Процедура проведения торгов по аренде земельных участков

Введение конкурсного производства не отменяет права арендодателя на расторжение договора аренды

Процедура банкротства всегда ставит вопрос о коллизии права. С одной стороны, исследуется вопрос о пределах прав кредиторов, которые имеют права на максимальное удовлетворение своих требований за счет всего имущества должника, с другой стороны, противопоставлены интересы арендодателя, который не может быть ограничен в своих правах только по причине того, что в отношении арендатора было введено конкурсное производства.

Данный вопрос наиболее актуален при решении вопроса о том, когда арендодатель своими действиями прекращает договор аренды, как следствие, актив должника-банкрота выбывает из конкурсной массы.

Какими нормами в данной ситуации следует руководствоваться?

ВС РФ поставил точку в данном вопросе в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 января 2021 г. № 304-ЭС15-17252 в рамках дела по которому конкурсный управляющий оспаривал отказ арендодателя – муниципалитета от договора аренды, мотивируя это тем, что в результате таких действий уменьшилась конкурсная масса и права кредиторов оказались нарушенными.

Стоит отметить, что все три инстанции поддержали позицию конкурсного управляющего, однако, ВС РФ рассудил иначе.

Закон № 127-ФЗ не содержит положения о том, что открытие в отношении должника-арендатора процедуры конкурсного производства автоматически лишает арендодателя права на расторжение договора, в том числе при наличии к тому оснований, установленных иными законами.

ВС РФ подчеркнул, что в процедурах банкротства сталкиваются разнонаправленные интересы. С одной стороны, интересы публичного собственника сданного в аренду имущества, наделенного правомочиями по распоряжению этим имуществом (с учетом прав и обязанностей сторон договора аренды (, ), особенностей земельных отношений), с другой – интересы рассчитывающих на максимальное пополнение конкурсной массы должника и его кредиторов.

При этом, суд указал, что заявляя о злоупотреблении правом со стороны публичного образования при расторжении договора аренды, соответствующая сторона не лишена права доказывать наличие такого злоупотребления, и как следствие, наличие основания для оспаривания неправомерного отказа.

Определяя баланс интересов, суд может признать публичного арендодателя лицом, злоупотребившим правом, и по этой причине отказать ему в защите (). При этом участники дела о банкротстве должника, заявляя о злоупотреблении правом, должны раскрыть, в чем именно это злоупотребление заключается, а суд – соответствующие доводы проверить и установить свидетельствующие об этом обстоятельства.

Аналогичная позиция высказана ВС РФ в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2020 г. № 303-ЭС16-19972, а также в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2019 г. № 301-ЭС18-10926.

Разновидности аукционов

Аукционные торги по земельным участкам дают возможность гражданам и организациям:

  • стать собственниками наделов;
  • получить землю в аренду.

Этот способ покупки имеет одну существенную особенность. Заключается она в том, что стоимость государственной или муниципальной земли более выгодна для покупателя, чем рыночная цена аналогичного объекта.

Аукционы по продаже

Основные критерии разделения аукционов на виды – круг участников и способ проведения. Если говорить о первом типе, торги по продаже права собственности земельных участков бывают следующих видов:

  1. Открытые. Ограничения в отношении численности участников либо их категории не накладываются. Предложение о проведении мероприятия распространяется на всех потенциальных претендентов и находится в общем доступе.
  2. Закрытые. Этот вариант предусматривает ограничения как по численности, так и по характеристикам участников. Например, если планируются торги по продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения, от иностранных граждан заявки не принимаются.

Эксперты считают, что открытая форма проведения аукционов наиболее предпочтительна. Она справедлива, поскольку наделяет всех претендентов равными правами.

Участники торгов должны учитывать одно требование: на продажу выставляются только наделы, поставленные на кадастровый учет и, соответственно, имеющие номер по кадастру.

Аукционы по аренде

Торги по аренде земельных участков организуют органы местной власти. Преимущество таких наделов состоит в том, что пользователи могут подключиться ко всем инженерным коммуникациям, в том числе к электричеству и газоснабжению.

К претенденту предъявляются определенные требования: он должен продемонстрировать серьезность своих намерений по участию в торгах и быть платежеспособным.

Размер задатка для участия в аукционе по аренде земельного участка составляет не менее 20% от начальной величины арендной платы (). Согласно этому же документу, организаторы мероприятия имеют право установить так называемый “шаг” аукциона. Участники торгов должны учитывать этот финансовый аспект торгов.

Соискателю также следует понимать, что значит ежегодная арендная плата за земельный участок на аукционе и как она устанавливается.  Ранее размер определялся на основании:

  • результатов торгов, которые проводились в форме аукционов;
  • ставок арендной платы, либо утвержденных Минэкономразвития РФ правилах ее расчета;
  • кадастровой стоимости конкретного надела;
  • рыночной стоимости земельного участка, значение которой определялось с учетом норм законодательства об оценочной деятельности.

Начиная с 2015-го года арендная плата устанавливается исключительно по результатам торгов.

Аукционы земель под ИЖС

Аукцион земельных участков под ИЖС проводится на общих основаниях. Однако при выборе надела необходимо учитывать, что построить частный дом там, где захочется, нельзя.

Каждый участок земли характеризуется видом разрешенного использования. Отражено это, как правило, в генплане застройки территории, где находится земля.

На аукционе можно получить в распоряжение и муниципальную землю

Однако следует принимать во внимание один нюанс. С июня 2021 года городские торги по продаже проводятся в отношении наделов, непосредственно прилегающим к границам крупного населенного пункта, но не в его пределах

На законодательном уровне допускаются аукционы исключительно по аренде городской земли. Причем инициировать данное мероприятие, как и в других случаях, может претендент на надел.

Запрет на строительство и реконструкцию

Участки под огородничество, автосервис и другие объекты купить без торгов по данному основанию не получится.

Указанный запрет может быть установлен только в случае приватизации земельного участка, находящегося в государственной собственности, и не распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

Этот запрет не применяется к случаям, когда государственные земельные участки приватизируются лицами, не указанными в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, в населенных пунктах, численность населения которых менее 3 млн. человек.

Запрет не распространяется на реконструкцию объектов, предельные размеры и параметры которых не соответствуют утвержденному градостроительному регламенту (см. п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ и ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).

Запрет также не может применяться при реконструкции объектов капитального строительства, реконструкция которых не приведет к изменению разрешенного использования земельного участка.

Напомним, что в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категорией определяется правовой режим земельного участка (ст. 7 Земельного кодекса РФ). Информация о разрешенном использовании земельного участка содержится в градостроительном плане земельного участка (см. ст. 44 Градостроительного кодекса РФ).

До даты утверждения правил землепользования и застройки, но в пределах пяти лет, исчисляемых с момента введения в действие Градостроительного кодекса РФ, изменение вида разрешенного использования допускается на основании решения главы местной администрации (см. подп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 октября 2004 г. N 191-ФЗ).

Очевидно, что запрет является определенным ограничением права собственности, поскольку право застройки земельного участка принадлежит собственнику (см. ст. 40 Земельного кодекса РФ и ст. 263 Гражданского кодекса РФ).

Ограничение гражданского права допустимо только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

Теперь разберемся, какую из указанных целей преследует запрет, установленный в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции.

Вопрос об установлении запрета по смыслу нововведений относится законодателем на усмотрение органов государственной власти, т.е. в зависимости от решения органов государственной власти для некоторых покупателей запрет может и не устанавливаться.

Решение вопроса о запрете строительства и реконструкции на конкретном приватизируемом земельном участке законодатель, таким образом, передал на субъективное усмотрение конкретного чиновника со всеми вытекающими из этого последствиями.

Не исключены ситуации, когда после выкупа земельного участка его собственник обратится в суд для признания наложенного запрета на строительство и реконструкцию не соответствующим положениям Земельного и Гражданского кодексов РФ, а также Конституции РФ.

Как отмечалось, запрет является ограничением права собственности земельного участка. Из статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ следует, что ограничения прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора или акта органа государственной власти, подлежат государственной регистрации, если это прямо установлено законом.

Из нововведений следует, что государственная регистрация запрета на строительство и реконструкцию в ЕГРП не предусмотрена.

Недостатки аренды участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности

При таком большом количестве плюсов возникает вопрос: а есть ли минусы? Они действительно существуют. Во-первых, сама ст.39.1 «Земельного кодекса» сформулирована так, что вызывает много вопросов. В ней много оговорок, разобраться в которых вне конкретной ситуации нелегко. Во-вторых, Кодекс содержит пространство для злоупотреблений и коррупции.

Например, участок может предоставляться как в собственность бесплатно, бессрочное пользование, так и в аренду. Формат сотрудничества определяет местный орган. И, думается, одним людям будут хорошие условия, а другим – похуже. В ст.39.6 Кодекса перечислены ситуации, когда участок предоставляется в аренду с торгов или без них. И здесь в число игроков, вольных распоряжаться ресурсами, помимо местной власти вступают Президент и Правительство.

Именно отсутствие бесспорного и логичного алгоритма выделения земли – главный недостаток сотрудничества. Кроме того, арендатор имеет низкую защиту перед возможным изъятием собственности.

В общем, принимая землю в аренду, нужно очень внимательно вычитать договор, а в дальнейшем – не терять времени при регистрации возведённой недвижимости. И надеяться на то, что кусок земли не станет нужнее другому человеку (юридическому лицу).

Обратите внимание! При нецелевом использовании предмета аренды, договор может быть расторгнут досрочно. Поэтому если решается вопрос об изъятии участка, стоит быть кристально чистым в его использовании

Иначе можно остаться без компенсации.

Варианты выкупа

В действующих положениях законодательства предусматривается несколько вариантов приобретения правомочий на земельные наделы. В частности, когда выкуп происходит у государственных органов. Стоит учесть, что каждому способу присущи особенности и отдельные правила. Изначально нужно рассмотреть аукцион. В данной ситуации предусматривается, что приобретение участка реализуется при проведении процесса торгов. Его инициируют органы государства. Кроме того, возможность проявления инициативы есть у гражданина, который желает приобрести надел. На деле не имеет значения факт, кем инициирована процедура. Сотрудники местной администрации несут обязанность относительно того, чтобы сообщить гражданам о проводимой процедуре.

Это происходит при использовании СМИ. В частности, напечатать информацию можно в газетах или разместить на официальном органе МО.

ВНИМАНИЕ !!! Граждане, которые желают принять участие, несут обязанность по формированию заявки. В законе установлен срок для такого обращения

Подать заявку требуется не позднее, чем за 5 дней до даты проведения аукциона.

Кроме того, потребуется оплатить задаток. Когда начинаются торги всем участникам потребуется представить акт, посредством которого удостоверяется их личность. Также нужна бумага, указывающая на внесение задатка. Если инициатива проявлена сотрудниками государственных органов, то гражданину не потребуется совершать дополнительных действий. Они заключаются в поиске участка. Здесь они только выражают свое желание относительно получения правомочий на надел. Участок выбирают сотрудники местной администрации.

Когда инициатива исходит от гражданина, на его плечи ложиться обязанность относительно поиска местности, которая будет выкуплена. Кроме того, он несет расходы, связанные с подготовкой территории. Перед тем как подавать заявление, потребуется пройти несколько этапов. Это касается самостоятельно подбора надела. Сделать это можно при помощи использования кадастровой карты. Она основывается на достоверной информации. Затем приступают к подготовке схемы по расположению участка. Этот документ в готовом виде передается сотрудникам местной администрации. Муниципалитет занимается рассмотрением и утверждением акта. Когда все шаги пройдены, уполномоченные сотрудники формируют решение. Оно может быть положительным или отрицательным.

После этого переходят к межеванию территории и дальнейшей постановке на учет в кадастрах.

ВАЖНО !!! Потребуется реализовать процедуру регистрации правомочий собственности на землю

Если участок подбирается самостоятельно, то потребуется уделить внимание нескольким важным моментам. В том числе, речь идет про целевое назначение, присущее территории и категорию

Когда целью является возведение жилой недвижимости, то потребуется найти именно такой участок, который предназначен для ИЖС.

Кроме того, важным моментом выступает то, чтобы у гражданина не было в наличии земельного участка. В течение месячного срока с момента получения уполномоченным органом документации происходит рассмотрение заявки. Сотрудники муниципалитета проводят проверочные мероприятия. Затем принимается решение относительно проведения процедуры торгов.

Для победы в торгах потребуется предложить большую сумму. Если за время подбора участников аукциона никто не проявит инициативу к участию, то автоматически право на получение земельного участка переходит к тому, кто захотел провести аукцион.

Где и как нужно оформить документы для покупки?

Желающим приобрести муниципальный или государственный земельный участок, следует знать в какие органы обращаться, если она государственная – в администрацию. Принадлежит местным общинам – в органы местного самоуправления, расположена в Крыму – совет министров Крыма.

Для начала, нужно написать заявление на покупку земли. Чтобы оно было правильным, следует прописать в нем точный адрес участка, для каких целей он покупается, площадь и размеры. Обязательно указать, что с оплатой аванса согласен.

Также необходимо провести кадастровые работы и поставить земельный участок на кадастровый учет. Желательно заранее проверить в органах Росреестра к какой категории земель относится интересующий надел, можно ли ее изменить при необходимости.

К заявлению следует приложить следующие документы и их копии:

  • паспорт;
  • договор аренды (при наличии);
  • при наличии построек, права собственника (можно справки с ЕГРП);
  • кадастровый план;
  • оригинал и копию квитанции об оплате госпошлины.

Далее следует обратиться с заявлением в местные исполнительные органы. Предоставить паспорт, договор аренды (если является арендатором), кадастровые выписки и все копии документов.

В течение 30 дней будет принято решение и выдано постановление о передаче территории в собственность. В нем также указывается цена, за которую участок был приобретен.

Оплатить можно в любом отделении банка, затем предоставить оригинал и копию чека об оплате представителю муниципальных органов. В ФУГРЦ предъявить все документы и их ксерокопии и заполнить заявление. Через месяц покупатель становится полноправным собственником.

В последние годы стало популярным выкупать у государства участки с ветхими постройками. Однако нужно учитывать, что для выкупа таких муниципальных земель, следует вначале полностью восстановить недвижимость. Только после этого, физическое или юридическое лицо получает право на приватизацию участка.

При покупке для земли для ИЖС, административные органы в течение 1 месяца опубликуют в СМИ извещение о предоставлении земельного участка. Там же указывается его кадастровый номер, адрес, площадь, полное описание и дается информация о предстоящих торгах для других заинтересованных лиц. Если за 30 дней не находится желающих принять участие в аукционе, оформляется сделка купли-продажи.

Порядок проведения торгов

Процедура торгов четко регламентирована законодательством и проводится с учетом правил и требований, перечисленных в Земельном кодексе РФ. В частности, этому вопросу посвящена отдельная ст. 39.11 ЗК РФ. Всю процедуру можно разбить на несколько обязательных этапов, каждый из которых стоит рассмотреть отдельно:

Подготовительный этап (организация и подготовка аукциона)

Этот этап включает в себя несколько отдельных пунктов, а именно:

Для подачи заявки будущие участники должны подготовить и приложить к ней определенный пакет документов, а именно:

  • собственно заявку на участие в торгах (она подается в установленной форме и с обязательным указанием банковских реквизитов заявителя);
  • копию паспорта (или другого документа, который удостоверяет личность заявителя);
  • копии документов о государственной регистрации юр лица, переведенные на русский язык (если заявителем является иностранное юр лицо);
  • документы, подтверждающие факт внесения задатка (это условие является обязательным для участия в аукционе).

В том случае, если заявку на участие подает юр лицо или ИП, сведения о них организатор должен запросить самостоятельно в соответствующих органах (то есть в едином государственном реестре юр лиц и ИП соответственно).

Претендент признается участником аукциона при выполнении следующих условий:

  • предоставление полного пакета документов;
  • своевременная подача заявки;
  • соответствие законодательным требованиям.

О данном решении он обязательно извещается в письменной форме. Решение об отказе в принятии заявок также должны быть отправлены претендентам вместе с возвратом внесенной суммы задатка (денежные средства возвращаются на тот счет, который был указан в заявке).

Основной этап (собственно проведение торгов)

В ситуации, когда не было подано ни одной заявки на участие в торгах или участник всего один, аукцион не проводится. В первом случае земля остается в том же правовом статусе, что и была, а во втором — передается в аренду единственному субъекту, который подал заявку. Однако заключение договора аренды в последнем случае возможно только при условии, что претендент подал все необходимые документы и соответствует установленным требованиям.

Торги на право аренды проводится в общем порядке, который предусмотрен для аукционов:

  • каждому участнику присваивается свой номер и дается табличка, на которой этот номер закрепляется;
  • аукционист объявляет начальную цену лота (в рассматриваемом случае — величину арендной платы за месяц или год);
  • при согласии участника приобрести лот по установленной цене он поднимает табличку со своим номером.

Что касается повышения стоимости лота, то здесь также существуют определенные правила. В частности, используется так называемый «шаг аукциона», который должен быть равен 5% от начальной величины арендной платы.

В том случае, если после троекратного повторения последней озвученной стоимости никто из других участников не повышает цену, лот считается проданным тому из претендентов, кто последним поднимал табличку. Если после первого объявления цены никто из участников не выразил желания приобрести лот, то аукцион считается несостоявшимся.

Документальное оформление торгов происходит путем составления протокола организатором с внесением в него таких сведений:

  • место, время и дата проведения;
  • предмет аукциона (здесь обозначаются такие характеристики земельного участка, как его площадь, месторасположение, вид использования и т. п.);
  • данные об участниках торгов;
  • начальная цена предмета аукциона, с также последняя и предпоследняя из предложенных участниками;
  • наименование или ФИО победителя (для юр и физ лиц соответственно), а также его контактные данные (и аналогичная информация о том участнике, который сделал предпоследнее предложение о цене аренды).

Данный протокол должен быть размещен на официальном сайте администрации населенного пункта в течение одного рабочего дня с даты его подписания. В течение трех дней с этой же даты организатор торгов обязан вернуть всем проигравшим участникам внесенные ими задатки. Что касается задатка того участника, который был признан победителем, то его сумма засчитывается в счет внесения арендной платы по договору, который будет заключен между сторонами. Возврат данной суммы победителю в этом случае е предусматривается законом.

Заключительный этап

Этот этап предполагает собственно заключение договора аренды земельного участка, что и было изначальной целью проведения аукциона.

О заключении договора аренды более подробно будет рассказано далее.

Суть проблемы

Вопрос продажи арендованных земель в современной России стоит достаточно остро. Из-за финансового кризиса многие, кто взял в аренду участки публичной собственности под строительство, не могут их освоить: начать или довести до конца начатое строительство.

Приведем пример. В городке с численностью жителей в 40 тыс. человек в 2015 году 223 гражданина заключили с муниципалитетом договора аренды земли для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Однако уже в 2016 году более 110 человек из-за нехватки средств на строительство возвратились назад с вопросом о том, как продать арендованную землю.

Чиновники только разводят руками, предлагая арендаторам одно из двух: продолжать платить арендную плату и изыскать средства на строительство либо расторгнуть договор, напрочь отказавшись от претензий на участок. С юридической точки зрения они правы: продать, подарить, обменять можно только то, чем владеешь. Соответственно, участком из публичных земель в зависимости от формы собственности могут распоряжаться муниципалитет или уполномоченные органы государственной власти.

Но расторжение договора аренды и отказ от участка в пользу государства для арендатора не выход, поскольку землеустроительные работы, присвоение кадастрового номера, межевание и другие процедуры уже обошлись арендатору в крупную сумму. Выясним, существует ли механизм их компенсации.

Как поучаствовать в электронных торгах

Всё большую популярность стали набирать электронные торги. Они представляют практически привычный аукцион, но проводящийся при помощи интернета. Для участия в нём всем участникам не нужно собираться в одном месте — достаточно лишь зайти на специальную веб-страницу, следить там за ставками других участников и подавать свои.

Веб-сайт, на котором происходит реализация идеи электронных торгов, называется Электронная Торговая Площадка (сокращённо — ЭТП). Популярность он приобрёл благодаря государственным заказам. Порядок действий для участия в торгах на ЭТП таков.

  1. Следует оформить уникальную цифровую подпись (ЭЦП). Она выдаётся в специализированных и имеющих разрешение правительства центрах. Без подписи участвовать в торгах не получится, так как она необходима для участия в документообороте веб-сайта. Информацию о том, как получить электронную подпись, и какая для этого потребуется документация, можно найти на сайте одного из авторизованных центров. В соответствии с законодательством РФ, заверенное ЭЦП предложение имеет такой же юридический вес, как и удостоверенное обычной подписью.
  2. Авторизация на сайте ЭТП. Если это делается в первый раз, то придётся сначала зарегистрироваться в специальном разделе.
  3. Прохождение аккредитации на сайте ЭТП. Все необходимые документы (список есть там же на сайте) следует отсканировать и прикрепить к заявке на аккредитацию в предназначенном для этого разделе портала. Подписав заявку электронной подписью, необходимо направить его оператору. Решение об осуществлении аккредитации или отказе будет вынесено в течение 5 рабочих дней. Если оно будет положительным, то вместе с уведомлением об этом заявителю будут направлены реквизиты для перечисления средств на участие в торгах на площадке.
  4. Подача заявления на участие в аукционе. Для этого потребуется предоставить все необходимые сведения, отсканировав требующиеся документы и направив всё это оператору.

Если на счете соискателя есть сумма, достаточная для обеспечения участия в торгах, и заявление будет принято, то в течение часа разрешение на это уже будет выдано. Комиссия рассматривает заявки и принимает решения об отказе/ допуске участников к торгам. Информация о положительном решении или отказе направляется соискателю в специальном уведомлении, а также размещается на сайте Электронной Торговой Площадки в открытом доступе.

Поучаствовать в аукционе земельных участков любого типа несложно, если выполнять все обозначенные организаторами условия. При необходимости наш юрист бесплатно проконсультирует прямо в режиме онлайн! Нужно только ввести вопрос в специальную форму, и уже через несколько минут придет ответ от специалиста.

При покупке земельных участков, принадлежащих частным или юридическим лицам, не возникает никаких проблем. С муниципальной землей все обстоит по другому. Она обойдется намного дешевле, а то и вовсе бесплатно. Но придется столкнуться с рядом трудностей и потратить куда больше времени.

В 2020 году был утвержден новый Земельный кодекс, объемом почти в 300 страниц. В нем расписана процедура покупки земли у государства за кадастровую стоимость, а также бесплатная передача участков в собственность. Но купить возможно только земельный участок с четко определенными границами, а государственные земли не имеют плана межевания и не стоят на кадастровом учете. Поэтому потребуется проведение всех необходимых работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector