Рекультивация нарушенных земель в составе проектной документации линейных объектов

Содержание:

Разработка проекта рекультивации земель

А) площади нарушенных земель, показателей состава и свойств почвы, выявленных в результате инженерно-экологических изысканий;

Б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий;

В) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

В случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в проект рекультивации земель включают локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ.

О РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, СНЯТИИ, СОХРАНЕНИИ И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛОДОРОДНОГО СЛОЯ ПОЧВЫ

В целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

2. Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации утвердить Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Инструктивно-методические документы, а также разъяснения по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы издаются Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

3. Государственному Комитету Российской Федерации по статистике по предложению Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации уточнить формы отчетности по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы.

Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН

Экспертиза

Чтобы начать создание проекта рекультивации необходимо провести ряд экспертных оценок, которые определят либо уже существующий ущерб, либо потенциальный, который может возникнуть в процессе реализации проекта строительства и т.д.

Из экспертно-оценочных работ обязательно проводятся инженерно-экологические изыскания, инженерно-геологические изыскания и санитарно-гигиенические исследования.

По проведению каждого из этих этапов существует свод правил, регламентирующий все необходимые измерения и пробы, по результатам которых составляется заключение.

ЗАКОН

СП 11-102-97 » Инженерно-экологические изыскания для строительства» и СНиП 11-02-96.

Состав работ отражается в техническом задании и напрямую зависит от месторасположения участков и назначения земли.

Этапы проведения изысканий:

  1. Сбор и анализ опубликованных и задокументированных данных об экологических изысканиях, проводившихся ранее.
  2. Полевые исследования — непосредственная работа на объекте с проведение всех необходимых измерений и отбор проб.
  3. Камеральная обработка полученных материалов — лабораторные исследования.
  4. Подготовка отчетности о проведенной работе и составление рекомендаций, прогнозов.

Организации, у которых есть допуск к проведению подобных мероприятий, имеются практически повсеместно.

Для инженерно-геологических и санитарно-гигиенических исследований также имеются свои нормативные документы, регламентирующие порядок проведения работ.

Рекультивация может проходить в различных направлениях, потому как целевое использование земель различается. Таким образом, преобразовывать земли можно в следующих направлениях: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, рыбохозяйственное, водохозяйственное, строительное.

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Вскрыша

10

Выемка карьерная

32

Выемка карьерная остаточная

33

Выполаживание откосов

47

Грунт отвальный

12

Закрепление откосов

26

Землевание

28

Земли нарушенные

2

Земли рекультивированные

3

Картирование отвалов

24

Классификация горных пород для биологической рекультивации

23

Классификация смесей пород

54

Ландшафт горнопромышленный

15

Ландшафт горнопромышленный рекультивированный

16

Ландшафт техногенный

14

Мелиорация биологическая

59

Мелиорация коренная

52

Местообитание техногенное

22

Мульда оседания

38

Направление рекультивации земель

25

Нарушение земель

1

Объект рекультивации земель

29

Объект рекультивации при открытой разработке

30

Объект рекультивации при подземной разработке

31

Оптимизация техногенных ландшафтов

27

Отвал

34

Отвал внешний

35

Отвал внутренний

36

Отвал шахтный

37

Отвалообразование

18

Отвалообразование валовое

19

Отвалообразование селективное

20

Период мелиоративный

60

Переформирование отвалов

48

Породы вмещающие

60*

Породы вскрышные

10

Породы малопригодные

57

Породы непригодные

58

Породы потенциально плодородные

56

Провал

39*

Прогиб

40*

Планировка земель грубая

45

Планировка земель сплошная

43

Планировка земель частичная

44

Планировка земель чистовая

46

Просадка поверхности отвала

21

Работы планировочные

42

Разработка валовая

7

Разработка открытая

7*

Разработка открытая валовая

8*

Разработка открытая селективная

9*

Разработка подземная

6*

Рекультивация биологическая

53

Рекультивация земель

4

Рекультивация техническая

41

Рельеф техногенный

17

Ремонт рекультивируемых участков

51

Слой насыпной

50

Слой почвы плодородный

55

Слой рекультивационный

49

Техногенез

13

Этап рекультивации земель биологический

53

Этап рекультивации земель технический

41

Этапы рекультивации земель

5

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

________________* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание «КОДЕКС».

Обзор документа

Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет необходимость в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации.

Речь также идет о землях, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Сведения о рекультивации лесных участков должны содержаться в проекте освоения лесов, подлежащем государственной или муниципальной экспертизе.

Полномочия по проведению экспертизы переданы органам госвласти регионов в области лесных отношений.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Этапы рекультивации полигонов ТКО

Все работы по восстановлению свойств почвы можно условно разделить на 2 этапа:

  • технический;
  • биологический.

Сначала дается оценка состоянию объекта. Затем выполняется ряд мероприятий по укреплению основания полигона, защите почвы, грунтовых вод. После подготовки создаются условия для выращивания растений на данном участке.

Работы по рекультивации почвы

План действий и работ на техническом этапе

Первым этапом реализации проекта рекультивации полигона ТБО является составление документации в соответствии с техническим заданием: проводятся почвенные и прочие виды исследований, выполняются лабораторные анализы, а также картографирование. Вместе с тем составляется документация для контролирующих органов:

  • схема расположения ТКО;
  • схема транспортировки почвы;
  • смета на выполнение всех действий.

Подготовка документации

Предварительное исследование состояния свалки, оценка ее опасности и сроков обновления

Определяются характеристики рекультивируемого объекта:

  • инженерно-геологические показатели;
  • показатели загрязнений (качественные, количественные);
  • микробиологические, агрохимические параметры почвы.

Исследование состояния почвы

Таблица: классы опасности и возможный способ восстановления земель

Чтобы понять, насколько сильно меняется структура почвы, узнать, подлежит ли она восстановлению, даже через десятки лет, необходимо изучить данные влияния компонентов мусора:

Класс опасности Категория отходов соответственно уровню причиняемого вреда Период, в течение которого будет восстановлен грунт Рекомендованные меры
1 Чрезвычайно опасные Необратимые процессы (развиваются бессрочно) Создается нетиповой проект, его цель – эффективная, максимально надежная изоляция зараженного грунта
2 Высокоопасные 30-40 лет Устранение источника (обезвреживание, утилизация, перемещение с усилением защитных мер на новом месте)
3 Умеренно опасные 10-15 лет Изоляция источника
4 Малоопасные 3 года Устранение причины загрязнения, при таких условиях может произойти восстановление свойств грунта естественным путем
5 Практические неопасные Не требуется Не требуется

Обеззараживание полигона опасных отходов

Стабилизация и планировка чаши свалки

Когда будет выполнено защитное экранирование, проводят мероприятия по повышению надежности наслоений утиля, грунтовых слоев. На этом этапе применяется спецтехника.

Создание защитного экрана

Установка дегазатора

Обеспечивают условия для регенерации газа. Для этого используют метод дегазации водометанольного раствора. Понадобится соответствующее оборудование.

Дегазация

Организация сбора фильтрата (сточных вод)

Наиболее эффективным считается способ сбора фильтрата в самой нижней части полигона. Для этой цели применяют полимерные трубы. Для повышения эффективности сбора фильтрата обратный фильтр и коммуникации должны иметь уклон (3%).

Сбор сточных вод

Монтаж рекультивационной защиты

Рекультивационной защитой называется применение материалов, которые будут покрывать утиль с целью предупреждения распространения токсинов. Такое покрытие представляет собой слой, состоящий из подстилающего и плодородного грунта.

Биологический этап рекультивации полигона ТКО

Цель выполнения работ – улучшение свойств грунта, для этого рассматривают меры агротехнического и фитомелиоративного характера.

Биологический этап

Подготовительные почвенные работы

Ряд мероприятий, позволяющих улучшить состояние почвы:

  • локализация загрязнений;
  • применение сорбентов;
  • удаление загрязнений;
  • проведение чистки на разных уровнях: механической, химической, микробиологической;
  • подготовка плодородной почвы, которая будет формировать изолирующий слой поверх последнего слоя отходов (толщина не менее 0,6 м);
  • монтаж дренажной, водоотводящей сети коммуникаций – обеспечивается на случай, если потом земли будут применяться для хозяйственных нужд.

Качественный грунт для свалки

Посадка и посев растений и трав

Скорость восстановления почвы напрямую зависит от насаждений:

  • многолетние растения восстанавливают почву за 1-3 года;
  • мелкие кустарники, деревья – за 2-3 года;
  • обустройство огородов (посев различных культур) способствует увеличению срока восстановления земли – до 15 лет.

Такая разница обусловлена развитием корневой системы. На огородах посадка небольшой глубины, а значит, потребуется много времени на восстановление поверхностного слоя грунта.

Превращение свалки в парк

Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 7 октября 2016 г. N АВ-01-47/12754 О необходимости утверждения проекта рекультивации земель лесного фонда

25 ноября 2016

Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело обращение центра правового обеспечения природопользования о необходимости утверждения проекта рекультивации земель лесного фонда Рослесхозом и (или) его территориальным органом и сообщает следующее.

На основании статьи 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Федеральный закон N 78-ФЗ) к землеустроительной документации относятся проекты рекультивации нарушенных земель.

Согласно пункту 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 514, проекты рекультивации нарушенных земель утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Вместе с тем Рослесхоз отмечает, что в соответствии со статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации.

На основании статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и Порядок его разработки.

Проект освоения лесов содержит в своем составе сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов; в случаях, предусмотренных статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; сведения о рекультивации нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых земель (к сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами).

В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, сведения о рекультивации лесных участков должны содержаться в проекте освоения лесов, подлежащем государственной или муниципальной экспертизе.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Заместитель руководителя А.О. Винокурова

Новые правила рекультивации

С 20 июля 2018 года вступили в силу новые «Правила проведения рекультивации и консервации земель» (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800. Согласно данному Постановлению, признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Соответственно, утратили силу «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденные совместным Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года №525/67 (далее – Основные положения).

По новому документу расширено понятие «рекультивация земель». Теперь «рекультивация земель» – мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Рекультивация земель проводится на основании проекта рекультивации земель, который подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил).

Под деградацией земель понимается ухудшение их качества в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Рекультивация земель осуществляется путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия предусматривают предварительное снятие плодородного слоя почвы, его временное хранение, нанесение плодородного слоя почвы, планировку, формирование откосов, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Основным отличием Правил от ранее действующих Основных положений является вопрос о согласовании проекта рекультивации нарушенных земель. В Основных положениях предусматривалось согласование проекта рекультивации нарушенных земель с местными органами Минприроды России и Роскомземом, заинтересованными государственными органами и организациями.

По новым Правилам не предусмотрено согласование проекта рекультивации земель, входящего в состав проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Иные проекты рекультивации земель, разработанные в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При оценке необходимости согласования проекта рекультивации в составе проектной документации линейного объекта следует обращать внимание на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация. Согласно пункту 5.2 Градостроительного кодекса при проведении экспертизы проектной документации линейного объекта осуществляется оценка ее соответствия требованиям, действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет

Если с даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет или подготовка документации по планировке территории не требуется, то осуществляется оценка ее соответствия требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. Таким образом, необходимость согласования проекта рекультивации определяется документом (Правила или Основные положения), на соответствие которому проводится экспертиза линейного объекта.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение рекультивации

За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность в следующих случаях (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ):

  • при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ (в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных целей);
  • при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные);
  • после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Штраф за невыполнение рекультивации земель в этих случаях, а также за ее несвоевременное выполнение составляет для организаций от 400 000 до 700 000 руб. (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ).

В какой срок нужно начать рекультивацию земель

Вы должны разработать проект рекультивации (кроме случаев, когда он разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта) и приступить к соответствующим работам в срок:

который установлен (п. 26 Правил рекультивации земель):

  • решением или договором, на основании которых вы используете земли или земельный участок;
  • проектной документацией на строительство (реконструкцию) объекта;

в течение семи месяцев, если:

  • в указанных документах срок или сама рекультивация не предусмотрены;
  • деградацию земли (земельных участков) повлекли действия лиц, которые не являются ее правообладателями (не используют ее на законных основаниях);
  • ухудшение земли произошло из-за природных явлений.

Семимесячный срок исчисляется со дня окончания вами деятельности, которая повлекла деградацию земель и (или) снижение плодородия земель сельхозназначения, совершения действия, которое повлекло деградацию, либо выявления ухудшения земель, а также со дня получения вами предписания надзорных органов о необходимости проведения рекультивации (п. 26 Правил рекультивации земель).

Какую почву считать плодородной?

Не устанавливают также норму снятия плодородного слоя почвы на почвах в сильной степени щебнистых, сильно- и очень сильно каменистых, слабо-, средне- и сильноcмытых дерново-подзолистых, бурых лесных, серых и светло-серых лесных; средне- и сильносмытых темно-серых лесных, темно-каштановых, дерново-карбонатных, желтоземах, красноземах, сероземах.

Основными положениями (пункт 8) при проектировании также устанавливались нормы снятия потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и другие) в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

В отличие от Основных положений, в Правилах отсутствует понятие «потенциально плодородный слой почвы», а технические мероприятия по рекультивации земель включают снятие и нанесение плодородного слоя почвы.

Работы по снятию и восстановлению плодородного слоя почвы должны выполняться в соответствии с СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». Ширина полосы снятия плодородного слоя по трассе трубопроводов (выкидных, промысловых, магистральных) должна определяться на основе технологической схемы производства строительных работ.

При этом нет необходимости снимать плодородный слой почвы на всю ширину полосы отвода. В этом случае пришлось бы разместить бурты снятого плодородного слоя почвы за полосой земельного отвода, то есть на «чужом» земельном участке, что не допустимо. На ширину полосы снятия влияют такие факторы, как диаметр трубопровода, профиль и размеры траншеи, типы применяемых машин и механизмов, их расстановка, объем и способы погрузки и вывозки лишнего минерального грунта после засыпки трубопровода.

Согласно СП 45.13330.2012, допускается не снимать плодородный слой:

  • при толщине плодородного слоя менее 10 см;
  • на болотах, заболоченных и обводненных участках;
  • при разработке траншей шириной по верху 1 м и менее.

Запрещается использовать плодородный слой почвы для устройства перемычек, подсыпок и других постоянных и временных земляных сооружений.

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды» совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» ()

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2020 г. № 709-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 2д июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях х настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

Конкретизация основных требований

Первые заметные отличия — в содержании самих понятий. Например, расширено понятие «рекультивация земель»:

СЛОВАРЬ

Рекультивация земель — мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в т.ч. путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (п. 2 Правил).

Как видим, то, что раньше называлось улучшением условий окружающей среды, теперь является предотвращением деградации земель. Вместо перечисления отдельных направлений рекультивации из ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» просто говорится о приведении земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Также в понятие рекультивации земель входит и устранение последствий загрязнения вне зависимости от его происхождения — природного (действие вулкана, местные геохимические провинции и аномалии вблизи месторождений) или антропогенного (разливы нефтепродуктов, накопление тяжелых металлов и органических загрязнителей от антропогенного влияния).

Исчезло понятие «потенциально плодородный слой почвы», что объясняется возможностью ввода в заблуждение из-за сходства с определением «потенциально плодородные породы» из ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель».

Понятие «нарушенные земли» теперь неразрывно связано с понятием «деградация земель» (п. 2 Правил):

• нарушенные земли — земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

• деградация земель — ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Лицом, обязанным разработать проект рекультивации (консервации) и провести мероприятия по рекультивации (консервации) земель, является лицо, деятельность которого привела к деградации земель, а при отсутствии информации о таком лице — собственник, арендатор, землепользователь, землевладелец, уполномоченный орган (рис. 1). Таким образом, теперь проведение рекультивации обязательно вне зависимости от статуса права собственности субъекта, на территории которого выявлена деградация земель, и вне зависимости от наличия доказанной связи между причинителем и установленным фактом деградации земель.

Основным критерием наличия деградации земель является нарушение нормативов качества окружающей среды, которые включают в себя нормативы отдельных ее компонентов — воздуха, воды, почвы — в соответствии с санитарно-эпидемиологическим показателем ПДК (табл. 1). Необходимо также понимать, что сегодня отсутствуют обязательные для применения нормативы качества, кроме утвержденных Роспотребнадзором и Минсельхозом России.

Признаны утратившими силу:

• Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее — Постановление № 140);

• Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» (далее — Положение).

См. Приказ Минприроды России № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector