Правила ликвидации некоммерческой организации
Содержание:
- Возможность ликвидации некоммерческой организации
- Пошаговая инструкция регистрации НКО
- Ликвидация некоммерческой организации — пошаговая инструкция 2021 года
- Порядок упразднения НКО
- Законодательное регулирование закрытия предприятия
- Пошаговая инструкция
- Особенности ликвидации профсоюза со статусом юрлица: общие основания и порядок
- Проверка наименования НКО
- Особенности организации и ликвидации некоммерческих фондов
- Пример 1. Основание для принудительного закрытия профсоюза со статусом юрлица
- Распространенные ошибки при ликвидации профсоюза со статусом юрлица
- Преобразование некоммерчеких организаций: особенности отдельных форм
Возможность ликвидации некоммерческой организации
Каждая ликвидация некоммерческой организации имеет свои основания и правила. Как и большинство других видов юридических лиц, НКО может быть ликвидирована двумя способами:
- добровольное прекращение деятельности;
- принудительная ликвидация.
Добровольное прекращение деятельности
Общие и частные основания для выбора формы ликвидации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях в РФ». Главным принципом добровольного прекращения деятельности НКО является решение участников организации.
Принятие такого решения может быть вызвано следующими обстоятельствами:
- достижение цели, для которой создавалась организация;
- истечение срока, на который создавалось юридическое лицо;
- иные основания, послужившие причиной закрытия НКО.
Принудительные порядок
Законодательством предусмотрены случаи, когда некоммерческая организация может быть ликвидирована в принудительном порядке. Такие ситуации возможны, если в процессе деятельности НКО допущены нарушения нормативных правовых актов:
- направления деятельности НКО прямо запрещены действующим законодательством;
- в процессе работы организации систематически выявлялись нарушения закона, однако НКО не устранило их;
- деятельность без получения разрешительных документов, предусмотренных правовыми актами;
- несоответствие направлений деятельности организации целям, предусмотренным в учредительных документах НКО;
- признание недействительной регистрации некоммерческой организации;
- установление признаков несостоятельности.
Инициировать процедуру принудительной ликвидации могут органы прокуратуры РФ, а в случае возможного банкротства – кредиторы некоммерческой организации.
Особые случаи
Отдельные основания Федеральный закон № 7-ФЗ предусматривает для случаев принудительной ликвидации следующих видов НКО:
- некоммерческих фондов;
- отделений иностранной некоммерческой неправительственной организации.
Вне зависимости от формы ликвидации, осуществление данной процедуры влечет полное прекращение деятельности организации.
Про порядок ликвидации некоммерческой организации (пошаговая инструкция по закрытию) через МинЮст и т.п. поговорим ниже.
Отдельные особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций рассмотрены в этом видео:
Пошаговая инструкция регистрации НКО
- Заверяем документы НКО у нотариуса вместе с Вами.
- Дале мы по нотариальной доверенности сдаем их в Министерство юстиции.
- Каждое передвижение документов НКО, представленных на государственную регистрацию, мы отслеживаем, по первому Вашему запросу юрист предоставляет достоверную информацию о ходе регистрации НКО на каждой стадии.
На практике регистрация НКО осуществляется следующим образом:
- Министерство юстиции осуществляет правовую экспертизу всех документов, которые мы сдаем на регистрацию, выносит положительное решение о государственной регистрации и направляет документы НКО на регистрацию в орган Федеральной налоговой службы
- Орган Федеральной налоговой службы вносит НКО в Единый государственный реестр и присваивает НКО основной государственный номер (ОГРН), ставит некоммерческую организацию на учет в территориальный налоговый орган, присваивает идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), выгружает данные о вновь созданной некоммерческой организации в территориальный налоговый орган, в Фонд социального страхования, Пенсионный Фонда Российской Федерации и
- ФНС отправляет обратно документы в Министерство юстиции, с новыми регистрационными данными и свидетельствами
- Министерство юстиции визирует устав НКО, оформляет свидетельство Минюста, формирует весь пакет документов, подписывает его у начальника управления
- Министерства юстиции и уведомляет о возможности получения документов на руки
- Мы по доверенности получаем документы зарегистрированной некоммерческой организации, а именно:
a) Свидетельство Министерства юстиции о государственной регистрации;
b) Лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ;
c) Выписку из ЕГРЮЛ;
d) Устав с отметкой Министерства юстиции;
e) Свидетельство о постановке на налоговый учет.
- Изготавливаем печать для НКО
- Открываем расчетный счет у нас в офисе
- Отдаем зарегистрированные ФОНДЫ
- Консультация бухгалтера и 1 месяц бух.сопровождения
- 20% скидка на вторую НКО
Обязательные действия после регистрации НКО
1. Письмо в Росстате
Среди документов некоммерческой организации, которую только зарегистрировали обязательно должно находиться уведомление из РОССТАТ, поскольку только в нем отражены такие данные как: ОКПО / Идентификационный номер ТОСПОКАТО, ОКАТО, ОКТМО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ. Данное уведомление можно получить самостоятельно на информационном ресурсе
2. Регистрация в фондах
Регистрация во внебюджетных фондах осуществляется одновременно и автоматически с присвоение основного государственного регистрационного номера НКО, на практике это происходит в следующем порядке — территориальный орган ФНС после внесения записи о новой некоммерческой организации в ЕГРЮЛ предоставляет сведения во все органы государственной власти и государственные учреждения, контролирующие деятельность юридического лица. Поэтому регистрационные номера ПФР и ФСС отображаются в выписке из ЕГРЮЛ, а уведомления на бумажном носители данные органы отправляют на адрес НКО.
3. Открытие расчетного счета
В целях комплексного подхода при открытии некоммерческих организаций мы предоставляем возможность нашим клиентам открывать расчетный счет у нас в офисе при получении документов зарегистрированной НКО за 5 минут. Мы сотрудничаем с такими банками как СберБанк, Альфа Банк, ВТБ .т.д.
4. Бухгалтер для НКО
После государственной регистрации 80 % клиентов прошедших все этапы регистрации остаются в нашей организации на бухгалтерском обслуживании.
Стоимость бухгалтерского обслуживания начинается от 1000 рублей в зависимости от субъекта обслуживания, так как мы работаем по всей России и имеем более 3 филиалов. Все бухгалтера нашей организации имеют специализацию «Бухгалтер НКО» с делением на формы, что позволяет клиенту общаться с узкоквалифицированным бухгалтером.
Регистрация НКО в налоговой. Какие формы регистрируются сразу в Налоговой?
1. Огороднические некоммерческие товарищества.
2. Садоводческие некоммерческие товарищества
3. Потребительский кооператив
4. Товарищества собственников недвижимости
Эти формы не проходят правовую экспертизу, срок регистрации составляет всего 7 рабочих дней и они могут быть созданы через ЭЦП. Если Вас интересуют именно эти формы. Можете позвонить нашему специалисту. Создать их проще и быстрее.
Остался вопрос? Звоните!
8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-8783899 (по России).
Или пишите ниже публичные комментарии, всем ответим.
Ликвидация некоммерческой организации — пошаговая инструкция 2021 года
Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2021 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).
Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.
Порядок упразднения НКО
Порядок ликвидации НКО напрямую зависит от оснований прекращения деятельности.
- При добровольной ликвидации имеет место свободное волеизъявление участников юридического лица, которое реализуется в решении и последующих действиях, направленных на фактическое закрытие данной организации. Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в данной форме подразумевает, что НКО обладает достаточными финансовыми средствами и имущественными активами, чтобы полностью рассчитаться по своим долгам.
- Для инициирования принудительной ликвидации необходимо предъявление соответствующего исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации от прокуратуры РФ, а при установлении признаков несостоятельности – одним или несколькими кредиторами. Процесс банкротства НКО не отличается от аналогичной процедуры иных юридических лиц. В случае принудительной ликвидации по обращению прокурора, суд должен установить фактическое нарушение законодательства и обосновать эти выводы в решении суда.
Принятие решения
Основанием для добровольного прекращения деятельности НКО является решение его участников. В состав участников могут входить физические лица и организации, поэтому принятие решения о ликвидации должно осуществляться путем проведения собрания граждан и представителей юридических лиц.
Для оформления законного решения в протоколе участников необходимо соблюсти ряд обязательных требований:
- указать реквизиты собрания участников (место, время, состав присутствующих лиц, наличие кворума и т.д.);
- принять решение о фактическом прекращении деятельности НКО;
- утвердить состав ликвидационной комиссии;
- назначить лицо, уполномоченное на проведение ликвидационных мероприятий.
Принятое решение является основанием для направления в налоговый орган уведомления о начале процедуры ликвидации.
Решение-протокол о ликвидации некоммерческой организации (его образец) доступно для скачивания.
Протокол о ликвидации некоммерческой организации
Необходимые документы
- решение арбитражного суда о признании некоммерческой организации банкротом;
- решение суда о принудительной ликвидации по требованию прокурора.
На основании данных документов Инспекция ФНС внесет в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности НКО. В случае добровольной ликвидации на различных этапах от некоммерческой организации потребуются следующие документы:
- решение участников;
- учредительные документы НКО;
- письменный документ, подтверждающий опубликование сведений о ликвидации;
- уведомление в адрес ИФНС по форме РН 0005;
- свидетельство о регистрации организации в качестве юридического лица;
- документы ликвидационной комиссии (промежуточный и ликвидационный баланс);
уведомления налогового органа по формам РН 007 и 0008; - протокол собрания участников об утверждении ликвидационного баланса.
От оформления данных документов зависит успех завершения процедуры ликвидации. Если в представленных документах будут выявлены нарушения, налоговым органом будет вынесено решение об отказе в регистрации прекращения деятельности.
Процедура, которую предполагает ликвидация некоммерческой организации из единственного члена-учредителя или нескольких рассмотрена ниже.
Процедура проведения
Для добровольной процедуры прекращения деятельности НКО предусмотрены следующие обязательные этапы:
- принятие решения участниками, в котором предусмотрено создание специальной комиссии, уполномоченной на проведение ликвидационных мероприятий;
- уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы о принятом решении;
- получение от ИФНС документа, подтверждающего начало процедуры ликвидации;
- опубликование сообщения о нале указанной процедуры;
- уведомление кредиторов;
- составление промежуточного баланса организации;
- расчет с кредиторами и утверждение ликвидационного баланса;
- направление в Инспекцию ФНС сведений о ликвидации юридического лица;
- внесение сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности некоммерческой организации.
Итоговым результатом процедуры станет исключение некоммерческой организации из реестра юридических лиц, что будет подтверждаться выпиской из ЕГРЮЛ.
Прекращение деятельности НКО в случаях, предусмотренным законодательством, осуществляется налоговым органом на основании решения суда, вступившего в законную силу. До тех пор, пока решение суда о ликвидации некоммерческой организации не исполнено инспекцией ФНС путем внесения сведений в ЕГРЮЛ, некоммерческая организация не может быть признана ликвидированной.
Законодательное регулирование закрытия предприятия
Такие процессы, как завершение деятельность юридического лица, которым является некоммерческое объединение, регулируются законом. Нужно строго следовать всем предписанным этапам, чтобы избежать различных сложностей. Если соблюдать порядок, то больших трудностей при закрытии предприятия не будет.
Ликвидация считается завершенной, когда в реестр вносятся изменения, в которых говорится, что организация прекратила свою деятельность. Права компании никому не передаются, в отличие от реорганизации, где есть компания-правопреемник. Все сотрудники увольняются, а учредительные органы расформировываются.
Обязательно производится расчет со всеми, перед кем юридическое лицо имело задолженности, и с теми, кто сам был должен организации (взыскание дебиторской задолженности). Также выполняется полный расчет с физическими лицами: по зарплате, компенсации ущерба и т.д.
Отдельный вопрос касается имущества общественных организаций. Если они коммерческие, то имущество переходит к учредителям, оно распределяется между ними так же, как они внесли его в уставной капитал. Если некоммерческие, то имущество после окончания процедуры передается на уставные цели, ради которых создавалась компания.
Есть несколько законов, которые регулируют ход ликвидации:
-
Ст. 63 ГК. Там описаны общие правила и порядок действий при ликвидации юридических лиц;
-
ФЗ №7 о некоммерческих организациях. Закон поясняет некоторые моменты ликвидации;
-
ФЗ №82 об общественных объединениях. Здесь важные моменты разъяснены более четко;
-
ФЗ о несостоятельности (банкротстве). Описывает процедуру, при которой фирма не может закрыть свои долги самостоятельно;
-
ГПК и АПК, которые разъясняют судебный порядок ликвидации.
Законы действуют на все организации, будь то общество инвалидов или коммерческое объединение.
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция по прекращению деятельности некоммерческой организации – один из вопросов, связанных с ликвидацией объединения.
Важно, что инструкция состоит из нескольких стадий, которые необходимо осуществлять поэтапно
Этапы
Порядок прекращения деятельности НКО включает в себя ряд этапов.
К ним относится:
- Проведение общего собрания. На нем выносится решение о ликвидации объединения. Первый этап может состоять из судебного процесса, итогом которого выступает принятие постановления о прекращении деятельности организации.
- Выбор ликвидатора – председателя ликвидационной комиссии. На кандидатуру может быть предложено физическое лицо или группа лиц. В последующем все вопросы, основанные на прекращении функционирования, рассматриваются именно председателем и комиссией. Результат собрания заносится в протокол, после чего удостоверяется подписями каждого участника.
В продолжение трех суток после проведения собрания в отделение регистрационного органа направляется заявление (форма РН0005), составленный протокол собрания, на котором принималось решение о ликвидации, протокол собрания с утверждением кандидатуры ликвидатора.
Дополнительно прикладываются такие документы:
- свидетельство регистрации;
- свидетельство о постановлении на учет в органы налоговой службы;
- свидетельство ИНН;
- выписка из реестра;
- паспорта всех членов, входящих в ликвидационную комиссию.
Дальнейшие действия:
Опубликование соответствующего уведомления в СМИ. Чтобы заинтересованные лица смогли получить информацию о прекращении деятельности некоммерческой организации, подается сообщение в Вестник
В объявлении важно указать: наименование НКО, время для предъявления требований, связанных с долгами (не меньше 60 суток), информация для связи с представителями НКО. В архиве ликвидационной комиссии должны до завершения процедуры храниться документы, подтверждающие опубликование.
Формирование промежуточного ликвидационного баланса.
При наличии долгов на следующем этапе происходит расчет с кредиторами.
Формирование ликвидационного баланса
Если долги отсутствуют, то он полностью будет соответствовать промежуточному балансу.
Выплата государственной пошлины, размер которой равен 800 рублей. Она не вносится, если ликвидация некоммерческой организации происходит через процедуру банкротства.
Исключение организации из реестра. Этот этап является окончательным.
Решение
Решение о прекращении деятельности предприятия принимается на общем собрании учредителей. Итогом является формирование протокола.
Он будет действительным только при наличии подписей каждого участника.
Решение может быть принято арбитражным судом, если в отношении организации вводится процедура признания несостоятельности. Одновременно с этим начинается стадия наблюдения.
Уведомление
Уведомление о прекращении деятельности некоммерческой организации направляется всем заинтересованным лицам, а также кредиторами, которые могут предъявить требования о погашении задолженностей.
В соответствии с полученными требованиями формируется реестр требований.
Промежуточный баланс
Промежуточный ликвидационный баланс требуется для соотнесения активов и пассивов организации.
С использованием баланса удастся систематизировать прибыль и расходы, облегчить проверку налоговых органов, если соответствующий орган примет решение об её проведении.
Расчет
Расчет будет осуществлен после составления реестра требований кредиторов в указанные сроки.
Первоначально средства выплачиваются персоналу НКО, после этого долги возмещаются перед негосударственными организациями, а затем остальным гражданам и компаниям.
Если имеется несогласие с требованием кредитора, то возникший вопрос можно решить через судебную инстанцию.
В ситуации, когда средств капитала недостаточно для возмещения долгов, то реализуется имущество ликвидатора.
Увольнение сотрудников
О предстоящем сокращении сотрудников необходимо уведомить за два месяца до ликвидации.
В этих целях им направляются уведомления под роспись, одновременно с этим об увольнении сообщается в органы социальной защиты.
Исключение из ЕГРЮЛ
Завершением процедуры по прекращению деятельности в 2021 году является исключение некоммерческой организации из реестра юридических лиц.
Итогом является выдача соответствующего Свидетельства.
Особенности ликвидации профсоюза со статусом юрлица: общие основания и порядок
Как свидетельствует ст. 61 ГК РФ, ликвидация юрлица может быть добровольной либо принудительной. Оснований, как и поводов для начала процедуры согласно ГК РФ и в первом, и втором случае существует несколько.
Основания для проведения процедуры ликвидации профсоюза | ||
Решение участников (учредителей, полномочного органа юрлица) |
Судебное решение |
Признание несостоятельности юрлица (банкротство) |
Так, к примеру, добровольная ликвидация юрлица, как правило, имеет место в ситуациях, когда срок его действия завершен либо цель, для которой оно создавалось, достигнута. Тогда высший орган профсоюза (конференция, съезд либо общее собрание) путем голосования принимает решение о прекращении его деятельности. С этого момента запускается процесс ликвидации.
По решению суда юрлицо ликвидируется по разным причинам. Например, если госрегистрация юрлица признана недействительной либо его деятельность велась без лицензии (соответствующего разрешения) либо с нарушением норм законодательства. В отмеченных случаях судебный иск подает госорган либо орган местного самоуправления.
Порядок ликвидации юрлица, определяемый ГК РФ, применяется в общих случаях. Непосредственно процедура банкротства юрлица проводится с учетом норм законодательства о банкротстве, а именно ФЗ РФ № 129 от 26.10.2002 (о несостоятельности).
Проверка наименования НКО
Почему мы подробно остановились на наименовании НКО? Потому что оно проходит правовую экспертизу в Министерстве юстиции, задача которого состоит не допустить нарушение норм законодательства РФ.
Наименование НКО при государственной регистрации указывается в ее уставе и включается в Единый государственный реестр юридических лиц, что дает НКО исключительные права при использовании своего наименования, закрепленные в ст. 1473 ГК РФ, ст. 4 ФЗ 7 «О НКО» и ст.28 ФЗ № 82 «Об общественных объединениях».
Более того в ст. 1474 ГК РФ прописан запрет на использование тождественного наименования другому юридическому лицу, который уже осуществляет свою деятельность.
Из этих норм и рождается принцип уникальности наименования НКО, на защите которого стоит специалист Минюста, рассматривающий представленные документы для государственной регистрации.
Поэтому при выборе своего наименования первостепенным является проверить все ли требования вы учли:
- нет ли уже созданного НКО с таким названием?
- не пересекаются ли ваши виды деятельности при использовании похожего названия НКО?
- не нарушаете ли вы законодательство РФ при использовании наименования НКО?
Сделать это несложно, достаточно проверить проект вашего названия по базе ФНС в Едином государственном реестре юридических лиц.
Старайтесь обращать внимание на НКО с датой регистрации не старше года и выбирайте из своего субъекта, поскольку часто у каждого Минюста могут быть свои виденья на структуру названия отдельных НКО. Никогда не используйте в одном названии несколько форм НКО, в законе нет четкой нормы по данному моменту, но позиция Минюста сводится к тому, что это вводит в заблуждение участников гражданского оборота.
Никогда не используйте в одном названии несколько форм НКО, в законе нет четкой нормы по данному моменту, но позиция Минюста сводится к тому, что это вводит в заблуждение участников гражданского оборота.
Выбирайте более понятный и «прозрачный» характер деятельности, соответствующий ст. 2 ФЗ 7 «О НКО», ведь от него зависит цели, предмет и вся деятельность НКО в целом.
Приведем несколько примеров, как недопустимо называть НКО с указанием причины нарушения закона, а следовательно и вынесения отказа в государственной регистрации НКО.
Ассоциация «Фонд Будущее России» — в наименование использовано две организационно – правовой формы, отсутствует характер деятельности и включено слово «Россия», на которое требуется разрешение Правительства Российской Федерации.
Автономная некоммерческая организация «Дженоросити» —в наименовании отсутствует характер деятельности и используется иностранное слово.
Общественная организация защиты прав потребителей «ПАКТУМ» — в наименовании отсутствует характер деятельности и используется латинское слово.
Московская ассоциация косметологов — в наименовании использовано слово «Москва» без разрешения Геральдической комиссии города Москвы.
Частное учреждение «Святого Георгия Победоносца» — в наименование отсутствует характер деятельности и использовано имя, права на которого находятся в Русской Православной Церкви.
Общероссийское общественное движение «За Партию России» — в наименование отсутствует характер деятельности и использовано слово «Партия».
Особенности организации и ликвидации некоммерческих фондов
Разбираем особенности регистрации и ликвидации некоммерческого фонда. С какой целью он создается, кто может быть учредителем и как можно его использовать. Особенности Устава и законодательная база. Порядок ликвидации некоммерческого фонда.
На 8 декабря 2016 года Минюстом РФ зарегистрировано 18399 некоммерческих фондов. Такие фонды составляют 9,8% от общего числа некоммерческих организаций нашей страны.
Обширные нововведения, закрепленные ФЗ N 99 от 4 мая 2014 года «О внесении изменений в главу четвертую части первой Гражданского Кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», несомненно отразились на законодательном регулировании некоммерческих фондов.
Рассмотрим легальную природу и алгоритм организации и ликвидации некоммерческих фондов.
Фонды, в соответствии с ч. 2 ст. 65.1 ГК РФ, являются разновидностью унитарных юридических лиц, в которых учредители не приобретают прав членства в организации и не становятся ее участниками. Данная существенная черта фондов отличает их от корпоративных юридических лиц, внутри структуры которых могут существовать такие категории участников, как пайщики и акционеры.
Регистрация некоммерческого фонда
Подробнее законодательное регулирование фондов раскрывается в ст. 123.17. Основать фонд имеют право, как единолично гражданин, так и юридическое лицо.
Дальнейшее число учредителей не регламентировано и варьируется в различных сочетаниях (гражданин и юридическое лицо, юридические лица и граждане, только граждане или только юрлица). У учредителей фонда нет имущественных прав на созданный фонд.
Передавая имущество фонду, учредителю следует понимать, что его имущество переходит из личной собственности в собственность созданной им некоммерческой организации.
Получив имущество, фонд в дальнейшем уполномочен использовать его только в рамках уставных целей. Нужно отметить, что собственностью фонда может стать не только денежное имущество, но и любые объекты гражданских прав, за очевидным исключением нематериальных благ.
Основными источниками доходов фонда, как правило, являются средства, вырученные фондом от собственной предпринимательской деятельности, возможные излишки, полученные, к примеру, в результате невостребованной должниками задолженности и другие доходы, не запрещенные законом. Кроме того, фонды получают добровольные взносы, гранты, спонсорские и членские взносы, которые также выступают источниками их целевых средств.
Одним из источников финансирования фонда может выступать поддержка со стороны государства. Такая поддержка может быть как прямой (финансирования из бюджетов различных уровней), так и косвенной. К косвенному финансированию можно отнести участие в грантах или выполнение государственных заказов.
устава фонда регламентировано ч. 2 ст. 123.17 ГК РФ.
Так, в уставе, помимо предмета и целей деятельности фонда, необходимо закрепить наименование, которое обязано включать в себя слово «фонд», адрес, органы фонда, включая попечительский совет, который контролирует деятельность, осуществляемую некоммерческим фондом, распределение средств и процедуру принятия решений. В обязательном порядке в устав должны быть внесены сведения о процедуре назначения должностных лиц и порядок их отстранения от должности.
Устав фонда остается неизменным, кроме трех случаев, первым из которых является изменение устава по воле учредителя. Если же учредитель не предусмотрел возможности для изменения устава в самом уставе, то изменения в последний сможет вносить только высший коллегиальный орган.
Высший орган фонда в соответствии со ст. 123.19 обязан быть коллегиальным, однако ГК РФ не регламентирует минимальное число его участников, что позволяет ограничить состав двумя членами, одним из которых может выступать физическое лицо, а другим юридическое.
Директор (наиболее частое, но не обязательное название этого органа) является единоличным исполнительным органом некоммерческого фонда.
Ликвидация некоммерческого фонда
Фонд как вид некоммерческой организации является наиболее охраняемым со стороны государства. Ликвидация фонда происходит только по суду и в строго закрепленных в законе случаях.
В случае ликвидации фонда, все его имущество, в соответствии со ст.123.20 ГК РФ, по общему правилу направляется на предусмотренные уставом ликвидированного фонда цели.
Пример 1. Основание для принудительного закрытия профсоюза со статусом юрлица
Профорганизация осуществляет деятельность, но при этом не представляет в Минюст РФ ежегодных сведений о себе как о юрлице.
Данный факт, по сути, может являться основанием для подачи иска о признании профорганизации прекратившей деятельность в качестве юрлица. Минюст может направить подобный иск в суд, включив в него также просьбу исключить профорганизацию из ЕГРЮЛ.
При данных обстоятельствах суд может как удовлетворить иск, так и отказать. Если он сочтет заявленные в иске нарушения профорганизации достаточно весомыми, значительными и неустранимыми, то решение, соответственно, примет в пользу Минюста.
Распространенные ошибки при ликвидации профсоюза со статусом юрлица
Ошибка 1. Составление промежуточного ликвидационного баланса является обязательным шагом в процедуре ликвидации юрлица. Подготовить и утвердить его необходимо на протяжении 2 мес. после опубликования данных о ликвидации в «Вестнике».
Настоящая норма применяется в полной мере и тогда, когда деятельность юрлицо не осуществляет, сдает нулевую отчетность и даже когда не имеет кредиторских долгов.
Ошибка 2. При подаче заявления по форме Р16001 и комплекта документации для целей регистрации юрлица в связи с его ликвидацией, приобщать документ, подтверждающий подачу сведений в территориальный орган ПФР РФ, можно, но не обязательно.
Преобразование некоммерчеких организаций: особенности отдельных форм
Не каждую некоммерческую организацию можно реорганизовать в другую некоммерческую организацию. Законодательство четко установило список организационно—правовых форм в которые могут преобразоваться некоммерческие организации. Реорганизация в форме преобразования представляет собой изменение организационно-правовой формы Организации.
Так, некоммерческое партнерство можно преобразовать только в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество только в случае и порядке, установленном действующем законодательством Российской Федерации. Подробнее о некоммерческом партнерстве в 2021 году — в статье Регистрация некоммерческого партнерства. Автономную некоммерческую организацию можно преобразовать исключительно в фонд. При этом законодательство не устанавливает ограничения, каким этот фонд будет – благотворительным или просто некоммерческим фондом.
Частное учреждение можно преобразовать в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразовать государственные или муниципальные учреждения в некоммерческую организацию допускается только в случаях и порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Ассоциацию на основании решения своих членов можно преобразовать в фонд, общественную организацию и автономную некоммерческую организацию.
Законодательством не предусмотрена возможность реорганизации фонда, за исключением негосударственных пенсионных фондов.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» гласит, что адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию. Также адвокатское бюро не может быть преобразовано в другую некоммерческую организацию. Исключением является преобразование адвокатского бюро в коллегию адвокатов. Также и коллегию адвокатов нельзя преобразовать в коммерческую организацию. Коллегия адвокатов не может быть преобразован в другую некоммерческую организацию, кроме преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро.
При выборе новой организационно-правовой формы, некоммерческая организация должна помнить том, что законодательством установлены различные требования к учредителям, наименованию, структуре органов управления, целям и предмету деятельности различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Изменения в деятельности общественных организаций
Очень часто изменение территориальной сферы общественных организаций называют реорганизацией. Это неправильное убеждение. Если у Вас есть зарегистрированная в качестве юридического лица общественная организация и Вы желаете изменить ее территориальную сферу деятельности, например, из Региональной общественной организации в Межрегиональную общественную организацию, или из Межрегиональной общественной организации в Общероссийскую общественную организацию. Данная процедура не является реорганизацией, так как не меняется организационно-правовая форма некоммерческой организации. Соответственно данные изменения происходят в течение двух месяцев, а не более четырех как при реорганизации. Подробнее об изменениях устава общественных организаций — на странице Общественные организации и Территориальная сфера деятельности ОО.
Изменение устава фонда
Также, зачастую поступают вопросы о реорганизации некоммерческого фонда в благотворительный фонд. Реорганизацией данная процедура не является, так как не изменяется организационно-правовая форма некоммерческой организации. В данном случае необходимо внести изменения в наименование — изменить наименование с Фонда на Благотворительный фонд. В случае данных изменений в устав фонда необходимо будет внести изменения в цели и предмет деятельности и включить в Устав раздел благотворительные программы. Стоит отметить, что благотворительные фонды осуществляют свою деятельность также на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Подробнее — на странице Фонды.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-8783899 (по России).