Как составить жалобу в фас
Содержание:
Административная практика по ПП №2013
Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021
Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021
Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении участников закупки, лишении их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается. Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).
В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.
Шаг № 3. Составляем обращение
Если один из участников аукциона считает, что права его нарушены, он может обратиться к сотрудникам Федеральной антимонопольной службы с заявлением на действия заказчика. Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ выполняется только в письменном виде.
Документ заполняется по специальной форме. Обязательно указываются:
- личные данные и местожительство подателя;
- суть обращения;
- изложенные по существу доказательства.
К заявлению обязательно прикладываются документы, подтверждающие точность информации.
В документе обязательно прописываются:
- Сведения об органе ФАС, обязанном рассмотреть заявления согласно территориальному размещению;
- Подробный адрес, по которому проживает заявитель, номер мобильного и домашнего телефона;
- Данные гражданина, компании, обращение которой хочет обжаловать заявитель;
- Подробное описание ситуации, действий, против которых возражает гражданин;
- Ссылки на статьи закона, подкрепляющие право гражданина возразить на заявление.
Чтобы не переписывать все необходимые статьи закона, лучше воспользоваться готовым бланком, просто внеся дополнительные сведения.
К заявлению гражданин обязан прикрепить пакет документов, подтверждающих правомерность его требований:
- сведения о закупке;
- данные о заявках участников;
- протоколы, фото, видео, аудиоматериалы.
По рассмотрению возражения действуют следующие правила:
- заявление рассматривает комиссия;
- на решение вопроса имеется пять дней;
- о решении заявитель получает уведомление по электронной почте или на домашний адрес.
Сотрудники Федеральной антимонопольной службы вправе запросить дополнительные документы для уточнения нюансов дела.
Вот инструкция, как обратиться в УФАС:
- Определить основания для обжалования.
- Собрать доказательную базу.
- Составить обращение.
- Подать обращение.
Образец обращения в ФАС по 44-ФЗ имеет такую логику:
- первая часть — вводная, в ней излагается формальная информация: наименование УФАС, в который направляется документ, наименования заявителя и лица, на которого он жалуется, их адреса, электронные адреса, телефоны, ИНН и ОГРН, номер и предмет закупки, наименование ресурса, на котором она опубликована;
- основная часть — аргументирующая. Заявитель излагает подробно, какие действия он считает незаконными, и приводит доказательства;
- в финальной части необходимо подытожить сказанное и указать требования, которые предъявляет заявитель, например: провести проверку, приостановить процедуру, выдать предписание об устранении нарушений.
Обращение подается:
- непосредственно в УФАС — заявитель лично подает документ в канцелярию нужного УФАС;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в электронном виде.
Обращение подписывается уполномоченным лицом. Прилагаются бумаги, которые подтверждают полномочия подписанта.
Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.
Жалоба на действия участника закупки 2021 г.
1. Жалоба в ФАС Рассмотрение жалоб участников закупок 3. Закупки: Реестр жалоб 4. Реквизиты жалобы в ФАС 5. Возражения на жалобу по закупкам 6. Сроки рассмотрения жалобы в ФАС Законодательство указывает степень и уровень полномочий Федеральной антимонопольной службы России. Но если расследование жалоб в сфере контрактных закупок по 44-ФЗ трактуется в качестве особого полномочия ФАС (п. 5.3.9), то рассмотрение заявлений жалобщиков по 223-ФЗ не прописывается как отдельное полномочие, а только как одно из «иных полномочий», перечисленными в нормативных правовых правительственных документах.
Жалоба в ФАС
К числу «иных полномочий» ФАС РФ в сфере жалоб можно отнести следующие:
1) контролирующая деятельность в области соблюдения антимонопольных законодательных актов (п. 5.3.1.1);
2) изучение жалоб в сфере государственных контрактов;
3) возбуждение судопроизводства по административным правонарушениям при проведении торгов по 223-ФЗ.
Таким образом, полномочия ФАС трактуются достаточно широко. Но решение Верховного суда РФ гласит, что ФАС уполномочена заниматься жалобами только по основаниям, входящим в перечень 223-ФЗ. Во всех остальных случаях деятельность и решения ФАС могут быть оспорены как незаконные.
Возникли сложности с заполнением документов?
Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат
Обратиться к специалистам
Рассмотрение жалоб участников закупок
1) Объекты жалобы в ФАС.
Согласно ч. 10 ст. 3 223-ФЗ объектами жалобы могут стать: а) заказчик, закупочная комиссия, электронная торговая площадка.
2) Субъекты жалобы в ФАС.
а) любой желающий, когда речь идет об оформлении закупочной документации;
б) участники закупки, если предметом жалобы стали неправомерные действия организаторов торгов.
3) Сроки подачи жалобы в ФАС
а) на неправомочные и нарушающие антимонопольный закон документы и действия заказчика или оператора ЭТП — до окончания подачи заявок;
б) на действие/бездействие заказчика, или оператора ЭТП, совершенные после даты окончания подачи заявок — в пятидневный срок со времени внесения протокола итогов торгов в ЕИС.
Испытываете сложности с участием в торгах? Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!
Выбрать заказчиков для работы по прямым договорам
Закупки: реестр жалоб
В отличие от 44-ФЗ перечень причин для жалобы в ФАС по 223-ФЗ регламентирован следующими случаями:
1) Заказчик не внес в ЕИС документы о закупке, либо провел публикацию, нарушив сроки.
2) Заказчик организовал торги, не внесенные в План-график.
3) Организаторы торгов предъявили к участнику требования, не прописанные в Положении о закупке.
4) Заказчик не опубликовал данные по объему закупок, проведенных у СМП и ССП.
Реквизиты жалобы в ФАС
Форма данного документа свободная, тем не менее в ней должны быть отмечены:
1) Сведения о жалобщике и объекте жалобы (заказчике, операторе ЭТП и др.);
2) номер извещения о закупке;
3) основания для подачи жалобы;
4) приложения (при наличии).
Возражения на жалобу по закупкам
1) Основания для жалобы должны быть в перечне, прописанном в 223-ФЗ, в противном случае жалоба будет отклонена.
2) Сотрудники ФАС имеют полномочия изучать лишь правонарушения, перечисленные в жалобе, поэтому перечисляйте в жалобе все, что вы заметили неправомочного в документах или действиях заказчика.
3) Если нарушения касаются антимонопольного законодательства, они также не могут быть рассмотрены по 223-ФЗ.
4) Изучите документацию заказчика, если его действия оговорены в закупочных документах, 223-ФЗ, скорее всего, будет на его стороне.
5) Проведите мониторинг истории решений вашего регионального отделения ФАС в отношении аналогичных случаев (см. сайт https://br.fas.gov.ru/).
Если ФАС принял сторону поставщика, возьмите приведенную документацию жалобщика за эталон. В противоположном случае не тратьте свое время попусту.
6) Излагайте свою точку зрения кратко, ясно и корректно, аргументируя ее правовыми документами, но избегая длинных цитат.
7) В качестве Приложений стоит использовать имеющиеся документы заказчика, переписку с ним, скриншоты с ЭТП и ЕИС.
Сроки рассмотрения жалобы в ФАС
По 44-ФЗ срок рассмотрения обращений должен быть меньше 5 рабочих дней, для жалоб по 223-ФЗ – не более 7 дней.
Жалобу следует направлять в региональное отделение ФАС, если цена закупки не превышала 1 миллиарда рублей. Обратно к списку
В каких случаях можно подать жалобу
Федеральная антимонопольная служба занимается:
- надзором за сохранением здоровой конкуренции на современном рынке и пресечением правонарушений, связанных с использованием методов недобросовестного ведения конкурентной борьбы и монополизацией в любой сфере деятельности;
- контролем над исполнением законодательных требований в отношении естественных монополий;
- контролем над соблюдением законодательных норм в сфере гос.закупок для нужд муниципальных и федеральных структур;
- регулированием в рекламной сфере;
- разрешением прочих вопросов в антимонопольной сфере.
Согласно актуальным законодательным нормам, жалоба в ФАС может быть принята также от частного или юридического лица и рассмотрена соответствующим образом. Уполномоченные сотрудники рассмотрят вопрос по существу, проведут расследование и вынесут свой вердикт. Если факт нарушения законодательных требований будет установлен, то правонарушитель получит предписание на устранение своих ошибок. Все решения, принятые уполномоченными представителями ФАС, подлежат публикации в открытом доступе.
Подача жалобы становится основанием для полной проверки всей процедуры закупки. Довольно часто контролирующая инстанция признает жалобы необоснованными, но и эта ситуация оборачивается для заказчика серьезными неприятностями. АС может выявить в ходе проверки иные нарушения и инкриминировать их участнику аукциона. При несущественных нарушениях заказчик может не получить официальное предписание, если своевременно исправил недочеты. Тем не менее, его деятельность в дальнейшем будет находиться под строгим контролем.
Профессиональные юристы не рекомендуют своим клиентам при возникновении малейшего недопонимания с партнером писать заявление в ФАС. Этот инструмент следует использовать, если вы не сомневаетесь в собственной правоте. Довольно распространены ситуации, когда заказчик направляет обращение, не имея представления о законодательных нормах и тонкостях. В действительности, это его позиция является ошибочной. Инстанция проведет проверку и закроет дело, а заказчик впредь не станет работать с таким поставщиком.
Подача жалобы в контролирующую инстанцию возможна, если заявитель:
- имеет основания сомневаться в добросовестности проведения аукциона/торгов с участием муниципального или государственного заказчика;
- выиграл тендер на поставку товара, а заказчик отказывается принимать партию;
- считает, что государство или муниципальный орган продвигают интересы одного из участников тендера/аукциона в ущерб другим компаниям;
- имеет основания полагать, что определенная организация нарушила законодательство в сфере участия в конкурентной борьбе;
- выявил факт сокрытия заказчиком существенных условий проведения торгов/аукциона в части количества и характеристик товара, их стоимости и комплектации
Оформление и подача жалобы в ФАС
Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ, эти же требования относятся к подаче жалобы ФАС по 135-ФЗ
На основании статьи ст.18.1 части 6 135-ФЗ:
• как и в случае с жалобой по 44-ФЗ данные берутся в извещении закупки или в ее информационной карте, указывается вся контактная информация о заказчике, либо лице нарушившим законодательные акты;
• контактные данные об участнике или лице направляющем жалобу в ФАС;
• описание, содержащее наименование закупки, ее реестровый номер, сайт на котором размещено извещение, даты начала и окончания подачи заявки, время проведения аукционов, итогов процедуры;
• описание в обоснованных, проявленных нарушений законодательства или ущемление законных прав участника.
• Опись с прилагаемыми документами.
Так как жалоба должна быть подана в письменном виде, то контролирующий орган может не принять электронные копии без заверения ЭЦП, в этом случае они приравниваются к варианту, поданному в письменном виде. Жалобу можно подать лично, заказным письмом (что не всегда является целесообразным) и по электронной почте. В случае электронной подачи иногда сотрудники ФАС просят прислать скриншот самой подписи в документе. Проще всего осуществить подписание такого документа в Microsoft word. Если подпись принадлежит руководителю, то необходимо приложить документ, подтверждающий его полномочия, если нет, то еще добавляется доверенность на уполномоченное лицо. Более подробную информацию и скачать образец жалобы в ФАС можно тут.
Жалобу можно отозвать, направив заявления в контролирующий орган, при этом отправитель теряет права повторно ее направить по тому же предмету или на такие же действия.
Автоматизированные сервисы значительно упростят процедуру подготовки и подачи документов в ФАС. ФАС-онлайн это сервис, с помощью которого возможно за 5-10 минут подготовить и отправить материалы в ФАС, а также отследить статус рассмотрения.
Сроки подачи жалобы в ФАС
Сроки по 44-ФЗ
1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.
2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.
5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
Важный момент: По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Сроки по 223-ФЗ
Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.4 ст.18.1 135-ФЗ).
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается в течение 3-х месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.5 ст.18.1 135-ФЗ).
Судебный порядок
Для обжалования решения ФАС можно обратиться в арбитражный суд. Судебный орган уполномочен отменять принятые ранее акты и признавать неправомерность действий/бездействия ответственных лиц. К таким нарушениям относятся: несоблюдение сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении полученного претензионного письма.
При оспаривании решения или предписания ФАС стороны должны придерживаться такой схемы:
- Определиться с компетентным органом.
- Подготовить исковое заявление и оплатить пошлину.
- Подать иск по почте или через секретариат с дополнительными документами.
- Суд принимает решение о факте правонарушения антимонопольного органа либо отказывает в удовлетворении обращения.
Сроки обращения
Оценивать правомерность действий/бездействия ФАС уполномочен суд.
Подведомственность и подсудность подобных дел указана в ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем сообщается, что дела о нарушении этапов закупки разбираются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение вызывает споры.
Сроки обращения: 3 месяца после принятия решения ФАС или выдачи соответствующего предписания по погашению долга (ст.52 135-ФЗ).
Лицо либо организация, выявившие правонарушения могут обратиться с заявлением в арбитражный суд в трехмесячный срок, как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством (ст.198 АПК).
Акты ФАС, вынесенные коллегиальной комиссией антимонопольного ведомства, можно оспаривать в суде в более сжатые сроки – 30 дней с даты их вынесения.
Если заявитель опоздал с подачей жалобы, то суд все равно может ее принять, если посчитает причины несоблюдения срока подачи уважительными.
Как только суд примет заявление, исполнение предписания ФАС «притормаживается» до момента выхода судебного постановления.
Как грамотно подготовить иск?
Алгоритм по составлению иска приведен в ст.199 АПК:
- Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
- Наименование подразделения ФАС и данные оспариваемого документа (решение, предписание, акт).
- Описание правонарушения антимонопольной службы со ссылкой на законодательство.
- Ясная суть претензии: отменить решение ФАС (акт, предписание), наказать виновных лиц.
Образец судебной жалобы:
Если участник закупки посчитал, что сведения о нем незаконно внесены в реестр недобросовестных поставщиков, то он вправе оспаривать решение ФАС в судебном порядке.
Образец жалобы на включение сведений об участнике закупок в РНП:
Какие документы нужно собрать?
Суд обязательно примет исковое заявление, если истец подготовил всю необходимую документацию:
- Квитанция о погашении пошлины. Цена пошлины — 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса.
- Исковое заявление.
- Уставная документация истца или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП.
- Документальное подтверждение получения иска ответчиком.
К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.
Рассмотрение дела и вердикт
На рассмотрение дела отводится определенный день. Заявитель должен быть на процессе «во всеоружии»: ознакомлен с судебной практикой по аналогичным разбирательствам, иметь свою мотивированную позицию. Это поможет быть более убедительным и поможет суду принять сторону истца.
Важный момент! Вынесенное судебное решение можно оспорить в апелляционной инстанции в течение 30-ти дней.
Жалобы в ФАС по 223-ФЗ: что нового
Таким образом, если жалоба касается закупочной документации или процесса подачи заявок, то обратиться в ФАС может любое лицо. Если же нарушения относятся к оценке заявок и дальнейшим этапам закупки, то право подать жалобу есть лишь у участников конкретной закупочной процедуры.
В этой норме закона нашла отражение сложившаяся практика. Ведь и до вступления в силу рассматриваемых поправок ситуация была похожей. Если в ФАС принимала жалобы от лиц, которые не подали заявку (имеются в виду жалобы на последующие этапы процедуры), то ее решения зачастую обжаловались в судебном порядке. Теперь же в законе четко прописано, что не участвующие в закупке лица не вправе жаловаться после окончания приема заявок.
Полезные советы специалистов
Чтобы не терять времени и в то же время попытаться защитить свои права, в обязательном порядке следует:
- Тщательно изучить Положение о закупке заказчик. Закон 223-ФЗ является рамочным, и многие правила заказчики устанавливают для себя сами. Поэтому, вполне возможно, действия поставщик вовсе не являются нарушением.
- Познакомиться с практикой ФАС. Наверняка подобные нарушения уже были обжалованы. Территориальные управления разных регионов порой принимают противоположные решения, поэтому ориентироваться нужно на свой регион. Если местное УФАС в подобных случаях вставало на сторону заказчика, вероятнее всего, жаловаться не имеет смысла. Если же выигрывали поставщики, разумно взять их жалобу за основу при составлении своей.
- Грамотно излагать свою позицию и подтверждать документами. Единого шаблона жалобы нет, поэтому иногда поставщики составляют текст неправильно. Он должен быть лаконичным и четким. Свои выводы нужно подкреплять ссылками на закон, но переписывать его положения не нужно.
- Включить в текст жалобы все нужные параметры. Это информация о заявителе и заказчике, в том числе контактные данные, номер извещения о закупке, описание нарушений, список прилагаемых документов (Положение о закупке, ответы на запрос разъяснений, скриншоты с электронной площадки и другие).
- Пользоваться программой «Независимый регистратор». Она подойдет для дополнительного контроля закупок, которые проводятся в электронной форме. Это бесплатное ПО, скачать которое можно в ЕИС. Программа может зафиксировать, например, что на ЭТП были технические неполадки, поэтому участник был лишен возможности вовремя подписать контракт или предложить цену. Кроме того, программа пригодится, если будут замечены признаки сговора конкурентов, например, применение схемы Таран.