Мониторинг в сфере закупок по 44-фз: порядок проведения, цели, сводный аналитический отчет с результатами

Содержание:

Цели оценки

Мониторинг закупок осуществляется в целях:

оценки уровня достижения целей, обозначенных в соответствии со ст. 13 ФЗ № 44
. Напомним, речь идет о реализации мероприятий, которые закреплены в государственных программах, исполнении международных обязательств, исполнении функций и полномочий государственных органов власти;

  • анализа обоснованности торгов в соответствии с требованиями статьи 18 44-ФЗ. При составлении и размещении планов-графиков, например, обоснованию подлежат начальная максимальная цена контракта, способ определения поставщика, а также дополнительные, предъявляемые к нему требования;
  • установления эффективности обеспечения нужд государства и муниципалитета.

Необходимо отметить, что еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование законодательства в сфере осуществления торгов.

Контрактная система

Мониторинг закупок

Навигатор

Представление:

Всего документов: 21

Отчёт

Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,…

Отчёт

Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2020 года

Отчёт

Аналитический отчёт по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,…

Дата публикации: 31.07.2020

Отчёт

Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2019 году

Дата публикации: 03.07.2020

Отчёт

Сводный аналитический отчёт по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфер…

Дата публикации: 29.05.2020

Отчёт

Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо…

Дата публикации: 31.10.2019

Отчёт

Результаты мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2019 года

Дата публикации: 30.08.2019

Отчёт

Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо…

Дата публикации: 31.07.2019

Отчёт

Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо…

Дата публикации: 06.05.2019

Отчёт

Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфер…

Дата публикации: 30.04.2019

Контроль общественности

Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.

В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:

  • дать независимую оценку итогам закупки;
  • запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
  • если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.

Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.

Как проводят мониторинг

Через личный кабинет в ЕИС сообщите уполномоченному органу, что разместили планы закупки, изменения или годовой отчет. Об этом сказано в пункте  5 Положения о мониторинге. Воспользуйтесь разделом 4.7.3 Руководства пользователя ЕИС 223-ФЗ.Мониторинг планов закупок и годовых отчетов корпорация или орган исполнительной власти региона проведут за пять дней, изменений – за три дня. Сроки установлены в пункте 8 Положения о мониторинге.Проверку пройдете, если:

  • годовые объемы закупок у МСП в плане закупок соответствуют объемам, которые установило Правительство РФ в пунктах  5 и 5.1 Положения № 1352;
  • раздел плана закупок у МСП совпадает с Перечнем товаров, работ и услуг, которые закупаете у малого и среднего бизнеса. Если Перечня нет – утвердите, иначе получите уведомление;
  • план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарств не меньше объемов, которые установило Правительство РФ. Проверяют конкретных заказчиков по Перечню из распоряжения Правительства от 21.03.2016 № 475-р;
  • соблюдаете объемы, которые установило Правительство РФ, когда меняете раздел Плана о закупках у МСП;
  • соблюдаете требования Правительства РФ к содержанию отчетов.

Такие правила прописаны в частях 5, 6, 7, 8, 9 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ и в пункте 11 Положения о мониторинге.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ПОРЯДКУ ПОДГОТОВКИ СВОДНОГО АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА, ФОРМИРУЕМОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Постановления Правительства РФ )

1. Сводный аналитический отчет, формируемый по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее соответственно — сводный аналитический отчет, мониторинг, закупка, Федеральный закон), должен содержать в систематизированном виде информацию о закупках, в том числе:

а) о планировании закупок;

б) об осуществлении закупок;

в) о результатах контроля в сфере закупок;

г) об оценке эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (в ред. Постановления Правительства РФ )

д) о мерах по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

2. Сводный аналитический отчет подготавливается по итогам календарного года (далее — отчетный год) посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов-графиков, в соответствии с Правилами осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». (в ред. Постановления Правительства РФ )

3. Сводный аналитический отчет представляется в Правительство Российской Федерации, а также размещается в единой информационной системе до 30 мая года, следующего за отчетным годом. (в ред. Постановления Правительства РФ )

Кто проводит оценку и мониторинг

Оценку и мониторинг проводят:

  • Федеральная корпорация по развитию МСП;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • организации, которые создали власти субъектов РФ.

Такой порядок прописан в пункте 2 части 8.2 статьи 3, частях 3 и 4 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ.Правила, по которым оценивают и мониторят планы закупок, регулируют положения из постановления Правительства от 29.10.2015 № 1169, далее – Постановление № 1169. А именно:

  • Положение о мониторинге;
  • Положение об оценке;
  • Положение о приостановке планов.

Постановлением от 11.12.2014 № 1352 Правительство РФ утвердило Положение об участии МСП в закупках, далее – Положение № 1352.

Сущность и нормативно-правовая база

Мониторинг госзакупок — это комплексная система наблюдения в сфере тендеров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные инструменты такие:

  • сбор;
  • обобщение;
  • систематизирование;
  • аналитическая оценка полученной информации.

Аккумулируют информацию непрерывно и систематично.

Не путайте мониторинг с контролем. Задача первого — наблюдение для последующего информационного анализа и выявления эффективности, целесообразности и обоснованности проводимых закупочных процедур, а не механизация финансово-контрольных мероприятий.

Процедуры наблюдения на законодательном уровне регулируются положениями ст. 97 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1193 от 03.11.2015, которым утверждены правила проведения мониторинга централизованных закупок.

Цели проводимых проверок

Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:

  • оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных органов власти, и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
  • оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий, предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
  • осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в сфере закупок, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.

То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.

Какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок

Постановление Правительства №728 от 26.08.2013 года назначает Минфин РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы. В его обязанности входит публикация ежеквартального отчета о результатах мониторинга закупок. Размещается он в ЕИС (пп №1193 от 03.11 2015 года) не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, кроме четвертого (до 01 марта следующего года).

Руководство пользователя. Подсистема Мониторинг закупок Скачать руководство

Также для удобства отчет размещают на сайте Министерства финансов в течение месяца с момента окончания анализируемого периода. В отчете представлена информация по трем уровням заказчика (федералы, субъекты и муниципалы). Отчет, помимо прочего, содержит данные о планировании и осуществлении закупок, о результатах контроля. Заказчики в отчете структурированы. Мы можем видеть закупки в разрезе отраслей, в форме сравнения с предыдущими кварталами. Также размещению в ЕИС подлежит сводный отчет по итогам года. Он публикуется до 30 апреля года, следующего за отчетным, и содержит информацию об оценке эффективности закупок.

Заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны закупать часть товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Уполномоченные органы проверяют, как организации исполняют требование. В рамках проверки оценивают проекты планов закупки, проводят мониторинг планов в ЕИС. Контролеры проверяют заказчиков из перечней, которые утвердило Правительство.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

О МОНИТОРИНГЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Постановлений Правительства РФ , , )

В соответствии с Федеральным «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1193

Периодичность проведения проверок

Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. При этом плановый контроль, в соответствии с п. 13 ст. 99 ФЗ № 44, может проводиться не чаще 1 раза в полгода. В том случае, если в ходе проверки оценивается деятельность специализированных организаций или комиссий по осуществлению закупки, она может проводиться не чаще 1 раза за период, в течение которого определяется исполнитель условий контракта.

Основаниями для проведения проверки, не предусмотренной планом, могут стать:

  • получение жалобы на действия (бездействие) организатора закупки — ее может подать потенциальный участник закупки или представитель объединения, осуществляющего самостоятельно общественный контроль;
  • получение информации о том, что информация о закупке нарушает требования действующего законодательства;
  • окончание срока, отведенного заказчику на устранение ранее выявленных нарушений.

***

Итак, осуществление контроля в сфере закупок позволяет обеспечить проведение торгов и аукционов с соблюдением требований действующего законодательства. Реализацией всех необходимых мероприятий занимаются представители уполномоченных органов исполнительной власти федерального и муниципального уровня. Проверки могут проводиться как в соответствии с заранее подготовленным графиком с соблюдением установленной законом периодичности, так и внепланово (при наличии объективных причин для выполнения контролирующих мероприятий).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Цели и результаты функционирования системы

Как результат эта важная экономическая система позволяет эффективно совершенствовать существующее российское законодательство, своевременно корректировать правовые акты, касающиеся контрактной сферы.

Результаты проводимого мониторинга каждый год оформляются специальным способом. Для этого создается аналитический сводный отчет. Выполняется он по распоряжению правительства страны.

В данном документе:

  • формируется объективная оценка обеспечения государственных нужд и требований муниципалитетов;
  • эффективно назначаются меры и выдвигаются варианты, направленные на улучшение и совершенствование законодательных актов из данной категории;
  • совершается попытка скорректировать особенности контрактной системы в сфере закупок.

Данный документ не является закрытым или секретным. Аналитический отчет, в котором сведены все результаты, размещается в единой информационной системе.

Внедрение такого рычага менеджмента в сферу государственных и муниципальных организаций имеет большую важность. Как минимум он позволяет систематизировать весь информационный поток, относящийся к этой экономической области

Постоянный контроль в данной сфере дает уникальную возможность эффективно модернизировать законодательство, постоянно адаптируя его под современные реалии и нужды.

Утвердят единый порядок мониторинга

На сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал проект постановления правительства, по которому в 2021-2022 произойдет переход на единый порядок мониторинга как для Федеральной контрактной системы, так и для заказов отдельными видами юридических лиц в рамках 223-ФЗ. Новые правила заменят действующий порядок аналитики заказа исключительно по 44-ФЗ.

Основные цели мониторинга закупок по 44-ФЗ — правовой контроль над закупочной деятельностью заказчика и целевым расходованием бюджетных средств

(ст. 13

,

18 44-ФЗ

).

По плану, за проведение контроля отвечает Министерство финансов, используя открытые сведения Единой информационной системы. Информацию для анализа предоставляют и другие ведомства — Федеральное казначейство, ФАС, Минпромторг. После проведения аналитических процедур Минфин подготовит отчетность, в которой сравнит плановые и фактические показатели закупочной деятельности и достижение минимальной доли госзакупок заказчиками. При необходимости в сводный отчет включат мероприятия по совершенствованию законодательства о госзакупках.

Каковы сроки проведения проверок?

Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.

Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:

– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;

– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).

В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.

Какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок

Постановление Правительства №728 от 26.08.2013 года назначает Минфин РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы. В его обязанности входит публикация ежеквартального отчета о результатах мониторинга закупок. Размещается он в ЕИС (пп №1193 от 03.11 2015 года) не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, кроме четвертого (до 01 марта следующего года).

Также для удобства отчет размещают на сайте Министерства финансов в течение месяца с момента окончания анализируемого периода. В отчете представлена информация по трем уровням заказчика (федералы, субъекты и муниципалы). Отчет, помимо прочего, содержит данные о планировании и осуществлении закупок, о результатах контроля. Заказчики в отчете структурированы. Мы можем видеть закупки в разрезе отраслей, в форме сравнения с предыдущими кварталами. Также размещению в ЕИС подлежит сводный отчет по итогам года. Он публикуется до 30 апреля года, следующего за отчетным, и содержит информацию об оценке эффективности закупок.

Заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны закупать часть товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Уполномоченные органы проверяют, как организации исполняют требование. В рамках проверки оценивают проекты планов закупки, проводят мониторинг планов в ЕИС. Контролеры проверяют заказчиков из перечней, которые утвердило Правительство. Как действовать, если попали в такой перечень, читайте в статье.

Надзорным органом в сфере закупок является ФАС.

Как готовят сводный аналитический отчет

Годовой мониторинг закупок представляет собой сводный аналитический отчет. Он публикуется ежегодно.

До 1 ноября отчетного периода федеральные органы, которые регулируют исполнение нормативов контрактной системы, разрабатывают структуру сводного аналитического отчета, в предмете которого отмечают краткое содержание разделов, подразделов и приложений по п. 1 Постановления Правительства от 03.11.2015 № 1193.

ФАС и прочие регулирующие органы согласовывают этот проект структуры сводного документа в срок до 1 декабря отчетного периода.

Разработка проекта аналитического отчета производится в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, а до 15 апреля осуществляется итоговое согласование проекта.

Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

1. Сводный аналитический отчет, формируемый по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее соответственно — сводный аналитический отчет, мониторинг, закупка, Федеральный закон), должен содержать в систематизированном виде информацию о закупках, в том числе:

а) о планировании закупок;

б) об осуществлении закупок;

в) о результатах контроля в сфере закупок;

г) об оценке эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1906 .

д) о мерах по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

2. Сводный аналитический отчет подготавливается по итогам календарного года (далее — отчетный год) посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов-графиков, в соответствии с Правилами осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»..(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1906 .

3. Сводный аналитический отчет представляется в Правительство Российской Федерации, а также размещается в единой информационной системе до 30 мая года, следующего за отчетным годом.(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1906 .

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

Как и кем осуществляется мониторинг в сфере закупок, что оценивается, кто и какую информацию должен представлять в орган мониторинга закупок — об этом в нашей статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector