которые для них являются существенными. Например, заказчик может потребовать привлечение СМП на субподряд для выполнения годовых норм.

Составление особых видов договоров регулируется специальными подзаконными актами. Так, ПП №636 описывает содержание энергосервисного контракта, ПП №563 – сделок по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию капитальных объектов.

Можно ли корректировать существенные условия

  1. До начала торгов изменению подлежат любые условия предложенного заказчиком проекта контракта.
  2. После подведения итогов победитель обязан подписать контракт, сформированный в точном соответствии с тендерной документацией и собственным ценовым предложением. Редактировать какие-либо пункты в этот момент запрещено, даже если обе стороны согласны.
  3. Изменение положений договора во время его исполнения возможно по причинам, перечисленным в статье 95 закона 44-ФЗ. Например:
  • Если это предусмотрено в тексте самого документа, а в случае закупки у единственного поставщика: — при снижении стоимости с сохранением качества и объемов поставки; — при варьировании объемов поставки в пределах 10% с пропорциональной коррекцией оплаты.
  • Если стоимость меняется по независящим от сторон причинам.
  • При изменении цены единицы продукции согласно обновленным тарифам на регулируемые услуги.
  • При урезании оплаты по контракту в связи с корректировкой бюджета.

Все изменения вносятся по согласованию сторон и оформляются допсоглашением.

Нарушение существенных условий

Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту заказчиком или исполнителем в крайнем случае приводит к его расторжению в одностороннем порядке или через суд. Для поставщика это опасно не только потерей заказа, штрафами, но и попаданием в список РНП.

Если условия договора нарушает заказчик (не платит или не торопится с приемкой), направьте ему официальную претензию способом, который позволяет подтвердить факт получения письма адресатом (например, заказное с уведомлением о вручении).

  • Укажите реквизиты: ваши, заказчика, контракта.
  • Изложите суть нарушений с конкретными фактами, доказательствами, приложите документы.
  • Уведомьте о своем намерении обратиться в суд, если заказчик не исполнит требования в определенный вами период времени.
  • Приведите расчет пени и штрафа за образовавшуюся неустойку. Их размер рассчитывается на основании ПП №1042. Пеня составляет 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Штраф зависит от суммы договора.

Для поставщиков

Размер штрафа, процент от цены контракта Цена контракта, миллионов рублей
10 менее 3
5 3-50
1 50-100
0,5 100-500
0,4 500-1000
0,3 1000-2000
0,25 2000-5000
0,2 5000-10000
0,1 более 10 000

На сайте Синапс вы всегда сможете найти актуальные и завершенные государственные закупки по 44-ФЗ, а также заказать рассылку интересующих вас тендеров.

Нормативные акты, регулирующие правила приемки продукции при закупках для государственных и муниципальных нужд:

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997)
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997)

*Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Новые правила о продлении сроков исполнения контрактов на строительство с июля 2019 года

С 01 июля 2019 года начали действовать изменения, внесенные в статью 95 Закона о контрактной системе. Поправки были разработаны во исполнение пункта 6 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 14 марта 2018 года № ДК-П9-47пр.

В Правительстве РФ указали на необходимость установления основания для изменения сроков исполнения контракта в случае обстоятельств непреодолимой силы.

Проанализировав действующее на тот момент законодательство, чиновники пришли к выводу, что  по действующему на момент принятия решения Закону о контрактной системе независящие от сторон обстоятельства не являются прямым основанием для изменения условий контрактов, в частности сроков. Такое изменение должно быть обосновано именно невозможностью исполнения указанного контракта и оформлено соответствующим решением органа исполнительной власти. Обстоятельства непреодолимой силы также не являются основанием для изменения условий контракта.

Такое ограничение действовало во исполнение принципа обеспечения конкуренции. Но чиновники посчитали, что не менее важным является и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. А ситуации, когда дополнительные работы, необходимость в проведении которых возникла по объективным обстоятельствам, требуют проведение конкурсных процедур, делают невозможным завершение работ в законные и разумные сроки. Что в свою очередь, противоречит принципу эффективности.

В соответствии с новым законом продлить сроки исполнения контракта на строительные работы возможно в 2 случаях и при наличии следующих обстоятельств.

Пункт 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе

Виды работ Срок контракта Цена контракта Условия заключения дополнительного соглашения Срок продления и цена контракта
строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального ремонта, сохранение объектов культурного наследия не менее 1 года ровно 100 млн. рублей или более

(Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186)

·                    контракт невозможно исполнить в установленные сроки по независящим от сторон обстоятельствам (сюда же относится – изменение проектной документации);

·                    от Правительства РФ, региональных властей или местной администрации получено письменное решение

цена контракта и срок его исполнения не должны увеличиться более чем на 30%

*В увеличенный срок исполнения контракта не включается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации в случае внесения в неё изменений

Пункт 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе

Виды работ Срок и цена контракта Условия заключения дополнительного соглашения Срок продления
строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального ремонта, сохранение объектов культурного наследия не имеет значения контракт невозможно исполнить в установленные сроки:

·                    по независящим от сторон обстоятельствам (сюда же относится – изменение проектной документации);

·                    ИЛИ по вине подрядчика.

При внесении изменений в контракт по сроку необходимо будет соблюсти следующие формальности:

1.                  изменить срок возврата обеспечения в виде денежных средств, если обеспечение было предоставлено в таком виде.

2.                  оплатить неустойку, если вина в нарушении сроков лежит на подрядчике

срок исполнения контракта можно увеличить однократно  — на срок контракта, который был предусмотрен изначально

Таким образом, для длительных и «дорогих» контрактов на строительство изменение сроков возможно только при наличии решения чиновников. По остальным контрактам на строительные работы для изменения сроков такого решения не требуется, и заключение дополнительного соглашения возможно даже при наличии вины подрядчика.

Обратите внимание, для увеличения сроков по строительным контрактам необходимо обязательно заключить дополнительное соглашение к контракту и внести изменения в ЕИС. Ни устные договоренности, ни переписка с заказчиком не могут являться доказательством продления сроков

Также стоит отметить, что законом допускается изменение объемов и видов работ в подобных контрактов (подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе). Для их корректировки должны быть соблюдены следующие условия:

  • возможность изменения существенных условий контракта должна быть предусмотрена в документации о закупке и в контракте;
  • изменение цены контракта не должно превышать 10% от первоначальной цены контракта.

Привязывать оплату к наличию средств в бюджете неправомерно

В одной закупке заказчик прописал такие условия оплаты:

  • первая часть — в течение 10 дней после подписания документов о приемке;
  • вторая часть — до определенной даты при условии, что денежные средства поступят в бюджет от распорядителя.

Иркутское УФАС в решении № 1021 от 9 октября 2017 года указало следующее. Планирование закупок осуществляется заказчиками после того, как до них доведен объем прав в денежном выражении. Все контракты заказчики заключают, основываясь на планах-графиках. Оплачиваются контракты в пределах доведенных лимитов. Если лимитов нет, то спланировать и провести закупку нельзя. Таким образом, условие об оплате второй части при наличии средств в бюджете не является правомерным.

Приемка товаров, работ, услуг: виды, этапы, особенности

Помимо всех названных условий приемка ТРУ имеет некоторые особенности. Например, результат данных мер может быть не только положительным, но и отрицательным, то есть заказчик может отказаться принимать товар.

В случае успешной приемки исполненных обязательств составляется соответствующий документ, который подписывается заказчиком. А если работала комиссионная группа, то каждый ее представитель подписывает документ, а затем его утверждает заказчик (ч.7 ст.94 44-ФЗ).

Если заказчик отказывается принимать ТРУ, то он должен подготовить мотивированный отказ и направить его контрагенту (ч.7 ст.94 44-ФЗ).

Контрактное законодательство обязывает заказчиков проверять полученный товар или результаты работ, услуг. Для этих целей они могут привлекать экспертов или экспертные организации (ч.3 ст.94 44-ФЗ).

Если в закупке были указаны требования к обеспечению гарантийных обязательств, то приемка ТРУ осуществляется только после предоставления исполнителем такого обеспечения (ч.7.1 ст.94 44-ФЗ).

Приемка бывает 2-х видов: полная и частичная (выборочная). В последнем случае результаты выборочной проверки могут распространяться на всю партию продукции, если это не противоречит стандартам, техническим условиям, специфике поставки, иными правилами или контракту.

Этапы приемки товара:

  1. приемка осуществляется в строгом соответствии со спецификацией и прописанными в ней позициями;
  2. товар проверяется визуально на наличие видимого брака или дефекта;
  3. проверка количества товара и комплектности, так как поставщик может намеренно или случайно не доложить продукцию;
  4. проверка качества продукции, включая выявление скрытых повреждений и дефектов;
  5. выявление недостатков, которые необходимо исправлять на основании гарантийных обязательств исполнителя или изготовителя.

Вместе с товаром поставщик обязан передать все ее принадлежности и документацию:

  • технический паспорт;
  • сертификат качества;
  • инструкцию по эксплуатации,
  • технические документы, необходимые для эксплуатации техники и др.

Если у заказчика есть претензии к качеству изделий, то он должен понимать, чего он хочет от поставщика по устранению этих недостатков. Если недостатки не подлежат исправлению, то можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке и придерживаться процедур, предусмотренных контрактным законодательством.

До того как подписывать акт сдачи-приемки необходимо:

  • подготовить документ входного контроля;
  • изучить сопроводительные бумаги (сертификат, техпаспорт и т.д.);
  • осмотреть внешнее состояние изделий, упаковку, маркировку;
  • провести экспертизу при возникновении подозрений на наличие внутренних дефектов.

Если есть сомнения насчет правильности сопроводительных документов или при обнаружении несоответствия по внешнему состоянию изделий, нужно:

  • отказаться от приемки, сделав скан или фото данных бумаг;
  • поставить отметку в накладных об отказе принимать товар с указанием причин, повлекших такое решение, сделать фото или скан накладных;
  • организовать хранение продукции (п.1 ст.514 ГК РФ).

На основании приказа директора организации может быть инициирована повторная приемка в присутствии комиссионной группы. А затем провести все этапы приемки, что и в первый раз: внешний осмотр, изучение документации и т.д.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

Мнение эксперта
Кузьмин Максим Петрович
Юрист с 8-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Признанный эксперт права.

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector