Кто может быть ликвидатором ооо

Дальнейшие действия

Далее необходимо уведомить всех кредиторов о том, что организация начинает процедуру ликвидации. Нужно также произвести учет всех имеющихся активов фирмы и составить промежуточный баланс.

Следующий шаг – публикация сведений о ликвидации в специализированном источнике «».

Для контрагентов устанавливается срок для принятия претензий с момента уведомления. Минимальный период – два месяца, но он может быть и больше.

Претензии могут быть выдвинуты не только от кредиторов, но и от налоговой. На данном этапе рекомендуется оплатить задолженность по всем обязательным платежам.

Когда срок для предъявления требований завершится, необходимо составить реестр кредиторов. Промежуточный баланс подается в ФНС.

Далее есть два варианта. Если активов фирмы достаточно для погашения задолженности перед кредиторами, то процедура добровольной ликвидации продолжается. Если нет, то начинается банкротство.

Прочтите: Как приостановить деятельность ООО в 2021 году

Другой комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка в реестре юридических лиц, открытом для всех заинтересованных субъектов. Обязанность письменно уведомить регистрирующий орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, возложена п. 1 комментируемой статьи на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации. Арбитражный суд разъяснил, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их регистрацию (п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50). Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящий с ним в отношениях имеет возможность узнать о начатой процедуре ликвидации.

2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников»; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала — п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.

3. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и соответственно в силу ст. 854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению комиссии. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • место нахождения;
  • реквизиты решения о ликвидации;
  • порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.

На основании Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» подача заявления о начале ликвидации через иное издание считается не соответствующей закону.

Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.

Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.

Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.

Последовательность действий, необходимых для составления промежуточного ликвидационного баланса законодательно не установлена, поэтому необходимо руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:

  1. заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  2. ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
  3. квитанция об уплате госпошлины.
  • скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
  • скачать ликвидационный баланс — здесь.

Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.

С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.

Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  1. руководителем ликвидационной комиссии лично;
  2. представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. почтовым отправлением;
  4. в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.

Только после получения указанных документов налоговый орган принимает решение о регистрации ликвидации организации и налоговая декларация должна учитывать период времени до этого дня, а не до момента принятия хозяйствующим субъектом решения о ликвидации.

Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:

  1. сбор дебиторской задолженности;
  2. управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
  3. перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
  4. защита интересов организации в суде;
  5. выдает доверенности;
  6. принятие решений об увольнении работников;
  7. передача документов организации в архив.

Раскроем понятие и правовые основы

В реалиях российского законодательства субсидиарная ответственность предполагает дополнительное обязательство всех бывших учредителей и руководителей фирмы. Процедура больше направлена на сохранение прав потерпевших, чтобы физические лица, которые чаще всего выступают в лице кредиторов, а также банки имели возможность на возвращение долга вне конкурса. Всем, кто хотя бы один раз судился, с компанией банкротом знает, что все средства (которые появляются после продажи имущества фирмы) распределяются по специальной схеме приоритета. После того, как деньги заканчиваются, остальные претенденты рискуют остаться ни с чем.

Последними лицами, на которых чаще всего не хватает денег с реализации имущества, как раз являются простые физические лица. Эта процедура больше всего актуальна для тех, кто стал жертвой нечестного кооператива и не успел вовремя заявить о своих требованиях. Чтобы полностью углубиться в статью 399 ГК РФ можно рассмотреть ситуацию из жизни. Например: , которая занималась выдачей небольших займов из-за неправомерной политики руководителя начала испытывать финансовые трудности. После нескольких попыток конкурсного управляющего вернуть компанию на рынок, суд принял решение запустить процедуру банкротства. Все имущество было продано, средства были распределены по приоритету потерпевших и компания закрылась. Однако остальные граждане, которые позже всех заявили на право получить свои деньги обратно остались ни с чем. Так как у фирмы и руководителя ничего не осталось, было принято решение взыскивать средства с учредителей, которые по закону несут равную ответственность.

Как показывает практика, можно привлечь к выплатам следующие управляющие лица компании:

  1. владельцы 50% акций и имеющие больше всех голосов;
  2. граждан, которые имеют 1/2 долю с уставного капитала;
  3. лица, которые имеют 1/2 голосов с собрания акционеров.

Чаще всего, призвать к ответственности получается совет учредителей, которые имели права и основания для назначения руководителей фирмы (те кто назначал директоров). Есть также один важный нюанс: даже если учредитель участвовал активно в спасении компании, его все равно привлекут к ответственности, так как он имеет равные обязательства перед кредитором (как поручитель в банке). Схема привлечения довольно проста:

  1. Должник в лице бывшего директора не исполнил свои обязанности и после реализации имущества остались долги перед вкладчиками/кредиторами.
  2. Кредиторы через суд предъявляют свои требования и настаивают на возвращение средств. Кстати, срок давности по таким делам увеличен с 1 года до 3-х лет.
  3. Основной заемщик отклонил требования, ссылаясь на отсутствие средств, или просто не выполнил требования в течение установленного срока.
  4. Кредитор подает в суд на учредителя или поручителя. В данном случае инициатива исходит только от истца, у него есть возможность «простить» долги.
  5. После того, как суд выносит окончательное решение, оставшийся долг выплачивает кредитору учредитель. Как показывает судебная практика, такие иски удовлетворяют часто, главное собрать необходимые сведения и соблюсти основные правила.

Есть несколько видов субсидиарной ответственности, о которых должны знать бывшие кредиторы. Более того, призвать к возврату можно даже бывших сотрудников фирмы в лице главного бухгалтера, который допустил кризис. Об этих нюансах можно будет узнать ниже.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО: образец приказа о ликвидации и назначении ликвидатора, его полномочия и оплата

Закрытие любого предприятия – это сложный и трудоёмкий процесс. Он связан со сбором информации, реализацией промежуточных мероприятий, подготовкой документов и прочими обязательными процедурами. Как правило, этой работой занимается ликвидатор, от профессионализма которого зависят сроки и последствия ликвидации фирмы.

Кто такой ликвидатор ООО

Ликвидатор – это ответственное лицо, которое назначается участниками компании для реализации процесса закрытия фирмы. Если на общем собрании учредители выбирают ликвидационную комиссию, её председатель становится ликвидатором.

После своего назначения специалист принимает полномочия и обязанности по руководству компанией до момента её закрытия. Действия ответственного за ликвидацию фирмы лица регулируются Законом РФ №129-ФЗ и осуществляются им без доверенности.

Назначение ликвидатора

Назначение специалиста проводится в соответствии с ГК РФ и Законом «Об ООО» № 14. Решение о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора принимается на общем заседании собственников компании, о чём составляется протокол собрания участников. Ликвидационная комиссия обычно выбирается на крупных предприятиях, где ликвидационный процесс более трудозатратный.

Если у фирмы один собственник, он назначает специалиста единолично. Иногда при закрытии организации собственники обращаются к фирмам, которые предоставляют подобные услуги. В ООО ответственный по ликвидации назначается приказом. В таких ситуациях образец приказа о назначении ликвидатора ООО направляется в регистрирующий орган.

После избрания со специалистом заключается гражданско-правовой договор с указанием порядка действия и суммы вознаграждения. Но, по обоюдному согласию сторон договор можно вообще не заключать, тогда порядок деятельности и размер оплаты специалиста не будут зафиксированы документально.

Скачать образец приказа о ликвидации ООО и назначении ликвидатора

Может ли директор быть ликвидатором ООО

При добровольном закрытии организации закон не предусматривает каких-либо ограничений на лиц, которые могут назначаться на должность ликвидатора. В этой ситуации ответственным за закрытие предприятие лицом может стать директор фирмы.

Таким образом, директор компании может стать ликвидатором после отстранения от своих полномочий руководителя

Однако, при банкротстве предприятия ситуация меняется, и ответственным за процесс назначают конкурсного управляющего, которого выбирает судья.

Может ли учредитель быть ликвидатором ООО

В законодательстве нет ограничений в том, кто может быть ответственным при ликвидации ООО, но это правило касается только добровольного закрытия фирмы. Даже если у компании один собственник, он тоже может выступить в роли ликвидатора.

Итак, при добровольной ликвидации ответственным лицом может быть назначен любой из нижеперечисленных специалистов:

  • собственник ООО;
  • руководитель фирмы;
  • главный бухгалтер;
  • штатный юрист;
  • один из работников ООО;
  • сторонний специалист, который имеет определённый опыт в этой сфере.

Несмотря на отсутствие прямых ограничений в законе, некоторые регистрирующие органы могут отклонить заявление о закрытии фирмы, где ликвидатором выступает единственный учредитель. Чтобы избежать таких проблем, следует заранее уточнить в ФНС этот вопрос.

Как оплачивается работа ликвидатора

После выполнения своих обязанностей специалист получает оговорённое ранее вознаграждение. Сумма выплаты может быть зафиксирована в договоре об оказании услуг, подписанном обеими сторонами.

Обязанности и права

Ответственное за закрытие ООО лицо получает большой перечень обязанностей и прав, а именно:

  • Оповещение всех заимодателей общества о начале процесса ликвидации путём размещения публикации в «Вестнике госрегистрации. Кредитором даётся 60 дней на предъявление своих претензий.
  • Уведомление трудового коллектива, ликвидируемого ООО о начале процесса.
  • Разработка программы мероприятий. От правильности этого плана и соблюдения всех норм будет зависеть результат процедуры.
  • Проведение инвентаризации активов и непогашенных обязательств организации.
  • Выплата задолженностей фирмы заимодателям. При невозможности компании рассчитаться со своими долгами, специалист должен инициировать банкротство.
  • Составление промежуточного и ликвидационного балансов ООО для предоставления их в ФНС.
  • Оплата госпошлины за процесс закрытия и предоставление всех необходимых документов в регистрирующий орган.

Специалист обязан контролировать все процессы и соблюдать установленные законом сроки процедур.

Как правильно оформить документы

При расторжении трудового договора с управленцем ликвидируемого Общества с ограниченной ответственностью очень важно знать и правильно применять все сроки и нормы действующего законодательства. От правильности оформления этой процедуры зависит весь процесс ликвидации общества. Ответственность и грамотность при увольнении директора компании позволит избежать трудовых споров и судебных разбирательств в дальнейшем.

Ответственность и грамотность при увольнении директора компании позволит избежать трудовых споров и судебных разбирательств в дальнейшем.

Оповещение

Уведомление генерального директора не имеет обязательной формы и может быть составлено в произвольном виде. Иногда для оповещения руководителя издаётся приказ, с которым он должен быть ознакомлен под подпись.
Когда управленец, работает в компании по найму, его нужно оповестить за 2 месяца до ликвидации, а при банкротстве – за 1 месяц. При нарушении указанных сроков Инспекция труда имеет право признать процедуру увольнения неправомерной и обязать компанию выплатить уволенному директору дни вынужденных прогулов и компенсировать моральный ущерб.

Информация в службу занятости

При увольнении директора, который является наёмным работником предприятия, необходимо за 3 месяца оповестить службу занятости населения. Невыполнение этого требования влечёт за собой ответственность ликвидатора или временного управляющего.

Уведомление налоговой службы

Для оповещения налоговой, ответственным лицом оформляется заявление по форме № P16001, в котором указываются данные ликвидатора или временного управляющего. Документ направляется в ФНС в трёхдневный срок после проведения общего собрания учредителей и приятия ими решения.

Несмотря на отстранение директора от должности его реквизиты будут отражаться в ЕГРЮЛ до тех пор, пока налоговой службой не будет принято решение о внесении сведений о ликвидации компании в реестр.

Запись в трудовой книжке

Так как решение учредителей об увольнении управленца оформляется протоколом, а если собственник является единственным учредителем – единоличным решением, в этих документах указывается статья, по которой расторгается трудовой договор с руководителем. После этого все кадровые процессы осуществляются назначенным ликвидатором или временным управляющим, который издаёт приказ об увольнении директора.
В трудовую книжку руководителя вносится причина и дата увольнения, указанная в соответствующем протоколе, решении или судебном определении с указанием номера и даты самого документа.
Если при добровольной ликвидации фирмы в трудовой книжке указывается ссылка на статью ТК РФ, то при банкротстве организации помимо этих статей может указываться ст. 94 Закона «О несостоятельности».

Как упростить ликвидацию организации?

Если организация неработающая (нет сотрудников, кредиторов) или загодя сотрудники и обороты были переведены в другую организацию, то можно провести ликвидацию проще. Для этого необходимо реализовать активы и закрыть все расчеты до начала процедуры ликвидации как таковой. Это освободит от рассылки писем кредиторам, от реализации имущества в особом порядке, возможно, сократит время нахождения организации в процессе ликвидации. В этом случае промежуточный ликвидационный баланс не будет отличаться от окончательного баланса, так как разница между этими балансами заключается именно в наличии кредиторской задолженности. Все предлагаемые подготовительные мероприятия, конечно, не освободят от необходимости публикации в «Вестнике государственной регистрации» и ожидания сроком два месяца, ведь закон предполагает возможность ситуации, при которой могут быть выявлены кредиторы, не отраженные в учете. Некоторые особо осторожные организации не заявляют о своей ликвидации, выжидая истечения сроков давности налоговых проверок, и приступают к формальным процедурам уже после того, как прошли три полных года после завершения хозяйственных операций.

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Приказ ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК РФ, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Соответствующие нормы исключены из законодательства Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ.

Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Утверждены Росархивом.

эксперт журналаАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения

Выплата денежной компенсации

Процесс выплаты денежной компенсации, которая положена сотрудникам при ликвидации, от предприятия или организации четко регламентирован трудовым законодательством, поэтому работодатели не могут его нарушить.

По-общим требования в денежную компенсацию входят следующие выплаты:

  • денежная компенсация за дни не использованного отпуска;
  • выплата заработной платы за отработанные дни, до увольнения;
  • выходное пособие в виде двух, а в некоторых случаях трех заработных плат;
  • выплата всех задолженностей, которые возникли перед сотрудниками, в процессе осуществления ими своих функциональных обязанностей.

С  денежной компенсацией за неиспользованный отпуск, либо его часть все понятно. Тут главное не забыть, что трудовое законодательство гарантирует работнику несколько видов отпусков:

  • ежегодный;
  • дополнительный (за работу в особых условиях, либо на вредных производствах);
  • отпуск после выхода или перед уходом на больничный по беременности и родам, предоставляемый женщинам.

Трудовым законодательством могут быть гарантированы и другие виды отпусков. Поэтому при расчете денежной компенсации, учитываются все виды отпусков, которые не были использованы сотрудником.

Насчет выплаты заработной платы, можно пояснить следующее. Если лица предупреждаются за два месяца до их увольнения, то в материальном эквиваленте, они получат деньги за фактически отработанные дни в последнем месяце. Это вызвано тем, что за первый месяц до ликвидации, заработная плата будет выплачена согласно требования трудового законодательства (за месячный период).

Отдельного внимания заслуживает вопрос, о выплате выходного пособия. Оно при ликвидации организации, составляет эквивалент, который равен двум месячным заработным платам сокращенного сотрудника. Сюда будут входить не только оклад, но и различные премии, и надбавки за особые условия труда, то есть обязательные составляющие фонда заработной платы. Но различные премии и надбавки, которые установлены работодателем, и не входят в обязательный фонд заработной платы, в такую компенсацию не войдут.

Последняя составляющая, это выплата всех долгов, которые могли возникнуть перед работником со стороны организации, где он работал. Это может быть начисленная, но не выплаченная по каким-либо причинам премия, либо другие составляющие части обязательного фонда зарплаты, компенсация за командировочные, приобретение различных инструментов, либо средств индивидуальной защиты.

Такие долги могут подтверждаться различными зарплатными ведомостями, квитанциями о приобретении инструментов и средств индивидуальной защиты, либо счетами. Конечно, трудовое законодательство рекомендует и обязывает организации обеспечивать своих сотрудников средствами индивидуальной защиты, и инструментами, но не запрещает приобретать их за деньги сотрудников, с обязательной оговоркой последующей денежной компенсацией.

Следует обратить внимание, что в некоторых регионах нашего государства, существует компенсация в виде получения сотрудниками, которые были уволены в связи с ликвидацией предприятия, третьей зарплаты. Она платится в том случае, если такие выплаты регламентируются региональным трудовым законодательством, а также уволенный человек не смог найти подходящую работу в течение трех месяцев

Важно понимать, что в большинстве случаев работники администрации пытаются сэкономить на увольняемых работниках, и не доплачивают им незначительные суммы. Этого делать нельзя, поскольку при судебном споре, с работодателя будет взыскана не только недоплаченная сумма, но и штрафные санкции, которые могут оказаться на уровне выплаченного выходного пособия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector