Критерии оценки заявок установлены для участников закупок по 44-фз: как их выбрать, описать в документации, оценка
Содержание:
- Качественные характеристики
- Как подготовить и подать заявку на участие
- Что входит в документацию о закупке?
- Качественные характеристики
- 1 этап. Подача заявки
- Как проводится открытый конкурс
- Подготовка к проведению закрытого конкурса
- Порядок оценки
- Сертификат, как подтверждение деловой репутации
- Цели предквалификационной оценки
- Как оцениваются нестоимостные критерии
- Как подтвердить навыки
- Плюсы и минусы открытого конкурса
Качественные характеристики
Этот показатель является условием исполнения проводимой закупки. Предложения оцениваются по степени детализации и содержательности предложения о качестве услуг. Учитываются:
- полнота учета требований,
- обоснованность сроков,
- технологии оказания услуг,
- обоснованность необходимых для этого ресурсов,
- указание системы контроля качества,
- перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности,
- экологические мероприятия.
Показатель является наиболее субъективным и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах), которые присудили заявке все члены комиссии по закупкам.
Как подготовить и подать заявку на участие
Участник должен оформить заявку в бумажном виде и запечатать в непрозрачный конверт, чтобы нельзя было увидеть его содержимое. Сведения о поставщике можно на конверте не указывать, так как заказчик обязан принять и зарегистрировать даже «безликий» конверт.
К заявке следует приложить ряд документов. Среди них выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии учредительных документов, декларация соответствия и проч. Добавим, что лучше всего подать заявку как можно раньше. Дело в том, что среди участников, набравших при оценке одинаковое количество баллов (о присуждении баллов мы расскажем чуть ниже) комиссия отдаст предпочтение тому, кто подал заявку раньше.
Что входит в документацию о закупке?
При проведении государственных закупок в рамках 44-ФЗ заказчик наряду с извещением обязан разместить в единой информационной системе (ЕИС) документацию о проводимой закупке, требования к содержанию которой установлены в Законе № 44-ФЗ.
Итак, документация о закупке по 44-ФЗ состоит из:
Извещения об осуществлении закупки. Это документ, в котором содержится ключевая информация о проводимой закупке:
- сведения о заказчике и его местонахождении;
- краткое изложение условий контракта с описанием объекта закупки;
- начальная (максимальная) цена контракта;
- источник финансирования;
- идентификационный код закупки;
- ограничения участия в определении поставщика, установленные в соответствии с 44-ФЗ;
- способ определения поставщика;
- срок, место и порядок подачи заявок;
- размер и порядок предоставления обеспечения заявок;
- размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
Примечание: Общие требования к содержанию извещения установлены в статье 42 44-ФЗ. Однако для каждого отдельно взятого способа закупок состав сведений и информации, содержащейся в извещении, может отличаться.
Технического задания. Практически каждая документация о закупке содержит раздел “Техническое задание”. Это раздел или часть документации, в которой заказчик описывает объект закупки — товары, работы или услуги. В некоторых случаях эта часть документации может иметь такие названия, как “Смета”, “Дефектная ведомость”, “Спецификация” и т.д.
Этот раздел (часть документации) является для участника закупок самым важным, т.к. именно после его изучения участник принимает окончательное решение об участии или неучастии в той или иной закупке.
Примечание: Правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при подготовке технического задания (сокращенно — ТЗ), установлены в статье 33 44-ФЗ.
Общей части. Это часть документации, в которой заказчик описывает способ закупки, указывает информацию об используемых понятиях и сокращениях, требованиях к участникам и содержанию заявок. В общей части также прописывается порядок отзыва заявок, порядок предоставления разъяснений документации и порядок оценки заявок. Т.е. участник закупки, изучив эту часть документации, должен разобраться с тем, что ему необходимо сделать, чтобы принять участие в данной закупке.
Инструкции. В этой части документации должна содержаться информация по подготовке заявок участниками.
Примечание: В 44-ФЗ требование об обязательном наличии инструкции в составе документации установлено для:
- запроса предложений (п.3 ч.6 ст.83 44-ФЗ);
- закрытого аукциона (п.2 ч.1 ст.87 44-ФЗ);
- открытого конкурса (п.4 ч.1 ст.50 44-ФЗ);
- электронного аукциона (п.2 ч.1 ст.64 44-ФЗ).
Информационной карты. Это своего рода квинтэссенция информации, содержащейся в извещении и общей части документации. Как правило, этот раздел документации представляется в виде таблицы, где указывается основная информация о проводимой закупке.
Примечание: Если общая часть документации имеет разночтение с информационной картой, то руководствоваться нужно информацией, указанной в информационной карте, т.к. она имеет приоритет перед общей частью.
Обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Это часть документации, в которой представлена информация, на основании которой заказчиком была установлена НМЦК.
Примечание: Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ НМЦК определяется и обосновывается заказчиком с помощью следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
Образцов форм и шаблонов. В этой части документации заказчик размещает образцы форм, которые участнику необходимо будет заполнить при подготовке своей заявки.
Проекта контракта. Неотъемлемой частью любой документации является проект контракта. Т.е. это шаблон контракта, который будет заключен с победителем закупки.
Прочих документов и материалов. Наряду с вышеперечисленными документами заказчик может в составе документации приложить рисунки, схемы, чертежи, технические условия и т.д.
Хотим обратить ваше внимание на то, что состав документации о закупке может меняться в зависимости от того, что закупается заказчиком (товар, работа или услуга) и от того, каким способом эта закупка проводится
Качественные характеристики
Этот показатель является условием исполнения проводимой закупки. Предложения оцениваются по степени детализации и содержательности предложения о качестве услуг. Учитываются:
- полнота учета требований,
- обоснованность сроков,
- технологии оказания услуг,
- обоснованность необходимых для этого ресурсов,
- указание системы контроля качества,
- перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности,
- экологические мероприятия.
Показатель является наиболее субъективным и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах), которые присудили заявке все члены комиссии по закупкам.
1 этап. Подача заявки
Готовиться необходимо заранее!
Нужно провести предварительный анализ заказчика, сделав расчет минимально выгодной цены. Поскольку в аукционе можно делать подачу ценовых предложений несколько раз (в отличие от иных процедур), то лучше заранее рассчитать нижний предел.
ИП из Самары Олег Витальевич П. участвовал в электронном аукционе на оказание услуг по стирке, глажке и дезинфекции белья для городской больницы. Заказчиком была выставлена минимальная цена на оказание услуг по стирке единицы белья – 58,33 руб. (общая цена контракта составила чуть более 400 тыс. руб.). А предприниматель рассчитал, что в его прачечной стирка 1 кг белья обойдется в среднем 20 руб. за кг. (140,0 тыс. руб.). Таким образом, Олег Витальевич мог вести торг не ниже данной суммы, а цена выигранного контракта составила 140,8 тыс. руб.
Если фирма лишь засветится в закупках, но не будет их выигрывать, то это станет дополнительным подтверждением ее добросовестности. Однако после победы в государственных закупках Олег Витальевич вышел на представителей крупной госкорпорации с предложением быть их поставщиком в закупке на аналогичные услуги. Также к нему поступило выгодное предложение от крупной сети супермаркетов и серьезного коммерческого заказчика. Предприниматель оказывал услуги для больницы, что сыграло немаловажную роль в подписании контракта, поскольку у медицинских учреждений довольно высокие требования к подобным услугам.
Получите сертификат электронно-цифровой подписи, а также пройдите аккредитацию на ЭТП (электронной торговой площадке), на которой осуществляется закупка. Получение сертификата ЭЦП возможно всего за сутки. На аккредитацию на любой из пяти ЭТП государственных закупок уйдет до пяти рабочих дней:
- ЭТП ММВБ.
- ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан».
- «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
- «РТС-Тендер».
- Единая электронная торговая площадка.
При появлении у вас вопросов по закупке, требованиям, предъявляемым к товарам и участникам, стоит обязательно обращаться с запросами к заказчику. Делают это в рамках электронной торговой площадки за три дня до срока окончания подачи заявки.
Заявка: куда и когда подавать?
Следует изучить документацию по закупке и извещение, потом подготовить заявку на участие в аукционе. Заявка подается на оговоренную в закупке ЭТП в электронном виде. Сроки подачи заявок определяются ценой закупки:
- при начальной цене контракта более 3 млн. руб. вам дается не менее 20 дней (календарных);
- при начальной цене контракта не более 3 млн. руб. на подачу заявок отводится не менее 7 дней (календарных).
Дату окончания приема заявок указывают в извещении на проведение закупки.
Подачу заявки на участие в аукционе лучше осуществлять в последние два дня приема заявок (за этот период времени заказчик уже не успеет изменить документацию)
Чтобы не пропустить ничего важного, нужно настроить функцию отслеживания изменений. К примеру, это можно сделать на нашем сервисе в избранных закупках
При изменении требований к уже поданной заявке со стороны заказчика нужно будет отозвать ее, а затем подать новую.
Заявка: форма и состав
Форма заявки на аукцион – электронная, а состоит она из двух частей. В первой её части содержатся согласие участника торгов поставить товар на условиях заказчика, конкретные технические характеристики и спецификация. Все пункты стоит заполнять очень внимательно, ведь даже незначительная ошибка нередко приводит к отклонению заявки. В первой части заявки не должно быть информации о цене товара и поставщике. Однако если документы подготовлены на фирменном бланке, то причин для отклонения нет.
Что касается второй части заявки, то здесь должна содержаться информация об участнике, включая название фирмы, её почтовый адрес, ИНН, а также иные документы, которые предусмотрены Законом № 44 «О контрактной системе…» (лицензии, декларации соответствия, ИНН учредителей, свидетельства СРО, подтверждение полномочий лица, подающего заявку). Заказчик вправе требовать все установленные законодательством документы.
Подача обеих частей проводится одновременно из личного кабинета участника ЭТП, также они заверяются электронной подписью.
Заявка: пример
Помните о необходимости обеспечения заявки! Перед её подачей на аукцион сумму обеспечения заявки нужно перечислить на счет ЭТП. Её конкретный размер заказчик указывает в документации. Сумма поступит на счет, который открыт участнику торгов при его аккредитации на электронной площадке, в течение двух дней (банковского и рабочего). Заявка может быть отозвана до истечения срока подачи. Для этого нужно направить уведомление оператору ЭТП.
Как проводится открытый конкурс
Подготовка и объявление
Как и любая другая процедура закупки, открыт конкурс требует определенной подготовки. На первом этапе формируется конкурсная комиссия, определяется порядок ее функционирования, разрабатывается положение о комиссии. Далее разрабатывается и принимается конкурсная документация. Следующий шаг — размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса. Его необходимо опубликовать за 20 и более дней до даты, когда будут вскрыты конверты с предложениями участников.
Прием заявок
Поставщики, желающие принять участие в закупке, знакомятся с конкурсной документации в ЕИС и составляют заявки. Приемлемый формат заявок заказчик описывает в документации. Если это классический «бумажный» вид, то заявки направляются в запечатанных конвертах. Если заказчик разрешает подавать заявки в электронной форме, то они должны быть направлены в виде электронного документа. Правила заполнения заявок, срок и место подачи — все это должно быть отражено в документации открытого конкурса.
После того как начался прием заявок, заказчик все еще может внести в документацию изменения. Но сделать это нужно не позднее, чем за 5 дней до окончания срока приема заявок.
На заказчика возлагается обязанность принять, зарегистрировать заявки, а также обеспечить их сохранность и конфиденциальность вплоть до того момента, когда конверты будут вскрыты.
Если срок подачи заявок подошел к концу, а заказчик получил всего лишь одну заявку либо не получил ни одной, то процедура признается несостоявшейся.
Вскрытие конвертов
Следующий этап — вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам (если они предусмотрены конкурсной документацией). Этот процесс производится публично после того, когда срок приема заявок подошел к концу. В обязанности заказчика входит обеспечение возможности всем заинтересованным участникам открытого конкурса присутствовать при вскрытии конвертов.
Процедура сопровождается ведением протокола — делает это конкурсная комиссия. Документ должен быть подписан всеми ее членами сразу после того, как конверты будут вскрыты, а доступ к электронным заявкам — открыт. Не позднее следующего дня этот протокол следует разместить в ЕИС.
Оценка заявок
Теперь у заказчика есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть и оценить заявки. Для закупок в сфере науки, искусства и культуры сделано исключение — срок рассмотрения заявок можно продлить, но не более чем на 10 рабочих дней.
Оценивая заявки, заказчик в том числе проверяет достоверность данных документов, которые представили участники конкурса. При выявлении нарушений комиссия отстраняет такого поставщика от участия в процедуре.
Определение победителя и заключение контракта
Когда все заявки обработаны, составляется протокол, в котором фиксируются итоги рассмотрения и оценки заявок. Документ составляется в двух экземплярах: для заказчика и для победителя закупки. Таковым признается тот из участников, кто смог предложить наилучшие условия исполнения контракта с учетом требований конкурсной документации, и заявка которого получила первый номер. Подписанный протокол рассмотрения заявок не позднее, чем через 3 рабочих дня, направляется победившему участнику.
Последний этап – заключение контракта между заказчиком и победителем открытого конкурса. Условия контракта соответствуют описанным в конкурсной документации — никаких существенных изменений вносить не допускается. Существуют определенные обстоятельства, при наступлении которых на этапе заключения контракта заказчик может от этого отказаться.
Подготовка к проведению закрытого конкурса
Предусмотрен следующий порядок подготовки и проведения закупок, подходящих под условия закрытого конкурса.
Этап 1. Подготовка техдокументации
Представляемые документы должны содержать следующую информацию:
- описание предметов закупки
- техническое задание
- обоснование начальной максимальной цены (НМЦ)
- перечень возможных участников
- правила их ознакомления с условиями торгов и допуска к ним
- критерии, предъявляемые к подаваемым участниками заявкам
- конкретизация формы приглашения к торгам и условия заключения договора
- обоснование необходимости проведения закрытых аукционных процедур и общая информационная карта
Этап 2. Получение разрешения ФАС на проведение торгов
Подготовленная документация отправляется в антимонопольную службу, которая согласно ч. 3 ст. 84 Закона 44-ФЗ обязана рассмотреть её в течение 10 дней с момента получения. Реакция ФАС заключается в согласовании разрешения или его отклонении при наличии нарушений в оформлении или содержании. Такими нарушениями могут быть ошибки и несоответствия заявления и документов действующим законам. В частности, слишком малый круг потенциальных поставщиков может быть расценен как несоответствие антимонопольному законодательству.
В случае отказа в согласовании ответ ФАС должен быть направлен организатору торгов не позже, чем через 5 суток после получения ей документов. Предельный срок ответа об удовлетворении заявки составляет 10 суток. Само разрешение действительно в течение 3 месяцев со времени его выдачи.
Этап 3. Публикация извещения о торгах в ЕИС
После получения разрешения ФАС на торги необходимо опубликовать в ЕИС извещение о процедуре. Продолжительность размещения публикации – не менее 30 дней до момента вскрытия заявок на участие в торгах.
Содержание публикации требует повышенного внимания в связи с наличием секретной информации о предметах закупки. Сообщать можно лишь сведения о факте проведения аукциона и порядке доступа участников торгов к документации. Если публикация будет содержать секретную информацию, торги будут отменены. Другая информация, касающаяся размещения объявления о торгах, прописана теми же статьями Закона 44-ФЗ, которыми регламентируется и проведение открытых торгов (ч. 2 ст. 85).
Этап 4. Направление приглашения участникам торгов
Каждому выбранному исполнителю из утверждённого списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). Исполнитель в ответ отсылает запрос на участие.
Получив запрос, заказчик торгов отправляет будущим участникам документы в письменной форме. В некоторых случаях предоставление документации может быть платным, но цена её должна быть ограничена тратами заказчика на копирование документов (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).
Извещение о торгах может быть и не опубликовано. В этом случае, по меньшей мере, за 20 суток до вскрытия конвертов организатор аукциона направляет приглашения участникам торгов, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ о закрытых конкурсах. Поскольку предметом торгов являются товары и услуги, информация о которых представляет собой гостайну, приглашение отправляется только тем организациям, которые имеют к ней доступ.
Порядок оценки
Этап оценки поступивших заявок наступает после того, как истекли сроки для подачи предложений от участников конкурса.
Каждому из поступивших предложений присваивается свой порядковый номер. Номер «1» получает победитель, остальные предложения ранжируются в порядке уменьшения степени выгоды для участника.
Для оценки поступивших заявок заказчик создает конкурсную комиссию. Ее обязанности и порядок работы прописываются в утвержденном заказчиком положении.
При оценке заявок комиссия рассматривает и оценивает все заявки, которые не были отклонены в процессе их рассмотрения, а при необходимости направляет дозапросы по полученным сведениям и для получения скорректированных от участников после изменения конкурсной документации.
Кратко процедура оценки предложений состоит из следующих этапов:
- Рассчитывается количество баллов по каждому критерию.
- Они суммируются с учетом значимости критериев.
- Побеждает участник с самым высоким рассчитанным рейтингом.
Важно учесть, что комиссия не может применять критерии для оценки поступивших заявок, которые не прописаны в конкурсной документации (согласно ч. 4 ст
32 ФЗ-44).
В отношении эксплуатационных расходов применяется то же правило: чем они ниже, тем выше балл, который присваивается предложению участника.
Согласно требованиям 2 раздела Постановления №1085, баллы участнику выставляются по следующей формуле: «(Максимальная предложенная цена/Цену, предложенную данным участником)*100». Полученное значение умножается на величину значимости критерия, прописанное в конкурсной документации.
Указанная методика оценки применяется, только если цена предложения больше нуля. При нулевой минимальной стоимости (или даже при отрицательном ценовом предложении) формула немного видоизменяется: «(Ценовой максимум – Цена, предложенная участником)/Цена, которая предложена участником *100».
Нулевая цена может быть предложена по контрактам по открытию банковского счета. ФАС считает сделки с нулевой ценой правомерными и не нарушающим антимонопольное законодательство, но на практике они встречаются редко.
Приведем пример расчета баллов по стоимостным критериям. Критерию «цена контракта» была присвоена величина значимости 0,7. Предварительный отбор прошли два участника: один из них предложил цену 6 млн. р., второй – 5,1 млн. р.
Расчет для участника с предложением 6 млн. р. будет выглядеть так: 0,7* (5100000/6000000*100)=59,5 баллов. Участник, предложивший минимальную цену, получит 70 баллов: (0,7*1*100).
Формула для оценки по нестоимостным критериям выглядит так: значимость показателя*100*(предложение данного участника/максимальное значение из предложенных).
Например, заказчик включил в конкурсную документацию такие критерии, как численность работников и опыт работы на рынке. Для опыта была установлена значимость в 60%, обеспеченности персоналом – 40%.
Компания с наибольшим опытом среди всех участников проработала на рынке 10 лет. Оценивается предложение участника с опытом 5 лет так: 0,6*100*(5/10)=30.
Компания получает 30 баллов по данному показателю. Тогда как самый опытный поставщик – 60 баллов: (0,6*100*1).
Если во всех заявках одинаковое значение по определенному критерию, то он не учитывается при определении победителя.
Таким образом, при проведении государственной закупки через конкурс заказчик должен определиться с применяемой им системой оценки и разработать критерии оценки предложений от участников. При этом необходимо ориентироваться не только на нормы 44-ФЗ, но и на Постановление Правительства №1085 от 2013 года.
Различают две группы критериев: стоимостные и нестоимостные. Первые включают цену товара и прочие затраты, которые предполагает закупка данного товара в ходе его эксплуатации. Нестоимостные критерии связаны с качественными характеристиками поставки и с поставщиком. Каждому критерию присваивается свой коэффициент значимости. Цена всегда имеет значимый вес при оценке заявки участника и должна присутствовать во всех оценках предложений. Все критерии оценки конкурса, используемые заказчиком, должны обязательно отображаться в конкурсной документации. При выборе поставщика-победителя заказчику нужно использовать не менее 2 критериев. Сумма значимости всех используемых критериев составляет 100%.
Сертификат, как подтверждение деловой репутации
Недобросовестные участники научились подделывать благодарственные письма, поэтому куда более весомым критерием является известность поставщика в профессиональных кругах и признание его добропорядочной работы. Поэтому заказчик вправе указать в документации требование о наличии сертификата.
Сертификат получают в зарегистрированной Росстандартом системе добровольной сертификации (СДС) с зарегистрированным номером. Чтобы его получить участник должен обратиться в организацию по сертификации с определенным пакетом документов (учредительные, сведения о сотрудниках, копии выполненных контрактов и др.).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет мониторинг зарегистрированных предприятий. Каждая организация имеет внутренний порядок и свод правил по предоставлению и цене услуги (в среднем от 10 рабочих дней с ценой более 100 тысяч руб.). Сертификация предполагает выезд специалистов на место, проведение экспертизы данных на полноту и достоверность, а также расчет итоговой оценки.
Опыт и деловая репутация определяются на основании утвержденных на сегодняшний день национальных стандартов для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных областях:
- общие положения (ГОСТ Р 66.0.01-2015);
- архитектурно-строительное проектирование (ГОСТ Р 66.1.01-2015);
- инженерные изыскания (ГОСТ Р 66.1.02-2015);
- стаж и репутация строительных предприятий и фирм проектирования (ГОСТ Р 66.1.03-2016;
- производство и продажа пожарно-технической продукции (ГОСТ Р 66.9.01-2015);
- предоставление услуг по пожарной безопасности объектов (ГОСТ Р 66.9.02-2015);
- услуги по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов (ГОСТ Р 66.9.03-2016).
Мнения о предоставлении сертификатов в составе заявки разделилось:
- Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 г. № 13АП-31280/15 требование о наличии сертификатов признано правомерным.
- Минэкономразвития дало пояснения, что госзаказчик не может требовать от участников наличия индекса деловой репутации, рассчитанного организацией, аккредитованной в системе добровольной сертификации. Согласно 44-ФЗ, оценка делового опыта получать сертификат не обязывает. Получение документа требует много времени и финансов и ограничивает участие в закупках (письмо Минэкономразвития от 19.01.2017 г. № ОГ-Д28-761).
Более актуальной информацией по этой же теме является статья на сайте «КонсультантПлюс» под названием «ВС разобрался, какие документы можно запросить для оценки деловой репутации при госзакупках» от 2 декабря 2019 г.
Заказчик в составе документации запросил предоставить копию сертификата, подтвердив его действительность двумя системами добровольной сертификации. Участник направил обращение о несогласии с применяемым порядком оценки заявок. Мнения снова разделились:
- Контрольный орган и окружной суд расценили действия заказчика, как ограничение конкуренции, т.к. извещение было размещено за 7 дней до запроса предложений, а этого периода недостаточно для получения документа. Кроме этого, заказчик не вправе был указывать конкретные СДС, т.к. можно использовать системы, разработанные другими организациями. Также отсутствие сертификата не означает, что участник не способен выполнить условия контракта профессионально и добросовестно.
- Верховный суд трактовал иначе. Представление копии сертификата не было обязательным условием для участия в запросе предложений. Оно выступало одним из критериев оценки участников. Никому не было отказано в участии из-за того, что не был представлен данный документ.
Также Верховный суд отметил:
- контрольный орган не доказал, что указание 2-х конкретных систем добровольной сертификации ограничило конкуренцию;
- отсутствие сертификата у участника на дату размещения извещения не значит, что запрашивать его нельзя.
Цели предквалификационной оценки
Проверка участников является выгодной для заказчиков, потому что:
- снижается риск неисполнения работ со стороны поставщика (отбираются лучшие соискатели для участия в торгах);
- экономится время на закупку(отпадает надобность проводить отбор для каждой закупки, так как достойные претенденты уже выбраны);
- повышается гласность закупки(поучаствовать в предквалификационном отборе может любой поставщик, желающий поработать с данным заказчиком, в дальнейшем среди отобранных претендентов заказчик будет проводить закупки);
- развивается добросовестная конкуренция(чтобы выиграть закупку, участник заранее должен быть проверен на квалификацию, тем самым он доказывает свое соответствие установленным требованиям; в последствии лучший соискатель выигрывает заказ, и с ним заключается договор);
- рациональное расходование бюджета(квалифицированные поставщики предлагают свои цены, из которых организатор выбирает наиболее выгодную для себя);
- закупка качественных ТРУ в установленный срок (что обеспечивает непрерывность производственного процесса на предприятии заказчика).
Как оцениваются нестоимостные критерии
Например, заказчик оценивает заявки по «кредиторской задолженности». В данном случае чем ниже значение, тем более высокий балл получает участник. На участие в конкурсе поступило две заявки:
- Заявка №1 – величина кредиторской задолженности – 100 тыс. р.
- Заявка №2 – величина кредиторской задолженности – 150 тыс. р.
Первый участник получит 100000 / 100000 * 100 = 100 баллов.
Второй – 100000 / 150000 * 100 = 66,7 балла.
Критерий значимости данного параметра установлен, как 0,4. Значит, участники получат:
- Первый участник – 40 баллов (100 * 0,4).
- Второй участник – 26,7 балла (66,7 * 0,4).
Заявки в части нестоимостных критериев могут оцениваться и по-другому. Например, заказчик установил требование о наличии опыта реализации как минимум 10 аналогичных контрактов. Тогда все участники, которые реализовали 10, 20, 40 аналогичных контрактов, получат одинаковое количество баллов.
Например, если заказчик учитывает численность персонала, шкала может быть следующей:
- До 10 сотрудников – 0 баллов.
- От 10-50 сотрудников – 30 баллов.
- От 50-100 сотрудников – 60 баллов.
- Более 100 сотрудников – 100 баллов.
Как подтвердить навыки
В закупочной документации заказчик устанавливает конкретные правила по подтверждению имеющихся у участника навыков. Инструкция, как подтвердить опыт работы по 44-ФЗ, зависит от процедуры:
- В электронном аукционе документы направляются на электронную площадку заранее и в составе вторых частей участники их не передают. Этот процесс регулирует постановление правительства № 1202 от 14.09.2019.
- В конкурсных процедурах документы, подтверждающие опыт, предоставляются в составе заявки.
Подтверждением наличия необходимых навыков будут, в том числе:
- копии исполненных соглашений;
- копии приемо-сдаточных документов, которыми подытоживались исполненные соглашения;
- экспертные заключения, составленные по результатам исполнения ранее заключенных соглашений.
Госзаказчик самостоятельно указывает в закупочной документации, какие документы для подтверждения опыта работы по 44 ФЗ ему требуются.
Необходимо помнить, что исполнение не любого госконтракта докажет госзаказчику соответствие имеющихся у претендента навыков требованиям закупки. Участник подтверждает выполнение аналогичных контрактов, то есть контрактов, чей объект имеет тот же код по ОКПД2, что и объект проводимой закупки
Навыки, которые не являются аналогичными проводимой закупке, не принимаются во внимание, сведения о них отсеиваются заказчиком
Важно учитывать, какие контракты для опыта по 44-ФЗ допустимы: это не обязательно безупречно исполненные сделки. Претендент вправе предъявить и те, по которым имелись какие-то нарекания со стороны заказчиков, но такой стаж оценивается ниже и принесет в итоге меньше баллов
Плюсы и минусы открытого конкурса
Для обеих сторон закупочной деятельности открытый конкурс несет как определенные преимущества, так и недостатки.
Хорош этот способ определения поставщика тем, что у заказчика больше критериев отбора, чем, скажем, при электронном аукционе, где он вынужден руководствоваться лишь ценой. Например, заказчик может отдать предпочтение более опытному и квалифицированному исполнителю, предложившим чуть более высокую цену.
Процедура открытого конкурса проводится без посредников, то есть участник напрямую обращается к заказчику. Это исключает необходимость аккредитации на торговых площадках, а также связанные с процедурой электронных торгов технические риски.
Однако недостатков у открытого конкурса гораздо больше. Во-первых, это довольно сложная и многоэтапная процедура. С этим связана возможность возникновения ошибок и, соответственно, претензий со стороны проверяющих органов. К слову, вопросы могут возникнуть, в первую очередь, к выбору метода определения поставщика, ведь для проведения открытого конкурса есть ряд ограничений.
Во-вторых, в отличие от электронного аукциона, открытый конкурс не настолько прозрачен. В-третьих, у заказчика появляются дополнительные обязанности. Например, он должен регистрировать заявки и обеспечивать их сохранность. Ну и, наконец, открытый конкурс – процедуры довольно длительная, если сравнивать ее с запросом котировок, предложений или закупкой у единственного поставщика.