Земельный сервитут участка

Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2019 г. N Д23и-25919 «По вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о частях земельных участков в связи с установлением публичного сервитута»

6 сентября 2019

Минэкономразвития России относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о публичном сервитуте и применения пункта 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН), сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, не уполномочено на ведение ЕГРН, рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, не уполномочено давать оценку действиям других органов государственной власти, в том числе Росреестра, его территориальных органов, органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон N 341-ФЗ) в том числе внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) которыми предусмотрено, что:

сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ);

публичный сервитут не подлежит государственной регистрации (статья 23 Земельного кодекса).

В настоящее время Департаментом недвижимости прорабатывается вопрос о приведении пункта 122 Порядка ведения ЕГРН в соответствие с положениями Земельного кодекса.

Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, возникшие в связи с установлением публичного сервитута подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.

Объем таких сведений и порядок их внесения в кадастр недвижимости установлен пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН, согласно которым в запись кадастра недвижимости об объекте недвижимости в том числе вносятся:

сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте. При этом координаты характерных точек границ части земельного участка, образуемой в связи с внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте, определяются с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;

сведения о реестровом номере границы публичного сервитута, в случае, если объект недвижимости или его часть, в том числе подлежащая образованию в соответствии с Порядком ведения ЕГРН, располагается в границах публичного сервитута.

Таким образом, в случае если при внесении в реестр границ сведений о публичном сервитуте, будет установлено, что земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах такого сервитута, органом регистрации прав должны быть осуществлены действия по образованию данной части земельного участка и внесению таких сведений в записи кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке в порядке и объеме, установленных пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН.

При этом, государственный кадастровый учет таких частей на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также государственная регистрация ограничений прав или обременений земельных участков, расположенных в границах публичного сервитута, Законом N 218-ФЗ не предусмотрены.

Дополнительно отмечаем, что из положений главы V.7 Земельного кодекса следует, что в границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Когда сервитут необходим?

Случаи возникновения сервитутов встречаются достаточно разные. Так как установленный сервитут несет некие неудобства пользователю, то необходимость его установления должна быть исключительной и четко выраженной. Нельзя оформить пользование сервитутом только для того, чтобы, к примеру, сократить путь проезда. Сервитут должен быть установлен только тогда, когда все другие возможности исчерпаны и остается только обременение чужой собственности. О том, что такое сервитуты и какие бывают их разновидности, читайте в нашей статье: «Сервитут что это? Виды и цели сервитутов», а здесь более подробно остановимся на частном сервитуте. Рассмотрим особенности частного предоставления сервитута на земельный участок, порядок регистрации сервитута в Росреестре и занесения сведений об ограничении в ЕГРН, а также узнаем какие шаги надо сделать для предоставления сервитута на земельный участок.

Понятие «сервитут» в ранее действующих НПА

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (статья 1 закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ныне утратившая силу)

Сервитут — право лиц (лиц) на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Частный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком и объектом капитального строительства, устанавливаемое решением суда или соглашением между лицом, являющимся собственником земельного участка и объекта капитального строительства, и лицом, требующим установления сервитута (статья 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 29.08.2013 N 8/51 «Об утверждении Правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области»)

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Типовая структура документа и образец

Соглашение о сервитуте земельного участка и образец такового можно посмотреть ниже или скачать с любого иного тематического ресурса:

СОГЛАШЕНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО(ЧАСТНОГО) СЕРВИТУТА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

(дата заключения)                                                                                                                            (место составления, город)

(Наименование владельца недвижимости), далее именуемый как Собственник, в лице (должность, Ф.И.О.), который действует на основании (учредительный документ, дата), а также (Наименование заинтересованной стороны), далее именуемый как Пользователь, в лице (должность, Ф.И.О.), который действует на основании (учредительный документ, дата) подписали данное Соглашение о следующем ниже:

  1. Предмет соглашения.
  • Собственник предоставил Пользователю для целей (указать для каких целей, например, для проезда транспорт через территорию Собственника) часть земельного участка, который принадлежит Собственнику на основании (правоустанавливающий документ, его номер и дата) и находится по адресу: (указать полный адрес месторасположения).
  • Границы действующего сервитута указаны в кадастровом (межевом) плане участка с отмеченной площадью для деятельности Пользователя.
  • Срок действия сервитута и данного Соглашения составляет (указать временные рамки или бессрочность).
  • Соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в ЕГРН.
  • Обязанность относительно подачи заявлений в ЕГРН, документов, прилагаемых к нему, возложена на (указать на кого). Все финансовые расходы по оформлению государственной регистрации несёт (указать кто).
  1. Условия пользования частью участка.
  • Пользователь вправе задействовать ограниченное использование части земли Собственника чётко в определённых границах, в соответствии с пунктом 1.2 данного Соглашения.
  • Порядок осуществления сервитута (описать по пунктам).
  • Наличие данного обременения не отнимает у Собственника прав владеть и распоряжаться территорией.
  1. Обязанности и права сторон.
  • Собственник обязуется предоставить Пользователю оговорённую часть территории, а также способствовать осуществлению государственной регистрации данного договора с предоставлением правоустанавливающих документов.
  • Собственник имеет право прекратить действие сервитута, если основания для его возникновения станут неактуальны.
  • Пользователь обязуется эксплуатировать объект строго для обозначенных целей и не заходя за определённые границы территории, а также своевременно вносить оплату компенсации.
  1. Порядок оплаты.

4.1 Сумма компенсации, которую уплачивает Пользователь Собственнику, составляет (указать сумму в рублях прописью).

4.2 Ежемесячный платёж должен быть внесён не позднее ____ числа на (указать куда и каким образом).

4.3 Размер компенсации может быть пересмотрен в зависимости от увеличения суммы понесённых расходов и убытков.

  1. Рассмотрение споров.
  • Возникающие спорные моменты решаются сторонами посредством мирных переговоров.
  • Если взаимного согласия достигнуть не удаётся, рассмотрение конфликта осуществляется в судебном порядке.
  1. Непредвиденные обстоятельства.

(Оговариваются и вносятся данным соглашением индивидуально).

 Реквизиты сторон.

Собственник: _______________________.

Пользователь: ________________________.

Подпись и расшифровка подписи собственника.

Подпись и расшифровка подписи пользователя.

https://www.youtube.com/watch?v=KL0iCkyokgcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Мирзоев Групп (Mirzoev Group). Соглашение о сервитуте земельного участка. Юрист Антон Котов (https://www.youtube.com/watch?v=KL0iCkyokgc)

Прав на землю 8

во-первых, в целях обеспечения устойчивого функционирования естест­венных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и друго­го негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности;

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от не­благоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 02-04-10/104872 Об отражении в бюджетном учете доходов от платы за сервитут

29 января 2021

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо (далее — Запрос) и сообщает следующее.

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Для учета доходов, раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н (далее — СГС «Доходы»).

Пунктом 4 СГС «Доходы» определен закрытый перечень видов доходов, к которым не применяется данный стандарт. В указанном перечне отсутствуют доходы от предоставления земельных участков в сервитут. Учитывая, что в результате установления сервитута одна сторона получает право ограниченного пользования соседним участком (увеличение полезного потенциала активов), а другая сторона — экономическую выгоду в виде полученных денежных средств (плата за пользование участком), данная операция относится к обменным операциям, которые порождают доходы для одной из сторон.

Из экономической сущности отношений, отражение в бюджетном учете доходов от платы за сервитут осуществляется согласно положениям СГС «Доходы» и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета.

Согласно обычаям делового оборота обременение земельных участков сервитутом, как правило, не ограничивается календарным годом.

В соответствии с пунктом 7 СГС «Доходы» доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.

Следует отметить, финансовые отношения, возникающие по договорам аренды и сервитута, весьма схожи.

Положениями пункта 24 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» закреплено, что при передаче объекта учета операционной аренды пользователю (арендатору) в бюджетном учете признаются расчеты по доходам от собственности в сумме дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) за весь срок пользования объектом учета аренды в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.10.2020 N 246н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» начисление доходов будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) согласно заключенным соглашениям (на всю сумму платежей, указанных в соглашении) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020523560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» и кредиту счета 040140123 «Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами».

Начисление доходов будущих периодов осуществляется в разрезе контрагентов, правовых оснований (в том числе договоров, соглашений, определений арбитражного суда о принятии иска к производству).

Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства. Интернет-адрес сайта — http//www.minfin.ru.

Заместитель Директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

______________________________

* Находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Установление сервитута через суд

Если стороны не могут договориться, сервитут на земельный участок в государственной или частной собственности может быть установлен через суд. В первую очередь необходимо определить, в какой орган нужно обращаться.

Когда нужно установить сервитут между юридическими лицами и спор имеет экономический подтекст (например, одна организация не может осуществить выгрузку товара, так как другая фирма не дает подъехать к зоне выгрузки по своей территории), обращаться нужно в арбитражный суд. Если спорная ситуация возникла между физическими лицами, обращаться нужно в районный или городской суд общей юрисдикции.

Решение суда по сервитуту на земельный участок зависит от ряда факторов. Так, например, если требуется обеспечить проход к самовольно возведенному зданию, в установлении будет отказано. А вот требование оформить сервитут для эксплуатации линейных объектов скорее всего суд удовлетворит.

Судебная практика по установлению сервитута на земельный участок говорит о том, что положительное решение принимается только в том случае, когда оформление обременения является единственным способом решить проблему. Инициатору установления сервитута потребуется доказать, что иным образом обеспечить выполнение целевого действия невозможно.

В иске обязательно следует прописать:

·         личные данные истца и ответчика;

·         наименование судебного органа;

·         требования истца (прописать, как конкретно нарушаются его права);

·         доказательства нарушения прав;

·         обоснование для установления сервитута;

·         доказательство, что истец предпринимал попытки договориться с ответчиком мирным путем;

·         отчет об оценке, если дело требует проведения расчетов.

Грамотно составленное исковое заявление и обоснование его законности – залог принятия положительного решения по оформлению сервитута в арбитражном суде или суде общей юрисдикции. Только профессиональный юрист сможет подготовить правильный иск с точки зрения права и поможет выиграть дело.

Регистрация сервитута (частного и публичного)

Право сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав как право на недвижимое имущество в течение 18 календарных дней с момента подачи соответствующих документов. Необходимые бумаги (ст. 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

  1. заявление лица, в пользу которого будет установлен сервитут;
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица), а также соответствующие документы для юридического лица (доверенность, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  3. документ об оплате госпошлины;
  4. соглашение о сервитуте, соответствующие акты федеральных или муниципальных органов власти либо решение судебных органов;
  5. если обременение относится к части участка, то предоставляется кадастровый паспорт земельного надела с отмеченной на нем зоной действия сервитута, либо кадастровая выписка с аналогичными сведениями. Если сервитут устанавливается на весь участок, то указанный документ не требуется.

Сервитут это вещное право на недвижимость, но регистрируется как обременение. Суть понятия от этого не меняется.

Что такое сервитут на земельный надел?

Cервитут — это ограничение права пользования земельным участком, который принадлежит другому собственнику, сделанное на основании законного соглашения сторон сервитута. При этом сам участок остается в собственности владельца. Происходит только стеснение его прав в отношении использования земли.

Данный вид обременения устанавливается Гражданским кодексом (статья 274). Со стороны собственника юридически обоснованным действием является требование денежной компенсации за причиненные неудобства согласно статье 39.25 п.3 ЗК у стороны, вводящей сервитут.

В Земельном кодексе прописаны виды работ и мероприятий, при проведении которых возможен ввод обременения земли:

  • организация прохода или проезда на общественную территорию, например, к водоему;
  • необходимость прокладывания коммуникаций по владениям соседей;
  • осуществление мероприятий, связанных с дренажом территории;
  • прогон скота;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация сенокошения в определенный временной сезон;
  • использование территории для проведения охоты или рыболовства;
  • ведение изыскательских работ.

Ограничение на землю устанавливается нескольким способами: по соглашению, в судебном порядке или при издании нормативно-правовых актов. Последний способ применяется только для публичного обременения, когда ограничения проводятся в интересах большого круга людей от лица государственных органов. Другим видом обременения является частный сервитут, при котором круг заинтересованных лиц четко определен.

Больше подробностей о том, что такое сервитут на земельный участок, вы узнаете здесь, а о его видах мы писали в другой статье.

Каких проблем опасаться?

Государственная регистрация сервитута на земельный участок осуществляется в обычном порядке регистрации прав на недвижимость, если речь идёт об установлении какого-либо обременения или возникновения права пользования. Именно поэтому проблемы, возникающие при регистрации сервитута и вызывающие отказ во внесении соответствующих сведений, носят классический характер:

  • Неправильно или не полностью оформленные документы. В этом случае весь пакет направляется на повторное оформление;
  • Невозможность осуществления регистрации по причине того, что наложенное обременение может серьезно ухудшить имущественное или материальное положение владельца обремененного имущества. В этом случае происходит пересмотр условий договора;
  • Отказ в регистрации такого права из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволят полноценно использовать полученное право.

Сервитут представляет собой обременение недвижимого имущества, из которого появляется право пользования этим имуществом. И это право должно быть официально зарегистрировано.

Чтобы такая процедура прошла, сторонам, чьи интересы затрагиваются установлением сервитута, необходимо подготовить весь пакет документов, который потребуется для доказательства законности подписанного соглашения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва.
  • Санкт-Петербург.
  • Регионы.

Или на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.>На чем основывается и как осуществляется государственная регистрация сервитута на земельный участок? Сервитут считается сделкой между владельцем участка земли и стороной, которой нужно получить в пользование небольшую часть территории этого участка. Любая сделка должна быть зарегистрирована в Росреестре. Только при этом условии она будет считаться действительной.

Сервитуты подразделяются на два основных вида:

  1. Публичный.
  2. Частный.

Различаются они по целям, участникам, основаниям и порядке введения обременения. Публичное ограничение преследует интересы неограниченного круга людей. Его инициатором считается государство или муниципалитет. Основанием для госрегистрации является правовой акт. Согласия земельных собственников на обременение их участков не требуется.

Частное ограничение вводится только в интересах небольшого конкретного числа людей. В роли сервитуария может выступать как частное лицо (собственник соседнего участка), так и юридическое лицо (организация).

В такой ситуации следует заручиться согласием хозяина земли. Договор о введение сервитута (соглашение) с указанием зон ограничения пользования участком подписывается двумя сторонами. Этот договор будет также основным документом для регистрации.

Если хозяин территории, на которую вводится сервитут, не согласен, то сервитуарий подает исковое заявление в судебную инстанцию. При доказательстве обязательности ввода обременения именно на этом участке суд выдает разрешение, являющееся документом для госрегистрации.

Должны ли совпадать дата подписания договора и дата заключения договора

Так, в соответствии со ст. 433 ГК РФ соглашение считается заключенным с момента получения акцепта лицом, направившим оферту. Если контрагенты заключают договор дистанционным способом, то временем его вступления в силу будет именно момент получения уже подписанного документа лицом, предложившим заключить сделку.

Рассматриваемая ситуация, как видно из информации, представленной выше, является весьма частой. Бояться ее не следует, и делать ничего не требуется. Достаточно знать, когда соглашение начинает действовать, а когда еще не вступило в силу. Кроме того, следует привыкнуть к тому, что дата, проставленная на документе, может иметь лишь информационное значение и свидетельствовать не о моменте вступления соглашения в силу, а о моменте подписания договора. Когда соглашение подписано, права и обязанности на его основании могут и не возникнуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector