Что такое ограничение конкуренции и какова уголовная ответственность за нее

Правовая защита

Основным государственным органом, который призван в России бороться с незаконной конкуренцией, является ФАС (Антимонопольная служба). Ее отделения находятся по всей территории страны. При обнаружении признаков, указывающих на недобросовестную конкуренцию необходимо обратиться в службу с заявлением. Сделать это можно и при непосредственном визите, и через интернет на ее официальном сайте или с помощью портала Госуслуг.

Кроме того в ряде случаев следует обращаться в отделения МВД РФ, особенно если дело касается насильственных действий.

Законодательная база

Читайте: Нарушение закона о конкуренции Основным законом, в котором закреплено право на осуществление предпринимательской деятельности и недопустимость монополизации и недобросовестной конкуренции в стране, является Конституция РФ (ст. 34).

Главные положения, которые дают определение недобросовестной конкуренции, ее основные характеристики и способы проявления, зафиксированы в ФЗ № 135.

Меры ответственности и способы наказания за претворение в жизнь каких-либо методов недобросовестной конкуренции описаны в Административном и Уголовном Кодексе.

Также ряд вопросов, связанных с упомянутой темой, находят свое отражение в Законе о защите прав потребителей.

КоАП РФ

Правонарушения, связанные с незаконной конкуренцией разбираются в ст. 14.33 КоАП РФ. Согласно документу административная ответственность предусматривается для физических лиц и для организаций только при условии, что в их деяниях не будет обнаружен состав уголовного преступления.

Так, за недобросовестную конкуренцию должностному лицу придется ответить выплатой штрафа в размере от 12 до 20 тыс. руб. Для юридических лиц штрафные санкции будут равны сумме от 100 до 500 тыс. руб.

Если в ходе расследования будет установлено, что правонарушители использовали незаконно результаты интеллектуальной деятельности, чтобы ввести товар на рынок, то для них предусмотрены следующие меры наказания:

  • Должностные лица будут обязаны внести штраф в размере 20 тыс. руб. или подвергнуты дисквалификации на срок, не превышающий 3 года.
  • Организациям же придется заплатить штраф в размере от 1/100 до 1/15 той выручки, что была получена за незаконную реализацию товара (но не менее 100 тыс. руб.).

УК РФ

Необходимо учитывать, что уголовное преследование в РФ возможно только в отношении физического лица, но не всей организации.

Если следствие сумеет установить, что незаконная конкуренция осуществлялась с помощью заключения между конкурентами соглашения, которое позволяло диктовать свои цены на рынке и повлекло за собой получение дохода в крупном размере, то это приведет к следующим мерам наказания (ст. 178):

  • Виновное лицо будет оштрафовано на сумму от 300 до 500 тыс. руб. – это минимум.
  • Максимальным же наказанием станет лишение свободы на срок до 3 лет.

Если для совершения данного противоправного действия лицо воспользовалось своими служебными полномочиями или же в ходе такого деяния было повреждено имущество или нанесен урон в особо крупном размере, то судебным решением будут вынесены следующие меры наказания:

  • Виновное лицо будет привлечено к принудительным работам на срок до 5 лет или оно будет лишено законного права заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет.
  • Максимум виновного могут лишить свободы на срок до 6 лет и при этом взыскать с него штраф в размере 1 млн. руб.

Если правонарушение сопровождалось физическим насилием или угрозами по его применению, то минимум виновное лицо будет привлечено к принудительным работам на срок до 5 лет, а максимум лишено свободы на срок до 7 лет.

Крупный ущерб в данном случае – это сумма, превышающая 10 млн. руб., а особо крупный – превышающая 30 млн. руб. Крупным же доходом признается сумма, превышающая 50 млн. руб., а особо крупным – 250 млн. руб.

Лицо будет освобождено от уголовной ответственности по данной статье, если оно явится с повинной в следственные органы и окажет содействие в раскрытии преступления.

Делая вывод, можно сказать, что ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции в России отлажены не на должном уровне. Необходимы как законодательные нововведения, так и изменения в исполнительном производстве. Чтобы раскрыть преступления, связанные с недобросовестной конкуренцией среди сотрудников МВД попросту не хватает специалистов такого уровня.

Ограничение конкуренции по 135-ФЗ

Ограничение конкуренции может быть достигнуто посредством заключения между функционирующими на одном и том же рынке компаниями соглашения, которое в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 ФЗ № 135 носит название «картельный сговор». Группа компаний, вовлеченных в такое соглашение, называется картель.

Создание картелей приводит к следующим последствиям:

  • ограничению конкуренции;
  • сосредоточению всех возможностей по производству и сбыту товара в руках производителей, входящих в картель;
  • установлению единой цены на товар и, как следствие, увеличению прибыли производителя за счет потребителя;
  • подавлению деятельности фирм, не являющихся участниками соглашения.

Имеющаяся между компаниями договоренность признается картелем, если она влечет за собой:

  1. Установление и поддержание цен на определенном уровне.
  2. Заранее спланированное изменение цен в ходе проведения торгов.
  3. Раздел рынка на сегменты по определенным признакам.
  4. Сокращение объема производства определенных товаров или полное прекращение их выпуска.
  5. Отказ от заключения договоров с определенными контрагентами.

Отсутствие соглашения о создании картеля не является основанием для освобождения от ответственности предприятий, совместно совершающих действия, влекущие за собой возникновения перечисленных выше последствий. Согласно положениям ст. 11.1 ФЗ № 135, такие действия признаются согласованными, а их выполнение запрещается.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

В (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что «комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Г.» (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с «Концепцией охраны объектов ПАО «Г.» и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО «Г.». Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается». По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: «Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют».

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции

К признакам ограничения конкуренции, перечисленным в п. 17 ст. 4 ФЗ № 135, относятся:

  1. Уменьшение числа компаний, функционирующих в определенной отрасли.
  2. Изменение цены товара, не связанное с объективными внешними факторами, влияющими на состояние рынка (увеличением цен на сырье, корректировкой налоговых ставок и пр.).
  3. Отказ компаний, не входящих в отдельное объединение, от осуществления самостоятельных действий на рынке.
  4. Наличие между отдельными компаниями соглашения, ограничивающего их действия, направленные на формирование конкурентной среды.
  5. Прочие действия компаний или объединений, позволяющие им оказывать одностороннее влияние на общие условия обращения товаров на рынке.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Закупки, осуществляемые государственными заказчиками, регулируются законами 44-ФЗ «О контрактной системе…» и 223-ФЗ «О закупках…».

Закон № 44-ФЗ применяется в случаях контрактной закупки государственными и муниципальными органами власти, унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.

Его восьмая статья гарантирует обеспечение добросовестной конкуренции и равных для всех участников тендеров условий, а в случае нарушения этого принципа виновным может грозить уголовное преследование по ст. 178 УК РФ. Однако субъекты предпринимательской деятельности, чьё участие в конкурсах было по каким-либо причинам отвергнуто, настаивают на том, что они столкнулись с нарушением Закона 135-ФЗ в части именно ограничения конкуренции.

В качестве причин уменьшения количества участников-претендентов организаторы торгов называют:

  • Жёсткие временные рамки исполнения заказа;
  • Требования к закупаемому товару в виде конкретной марки или крайне узкого спектра технических характеристик (указанных в тех. задании);
  • Необходимость допусков, лицензий и разрешений для проведения отдельных видов работ;
  • Другие варианты.

В тех случаях, когда вероятные подрядчики обращались в ФАС с жалобами на ограничение конкуренции, решения чаще всего выносились в их пользу. Проблема эта действительно очень сложна и характеризуется многими юридическими нюансами.

Наиболее распространёнными являются следующие конфликтные ситуации:

  • Потенциальный претендент получает незаконный отказ в приёме заявки на участие в конкурсе;
  • С победителем конкурса не заключается контракт на поставку;
  • Исполнитель отказывается от взятых на себя контрактных обязательств;
  • Нарушаются законные требования информационного обеспечения процедуры закупки: предложения об участии в тендере не публикуются в установленный срок в ЕИСТ (единой информационной системе торгов).

Методы конкурентной борьбы

К методам конкурентной борьбы относят:

  • Ценовой метод. Характеризуется стоимостной дискриминацией выпущенного товара, если соблюдены такие условия: поставщик является монополистом, разделяет потребителей на группы, основываясь на их покупательной способности, первоначальный потребитель не вправе продать продукцию. Зачастую, наблюдается в следующих сферах деятельности: юридические услуги, гостиничный бизнес, частное медицинское обслуживание и т.д. В ходе ценовой конкуренции возникают «ценовые войны». Данное явление вынуждает производителей постепенно снижать цену. Как следствие, повышается предложение, существенно снижая спрос. Однако, практика показывает, что компании стараются избегать подобных войн, так как результат может привести к поражению обеих сторон. Ценовая война может осуществляться в открытой форме, но только в том случае, если у компании имеется определенный резерв понижения затрат на производство.
  • Неценовой метод. Характеризуется повышением качества выпускаемого товара и обеспечением более удобных условий для его реализации. Усовершенствуется техническая часть производства, повышается способность товара адаптироваться к нуждам покупателей.
  • Недобросовестная конкуренция. Когда на рынке существует напряженная ситуация борьбы компаний за наиболее выгодные условия производства, некоторые фирмы используют нечестные методы. Это выражается в продаже товара по более низкой цене, часто ниже себестоимости (демпинговые цены), контроль производства благ другой компанией, злоупотребление ведущими позициями на рынке, определение дискриминационных стоимостей, сговорах, краже коммерческой тайны и т.д.

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции (действующая редакция)

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, –

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере – двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом – тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Судебная практика по статье 14.9 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД15-26 от 31.08.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-17358/12 от 28.12.2012 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-11132/11 от 10.10.2011 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 307-АД16-8315 от 27.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 88-АД13-3 от 12.08.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 12-АД14-3 от 12.12.2014 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД12-1 от 23.01.2012 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД13-23 от 22.08.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ15-11985 от 19.05.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-17906/13 от 27.02.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

  • Первая
  • Последняя

Ограничение конкуренции

Признаки этого явления предусмотрены в нормативном акте № 135. Как характеризуется ограничение конкуренции? Статья 4 указанного нормативного акта содержит следующие признаки:

  1. Сокращение количества экономических субъектов, не относящихся к одной группе лиц.
  2. Уменьшение или повышение стоимости товара, не обусловленные изменениями условий обращения продукции на рынке.
  3. Отказ экономических субъектов, не относящихся к одной группе, от самостоятельных действий.
  4. Определение общих правил товарооборота на рынке соглашением между участниками или на основании указаний одного лица, или при согласовании предприятиями своих действий.

В процессе деятельности экономических субъектов могут возникать и иные факторы, создающие возможность для какой-либо компании или нескольких фирм воздействовать на условия товарного обращения в одностороннем порядке. Например, соответствующие обстоятельства могут появиться в ходе муниципальной или государственной закупки. Ограничение конкуренции в таких случаях выражается в установлении местными или госорганами власти требований к экономическим субъектам или товарам, не предусмотренных нормативными актами.

Нормативная база

Ограничение конкуренции – это экономически сложное преступление. Именно поэтому вопросам регулирования антимонопольной политики и привлечения к ответственности нарушителей отводится большое число нормативно-правовых актов.

Итак, ограничение конкуренции регулируется:

  • ФЗ № 135 «О защите конкуренции»;
  • КоАП РФ – ст. 14.9, касается только ограничений рынка со стороны органов власти;
  • УК РФ – ст. 178, предусматривает ответственность за создание картеля;
  • ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок», предусматривает антимонопольные правила организации торгов;
  • Постановление Правительства РФ № 331 «Об утверждении положения о ФАС»;
  • Постановление Правительства РФ № 896, регулирующее правила ведения реестра доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов.

Около 70% незаконной монополизации осуществляется в сфере государственных закупок.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

В ст. 10-16 135-ФЗ перечислены запрещенные действия заказчика в части ограничения конкуренции. Но какие меры нужно предпринимать заказчику для обеспечения добросовестной конкуренции, здесь не прописано.

Шаги по обеспечению добросовестной конкуренции должны быть основаны на требованиях законодательства и не причинять вреда всем субъектам. Так, добросовестный продавец соблюдает правовые нормы, хранит коммерческую информацию, не пытается оказать воздействие на рыночные цены и поставщиков, не участвует в сговорах и пр.

Законодательство о контрактной системе детально регламентирует процесс закупки государственными инстанциями и учреждениями, которым запрещено ограничивать конкуренцию. Нормативная документация содержит специальные правовые нормы, которые направлены на обеспечение принципа свободной конкуренции.

Так, преимуществами обладают конкурентные способы закупки: конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, тогда как закупки неконкурентным способом через подписание договора с единственным поставщиком допускаются в строго ограниченных случаях. Несоблюдение состязательных процедур признается действием, которое ограничивает конкуренцию.

В 44-ФЗ указано на необходимость обеспечения равного доступа для всех участников закупки. Преимущественным статусом обладают узкий круг компаний: организации инвалидов, УИС, субъекты малого бизнеса и социально ориентированные НКО. Преимущества предоставляются им в оговоренных законодательно сроками.

Также в 44-ФЗ не допускаются случаи конфликта интересов. В закупке не могут принимать участие на стороне поставщика родственники работников, должностные лица заказчика и его бывшие работники.

Заказчик не вправе указывать в закупочной документации указания на патенты, товарные знаки без указания аналогов и пр. Такие действия также ограничивают круг участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector