Коренные малочисленные народы севера, сибири и дальнего востока российской федерации

Ногайцы или карагаши

Карагаши (ногайцы) — малочисленная этническая группа, которая поселилась и проживает на территории современной Астраханской области. В 2008 году их насчитывалось около 8 тысяч человек, однако есть предположения, что на сегодняшний день их численность существенно увеличилась. Именно на территории Красноярского района находится большая часть сел, в которых сегодня обитают эти малочисленные народы России.

Большинство малочисленных или кочевых племен очень схожи между собой родом деятельности — это скотоводство и овощеводство. Если в этой местности есть озеро или река, местные жители не упускают возможности порыбачить. Женщины в подобных племенах очень хозяйственные и почти всегда занимаются каким-то замысловатым рукоделием.Одними из самых известных кочевых племен являются астраханские татары. Это поистине титульная национальность Республики Татарстан, которая на сегодняшний день входит в состав Российской Федерации. По сравнению с другими районами России, Татарстан является относительно многочисленным. По некоторым данным, зафиксированным в 2002 году, во всем мире татар насчитывается около 8 миллионов. Астраханские татары — одна из их, так сказать, разновидностей. Их скорее можно назвать этнотерриториальной группой. Их культура и традиции недалеко отошли от обычных татарских обычаев, и только лишь немного переплелись с русскими обрядами. Это издержки того, что самый малочисленный народ России живет на территории не совсем родного государства.

Удэгейцы. Исторически сложилось, что местом обитания этого маленького племени стал Приморск. Эта одна из немногих групп, населяющих Россию, не имеет своей собственной письменности.Их язык также разбит многими диалектами и не имеет одной официально утвержденной формы. К их традиционным занятиям можно отнести охоту. Это, пожалуй, именно то, чем мужская половина племени должна владеть в совершенстве. Малочисленные народы севера России живут в поселениях, где совсем плохо развита цивилизация, поэтому их руки, их умения и навыки — это практически единственный способ выжить в этом мире. И это довольно успешно у них получается.

Эвенки (тунгусы)

Эвенки проживают в Приамурье, на берегах Енисея и занимают обширные степи вплоть до Охотского моря. Есть эвенки и на северо-востоке Китая. Говорят представители этой народности на нескольких языках: русском, эвенкийском, бурятском, хамниганском, якутском и китайском. Первые упоминания об эвенках встречаются в V веке. Предками тунгусов была народность увань, представители которой пришли из Китая и расселились в Забайкалье.

Как и большинство народов Севера, эвенки — скотоводы и кочевники. Они разводят оленей и часто мигрируют за своими стадами в поисках новых пастбищ. Эвенки — одна из официально признанных наций в Китае. В РФ сейчас проживает около 40 тысяч представителей этой народности. Из известных эвенков стоит упомянуть прославленный княжеский род Гантимуровых, героев-снайперов Великой Отечественной Ивана Кульбертинова и Семена Номоконова, писателей Николая Оёгира и АлитетаНемтушкина.

Тунгусы были и остаются опытными охотниками. Они великолепно знают повадки животных и выслеживают их со 100%-ной точностью. К тому же все, как один, — меткие стрелки. В давние времена они охотились с самострелами и луками; сейчас используют огнестрельное оружие. В сезон мужчины-эвенки устраивают целые засады на рыбу, поскольку почти никогда не рыбачат в одиночку, только большими группами. Живут эвенки в чумах, крытых шкурами оленей и других пушных зверей.

Описания обычаев эвенков оставил Александр Радишев. Он писал, что у этого народа принято угощать пришлых лучшим, что только есть в доме, и одновременно готовить оружие для того, кто замыслит ответить злом на такое гостеприимство. Эвенки, как и родственные им нанайцы, орочи, удэгейцы, сибо, маньчжуры и хамниганы, по большей части — язычники. Их верования имеют много общего с религиозными представлениями жителей Древнего Египта.

Кто является коренным народом России

У России самая большая территория, если сравнивать ее с другими странами мира. Соответственно, можно предположить, что народностей в ней проживает очень много и страна является многонациональной. Но, следует отметить, что самый многочисленный народ, населяющий нашу страну, это русские (порядка 80-ти процентов). После распада Советского Союза, этнический состав несколько изменился, но, не смотря на это, многочисленные диаспоры продолжают проживать на территории России. В 2010 году проводилась перепись населения, в соответствии с которой, после русских, второй по численности народ РФ, это татары, а третий – украинцы. Было выявлено всего народов – 190, а этнических групп – 36. Славянская группа народов наиболее многочисленная.

В советских паспортах указывалась национальность гражданина СССР, чего не скажешь о современных российских паспортах. Чтобы определить к какой национальности относится житель России, существуют следующие признаки: 

  • тесная связь с землями и с их природными ресурсами, где проживали его предки;
  • знание родного языка, который, зачастую, отличается от официального государственного;
  • в повседневной жизни сохраняются традиции и обычаи нации;
  • идентификация себя со своим народом.

Каждый народ, если он знает свои корни, причисляют себя к тому или иному этносу, чтит традиции предков, соблюдает культурные обычаи, пользуются на равных условиях всеми правами, согласно законодательству страны.

Культура

Праздники

  • День оленевода
  • День Оленя — праздник оленеводов в Ненецком автономном округе.
  • День саамского флага — официальный международный день саамского флага.
  • День Хоомея — праздник, посвящён искусству горлового пения.
  • Древо жизни — национальный праздник вепсского народа, проходящий летом.
  • С 1969 года в последнее воскресенье января отмечается общенародный праздник народов Севера – «Здравствуй, Солнце!».
  • Медвежий праздник — центральный обряд культа медведя, широко распространённого среди северных народов.
  • Международный день саамов
  • Наадым — тувинский национальный праздник животноводов.
  • Праздник Севера — спортивные соревнования по зимним видам спорта.
  • Цаган Сар — праздник монгольских и некоторых тюркских народов (например, тувинцев-тоджинцев) в честь начала весны.
  • Шагаа — тувинский Новый Год по лунно-солнечному календарю.

Литература

  • Вепсская литература
  • Ительменская литература
  • Корякская литература
  • Мансийская литература
  • Нанайская литература
  • Нивхская литература
  • Тувинская литература
  • Удэгейская литература
  • Ульчская литература
  • Хантыйская литература
  • Чукотская литература
  • Эвенская литература
  • Эскимосская литература

Ремёсла и промыслы

  • Корневатик — плетёный сосуд, изготовляемый из кедрового корня и черёмухового прута у хантов и манси.
  • Леуку — большой тяжёлый нож, используемый саамами в быту.
  • Нухуко — традиционная детская игрушка ненцев, кукла, в основу которой положен птичий клюв.
  • Паренский нож — разновидность традиционного северного ножа, изготавливаемая коряками.
  • Чукотская резная кость — фигурки из моржового клыка, гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках.

Карелы

К западу от лесного и болотистого Заволочья, на берегах Ладоги и Онеги, а также на территориях к северу от них расположена страна мелких озер и порожистых рек, которая сейчас называется Карелия. Когда с XI века новгородцы стали осваивать эти области, они встретили там финские племена карелов и лопарей (саамов).

Когда-то карелы обособились от вепсов и ушли с южного Приладожья на север. Их первые поселения со столицей Корелой в районе нынешнего Приозерска находились на Карельском перешейке. Славянские письменные источники впервые упоминают об этом народе в XII веке. Речь шла о столкновениях карелов с соседними племенами и об их участии в княжеских междоусобицах в составе новгородских войск. В 1143 году карелы воевали вместе с новгородцами против других финских племен под названием емь (хяме). Так что в те времена карелы были такими же союзниками славян, как весь.

В том же XII веке карелы успешно захватывали шведские города, причем в 1187 году им даже удалось разрушить столицу свеев Сигтуну. Однако в XIII веке они уже были не в силах тягаться с окрепшими шведами, которые успели завоевать территорию нынешней Финляндии и вовсю обращали там коренное население в католичество. Новгородцы же, пустив корни на землях карел, активно крестили их в православие. Ведь в то время у колонистов действовал принцип «чья вера, того и власть».

Среди насельников первых скитов и монастырей на этих территориях были и коренные жители. Один из монахов, основавших в XV веке известную Соловецкую обитель на одноименных островах в Белом море, был по национальности карелом. Известен он как Герман Соловецкий.

Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители

Лаврентьевская летопись даже указывает год крещения карелов: «В лето 6735 … Того же лета князь Ярослав Всеволодич, послав, крести множество корел, мало не все люди». С тех пор войны за эти территории между нашими предками и шведами не стихали вплоть до XVIII века.

В XIII веке карелы еще сохраняли родоплеменные отношения, проживая небольшими группами, хуторами с четко установленными границами. Как и у всех северных финно-угров, традиционными занятиями карел были охота и рыболовство, и только с приходом в их земли славян они стали использовать земледелие и скотоводство.

Как и на всем Русском Севере, русские миссионеры строили в погостах храмы, в результате чего вместо рода объединяющей силой становился приход, который исполнял функцию центра местного самоуправления. Здесь собиралась дань, устраивались суды, решались спорные вопросы, принимали присягу.

Административная власть Новгорода в Карелии окончательно утвердилась в 1277 году после похода князя Дмитрия Александровича, когда летопись фиксирует термин «Карельская земля». В городе Корела светскую власть представлял князь-наместник, а церковную — епископ.

Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией в 1323 году окончательно демаркировал русско-шведские границы. Карелы, оказавшись в составе владений Великого Новгорода, в течение двух следующих столетий приняли православие.

Верность этого народа православию подтвердил так называемый «исход карелов». В 1617 году Столбовский мир заставил их бежать из завоеванных шведами приладожских территорий. Именно тогда Карельский перешеек лишился карельского населения. Дело в том, что шведы, только что обратившиеся в лютеранство, показывали резкую нетерпимость к другим христианским конфессиям, в том числе и к православию.

В середине XVII века остатки карелов покинули Карельский перешеек. В результате территории нынешнего Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области, а также области вокруг Сортавалы и Питкяранты по приказу шведского правительства заселили финны. Карелам же были предоставлены земли для переселения на территории современной Тверской области. Кроме того, значительная их часть осела по пути в новгородских пределах.

В 1937 году постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ с центром в Лихославле, который просуществовал всего 20 месяцев. В то время здесь проживали 140 000 карелов. В 1939 году округ был ликвидирован, а его руководителей и представителей национальной интеллигенции репрессировали. С тех пор начался период забвения, в течение которого ускорились процессы ассимиляции и утраты языка.

Согласно переписи 2010 года в России начитывается 60 815 карелов. Наибольшая часть проживает в Карелии (45 570 человек) и в Тверской области (7394 человек). В настоящее время их численность продолжает сокращаться. Если в 1939 году в СССР насчитывалось 252 716 карелов, то сейчас их меньше в четыре раза. В современной Карелии топонимы карельского происхождения составляют 47 % от их общего числа. 

6

Жизнь на грани

Формально, у  малочисленных народов есть право на сохранение традиционного образа жизни. Но изменение климата и загрязнение мест охоты и рыбной ловли приводит к тому, что все меньше людей могут поддерживать такое существование. Это ломает жизни многих нганасан и других малых народов Таймыра. 

«Нельзя сказать, что мы изменились, нет. Жизнь-то течет, живем и живем, —  говорит Валерия, — У нас было счастливое детство, но с 90-х и по сей день уже целое поколение людей другой формации сделали. Потому что то нельзя, это нельзя. Ну нельзя так нельзя, люди смиряются, уходят в город. Соответственно, находятся другие ориентиры в жизни, но в большей степени человек тундры спивается. Самоубийства, очень много молодежи ушло. Безработных сколько ходит.»

Промысловые точки в тундре. Фото: Валерия Болгова

У коренных жителей есть разрешения на ловлю рыбы и забой оленей, но на практике даже эти промыслы встречают сопротивление. Сети снимают и не возвращают, охоту на оленей классифицируют как браконьерство. 

«Нет государственной помощи для людей. Даже если какая-то минимальная поддержка есть, то до человека она не доходит. Больше идет тем, кто «у кормушки», тем, кто лоялен», — рассказала Валерия «Экосфере». 

Получается, что земля, на которой коренные народы жили тысячи лет, не кормит их и больше им не принадлежит. В 2020 году был принят закон об Арктическом предпринимательстве, по которому земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости предоставляются в пользование на льготных условиях. Валерия полагает, что из-за этого коренные народы окончательно потеряют возможность вести кочевую жизнь на землях, которые теперь перейдут олигархам и крупному бизнесу. 

«Они собираются направить сюда инвестиции. Для кого инвестиции? Они же для себя их делают, чтобы в очередной раз обогатиться, купить себе яхту или еще что-то. Они никак не вкладываются в территории, из которых будут ресурсы выкачивать.»

Нганасаны в традиционных костюмах. Фото: facebook.com/soyz.nganasan

Примечания

  1. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
  2. Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»
  3. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об экологической экспертизе“»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Какие коренные европейские народы России

Это народы, которые относятся к европейским и населяют европейскую часть нашей страны, имеют общую духовную культуру, единую религию, однородную антропологию. Многие из них мигрировали по разным причинам, но, не смотря на это, смогли сохранить единый европейский менталитет.

Следует сказать, что и в наше время продолжаются исследования народов, зародившихся в Европейской части материка, их численность и состав постоянно меняются.

Самым распространенным народом являются русские, но и они не однородны, специалисты-этнографы отмечают следующие народности в их составе:

  • Проживающие в Новгородской, Архангельской, Ивановской, Вологодской и Костромской областях. Кроме этого, славяне расселились в Тверской области и в Карелии. Характерной общей чертой является говор (акающий) и цвет кожи (светлый). Их относят к северным славянским этносам.
  • К южным русским народам относят славян в Рязанской, Калужской, Орловской, Пензенской, Воронежской областях, им свойственно окать.

Сформировали свою культуру и имеют свой язык народы, проживающие между Окой и Волгой, перечислим их: водь, казаки донские и кубанские, мещеряки, саяны, камчадалы, поморы полехи, мокша.

Эвенки

В правобережье нижнего течения Енисея на довольно большой исторической территории компактно проживает коренной местный этнос эвенков. Сами представители народности, которых сейчас проживает здесь 38 396 человек, называют себя «эвэнкил», старинное название народности тунгусы. Отдельные этнические группы местных эвенков известны в исторической литературе, как солоны и манегры, более многочисленные бирары и орочены.

Язык эвенков ученые относят к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи, делится на диалекты и многочисленные говоры. На землях эвенков мало национальных деревень, они чаще живут в смешанных селах вместе с бурятским, якутским и русским населением. 

Если опираться на находки поселений глазковской культуры, то этнос эвенков сформировался при смешении пришлых тунгусских байкальских племен с местными восточносибирскими аборигенами. По мнению многих исследователей, эвенки берут начало от забайкальских уваней, пришедших когда-то с юга. Эвенки ощутили на себе мощное воздействие якутского этноса. 

По запискам многих исследователей Сибири эвенки отличаются особым радушием и гостеприимством к пришлым людям. Они, не задумываясь, помогут путнику во всем и будут подчевать гостя самым лучшим, что есть в доме. Но непременно, надо ответить уважением к хозяину во время угощения, если ответ путника будет недостаточно благодарным, его могут убить.

Эвенки всегда были искусными охотниками, предпочитали одиночную охоту, совместно охотились только на крупных зверей. Охотились эвенки с помощью оригинальных луков, рогатин, петель и самострелов преимущественно на мясного зверя, реже на пушных зверьков. Важнейшим видом хозяйства эвенков стало оленеводство, они использовали их чаще всего в транспортных целях, как вьючных, так и верховых. 

КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА

Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды — на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.

Жители работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской — здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это — и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках, — лишь современная «надстройка», привнесённая из России «городская цивилизация».

В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности. Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, «на песках», т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь — жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, — с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности — радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы.

Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью — дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси. Народы Приморского края — южные селькупы, юкагиры — великолепные охотники.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки — маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров — для следующего посетителя.

Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) — рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.

Что делать с этими людьми?

Сибирь

Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести

Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом

Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Бегущая с оленями

Когда мы думаем о Таймыре, то в первую очередь обычно вспоминаем бескрайнюю тундру, пронизанный ветрами Норильск, незамерзающий порт Дудинка и промышленный гигант «Норникель». Но люди на этой на первой взгляд неприветливой земле живут еще со времен неолита. В первую очередь это самодийские народы — энцы, ненцы, нганасаны. Есть и сравнительно молодой этнос долганов — потомков якутов, эвенков, энцев и русских крестьян. Но самые древние и одновременно самые северные из коренных народов полуострова — это нганасаны, которые ведут свое происхождение от первобытных охотников. Нганасаны, или как они себя называют «ня» (т.е. «товарищ»), жили охотой и собирательством вплоть до XIX в., когда они освоили оленеводство. По сей день этот коренной народ сохраняет свой уникальный язык, обычаи, костюмы и жилища. 

«Экосфере» удалось поговорить с главой общины нганасан Валерией Болговой и обсудить те вызовы, с которыми малочисленному народу приходится сталкиваться в мире изменения климата, крупной промышленности и вынужденной ассимиляции.

Валерия Болгова. Фото: facebook.com/soyz.nganasan

Валерия очень устает, ведь в сутках всего 24 часа, а за день нужно успеть так много. Как главе общины нганасан в Норильске ей приходится быть в курсе всех проблем региона — будь то разлив солярки, запрет на рыболовство или нашествие жуков-короедов. 

Нельзя забывать и о других задачах — полным ходом идет подготовка к Международной выставке «Сокровища Севера. Мастера и художники России», которая должна состояться в Москве 23-27 сентября. Кроме того, у Валерии есть свой магазин-музей национальной одежды и сувениров «Ня танса» (что означает «нганасанская семья»). 

По ее словам, в последние годы природа Таймыра меняется неуловимо быстро. Взять хотя бы жуков-короедов, которых раньше в регионе не было. 

«Не знаю, с природой что-то происходит. Человек все губит, — говорит Валерия, — в этом году гнуса очень много, никогда такого не было. Потом полчища жуков откуда-то взялись, видать, леса горят или он с древесинной сюда попадает. Этот жук, он природу-то губит: у нас дерево через дерево зеленое, оранжевое, зеленое, оранжевое…»

фото: pixabay.com

Из-за глобального потепления некоторые виды мигрируют в местности, расположенные гораздо севернее их традиционного ареала обитания. Такие чуждые растения, насекомые и животные могут сильно навредить сложившимся экосистемам и разрушить их баланс. Кроме того, они часто становятся источником новых для жителей Арктики заболеваний. 

Но даже это не самое страшное для нганасан, живущих, как и другие коренные народы, традиционными промыслами. Без добычи оленя и ловли рыбы люди на Таймыре могут просто лишиться главного источника существования.

«Дождь тоже в этом году очень редко был. Сухо совсем, торфяники горели. Рыбы, самое главное, нет. И с оленем что-то происходило в этом году. Фотографии присылали из поселков отдаленных, он там через переправу на реке туда-сюда мотылялся. Подавили много телят, важенок (самка оленя — ред.). Какое-то все… не апокалипсис, конечно, но что-то неладное», — сетует Валерия. 

Здесь тоже не обошлось без влияния глобального потепления. У рыб меняется время нереста, они могут просто не приспособиться к более теплым водам и более раннему ледоходу. Традиционные пути миграции оленей становятся непроходимыми из-за таяния вечной мерзлоты — животные просто не понимают, куда им идти. 

Скорость изменений означает, что даже за одно лето знакомая тундра может превратиться в чуждый и полный новых опасностей ландшафт. 

Остяки-самоеды (селькупы)

На севере России селькупы являются наиболее малочисленной народностью, представителей которой на данный момент осталось всего 3600 человек. Живут они на севере Западной Сибири.
Первые упоминания о селькупах встречаются в исторических документах XVI столетия. В конце этого века существовало их племенное объединение, в русских источниках именовавшееся «Пегая орда». В XVIII веке была проведена христианизация селькупов, но, несмотря на это, они смогли сохранить традиционную языческую основу своего мировоззрения.
Некогда самобытная, богатая культура селькупов, в настоящее время уступает позиции напору современных стандартов. Но, кроме этих общеизвестных причин, есть и другие, мешающие сохранению древних народных традиций, например, большая территориальная разобщённость остяков-самоедов: они оказались на территориях трёх административно-территориальных образований, а контакты между ними весьма затруднительны.
Культура и целостность селькупов находится в настоящее время на критической грани. На протяжении одного лишь прошлого столетия численность селькупов уменьшилась почти в два раза.

КУХНЯ НАРОДОВ СЕВЕРА

Традиционная кухня соответствует требованиям климата, хотя непривычного к ней человека может привести в смятение. Рыба и мясо — основная пища. Когда они свежие, их охотно едят в сыром виде, лишь чуть-чуть присаливая; пьют свежую, ещё тёплую оленью кровь. Но нужно быть уверенным, что рыба и мясо не заражены личинками глистов. В оленине, лучших сортах рыбы (таких, как чир, муксун, нельма, белорыбица) их, как правило, нет, но тюлени, медведи, частиковая рыба (щука, язь, карась) могут быть заражены. Их едят либо варёными, либо после длительного провяливания; жарить мясо и рыбу у северян не принято. Топлёный тюлений (нерповый) жир могут пить чашками, на нём пекут лепёшки и в него, как в соус, макают куски мяса.

Хотя сырое или полусваренное мясо содержит все необходимые витамины, жители Севера остро ощущают нехватку растительной пищи. Летом женщины выходят в тундру собирать дикорастущие травы и ягоды. Ягод в тундре немереное количество — морошка, голубика, клюква, брусника, водяника… Их едят свежими, а также заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы (дикий щавель и лук, молодые листья полярной ивы) консервируют в кожаных мешках — бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Моржатина, мелкими кусочками тушенная в жиру с листьями ивы, — блюдо, которое сделало бы честь самому изысканному столичному ресторану. Однако в ресторанах её не найдёшь, а вот китовые котлеты и варёная китовая кожа (её можно есть и сырой) в местных столовых иногда бывают. Десятки блюд получаются из разных частей моржа: варёный язык, варёные кишки, студень из ластов, кровяные клёцки, вяленое мясо с жиром и т. д.

В тундре и тайге в изобилии растут грибы — сыроежки, маслята, подберёзовики. Олени очень любят грибы, и в грибных местах их трудно пасти — в поисках лакомства они разбредаются во все стороны. Местные жители грибов, по традиции, не едят. Впрочем, во второй половине XX в., под влиянием русских, их стали сушить и солить про запас и на продажу.

В питании народов Севера начиная с 30-40-х гг. XX в. произошли существенные перемены. Сегодня даже оленеводы и охотники и дня не могут прожить без хлеба, крупы, чая, соли, сахара. Привычка к сладкому влияет на здоровье детей и молодёжи: раньше у местных жителей совсем не было кариеса, а сейчас им страдают многие с раннего возраста.

Это интересно: Народы Забайкалья — рассмотрим суть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector