Лесной сервитут

Союз-Эксперт: опытный оценщик сервитутов

Но остановимся подробнее на финансовой компенсации за сервитут. Далеко не каждый знает, как именно рассчитать сумму, из каких показателей она берётся. Ведь если требовать компенсацию, то необходимо сформулировать конкретную цифру. Сделать это поможет наша компания «Союз-Эксперт», которая долгое время занимается подобной деятельностью. Мы применяем весь опыт для того, чтобы максимально грамотно выставить финансовые требования. Чтобы вам было проще понять нашу работу, расскажем подробнее о самих сервитутах.

Существуют сервитуты 2-х видов:

  • Частные. Эти сервитуты распространены между соседями, например, когда одному необходимо проезжать через участок другого. Чтобы не возникало разногласий, проще наложить на часть земли, используемую соседом, сервитут. Это поможет не только справедливо пользоваться чужим участком, но и не вызовет финансовых претензий. Если же добровольно прийти к такому решению не удаётся, сервитут наложит суд.
  • Публичные. Обычно заключаются между владельцем и местными органами РФ для удовлетворения потребностей общества. Сервитут позволит всем желающим проходить или проезжать через участок, на который он наложен.
    Кроме того, могут быть установлены различные объекты инфраструктуры и прочие строения, которые необходимы на благо местного населения. Чтобы сам владелец участка не страдал от такого использования его земли, сервитут обычно составляется максимально лояльно по отношению к нему. Нередко часть земли модернизируется за счёт муниципального органа, в таких случаях вполне возможно, что компенсация за использование не будет предусмотрена.

Исходя из разновидностей сервитутов, Вы можете предъявить финансовые претензии таким лицам:

  • Владелец или арендатор соседнего участка земли, который по определённой причине частично использует вашу землю для проезда или иных целей.
  • Государственные или местные органы власти, которые прибегают к использованию вашей земли в интересах общества.

Получателем выплаты будет человек, владеющий землёй. Компенсация может быть выплачена как одним платежом, так и несколькими. Но оплата должна быть соразмерной, как единовременная, так и частичная

Это крайне важно, ведь нередко стоимость земли изменяется за определённый период. Так что стоит учитывать и этот фактор при составлении претензий.

Отчет об установлении сервитута

Отчёт об установлении сервитута является обязательным документом в том случае, если стороны не смогли договориться о величине суммы и обращались за помощью в специализированные оценочные организации.

Оформляется такой отчет в письменном виде и подписывается оценщиком, составившим документ, а достоверность указанных сведений и проведенных расчетов заверяется подписью руководителя организации.

Отчёт об установлении стоимости сервитута и проведении экспертизы состоит из пяти основных частей, каждая из которых содержит необходимую информацию для формирования итогового заключения. Примерная структура выглядит так:

  • Общая характеристика документа. В этой части содержится информация о том, кто именно составлял документ, когда он готовился и в отношении какого объекта недвижимости.
  • Те стандарты, которые использовались для определения основных направлений оценки.
  • Перечисление тех методов, которые использовались проведения оценки соразмерной платы за установление сервитута (соразмерная плата за установление сервитута — более популярное в данный момент наименование стоимости установленного сервитута земельного участка).
  • Объект оценки. Здесь указывается конкретное обременение на земельный участок с фиксацией того срока, на который устанавливается обременение.
  • Текст заключения, в содержании которого должна быть представлена подробная характеристика устанавливаемого сервитута со ссылками на проект договора, а также на кадастровые характеристики участка. Кроме того, в тексте отчета указываются сведения о том, для каких целей устанавливается сервитут и на какой срок. Ещё одна часть отчета содержит все подробные расчеты с расшифровкой тех показателей, которые содержатся в тексте документа.

Отчет о расчете стоимости установленного сервитута приобщается в полном виде к тексту заключаемого соглашения с целью обоснования той суммы, которая установлена в договоре в качестве обязательной к уплате. Такой отчет оформляется в виде самостоятельного приложения.

Если речь идёт о вынесении судебного решения, то отчет может считаться либо как доказательство правоты одной или другой стороны дела либо в качестве документа, на основании которого выносится судебное решение об установлении конкретной суммы в качестве стоимости сервитута.

Оценка стоимости сервитута представляет собой достаточно сложное мероприятие, состоящее из нескольких крупных этапов. Однако, при правильном понимании всех необходимых для использования формул, рассчитать стоимость можно составить самостоятельно.

В том же случае, если рассчитать сумму самостоятельно не получается, за помощью можно обратиться в организации, занимающиеся проведением профессиональной оценки недвижимости всех форм и видов. Их отчёт будет выступать в качестве доказательства в суде.
Кроме того, составленный специалистами документ должен использоваться в качестве обязательного приложения к тексту договора с целью подтверждения указанной стоимости в самом договоре и ее обоснования.

Планируете купить квартиру в Краснодарском крае? Все важные подробности описаны .

Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2018 года

Кроме того, что с 1 сентября статья 23 ЗК РФ изложена в новой редакции, внесены и другие существенные изменения.

Земельный кодекс РФ дополнен новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях». В указанную главу вошли статьи, регулирующие порядок, цели, условия, сроки установления публичного сервитута, вопросы платы за установленный публичный сервитут и ряд других вопросов:

Глава V.7 Земельного кодекса РФ. «Установление публичного сервитута в отдельных целях»:

  • Цели установления публичного сервитута (статья 39.37 ЗК РФ);
  • Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута (статья 39.38 ЗК РФ);
  • Условия установления публичного сервитута (статья 39.39 ЗК РФ); 
  • Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута (статья 39.40 ЗК РФ);
  • Ходатайство об установлении публичного сервитута (статья 39.41 ЗК РФ);
  • Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута (статья 39.42 ЗК РФ);
  • Решение об установлении публичного сервитута (статья 39.43 ЗК РФ);
  • Отказ в установлении публичного сервитута (статья 39.44 ЗК РФ);
  • Срок публичного сервитута (статья 39.45 ЗК РФ);
  • Плата за публичный сервитут (статья 39.46 ЗК РФ);
  • Соглашение об осуществлении публичного сервитута (статья 39.47 ЗК РФ);
  • Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом (статья 39.48 ЗК РФ);
  • Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 39.49 ЗК РФ);
  • Права и обязанности обладателя публичного сервитута (статья 39.50 ЗК РФ).

Увеличение срока аренды земельного участка на срок установления на него сервитута 

Статья 39.8 ЗК РФ дополнена пунктом 12.1 в соответствии с которым:

В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута…

Рекомендуемые по теме публикации:

Определение понятия сервитут (частный сервитут)

Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

«Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года

Исковое заявление об установлении сервитута
Исковое заявление о прекращении сервитута
Исковое заявление об установлении или изменении платы за сервитут

Понятие и виды сервитутов.

26.12.2018 11:32

Геленджикский отдел

Сервитут — ограниченное право пользования чужой вещью. 

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.  
           В соответствии с п.4 ст.44  Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.  
          Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
          В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  В случае установления публичного сервитута на земельный участок в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  
         Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.
          Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.
-Срочный сервитут — сервитут, устанавливаемый на определенный срок.
-Постоянный «бессрочный сервитут» — сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.
          Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута. Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
         Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).
       

Причины отказа в установлении частного сервитута: судебная практика

Несмотря на то, что законодательство прямо предусматривает возможность судебного разрешения вопроса о необходимости констатации частного сервитута, обзор судебных материалов показывает на большое количество отказов по подобным искам.

Суд не обладает правом принудить собственника земли к предоставлению его участка в пользование других людей, если есть хоть малейшая возможность этого избежать. Если при рассмотрении дела становится известным, что существует техническая возможность «обойти» территорию, на которую заявлено ограничение, то решение суда будет отрицательным.

Определенный процент отказов связан с тем, что лица, требующие введения сервитута на чужой земле, не могут доказать необходимость проведения этой процедуры или установленное ограничение может привести к негативным последствиям:

  • зарегистрированное ограничение способно нарушить санитарно-эпидеомиологическую обстановку на территории собственника;
  • прокладка дороги на основании введенного обременения может вызвать пожароопасную ситуацию или приведет к массовой вырубке деревьев.

Следует иметь в виду, что все работы по обустройству или техническим работам (прокладка дорог, трубопроводов, линий электропередач или элементов водоснабжения) будут производиться исключительно за счет лиц, заинтересованных в установлении ограничения. Никто не может обязать собственника земли за свой счет производить какие-либо действия по приведению своего участка в то состояние, которое выгодно третьим лицам.

При возникновении необходимости в пользовании чужим земельным участком все переговоры следует вести исключительно с его собственником. Соглашения с лицами, арендующими землю, являются недействительными. При выявлении таких «договоренностей» владелец участка вправе через суд потребовать приведения принадлежащей ему территории в первоначальное состояние и возмещения всех затрат.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Что такое частный и публичный сервитуты?

Значение термина «частный сервитут» раскрывается в ст. 274-277 ГК РФ. Он означает положение, при котором Ваш сосед по земельному участку получает возможность требовать от Вас создания условий для ограниченного пользования Вашим участком. К примеру, через Вашу дачу может проходить пешеходная дорожка единственно возможный путь для Ваших соседей попасть на свою дачу.

Такое положение и именуется частным сервитутом. Обременение земли создается органами государственной власти для:

  • Проезда граждан или их пешего прохода по данной территории;
  • Прокладки линий инженерных коммуникаций;
  • Обеспечения мелиорации;
  • Обеспечения иных нужд собственника земли, которые нельзя реализовать как-то по-другому, кроме как посредством частного сервитута.

Чтобы частный сервитут стал возможным, приходится достигать соглашения между владельцами смежных участков земли. Если же взаимопонимание остается недостижимым, тогда спор разрешается уже в судебном порядке, когда истцом выступает лицо, требующее установления частного сервитута.

Частный лесной сервитут создается по договорам или актам уполномоченных государственных органов, местной администрации, решению суда, равно как и частные водные сервитуты. Обременение участка ни в малейшей степени не ущемляет владельца данного участка земли правами владения ею, распоряжения, пользования.

Собственник обремененного участка с момента подписания соответствующих бумаг и их регистрации в Росреестре, получает возможность потребовать компенсацию с обладателей сервитута. С того времени, когда причины для учреждения данного обременения отпадают, по требованию собственника недвижимости сервитут в установленном порядке прекращается.

Не откладывайте решение Ваших проблем!
Санкт-Петербург
8 (921) 917-90-91
Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 41
Москва и область
8 (915) 418-20-00
Москва, улица Земляной Вал, д.64 стр.2, офис 420

Чтобы публичный сервитут был создан, потребуется издание соответствующего нормативного акта субъекта РФ или органа местного самоуправления. Обременение при таких обстоятельствах учреждается в интересах всех граждан и государства для:

  • Проезда или пешего прохода по данной территории;
  • Эксплуатации участка земли;
  • Реализации дренажных работ;
  • Выпаса скота;
  • Покоса;
  • Охоты и рыболовства;
  • Изыскательских мероприятий;
  • Доступа к прибрежной зоне.

Созданный в соответствии с открывшейся необходимостью публичный сервитут позволяет всем жителям данной местности без каких бы то ни было ограничений эксплуатировать эту недвижимость в целях, указанных в учредительном документе.

Чем может помочь Вам юрист?

Юристы «Юридического центра СИАН»готовы оказать Вам
необходимую помощь, а именно:

  • Проконсультируют Вас по Вашей проблеме;
  • Изучат Ваши документы;
  • Подготовят правовую экспертизу,необходимые жалобы, претензии, иски;
  • Защитят Ваши интересы в суде.

8 (921) 917-90-91 – Санкт-Петербург
8 (915) 418-20-00 – Москва и область

В подавляющем большинстве реальных ситуаций публичный сервитут учреждается без уточнения сроков его прекращения, но могут встречаться и временные публичные сервитуты. Земля, лес, прибрежная зона при разных обстоятельствах могут являться собственностью частного владельца либо государства, муниципалитета.

Вопросы создания частного сервитута для владельцев участка, на который направлено обременение, зачастую весьма болезненны. И тем не менее, коль скоро такой вопрос поднимается владельцами смежных участков дело, как правило, требует того или иного решения. Зачастую спор переходит в зал судебного заседания.

Помочь в заключении выгодного владельцу земли соглашения или добиться щадящего решения суда — задача для очень опытного земельного юриста.

Специалисты «Юридического центра Сиан» готовы ответить на Ваши вопросы и помочь заключить соглашение, а также оспорить неправомерное обременение участка.

Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector