Референдум: понятие и статус. организация и проведение референдума

Какие вопросы решают на референдуме

Круг вопросов, которые решаются в ходе всенародного голосования, определен ст. 6 Федерального закона «О референдуме». В их число входят следующие:

  • принятие проекта новой Конституции;
  • принятие нормативного акта, которое в соответствии с условиями международного договора должно происходить только на всенародном голосовании.

Кроме того, на референдум могут быть вынесены и некоторые другие вопросы:

  • о прекращении или продлении полномочий должностных лиц, действующих на основании международных нормативно-правовых актов (например, в их число входят работники органов СНГ от российской стороны или союзного государства РФ и Беларуси);
  • о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан;
  • любые вопросы, которые действующее законодательство включает в круг вопросов, решаемых органами власти и должностными лицами общефедерального уровня.

Эти вопросы выносят на референдум федерального уровня.

Если он проходит только на территории одного отдельно взятого субъекта федерации или муниципалитета, круг вопросов отличается:

  • отстранение губернатора или продление его полномочий;
  • досрочные выборы губернатора;
  • о составе представительных органов власти (например, такой вопрос ставят, если кого-то не устраивает наличие среди региональных депутатов того или иного лица);
  • об изменениях регионального или местного бюджета;
  • о выборах региональных или местных депутатов;
  • о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан.

Что происходит дальше

Если инициатору голосования удалось собрать инициативную группу (или группы) в необходимом количестве, происходит следующее.

  • назначают собрание инициативной группы для окончательного решения вопроса о проведении референдума и четкой формулировки вопроса, поставленного на голосование. О проведении такого собрания инициатор обязан уведомить не позднее, чем за пять дней региональную избирательную комиссию. Уведомление обязательно должно быть письменным;
  • происходит собрание группы (каждая собирается в своем регионе) на котором окончательно утверждают вопросы, которые поставят на голосование, о назначении ответственных за решение организационных и иных вопросов лиц из числа группы, а также некоторые другие. На таком собрании имеет право присутствовать председатель региональной избирательной комиссии;
  • после проведения собрания в избирательную комиссию региона направляют заявление о регистрации инициативной группы с приложением протокола собрания. Если все требования законодательства соблюдены, такую группу регистрируют;

Заседание избирательной комиссии региона

после положительного решения о регистрации начинается сбор подписей, который является обязательным условием проведения референдума. Чтобы мероприятие состоялось, необходимо собрать не менее 50 000 подписей в каждом субъекте, где были образованы инициативные группы. Это необходимо сделать в течение 45 дней с момента регистрации инициативной группы в избирательной комиссии. Если за этот период подписи собрать не успеют, всенародное голосование проводить не будут. Сбором подписей занимаются исключительно члены инициативной группы;

Для проведения референдума необходимо собрать подписи

  • когда подписи собраны, их предоставляют в Центризбирком. Перед этим проводят их подсчет, о чем составляют протокол. Его также направляют в Центризбирком вместе с подписными листками;
  • предоставленные подписные листки Центризбирком пересчитывает течение одного месяца. Также в течение этого срока этот государственный орган проверяет соблюдение законности при сборе подписей и информацию об источниках финансирования инициативных групп;
  • если никаких нарушений выявлено не было, Центризбирком выносит вопрос о назначении референдума Президенту;

Заседание Центризбиркома РФ

  • Президент направляет поступившие к нему из Центризбиркома документы на проверку на предмет соответствия Конституции и иным нормативным актам в Конституционный суд. Он должен это сделать не позднее десяти дней с момента их поступления к нему;
  • если документы в порядке, Конституционный суд выносит постановление об их соответствии действующему законодательству и направляет обратно Президенту;
  • Президент в течение пятнадцати дней с момента получения документов из Конституционного суда назначает дату проведения референдума.

Статья 23 Федерального закона «О референдуме в РФ»

Как проходит референдум

Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет голосов.

Он должен содержать следующие реквизиты:

  • вопрос, по поводу решения которого проводят референдум;
  • графы «за» и «против»;
  • подробное описание правил заполнения бюллетеня.

Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.

Бюллетень референдума 1993 года

Голосование проводят с 8-00 до 20-00 в день, назначенный Президентом. Об этом дне и месте проведения голосования население информируют посредством СМИ.

Голосование на референдуме

По завершении голосования избирательные комиссии на местах проводят подсчет голосов, после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов голосования. Может быть принято одно из двух решений:

  • о принятии нормативного акта, выражающего положительное решение вопроса, вынесенного на референдум;
  • о непринятии такого нормативного акта.

По завершении голосования проводят подсчет голосов

Виды референдумов

Термин «референдум» имеет множество различных значений. Референдум может быть обязательным или рекомендательным. В некоторых странах для этих двух типов референдума используются разные названия. Референдумы можно классифицировать по тому, кто их инициирует.

Обязательные референдумы

Обязательный референдум класс референдума должен быть на голосование , если определенные условия или определенные действия правительства должны быть приняты. Они не требуют подписей от общественности. В областях, где проводятся референдумы, обязательный референдум обычно используется в качестве юридически необходимого шага для ратификации конституционных изменений, ратификации международных договоров и присоединения к международным организациям, а также некоторых видов государственных расходов.

Типичные типы обязательных референдумов включают:

Конституционные изменения: некоторые страны или местные органы власти предпочитают принимать любые поправки к конституции с помощью обязательного референдума. К ним относятся Австралия , Ирландия , Швейцария , Дания и 49 из 50 штатов США (единственное исключение — Делавэр ).

Финансовые решения: во многих населенных пунктах требуется референдум, чтобы правительство могло выпустить определенные облигации, поднять налоги выше определенной суммы или взять на себя определенные суммы долга. В Калифорнии, например, правительство штата не может занимать более 300 000 долларов без публичного голосования по предложению облигаций на уровне штата .

Международные отношения: в Швейцарии проводятся обязательные референдумы о принятии международных договоров , касающихся коллективной безопасности и присоединения к наднациональному сообществу. Референдум такого типа проводился только один раз в истории страны: неудачная попытка Швейцарии в 1986 году присоединиться к Организации Объединенных Наций .

Военный референдум: гипотетический тип референдума, впервые предложенный Иммануилом Кантом , представляет собой референдум для одобрения объявления войны на военном референдуме . Она никогда не принималась ни одной страной, но обсуждалась в Соединенных Штатах в 1930-х годах как поправка Ладлоу .

Факультативный референдум

Факультативный референдум класс референдумов , который ставится на голосование в результате спроса. Это может исходить от исполнительной власти, законодательной власти или по запросу людей (часто после выполнения требования подписи).

Типы необязательных референдумов включают:

Плебисцит властей : также известный как обращение в законодательные органы, инициируется законодательным органом или правительством. Это могут быть рекомендательные вопросы для оценки общественного мнения или обязательные вопросы права.

Референдум по инициативе : процесс, проводимый гражданами для внесения предложений и голосования по новым законам.

  • Народный референдум : гражданский процесс противодействия существующим законам и их отмены.
  • Отзыв референдума : процедура отстранения выборных должностных лиц до истечения срока их полномочий . В зависимости от области и положения отзыв может быть для конкретного лица, например, отдельного законодателя, или более общего, например для всего законодательного органа.

Референдум о независимости

Некоторые территории могут провести референдум о том, стать ли независимым суверенным государством . Этот тип референдума может быть юридически санкционированным и обязательным, например, референдум 2011 года о независимости Южного Судана , или в некоторых случаях может не санкционироваться и считаться незаконным, например, референдум 2017 года о независимости Каталонии .

Совещательный референдум является референдумом специально разработан для улучшения качества совещательных кампаний , предшествовавшей голосованию на референдум, и / или акт голосования себя.

Референдум в Крыму 2014 года

16 марта 2014 года в Крыму прошло всеобщее голосование о будущем статусе и государственной принадлежности полуострова. В результате референдума Республика Крым и город Севастополь отделились от Украины и спустя несколько дней вошли в состав России.

Референдум состоялся на фоне политического кризиса в Киеве, где был свергнут президент Виктор Янукович. Возможность провести референдум обеспечили высадившиеся в Крыму «вежливые люди» в военной форме без опознавательных знаков (как оказалось впоследствии — российские военные).

Женщина голосует на референдуме о статусе Крыма. Бахчисарай, 16 марта 2014 года. Фото: Reuters

В ходе голосования предлагалось выбрать один из двух вариантов: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление конституции Республики Крым 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Возможность сохранить статус-кво не предусматривалась.

Согласно официальным результатам, при явке свыше 80% подавляющее большинство избирателей (96,57%) поддержало присоединение Крыма к РФ.

По результатам голосования Крым и Севастополь объявили о своей независимости. А уже 18 марта 2014 года в Кремле был подписан договор о принятии Крыма в состав Российской Федерации.

Фото: Пресс-служба президента РФ

Референдум проводился вопреки украинскому законодательству. В связи с этим большинство стран мира не признает плебисцит в Крыму законным и не считает Республику Крым и Севастополь частью России.

27 марта 2014 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию в поддержку территориальной целостности Украины, объявив крымский референдум не имеющим законной силы. Из 193 государств-членов ООН эту резолюцию поддержали 100 государств. Против выступили 11 стран — Россия, Армения, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, КНДР, Сирия, Судан и Зимбабве. Еще 58 стран воздержались, 24 — не голосовали.

Референдумы в России и мире

В России

Занятно, что понятие «референдум» законодательно был введен в Конституцию СССР 1936 года, а фактически первый был проведен 17 март 1991 года — по вопросу сохранения того же СССР. И еще более забавно то, что более 70 % проголосовало за сохранение союза, но республиканские органы власти республик (которые де факто уже от него отделились) не признаки решение этого референдума, и СССР таки распался.

25 апреля 1993 года в разгар противостояния Ельцина и Верховного совета был проведен референдум о доверии Ельцину. Народ высказался за поддержку первого Президента РФ, что дало ему политическую основу для победы над Верховным советом уже осенью этого же года. А Россия могла бы стать парламентской республикой, такая историческая альтернатива была….

Остальные референдумы в России на федеральном уровне не проводились. Но были региональные по территориальным вопросам.

В истории России есть прецеденты собраний всего народа для решения вопросов общегосударственного значения: в Древней Руси — это вече, в Московском государстве — Земские соборы как элемент сословно-представительной монархии.

За рубежом

На основании толкования Конституции Бразилии 1988 г. и, в частности, ст. 49, определяющей компетенцию Национального конгресса, ряд конституционалистов пришел к выводу, что референдум в Бразилии носит консультативный характер, а плебисцит – решающий.

В 1969 г. во Франции проводился плебисцитарный референдум, целью которого было внесение изменений в Конституцию (условием положительного решения являлось сохранение президентом Ш. де Голем своего поста).

В Англии и в США очень не любят общегосударственные референдумы. Они появляются только для решения локальных вопросов, местного значения. Там господствует позиция, что национальные органы государственной власти лучше разберутся во всех вопросах.

Поделиться в соц. сетях

Что произошло?

В России завершилось голосование по поправкам к Конституции. Оно длилось неделю с 25 июня по 1 июля. Все это время россияне могли прийти в участковую избирательную комиссию и отдать свой голос без дополнительных заявлений и сообщений. Также можно было голосовать на дому, а в Москве и Нижегородской области – онлайн.

  • Участие в голосовании, по предварительным данным, приняли 65,28% россиян. 
  • Это чуть меньше, чем на президентских выборах в 2018 году – тогда голосовали 67,97% граждан.
  • Явка по онлайн-голосованию превысила 93%.
  • За поправки проголосовали 77,92% избирателей.
  • Против поправок проголосовали 21,27% россиян.
  • Явка и результаты оказались лучше, чем на голосовании за Конституцию 1993 года (ее поддержали 58,4% избирателей при явке 54,8%).
  • Один из самых высоких уровней поддержки поправок был зафиксирован в Чечне. Там за внесение изменений проголосовали 97,92% участников голосования.
  • Единственным протестным регионом оказался Ненецкий автономный округ. Там 54,57% избирателей не поддержали поправки в Конституцию.

Зачем все-таки были нужны поправки?

Поправки к Конституции нужны были для реформы власти, социального блока и закрепления “базовых” для России ценностей – бог, дети, историческая правда, государствообразующий народ, недопустимость сепарации территорий и брак – как союз мужчины и женщины. Однако одним из самых важных пунктов считается “обнуление” президентских сроков Владимира Путина. Хотя изначально об этом старались не говорить.

Так пресс-секретарь президента Дмитрий Песков обосновывал необходимость поправок в первый день голосования:

“Акцент делается именно на тех поправках, которые: укрепляют суверенитет страны и укрепляют социальный характер нашего государства. В действующей конституции есть положения о социальном характере нашего государства, но этот принцип краеугольный получает дальнейшие подпорки очень важные и еще более укрепляется. Ряд других поправок, связанных и с детьми, и с животными, и так далее, которые вносят в конституцию те акценты, которые выходят со временем на передний план и которые являются наиболее важными для граждан, как это проявилось в ходе общественного обсуждения и общественного формулирования этих поправок”, – говорил Песков.

А так пресс-секретарь подводил итоги голосования:

“Состоялся триумфальный референдум о доверии президенту Путину”, – сказал он.

Происхождение слова референдум

Понятия «референдум» предположительно возникло в швейцарском кантоне Граубюнден в начале 16-го века.

Термин «плебисцит» имеет в целом аналогичное значение в современном использовании.  Он происходит от латинского «plebiscita», который первоначально означал постановление Плебейского совета (Concilium Plebis), народного собрания Римской республики. Чаще всего термины «референдум»и «плебисцит» употребляются как равнозначные, но в некоторых странах их используют по-разному — для обозначения разных типов голосования. Например, в Австралии «референдум» определяется как голосование, для внесения изменений в конституцию, а «плебисцит» как голосование, не влияющее на конституцию. Ирландия, наоборот провела единственный плебисцит для утверждения  своей конституции, а последующие голосования носят название референдум. Плебисцит также используется для обозначения голосования без обязательного подсчета голосов, как, например, проведенный в нацистской Германии, чтобы «утвердить» задним числом так называемый аншлюс с Австрией. Вопрос звучал не как «Вы согласны?» а как «Вы одобряете?» о действии, которое уже произошло. Это похоже на убеждение Имона де Валера, что «люди не имеют права делать неправильно», которые в данном контексте означало отказ от новой Ирландской конституции.

Понятие и статус референдума

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Пример

Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одоб­рили перевод транспорта на правостороннее движение, но, не­смотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Референдум РФ (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Агитация

Как и при перед проведением выборов, перед проведением референдума закон допускает агитацию. Статья 60 Федерального закона «О референдуме» выделяет следующие типы агитации:

  1. Встречи с гражданами. Инициаторы мероприятия вправе проводить собрания, дискуссии, демонстрации и митинги, на которых могут донести до граждан свою позицию.
  2. С помощью выпуска агитационных листовок.
  3. В средствах массовой информации, включая радио, телевидение, периодические издания.
  4. Другими способами, не запрещенными действующим российским законодательством (например, посредством сети Интернет).

Встречи с гражданами в период агитации

Реакции

Ряд иностранных лидеров поздравили президента Путина по телефону, в том числе президент Азербайджана Ильхам Алиев , премьер-министр Индии Нарендра Моди , президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев , президент Таджикистана Эмомали Рахмон и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев .

США сказали , что это было «обеспокоены сообщениями российских усилий правительства по манипулируют результат недавних голосов по конституционным изменениям.» Европейской службы внешних действий говорит , что «ожидать все сообщения и утверждения о нарушениях, в том числе принуждение избирателей, многократное голосование, нарушение тайны голосования и утверждений полицейского насилия в отношении журналиста , который присутствовал , чтобы наблюдать, чтобы быть должным образом исследовано «.

Обвинения в мошенничестве и принуждении

Forbes и The Moscow Times обсудили утверждения о фальсификации, представленные физиком Сергеем Шпилкиным, который утверждал, что 22 миллиона голосов могут быть фальсифицированными, и утверждал, что тактика аналогична тем, которые использовались как на выборах в законодательные органы 2011 года, так и на президентских выборах 2018 года , для которых он ранее публиковал статистические данные. доказательства предполагаемого мошенничества.

Associated Press сообщило , что призы были предложены в качестве поощрения для голосования, что избиратели с российскими паспортами из Восточной Украины были отвозят через границу в голосовании, что в ходе досрочного голосования несколько урн были без присмотра в ночное время , и что в Москве, некоторых журналистов и активистов заявили, что они могли проголосовать как онлайн, так и лично, чтобы продемонстрировать отсутствие гарантий против манипуляций.

«Голос» , независимый российский наблюдатель за выборами, заявил, что избирательный процесс был «сфальсифицирован с самого начала» и «несправедливо искажен шумной односторонней пропагандистской кампанией».

The New York Times сообщила, что сотрудники финансируемых государством библиотек в Санкт-Петербурге жаловались на то, что их учреждения приказали им голосовать и в какой день. Газета также предположила, что «референдуму предшествовала длительная пропагандистская кампания» и что общественный дискурс был сосредоточен в основном на патриотических элементах законопроекта, таких как память о погибших во Второй мировой войне , сохранение русского языка и пенсионная защита. Спорные элементы, такие как обнуление предыдущих президентских сроков Путина и ослабление независимости судебной власти, почти не упоминались в официальных сообщениях или публичных выступлениях.

Новая волна «коронабесия»

Когда берут пропорции экзитполов и эти пропорции совпадают с итоговыми пропорциями референдума так, как будто молчунам не о чем молчать, это признак недееспособности и неэффективности системы госуправления. Может быть, еще более страшной, чем-то, что мы видели на примере коронабесия. Кстати, врачи, учителя в Москве, по крайней мере, говорят, нас тут предупредили (без указания источника), что с 20 сентября у нас новый этап ужесточения до середины января». А господа полицейские! Они нам уже не товарищи, они тоже (опять-таки это слухи) говорят, что гаечки начнут завинчиваться с 18 июля.

Что такое референдум?

Референдум — это прямое голосование, в котором все избиратели высказываются по конкретному предложению. Обычно это приводит к принятию новых законов. В некоторых странах «референдум» является синонимом «плебисцита» или голосования бюллетенями.

В некоторых определениях «плебисцита» говорится, что такое голосование используют для изменения конституции или правительства страны. Тем не менее, некоторые другие страны этот термин определяют по-другому. Например, в Австралии «референдум» — это голосование для изменения конституции, а «плебисцит» — голосование, которое не влияет на конституцию. В Ирландии голосование для принятия конституции называют «плебисцит», а голосования за внесение поправок в конституцию — «референдум».

Суд и референдумы

— А какие изменения были приняты в ходе референдума 2004 года?

— В 2004 году прошел общереспубликанский референдум, после которого президент мог выставлять свою кандидатуру на выборы неограниченное количество раз. Тогда как по Конституции 1994 года «одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков».

— Что в новой редакции Конституции сказано о Конституционном суде?

— В новой редакции Конституционному суду посвящена одна статья, тогда как в Конституции 1994 года их было восемь. Раньше было прописано: «прямое или косвенное воздействие на Конституционный суд или его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону». Эта фраза в 1996-м исчезла.

Новость по теме

Около 350 предложений по изменению Конституции внесли белорусы за три дня

Изначально Конституционный суд мог давать заключение о соответствии указов президента Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным в Беларуси. С 1996-го речь шла уже о соответствии «указов президента, изданных во исполнение закона» различным законам и декретам, которые издавал сам глава государства.

Также Конституционный суд мог обратиться с инициативой об изменениях в Конституцию. Эта возможность была ещё у депутатов (требовалось не менее 40 подписей), граждан (не менее 150 тысяч подписей) и президента. После 1996 года парламентарии и Конституционный суд из этого списка исчезли, остались только 150 тысяч граждан и президент.

— А что с референдумами?

— По Конституции 1994 года народные голосования назначались Верховным Советом. С инициативой проведения референдума мог выступить президент. Другой вариант — через подписи 450 тысяч граждан. Когда вопрос о референдуме вносился в парламент, депутаты должны были назначить его максимум через 30 дней.

Нужно менять политическую элиту

— А экономическая ситуация постоянно ухудшается, уже не только малый, но и средний бизнес кончается, тысячами закрываются предприятия, потому что нести такой гнет налоговый не под силу.

— Да. Их почти уничтожили. Из малого, и среднего бизнеса выплывают сегодня последние еще, потому что проблема не только с налоговой политикой.

При этом они говорят уже: мы идем дальше. А зачем вы нам, такие поводыри? Они завели нас в тупик и приглашают в этом тупике обустроиться.

Не надо обустраиваться в тупике! В данном случае нужно менять политическую элиту. Да, у нас теперь вот будет в Конституции записано ограничение для депутатов по наличию двойного гражданства или вида на жительство.

— Но зарубежная недвижимость осталась, счета остались…

— Давайте для начала уберем ту добрую треть депутатов из Парламента, которые сегодня имеют иностранное гражданство. Можно много в адрес либералов кричать, что они там плохие, что их Госдеп финансирует, но вы доказательно опровергните то, что тот же Навальный говорит.

Я, может быть, консерватор еще с советских времен, но я привык, что, если что-то публикуется, кто-то должен сесть: или журналист, который оклеветал невинного человека, или далеко не невинный человек, о котором открылись страшные криминальные вещи. Но кто-то должен сесть. А у нас — все безнаказанно. Вот ведь в чем беда!

— И должна быть актуальной, наверно, вернуться к актуальности, хорошо бы появилась рубрика типа «Правда» выступила. Что сделано?»

— Совершенно точно. Только так.

Беседовал Вадим Горшенин

Подготовил Юрий Кондратьев

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Сергей Бабурин: Русский мир, Конституция и пандемия

Куратор: Олег Артюков

Подведем итоги

Носителем власти в РФ является ее народ. Реализовывать свои властные полномочия он может через выборных представителей или на референдуме. Организовать последний вправе любой совершеннолетний дееспособный гражданин России. Для этого он должен собрать инициативные группы по 100 человек каждая не менее, чем в половине регионов страны и зарегистрировать их. После этого собирают подписи. В каждом регионе, где зарегистрирована группа, нужно собрать не меньше 50 000 подписей и предоставить их в Центризбирком. Если все прошло успешно, Центризбирком направляет результаты сбора Президенту, после чего тот проводит их дополнительную проверку назначает дату голосования. Само голосование проходит точно так же, как выборы.

Может быть, итоги голосования уже лежат в каком-то кабинете

— Все-таки в 93-м году мы тоже странно принимали Конституцию вместе одновременно с выборами депутатов Госдумы — как раз по этой Конституции, как будто она уже действует. Это — нонсенс юридический. Сейчас — тоже нонсенс: если закон о поправках в Конституцию уже принят, то зачем вообще голосовать?

— Ну, как нам объяснил Конституционный суд, для усиления этой конституционной нормы. Я поэтому не знаю, чем они руководствовались. Действительно вполне было бы достаточно, что уже приняли. Но только нашлись бы тогда критики, у нас ведь критика будет всегда. Сделаем мы шаг влево, будут кричать: надо было идти направо!, сделаем шаг направо, будут кричать: надо идти налево!. В этом я власти даже сочувствую.

Это как раз критерий того, кто за эволюционные изменения, а кто за бесконечные потрясения. Я выступаю за то, чтобы попробовать новую модель. Президент хочет еще власти, у него сейчас — вся власть, он хочет ее еще больше, ну пусть возьмет, если она не нужна ни Федеральному Собранию, ни судам не нужна.

— Если нет норм, как голосовать? А если проголосует минимум?… А если большинство проголосует против?… И что делать с результатами?… Ведь даже если всего один человек придет и проголосует, и то голосование состоится.

— Да. Какие проблемы? Голосование состоится. Может быть, уже его итоги лежат в каком-нибудь кабинете.

— Проблема в том, что миллиарды рублей выбрасываются на пустышку.

— Это — не проблема, это — печаль. Проблема в том, что у нас разворовываются триллионы ежегодно. Вот это — проблема. А вот с какой стороны браться за это решение, я, например, сегодня не смог бы давать рецепт, потому что у нас ведь нет коррупции, у нас страну вернули в эпоху кормления, когда чиновники, назначаемые на должность, ввергаются в такую систему, что они обязаны брать поборы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector