Процедура принятия закона. обсуждение законопроекта. чтение законов в госдуме. новый закон

Содержание:

Инициатива

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов
. Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Процедура принятия ФЗ

Процедура одобрения ФЗ носит избирательный характер, это следует из статьи 106. Согласно ей, обязательно для одобрения направляются законы касающиеся: бюджета страны на будущий год, внешней и внутренней политики, налогообложения, валютного регулирования, мира и войны. Окончательно, ФЗ вступает в силу с даты указанной в нем, или в обращении президента страны после его обнародования. Обычно в течение двух недель после одобрения Советом Федерации.

Нехватка квалифицированных кадров вынуждает работодателей оставлять на рабочих местах работников, которые достигли определенного возраста и оформили пенсию. Не редко сами…

История гласит — самый первый в мире закон создан в Месопотамии царём Хаммурапи. Но, что же это такое — закон? Сегодня, по определению юриспруденции Закон означает нормативный…

Инструкция

Нормативный правовой акт — акт, содержащий правовые нормы, то есть правила, регламентирующие те или иные стороны . Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон — это акт высшей юридической силы, содержащий нормы, регулирующие наиболее важные стороны общественной и государственной жизни, и рассчитанный на неоднократное . Закон принимается исключительно законодательными органами власти Российской Федерации. Закон принятый Федеральным Собранием является федеральным и действует на всей территории государства; принятый региональным парламентом – является законом субъекта РФ и имеет силу только в границах соответствующего региона.

Подзаконный же акт – это акт, основанный на нормах закона, издаваемый и применяемый органами исполнительной власти на основании и во исполнение положений закона. По юридической силе подзаконный акт стоит ниже закона и должен противоречить его нормам.

К законам в РФ относятся Конституция, федеральные конституционные законы, законы субъектов РФ. Подзаконными актам являются указы Президента, постановления Правительства, приказы, положения федеральных , ведомств, служб, постановления органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон – это нормативно правовой акт, посвящённый наиболее важным сторонам экономической, общественной, политической жизни общества и государства. Перечень важнейших общественных отношений, по которым принимаются федеральные законы, обозначен в Конституции Российской Федерации — это установление системы федеральных органов государственной власти, защита прав и свобод человека и гражданина, основы экономической, социальной, культурной, налоговой, бюджетной, финансовой политики России, обороны, безопасности, государственной службы, внешней политики, охраны государственной границы, уголовного, гражданского законодательства и т. д. К федеральным законам относится, например, закон «О полиции» — регламентирующий деятельность этого правоохранительного органа, или закон «Об образовании» — устанавливающий правовые основы образования в РФ. Кодексы Российской Федерации, например, Уголовный, Гражданский или Трудовой — также являются федеральными законами.

Федеральный закон по юридической силе стоят выше всех иных нормативных актов Российской Федерации, за исключением Конституции, федеральных конституционных законов, а также норм международного права. Приставка «федеральный» означает то, что нормы федерального закона обязательны к исполнению на всей территории РФ, во всех её субъектах. Когда закон субъекта РФ противоречит федеральному закону — по юридической силе выше нормы федерального закона, за исключением случаев указанных в части 6 статьи 76 Конституции РФ.

Порядок принятия федерального закона называется законодательным процессом и регламентируется Конституцией Российской Федерации. Закон является принятым и вступившим в силу на территории РФ, когда он внесён на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации), рассмотрен палатами, принят ими, и далее подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе — тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье — одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона
требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого — также в 14-дневный период — документ предается президенту.

Еще по теме 1. Подготовка и проведение второго чтения законопроекта в Государственной Думе:

  1. 1. Подготовка законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе
  2. 1. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой в нервом чтении
  3. Какие преференции при выдвижении кандидатов имеют политические партии, представленные в Государственной Думе
  4. Почему лидером парламентской фракции в Государственной Думе становится лидер партии
  5. 3. Большевистская газета «Правда». Большевистская фракция в IV Государственной думе
  6. § 4. Подготовка к проведению следственного эксперимента


Авторское право —
Аграрное право —
Адвокатура —
Административное право —
Административный процесс —
Акционерное право —
Бюджетная система —
Горное право‎ —
Гражданский процесс —
Гражданское право —
Гражданское право зарубежных стран —
Договорное право —
Европейское право‎ —
Жилищное право —
Законы и кодексы —
Избирательное право —
Информационное право —

И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов. Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Функционирование СФ ФС РФ

Сенаторы решают довольно обширный круг весьма специфических задач, например, об использовании Вооружённых сил РФ за пределами Федерации. Такое решение принималось в 2008 году, во время грузино-осетинского конфликта. В 2014 году СФ также дозволил ввод российских войск на территорию Украины после государственного переворота, произошедшего в соседнем государстве.

Кроме того, СФ может отрешить от должности главу государства, чего, однако, в нашей стране ещё не происходило. Есть ещё ряд вопросов, вроде назначения главы Счётной палаты и председателя Конституционного суда. Среди прочего, СФ занимается одобрением законопроектов, прошедших три чтения в Государственной Думе — нижней палате парламента. Остановимся немного более подробно именно на этом фронте работы СФ. А объём, можно сказать, колоссальный — за всю историю законотворчества современной России три чтения прошли около 9 тыс. потенциальных законов.

Отклонение законопроектов

Система обеспечения законодательной деятельности позволяет собрать некоторую статистику о законопроектной деятельности. СФ, рассматривая очередной добравшийся до верхней палаты проект, может его либо принять, либо отклонить. Посчитаем число законопроектов, отклонённых и возвращённых на доработку.

Так, в 7ом сезоне СФ отклонил 1 законопроект, который, однако, был затем доработан и всё-таки подписан главой государства. Речь о весовом контроле транспортных средств. В 6ом «сезоне» — также 1 законопроект с той же участью — в части требований к рекламе. 5й созыв — снова 1 законопроект, однако, главой государства не подписанный. Четвёртый созыв получил 2 отклонения, одно из которых стало законом (разграничение ведения Татарстана и РФ), одно — нет (мораторий на лицензирование производства игорного оборудования. Итого, 5 отклонённых документов за 19 лет.

До этого было чуть больше активности в этом плане. Так, в 3ем созыве отклонено 23 проекта. Из них были доработаны и подписаны Президентом 9. Во втором составе ФС отклонил аж 233 проекта. 105 отклонений стали законами. Первый созыв отклонил 77 текстов, но 31 дошли до пера Б. Ельцина. Кроме одного — проект № 95700004-1 о кредитных потребительских кооперативах граждан был подписан уже В. Путиным.

Одобрение законопроектов Советом Федерации

Оценим количество одобренных сенаторами проектов, по созывам:

  • 135 в первом
  • 836 во втором
  • 656 в 3м
  • 1102 в 4м
  • 1573 в пятом
  • 2302 в шестом и
  • 2068 в текущем, седьмом созыве, итого — 8672 единиц. Довольно резкий контраст с отклонёнными, коих удалось насчитать 338.

Тут можно, конечно, сослаться на давность лет и возможные огрехи в заполнении баз данных АСОЗД (автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности). Всё же она появилась много позже начала функционирования СФ — в 2006 году. Однако, если брать последний состав сенаторов, разница конечно колоссальная. Даже учитывая возврат на доработку, отклонений в 7ом созыве всего 5. Можно сказать, конформизм полный.

Ещё 228 проектов за все созывы поступили главе государства, минуя СФ. Один из них, например, «О прекращении раздела Черноморского флота», внесённый в Думу в 1996 году и снятый с рассмотрения лишь спустя 21 год.

Конечно, сенаторы зачастую являются авторами законодательных инициатив, попадающих затем на рассмотрение сначала Думы, а уж потом Совета Федерации. И, конечно же, законопроекты, прошедшие три чтения в нижней палате, рассматриваются сенаторами. Однако, учитывая объём отклонений, эту фазу можно и пропускать. Кстати, недавно бессменный лидер фракции ЛДПР В.В. Жириновский предложил упразднить СФ. Он отметил, что в стране слишком много ненужных депутатов и чиновников, да и социальная дистанция не помешает.

Ещё по теме «Совет Федерации Федерального Собрания РФ — статистика рассмотрения законопроектов»:

  • Возраст депутатов Госдумы. Самый молодой и возрастной депутаты
  • Сколько депутатов в России?
  • Индексации зарплат госслужащих в 2021 году не будет
  • КПРФ в Госдуме — сколько законов создала фракция?
  • Производство алкоголя может стать государственным

Особенности проведения чтений

федеральному законодательству

Что касается второго чтения, то в данном случае, формируется процесс работы с определенными поправками. В данном случае, составляется две таблицы. В оной формируются сами поправки, которые были приняты в качестве своеобразных рекомендаций, в другой таблице формируются поправки к отклонению. Нередко бывают ситуации, когда предлагается разработка третей таблицы, которая в своем составе содержит данные по изменениям, которые не были приняты профильным комитетом.

Третьей чтение – процесс окончательного голосования. То есть, это этап, который предполагает процесс принятия законопроекта в качестве закона. Все поправки должны быть рассмотрены до этого момента. В нашей стране, по требованию большинства депутатов, законопроект может быть снова возвращен на стадию второго чтения. Если же законопроект набрал нужное количество голосов, он считается принятым.

Согласно ст.136 ТК заработная плата выплачивается каждый полмесяца, в тот день, который изначально должен быть определен трудовым распорядком, а также трудовым договором. То…

Очень часто у нас появляются вопросы, связанные с получением наследства. Существует по закону не одна очередь наследования, если человек умер и не составлял завещания на…

Принятие федеральных законов
в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее.

А что не так?

Чопорный порядок принятия новых нормативных актов напоминает британский парламент. Но в нашем, отечественном, депутаты редко спорят, а страсти обычно кипят по пустячным поводам. При этом в зале – 450 человек (или около того), неужели все согласны? Конечно, нет. И споры, убеждён, бурлят, но не на публике. А значит, помимо официальных стадий законотворчества есть непубличные.

Именно там, в тени, решается вопрос о будущих нормативных актах. Это предположение косвенно подтверждается новостями. Порой бывает так: принятие будущего закона анонсируется в СМИ, а потом – тема внезапно глохнет. Или какой-то судьбоносный акт разрабатывается и выносится на чтения в стадии полной секретности.

Второе чтение

Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую — к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён.

История появления верхней палаты

Совет Федерации возник в период распада СССР, в результате паралича государственной власти как замена Съезду народных депутатов РФ и Верховному Совету Российской Федерации. Указом Президента РФ № 1400 от 21.09.1993 г. прекращены функции Съезда и ВС. Это результат так называемой поэтапной конституционной реформы, инициированной в начале 90х.

Свежеиспечённое Федеральное Собрание действовало на основании переходного положения о госвласти в РФ, являвшегося приложением к указу № 1400. Изначально СФ наполняли главы исполнительной власти регионов (президенты республик) и «начальники» региональных парламентов. Современный вид верхней палаты был закреплён к концу того же 1993 года, с принятием первой (ныне здравствующей) в истории современной России Конституции — ч. 1 ст. 11. Статья эта дошла без изменений и до наших дней.

Но лишь в 2020 году появился специальный закон, посвящённый формированию Совета Федерации и требованиям к его членам, а также иным вопросам. Да и само понятие «сенатор» появилось в российском законодательстве в том же «коронавирусном» 2020м году.

Опубликование

Принятие законов в РФ
завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, «Российская газета», «Собрание законодательства РФ». Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

Кто обладает законодательной инициативой

Закон позволяет выдвигать законодательную инициативу:

  • депутаты ГД РФ отдельно или группой;
  • профильные комитеты ГД РФ;
  • члены Совета Федерации4
  • президент РФ;
  • профильные министры.

Таким образом, граждане не могут выдвинуть законотворческую инициативу. Однако они могут действовать через своего депутата. Страна поделена на избирательные округи. Каждый депутат закреплен за конкретно взятым округом. Он должен работать с населением. Для этого у него есть несколько помощников и общественные приемные. Так, любой гражданин может прийти и выдвинуть свою законотворческую инициативу. Если она окажется весьма привлекательной и эффективной, то депутат может выдвинуть ее на голосование. Однако перед этим нужно передать идею в профильный комитет Госдумы, чтобы его члены смогли рассмотреть эффективность и новизну идеи, оценить прибыль или ущерб для федерального бюджета, проверили на легитимность и разработали механизм действия.

Выписка из статьи 104 КРФ

То есть, каждый может озвучить свои мысли по поводу новых законов. Но для их принятия нужно действовать через лиц, которые имеют право на законодательную инициативу. Стоит отметить, что каждый депутат обязан иметь общественную приемную и помощников. Также он обязан работать с наказами избирателей. Если они не выполняются, то вероятность переизбрания на еще один срок снизится. Сегодня электорат становится все более грамотным, поэтому контролирует деятельность народных избранников.

Процедура принятия закона – пошаговая инструкция

Процесс принятия федеральных законов строго регламентирован. Он подробно указан в Конституции РФ, поэтому депутаты обязаны следовать ему. Стоит рассмотреть подробнее, как происходит принятие новых законов в России.

Шаг 1

Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ. До этого он должен проработать его, обосновать и проверить на легитимность. Для этого Госдума обладает большим штатом юристов, проверяющие каждый законопроект.

Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ

Шаг 2

Доработка закона после первого чтения. Необходимо внести правки и учесть замечания коллег по палате парламента.

Доработка закона после первого чтения

Шаг 3

Второе чтение законопроекта. Если опять есть замечания, то процесс нужно повторить, а при отсутствии неточностей происходит процедура голосования. Необходимо, чтобы большинство депутатов ГД РФ проголосовали за законопроект.

Второе чтение законопроекта

Шаг 4

Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения. За это отвечает председатель Госдумы. Сенаторы тоже должны одобрить его. В случае наличия замечаний он отправляется на доработку.

Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения

Шаг 5

Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней.

Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней

Шаг 6

Публикация законопроекта, после чего он будет обладать юридической силой.

Публикация законопроекта

Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Сроки принятия законов в России

Процесс принятия законопроекта может оказаться весьма долгим. Он не оговорен законом. То есть, один законопроект могут обсуждать несколько лет и постоянно его дорабатывать. На самом деле это нормально. Сейчас есть несколько непринятых проектов, к которым депутаты ГД РФ постоянно возвращаются и снова откалывают процесс принятия в силу различных причин. Однако, если все происходит достаточно быстро и депутаты принимают проект, то сроки его принятия регламентированы.

Выписка из ФЗ-5 от 14.06.1994 года

Таблица 1. Сроки принятия законов в России

Этап принятия закона Срок (дней)
Передача членам Совета Федерации 5
Передача на подписание президенту 5
Публикация закона после подписания 14

Таким образом, если все делать быстро, то за месяц проект может быть подписан и обнародован. Однако стоит понимать, что не всегда ФЗ сразу получает юридическую силу. Если указаны четкие сроки его начала (а иногда и окончания) действия, то он не может действовать до наступления этого срока, несмотря на подписание президентом и публикацию согласно требованиям действующего законодательства.

Специфика действия правовых актов во времени

После того как завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается — с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

Общие сведения

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой
позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

А теперь – примеры

Быстро придумали – быстро отклонили

Нередко ущербность инициативы обнаруживается уже во время первого чтения. В январе 2016 года, то есть больше 5 лет назад, депутат от КПРФ Иван Никитчук взорвал информационное пространство предложением штрафовать и подвергать аресту лиц, не стесняющихся демонстрировать нетрадиционную ориентацию. Свою инициативу он вместе с соавторами облачил в форму законопроекта.

– У вас что-нибудь в штанах поднимется на мужика – чтобы ему впендюрить в заднюю часть бойца? – вопрошал парламентарий, не стесняясь в непарламентских выражениях.

И хотя тема действительно была на слуху, Госдума в тот раз решила не рисковать. Уже в первом чтении инициативу забраковали. Кроме того, думский комитет по конституционному законодательству также высказался против. Конечно, целующиеся мужики – главная проблема России, кто бы с этим спорил.

Перенести нельзя принять к рассмотрению

В США есть такой уникальный институт, как «карманное вето», а в РФ – бесконечный перенос рассмотрения законопроекта. Это не противоречит регламенту, но по факту процесс растягивается на месяцы и годы

Есть такая проблема, как перепродажа билетов на культурно-массовые мероприятия, на которую впервые обратили внимание осенью 2018 года. Однако принятие законопроекта по противодействию «перекупщикам» затянулось

Не будем вдаваться в подробности закона. Нам интересна лишь хронология: хотя изначальный и итоговый тексты документа значительно совпадают, процесс его принятия затянулся. И, как видим, парламентариям не нужно объясняться: можно переносить рассмотрение несколько раз, и ничего за это не будет. Куда торопиться?

Каденция – коротка, обсуждения – вечны

В качестве иллюстрации бренности бытия и постоянства обсуждений хотелось бы вспомнить столь любимый мной закон «О домашнем насилии». Как думаете, сколько времени потребовалось на его подготовку и воплощение в жизнь? С каких времён ведутся не разговоры, а напряжённые законотворческие процессы? Вроде бы – с 2016 года, когда текст документа был внесён Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

В тот раз его постигла печальная судьба: ещё на предварительном рассмотрении было принято решение о возврате проекта инициатору. К вопросу возвращались неоднократно, но проблема так и осталась нерешённой. Впрочем, если хорошо поискать в архивах Госдумы, можно обнаружить, что подобный проект обсуждался ещё во время лихих 90-х, с таким же успехом.

Потребовалось всего 4,5 года, чтобы снять законопроект с обсуждения. Ну и ещё 20 лет, чтобы расписаться в собственной беспомощности принять нормативный акт, который бы помог бороться с домашним насилием.

Президент всегда за или нет?

Ну и напоследок – захотелось найти такой проект, который бы вызвал вопросы у Президента. Всё же, он умеет высказать веское слово (по крайней мере, на камеру). Всегда ли он подписывает законы, принятые народными избранниками? Порой глава государства отклоняет проекты, но происходит это крайне редко.

К примеру, 29 декабря 2016 года Владимир Путин не подписал ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 15 и 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ «Об образовании в РФ», принятый Госдумой 21 декабря 2016 г., одобренный Совфедом 23 декабря 2016 г. В начале 2017 года об этом казусе писали много и часто. А потом – тишина. Мне стало интересно, чем закончилась история.

Скажу откровенно, что на поиск даже номера проекта (№ 1048557- 6) пришлось потратить некоторое время: как сквозь землю провалился! Но в конце концов отыскался. Так вот, спустя полтора года после отклонения закона Президентом закон был снят с рассмотрения. И так никогда и не был принят повторно.

Порядок принятия закона в РФ

Порядок принятия Федеральных законов в РФ регулируется и регламентируется Правительством Российской Федерации и Федеральным собранием. Принятие происходит при помощи голосования в Государственной Думе. В случае, если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, он будет принят. Проекты Федерального масштаба должны быть одобрены Советом Федерации. Так вступил в силу закон о госслужбе. Подробности

Схема принятия законов в РФ:

  • Первым делом закон составляется. Он может быть составлен Президентом России, Верховным, Конституционным или Высшим судом, депутатами Гос. Думы, Правительством России или Советом Федерации. (ФЗ о конституционном суде в РФ читайте );
  • Затем в трех этапах ФЗ анализируется депутатами Гос. Думы. Во время первого этапа депутаты рассматривают общие положения, основные принципы, цели и задачи. Во время второго этапа рассматриваются дополнительные положения, вносятся дополнительные нюансы и детали, корректировки. Во время третьего этапа проходит голосование и законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ или Гос. Думой;
  • Обязательно при принятии каждого закона проходит голосование депутатов в Гос. Думе. Депутаты голосуют «за» или «против» него. Если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, то он передается на рассмотрение Совету Федерации. В случае срочных Федеральных законов достаточно голосов трех или четырех человек «за» и он будет принят;
  • ФЗ принят в случае, если голосов на заседании Совета Федерации больше половины. В случае Федеральных конституционных законов количество голосов во время голосования должно превысить 70% для вступления в силу. Совет Федерации одобряет или отклоняет законопроект в течение 14 дней. В случае, если он был отклонен, его отправляют обратно в Гос. Думу для повторного рассмотрения или внесения поправок;
  • Когда закон прошел все инстанции и каждый совет принял его, он передается Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14 дней проверяет его, рассматривает и в конце подписывает или отклоняет и отправляет обратно. Документ снова должен пройти через Государственную Думу для повторного голосования и внесения необходимых изменений. Если повторно закон набрал более 66% голосов в Гос. Думе, то он принимается без согласия Президента, он обязан подписать его в течение семи дней;
  • Президент ставит подпись на документах законопроекта и в течение недели он должен быть открыто опубликован и передан в СМИ. А в течение десяти дней ФЗ вступает в силу.

При публикации и принятии Федерального закона ему присваивается идентификационный номер, буквы «ФЗ» и дата его подписания Президентом. Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ №324

О ФЗ 25 в последней редакции читайте

Кто разрабатывает проект закона?

Проекты законов РФ рассматриваются и разрабатываются Правительством Российской Федерации. После разработки проекта он отправляется вместе со всей документацией в Государственную Думу для проведения голосования.

Среди необходимых бумаг, отправляющихся вместе с ФЗ в Гос. Думу:

  • Отчет экономической и финансовой составляющей вместе с предварительной информацией о социальной стороне, прогнозами и анализом;
  • Дополнительные бумаги, в которых составлены сведения об изменениях или поправках, необходимых для принятия или положениях, анализ и изменения которых нужно произвести;
  • Бумаги с оформленными отчетами и информацией о финансовой составляющей государства в будущем году;
  • Документы с исполненным или подлежащим исполнению минимумом бюджета за прошлые кварталы.

Согласно Конституции Российской Федерации объекты законодательных инициатив имеют право предлагать и подавать документы на рассмотрение для внесения изменений в определенные положения Федеральных законов. В случае, если по предоставленным документам социальная статистика и предполагаемый бюджет на будущий год выше, чем есть на самом деле, то есть социальная и экономическая составляющая снижаются, проводится анализ примерного дохода на будущее по Федеральному бюджету.

О последних изменениях в ФЗ 220 читайте

Когда законодательный акт вступает в силу?

Согласно последовательности принятия закона в РФ по Федеральному закону номер 5 о публикации и вступления в силу федеральных конституционных проектов, ФЗ и актам палат Федерального Собрания, он вступает в силу в момент одобрения его Государственной Думой. Но по настоящему положению вещей закон вступает в силу только через 10 дней после подписания бумаг Президентом России.

Согласно ФЗ номер 5, Конституционные проекты считаются принятыми и вступают в силу после одобрения его членами Парламентом России. В этот момент законопроект получает юридическую силу.

Заключение

Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие

Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами

Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector