Правила нормирования в сфере закупок

Разработка ведомственных правовых актов

В мае 2015 года правительством РФ было принято постановление, которым утверждены требования к локальным правовым актам, определяющим порядок нормирования в сфере закупок.

Согласно указанному постановлению, нормирование закупок каждой бюджетной структурой должно осуществляться в соответствии с собственными правилами.

Но в этих правилах обязательно должны быть урегулированы следующие вопросы:

  • требования к потребительским свойствам закупаемых РТУ;
  • порядок применения классификатора продукции по видам экономической деятельности;
  • порядок определения численности работников;
  • согласование нормативов.

Также в правовом акте необходимо предусмотреть ряд процедурных вопросов, связанных со вступлением в силу локальных актов, их изменением и прекращением их действия.

Должностная инструкция

У Заказчика есть 3 пути, по которым он может назначить контрактного управляющего:

  1. Принять на это место нового сотрудника и заключить с ним трудовой договор. Либо оформить сотрудника на другую должность, но со схожими обязанностями и функциями.
  2. Перевести штатного работника на должность управляющего (или аналогичную должность) и заключить с ним соглашение об изменении условий трудового договора.
  3. Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ лицу полагается доплата, а в его должностную инструкцию вносятся необходимые корректировки).

При назначении управляющего заказчик действует последовательно:

  • Новая должность вносится в штатное расписание;
  • Готовится должностная инструкция контрактного управляющего;
  • Издается приказ о назначении должностного лица, отвечающего за закупки (т.е. контрактный управляющий).

Должностная инструкция контрактного управляющего — это внутренний документ заказчика. В нем прописываются требования, права и обязанности сторон. Документ обозначает сферу ответственности сотрудника и его полномочия.

Инструкция состоит из следующих разделов:

  • Общие положения: порядок принятия на должность, порядок увольнения, общие сведения о должности и требования к управляющему;
  • Функции: общие функции для должностного лица;
  • Обязанности: действия управляющего;
  • Права: объем прав сотрудника;
  • Ответственность: что предусмотрено за правонарушения;
  • Заключительные положения: ссылки на профстандарты, порядок внесения корректировок в должностную инструкцию.

Нормирование для бюджетных учреждений по закону № 223-ФЗ

Бюджетное учреждение принадлежит к группе заказчиков, которые могут проводить торги:

  • по закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ);
  • закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).

О разнице в процедуре закупок по этим законам читайте в нашей статье.

Важно! Закупки бюджетных учреждений и других заказчиков в рамках закона № 223-ФЗ нормированию не подлежат. По закону № 223-ФЗ, т. е

без нормирования, бюджетное учреждение может приобретать продукцию, работу, услуги за счет:

По закону № 223-ФЗ, т. е. без нормирования, бюджетное учреждение может приобретать продукцию, работу, услуги за счет:

  • пожертвований, грантов, субсидий, денежных средств, полученных в дар или по завещанию;
  • самостоятельно заработанных в ходе своей деятельности денег (исключение — оказание медпомощи по обязательному медстрахованию);
  • средств, полученных в качестве исполнителя контракта, в случае приобретения у третьих лиц продукции, необходимой для выполнения госконтракта.

Обратите внимание! Для проведения этих закупок учреждение должно иметь положение о закупке, опубликованное в Единой информационной системе (п. 4 ч

2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, который осуществляет полномочия учредителя. В зависимости от того, кем создано бюджетное учреждение, им может быть федеральный или региональный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления (п. 3 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ). Например, в отношении федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте РФ» такие функции выполняет Министерство юстиции РФ.

Как формируются правила нормирования

Федеральная контрактная система устанавливает основные цели нормирования в сфере закупок — контроль над нецелевыми и избыточными заказами. Для реализации этих целей утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). После этого определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).

Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором — обязательный перечень, на третьем — ведомственный.

Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему, исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.

Статья 19. Нормирование в сфере закупок

Шпаргалка по экономике социальной сферы РФ | Шпаргалка | 2016 | Россия | doc | 0.08 Мб

•Социальная сфера • Состав и структура соцсферы • Сметный метод финансирования учреждений соцсферы • Основные экономические статьи расходов учреждения здравоохранения • Медицинское страхование •

Развитие страхования в сфере туризма Кузнецова Надежда Васильевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутск — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 6.72 Мб

Специальность 08.00.10 — Финансы,, денежное обращение и кредит

Рассмотрение вопросов страхования, в том числе для отдельных видов хозяйственной деятельности, приобретает особую важность в последнее

Влияние человеческого фактора на эффективность деятельности предприятий сферы услуг Демчук Ольга Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук | Диссертация | 2004 | docx/pdf | 5.7 Мб

Специальность 08.00.01. — Экономическая теория

Челябинск — 2004 ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ УСЛУГ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14 1.1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике России 14

Лексика сферы бизнеса в современном английском языке Моргунова Марина Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 6.81 Мб

Специальность 10. 02.04. — германские языки. Введение 4 Глава 1. Теоретические основы исследования 10 §1. Исследования в области специальной лексики 10 I. I. Основная проблематика исследований 11

Международное сотрудничество в сфере контроля над оборотом наркотиков: социально-политические аспекты Федулов Александр Викторович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 3.17 Мб

Специальность 23.00.04 — политические проблемы международных отношений и глобального развития. Введение 3 Глава 1. Транснациональная сущность проблемы наркотизации 14 §1. Наркотизм как угроза

Правове регулювання відносин у сфері державного боргу. Лекція | Лекция | | Украина | docx | 0.13 Мб

1. Зміст державного боргу. Співвідношення категорій «державний борг» та «державний кредит» Оприлюднення інформації про Державний борг 2. Субєкти правовідносин в сфері жержавного боргу Держава

Экономика в торговле | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.27 Мб

1. Предмет объект содержание и задачи курса экономика отрасли 3. Термины и определения используемые в экономике отрасли (торговли, общественного питания) 4. Отраслевые единицы потребительской сферы:

Ответы на гос.экзамен — Менеджмент организации | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 1.34 Мб

1. Сущность и состав основного капитала. Структура основных фондов. 2 . Учет и оценка основных фондов. 3. Износ основных фондов. Виды износов. 4. Амортизация. Методы начисления амортизации. Порядок

Cовременный русский язык. Ответы к экзамену | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.12 Мб

Термин «современный русский литературный язык». Русский язык – язык русской нации. Русский язык как средство межнационального общения народов СНГ. Место русского языка среди др. языков мира. Русский

Концептуальные, законодательные и правоприменительные проблемы в сфере заключения, изменения и прекращения договоров в российском гражданском праве Овдиенко Евгений Борисович | Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 4.2 Мб

Специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Актуальность темы исследования. В российской юридической литературе по

Как контролируется

Проверка соблюдения нормативных правил в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных контрактных служб, управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений и операторов электронных площадок (п. 2 ст. 99 44-ФЗ). Контроль на государственном и муниципальном уровнях осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность и правильность составления и ведения отчетности.

Ответственность за нарушение несут должностные лица. Планы-графики заказчиков должны содержать приложения с включенным обоснованием закупок, в котором указываются конкретная цель закупки и реквизиты акта о нормировании.

Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Обязанности контрактного управляющего прописаны в ч.4 ст.38 44-ФЗ:

  1. Разработка плана-графика и изменений для внесения в план-график, публикация данных сведений в ЕИС.
  2. Подготовка и отправка в ЕИС извещений о проведении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений на участие в выборе поставщика закрытыми способами.
  3. Ведение закупок и заключение контрактов.
  4. Принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании итогов выбора исполнителей и подготовка информации для выполнения претензионно-исковой работы.
  5. Проведение необходимых консультаций с поставщиками на этапе планирования закупок и участие в них с целью анализа конкурентной среды на соответствующих рынках ТРУ, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  6. И другие обязанности по 44-ФЗ.

С полным списком функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) можно ознакомиться в Разделе II типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 г. № 631.

Ответственность должностного лица по 44-ФЗ

По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.

Согласно ч.2 ст.12 44-ФЗ для должностных лиц заказчиков предусмотрена персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, провинившиеся по законодательству РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

Последние изменения

С 23.12.2020 обновились требования к приобретаемым отдельным видам товаров, работ и услуг (ПП РФ № 2062 от 09.12.2020). По новым правилам обновлены и приведены в соответствие с ПП РФ 1084 условия по закупкам продукции из постановления правительства РФ № 927 от 02.09.2015. Это необходимо в связи с установлением предельных максимальных значений цен, которые применяют при закупках подвижной связи, планшетных компьютеров, ноутбуков и SIM-карт с услугой интернет-провайдера по передаче данных с использованием сети Интернет. На обновления влияет и запрет на приобретение автотранспортных средств с персональным закреплением для категорий государственных служащих, замещающих должности заместителя руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, и ограничения по приобретению подвижной связи, планшетных компьютеров и ноутбуков для определенных категорий государственных служащих.

А с 05 декабря вступило в силу постановление правительства № 1913 от 24.11.2020, которое дополнило методику, утвержденную постановлением правительства № 1084 от 20.10.2014, о правилах определения нормативных затрат. Таким образом, в 2021 году нормирование в сфере закупок — это 44-ФЗ, ПП РФ № 1913 и ПП РФ № 1084.

Теперь, если есть решение руководителя федерального госоргана, допускается не применять нормативы из приложения № 1-1(2) к постановлению № 1084 при определении нормативных затрат, которые предусмотрены п. 24, 26-271 методики для обеспечения функций и полномочий при выполнении должностных обязанностей гражданскими служащими в дистанционном режиме.

В этих же дополнениях прописано, что нормативы цен для обеспечения функций и полномочий при выполнении должностных обязанностей гражданскими служащими в дистанционном режиме не превышают минимальные значения цены из приложений № 1-1(2) к методике.

И еще в методику добавили таблицу с пояснениями, кто должен делать нормирование по 44-ФЗ, — учреждения с обеспечением функций федеральных госорганов, органов управления ГВБФ, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, Росатома, Роскосмоса и подведомственных им организаций. Эти нормативы придется применять при расчете нормативных затрат на покупку офисной мебели.

из КонсультантПлюс

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как нормируются госзакупки в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Положения закона

Действующая редакция 44-ФЗ устанавливает обязанность федеральной или муниципальной структуры – заказчика при планировании своих закупок руководствоваться регламентированными нормативами, которые предоставляют возможность закупать работы, товары, услуги (РТУ) в объемах, согласующихся с реальными нуждами данных государственных и муниципальных учреждений.

Также должен осуществляться контроль над качеством закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ или услуг.

Для достижения поставленной цели 44-ФЗ обязывает заказчика при определении нормативов закупок опираться на два основных постулата:

  1. В каждом государственном и муниципальном учреждении должен быть разработан правовой акт – положение о нормировании, которое бы определяло все процедуры, связанные с определением норм и обеспечением их соблюдения.
  2. По ряду некоторых планируемых затрат государственные и муниципальные структуры должны строго придерживаться правил нормирования, разработанных Правительством РФ.

Требования к правовым локальным актам, которые должны быть приняты каждым заказчиком по первому пункту, устанавливаются правительством РФ.

Соответственно, до тех пор, пока правительство не разработает и официально не введет в действие два подзаконных акта, нормы статьи 19 Федерального закона о закупках, обязывающей придерживаться правил нормирования при осуществлении закупочной деятельности, фактически невозможно исполнить.

В самом документе указано, что он вступает в силу с января 2016 года. Также в связи с тем, что новая редакция статьи 19 вступила в силу только с января 2016 года, обязанность руководствоваться октябрьским положением правительства у субъектов хозяйствования возникла только в 2016 году.

Порядок нормирования

Согласно новой редакции статьи 19, нормирование закупок по 44-ФЗ должно происходить следующим образом:

  • на основании федеральных правовых актов каждая бюджетная структура утверждает собственные правила нормирования в сфере закупок. Эти правила публикуются на официальном сайте закупок;
  • руководствуясь собственными нормами, заказчики составляют план закупок и также публикуют этот план в открытом доступе.

В соответствии с указанным алгоритмом, утвержденные в 2016 году нормативы начнут действовать с января 2017 года (за исключением нормативных затрат на приобретение товаров, порядок расчета которых определен постановлением № 1084).

Основные требования положения о нормативных затратах

В соответствии с принятым положением, определяющим порядок нормирования при госзакупках, государственные и муниципальные структуры должны придерживаться следующих основных правил:

  • все затраты могут рассчитываться, только исходя из объемов бюджетного финансирования для конкретного субъекта;
  • кодировка затрат должна выполняться в соответствии с кодами бюджетной классификации;
  • нормативы рассчитываются исходя из основных показателей деятельности той или иной структуры (численность сотрудников, сроки службы основных фондов, остатки материальных запасов, территориальное расположение).

Этим же положением закрепляются следующие виды нормативных затрат, в рамках которых осуществляется снабжение заказчиков по 44 ФЗ:

  • ГСМ;
  • формирование материального резерва;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • развитие и внедрение коммуникационных технологий;
  • капитальный ремонт основных фондов;
  • дополнительное образование сотрудников;
  • товары, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

В положении дается расшифровка по каждому из этих пунктов. Также в данном нормативном акте есть формулы для расчета численности работников, без сведений о которой невозможно определить нормативы по многим основным статьям затрат.

Но также есть и оговорка, что субъекты имеют право отойти от указанных формул, обосновав необходимость применения других расчетов.

Задачи специалиста

Главной задачей контрактного управляющего является организация и контроль закупок. Работа начинается с планирования и заканчивается контролем исполнения всех этапов контрактных работ и анализом эффективности результатов закупки. Деятельность сотрудника охватывает весь закупочный цикл, включая разрешение спорных ситуаций с поставщиками и госструктурами.

Вторая задача – работа по закону. Свои действия и решения специалист должен основывать на знаниях Конституции РФ, 44-ФЗ, ГК РФ, Бюджетного кодекса, НПА о контрактной системе, положения о контрактном управляющем, иных НПА РФ. Он должен быть грамотным и компетентным.

Третья задача появляется после выполнения первых двух задач: заключать контракты по максимально выгодным условиям. Сотрудник организует закупки с целью приобрести необходимые ТРУ по выгодной работодателю цене.

Контрактный управляющий должен совмещать все 3 задачи: экономия бюджетных средств при приобретении необходимых товаров, работ и услуг, организованной по правилам действующего законодательства.

Обоснование

Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) (далее — Закона N 44-ФЗ) электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

 Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (ч. 10 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Так, частью 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

Поиск вакансии

Где размещают вакансии контрактного управляющего? Разобраться в этом вопросе будет несложно. Для начала промониторьте популярные сайты по поиску работы: www.hh.ru; www.superjob.ru; www.rabota.ru; www.job.ru; www.avito.ru.

Кроме этого заказчики размещают объявления о поиске сотрудников на своих сайтах. Также можно зайти на сайты администраций.

Реже, но можно встретить такие объявления на специализированных форумах по госзаказам или в тематических группах и группах в соцсетях.

В организациях заказчиков часто происходит «текучка кадров». Сегодня на должности контрактного управляющего работает один человек, а завтра уже назначен другой. Это может быть новичок с соответствующим образованием. С первого дня работы ему предстоит с головой погрузиться в сферу госзаказа и разобраться во многих тонкостях и сложностях.

Если в учреждении заказчика предусмотрена только одна должность управляющего, то новичку не у кого будет спросить совета, коллеги не смогут ему ничем помочь. Контрактный управляющий должен быть «подкован» в теории и практике, вести «от и до» процесс закупки, уметь отстаивать интересы своего работодателя, например, в ФАС.

Какие документы о нормировании в сфере закупок по закону №44-ФЗ принимаются на муниципальном уровне

Местная администрация должна установить правила нормирования.

Муниципальные органы на основании правил нормирования обязаны утвердить хотя бы один из следующих актов:

  • требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями товарам (работам, услугам);
  • нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений.

Принятые акты необходимо разместить в ЕИС.

Муниципальные заказчики, не являющиеся муниципальными органами, документы о нормировании не разрабатывают.

Читать обзор полностью в КонсультантПлюс

Пример распоряжения на утверждение правил нормирования:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector