Наиболее популярные уловки для ограничения конкуренции в госзакупках и способы борьбы с ними

Содержание:

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Закупки, осуществляемые государственными заказчиками, регулируются законами 44-ФЗ «О контрактной системе…» и 223-ФЗ «О закупках…».

Закон № 44-ФЗ применяется в случаях контрактной закупки государственными и муниципальными органами власти, унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.

Его восьмая статья гарантирует обеспечение добросовестной конкуренции и равных для всех участников тендеров условий, а в случае нарушения этого принципа виновным может грозить уголовное преследование по ст. 178 УК РФ. Однако субъекты предпринимательской деятельности, чьё участие в конкурсах было по каким-либо причинам отвергнуто, настаивают на том, что они столкнулись с нарушением Закона 135-ФЗ в части именно ограничения конкуренции.

В качестве причин уменьшения количества участников-претендентов организаторы торгов называют:

  • Жёсткие временные рамки исполнения заказа;
  • Требования к закупаемому товару в виде конкретной марки или крайне узкого спектра технических характеристик (указанных в тех. задании);
  • Необходимость допусков, лицензий и разрешений для проведения отдельных видов работ;
  • Другие варианты.

В тех случаях, когда вероятные подрядчики обращались в ФАС с жалобами на ограничение конкуренции, решения чаще всего выносились в их пользу. Проблема эта действительно очень сложна и характеризуется многими юридическими нюансами.

Наиболее распространёнными являются следующие конфликтные ситуации:

  • Потенциальный претендент получает незаконный отказ в приёме заявки на участие в конкурсе;
  • С победителем конкурса не заключается контракт на поставку;
  • Исполнитель отказывается от взятых на себя контрактных обязательств;
  • Нарушаются законные требования информационного обеспечения процедуры закупки: предложения об участии в тендере не публикуются в установленный срок в ЕИСТ (единой информационной системе торгов).

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Конкурентное право

Понятие недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. (ФЗ «О защите конкуренции»).

В определении недобросовестной конкуренции отсутствует фигура потребителя. Если же ущерб причинён именно им — их права защищаются потребительским законодательством.

Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883 года.Недобросовестная конкуренция — это правонарушение, которое посягает на правопорядок в сфере предпринимательства, нарушая запрет, установленный Конституцией.

Признаки недобросовестной конкуренции: 1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена.

2. Данные действия будут рассматриваться как правонаруше­ния, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям до­бропорядочности, разумности, справедливости;

3. Целью активных действий субъектов недобросовестной конку­ренции является приобретение преимуществ в предприниматель­ский деятельности;

4. В результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • Принудительная реорганизация коммерческой организации
  • Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов
  • Уведомление антимонопольного органа о сделках
  • Государственный контроль при создании и реорганизации коммерческих организаций
  • Формы недобросовестной конкуренции

Следующие статьи:

  • Порядок предоставления государственной или муниципальной помощи
  • Отбор финансовых организаций при проведении торгов
  • Антимонопольные требования к торгам
  • Ограничение конкуренции органами власти на товарном рынке
  • Соглашение хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Следующая страница >>

Ограничение конкуренции ст 178 УК РФ

Действия, направленные на ограничение конкуренции и совершенные с помощью  соглашения в картеле, влекут ответственность по ст. 178 УК РФ в виде штрафа, принудработ, запрета на занятие должностей или даже лишения свободы, если они связаны с указанными выше ущербом или доходом.

При причинении более значительного ущерба или получении дохода выше указанного наказание за нарушения ужесточается, в частности, виновному грозит до шести лет лишения свободы.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже

Недобросовестная конкуренция: что это такое, ФЗ 135

Понятие недобросовестной конкуренции, установлено в ст. 4 ФЗ № 135. Она представляет собой действия, которые соответствуют следующим характеристикам:

  1. Целью действий является получение каких – либо преимуществ, в процессе ведения предпринимательской деятельности;
  2. Действия противоречат установленным нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, справедливости и разумности;
  3. Действия причиняют убытки другим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
  4. Действия способны нанести вред деловой репутации иных субъектов хозяйствующих на рынке.

Недобросовестная конкуренция путем дискредитации

Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.

Дискредитация осуществляется в отношении:

  1. Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
  2. Количества реализуемого товара, методов его получения;
  3. Условий его приобретения.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации

На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.

Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

Недобросовестная конкуренция путем дискредитации

Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.

Дискредитация осуществляется в отношении:

  1. Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
  2. Количества реализуемого товара, методов его получения;
  3. Условий его приобретения.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации

На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.

Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Нормативный документ устанавливает запреты на деяние, принятие актов, не допускающих, устраняющих или ограничивающих конкуренцию.

Законодатель обращает внимание на порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей

Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей.

В главе указываются допустимые и запрещенные типы преференций, а также требующих предварительного согласования с антимонопольными органами.

Закон регламентирует, ограничивает, исключает те или иные деяния, которые могут поспособствовать образованию недобросовестной конкуренции, в результате чего причиняется ущерб, либо ущемляются права субъектов хозяйствования.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые деяния, противоречащие нормам антимонопольного законодательства, целью которых является получение преимуществ в хозяйственной деятельности.

Зачастую такие методы идут вразрез не только с действующим законодательством, но и противоречат нормам морали, этики, корпоративного и делового этикета. Кроме этого, нарушаются принципы гуманности и добропорядочности.

Применяя подобные методы ведения хозяйственной деятельности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ущемляет права и интересы других участников рынка.

Ответственность за нарушение

Гражданская ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Субъекты, занимающиеся экономической деятельность с нарушением положений, предусмотренных антимонопольным законодательством, могут быть привлечены к гражданской ответственности.

Субъекты, экономические интересы которых нарушаются, вправе в соответствии со ст. 1095 ГК РФ обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу лица, а также с иском о возмещении упущенной выгоды, об опровержении публично недостоверных сведений, о возмещении морального вреда.

Административная ответственность за нарушение антимонопольного закона

Помимо возможности привлечения к гражданской ответственности, субъект может быть привлечен к административной ответственности, в связи с:

  1. Злоупотреблением, доминирующим положением на рынке;
  2. Заключением соглашений, ограничивающим фактически конкуренцию;
  3. Осуществлением недобросовестной конкуренции.

Штрафные санкции установлены положениями КоАП РФ.

16.3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках

Под недобросовестной
конкуренцией
понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы
лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении
предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям
делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и
причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам —
конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
(ст. 4
Федерального закона «О защите конкуренции»).

Признаки недобросовестной
конкуренции:

—  недобросовестная
конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться
только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде
бездействия не предусмотрена;

—  данные
действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не
только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота,
требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;

—  субъектами
недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть
российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;

—  целью
активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение
преимуществ в предпринимательской деятельности;

—  в
результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб
их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков
или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения
как недобросовестной конкуренции.

Запрет на недобросовестную
конкуренцию и ее формы закреплены в ст. 14 Федерального закона «О защите
конкуренции». К числу таких форм, в частности, относятся:

—  распространение
ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки
хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

—  введение
в заблуждение в отношении характера, способа и места производства,
потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его
производителей;

—  некорректное
сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с
товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

—  продажа,
обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались
результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ,
услуг;

—  незаконное
получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую,
служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается также
недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного
права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации
продукции, работ или услуг.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:Понятие и факторы экономического ростаПонятие и участники исполнительного производства (Батычко В.Т., 2008)Понятие и типы безработицыПонятие и формы финансового контроляПонятие и характеристика нематериальных активов — Юркова Т.И. и др., 2006Понятие и характеристика общих условий предварительного расследования

ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения


Несмотря на это, закон затрагивает практически все сферы, в которых принимают участие субъекты хозяйственной деятельности.

По своей структуре нормативно-правовой документ делится на 2 части:

  • освещаются ключевые понятия, правила и ограничения;
  • регламентируется деятельность антимонопольного органа.

Закон № -ФЗ содержит нормы материального и процессуального права.

Текст документа

  • товар;
  • финансовый рынок;
  • конкуренция;
  • монопольная цена и т. п.

В то же время, важные определения, такие как «разумность», «добропорядочность» хоть и встречаются в тексте, однако раскрытия термина в основных положениях нет, что создает трудности в правоприменении некоторых норм закона.

Кому в силу обстоятельств требуется раскрытие встречающихся определений в законе, но в нем не раскрытых, рекомендуется обращаться к судебной практике.

Нормативный документ содержит десятки норм императивного характера, устанавливающих запрет или ограничения на совершение определенных деяний субъектами хозяйственной деятельности.

К примеру, статья 11 запрещает устанавливать договорные отношения, которые могут привести к ограничению конкуренции. Указанная норма также регламентирует суть деяний, подпадающих под запрет.

Дополнительно в законе устанавливается порядок получения государственных преференций, а также:

  • регламент проведения торгов;
  • правила запроса котировок и предложений.

Вторая часть закона посвящена деятельности антимонопольного органа, в том числе его:

  • функции;
  • полномочия;
  • подконтрольные сферы хозяйственной деятельности.

Кроме того, закон регламентирует порядок рассмотрения дел в сфере нарушений ФАС антимонопольного законодательства.

Все о защите конкуренции

Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», как ясно из его названия, защищает конкуренцию. Он призван исключать или ограничивать возможность воздействия каждого субъекта хозяйствования на рыночное обращение товаров или услуг. Следовательно, существует потенциальная угроза со стороны неких сил, стремящихся злонамеренными действиями установить для себя привилегии, обеспечивающие доминирование в хозяйственно-экономическом пространстве РФ.

Совокупность нормативных актов, направленных на поддержку условий здорового соревнования участников внутреннего рынка составляет антимонопольное законодательство, частью которого является ФЗ 135. Кроме него защитную по отношению к конкуренции функцию несут:

  • Конституция Российской Федерации, являющаяся основой всех остальных актов. Согласно статье 8, в РФ провозглашена свободная рыночная экономика, в ст. 34 (п. 2) содержится запрет на деятельность, ведущуюся в целях монополизации. Статьей 73 утверждено единое пространство для экономической деятельности во всём государстве, названное необходимым условием здоровой конкуренции;
  • Международные акты, ратифицированные РФ: Антимонопольное соглашение стран СНГ от 12.03.1993, Соглашение от 25.01.2000 и Договор о согласовании антимонопольной политики;
  • Гражданский кодекс РФ. В статьях 1033 и 10 содержится запрет использования гражданских прав в цели подрыва конкуренции и злоупотребления рыночным доминированием;
  • Деятельность естественных монополий регулируется на основе ФЗ от № 147-ФЗ от 17.08.1995;
  • Закон «О недрах» – статья 17;
  • Закон «О банках» – статья 32;
  • Закон № 60-ФЗ от 13.12.1993 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» – статья 5;
  • Закон «О связи» – статьи 15, 17 и 20.
  • Другие нормативные акты Российской Федерации и постановления Правительства РФ, нормативные распоряжения местных и федеральных антимонопольных органов.

Основные методы антимонопольного госрегулирования:

  • Контроль со стороны государства создания, реорганизации, ликвидации коммерческих структур, а также соблюдения законодательства во время приобретения пакетов акций;
  • В случае надобности государство может прибегнуть к принудительному разделению (выделению) предпринимательских структур;
  • Административное влияние на цены (установление предельных величин или коэффициентов, норм рентабельности).

5 законных способов защиты от недобросовестной конкуренции

  1. Соблюдение норм Постановления Федеральной антимонопольной службы или её регионального представительства

    В нормах указаны требования Федеральной антимонопольной службы, которые должны обязательно выполняться.

    Заявление о факте недобросовестной конкуренции могут подавать учреждения регионального и федерального уровня: и государственные (в том числе прокуратура), и коммерческие. В нём должно быть указано само нарушение, подходящее под понятие недобросовестной конкуренции, и его документальное подтверждение.

  2. Рекламное опровержение неправомерно распространяемой информации

    Часть 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» гласит, что ложную информацию в рекламе нужно опровергнуть, чтобы она не имела последствий.

    При подтверждении факта нарушения законодательства виновный должен выпустить контррекламу с опровергающими сведениями за свой счет в сроки, установленные органом антимонопольной политики. Если этого не произойдет, то реклама с нарушениями может быть приостановлена контролирующими организациями до выполнения предъявленных требований. Подрядчики, которые разрабатывают, выпускают и размещают запрещенные рекламные материалы, извещаются об изложенном выше антимонопольной службой.

    Установлены определенные правила. Им подчиняется контрреклама для ликвидации допущенного ранее негативного эффекта. Она должна:

    — Распространяться через те же каналы, что и предыдущая реклама.

    — Обладать аналогичными характеристиками, что и прежняя: место распространения, вид, сроки, сюжет.

    — Согласовывать содержание с контролирующим рекламную деятельность органом.

    Однако Федеральная антимонопольная служба допускает, что контрреклама может отличаться от недобросовестной, но когда и в чём именно допускаются изменения, не оговорено. Есть и другие упущения. Так, правила создания контррекламы не определены досконально, поэтому лазейки в законе найти можно, равно как и использовать их для своих целей.

  3. Изъятие продукции из продажи

    Закон «О защите прав потребителей» призван обезопасить человека от последствий недобросовестной конкуренции. Согласно пункту 5 статьи 7 производитель обязуется убрать на время продукт из всех торговых точек и прекратить его выпуск, если он при соблюдении условий эксплуатации причинял ущерб окружающей среде, здоровью или нес угрозу для жизни. Бывает, что не всегда понятны причины происходящего, но распространение продукта в любом случае должно быть приостановлено.

    Если предприниматель не выполняет требования закона, то его продукция изымается из распространения службами надзора за качеством и безопасностью товаров и услуг. Причем производитель за свой счет компенсирует потребителю ущерб, который тот понес при изъятии товара.

  4. Аннулирование заключенных незаконно договоров

    Любой договор должен соответствовать требованиям законодательства о конкуренции. Но на практике не каждая сделка оформляется по закону, и когда такое обнаруживается, то договор признается недействительным.

    Пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ выделяет два вида контрактов. К первому относятся те, которые можно оспорить через суд. Ко второму – те, которые нельзя отнести к какому-либо нормативному акту. Этот вид включает договоры между организациями, производящими одинаковый товар или услуги. Такие контракты провоцируют недобросовестные способы борьбы, но согласно статье 6 пункта 1 закона «О защите конкуренции» они будут недействительны. А статья 18 приводит признаки оспариваемых договоров. Сдерживание конкурентоспособности каждой фирмы станет поводом к их аннулированию.

  5. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

    Запреты, в основе которых лежит недобросовестная конкуренция, законодательство налагает не на фирмы, а на местные, федеральные или региональные органы контроля.

    ФАС подает иск на эти контролирующие органы, чтобы признать разработанные ими нормативные акты несостоятельными. В дальнейшем возможно их аннулировать.

Использовать коммерческую тайну конкурента — ст. 14.7 Закона о конкуренции

Коммерческая тайна — это база телефонов клиентов, секреты производства, сценарии мероприятий, рецепты еды и другая информация, которая помогает зарабатывать. Информация становится тайной, если у конкурента оформлены нужные бумаги. А конкурентов и сотрудников предупредили под подпись, что информация не для разглашения.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Попробуйте 30 дней бесплатно

Подарок новым ИП

Акция действует для ИП младше 3 месяцев

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Санкциям за нарушения антимонопольного законодательства регламентированы 8 Главой закона.

К таковым относятся, к примеру, принудительное изменение организационно-правовой формы юридического лица путем выделения либо разделения коммерческой или некоммерческой организации, приносящей доход.

При систематическом осуществлении хозяйственной деятельности на позициях монополии и занятии доминирующего положения на рынке товаров или услуг, суд может решением принудить к разделению или выделении ее из состава одного или нескольких юридических лиц.

Образованные в принудительном порядке по решению суда ЮЛ не могут входить в одну группу лиц.

Преобразование, разделение или выделение юридического лица по решению суда проводится с целью развития конкуренция, но при наличии следующих условий:

  1. Есть возможность обособления структурных подразделений ЮЛ;
  2. Нет технологической взаимосвязи структурных подразделений;
  3. После преобразование новое юридическое лицо в состоянии самостоятельно вести хозяйственную деятельность.

Обратиться с исковым заявлением может антимонопольный орган, однако если ответчиком выступает кредитная организация, то дополнительно требуется согласование с Банком России.

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ

По поводу «Закона о закупках отдельными видами юридических лиц» 223-ФЗ, регламентирующего общие правила проведения сделок, тоже наблюдаются разночтения, чаще всего объясняемые недостаточной проработкой его содержания.

Главное отличие этого акта от упомянутого 223-ФЗ состоит в том, что он адресован организациям с долей госсобственности свыше 50%, предприятиям, деятельность которых регулируется Правительством, и естественным монополиям.

В данном случае причиной споров часто становится формирование лотов при корпоративных закупках, так как они содержат множество позиций, поставку которых не каждая коммерческая структура в состоянии обеспечить. При этом Закон № 223-ФЗ не содержит норм, запрещающих формирование столь сложных заявок, что не мешает отвергнутым участникам писать на организаторов конкурсов жалобы в ФАС, апеллируя к Закону № 135-ФЗ (части 1 и 3). Юридические споры упираются в требование обоснованности многопозиционных лотов. Ответные доводы, как правило, состоят в аргументации такого способа проведения конкурса необходимостью централизации закупок, сокращения издержек, функциональной и технологической связанностью закупаемых товаров и т. п. При этом любые погрешности в оформлении условий конкурса трактуются в пользу истца.

Юридическую проблему составляет также отсутствие определения понятия «измеримости» в отношении требований заказчика (Закон 223-ФЗ, пункт 4, часть первая).

Глава 8 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ и другие основания применения санкций

В указанных законах 223-ФЗ, 44-ФЗ и 135-ФЗ приведены санкции, предусмотренные за их нарушение. Если деяния субъектов не подпадают под действие уголовного права, они рассматриваются в административном порядке на основании КоАП РФ. В случае доказанной вины предусмотрены штрафы, выраженные крупными суммами или процентами дохода, полученного в результате монопольной деятельности. А также может последовать принудительное деление коммерческой структуры на независимые фирмы (в случае грубого неоднократного злоупотребления доминирующим положением на рынке). Санкции применяются как к юридическим, так и физическим лицам, в том числе руководителям предприятий и организаций.

Опубликовано:

Добавить комментарий

Вам понравится

Ответственность за нарушение

Гражданская ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Субъекты, занимающиеся экономической деятельность с нарушением положений, предусмотренных антимонопольным законодательством, могут быть привлечены к гражданской ответственности.

Субъекты, экономические интересы которых нарушаются, вправе в соответствии со ст. 1095 ГК РФ обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу лица, а также с иском о возмещении упущенной выгоды, об опровержении публично недостоверных сведений, о возмещении морального вреда.

Административная ответственность за нарушение антимонопольного закона

Помимо возможности привлечения к гражданской ответственности, субъект может быть привлечен к административной ответственности, в связи с:

  1. Злоупотреблением, доминирующим положением на рынке;
  2. Заключением соглашений, ограничивающим фактически конкуренцию;
  3. Осуществлением недобросовестной конкуренции.

Штрафные санкции установлены положениями КоАП РФ.

ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

Так, под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для введения в оборот путем продажи или иным способом. Товаром могут быть не только вещи, но и интеллектуальная собственность, имущественные права.

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, когда самостоятельные их действия не позволяют ни одному из них занять доминирующее положение на рынке.

Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

Обратите внимание! В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия. Например, ст

11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением

Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector