Обязательные общественные обсуждения закупок по нормам 44-фз: порядок и сроки проведения

Определение термина «публичные слушания»

Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.

Организаторы и инициаторы

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

  • письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
  • правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
  • предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
  • дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
  • другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний

Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:

  • Конституция РФ. Положения главного нормативно-законодательного акта российского государства неоднократно подтверждают права граждан на местное самоуправление. В частности, ст. 130 предусматривает возможность осуществления МСУ путем прямых форм волеизъявления, одной из которых выступают публичные слушания;
  • №131-ФЗ. Как уже было отмечено выше, определение, принципы и порядок публичных слушаний составляют основное содержание ст. 28 данного Федерального закона;
  • нормативно-правовые акты регионального уровня. В каждом субъекте РФ разработаны и введены в действие собственные законы о МСУ. Например, в столице России необходимость и правила организации публичных слушаний определяются двумя основными документами: Законом №28, который был принят 25.06.2008 года (в ред. от 28.06.2017), и Постановлением столичного Правительства №1258-ПП, датированным 30.12.2008 года (в ред. от 29.05.2018). Аналогичные правовые акты, содержащие положение о публичных слушаниях приняты и в других регионах Российской Федерации;
  • уставы МО, постановления глав МО и решения их представительных органов МСУ. Эти нормативные документы принимаются на местном уровне и не могут противоречить законодательным актам более высокого уровня. Фактически, они мало отличаются от правовых актов, приведенных выше для Москвы, которая является городом федерального значения и отдельным субъектом РФ.

Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:

  • стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
  • происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
  • отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.

Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления

Требования к участникам должны быть обоснованными.

При изучении требований к участникам закупки общественным контролерам рекомендовано обратить внимание на необоснованные квалификационные и иные завышенные требования. Например, при размещении заявки на оказание услуг по производству презентационного ролика в требованиях было указано, что диктор, который будет участвовать в исполнении заказа, должен иметь высшее профессиональное образование по специальности

Однако в России не существует высшего профильного образования по специальности диктор. Следовательно, заказчик предъявил к участникам необоснованные требования.

В качестве пояснения – стихотворение Георгия Остера:

Если вы заказчик и в подрядчики

Выбрали, к примеру, Никанорыча,

Своего усатого приятеля.

Вам в документации закупочной

Надо твердо указать, что в конкурсе

Может только тот принять участие,

У кого висят усы моржовые

И кто сможет показать, что в паспорте

Отчество имеет Никанорович.

Как провести очные слушания

В течение десяти дней после окончания той части, что проходит в ЕИС, проводятся очные публичные слушания. Информацию о них размещают в ЕИС за пять дней до начала. В день проведения слушаний обеспечьте возможность присутствовать на них желающим. Обязательно присутствует руководитель или его заместитель и руководитель контрактной службы или его заместитель. Это указано в п. п. 22, 25 постановления Правительства № 835 от 22.08.2016.

Процесс проходит так:

  • участники, которые присутствуют на слушаниях, высказывают замечания и предложения по тендеру,
  • отвечают и поясняют.

ВАЖНО!

Не забудьте включить аудиозапись.

Кто проводит, и кто принимает участие в общественном обсуждении закупок

Обсуждение проводят заказчики и иные лица проводящие закупки по 44-ФЗ. К ним государственные и муниципальные заказчики, бюджетные и автономные учреждения, юрлица с госучастием, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В качестве оппонентов в общественном обсуждении могут принять участие все желающие – любые физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, представляющие государственные органы, местное самоуправление, общественные организации. Чтобы стать участником обсуждения, необходимо зарегистрироваться в ЕИС в специальной вкладке.

Регистрация в ЕИС участника общественного обсуждения

Обзор документа

С 1 января 2014 г. вводится контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ней с 1 января 2016 г. Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. До этого момента такому обсуждению подлежат закупки при начальной (максимальной) цене контракта свыше 1 млрд руб. Прописан его порядок.

Общественное обсуждение таких закупок обязательно для государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных ими органов и учреждений, а также всех юрлиц, осуществляющих закупки за счет бюджетных средств (субсидий, инвестиций и др.).

Обсуждение проходит в специальном разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Участвовать в нем могут любые лица. Чтобы оставить свои замечания и предложения, надо зарегистрироваться в указанном разделе сайта.

Все поступившие замечания и предложения проходят предварительную проверку на предмет содержания ненормативной лексики (не дольше 1 дня) и только после этого размещаются в открытой части ресурса.

Процедура обсуждения включает 2 этапа. Первый этап начинается с даты размещения заказчиком на сайте плана-графика закупок. Обсуждается информация о закупке, включенная в этот план. Определены сроки обсуждения и реагирования заказчиков на оставленные замечания и предложения. Ответ их автору не только размещается на сайте, но и направляется ему по электронной почте.

По окончании первого этапа проходят очные публичные слушания. Регламентирован порядок их проведения.

Результатом первого этапа может стать отмена закупки или ее продолжение (с учетом поступивших замечаний и предложений или без).

На втором этапе на указанном сайте обсуждают извещение и документацию по закупке. По его итогам определение поставщика отменяется или закупка продолжается (с внесением изменений в извещение и документацию либо без).

Протоколы каждого этапа обсуждения размещаются на сайте и направляются в контролирующие органы.

Общественное обсуждение не проводится в случае повторного конкурса, запроса предложений, а также при закупке у единственного поставщика, если конкурс (аукцион, запрос котировок или предложений) признан несостоявшимся.

Приведенный порядок обсуждения не касается закупок вооружения, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа; закупок с применением закрытых способов определения поставщиков или у единственного поставщика, установленного Президентом или Правительством РФ.

Отметим, что региональные и местные власти могут предусмотреть иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и соответствующий порядок.

Приказ вступает в силу с 1 января 2014 г. и действует до 31 декабря 2015 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Основныеположения

Для начала стоит познакомиться с основными положениямифедерального законодательного акта №44. Действующими лицами в системегосзакупок выступают заказчики (получатели) и поставщики (подрядчики).

Заказчиками выступают муниципальные бюджетные и государственныеучреждения, поставщиками могут быть любые юридические и физические лица, в томчисле и ИП.

К подрядчику предъявляется ряд требований:

  • отсутствие неснятой судимости по экономическим правонарушениям;
  • задолженности по налогам быть не должно;
  • исключается аффилированность с заказчиком.

Не допускается работа с продавцами, находящимися в процесселиквидации или объявленными банкротами. Дополнительно получатель можетудостовериться в том, что подрядчик не был занесен в реестр недобросовестныхпоставщиков.

Схема работы госзакупок:

  • заказчик составляет план закупок и публикует его на сайте ЕИС;
  • в извещении указывается информация о товаре (услуге) и начальнаямаксимальная цена контракта (НМЦК);
  • потенциальные поставщики подают заявки, предлагая свои условия;
  • при подаче заявке подрядчик вносит обеспечительный взнос, егоразмер определяется заказчиком и может составлять от 0,5 до 5% от максимальнойсуммы контракта (компаниям, проигравшим торги, платеж возвращается);
  • по итогам торгов определяется победитель, предложивший самыевыгодные условия;
  • с победителем заключается контракт.

Заказчик при выборе победителя ориентируется не только нацену, учитывается качество товара и другие значимые нюансы.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
дата начала и место проведения мероприятия

Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.

Поправки вЗакон № 44-ФЗ, которые вступают в силу с 1 апреля 2020

Часть поправок вступает в силу с 1 апреля 2020 года. Из ФЗ№44 с комментариями и дополнениями 2020 года полностью исключено понятие «планзакупок». Будет устранен ступенчатый контроль из ЕИС. Планы-графики с апрелябудут проверять по двум параметрам:

  • соответствие данных об идентификационных кодах закупок (ИКЗ);
  • непревышение объемов финансового обеспечения для проведениязакупок.

Будут внесены изменения в порядок проведения проверокКазначейства, финансовых органов в регионах государственными внебюджетными фондами.Органы будут контролировать:

  • не превышение объема утвержденных лимитов финансового обеспеченияиз плана-графика;
  • соответствие данных об ИКЗ.

Эти изменения зафиксированы в № 71-ФЗ от 01.05.2019. Кроме того, 17.02.2020 года было анонсирована подготовка нормативного акта, в котором будут прописаны особенные условия проведения государственных закупок в республике Крым и городе Севастополь. Подробности об изменениях пока не озвучены, но вступить в силу они должны с 1 апреля 2020 года.

Размещение в ЕИС информации о реализации планов-графиков.

В настоящий момент размещение в ЕИС какой-то отдельной информации о реализации планов-графиков не предусматривается. Если, конечно, не считать последнюю измененную версию плана-графика неким документом, отражающим фактические параметры осуществления запланированных закупок. В течение 2017 года возможно появление новых федеральных нормативных правовых актов или новых положений в существующих нормативных правовых актах, которые определят требования к данной информации и порядок ее размещения в ЕИС, в том числе сроки. Если эти правила появятся, то заказчики должны будут использовать их при размещении в ЕИС информации о реализации планов-графиков за 2017 года.

Также отметим, что с 01.01.2017 при формировании отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в специальной графе отчета «Причина отклонения или неисполнения (в том числе причины отклонения от плана-графика)» необходимо указывать причину несоответствия фактического значения того или иного показателя (даты начала исполнения контракта, даты окончания исполнения контракта и т. д.) и значения показателя, предусмотренного планом-графиком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector